Что такое "отношение" в понятии "отношения власти" по Фуко? Как можно понимать идеологию заботы (помощи, содействия, и т д.) и социа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Евгений Фёдоров депутат Государственной Думы, eafedorov ru Артём... 1 378.04kb.
Международная валютно-финансовая система 2 577.52kb.
Современные дискуссии о власти 1 284.3kb.
Отношения власти и интеллигенции в период \"Оттепели\". Дело Пастернака 1 355.79kb.
Арендные отношения нуждаются в реформировании Арендные отношения... 1 58.66kb.
Государство испытывает потребность в существовании должностного лица... 1 333.95kb.
Московское метро: чужие здесь не ходят. Конкурс на рекламу в подземке... 1 50.31kb.
Федеральный закон 2 530.4kb.
Сравнительные исследования власти в городских сообществах разных... 2 380.28kb.
«Отношение к Отечеству во время Великой Отечественной войны» 1 96.72kb.
Задание для лабораторной работы №4 Построить вывод формулы в исчислении ив. 1 32.71kb.
1. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в 1 283.61kb.
- 4 1234.94kb.
Что такое "отношение" в понятии "отношения власти" по Фуко? Как можно понимать идеологию - страница №1/1

Что такое "отношение" в понятии "отношения власти" по Фуко?

Как можно понимать идеологию заботы (помощи, содействия, и т.д.) и социальную политику как отношения власти?

***


Мой научный интерес, прежде всего, сфокусирован на проблемах мигрантов, их интеграции и адаптации. Миграционная политика сейчас в основном сфокусирована на разработке условий для въезда и выезда, однако не развивается сфера ассимиляционной политики для мигрантов. Проблема мигрантов в обществе освещается только в негативном ключе, их воспринимают как угрозу общества. При этом мигранты – это такие же налогоплательщики, они работают, там, где местное население отказывается работать. Главную роль в процессе адаптации несет социальная политика, то есть возможность «новых» жителей страны иметь те же блага, что и местное население. А именно возможность получать качественную медицинскую помощь, возможность дать своим детям хорошее образование, быть юридически защищенными.

Все граждане страны имеют свои права и обязанности. Почему же их нужно добиваться «новым» гражданам? Для начала нужно разобраться в вопросе, что такое государство, что такое власть и как она осуществляется.



Казнить или помиловать?

Понятие власти оно несколько абстрактно. Что такое власть? Это некая сила, которая управляет. Тогда возникает ряд вопросов. Кому нужно подчиняться? Каким образом происходит подчинение?

Согласно Макиавелли «государь занимает исключительное, внешнее и трансцендентное положение по отношению к своему государственному статусу. Государь (князь) Макиавелли получает княжество либо по наследству, либо приобретая, либо завоевывая его, во всяком случае , государь не сливается с ним воедино и «располагается» вне княжества» [Фуко М., 2006. С.187]. Подчинение происходит либо через насилие, либо через традицию. Таким образом, власть передается по наследству, при этом подчеркивается трансцендентальность этой власти, либо власть завоевывается как правителями других государств в ходе военных действий, так и отдельными личностями за счет их харизматичности.

Власть функционирует благодаря своим видимым проявлениям. В качестве примера можно привести публичные казни меры, в случае чумы, которые совершались в Европе в XVII веке. Главным персонажем казни являлся народ. Его присутствие было главным требованием для проведения казни. Не было смысла в проведении тайной казни, так как это действие осуществлялось для того, чтобы довести до граждан наказуемость совершенных правонарушений, показать, что власть не терпит ослушания. Собравшиеся, должны были видеть своими глазами казнь, чтобы они боялись, они также имеют право быть свидетелями и требуют исполнения этого права. Осужденный перед толпой должен был публично покаяться. К этому покаянию принуждали. Это требовалось для того, чтобы показать, что справедливость восторжествовала благодаря силе власти.

Если в случае казни власть осуществлялась как карательная сила, то в случае возникновении чумы как дисциплинарная. Надзор основывался на системе постоянной регистрации. Составлялся список всех жителей независимо от сословия. Производились обходы, в случае обнаружения жалоб, болезней, смертей или нарушений данные передавались представителям власти. Те, в свою очередь, полностью контролировали процесс лечения. Таким образом, все это время жители были подчинены представителям власти, которые контролировали все аспекты деятельности человека, включая болезни и смерть.

Итак, власть создает определенный порядок, которому все подчиняются. Все пространство разделено на сегменты, каждый субъект находится на своем месте, каждое его движение контролируется. Все события фиксируются и передаются в управление. Таким образом, создается дисциплинарная модель.


Из общества зрелищ в общество надзора.


Бентам сформулировал принцип, согласно которому власть должна быть видимой и недоступной для проверки. Этот принцип реализуется, например, в тюрьмах, больницах, школах. Так, заключенный не должен знать, наблюдают ли за ним в данный момент. Надзиратель видит все, но сам не видим. Этот механизм автоматизирует власть, лишает ее индивидуальности.

Паноптикон Бентама в отличие от мер, противодействующих чуме, «призван расширять и усиливать; если он организует власть, если он стремится сделать ее более экономичной и эффективной, то не ради самой власти и не для немедленного спасения общества, которому что-то угрожает; его цель в том, чтобы укрепить социальные силы, - поднять производство, развить экономику, распространить просвещение и повысить уровень общественной нравственности».

Таким образом, власть воздействует на общество через дисциплинарные организации, такие как тюрьмы, больницы, школы, заводы. Однако сама структура этих учреждений отражает структуру государства.

Со временем меняются функции дисциплинарных институтов. Если первоначально они создавались, чтобы нейтрализовать «неблагополучные» части населения, то теперь их функцией являлось приумножение полезности индивидов. Также происходит усложнение функций дисциплинарных институтов. С помощью, например, школы, можно не только воспитывать достойных граждан, но и контролировать родителей, узнавать больше о семьях, их социальном положении. В связи с этим увеличивается количество благотворительных обществ. Появляются ответственные, которые должны регулярно обходить свою территорию, посещать бедных, собирать сведения о материальном положении, об отношениях в семье.



Кто главный на корабле?

В своей работе Фуко приводит метафору корабля.

Что значит управлять кораблем? Это значит управлять моряками, но в тоже время – брать на себя ответственность за сам корабль и грузы на нем. Управлять кораблем означает еще и учитывать направление ветра, расположение подводных рифов, возможные бури и ненастья, это означает организовывать взаимодействие между моряками, которых необходимо уберечь, и кораблем, который следует сохранить в целостности, а также грузом, который надо доставить в порт, взаимодействие с такими происшествиями, как ветры, подводные рифы, бури, - именно взаимодействие характеризует управление кораблем.

Эта метафора, как мне кажется, наиболее полно отражает понятие «отношение власти». Основное функция власти – это управление государством. Управление при этом означает не только требование полного подчинения власти, но и ответственность государя (князя, президента) за жителей, которыми он руководит. Понимание ответственности за каждого гражданина возникает не сразу. Забота, помощь является обратной реакцией источника власти в ответ на подчинение.

Что же является целью власти? Так, согласно Макиавелли целью власти является поддержание, укрепление, защита княжества. Защита жителей не только от внешних угроз, но и от угроз повседневности. Цель правительства зафиксировать опасности: откуда они исходят, в чем состоят. Задача государя в таком случае определить искусство манипулирования отношениями сил, позволяющих князю поступить так, чтобы его княжество как связь с собственными поданными и с территорией могло быть защищено.

Ла Перьер пишет о том, что управление происходит над комплексом, образованным людьми и вещами. Правительство несет ответственность за людей, которые рассматриваются в их отношениях, взаимосвязях с такими предметами, как богатства, ресурсы, обычаи, привычки, образы действия и мысли, со всевозможными происшествиями, несчастьями, такими как голод, смерть, эпидемия.

Цель государя – общественное благо. Однако, оно присутствует тогда когда «все поданные безусловно подчиняются законам, хорошо исполняют возложенные на них обязанности, усердно занимаются ремеслами, которым они себя посвятили, и соблюдают установленный порядок хотя бы в той мере, в какой он сообразен законам, предписанным богом природе и людям». Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, что защиту государства можно получить, только исполняя свои обязанности перед ним.

Появлению именно социальной политики предшествовало несколько событий. Демографическая экспансия XVIII, увеличение объема сельскохозяйственной продукции вследствие которых возникла проблема населения. В этот же период появляется наука «статистика». Происходит смещения акцента с проблем семьи на проблемы населения, такие как эпидемии, занятость, активность, перемещения, все это приводит к экономическим последствиям. Семья теперь рассматривается как составной элемент населения.

Население – конечная цель управления. Управлять – значит улучшать жизнь народа, увеличивать его благосостояние, продолжительность жизни, совершенствование здравоохранения.

Социальная политика как отношение власти сегодня.

Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью через управления интересами и через интересы людей. Она охватывает все сферы жизнедеятельности человека: труд, быт, культуру, нацелена на обеспечение конкретных путей подъема жизненного уровня, гармонизацию трудовых отношений, укрепление здоровья, повышение образования и культуры, гуманизацию отношений между различными социальными группами общества и т.д.

Задачи социальной политики общеизвестны – это повышение жизненного уровня населения, изживание абсолютной бедности, уменьшение чрезмерной имущественной дифференциации, полнокровное функционирование учреждений социальной сферы и т.д. В текущей же ситуации социальная политика ставит перед собой столь же бесспорные, но гораздо более скромные цели: своевременная выплата заработной платы, пенсии и пособий, постепенное преодоление разрыва между низкими зарплатами и пенсиями и прожиточным минимумом, постепенное приближение к более реальной оценке прожиточного минимума, "выживание" социальных учреждений.

Сегодня социальная политика является едва ли не самым важным элементом государственной политики. Нет ни одной области в общественных отношениях, которая не имела бы связи с социальной политикой.


***

Итак, вернемся к вопросу социальной защиты мигрантов. Точнее сказать, к ее почти отсутствию. К сожалению, этот вопрос пока висит в воздухе. Слабо разработана законодательная база, присутствуют стереотипы в обществе, согласно которым «чужие» не являются «достойными» получения социальных гарантий. Но, в будущем, я надеюсь, что в нашей стране будут заботиться не только о местном населении, но и вновь испеченных гражданах.



Список литературы:

  1. Фуко М. Искусство государственного управления // Интеллектуалы и власть. Статьи и интервью  1970-1984/ Под ред.  Б.М. Скуратова. М.: Праксис, 2005. Ч. 2. С. 183-211.

  2. Фуко М. Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы. Москва: Ad Marginem, 1999.

  3. Фуко М. Субьект и власть // Интеллектуалы и власть. Статьи и интервью  1970-1984/ Под ред.  Б.М. Скуратов. М.: Праксис, 2006. Ч.3 С. 161-190.