Что и как смотрят с экранов наши дети. Кино - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Что и как смотрят с экранов наши дети. Кино - страница №1/1

(статья подготовлена по материалам сайта http://childpsy.ru/lib/books/id/22430.php)


Современные дети в большинстве своем читают все меньше и меньше, печатное слово все чаще заменяется образной информацией, при этом мы отнюдь не всегда знаем, что и как смотрят с экранов наши дети.

Кино — это не только развлечение, мы получаем в руки инструмент, позволяющий легко актуализировать и наращивать опыт решения проблем, развивать личность, интуицию, познавать себя и окружающий мир, понимать свои мысли и поступки, учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом.

Совместный просмотр фильмов — это не только замечательная возможность общения со своими детьми. Такие встречи помогают строить добрые, доверительные отношения, в непринужденной и безопасной атмосфере обсуждать актуальные для детей вопросы. Они позволяют детям и подросткам закреплять навыки, полученные в процессе обучения и воспитания, а взрослым — лучше понимать детей и их потребности.

Посмотрев фильм вместе, можно узнать много интересного о себе, о людях и мире вокруг. Удивительно, как при совместном просмотре фильма абсолютно все участники увлекаются процессом, сопереживают героям, попадающим в разные жизненные ситуации, испытывают гордость, когда они справляются с трудностями, возвращаются победителями из различных путешествий, радуются, когда герой обретает желаемое, и... начинают вспоминать свои переживания, делиться своими впечатлениями об увиденном. Впечатления оказываются разными, даже когда люди говорят об одном и том же сюжете. Создается ощущение, будто каждый смотрит свое кино. Сколько людей, столько и мнений, и это разнообразие обогащает представление каждого об окружающем мире, о себе и других людях.


Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет решать множество задач:


    • Развивать психологическую компетентность: дети и подростки знакомятся с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, принадлежащими к разным социальным слоям общества, выполняющими разные социальные роли и т.д.) и учатся взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета.

    • Развивать эмоциональную сферу: участники учатся эмпатии (сочувствию, сопереживанию), начинают осознавать собственные чувства и эмоциональные состояния партнера по общению.

    • Обучать навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар.

    • Снимать стресс: просмотр фильма и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и умению спонтанно выражать свои чувства.

    • Развивать способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.

Как выбирать фильм для совместного просмотра и обсуждения?


Фильм для совместного просмотра на занятии, должен отвечать определенным требованиям:


  1. Тематика фильма должна быть интересна детям или подросткам, должна способствовать повышению их социальной компетентности, давать пищу для размышления о себе, о своих жизненных целях, об окружающем мире. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен детям, чтобы он отражал актуальные проблемы, побуждал к активной жизни.

  2. Перед совместным просмотром несколько раз посмотрите фильм сами, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят.

  3. Фильм должен быть эмоционально созвучен зрителям, поэтому важно хорошо разбираться в проблемах, волнующих детей.

  4. Выбирая фильм и планируя обсуждение, нужно учитывать индивидуальные особенности детей, различия в уровне развития.

  5. Фильм должен соответствовать возрасту детей.

  6. Важно учитывать продолжительность просмотра, чтобы оставить достаточно времени для обсуждения. Как показывает опыт, правильно выбранный фильм никого не оставляет равнодушным и позволяет в дальнейшем многократно возвращаться к просмотру и обсуждению.

  7. Выбирая фильм для просмотра, важно обратить внимание, есть ли в нем сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, секс, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы — как для подростков, так и ведущих, поэтому рекомендуем воздержаться от такого выбора. Если вы все же выберете этот фильм, то следует помнить, что любые опасные сцены требуют серьезного обсуждения с участниками, следует быть готовым к этому и при необходимости самому инициировать такое обсуждение.

Особенности просмотра и обсуждения фильма


Основные цели обсуждения фильмов после совместного просмотра:

      • Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний.

      • Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для построения собственной жизни.

      • Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы самому управлять своей жизнью.

      • Развитие способности к сопереживанию.

      • Формирование позитивного мышления.


Основные вопросы для дискуссии:

      • Понравился ли фильм?

  • О чем фильм? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему?

  • Почему герой повел себя таким образом? В чем причины такого поведения?

  • Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы я поступил в подобном случае?

  • Какой герой был интересен? Почему?

  • Как фильм связан с моей собственной жизнью?

  • Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?


Во время просмотра фильма обратите внимание подростков на:

        • образы и поведение героев фильма, которые для них неприемлемы,

        • эмоциональные переживания как героев, так и самих участников,

        • стереотипы поведения,

        • позитивность или негативность динамики фильма.


После просмотра фильма

  • Организуйте спонтанное обсуждение.

  • Помогите изложить реальное содержание фильма.

  • Помогите ребенку проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные актуальные потребности и задачи.





  1. "Чудак из пятого "Б" (1972, режиссер Илья Фрэз). Отзыв зрителя: «Очень хороший детский фильм, когда его смотришь то становится весело на душе и всё уходит прочь"




  1. "Аттестат зрелости" (1954, режиссер Татьяна Лукашевич). Главный герой "Аттестата" - старшеклассник Валентин Листовский. В наше время таких детей называют интеллектуально одаренными. Но вместе с умом и различными талантами природа наградила Валю сложным характером, из-за чего наш герой ссорится со всеми подряд. В результате его исключают из комсомола - случай для того времени экстраординарный. Это скандал как минимум на всю школу! Этот случай заставил Валю пересмотреть свои взгляды на жизнь и боле адекватно относиться к себе и людям.

Но фильм не только о советской школьной системе, он достаточно серьезно раскрывает проблему существования в обществе одаренного ребенка, который в силу своих природных качеств просто не может идеально вписываться в систему.








  1. "Не болит голова у дятла" (1974, режиссер Динара Асанова). Это фильм о семикласснике Севе Мухина, по кличке "Муха", он ничем вроде бы не выделяется среди сверстников, но тот факт, что его старший брат - известный баскетболист, заставляет его искать способы стать самостоятельной личностью и выйти из тени брата. Еще он любит играть на барабанах, что жутко раздражает родных и соседей. В общем, Сева - творческий изгой. Нет, он не "белая ворона", но скорее "гадкий утенок", который неизбежно вырастет в прекрасного лебедя и затмит серую массу. «Не болит голова у дятла" - фильм не о талантах и не одаренности, а о независимом характере, который встречается у молодых так же редко, как и высокие интеллектуальные способности.




  1. "В моей смерти прошу винить Клаву К." (1979, режиссер Николай Лебедев, Эрнест Ясан). "В моей смерти прошу винить Клаву К." - безусловно, один из лучших советских фильмов о подростковой любви. Трагедия главного героя, Сережи Лаврова, в том, как жестоко и болезненно ломается его мировосприятие, под воздействием несчастной любви. Любовь действительно приносит юноше эмоциональные потрясения, вплоть до мыслей о самоубийстве.





  1. "Шут" (1988, режиссер Андрей Эшпай). Валя Успенский ("Шут") - современный аналог тезки из "Аттестата зрелости". Шут тоже интеллектуально одарен и со сложным характером. В 80-е годы подростки получали возможность безнаказанно поиздеваться над товарищами, учителями и родителями. Валя делает это с особой изощренностью, а именно: ставит жертву в неудобную ситуацию, в которой публично раскрываются ее слабости и комплексы. Валя оправдывает свои поступки тем, что таким образом он помогает людям-жертвам увидеть свои недостатки и самосовершенствоваться. Свою систему воздействия на людей герой назвал "Шутэ" - по аналогии с каратэ: "У меня всё более изящно: те же блоки, те же удары, только наносятся они не физически". Фильм " раскрывает новые, более сложные, грани в подростковой психологии.




  1. "А если это любовь?" (1961, режиссер Юлий Райзман). Это настоящая трагедия подростковой любви в условиях спального района в большом городе. Всё на самом деле серьезнее: автор показывает нам не только реакцию общества на запретный тип отношений между школьниками, но и подчинение женского начала системе. Девушка сознательно, хоть и под давлением окружения, отказывается от своей женственности и от любви вообще ради спокойного, незаметного существования. Обратите внимание, как она одета в последней сцене - типичный образ советской женщины, грубой, мужественной, непривлекательной. А она еще несовершеннолетняя! Так рано предопределила свою жизнь.




  1. "Чучело" (1983, режиссер Ролан Быков). Фильм прежде всего о проблеме "белой вороны", о 12-летней девочке, внезапно оказавшейся изгоем в школьном коллективе. На нее сваливается куча напастей: издевательства - физические и моральные, предательство друга, нервный срыв, как следствие - полная беззащитность и мысли о самоубийстве. Поражает и равнодушная позиция учительницы, не желающей толком разобраться в конфликте. "Чучело" - фильм-бомба для того времени, современному же зрителю лента покажется во многом наивной, что понятно: в наше время еще и не такое бывает. Вся жестокость еще впереди...





  1. "Вам и не снилось" (1980, режиссер Илья Фрэз). Фильм, который будет интересно посмотреть всем. Вариации сюжета о Ромео и Джульетте.




  1. "Что бы ты выбрал?" (1981, режиссер . Динара Асанова). Фильм снят в редком и сложном жанре - молодежная психологическая зарисовка. Замысел усложняется и тем, что в главных ролях - учащиеся третьего класса, то есть совсем "малявки". Режиссеру удалось показать, как мыслит третьеклассник, о чем он думает. Мы видим, как движется, играет и развивается его сознание. Володя - не возрасту умный и чувствующий самого себя. Про таких людей говорят: рефлексирующий тип. "Эх, нажать бы сейчас какую-нибудь кнопочку и провалиться сквозь землю или, наоборот, катапультироваться в воздух, чтобы не слышать ничего". Он философ и в то же время обычный ребенок, любит пошалить.




  1. "Куколка" (1988, режиссер Исаак Фридберг). После травмы, несовместимой с профессиональным спортом, Катя вынуждена пойти учиться в обычную среднеобразоватльную школу. Другими словами, ее насильно впихивают в "систему", которой она отчаянно сопротивляется, вплоть до грани жизни и смерти. Вот где начинается настоящая жестокость... Кажется, впервые мы видим образ школьника, имеющего физическое и психологическое превосходство над педагогом. Хотя "школьница" - не подходящее слово для Тани Серебряковой, бывшей гимнастки, чемпионки мира. Советская спортивная система искалечила тело и психику девочки. Теперь это нечто типа зомби, не осознающего, зачем и для кого оно живет. И этому зомби всего 16 лет!





  1. "Дорогая Елена Сергеевна" (1988, режиссер Эльдар Рязанов). Еще один фильм о подростковой жестокости, не менее шокирующий, чем "Куколка. единственный фильм в нашем рейтинге, где не показана собственно школа. Действие происходит дома у учительницы Елены Сергеевны





  1. «4:0 в пользу Танечки» (1982, режиссер Радомир Василевский). Забавная история о том, как в обычной средней школе пятый класс «Б» («пятый буйный», как его называют учителя) берёт шефство над своей новой классной руководительницей — Татьяной Ивановной, за глаза называемой «Танечкой», главный принцип работы которой: «от ласки и доброты, как от солнца, всё расцветает», желая таким образом проверить её личные и педагогические качества. Догадавшись, что ребята решили её испытать, Танечка включилась в предложенную игру и выиграла её со счётом 4:0!