Четвертый: «Опыт приграничного сотрудничества в странах Евросоюза на современном этапе» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Четвертый: «Опыт приграничного сотрудничества в странах Евросоюза на современном - страница №1/2

Раздел четвертый:

«Опыт приграничного сотрудничества в странах Евросоюза на современном этапе»

1. Еврорегионы и практика приграничного сотрудничества

Заинтересованность в приграничном сотрудничестве является движущей силой экономического сотрудничества в рамках «еврорегионов». Существует также точка зрения, предполагающая, что образование еврорегионов вообще являются средством преодоления негативных последствий глобализации. По мнению М. Любина, «огромное количество времени, ресурсов и трудов, которое требуется мобилизовать соседним государствам и регионам для того, чтобы адекватно справиться с последствиями глобализации, обуславливает необходимость существования свободных межграничных механизмов для ведения диалога между членами правительств и их кооперации».1

Еврорегион можно определить следующим образом:



  • наличие двух или более партнеров;

  • местный, региональный, но не государственный уровень сотрудничества;

  • формализция сотрудничества, cоздание и типология конкретных проектов;

  • наличие структур управления (как имеющих статус юридического лица, так и без него.);

  • широкий спектр форм сотрудничества и деятельности по обе стороны границы.

Еврорегион - это форма приграничного сотрудничества между территориальными сообществами или местными органами власти приграничных регионов двух или более государств, при наличии у них общей границы. Такое сотрудничество направлено на координирование общих усилий в разных сферах жизнедеятельности в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права для решения об щих проблем по согласованным механизмам, которые определяются соглашением о создании еврорегиона и уставом еврорегиона. Еврорегион представляет собой территориальную единицу, состоящую из приграничных областей государств-соседей, выделенную для целей совместного и скоординированного стимулирующего воздействия на общественно-экономические процессы в ее границах2. Особой и в какой-то мере переходной, является ситуация создания совместного органа приграничного сотрудничества (в этом случае органы местного самоуправления, учредившие орган приграничного сотрудничества, рассматриваются в качестве «еврорегиона».

В настоящее время, с точки зрения Министерства иностранных дел Российской Федерации, существует, 75 еврорегионов3, в тоже время, в других источниках указывается на существование 95 еврорегионов4, а Совет Европы указывает на существование 91 еврорегиона. Столь точные цифры не могут не вызывать удивления, поскольку, в этом случае создание еврорегиона подразумевало бы его признание только в случае регистрации каким-либо европейским органом. На сегодняшний день такого единого и общепризнанного органа в Европе не существует. Его создание позволило бы говорить о совершенно ином качестве в развитии приграничного сотрудничества. Несмотря на то, что в настоящее время эта форма приграничного сотрудничества является наиболее «прогрессивной», как правило, возникает целый комплекс проблем без решения которых, невозможно говорить об эффективном использовании этого механизма. К ним в частности относятся:



  • нормы законодательства, запрещающего рассматривать приграничные отношения в качестве международных отношений;

  • органы приграничного сотрудничества не наделены правосубъектностью, акты приграничных органов не имеют юридической силы;

  • исключительно консультативный статус у приграничных органов;

  • отсутствие правовых инструментов, позволяющих работать вместе в качестве государственных или публичных властей.

Очевидно, еврорегионы в которых от каждой стороны участвует более одного муниципалитета следует признавать классическими (например, Еврорегион Буг5, Еврорегион «Ныса»6, Совет Лемана7, Рабочее сообщество муниципальных образований Эйфель – Арденны8, Немецко-нидерландский целевой союз9, еврорегиона СаарЛорЛюксРейн10, еврорегион Балтика11, еврорегион Сауле12), с другой стороны, существует целый комплекс районов (в том числе и на постсоветском пространстве), которые долгое время развивались в рамках единого городского комплекса, но потом в силу исторических причин оказались по разные стороны государственной границы.

Анализ международного опыта развития приграничного сотрудничества показал, что наиболее эффективной организационной формой реализации приграничного сотрудничества являются еврорегионы. Под этим понятием следует понимать территорию добровольного приграничного сотрудничества, в границах которой путем экономического, культурного и гуманитарного взаимодействия реализуются конкретные трансграничные проекты, решаются проблемы занятости, развития инфраструктуры, экологии и т.п. Еврорегионы при этом — это одна из организационных форм трансграничных отношений, где в рамках своей компетенции и при согласии центральных государственных органов — на базе особых расширенных полномочий по международному сотрудничеству — местные органы власти приграничных областей имеют возможность разрабатывать специальные комплексные программы взаимодействия и реализовывать конкретные трансграничные экономические проекты.

Расширение роли регионов неизбежно ведет и к увеличению сферы ответственности приграничных сообществ. При этом следует руководствоваться признанием того факта, что статус какого-либо региона в составе государства должен быть более высоким по отношению к участию в различного рода при- и трансграничных сообществах.

Идея приграничного сотрудничества в Европе возникла в 50-х годах. Тогда впервые после войны стал популярным лозунг о сближении, а не разделении людей границами. Основная цель такого сотрудничества — достижение взаимного общественно-экономического роста, налаживание и развитие связей между экономическими, научными, культурными и муниципальными институтами регионов. В Европе придается большое значение трансграничному сотрудничеству в рамках еврорегионов, которое рассматривается как стабилизирующий фактор в отношениях между странами.

В районе Гронау на германо-голландской границе в 1958 г. был образован первый еврорегион, признанный в этом качестве соседствующими государствами. В настоящее время еврорегион Гронау включает 106 коммун и округов Голландии и Германии с общим населением в 2 млн человек и общей площадью 8 351,2 кв. км. При этом на германо-голландской границе существует пять подобных образований, охватывающих практически все приграничное пространство. Опыт первого еврорегиона получил международное признание и штаб-квартира ассоциации еврорегионов находится в г. Гронау.

Интеграционные процессы в еврорегионах характеризуются некоторыми особенностями, а именно:



  • участниками являются не только административные органы, но и профессиональные союзы, торгово-промышленные палаты, которые часто играют ключевую роль в развитии экономического сотрудничества в рамках региона;

  • основой сотрудничества служат конкретные проекты, финансирование которых осуществляется из нескольких источников13;

  • большое внимание уделяется социально-культурным программам: укрепление контактов в образовании, здравоохранении, культуре, науке, религии и общественных неформальных движениях;

  • придается особое значение личным контактам и формированию тесной социальной инфраструктуры.

Предпосылкой появления еврорегионов и результатом действия такой тенденции, как регионализм, стало развитие приграничного сотрудничества. В странах ЕС приграничное сотрудничество нацелено на решение проблем экономического развития путем согласованного развития хозяйств соседних регионов, и, прежде всего инфраструктуры. Важное место в этом сотрудничестве занимают также вопросы культуры и образования, социальной сферы и экологии. Нацеленность сотрудничества на эти сферы деятельности обусловлена высоким уровнем интеграции стран ЕС.

В отношениях между странами Евросоюза устранены пограничные барьеры для движения товаров, капиталов и рабочей силы, унифицирована нормативно-правовая база хозяйственной деятельности, отсутствуют существенные межгосударственные различия в уровнях оптовых и розничных цен на промышленные и потребительские товары, в инвестиционных условиях, а также доходах и уровне жизни населения. В условиях образования единого рынка стран ЕС барьерные функции выполняют внешние границы. Внутренние границы между странами-участниками утратили эти функции, но геоэкономические результаты, последствия их долгого действия в прошлом остались. Как уже было отмечено, в территориальном плане базовой категорией европейского регионализма на приграничных территориях является так называемый «еврорегион». Еврорегион — это добровольное сообщество, как правило, не имеющее статуса юридического лица.

В. Шлямин, «отец-основатель» наиболее известного российского еврорегиона, дает следующее определение указанной структуры: «Еврорегион, с одной стороны, может быть определен как географически ограниченная часть приграничной территории, которая формируется из территориально-административных единиц по обе стороны границы, объединенных общими интересами по развитию экономики, охраны природы, сохранению и развитию культуры, интенсификации научных обменов. С другой стороны, еврорегион — это своеобразный зонтичный проект, в рамках которого реализуются двухсторонние и многосторонние конкретные отраслевые проекты».

В настоящее время в практике работы еврорегионов необходимо различать политику намерений и практику действий, реальный опыт кооперации. Объективная ценность еврорегионов для России заключается скорее в стимулировании диалога и институциональных инноваций и в меньшей степени в достижении нового качества регионального развития и новых экономических характеристик территории. Образование еврорегионов происходит путем заключения соглашений о сотрудничестве между органами местной власти приграничных территорий. Как результат этого, идет формирование объединений административно-территориальных единиц муниципального и регионального (провинциального) уровней, которые заинтересованы в совместной реализации различных проектов. Институциональную основу деятельности еврорегионов составляют межрегиональные советы депутатов местной власти и межрегиональные объединения предпринимателей. Необходимые средства для реализации проектов еврорегионов изыскивают в местных бюджетах, бюджетах стран, а также используются финансы программ ЕС.

В основе концепции еврорегиона лежит идея установления приоритетных «стратегических альянсов» с одним или двумя-тремя близлежащими местными самоуправлениями, в результате чего формируются небольшие по своей территории регионы, уровень взаимозависимости и эко­номической интеграции в которых иной раз превосходит соответствующие уровни участ­вующих сторон с регионами своих государств. В рамках подобных малых трансграничных регионов интеграция охватывает фирмы и компании, образовательные учреждения; широко развита транспортная инфраструктура, тесно связывающая стороны; как правило, создаются даже транснациональные органы координации и управления. При этом часто партнеры име­ют общее представительство в Брюсселе, что говорит о единстве их задач и что они рассмат­ривают себя как единое целое, что они культивировали общую идентичность, которая может составить сильную конкуренцию общегосударственной идентичности, особенно если один из партнеров (или все одновременно) находятся на окраине своего государства.

В свою очередь, возросшая автономия микрорегионов, их все большее непосредствен­ное участие в международных отношениях как способа упрочения своей позиции относи­тельно других регионов (за исключением сферы военной безопасности), т. е. — ликвидация исключительного права государств быть акторами международной системы, вела к быстрому увеличению постоянных контактов между местными органами власти разных государств, росту взаимозависимости между ними в экономической и политической областях.

Создание этих структур было предпосылкой для разработки международных стратегий пространственного развития, например, в Скандинавии в области Эресунн, в странах Бенилюкса, в европейских областях вдоль немецко-голландской границы и в области Саар-Лор-Люкс. Через такие действия можно было развивать и улучшать пространственную эффективность отдельных проектов. Трансграничные стратегии пространственного развития могут в будущем обеспечивать общий базис для ряда международных эксплуатационных программ «из одного источника», связывая различные проекты, такие, как:


  • поддержка трансграничного сотрудничества между соседними пограничными областями, нацеленное на развитие компактных экономических ядер (городские кластеры);

  • совершенствование связей между региональным общественным транспортом и главными транспортными сетями;

Организационно еврорегионы состоят из совместных органов нескольких уровней: высшего органа — Парламентской Ассамблеи (Совета), рабочей группы (главного комитета), рабочих «кружков» различной тематической направленности и «трансграничного» секретариата. Их деятельность не регулируется в большинстве случаев какими-либо жесткими уставными рамками или соглашениями, а осуществляется на основе консенсусных решений, договоренностей или совместно выработанных рабочих программ сотрудничества.

Показательным примером организации приграничного сотрудничества является еврорегион «Маас — Рейн» (ФРГ, Бельгия, Нидерланды), который эксперты КЕС считают своего рода «лабораторией европейской интеграции». Созданный в 1975 г., этот еврорегион долгое время развивался лишь на основе формальной договоренности местных органов власти трех стран, хотя за этот период при финансовой поддержке ЕС были реализованы сотни совместных проектов самого разнообразного профиля — от экономического, технологического, природоохранного и др. сотрудничества до взаимодействия в социальных сферах, вопросах развития рынка труда и пр. Только в 1991 г. ему был придан юридический статус в форме, так называемого, «зарегистрированного общества». В настоящее время еврорегион имеет постоянный секретариат, расположенный в г. Маастрихте (пять сотрудников — по одному от каждого участвующего региона), который ведет все текущие дела. В 1995 г. создан совместный «парламентский орган» — Совет еврорегиона (состоит из 118 членов, назначаемых каждым из партнеров по своему усмотрению). В перспективе планируется принятие «Декларации принципов» и собственного Устава. Инициативы и проекты в рамках еврорегионов рассматриваются и принимаются путем согласования. Организационная структура региона включает региональный совет, правление, секретариат, а также рабочие группы и комиссии. Финансирование деятельности Организации осуществляется обоими партнерами, а также путем дотаций третьих сторон, например европейского структурного фонда.

Таким образом, основная цель создания еврорегионов — организация своеобразной структуры, механизма, который должен способствовать скоординированному решению общих проблем, существующих в пределах этих территорий. Такие наднациональные структуры позволяют эффективно решать задачи, определяемые участниками еврорегионов. При этом ряд программных документов, например Соглашение в Карлсруэ между Германией, Францией, Швейцарией и Люксембургом, подписанное в 1996 г., предполагает невмешательство центральных властей в проблемы трансграничного сотрудничества.14

Региональное приграничное сотрудничество как стратегия, способствующая политической и экономической независимости, широко поддерживается в Европе. «Регионализация» и «институционализация» являются ключевыми понятиями концепции приграничного сотрудничества. В этом контексте еврорегионы — локальные примеры такого сотрудничества — формируются как средство обеспечения продолжения и стратегического направления сотрудничества. Наиболее активно структуры регионального сотрудничества формируются в Европе. И это не случайно — европейские экономические связи имеют особо длительную историю. Становление «Европы без границ» предполагает укрепление регионального самоуправления, постепенный переход от «Европы отечеств» к «Европе регионов».

Закономерно, что главным инструментом регионального сотрудничества еврорегионы стали именно в экономическом ядре Европы. Это относится к такому региону, как «Базилиенсис». В нем участвуют с 1963 г. Германия, Франция и Швейцария. Это так называемый «Край трех углов», состоящий из французского Эльзаса, немецкого Бадена и швейцарского района вокруг Базеля. Это явный полюс роста. Имеется статистика по несколько более крупному образованию, так называемому «центральному полюсу роста» на стыке Германии, Бельгии, Франции и Люксембурга. Здесь сосредоточено до 30% ВНП и 25% населения Европейского союза. В рамках этого полюса выделяются три основных района: северный — на стыке границ Бельгии, Нидерландов и немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия (это индустриально-технический «треугольник» Маастрихт — Аахен — Льеж); южный — «Саар — Лот — Люкс», объединяющий Саар, Лотарингию и Люксембург. Еврорегион — промышленно-транспортный узел на западе — «Па-де-Кале», объединяющий Брюссель, Фландрию, английское графство Кент и французский департамент Hop-Па-де-Кале. Из трех названных районов наиболее перспективный — южный промышленный «еврорегион» Саар — Лот — Люкс, где совместные усилия трех стран направлены на модернизацию инфраструктуры и горно-металлургической промышленности, развитие образования и городского хозяйства. Следует упомянуть трансграничное сотрудничество между Францией и Бельгией, которое имеет давние традиции.15

На сегодняшний день территориальные субъекты ФРГ регионального, районного и коммунального звена участвуют более чем в 25 таких межрегиональных структурах сотрудничества, сеть которых в последние годы охватила территорию объединенной Германии практически по всему периметру ее государственной границы. В мае 1995 г. было парафировано комплексное франко-германское Соглашение о трансграничном сотрудничестве. Этот международный Договор дает местным властям право заключать договоры о сотрудничестве в рамках их компетенции. В данном случае, согласно этому документу, местная группа по приграничному сотрудничеству отвечает за обеспечение принятых решений через внутреннее право обеих сторон. Им охватываются регионы Эльзаса и Лотарингии, бывшие причиной крупнейших международных конфликтов. При этом коммуны могут заниматься всеми вопросами, которые являются общими для них и попадают под их компетенцию.

ФРГ справедливо считается одним из наиболее активных участников рассматриваемого процесса, успешно развивающим взаимовыгодное международное взаимодействие и на Балтике. Это подтверждается деятельным участием Германии в работе таких транснациональных образований, как еврорегионы «Шлезвиг — Южная Ютландия» (ФРГ, Дания) и «Померания» (ФРГ, Польша, Швеция, а в перспективе и Дания). 16 сентября 1997 г. в датском городе Обенро представителями местных органов власти города Фленсбург, районов Северная Фрисландия и Шлезвиг — Фленсбург — с германской стороны и губернии Южная Ютландия — с датской была подписана договоренность о создании региона «Шлезвиг — Южная Ютландия». Доку­мент представляет собой Соглашение о создании европейского транс­граничного региона, который, как сказано в преамбуле договоренности, призван служить основой для интенсивного и долгосрочного сотрудничества, а также способствовать развитию этого района в общеевропейской перспективе. Правовую базу для сотрудничества и развития региона «Шлезвиг — Южная Ютландия» представляет европейская Хартия о трансграничных регионах, принятая 1 декабря 1995 г.

Следует упомянуть и о еврорегионе «Померания» который был основан в декабре 1995 г. Договор о его создании подписан в Щецине 15 декабря 1995 г., с немецкой стороны — представителями коммунального сообщества «Померания» в Лёкнице (округ Иккер-Рандов), с польской — представителями города Щецина и Коммунального союза общин Западной Померании. В еврорегион с немецкой стороны вошли округа Рюген, Иккер-Рандов, Северная и Восточная Передняя Померания, города Штральзунд Грайфсвальд (земля Мекленбург — Передняя Померания) и округа Уккермарк и Барним (земля Бранденбург). 26 февраля 1998 г. в шведском городе Лунд было подписано соглашение о присоединении к еврорегиону «Померания» шведского Союза ленов Скании (южный район Швеции). Штаб-квартирой Совета еврорегиона и его секретариата по-прежнему остается Щецин. Шведская сторона будет покрывать одну треть расходов на содержание секретариата.

Одной из ключевых задач концепции развития еврорегионов являлось придание «прозрачности» внутренним границам на пространстве ЕС за счет совместного решения приграничными регионами общих или близких проблем местного, либо регионального характера (транспортное сообщение, автомобильные и железные дороги, приграничное хозяйство, охрана окружающей среды, последствия стихийных бедствий и др.). Отправной точкой становления такого сотрудничества зачастую были частные инициативы по реализации небольших проектов, получавшие впоследствии поддержку местных органов власти, которые брали на себя их дальнейшее продвижение и реализацию. Постепенно приграничное сотрудничество приобретало более четкую структуру, формировались совместные органы.

Концепция развития еврорегионов призвана решать задачи экономического и культурного развития приграничных территорий. Кроме этого она, безусловно, способствует активизации участия в процессах европейской интеграции новых государств и их территорий провинциального и муниципального уровня. В связи с произошедшими геополитическими изменениями начала 90-х годов идея создания еврорегионов стала распространяться на страны Центральной и Восточной Европы. В качестве наиболее яркого примера ее реализации можно назвать восемь еврорегионов, в которых участвуют приграничные гмины Польши: «Померания», «ПроЕвропа Вадрина», «Шпрева-Ныса-Бубр» на пограничье с Германией, «Ныса» на стыке границ Польши, Германии и Чехии; «Союз гмин Верхней Силезии и Северной Моравии» на пограничье с Чехией; «Татры» на пограничье со Словакией; «Карпатский Еврорегитон» на стыке границ Польши, Словакии, Украины и Венгрии; «Буг» на пограничье с Украиной и Белоруссией. Такая активность польских регионов обусловлена историческими факторами.

Особая роль в развитии приграничных связей принадлежит самому крупному в Европе трансграничному образованию — межрегиональной ассоциации «Карпатский еврорегион» (созданной 14 февраля 1993 г. с участием пограничных регионов Украины, Польши, Словакии, Венгрии и Румынии), поскольку ее деятельность полностью отвечает принципам Европейской рамочной конвенции трансграничного сотрудничества между административно-территориаль­ными единицами и органами власти. Согласно Уставу Карпатского еврорегиона, высшим органом ассоциации является Совет еврорегиона. В его состав входят по три представителя от каждого участника ассоциации. Главным лицом, которое отвечает за функционирование структур еврорегиона, является исполнительный директор. Он избирается Советом из числа кандидатов на конкурсной основе и осуществляет управление ассоциацией через секретариат и национальных представителей. На данном этапе функционируют 4 рабочие комиссии. По мнению украинских экспертов, деятельность межрегиональной ассоциации «Карпатский еврорегион» подтверждает целесообразность ее существования и свидетельствует о весомой роли в налаживании добрососедских отношений, развитии экономических связей пограничных регионов.

Создание Европейским Союзом еврорегионов — это не только форма мобилизации территорий на решение общих проблем, но и своеобразная школа совместного проживания в рамках ЕС. Вместе с тем, существуют сдерживающие факторы. Проблемы данного еврорегиона достаточно традиционны для трансграничного сотрудничества в СНГ:



  • недостаточная активность местных органов государственной власти;

  • отсутствие централизованного финансирования со стороны государства;

  • недостаток собственных средств регионов;

  • различия в таможенном, налоговом законодательстве стран-участниц.

Вместе с тем «Карпатский еврорегион» показывает еще один возможный недостаток еврорегионов — гигантизм. В «Карпатский еврорегион» входит территория, равная нескольким небольшим западноевропейским государствам с населением в 15 млн человек. Со стороны Украины в еврорегион входят четыре области. Это создает серьезные управленческие проблемы. Области в условиях унитарного государства, вероятно, являются не самыми оптимальными объектами трансграничного сотрудничества.

В Республике Беларусь также развивается трансграничное сотрудничество с соседними государствами. Так, 6 июня 1997 г. в польском городе Августове состоялись учредительная конференция и форум трансграничного еврорегиона «Неман». Были подписаны Соглашение и Устав еврорегиона. В него вошли Гродненская область, приграничные области Польши (Сувалкское воеводство) и Литвы (Мариампольский и Алитусский районы).

Развивается и еврорегион «Буг». При создании этого еврорегиона 29 сентября 1995 г. в него вошли приграничные области Украины и Польши. Позднее в еврорегион «Буг» была официально принята Брестская область, что позволило юридически оформить участие белорусской стороны в еврорегионе. Немаловажным представляется и тот факт, что «Буг» и «Неман» официально приняты в ассоциацию европейских еврорегионов. Это, естественно, будет способствовать привлечению внимания европейских стран к решению проблем в этих регионах. Еврорегионы являются одной из форм сотрудничества региональных и местных властей, но одновременно и средством гармоничной интеграции Беларуси в структуры современной Европы. После вступления Польши и Литвы в Европейский Союз, граница Белоруссии с этими государствами стала границей с ЕС.

Еврорегион «Нижний Дунай» объединяет приграничные территории Молдовы, Румынии и Украины. Он был создан по инициативе президентов трех стран в 1996 г. и реализован путем подписания в феврале 1997 г. в Галаце соглашения о создании еврорегиона «Нижний Дунай». С молдавской стороны в него вошли районы Кахул, Кантемир и Вулкэнешть, с румынской — уезды Галац, Тулча и Брэила, а также Одесская область Украины.

Создан и еврорегион «Балтика» в него входят Округ Бронхольм (Дания), г. Лиепая и Лиепайский район (Латвия), города Клайпеда, Паланга, Неринга (Литва), Ассоциация гмин Республики Польша Еврорегиона «Балтика», Сеймики самоуправления воеводств (Польша), Ассоциация муниципальных образований Калининградской области (Россия), лэн Блекинге, лэн Кальмар, лэн Крунобег (Швеция)16.

Давая оценку эффективности финансово-инвестиционных трансграничных связей еврорегионов западной части СНГ, можно утверждать, что, несмотря на выгодное геополитическое расположение, имеющиеся естественные ресурсы, наличие квалифицированных кадров, достижения в научных исследованиях, значительную вместительность внутреннего рынка, объемы иностранных инвестиций, которые поступают в экономику стран, существенно ниже аналогичных объемов для стран Восточной Европы. Содержание приграничного сотрудничества в рамках этих еврорегионов из-за финансовых трудностей и разных полномочий местных органов власти у стран-партнеров пока значительно беднее, чем у еврорегионов, формирующихся в границах Европейского Сообщества. Это видно в сравнении с, например, активно сотрудничающими приграничными районами Швейцарии, юга Германии и Франции, образующими зону регионального сотрудничества Верхней Баварии, в которой работают два региональных комитета, контролирующие совместную деятельность в области промышленности и экологии.

Для Восточной Европы и стран СНГ важно то, что еврорегионы как форма приграничного сотрудничества способствуют не только усилению и углублению добрососедских отношений между государствами, но и являются своеобразным инструментом для интеграции той или иной страны в европейские структуры. Это особенно важно для России в связи с продвижением границ Евросоюза. Еврорегионы иногда рассматривают как средство урегулирования возможных территориальных проблем двух государств. Они снимают напряжение в части возможных территориальных претензий. Позволяют решать проблемы, связанные с положением национальных меньшинств. Это своего рода и полигон для апробации совместимости законодательства различных стран и правовых систем.

Практика работы еврорегионов получила высокую оценку и поддержку. Экс-министр иностранных дел, ныне Секретарь Совета Безопасности РФ И.С. Иванов отмечал: «…заслуживает внимания западноевропейский опыт создания региональных интеграционных образований — так называемых “еврорегионов”, име­ющих совместные органы для решения общих про­блем. Они особенно перспективны при разработке крупных многосторонних проектов, в создании благоприятного климата для привлечения иностранных инвестиций».17



Еврорегион может являться стабилизирующим, связывающим фактором в отношениях между сопредельными государствами. Однако существуют и определенные опасности. К примеру возрастает зависимость регионального развития от приграничного сотрудничества. Формируя еврорегион с приграничными российскими территориями Европейский союз может оказывать существенное влияние на политику субъектов федерации, а через субъекты федерации и на российскую политику в целом. В этом случае еврорегионы будут через субъекты федерации потенциально могут усиливать процессы регионализации в Российской Федерации.

Название нормативного акта
Категория: Соглашение и устав Еврорегиона Карелия

Когда и кем принят: Город Йоэнсуу, 24 февраля 2000 года.

Подписан от имени:

Республики Карелия Министр внешних связей Республики Карелия Регионального союза Кайнуу Председатель правления

Регионального союза Северной Карелии

Председатель совета уполномочен­ных регионального союза Глава администрации регионального союза Регионального союза коммун Северной Похъянмаа

регионального союза Глава администрации регионального союза

Председатель правления регионального союза Глава администрации регионального союза

Источник, по которому публикуется: Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Феде­рации.— М.: Научная книга, 2002.

Предмет регулирования: напр., приграничное и трансграничное сотрудничество определенной сфере и т.д.

Соглашение о создании еврорегиона «Карелия»
Правительство Республики Карелия, Российская Федерация и региональные союзы Финляндии Кайнуу, Северной Карелии и Се­верной Похъянмаа — Стороны настоящего Соглашения, сотрудни­чая между собой в рамках, определенных законодательством своих государств, учитывая, что Еврорегион реализует стремление терри­ториальных сообществ к многостороннему сотрудничеству на осно­вании существующих двусторонних отношений и к выработке общих позиций для решения общих проблем в сотрудничестве, принимая во внимание Европейскую рамочную конвенцию о при­граничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 года, Договор между Финляндской Республикой и Российской Федерацией об основах отношений от 20 января 1992 г., а также Соглашение между Финляндией и Российской Федера­цией о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Каре­лия, Санкт — Петербурге и Ленинградской области от 20 января 1992 года, создавая фундамент для контактов между людьми, хо­зяйственными организациями и властями, исполненные решимости укреплять и развивать добрососедские отношения, заботясь о со­хранении совместного культурного наследия приграничных терри­торий, считая главной целью еврорегиона подготовку и осущест­вление совместных планов и проектов по развитию приграничных территорий, а также ликвидации барьеров, препятствующих со­трудничеству, подписывают настоящее Соглашение и Устав, как неотъемлемую часть настоящего Соглашения.

Параграф 1

1. Стороны создают еврорегион с названием «Карелия».

2. Деятельность еврорегиона «Карелия» осуществляется на тер­ритории:

Российской Федерации — территория Республики Карелия;

Финляндской Республики — территория регионального союза Кайнуу, территория регионального союза Северной Карелии, тер­ритория регионального союза Северной Похъянмаа.

Параграф 2

1. Настоящее Соглашение заключается на неопределенное время.

2. Любые изменения данного Соглашения требуют письменного согласия всех сторон Соглашения.

3. Любая из Сторон Соглашения вправе расторгнуть Соглаше­ния с обязательным уведомлением об этом за 6 месяцев до плани­руемого срока выхода. Уведомление должно быть исполнено в письменной форме.

4. В случае расторжения Соглашения таким количеством Сто­рон Соглашения, что в еврорегионе останется только одна сторона, или если желание расторгнуть Соглашение будет высказано Рес­публикой Карелия, исполнительный комитет принимает решение о способе его ликвидации.

Параграф 3

1. Соглашение и Устав составлены в четырех экземплярах на русском и финском языках — по одному экземпляру на русском и финском для каждого из участников Соглашения.

2. Все экземпляры Соглашения и Устава имеют одинаковую юридическую силу.

Параграф 4

Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторо­нами.

Город Йоэнсуу, 24 февраля 2000 года.
От имени:

Республики Карелия Министр внешних связей Республики Карелия (подпись)

Регионального союза Кайнуу Председатель правления

Регионального союза Северной Карелии

Председатель совета уполномочен­ных регионального союза (подпись)

Глава администрации регионального союза (подпись)

Регионального союза коммун Северной Похъянмаа

регионального союза (подпись)

Глава администрации регионального союза (подпись)

Председатель правления регионального союза (подпись)

Глава администрации регионального союза (подпись)
Устав Еврорегиона «Карелия»
Еврорегион «Карелия» — это территория, которую образуют три финляндских региональных союза — Кайнуу, Северная Карелия и Северная Похьянмаа — и Республика Карелия (Россия). С юриди­ческой точки зрения, в рамках еврорегиона внутри Республики Ка­релия действуют законы Российской Федерации и Республики Ка­релия, а на территории союзов коммун действуют законы Финлян­дии. Основой деятельности является общее желание сторон при по­мощи сотрудничества улучшить условия жизни населения указан­ных регионов.

Еврорегион «Карелия» — это не окончательная модель, а посто­янный процесс, в котором осуществляется сотрудничество на кон­кретных уровнях по обе стороны границы на благо общей цели.

Цели

Сотрудничество в рамках еврорегиона «Карелия» имеет следую­щие цели:



— облегчить процесс пересечения границы для людей и грузов путем упрощения пограничных формальностей и содействия от­крытию новых пограничных переходов;

— содействовать улучшению благосостояния жителей путем увеличения занятости;

— содействовать развитию экономики путем улучшения инфра­структуры приграничных районов, как, например, работы контроль­но — пропускных пунктов, коммуникаций и решения проблем ох­раны окружающей среды;

— решение проблем безопасности местного населения и турис­тов путем борьбы с международной преступностью;

— расширять сотрудничество в сфере культуры;

— координировать проекты Интеррег — Карелия и Тасис/трансграничное сотрудничество на региональном уровне и в пределах своей компетенции, а также проекты в рамках сотрудничества со­предельных регионов Российской Федерации и Финляндии;

- способствовать получению финансирования ЕС, а также иного финансирования для общих проектов региона;

— конкретизировать некоторые положения политики ЕС «Се­верное измерение» путем развития региональных моделей сотруд­ничества на внешней границе ЕС.

§1 Территория сотрудничества еврорегиона «Карелия»

Территориально еврорегион «Карелия» охватывает площадь ре­гиональных союзов Кайнуу, Северной Карелии и Северной По-хъянмаа со стороны Финляндии и Республики Карелия со стороны Российской Федерации.

§2 Исполнительный комитет приграничной территории

Высшим органом, принимающим, решения на территории еврорегиона «Карелия», является исполнительный комитет пригранич­ной территории (далее — исполнительный комитет).

Состав исполнительного комитета

В исполнительный комитет входят представители, пользующие­ся правом решающего голоса, и эксперты, пользующиеся правом совещательного голоса. Состав является следующим:

— 6 представителей региональных союзов (каждый союз назна­чает двух представителей и их персональных заместителей);

— 6 представителей от Республики Карелия (Республика Каре­лия назначает представителей и их заместителей);

— эксперт Министерства внутренних дел Финляндии (Минис­терство внутренних дел Финляндии назначает представителя и его персонального заместителя);

— эксперт Министерства иностранных дел Финляндии (Минис­терство иностранных дел Финляндии назначает представителя и его персонального заместителя);

— эксперт Европейского союза (ЕС назначает представителя и его персонального заместителя);

— эксперт Министерства иностранных дел Российской Федера­ции (Российская Федерация назначает представителя и его замес­тителя).

Сопредседателями исполнительного комитета действуют пред­ставитель регионального союза Финляндии и представитель Рес­публики Карелия.

§4 Основные задачи исполнительного комитета

Исполнительный комитет:

— руководит подготбвкой программы приграничного сотрудниче­ства;

— утверждает проекты, которые увязаны с приграничной про­граммой, принимает решения об их финансировании из фонда евро-региона «Карелия», а также координирует ход реализации проектов;

— координирует проекты Интеррег, Тасис и проекты сопредель­ного сотрудничества на территории еврорегиона на региональном уровне и в пределах своей компетенции;

— предлагает проекты для финансирования через программы Ин­террег, Тасис, а также из средств сопредельного сотрудничества и других возможных источников финансирования.

§5 Секретариат исполнительного комитета

Рабочим органом исполнительного комитета является секрета­риат, который готовит заседания исполнительного комитета и вы­полняет поставленные комитетом задачи.

Секретариат состоит из представителей Республики Карелия и представителей региональных союзов Кайнуу, Северной Карелии и Северной Похъянмаа.

Главой секретариата является представитель Республики Каре­лия и представитель того же регионального союза, что и сопредсе­датель финляндской части исполкома.

§6 Языки, используемые исполнительным комитетом

Заседания исполнительного комитета ведутся на финском и рус­ском языках, и при необходимости на английском.

§7 Принятие решений

Заседания исполнительного комитета проходят два раза в год. По предложению одной из сторон заседания могут проводиться чаще.

Приглашение на встречу направляется членам исполнительного комитета и заместителям за 14 суток. Все решения, принимаемые на заседаниях исполнительного комитета еврорегиона «Карелия» при­нимаются на основе принципа консенсуса. По результатам собрания составляется протокол. Его подписывают председатели и руководители секретариата и заверяют двое проверяющих протокол.

§8 Принятие решений

Исполнительный комитет еврорегиона «Карелия» обладает пра­вом принятия решений при условии присутствия на заседании не менее половины своих членов с каждой стороны.

§9 Модель финансирования

На территории еврорегиона «Карелия» создается общий фонд с на­званием «Еврорегион "Карелия"», из которого финансируются проек­ты. Использование фонда регулируется правилами фонда «Ерорегион "Карелия"». Фонд может принимать пожертвования банков, общест­венных организаций, юридических и частных лиц, поддерживающих сотрудничество между Республикой Карелия и Финляндией. Фонд может также наполняться средствами из программ Европейского Союза, других международных организаций и национальных источников.

§ 10

Любые изменения в устав вносятся при единогласном согласии членов исполнительного комитета.



Название нормативного акта
Категория: Соглашение о создании Еврорегиона Сауле и устав
Источник, по которому публикуется: Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Феде­рации.— М.: Научная книга, 2002.

Кем и когда подписан Подписан в 1999 г. договор по созданию Еврорегиона "Сауле". В него входят: с российской стороны – г.Советск, Неманский и Славский районы Калининградской области; от Литвы – Шяуляйский и Таурагский уезды; от Латвии – регион Земгале, Елгавский район и город Елгава; от Швеции – провинция Сконе.

Предмет регулирования: напр., приграничное и трансграничное сотрудничество
Соглашение о создании и устав еврорегиона «Сауле»
Преамбула

Региональные и местные власти договаривающихся территори­альных образований — являющиеся Сторонами данного Договора,

осуществляя сотрудничество в соответствии с законодательст­вом своих государств,

учитывая стремление жителей своих регионов к установлению сотрудничества на многосторонней основе,

принимая во внимание Европейскую рамочную Конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и влас­тей от 21 мая 1980 года, а также Европейскую Хартию местного самоуправления от 15 октября 1985 года,

подтверждая желание сотрудничать, создавать основы взаимо­отношений между людьми, экономическими структурами и мест­ными властями,

определяя в качестве главной цели еврорегиона подготовку и осуществление совместных планов и Проектов для развития при­граничных зон, а также устранение имеющихся препятствий на пути сотрудничества,

согласились о нижеследующем;

§1

1. Стороны создают еврорегион «Сауле.



2. Деятельность еврорегиона «Сауле» осуществляется на терри­тории:

— Литовской Республики — Шяуляйский и Таурагский уезды;

— Латвийской Республики — Елгавский район и город Елгава;

- Российской, Федерации — город Советск, Неманский и Славский районы Калининградской области;

— Королевства Щвеции — уезд Сконе;

3. Число участников и территория деятельности еврорегиона «Сауле» являются открытыми и могут быть изменены на основании постановления Совета еврорегиона по инициативе одной или не­скольких Сторон.

4. Участвующие в Договоре Стороны имеют право принимать решение о вступлении еврорегиона в другие ассоциации и органи­зации, в том числе в ассоциации европейских приграничных райо­нов.

§2

1. Договор заключается на неограниченный период.



2. Любые изменения в существующем Договоре могут быть при­няты с письменного согласия Сторон Договора,

3. Любая Сторона может выйти из Договора по истечении 6 ме­сяцев после подачи заявления о выходе ее из еврорегиона «Сауле» в письменном виде.

4. В случае если Договор расторгается таким большинством Сто­рон, что в еврорегионе остается одна Сторона, Совет еврорегиона принимает решение о ликвидации еврорегиона.

5. Официальными языками еврорегиона «Сауле» являются анг­лийский и русский. Если мероприятия проводятся на территории одного из государств — участниц еврорегиона, то дискуссия может проводиться на языке принимающей стороны. Организаторы обя­заны обеспечить участников симультанным переводом на русский и английский языки.

6. Официальные документы оформляются на двух языках: анг­лийском и русском.

§3

Цели и пути сотрудничества, права и обязанности, а также структура организации еврорегиона «Сауле» определены в Уставе, который является неотъемлемой частью этого Договора.



§4

Договор и Устав издаются в 18 экземплярах на английском и русском языках, по одному экземпляру всем сторонам и один эк­земпляр — в архив секретариата.

Все экземпляры имеют одинаковую силу.

§5

Договор вступает в силу со дня подписания.


Устав еврорегиона «Сауле»

(выдержки)

Раздел I. Цели и формы сотрудничества

Сотрудничество в рамках еврорегиона «Сауле» ведется с целью:

— улучшения условий жизни людей, проживающих на этой тер­ритории;

— облегчения взаимных контактов;

— сближения местных сообществ;

— преодоления возможных исторических и иных предубежде­ний;

— планирования деятельности, направленной на обеспечение всестороннего поступательного развития Сторон Соглашения с учетом их экономического состояния;

— содействия деятельности, направленной на налаживание со­трудничества между региональными и местными властями.

§2

Цели, перечисленные в 1, будут реализованы путем: 1. Содействия совместным трансграничным проектам экономи­ческого развития в сферах:



— промышленности;

— сельского хозяйства и лесной промышленности;

— транспорта;

— связи;


— обмена «ноу-хау»;

— охраны окружающей среды;

— борьбы с преступностью;

2. Сотрудничества в реализации общих коммунальных проектов на приграничных территориях (например: очистные сооружения, хранение и утилизация отходов и т.п.).

3. Сотрудничества в сфере пространственного планирования.

4. Развития инфраструктуры пограничных переходов.

5. Развития профессионального обучения, повышения квалифи­кации и переподготовки кадров с целью сокращения безработицы, прежде всего среди молодежи.

6. Сотрудничества в сферах образования, культуры и туризма, включая обмен группами ученых, спортсменов, работников культу­ры и туризма.

7. Содействия изучению языков соседей.

8. Сохранения общего культурного наследия.

9. Распространения информации о еврорегионе.

10. Сотрудничества в сфере борьбы с природными и экологичес­кими катастрофами, пожарами, а также иными аварийными ситуа­циями. Взаимное информирование о существовании вышеуказан­ных угроз.

Раздел II. Права и обязанности сторон

§3

1. Стороны:



а) на принципах партнерства разрабатывают трансграничные проекты по согласованию с соответствующими административны­ми органами своих государств, действуя согласно законодательству своих стран, учитывая условия других Сторон;

б) информируют друг друга о мероприятиях, которые могут иметь значение для трансграничного сотрудничества;

в) предоставляют возможность членам органов еврорегиона вза­имно пользоваться своими офисами.

2. Членство в еврорегионе не исключает права подписания Сто­ронами двух — или многосторонних соглашений с иными зарубеж­ными партнерами.

Раздел III. Органы еврорегиона

Органами еврорегиона являются:

— Совет еврорегиона;

— Правление еврорегиона;

— Секретариат еврорегиона;

— Рабочие группы (в т. ч. Ревизионная Комиссия), действующие на основе сотрудничества с существующими органами.

— Ревизионная комиссия.

Название нормативного акта

Положение о Совете по сотрудничеству приграничных регионов Латвийской Республики, Российской Федерации и Эстонской Республики

Категория: соглашение о сотрудничестве на уровне местных самоуправлений

Когда и кем принят: 7 июня 1996 года. органы местного самоуправления и региональных властей Алуксненского и Балвского районов (Латвийская Республика), Палкинского, Печорского и Псковского районов Псковской области (Российская Федерация). Выруского и Пылваского уездов (Эстонская Республика).

Источник, по которому публикуется: Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Феде­рации.— М.: Научная книга, 2002.

Предмет регулирования: приграничное сотрудничество на уровне муниципалитетов
Положение о Совете по сотрудничеству приграничных регионов Латвийской Республики, Российской Федерации и Эстонской Республики
Совет по сотрудничеству приграничных регионов Латвийской Республики, Российской Федерации и Эстонской Республики (именуемый в дальнейшем Совет), является добровольным объеди­нением органов местного самоуправления и региональных властей

приграничных регионов Латвийской Республики, Российской Фе­дерации и Эстонской Республики.

Совет создан для выработки регионами совместной стратегии приграничного сотрудничества, достижения экономического и со­циального прогресса, дальнейшего развития исторически сложив­шегося тяготения трех культур, сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды, совершенствования инфраструктуры и услуг, оказываемых жителям населенных пунктов приграничных регио­нов, оказания взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях.

I. Общие положения

Полное наименование Совета на латышком языке — Latvijas Re-publikas, Krievijas Federacijas im Igaunijas Republikas pierobezas re-gionu sadarbibas Padome, на русском языке — Совет по сотрудниче­ству приграничных регионов Латвийской Республики, Российской Федерации и Эстонской Республики, на эстонском языке — Lati Vabariigi, Vene Foderatsiooni ja Easti Vabariigi Piirialade Koos-toonoukogu, на английском языке — Council for cooperation of border regions Republic of Estonia, Republik of Latvia and Russian Federa­tion.

Совет осуществляет свою деятельность на территории членов Совета на основании данного Положения.

Рабочими языками Совета являются латышский, русский и эс­тонский.

Статья 4


Почтовый адрес Совета: Россия, 180004, г Псков, ул. Олега Кошевого, 4, Администрация Псковского района.

II. Цели и направления деятельности Совета Статья 5. Цели Совета

5.1 Целью создания Совета является:

5.1.1 Организация взаимодействия приграничных регионов в разработке и реализации совместных программ и проектов;

5.1.2 Представление предложений Совета в органы государст­венной власти Латвийской Республики, Российской Федерации и Эстонской Республики, а также в международные организации;

5.1.3 Эффективное использование возможностей приграничного положения участников Совета.

Статья 6. Направления деятельности Совета

6.1 Для достижения установленных целей Совет действует в сле­дующих направлениях:

6.1.1 Определение сфер взаимодействия в осуществлении при­граничного сотрудничества (выработка приоритетных направлений сотрудничества);

6.1.2 Разработка совместных мероприятий и программ сотруд­ничества приграничных регионов в соответствии с установленными приоритетами;

6.1.3 Подготовка документов для финансирования совместных программ и проектов, в том числе в международных организациях и фондах;

6.1.4 Координация совместных действий при решении вопросов, затрагивающих общие интересы приграничных регионов;

6.1.5 Организация рабочих совещаний Совета для обобщения опыта его участников и выработки совместных решений.

III. Участие в Совете

Статья 7

7.1 Инициаторами создания Совета явились органы местного самоуправления и региональных властей Алуксненского и Балвского районов (Латвийская Республика), Палкинского, Печорского и Псковского районов Псковской области (Российская Федерация). Выруского и Пылваского уездов (Эстонская Республика).

7.2 Членами Совета могут быть органы местного самоуправления и региональных властей приграничных регионов Латвийской Рес­публики, Российской Федерации и Эстонской республики.

7.3 Каждый член Совета при принятии решения имеет один голос.

7.4 Прием новых членов в Совет осуществляется при согласии всех членов Совета.

7.5 Члены Совета вправе по своему усмотрению выйти из Совета, уведомив письменно за два месяца о своем решении Совет.

7.6 Изменения в Положении принимаются на общем заседании Совета при согласии всех членов Совета.

IV. Органы управления Советом

Статья 8

8.1 Совет разрабатывает и принимает собственные правила и про­цедуры, регулирующие его работу.

Статья 9

9.1 Совет собирается на свои заседания в составе руководителей или уполномоченных представителей местных и региональных влас­тей — членов Совета или лиц, назначенных ими.

9.2 Заседания Совета проводятся по мере необходимости пооче­редно на территории членов Совета в соответствии с установленным Регламентом Совета.

9.3 Расходы по проведению заседания Совета принимает на себя Сторона-организатор очередного заседания Совета.

9.4 Председателем заседания Совета является представитель Сто­роны-организатора заседания.

Статья 10

10.1. В период между заседаниями Совета для подготовки засе даний и исполнения принятых Советом решений создается секре­тариат Совета (далее — секретариат) в составе: до двух представи­телей с правом одного решающего голоса от каждого члена Совета.

10.2. Расходы по содержанию своих представителей в секрета­риате несут члены Совета.

10.3. Секретариат для решения текущих вопросов собирается на заседания по мере необходимости поочередно на территории чле­нов Совета.

10.4. Расходы по проведению заседаний секретариата берет на себя принимающая Сторона.

10.5. Место проведения и повестка дня очередного заседания Со­вета определяется на заседании секретариата.

V. Реорганизация и ликвидация Совета

Статья 11

11.1. Совет осуществляет свою деятельность до реорганизации или ликвидации.

11.2. Решение о реорганизации или ликвидации Совета принима­ется членами Совета.

Настоящее Положение вступает в силу с момента его подписания членами Совета 7 июня 1996 года.

Настоящее Положение составлено в 7 экземплярах, каждый на ла­тышском, русском и эстонском языках и имеет одинаковую юриди­ческую силу.

Название нормативного акта

Категория: Соглашение о создании Еврорегиона

Когда и кем принят: г. Карлсруэ, 23 февраля 1996 Правительством Федеративной Республики Германия, Правительством Французской Республики, Правительством Великого Герцогства Люксембургского и Федеральным собранием Швейцарии, действующим от имени кантонов Солер, Базель «городской», Базель «сельский», Агрови и Юра о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и органов местного управления

Источник, по которому публикуется: Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Феде­рации.— М.: Научная книга, 2002

Предмет регулирования: приграничное сотрудничество в целом


следующая страница >>