«Чиновники города Н» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Чиновники города Н» - страница №1/1

Тема урока: «Чиновники города Н».

Золотые правила демократического стиля общения на уроках литературы.

 1.       Свободно высказывай самые различные мнения, вплоть до нелепого. Не приспосабливайся к окружающим, имей свою точку зрения.

2.       Категорически запрещается критиковать. Равноправное участие в разговоре, партнерское взаимодействие.

3.       Внимательно выслушай, не перебивай говорящего.

4.       Занимай определенную и твердую позицию в споре.

5.       Умей достойно выигрывать и проигрывать

6.       Без аргументов, доказательств, иллюстраций не вступай в спор.

7.       Умей задать вопрос противнику.

8.       Помни о сосуществовании различных, вплоть до взаимоисключающих точек зрения. Не забывай, можно найти компромисс.

 Цель урока: - сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города, так как правовое сознание школьников, многие из которых после окончания школы будут решать проблемы муниципального и государственного правления, начинается с умения «сквозь смех услышать грусть» и с желания бороться со всем «дурным в России». Рассмотреть образы чиновников в пьесе, составить их характеристику; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, актерского мастерства; расширить и углубить понятие литературоведческих терминов «юмор», «сатира», «ирония», относящиеся к драматическому роду литературы, уметь ими пользоваться; развивать творческие способности обучающихся.



Задачи: Развитие монологической речи учащихся.

Обучение аналитическому чтению.

 Обучение работе с текстом.

Развитие навыков сопоставительного анализа разных интерпретаций художественного произведения.

Воспитание нравственных качеств учащихся.

Литературоведческие термины: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, комедия, сатира

Словарная работа: страх, инкогнито, произвол, казнокрадство, мошенничество.

Инкогнито – тайно, скрывая свой чин, звание, служебное положение, свою фамилию под вымышленной.

ОБОРУДОВАНИЕ: програмки для гостей, раздаточный материал, мультимедийная установка, тексты,иллюстрации к произведению

Слово учителя: 19 апреля 1836 года в воскресенье, в Александринском театре давалась в первый раз оригинальная (т.е. непереводная наконец-то) комедия в 5 действиях “Ревизор” сочинения Николая Гоголя. Автора её уже знала читающая публика.

Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. На бледном лице напряжённо горели глаза. Так страшно, если комедию, в которой он решился “собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, которые делаются… и за одним разом посмеяться над всем”, примут за весёлый пустячок.

В театре много знакомых: В.А.Жуковский, которому Гоголь читал “Ревизора” во дворце, поэт Вяземский. Даже старик Крылов пришёл. Для него новая русская комедия – событие, при котором дома не усидишь.

Но Гоголь минует всех. Его ослепляет зала. Страшит чужая публика. Какое ей дело до уездного городишки и нищей России? Ложи в первых рядах партера сияют звёздами сановников и драгоценностями дам.

В царской ложе Николай 1 с наследником. Только на галёрке теснятся зрители несветского толка.

Но вот пошёл занавес. Началось! Сначала смеялись охотно. Комедия – ведь это смешно. Совсем другое произошло в 4 акте: смех ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же и пропадавший; аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывала, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей. По окончании акта прежнее недоумение переродилось во всеобщее негодование, которое довершилось пятым актом.

Царь на представлении комедии много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз.

Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал и сорвался: “ Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!”

После постановки комедии « Ревизор» на петербургской сцене в газетах писали: « Автор выдумал какую-то Россию и какой –то город, в который свалил все мерзости, которые изредка на поверхности настоящей России находишь: сколько накопил плутней, подлостей, невежества»
Учитель:-Почему все так возмущались? Разве Гоголь исказил русскую действительность, оболгал, опорочил Россию?

Ученики: Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидя в пьесе “нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество”

Учитель:- Вспомните, какой эпиграф взял Гоголь для комедии. Почему и когда взял Гоголь этот эпиграф?
Ученик: Комедия открывается эпиграфом-пословицей. Эпиграф к “Ревизору” появился только в 1842 году, т.е. спустя шесть лет после выхода “Ревизора”. Эта пословица заключила работу Гоголя над комедией. Эпиграфом Гоголь ответил и на критику комедии. Писатель утверждает, что если сочинитель комедии сумел вызвать отвращение к изображенным нравам, характерам и событиям,  то тем самым он показал свой положительный идеал: «Разве все это накопление низостей, отступление от законов и справедливости не дает уже ясно знать, чего требуют от нас закон, долг и справедливость?»

Учитель: «Ревизор»- это сатирическая комедия. Что же такое сатира?

Сатира  (лат. satira) - обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

САТИРА — вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

 Слово учителя.

- Фазиль Искандер, российский прозаик и поэт, дал такое определение сатиры:

«Сатира — это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству в целом.»

 Патриот своей страны, страдающий от беззакония, несправедливости, казнокрадства, болеющий за народ, который оказался под властью целой армии чиновников. Чиновников, которые бессовестно угнетали народ, подавляли его духовно  и физически, нагло донимали поборами. Действующие лица комедии Гоголя не только смешат, но и вызывают отвращение и негодование. Это был смех сквозь слезы, смех гневный сквозь слезы горечи и негодования.

Постановка проблемного вопроса:

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова пророка Иеремии,  которые были вырезаны на кресте, поставленном графом Воронцовым на могиле Гоголя:

«Горьким словом моим посмеются»


Постановка проблемного вопроса:

Учитель: Найдите ключевые слова в эпиграфах

Ученики: (смех и грусть - оксюморон)

Учитель: На какой вопрос мы сегодня будем искать ответ?

Ученики: Над чем смеётся и о чём грустит Гоголь?

Сообщение целей урока: Сегодня мы мысленно перенесёмся в чиновничью Россию 19 века вновь перелистаем страницы бессмертной комедии гоголя, побываем в уездном городе Н «до которого хоть три года скачиЮ не доскачешь», совершим путешествие по неухоженным улочкам города.

2.Обратимся же, наконец, к пьесе непосредственно.



У: - Кто подарил Н.Гоголю сюжет этой пьесы?


  1. Ученик: А.С.Пушкин: “Сделайте же милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию”, - писал Гоголь Пушкину 7 октября 1835 года.

Учитель: В каком году была написана комедия?

Ученик: Н.В.Гоголь написал комедию в 1836г., но редактировал её до 1842г.)

Учитель: К какому виду комического жанра можно отнести пьесу: сатирическая комедия или юмористическая комедия?



Ученик: комедия-сатира

Учитель: «Ревизор»- это сатирическая комедия. Что же такое сатира?

Ученики:Сатира  (лат. satira) - обличительное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.

САТИРА — вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения.

 Слово учителя.

- Фазиль Искандер, российский прозаик и поэт, дал такое определение сатиры:

«Сатира — это оскорбленная любовь: к людям, к родине или к человечеству в целом.»

 Патриот своей страны, страдающий от беззакония, несправедливости, казнокрадства, болеющий за народ, который оказался под властью целой армии чиновников. Чиновников, которые бессовестно угнетали народ, подавляли его духовно  и физически, нагло донимали поборами. Действующие лица комедии Гоголя не только смешат, но и вызывают отвращение и негодование. Это был смех сквозь слезы, смех гневный сквозь слезы горечи и негодования.



Учитель: Назовите особенности композиции пьесы.

Ученик: зеркальная композиция – всё началось с сообщения о приезде ревизора и закончилось этим событием) и (2 развязки- письмо Хлестакова и сообщение о приезде настоящего ревизора).

Учитель: С помощью какого приёма автор в драматическом произведении передаёт эмоциональное состояние героя?

Ученик? использование ремарок

Учитель: Где происходит действие комедии? Почему у города нет названия? Что нам известно об этом городе?Ученики: Действие комедии происходит в небольшом уездном городке, название которому Гоголь не даёт. Неопределённое местоположение города. Откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь» придаёт ему условность, позволяет отразить все пороки России. Именно поэтому Хлестаков говорит об этом городе: «Какой скверный городишко!»

Учитель: О жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. О жизни каких учреждений города Н мы узнаём из комедии?

Ученики: Гоголь показывает суды, богоугодные заведения (больницы), почту, органы правопорядка.

Учитель: Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в пьесе?

Ученик: Главные действующие лица этой комедии чиновники уездного города.

По словарю С.И.Ожегова: «Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание»



Учитель: Вы знаете, что ещё Петром I был составлен документ, который определял иерархию чиновных лиц. Назовите этот документ. Какому классу табели о рангах соответствовали чины наших героев.

Ученик: Табель о рангах. Чиновники принадлежали к 7,8,9 классу

Учитель: Какой фразой открывается пьеса? (Господа…)

Учитель: Немирович-Данченко отмечал: “ В “Ревизоре” - одна фраза… И пьеса уже начата. Дана фабула и дан главный её импульс – страх”. Кто же кого боится?

Ученики: Хлестаков – чиновников, чиновники – Хлестакова

Учитель: Каково! Чиновники 7, 8, 9 ранга испугались какого-то “елистратишку”!

Учитель: Итак, во имя спасения, что предпринимают чиновники и что из этого следует? (Кормят, поят, возят по городу и, наконец, все приезжают в дом городничего)

Учитель: Действительно, чиновники - это виновники всех событий, происходящих в городе. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и душевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города начала 19 века. В комедии Гоголя перед нами представлены чиновники всех основных ведомств уездного города 19 века. Интересно, что чиновники на протяжении всего действия комедии держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

Ученики: Общие грешки и страх перед ревизором.

Учитель: Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Кто же они, чиновники города Н?

Работа над образами чиновников.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы провели собственные исследования по характеристикам героев комедии. Сейчас вы нам об этом расскажете. Но сначала проведём речевую разминку, поработаем над выразительностью речи.

На доске иллюстрации чиновников комедии «Ревизор». Ребята читают характеристики чиновников, на которых написаны детали портрета, характеристики того или иного чиновника. Задача каждого читателя: найти хозяина художественной детали и прикрепить свой листок на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создаёт.

Исследование

Ученик 1: Наше исследование мы назвали «Предвыборная кампания в городе N или характеристика чиновников».

Ученик 2: После прочтения пьесы мы пришли к выводу, что среди всех городских чиновников нет ни одного положительного героя.

Ученик 3: И чтобы доказать это, мы искали ответы на следующие вопросы:

1)Каково общее положение дел в городе?

2)Как исполняют свои обязанности чиновники во главе с городничим?

3)Может ли кто-то из них претендовать на роль градоначальника?



Ученик 4: Н.В.Гоголь не дал название своему городу. А мы придумали своё название - Дмухановк. В честь городничего А.А.Сквозника-Дмухановского.

Ученик 1: Прочитав комедию, мы так же поняли, что жители города недовольны работой своего градоначальника.

Ученик 2: От их имени мы составили жалобу на него настоящему ревизору. Вот что у нас получилось:

«Уважаемый господин ревизор!

Пишут вам жители г. Дмухановска.

Просим снять с должности городничего Антона Антоновича Дмухановского. Есть тому несколько причин.

Вышеназванный господин плохо справляется со своими должностными обязанностями. Он не следит за порядком в городе, на улицах грязно, город не благоустраивается. Городничий своевольничает: может зайти в любую лавку и взять все, что ему понравится, в любом количестве, не заплатив за это ни копейки. С горожанами обращается грубо. Может собственноручно высечь. Нарушает закон, берёт взятки. Постоянно оскорбляет всех вокруг, кто по чину ниже его. Не следит ни за собой, ни за чиновниками.

До каких пор мы будем терпеть эти унижения? Просим во всём разобраться и принять меры. Заранее благодарствуем.

Жители города Дмухановска.

Ученик 3: Итак, всем понятно, что городничий не справляется со своими обязанностями. Что же нужно предпринять, чтобы изменить жизнь к лучшему?

Ученик 4: Выбрать нового городничего.

Ученик 1: Вот так пришла идея начать предвыборную кампанию.

Ученик 2: Но кто может претендовать на роль нового градоначальника?

Ученик 3: Представляем вам список кандидатов.

Земляника Артемий Филиппович. Попечитель богоугодных заведений.



Ученик 4: Ляпкин-Тяпкин Аммос Федорович. Судья, коллежский асессор.

Ученик 1: Хлопов Лука Лукич. Смотритель училищ.

Ученик 2: Шпекин Иван Кузьмич. Почтмейстер, надворный советник.

Ученик 3: Уховертов Степан Ильич. Частный пристав.

Ученик 4: Мы провели опрос среди одноклассников под названием «Достойный кандидат».

Ученик 3: На вопрос, кто по занимаемой должности может стать главой города Дмухановска и почему, получили следующие ответы:

Большинство голосов получил судья, ведь он должен быть человеком справедливым, знающим законы.



Ученик 2: Второе место занял начальник богоугодных заведений, ведь он должен быть ответственным и милосердным.

Ученик 3: На третьем месте оказался смотритель училищ. Главным должен быть умный, воспитанный человек.

Ученик 4: На четвертом месте расположилась кандидатура полицейского пристава. Именно дисциплины и порядка не хватает в Дмухановске.

Ученик 1: Но как исполняют свои обязанности чиновники на самом деле, мы узнали, только прочитав комедию.

Ученик 2: Вот она жестокая правда. Господин Земляника не следит за больницами, там грязно, больных не лечат. «Больные походят на кузнецов», «…курят крепкий табак». Сам он признаётся: «Лекарств мы дорогих не употребляем. Человек простой: если умрёт, так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет». «Велено больным овсяный суп давать, а у меня по коридорам такая капуста, что только нос береги».

Ученик 3: Все судебные дела в запустении, в присутственных местах для просителей сторожа завели домашних гусей; в кабинете судьи сушится бельё; секретарь всегда пьян. Даже сам судья не скрывает: «Взятки беру борзыми щенками». «Если кто заглянет в какую-нибудь бумагу, так он жизни будет не рад…». «…как взгляну докладную записку-только рукой махну».

Ученик 4: Господин Хлопов не контролирует учителей, они делают, что хотят: «…корчат рожи, ломают стулья». Никто не заботится о знаниях учеников.

)Ученик 1: А господину Шпекину доверять нельзя. На просьбу городничего вскрывать каждое письмо, которое прибывает в почтовую контору, он отвечает: «Знаю, знаю, этому не учите, смерть люблю узнать, что делается на свете».



Ученик 2: Стражи закона не соблюдают его: пьянствуют, все дела решаются дракой. Они для порядка «всем, ставят фонари под глазами: и правому и виноватому». Прикрывают преступления городничего. Кроме того, солдаты нарушают дисциплину, на работу являются не вовремя, одеты не по чину: «эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а вниз ничего нет». Вывод: господин Уховёртов не следит за порядком.

Ученик 3: Результаты такой работы чиновников на лицо:

1)Полная запущенность городского хозяйства.

2)Произвол полицейских.

3)Отсутствие всякой медицинской помощи.

4)Самоуправство почтовых чиновников.

5)Неразбериха в суде.

6)Взяточничество, казнокрадство во всех ведомствах.

Ученик 4: Это привело к полному бесправию жителей города, безнаказанности всех состоящих на госслужбе чиновников.

Ученик 1: Итак, может ли кто-нибудь из чиновников занять место городничего и восстановить справедливость?

Ученик 2: Учитывая всё вышесказанное, на повторном голосовании не было выбрано ни одного достойного кандидата. Единогласно все проголосовали против всех.

Ученик 3: А что это значит?

Ученик 4: А это значит, что мы подтверждаем свою мысль: среди показанных Н.В.Гоголем чиновников нет ни одного положительного героя.

Суд над городничим

Учитель: - Чиновникам в городе N удавалось избегать наказания за свои грехи. Сегодня мы с вами попробуем исправить эту несправедливость и разобрать на судебном заседании дело хотя бы одного обвиняемого, а именно – господина Сквозник-Дмухановского, городничего из комедии.

Разберем в «суде» дело главного отрицательного персонажа пьесы – Антона Антоновича Дмухановского, городничего.

Судья. Слушается дело господина Сквозник-Дмухановского Антона Антоновича, городничего уездного города N, героя комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Слово прокурору.

Прокурор. Господин Сквозник-Дмухановский Антон Антонович, городничий уездного города N, обвиняется во взяточничестве, казнокрадстве, самоуправстве, мошенничестве, халатном отношении к занимаемой должности.

Секретарь. Вызывается свидетель Гоголь Н.В.

Гоголь. Городничий. Человек этот более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки.

  Он чувствует, что грешен… Он даже помышляет когда-нибудь покаяться. Но велик соблазн всего того, что плывет в руки, и заманчивы блага жизни, и хватать все, не пропуская ничего, сделалось у него уже как бы привычкой.



Судья. Господин Сквозник-Дмухановский, что  вы можете на это возразить?

Городничий.  …Вот ей-богу, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти.

   В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей, то есть, пользе; а здесь, можно сказать, нет другого помышленья, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства.



Секретарь. Вызывается свидетель Абдулин, купец.

Абдулин. Обижательство терпим совсем понапрасну от нашего городничего. Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай. Как схватит за бороду, говорит: «Ах ты, татарин!» Ей-богу!

  Мы порядок всегда исполняем, а он придет в лавку и что ни попадет, все берет. Сукна увидит штуку, говорит: «Эй, милый, это хорошее суконце: отнеси-ка его ко мне.»  Ну и несешь, а в штуке аршин пятьдесят.



Судья. Господин Сквозник-Дмухановский, что  вы на это скажете?

Городничий. Честью уверяю, и половину нет того, что они говорят. Они сами обманывают и обвешивают народ…Не верьте, не верьте! Это такие лгуны… им вот этакий ребенок не поверит.  Они уж и всему городу известны за лгунов. Осмелюсь доложить: это такие мошенники, каких свет не производил.

Секретарь. Свидетельница Пошлепкина Февронья Петровна, слесарша.

Слесарша. Да мужу-то моему приказал забрить лоб в солдаты, и очередь-то на нас не припадала, мошенник такой! Да и по закону нельзя: он женатый. Следовало взять сына портного, да родители дали богатый подарок, так он к сыну купчихи Пантелеевой, а она ему полотна три штуки, так он ко мне «На что, говорит, тебе муж, он уж тебе не годится.» Да я-то знаю: годится или не годится. Да мне-то каково без мужа, мошенник такой! Я слабый человек, подлец ты такой! Чтоб всей твоей родне не довелось видеть света божьего!

Судья. Что вы на это скажите?

Городничий. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь, да на пару платья. Недостаточность состояния. Сами извольте посудить. Казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар.

Секретарь. Приглашается унтер-офицерская жена.

Унтер-офицерша. Высек, батюшка. По ошибке. Бабы-то на рынке дрались, а полиция не подоспела, да и схватили меня. Да так отрапортовали: два дня сидеть не могла. Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт. Деньги бы мне не помешали.

Городничий. Что до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу, клевета. Это выдумали злодеи мои… Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек, она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла…

Секретарь. Вызывается частный пристав Степан Ильич Уховертов.

Уховертов. Мне были даны Антоном Антоновичем следующие указания.

 Разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку.

  Да, если спросят. Отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. Да не выпускать солдат на улицу безо всего; эта дрянная гарниза наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет.

Городничий. Что за скверный город! Только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – черт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) о, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен.



Секретарь. Вызывается Игорь Ильинский, исполнитель роли городничего в Малом театре в Москве в 1949 году.

Игорь Ильинский. …Городничий в моем представлении – старая матерая крыса, умудренная годами и превратностями судьбы, и от этого еще более хищная, еще боле беспощадная к слабым мира сего.

  Для меня городничий – это один из тех столпов, на которых держится полицейский режим николаевской эпохи. Он защищает не только себя со своими злоупотреблениями и взятками – он как бы защищает честь мундира, честь чиновничьей корпорации, защищает тот строй, который позволяет ему грабить безнаказанно.



Секретарь. Вызывается свидетель Хлестаков Иван Александрович, чиновник из Петербурга.

Хлестаков. «Спешу уведомить какие со мной произошли чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму. Весь город принял меня за генерал-губернатора. И я жил у городничего, жировал, волочился за его женой и дочкой…все мне давали взаймы сколько угодно. Оригиналы страшные. От смеху умереть. Городничий – глуп, как сивый мерин…

Судья. Достаточно, господин Хлестаков.

             Что ж, господин Сквозник-Дмухановский, ваше последнее слово.



Городничий. Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…

Как я, старый дурак! выжил, глупый баран, из ума!... Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести, мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул! что губернаторов! нечего и говорить про губернаторов…

  Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен старый городничий!... Сосульку, тряпку принял за важного человека! До сих пор не могу прийти в себя. Вот подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было. Вот просто ни на полмизинца не было похожего – и вдруг все: ревизор! ревизор! (Махает рукой, садится.)

Судья. Господа присяжные заседатели, вынесите свой вердикт по делу Сквозник – Дмухановского.

Присяжные заседатели . Господин Сквозник-Дмухановский Антон Антонович, городничий уездного города N, признан виновным  во взяточничестве, казнокрадстве, самоуправстве, мошенничестве, халатном отношении к занимаемой должности.  А посему определить ему следующее наказание:  вставить в комедию. На сцену его! Пусть видит  весь народ! Пусть посмеется ему! О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха.

Обобщение.

-Давайте прочитаем высказывания Гоголя:



  • «О смех, великое дело! Ничего не боится человек так, как смеха».

  • «…насмешки боится даже тот, который уже ничего не боится на свете».

  • «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

-Найдите однокоренные слова. -А теперь посмотрите на свои ассоциации. Какое слово повторяется и у автора?

-Какова роль смеха в сатирическом произведении? ( Смех указывает на недостатки в характерах героев) (С помощью смеха над собой люди могут исправиться).

-Сравните свои ответы с фразами из синквейнов и со словами писателя. Н.В.Гоголь надеялся смехом потрясти до основания человеческое сердце, чтобы, увидев себя в зеркале сатиры, оно ужаснулось бы тому, что же с ним стало, и, ужаснувшись, затрепетало бы, желая иной, лучшей судьбы». -Запишем в тетради выводы:

  1. Смех – это средство, указывающее на реальное положение дел в обществе и на недостатки человеческого характера.

  2. Смех – это средство воспитания и перевоспитания внутреннего мира человека.

Рефлексия.

- А теперь давайте подведём итоги нашего занятия. Что на уроке и во время подготовки к нему вам понравилось выполнять?

-Если вы довольны собой, улыбнитесь и поднимите правую руку вверх, а если нет, то просто поднимите левую руку.

-Спасибо за работу. Желаю удачи в выполнении домашнего задания.



  1. Вспоминаем, какую высокую гражданскую цель поставил Гоголь, создавая комедию (Собрать всё дурное и за одним разом над всем посмеяться). Итак, комедия не клевета, а зеркало. Не пеняйте на него, не упрекайте его в искажении, а присмотритесь к его отражению Эпиграф звучит резко и смело.

  2. Значение комедии. Чернышевский: «Гоголь первый представил нас нам в настоящем нашем виде, первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими…»

  3. Но вот уже 175 лет комедия живёт на сценах театров. Что даёт она современному зрителю, читателю, помимо того, что мы узнаём, как это было?

Нет ли в нас самих, вокруг нас каких-то черт Хлестаковых, гоголевских дам, городничего, Земляники, Ляпкина-Тяпкина, Держиморды, Бобчинского и Добчинского?

Развязка комедии

А теперь у меня для вас  послание  из прошлого, от Н.В.Гоголя. Это письмо – отрывок статьи «Развязка ревизора», где писатель раскрывает тайну своей комедии.

(Читаем письмо)

Так о какой же город изобразил Н.В.Гоголь?   (Это наш «душевный» город,  в котором живут  страсти и пороки и мешают этому «городу» нашей души быть красивым, уютным, счастливым). К чему призывает нас Гоголь? (проводить «ревизию» нашей души, т.е. работать над своими недостатками, избавляться от тех качеств, которые   мешают  нам быть лучше).

 

Итак, подведём итог.



Ревизор – это наша совесть

Бессовестные чиновники – наши страсти, пороки.

Город – душа, внутренний мир человека.

- О чём писатель призывает нас задуматься?

Напишите  5-минутное   эссе  «Каким я хочу видеть мой душевный город?»

(Песня группы «Аквариум» «Под небом голубым…»)

Ученики могут по желанию прочитать свои сочинения.