Чудеса света - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Чудеса света - страница №1/1




Чудеса Света

Министерство Образования Российской Федерации Камчатский Государственный Педагогический Институт Мировая Художественная Культура «ЧУДЕСА СВЕТА» Выполнил студент 4 курса физико-математического факультета гр. Ф-960 Прудкой Алексей Сергеевич г. Петропавловск-Камчатский 1999г. СОДЕРЖАНИЕ:1. Восьмое чудо света………………………………………….. 32. Великолепная семёрка. Египетские пирамиды……………………………………...5 Висячие сады в Вавилоне………………………………… 8 Храм Артемиды в Эфесе………………………………….. 11 Статуя Зевса в Олимпии………………………………….. 15 Галикарнасский мавзолей………………………………… 17 Колосс Родосский………………………………………… 19Форосский маяк………….………………...……….…………….213. Заключение……………………………………..……………...234. Список используемой литературы……………………………24 1. Восьмое чудо света.От времён палеолитаВплоть до нынешних времён.(Сергей Норовчатов) Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назадбыло »сотворено» первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем,двадцать веков спустя, второе - висячие сады в Вавилоне (VII в. до н.э.),за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н.э.), статуяЗевса в Олимпии (V в. до н.э.), Мавзолей в Галикарнасе (IV в. до н.э.) и,наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колос Родосский и маяк наострове Форосе (III в. До н.э.). Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражаливоображение современников своей монументальностью и красотой. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражаливоображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Этоодно из семи чудес света», отдавая дань уважения, прославленным чудесамдревности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также:«Это восьмое чудо света», как бы намекая на возможность примкнуть квеликолепной семёрке. 2. Великолепная семёрка. Египетские пирамиды.А в немой дали застылипирамиды фараонов, саркофагидревней были,Величавые, как вечность,молчаливые, как смерть.( Михей Эминеску ) Всё на свете боится времени, а время боится пирамид. Они возвышаются среди горячих песков Ливийской пустыни и тянутся надесятки километров от современного Каира до Фаюмского канала. Самая древняя - пирамида фараона Джосера - воздвигнута около пяти тысячлет назад. Её высота 60 метров. Строитель первой пирамиды Имхотеп былархитектором, врачом, астрономом, писателем, советником фараона, напротяжении многих веков считался величайшим мудрецом древности, а поздниевремена был обожествлён, в его честь сооружались статуи и храмы. Пирамиды служили фараонам, согласно их религии, лестницей, по которойони восходили на небо. Поэтому самые древние пирамиды были ступенчатыми,имели форму лестниц, и только у более поздних стены гладкие. Почему этопроизошло, до сих пор не выяснено. Археологи насчитали 80 пирамид. Не все они дошли до наших дней. Самые знаменитые три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена(Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса,сооружена в XXVIII веке до нашей эры. Первоначально она поднималась на 147метров, но из - за наступления песков её высота уменьшилась до 137 метров.Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, или,если быть точным, одна сторона длиннее другой на 20 сантиметров, то естьошибка всего в 0,0009. Площадь пирамиды более 50 тысяч квадратных метров.Пирамида Хеопса почти сплошной каменной кладки. Её внутренние помещениезанимают очень небольшой объём - не более 3 - 4 %. Пирамида состоит из двух миллионов трёхсот тысяч кубических блоковизвестняка с гладко отшлифованными сторонами. По подсчёту Наполеона,каменных блоков от трёх пирамид Гизы хватило бы, что бы опоясать всюФранцию стеной высотой в три метра и толщиной в 30 сантиметров. Подсчитали,что каждый блок весит в основном 2,5 тонны, а самый тяжёлый - 15 тонн.Общий вес пирамиды около 5,7 миллиона тонн. Камни её держатся собственнойтяжестью - никакого связующего материала нет. Несмотря на это, блокинастолько тщательно пригнаны один к другому, что щель между ними не болеепяти миллиметров. Такая искусная работа каменотёсов вызывает удивление. Ведь она выполненав основном каменными орудиями. Известен и зодчий этой пирамиды - Хемуин. Исследователей, пытавшихся выяснить, каким образом древние строителисмогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение, да ещё не простовоздвигнуть, а придать ему геометрически правильную форму пирамиды, всё этоставило в тупик. Иногда, как и о мегалитических сооружениях, высказываетсямнение, что пирамиды не мог построить народ, живущий в бронзовом веке, ичто в создании этих колоссальных сооружений принимали… инопланетяне. Постепенно тайна возведения пирамид раскрывалась. Теперь полагают, чтопирамиды, вероятнее всего, строились так. На правом берегу Нила вкаменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей белого тонкозернистого известняка. В скале обозначали границы будущего блока, затем поэтим границам выдалбливали глубокую канаву, а в неё забивали клинья изсухого дерева, которые обливали водой. Дерево разбухало, увеличиваясь вобъёме, трещина расширялась, и, в конце концов, монолит отделялся от скалы.Затем каменную глыбу на месте обрабатывали инструментами из камня, меди идерева. Она приобретала форму стандартного куба. В окрестностях Асуана исейчас существуют древние каменоломни, на территории которых найдено многоготовых блоков. Как оказалось, это был брак. Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше ихвезли по специально проложенной дороге, на строительство которой ушло 10лет и которая, по словам Геродота, только немного проще сооружения пирамид.Затем у подножия будущей пирамиды лицевую сторону тщательно шлифовали,используя для этого камень и песок. Пирамида возводилась на коренном известняковом массиве, расчищенном отнаносного песка и гравия. Геродот утверждает, что сооружение пирамидыдлилось 20 лет. Во время ежегодных разливов Нила крестьяне были свободны отсельскохозяйственных работ, и над сооружением пирамиды работало непрерывнов течении каждых трёх месяцев по 100 тысяч человек. Английский археологФлиндерс Петри считает, что 100 тысяч строителей, работая по три месяца вгоду, могли бы возвести великую пирамиду быстрее, чем за 20 лет. Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклоннуюнасыпь с углом подъёма около 15°. По мере того как сооружалась пирамида,насыпь удлиняли. Диодор Сицилийский утверждал, что по этим насыпям каменьтащили на деревянных санях. И действительно археологи обнаружили остаткитаких саней. Современные исследователи считают, что для уменьшения трениятрассу постоянно смачивали водой, так что полозья легко скользили по грязи.Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливали на место. Когдастроительство в основном заканчивали, наклонную насыпь разравнивали, аповерхность пирамиды закрывали облицованными блоками. Пирамиды, может быть, самые знаменитые архитектурные сооружения в мире.С инженерной же точки зрения, это примитивные постройки, горы сложенныелюдьми. Однако цель была достигнута - пирамиды стали вечными монументами,пережив тысячелетия. Впервые были построены столь высокие сооружения,оставшиеся вплоть до Эйфелевой башни своеобразным рекордом. Висячие сады в Вывилоне.Это сад СемирамидыИль восьмое чудо света.Генрих Гейне.Вернуться туда невозможноИ рассказать нельзя,Как был переполнен блаженствомЭтот райский сад.(Арсений Тарковский) В 90 километрах от Багдада находятся развалины Вавилона. Древний городдавно перестал существовать, но и сегодня развалины свидетельствуют о егограндиозности. «Город великий… город крепкий», - сказано об этом городе вБиблии. В VII веке до нашей эры Вавилон был самым большим и богатымгородом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, нобольше всего поражали висячие сады царского дворца, сады, ставшие легендой. Создание знаменитых садов легенда связывает с именем Семирамиды, царицыАссирии. Диодор и другие греческие историки рассказывают, что ею былипостроены висячие сады в Вавилоне. Семирамида - Шаммурамат - историческое лицо, но жизнь её легендарна. Попреданию, дочь богини Деркето - Семирамида росла в пустыне, в стае голубей.Потом её увидели пастухи и отдали смотрителю царских стад Симмасу, которыйвоспитал её как родную дочь. Царский воевода Оанн увидел девушку и женилсяна ней. Семирамида была удивительно красива, умна и отважна. Она очаровалацаря, который отнял её у своего воеводы. Оанн лишил себя жизни, аСемирамида стала царицей. После смерти мужа она стала наследницей престола,хотя у них был сын Ниний. Тогда - то и проявились её способности в мирномуправлении государством. Она построила царский город Вавилон с мощнымистенами и башнями, с великолепным мостом через Евфрат и удивительным храмомБэлу. При ней была проложена удобная дорога через семь гряд Загросской цепив Лидию, где она тоже построила столицу Экбатану с прекрасным царскимдворцом, а воду к столице провела через туннель из далёких горных озёр.Двор Семирамиды блистал великолепием. Нинию наскучила бесславная жизнь, ион организовал против матери заговор. Царица добровольно передала сынувласть, а сама, превратившись в голубку, улетела из дворца со стаейголубей. С этого времени ассирийцы стали почитать её богиней, а голубь сталдля них священной птицей. Однако знаменитые «висячие сады « были разбиты не Семирамидой и дажене во времена её царствования, а позже, в честь другой, увы, не легендарнойженщины. Они были построены по приказу Навуходоносора для его любимой женыАмитис - мидийской царевны, которая тосковала в пыльном Вавилоне по зелёнымхолмам Мидии. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целыегосударства, много строил в Вавилоне. Навуходоносор превратил столицу внеприступную твердыню и окружил себя беспримерной, даже в те временароскошью. Свой дворец Навуходоносор построил на искусственно созданной площадке,поднятой на высоту четырёх ярусного сооружения. На насыпных террасах,покоящихся на сводах, были разбиты висячие сады. Своды поддерживали мощныевысокие колонны, расположенные внутри каждого этажа. Платформы терраспредставляли сложное сооружение. В их основании лежали массивные каменныеплиты со слоем камыша, залитым асфальтом. Затем шёл двойной ряд кирпичей,соединённых гипсом. Ещё выше свинцовые пластины для задержки воды. Самутеррасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пуститькорни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялисьширокими пологими лестницами, покрытыми розовыми и белыми камнями. Высотаэтажей достигала 50 локтей (27,75 м) и давала достаточно света длярастений. В повозках, запряжённых быками, привозили в Вавилон деревья, завёрнутыев мокрую рогожу, семена редких растений, трав и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород ипрекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали водоподъёмное колесо скожаными ведрами, подавая в висячие сады воду из реки Евфрат. Великолепные сады с редкими деревьями, красивыми ароматными цветами ипрохладой в знойной Вавилонии были по истине чудом света. В покоях нижнегояруса этих садов провёл свои последние дни в июне 323 года до н.э.Александр Македонский. Висячие сады были разрушены наводнениями Евфрата, который во времяпаводка поднимается на 3 - 4 метра. Древний Вавилон давно пересталсуществовать, но имя его живёт до сих пор. Храм Артемиды в Эфесе.Но лишь увиделЯ Артемиды чертог, кровлювознёсший до туч.Всё остальное померкло перед ним;вне пределов ОлимпаСолнце не видит нигдеравной ему красоты.(Антипатр Сидонский) В VI веке до нашей эры небывалого расцвета достиг древнегреческий городЭфес, основанный на западном побережье Малой Азии в Карии ещё в XII веке дон.э. Покровительницей города была Артемида - дочь царя богов и людейвсемогущего Зевса и Лето, сестра златокудрого Аполлона. Сначала Артемидабыла богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богинейлуны, потом - покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц. Вполнеестественно решение процветающих горожан построить величественный храм вчесть такой покровительницы. Впрочем, это намерение имело и практическоезначение. Эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие процентыотдавали деньги в займы. Старейшины надеялись, что новое сооружениеувеличит оборот «банка» Артемиды. Приглашённый для составления проекта и строительства храма известныйархитектор Харсифрон из Кносса предложил построить мраморный храм,опоясанный двойным рядом стройных колонн. Однако дело осложнялось тем, чтопо близости не было мрамора. Помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зелёных холмахнедалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения. Наклонив головы,они помчались навстречу друг другу, но промахнулись. И один из них сразбегу стукнулся о скалу. Да так, что от неё отлетел осколок ослепительнойбелизны. Дальнейшая судьба баранов неизвестна, но их битва оказаласьисторической. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его ивдруг, бросив стадо, поспешил в город. Ликующие горожане приветствовалипастуха, облачили его в дорогие одежды, и неизвестный Пиксодор сталзнаменитостью Евангелием, что значит: «Принёсший благую весть». Строительство храма продолжалось 120 лет. Его решили строить недалеко отустья реки Каистры. Почва здесь была болотистая. Полагали, что именно такимпутём удастся ослабить толчки землетрясений, часто случавшихся на побережьеМалой Азии. Грунт посыпали толчёным углём, который тщательно утрамбовывали. По топкой земле было трудно перевозить мраморные колонны из каменоломен,находившихся в 12 километрах от храма. Колёса повозок вязли в болотистойпочве. Тогда Харсифрон предложил остроумный способ, которым древниевыравнивали почву. В концы колонны забили железные прутья, укрепив ихоловом, и на эти оси с обеих сторон колонны насадили колёса такого размера,что каменная колонна висела на железных осях. Затем прикрепили длинныежерди, впрягли быков. Колонна, превращённая в своеобразное колесо,покатилась по топкой дороге. При Харсифроне было возведено здание храма и установлена колоннада. Нодо завершения постройки было ещё далеко. Строительство продолжил сынХарсифрона архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма. Сбольшим трудом балки втаскивали канатами по наклонной плоскости на высотухрама. Но тут начиналось самое сложное. Нужно было положить архитрав навершину колонны так осторожно, чтобы не повредить её капитель. Как и в своёвремя, отец, Метаген остроумно разрешил возникшую трудность. На вершинуколонны положили мешки с песком, на них осторожно опустили балки, подтяжестью которых песок постепенно высыпался, и балка плавно ложилась наместо. Впрочем, этот способ был известен ещё древнеегипетским строителям. Метоген тоже не успел достроить храм, и это выпало на долю архитекторовПеонита и Деметрия. В 550 году до н.э., когда легкое и изящноебеломраморное здание с великолепной отделкой открылось взорамсовременников, оно вызывало удивление и восхищение. Святилище было огромно, длинной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него шлидва ряда каменных колон высотой до 18 метров. По свидетельству ПлинияСтаршего, их было 127. Двухскатная крыша была сделана не из черепицы, как вдревних храмах, а из мраморных плит. Прошло почти 200 лет. В 356 году до нашей эры житель Эфеса Герострат,обуреваемый честолюбивой идеей любой ценой увековечить своё имя, поджёгсвятыню малоазиатских городов. Это произошло в ночь рождения АлександраМакедонского. История не сохранила дат рождения и смерти поджигателя и недолжна была сохранить даже его имени. Но предать вечному забвению его имяне удалось: в четвёртом веке до н.э. о нём упомянул древнегреческий историкФеолен. Храм сильно пострадал. Добычей огня оказались деревянные конструкции.Треснули балки перекрытий и колонны. Это была большая потеря. Жители Эфесане могли с ней примирится. На восстановление храма отдали свои сбережения идрагоценности. Их поддержали жители других городов Малой Азии. СамАлександр Македонский предложил оплатить все прошлые и будущие расходы пореконструкции храма. Однако поставил условие, чтобы в храме появиласьнадпись, воздающая должное его заслугам. Эфесцы условие не приняли итактично ответили богоравному полководцу, что «богу» не подобает воздвигатьхрамы другим богам. Восстановлением храма Артемиды занялся архитектор Хейрократ, которыйвнёс некоторые изменения, поднял ступенчатое основание, чтобы храмвозвышался над строениями, выросшими вокруг него за последние столетие. Изнутри храм был облицован мраморными плитами. В главном зале стояластатуя Артемиды высотой 15 метров, покрытая золотыми украшениями идрагоценностями. В художественном оформлении приняли участие выдающиесягреческие ваятели и живописцы. Рельеф для алтаря возле храма вырезалзнаменитый афинский скульптор Пракситель, рельеф на одной из колонн -другой знаменитый скульптор Скопас. Слухи о несравненной красоте,стройности, грандиозности и богатстве восстановленного храмараспространились по всему античному миру. И не удивительно, что храмАртемиды в Эфесе стал одним из чудес света. В 263 году храм Артемиды был разграблен готами. Довершили гибель храмаболотистая почва, постепенно поглощавшая огромное здание, и река Каистра,наносами покрывшая остатки сооружения. Когда археологи заинтересовалисьхрамом Артемиды, на поверхности земли ничего не было видно. Десятилетияпотребовались археологам и архитекторам, чтобы воссоздать первоначальныйоблик одного из чудес света. Статуя Зевса в Олимпии.Зевсов венец на челе его дивном,Ветер играет в кудрях тёмно - русыхи, трепеща, ему в руки влагаетЧудную лиру.(Джозуэ Кардучи) Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной частиПелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древнихгреков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр, Это былвеличайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбльОлимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведенывеликолепные храмы богов - большие и малые. Там находилось и одно из семи чудес света - огромная и прекрасная статуявладыки Олимпа Зевса. Как свидетельствуют античные историки, в олимпийской долине имелимастерские многие выдающиеся эллинские скульпторы - Мирон, Поликлет,Скопас, Пракситель. Статуя Зевса была изваяна гениальным древнегреческимскульптором Фидием. Коренной афинянин, Фидий родился, как полагают, около500 года до н.э. и скончался около 430 года. Он был величайшим скульптором,архитектором, живописцем, мыслителем. По свидетельству древних авторов,Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческоевеличие. Таким сверхчеловеческим образом была, очевидно, его статуя Зевса,созданная для храма в Олимпии. Статуя находилась в конце огромного залахрама, длина которого составляла 64 метра, ширина - 28 метров, а высотавнутреннего помещения - около 20 метров. Огромный 14 метровый Зевс восседал на троне из золота, слоновой кости,чёрного дерева и драгоценных камней. На троне Фидий воспроизвел немалосюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей, в частностисвоего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86 -ыхОлимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков. Фидий создал статую из золота и слоновой кости. Пластинки этихдрагоценных материалов искусно закреплялись на специальном деревянномкаркасе. По описаниям голову Зевса украшал золотой венок из оливковыхветвей - знак миролюбия грозного бога. Обнаженная до пояса фигура Зевса иего голова были выточены из слоновой кости. В одной руке он держал золотуюстатую крылатой фигуры победы Ники, другой опирался на скипетр с орлом наверхнем конце. Плащ, перекинутый через плечо, волосы и борода Зевса былиизваяны из золота. Статуя казалась живой: вот - вот Зевс подымется с трона. В последствии статуя Зевса была перевезена в Константинополь. Многиепроизведения языческого искусства уничтожили христианские фанатики, ноизумительную статую Зевса разрушить не посмели. Однако в V веке сгорелдворец императора Феодосия II, а с ним и гениальное творение Фидия. СтатуяЗевса исчезла. О ней известно лишь по свидетельствам древних авторов. Спобедой христианства пришла в упадок языческая Олимпия, а в 426 году онабыла сожжена по приказу римского императора Феодосия II. сохранившиесяпостройки и статуи были разрушены землетрясениями в 522 и 551 годах. Галикарнасский мавзолей.О, сизые и розовые плиты!Каррасский мрамор, кованый гранит!Вы безупречны, вечны, знамениты.(Маргарита Алигер) Одним из самых грандиозных памятников греческой архитектуры позднейклассики была великолепная гробница в Малой Азии, в столице небольшогоКарийского государства - Галикарнасе. Галикарнас имел удобное географическое расположение. Здесь был хорошийпорт, укрепленный самой природой, удобный в торговом отношении. Вдольгавани находилась рыночная площадь, далее вверх через центр излучины и еёокаймления была проложена широко развернутая улица, «посредине которой был,воздвигнут Мавзолей, сооруженный в таком грандиозном масштабе, что ончислился среди семи чудес света», - записал Витрувий. Гробница была воздвигнута в IV веке до н.э. царицей Артемисией. Мавсолбыл, судя по всему, жестокий правитель, вводил налог за налогом, извлекаядоходы из всего, например, с похоронных обрядов или волос. Богатства егобыли огромны. В архитектуре Галикарнасского Мавзолея впервые в греческой архитектуресочетались все три знаменитых ордера, греческий, ионический, коринфский.Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонныверхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В Мавзолеесочетались строгая геометричность, массивная простота, исполненнаявнутренней силы, и стремление к декоративности, к легкости форм, плавностилиний. Галикарнасский Мавзолей - трёхъярусное сооружение. Первый ярусопоясывала лента рельефа из белого мрамора. Здесь помещался заупокойныйхрам площадью в 5000 кв. метров и высотой около 20 метров. Второй ярусобразовывала стройная мраморная колоннада, а третий - пирамидальная кровля,тоже мраморная. Венчала здание четырёх конная колесница (квадрига), которойправили мраморные Мавсол и Артемисия. Торжественное сооружение достигало 40- 50 метров высоты. Вокруг гробницы располагались статуи львов и скачущихвсадников. Строили Мавзолей зодчие Сатир и Пифий, а его скульптурное устройствобыло поручено нескольким мастерам, в том числе великому Скопасу.Сохранились обломки фриза гробницы Мавсола, изображающего битву греков самазонками - «Амазономахия». Учёные считают, что это работа Скопаса или егомастерской. Девятнадцать веков стоял Мавзолей. Не хватка камня привела к гибелицелого ряда ценнейших памятников. Такая же участь постигла Мавзолей вГаликарнасе. Гробницу царя, которую немного повредило землетрясение, снеслирыцари - иогонисты, построив из неё каменный монастырь - крепость. Оразрушении Галикарнасского Мавзолея известно из средневековой хроники. Статуи Мавсола и Артемисии, а так же другие украшения Мавзолея хранятсясейчас в Британском музее в Лондоне. Память о Галикарнасском Мавзолееосталась во множестве сооружений подобного рода, которые впоследствиивозводились в разных городах Ближнего Востока, а также в слове «мавзолей». Колосс Родосский.Жители Родоса, племя дорийцев,колосс этот медныйВеличиной до небес, Гелий,воздвигли тебе.(Неизвестный античный поэт) В восточной части Средиземного моря, в архипелаге Южные Спорады,расположен остров Родос - один из центров эгейской культуры. До наших днейсохранились многочисленные произведения античного искусства острова Родос.Выдающимся произведением является статуя Гелиоса, так называемый КолоссРодосский. В третьем веке до н.э. на остров Родос напал полководец Деметрий.Однако одолеть Родосцев ему не удалось, не смотря на специальные осадныемашины - последнее слово военной техники. Деметрий отступил, бросив наберегу огромную обитую железом осадную башню с таранами и перекидныммостом, катапультами, площадками для десанта - гелиополиду, которуюприводили в движение 3400 воинов. Эта гелиополида - то же своего рода чудосвета - вместо разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирнуюславу. Предприимчивые купцы, купили у родосцев гелеополиду «на металлолом»за баснословные деньги - 300 талантов. На деньги, вырученные от продажибашни, и возвели статую Гелиоса - покровителя Родоса. Это одно из семичудес света было воздвигнуто в 292 - 280 г.г. до н.э. В память об успешнойобороне острова. На торговой площади между морем и городскими воротами, на облицованномбелым мрамором искусственном холме, высотой 7 метров, была поставленасамая большая на свете статуя юноши ростом 36 метров. Разные авторыуказывают различную высоту статуи, увеличивая её чуть ли не вдвое. Вовсяком случае, статуя настолько велика, что Плиния Старшего, видевшего её,поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палецстатуи. Могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставленак глазам, в левой он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегкаотклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову украшал венец израсходящихся в сторону лучей. Это было изображение бога Гелиоса -покровителя лучей. Считалось, что остров поднят со дна моря велением этогобога. Автором великолепной статуи был представитель Родосской школы скульпторХарес, ученик Лисиппа. Конструкция гигантской статуи состояла из трёх массивных каменныхстолбов, выполнявших роль опор в ногах статуи и покрывале. На уровне плеч ив поясе столбы соединялись железными поперечными балками. СотрудникБританского музея Мэрлион предполагает, что сечение железных брусков науровне щиколотки статуи было примерно 4,5 кв. дюйма. Выше и ниже этогоместа величина сечения постепенно уменьшалась. Столбы и балки служилиосновой железного каркаса, который покрыли чеканными листами бронзытолщиной 1,6 миллиметра. Статуя сооружалась 12 лет. Всё выше вырастала статуя, спрятанная врастущей вместе с ней земляной насыпи, на которой работали мастера. Когдаголову статуи украсили лучистым венцом и насыпь разобрали, поражённыеродосцы увидели великолепное произведение искусства. Быстрораспространилась молва об этом чуде света, чья жизнь оказалась весьмакороткой, но слава прочной. Статуя не простояла и полувека. В 224 году до н.э. она была разрушенасильным землетрясением. Самым уязвимым местом оказались колени - выше коленстатуя согнулась таким образом, что голова и плечи упёрлись в землю.Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царьприслал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. К сожалению,восстановить статую не удалось. Почти 1000 лет лежала на берегу бухтырасколотая статуя, ставшая достопримечательностью Родоса. Только в 977 годуарабский наместник продал её предприимчивому купцу на переплавку. Колос былразрезан на части, и дорогостоящую бронзу увезли на 900 верблюдах. Форосский маяк.Башню на Форосе, грекам спасенье,Сострат Дексифанов,Зодчий из Книда, воздвиг,о повелитель Протей!(Посидипп) В 332 - 331 г.г. до н.э. Александр Македонский основал столицуэллинистического Египта Александрию. Здесь находится знаменитыйАлександрийский муссейон - один из главных научных и культурных центровантичного мира, а при нём не менее знаменитая Александрийская библиотека, вкоторой насчитывалось, чуть ли ни 700 тысяч томов греческих и восточныхкниг. Александрия был самым богатым городом своего времени. Многозамечательных сооружений было возведено в Александрии. К ним принадлежит иАлександрийский маяк на скалистом острове Форос в близи дельты Нила. Использование маяков началось в глубокой древности и связанно сразвитием мореплавания. Вначале это были костры, расположенные на высокихберегах, а затем искусственные сооружения. Одно из семи чудес древнего мира- Александрийский, или Форосский, светящийся маяк был сооружён в 283году дон.э. Строительство этого гигантского сооружения заняло всего 5 лет, чтосамо по себе примечательно. Основным строительным материалом для него послужил известняк, мрамор,гранит. Маяк состоял из трёх поставленных одна на другую постепенноуменьшающихся башен. Высота маяка огромна: по одним данным 120 метров, поописаниям Ибн - аль - Сайха (XI в.) - 130 -140 метров, по некоторымсовременным публикациям, даже 180 метров. Основание нижней башни квадратное - размер стороны 30,5 метра. Нижняябашня высотой 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных изящнойскульптурной работой. Средняя, восьмигранная, башня высотой в 40 метров,облицована беломраморными плитами. Верхняя башня - фонарь - круглая, скуполом, установленном на гранитных колоннах, была увенчана огромнойбронзовой статуей покровителя морей Посейдона высотой 8 метров. На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше тлел древесныйуголь, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 мильуказывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокругкоторой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогомупандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахтедоставляли горючее для огня маяка. Высокий маяк служил великолепным наблюдательным пунктом. Системаметаллических зеркал использовалась и для обзора морского пространства,позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись уберега. Здесь были устроены флюгер, часы и астрономические приборы. Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам исложной системе отражателей света был единственным в своём родесооружением. Вот как его охарактеризовал его Ахилл Татий в своём романе«Левкиппа и Клитофонт»: «…строение причудливое и удивительное, Гора,посреди моря лежавшая, доходила до самых облаков, и вода протекала под этимсооружением, а оно высилось, вися над морем». Александрийский маяк, простоял около 1500 лет, неся службу светоча,помогая ориентироваться средиземноморским «кибернетос», как называликормчих древние греки. Маяк дважды страдал от землетрясений, но еговосстанавливали, пока, наконец, он не разрушился из - за выветриваниякамня. Затем на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость. От одного из семи «чудес древнего мира», казалось, ничего не осталось,кроме руин, встроенных в Кайт - Бей, где они существуют и поныне, да имени.Название острова превратилось в символ: «форос» стало означать «маяк».Отсюда и современное «фара». В 1961 году во время исследования прибрежных вод аквалангисты нашли наморском дне статуи, саркофаги, шкатулки из мрамора. В 1980 годумеждународная группа археологов обнаружила на морском дне остаткиФоросского маяка. Тогда же на глубине 8 метров обнаружили развалинылегендарного дворца царицы Клеопатры. Это одно из крупнейших открытийархеологии. 3. Восьмое чудо света. По словам Виктора Гюго, с самого сотворения мира до изобретениякнигопечатания «зодчество было великой книгой человечества, основнойформулой, выражавшей человека во всех стадиях его развития как существафизического, так и существа духовного». За свою долгую историю строительное искусство прошло огромный путь отпримитивного шалаша до сложнейших по своим планировочным и конструктивнымрешениям сооружений. Меняются представления о возможностях строительныхматериалов, меняются и сами материалы. Практически сегодня можно построить всё, что подскажет воображениеархитектора. Вопрос лишь в том, будет ли это целесообразно, красиво,экономично. И вот тут - то и умудрённому знаниями зодчему, и «юноше,обдумывающему житьё», могут прийти на помощь архитектурные образцыпрошлого, занявшие почётное место в ряду признанных шедевров прошлого иявляющиеся общечеловеческими памятниками культуры. Среди современных проектов и построек есть подлинные шедеврыстроительного искусства, которые по праву могли бы встать в один ряд с«семью чудесами древнего мира». Перед строителями открываются широкиеперспективы. Поэтому прав был С. Я. Маршак, который заметил: И, верно, есть восьмое чудо Нам неизвестное покуда! 4. Список используемой литературы.1. Альберти. - Десять книг о зодчестве.2. Боголюбов А. Н. - Механика в истории человечества.3. Барбич В. , Плетнёва Г. - Зрелища древнего мира.4. Бунин А. В. , Саваренская Т. Ф. - История градостроительного искусства.5. Гидион З. - Пространство, время, архитектура.6. Гуляницкий Н. Ф. - История архитектуры.7. Кварцев В. , Хазановский П. - Стихиям не подвластен.8. Карцев В. П. - Магнит за три тысячелетия.9. Любимов Л. Д. - Искусство древнего мира.10. Петрович Д. - Теоретики пропорций.11. Шебек Ф. - Пирамиды, дворцы, панельные дома.12. Черняк В. З. - Семь чудес и другие.