Дата основания поселка и его расположение 4 Дата основания поселка Южный 4 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Летопись Поселка Дальнее поле Песчанокопского района Ростовской области... 1 205.3kb.
Пояснительная записка. Наименование музея: Школьный историко- краеведческий... 1 23.99kb.
«ист-сервис» 1 16.62kb.
Конкурс научно-исследовательских работ «Отечество» Имя нашего земляка П. 1 303.15kb.
Информация по раскопкам в городе Нижнем Новгороде, находящимся в... 4 4813.06kb.
Программа Технологии баз данных вм-511 Дата набора 2011 Дата выпуска... 1 357.1kb.
Постановляю: Провести в городском округе Тольятти с 31 мая по 03... 1 316.53kb.
Разрешения/ дата выдачи Кому выдано Вид деятельности 1 183.2kb.
Социокультурные основания и законодательное оформление сети закрытых... 2 493.67kb.
Учётный номер Место и дата захоронения 1 59.22kb.
Учётный номер Место и дата захоронения 1 219.93kb.
Театр танца "Инбаль" Сары Леви-Танай Как образ алии евреев из стран... 1 31.01kb.
- 4 1234.94kb.
Дата основания поселка и его расположение 4 Дата основания поселка Южный 4 - страница №1/9



ОГЛАВЛЕНИЕ


От автора 3

Дата основания поселка и его расположение 4

Дата основания поселка Южный 4

Расположение поселка 4

Возникновение Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги 5

“Общество устройства и благоустройства поселка Южный” 6

Образование Общества 6

Принятие устава Общества 6

Задачи, которые стояли перед “Обществом” 7

Деятельность Общества и благоустройство поселка Южный 8

Руководители комитета 10

Денежные средства Общества 11

Кирпичный завод 13

Завод до революции 1917 года 13

Завод после революции 1917 года 14

Пруд 16


Становление пруда 16

Пруд ныне, его проблемы 18

Общественный дом и театр 20

Первые сведения 20

Строительство общественного дома 20

Общество потребителей 22

О строительстве школы и обгоночного пути 23

Строительство школы 23

О постройке тупика и обгоночного пути на разъезде Артемовка 23

Электрическое освещение 25

Водопровод 29

Укладка труб 29

Водопроводное хозяйство, скважины 29

Водонапорная башня 31

Поселок Южный в период первой мировой империалистической войны 33

Первые ревкомы поселка Южного 33

Исторические данные о Комаровке 34

Село Комаровка в прошлом 37

Комаровская фабрика пластмассо-щеточных изделий 43

Фабрика пластмассо-щеточных изделий в наши дни 43

Прошлое Комаровской фабрики пластмассо-щеточных изделий 43

Детские дома для беспризорных 49

О чем свидетельствуют архивные данные в первые годы советской власти в поселке 50

Состав населения 55

Пункт Харьковского приемо-передаточного радиоцентра Министерства связи СССР 57

Из жизни поселка Южного 58

Клуб 61

История клуба города Пивденное 61



Клуб в бывшем селе Комаровка 63



От автора


25 апреля 1911 года жителем поселка Южный А.П. Дракиным был издан “Очерк возникновения и развития поселка “Южный”.

Очерк небольшой, на 30-ти страницах которого рассказывается про историю возникновения и развития поселка, про первые годы его жизни.

В Очерке помещены 17 фотографий видов поселка тех далеких лет.

Написанный Очерк с интересом читался жителями поселка Южный все годы с 1911 по 1993 г.

Ниже перед читателями изложены “Исторические сведения” г. Пивденное в виде небольших очерков, которые помогут заглянуть в прошлое и настоящее города, узнать о его становлении, совершить своеобразную экскурсию по его предприятиям, детским оздоровительным лагерям, улицам и другим местам. Многое узнает читатель из данных “Исторических сведений”, ранее которые не публиковались.

Всякая история, даже и неискусно писанная бывает приятна, тем “более отечественная”, говорит римский писатель, ученый Плиний.

Автор в надежде, что “Исторические сведения” будут с интересом читаться жителями города, для которых, в основном, они и написаны, а также всеми, кто интересуется историей родного края.

Чтобы написать настоящий материал со дня возникновения села Комаровка, возникшего в середине XVII века, и поселка Южный, возникшего в 1906 году и по 1993 год, автор использовал литературу, перечисленную в конце книги.

Приношу сердечную благодарность старожилам города И.П. Надточий, В.Т._Гарбуз, М.Т. Конотоп, А.И. Носко, Д.С. Афанасьеву, В.А. Игнатенко, А.Т._Михайлову, К.Д. Демчук, И.Г. Новакову, Т.Г. Гросс, О.И. Перепелкиной и остальным 70 старожилам, чья помощь в сборе материалов, а также их рассказы помогли в написании “Исторических сведений” города Пивденное.

Приношу сердечную благодарность председателю исполкома городского Совета народных депутатов В.Ф. Даниленко за проявленную большую инициативу в издании данной книги.

Автор – житель города с 1922 года, знает его историю, но не исключено, что при написании данного материала будут некоторые упущения, и если кто-либо из читателей пришлет свои замечания, поправки, которые бы более соответствовали действительности, буду благодарен.

В. А. Ломакин

г. Пивденное, ул. Пролетарская, З6-А

октябрь 1993 г.

Дата основания поселка и его расположение

Дата основания поселка Южный


Датой основания поселка Южный считается 13 августа 1906 года.

13 августа 1916 года поселку Южный исполнилось 10 лет.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 января 1918 года Новый Календарь был введен с 01 февраля (по старому стилю) 1918 г. Вместо 01 февраля старого стиля считалось 14 февраля Нового стиля.
Следовательно:

26 августа 1931 года поселку Южный исполнилось 25 лет.

26 августа 1956 года поселку Южный исполнилось 50 лет.

26 августа 1981 года поселку Южный исполнилось 75 лет.



26 августа 2006 года поселку Южный исполнится 100 лет!

Нет сомнения в том, что жители г. Пивденное 26 августа 2006 года достойно отметят знаменательную дату: 100 лет г. Пивденное!


В августе месяце 1993 года жители города Пивденное отметили знаменательные даты:

87 лет со дня основания поселка Южный – 26 августа 1906 года.

50 лет со дня освобождения города от немецких оккупантов – 29 августа 1943 г.

30 лет как поселки Южный и Комаровка, объединившись, стали городом – 29 августа 1963 г. В эти дни бывшему селу Комаровка исполняется примерно 325 лет.


Расположение поселка


Расположение г. Пивденное (от ст. Комаровка) относительно других городов и уровня воды Балтийского моря (бывшее название Варяжское).
1. Железнодорожные рельсы, проходящие через ст. Комаровка, находятся над уровнем воды Балтийского моря на 120 м.

2. Парк Победы, как высшая точка города, находится над уровнем воды Балтийского моря на 194,5 м.

3. Уровень воды Балтийского моря взят за нулевую отметку относительно ординара1 Кронштадского футштока2.

4. Пивденное находится от центра Северного полюса на расстоянии 4.450 км, от самой жаркой точки Земли, экватора, находится на расстоянии 5.550 км.


Возникновение Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги


Возникновение поселка Южный, в 1906 году, произошло по инициативе служащих и рабочих, которые работали в те годы на Курско-Харьково-Севастопольской железной дороге. Несколько слов из истории возникновения Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги.

В 1844 году известный русский инженер П.П. Мельников предложил проект строительства железной дороги Москва-Харьков-Севастополь.

Этот проект был утвержден лишь спустя годы.

В 1864–1868 годах была построена железная дорога Москва-Курск. Шло строительство линии Курск-Харьков-Ростов, которая была закончена к концу 1869 г.

Первый поезд прибыл в Харьков 06 июля 1869 года. Пожелтевшие страницы “Московских ведомостей” рассказывают о заседании Харьковской городской думы, где впервые обсуждался вопрос о выборе места будущей железнодорожной станции вокзала. Дума пришла к выводу, что место “близ Холодной Горы… самое выгодное и удобное. Эта местность близка к центру города... не требует никаких издержек (дополнительных больших расходов) на приспособление путей к этой местности, так как она прилегает к идущему уже шоссе к центру города”.

23 декабря 1869 года из Харькова в Лозовую прибыл первый поезд, направляющийся в Ростов-на-Дону. Началось регулярное железнодорожное движение. В первой половине. 1870 года была проведена железная дорога и до Севастополя. Дорогу назвали Курско-Харьково-Азовская и Лозово-Севастопольская. Они в 1894 году соединились в одну под названием Курско-Харьково-Азовская, Лозово-Севастопольская и Джанкойско-Феодосийская железные дороги. Через два года из-за длинного и трудного названия ее переименовали в Курско-Харьково-Севастопольскую. К этому времени в Харькове для ремонта подвижного состава были построены паровозные и вагонные мастерские, а также устройства для снабжения паровозов углем и водой.

В Харькове образовано Управление Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги. Управление размещалось в центре города в здании пассажа. Во время Великой Отечественной войны здание пассажа сгорело, и оно не было восстановлено. В 1914 году Управление перешло в свое здание, которое строилось с 1912 по 1914 год. Весной 1877 года вступило в строй железнодорожное сообщение Харьков-Одесса-Николаев. Образовалась Харьково-Николаевская железная дорога.

В 1907 году бывшая Курско-Харьково-Севастопольская и Харьково-Николаевская дороги соединились в одну магистраль под названием Южные Железные Дороги.

Такое наименование существовало до 1934 года. С того времени и до наших дней она называется Южная Железная Дорога.

В Управлении дороги паровозных, вагонных мастерских и в других службах работали будущие жители поселка. В те годы квартиры в Харькове настолько повысились в цене, что человеку с ограниченными средствами жизнь в городе, даже не в центре его, стала почти недоступной. Естественно, часть малоимущего населения выселилась на окраины города. Другая часть расселилась по линии железной дороги. Эти меры не дали полного решения в отношении нормальных квартирных условий.


“Общество устройства и благоустройства поселка Южный”

Образование Общества


Жилищный вопрос стал одним из самых тяжелых назревших вопросов того времени. Вследствие этого в 1906 году среди служащих и рабочих Курско-Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской железных дорог зародилась идея образовать новый поселок и тем самым разрешить жилищный вопрос.

Таким новым поселком явился поселок Южный. Название “Южный” поселок получил вследствие своего положения, т.е. он находился южнее пригородных поселков как: Липовая Роща, Высокий, Зеленый Гай, а также ввиду того, что основателями его были служащие железной дороги, пожелавшие ознаменовать соединение Курско-Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской железных дорог в сеть Южных дорог, наименовав поселок “Южный”.

Число таких служащих и рабочих было 369 человек. Они и представляли собой “Общество устройства и благоустройства поселка Южный”. Число членов “Общества” росло из года в год.

Архивные данные говорят, что в 1910 году число собственников-участников поселка “Южный” достигло 810 человек.

Данные того времени свидетельствуют, что в 1902-1903 гг. среди служащих Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги возникла идея образования пригородного поселка, путем приобретения земельных участков на кооперативных началах. В результате этого и был основан поселок “Высокий”, отстоящий от Харькова на 14,1 км. В течение 3-4 лет поселок Высокий принял настолько благоустроенный и заселенный вид, что идея образования нового поселка уже никого не смущала.

“Общество устройства и благоустройства поселка Южный”, которое начало организовываться в 1906 году, энергично взялось за создание нового поселка на примере создания поселка Высокого. Им стал Южный.


Принятие устава Общества


Организаторами первых шагов деятельности “Общества” были: С.П. Сокол, А.А._Подобедов, А.Н. Босолыго, Ф.Т. Романович, А.И. Средин.

Они явились учредителями “Общества” поселка “Южный” при разъезде Артемовка1 Южных железных дорог, Харьковской губернии и уезда.

Итак, “Общество” создано. Для того чтобы “Общество” действовало в пределах Харьковской губернии, оно должно иметь разрешение существующих властей на законную юридическую деятельность. Для этого был составлен Устав “Общества”, который не имел ни каких политических намерений и был представлен на утверждение Харьковского губернского по делам об Обществах Присутствия, утвержден, и означенное “Общество” под №5 занесено в реестр обществ по Харьковской губернии за 1907 год. Его подписал Губернатор, Генерал-Лейтенант Пешков июня 2-го дня 1907 года.

“Общество” получило законную юридическую силу. Оно имело свою печать с надписью: “Общество устройства и благоустройства поселка Южный”.


Задачи, которые стояли перед “Обществом”


Задачи, которые стояли перед “Обществом”:

  1. Приобретение земли для будущих жителей поселка;

  2. Замощение и исправное содержание улиц и тротуаров;

  3. Устройство прудов, мостов, стоков для воды;

  4. Устройство водопровода;

  5. Устройство поселка во врачебно-санитарном и гигиеническом отношениях;

  6. Устройство противопожарных мер;

  7. Устройство школ, больниц, церквей, богаделен (для людей, неспособных к производительному труду), приютов, общественного клуба, общественной библиотеки, читальни1, литературных, вокальных (относящихся к пению) и музыкальных вечеров2;

  8. Устройство дешевых и удобных способов сообщения и передвижения, как с поселком “Южный”, так равно и в пределах его;

  9. Устройство электрического освещения;

  10. Украшение местности;

  11. Организация снабжения членов поселка продуктами первой необходимости, а также и строительными материалами на наивыгоднейших условиях (устройство потребительских обществ, складов и т. д.).

Всю эту огромную организаторскую работу “Общество” должно начинать, по выражению сегодняшнего дня, с нуля.

“Общество” состояло из членов: действительных и почетных. Действительными членами “Общества” являлись лица, владеющие в поселке недвижимым имуществом.

Почетными членами общим собранием избирались лица, которые оказали “Обществу” особые нравственные (духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе), или материальные услуги.

Почетными гражданами были: Босолыго Александр Николаевич, Сокол Семен Петрович.

Общее собрание членов “Общества” являлось законодательным органом. Исполнительным органом являлся Комитет.

Комитет состоял из восемнадцати членов и восемнадцати кандидатов, избираемых из действительных членов “Общества” сроком на три года.

Члены комитета избирали из своей среды Председателя, заместителя, секретаря, бухгалтера и казначея и их заместителей. Из-за отсутствия каких-либо помещений в поселке в первые его годы, Комитет находился в г. Харькове, Московская улица №18 – она одна из старейших в городе – ныне это Московский проспект. Здесь Комитет находился до 16 января 1908 г. С 22 августа 1908 г. – на Плетневском переулке, 2.

Список членов Комитета, а равно изменения, происходящие в составе Комитета, представлялись Харьковскому Губернатору для согласования. Утвержденный Общим Собранием годовой отчет о деятельности Общества представлялся ежегодно Харьковскому Губернатору – для контроля.



следующая страница >>