страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
«Чернобыльская трагедия крупнейшая техногенная катастрофа» - страница №1/1
![]() Материал к единому дню информирования 18 апреля 2013 года на тему: «Чернобыльская трагедия – крупнейшая техногенная катастрофа» Слайд 1. Приветственное слово. Слайд 2. В апреле исполняется 27 лет с момента трагических событий 1986-го на Чернобыльской АЭС. За это время Беларусь приобрела вынужденный опыт жизни и работы в условиях долговременного радиоактивного загрязнения. Слайды 3, 4 Основные последствия катастрофы на ЧАЭС:
Слайд 5. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы стало задачей государственной значимости для Республики Беларусь. Вопросы жизнедеятельности населения на пострадавших территориях находятся в сфере внимания законодательной и исполнительной власти, Президента Республики Беларусь. Слайд 6. Специальные функции в области ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выполняет Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Основными задачами Департамента являются:
Слайд 7. Подведомственными организациями Департамента являются:
разработка научных проблем реабилитации загрязненных радионуклидами территорий; проведение исследований в области сельскохозяйственной радиологии; разработка практических рекомендаций по ведению сельского хозяйства на загрязненных территориях;
Слайд 8. Вся практическая работа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС проводится в рамках:
Слайд 9. За период 1991–2010 годы выполнены 4 государственные «чернобыльские» программы. На их реализацию выделено около 19,4 млрд долл. США. Слайд 10. Отличительные особенности реализованных программ:
Спустя 25 лет, оглядываясь на пройденный нелегкий путь, можно смело говорить об эффективности выбранного программно-целевого подхода. Слайд 11. На данный момент реализуется Государственная программа на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Отличительными особенностями которой являются:
Слайд 12 Удельный вес направлений Государственной программы в общем объеме финансирования в 2012 году: 47,3% – социальная защита, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения, 36,0% – социально-экономическое развитие пострадавших регионов; 16,1% – радиационная защита и адресное применение защитных мер; 0,6% – научное обеспечение и совершенствование информационной работы. Слайд 13. В рамках Союзного государства с 1998 по 2010 годы выполнены 3 «чернобыльские» программы, которые гармонично дополняют государственные и позволяют совместно решать общие задачи. Объем их финансирования – более 80 млн долл. США. Слайд 14. Особенности реализованных союзных программ:
Слайды 15, 16. Привлечение международного опыта в преодолении последствий катастрофы на ЧАЭС успешно дополняет усилия государства и имеет особую важность, например:
Слайд 17. Рассмотрим подробнее основные итоги мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Слайд 18. Совершенствование чернобыльской нормативно-правовой базы. Например, в прошедшем пятилетии трансформирована чернобыльская нормативно-правовая база: принято 4 закона, 5 указов Главы государства, 29 постановлений Правительства. В 2009 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». Слайд 19. В республике реализуется комплекс мероприятий по сохранению здоровья пострадавшего населения. Сформирована и с 1993 года действует система учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в виде Государственного регистра. За все время существования регистра в него внесены данные о более чем 1,7 млн. человек, в том числе о более чем 360 тыс. детей и подростков. Слайд 20. Основой системы медицинского обслуживания является диспансеризация, обеспечивающая раннее выявление заболеваний и своевременное лечение. Под медицинским наблюдением в республике находится более 1,4 млн. человек, пострадавших от катастрофы, среди которых более 212 тыс. детей. Слайды 21-23. Важной составляющей в сохранении здоровья является санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан. Право на бесплатное лечение или оздоровление имеют более 170 тыс. человек, в том числе 165 тыс. детей и подростков. Для санаторно-курортного лечения и оздоровления пострадавших детей в республике создана сеть специализированных организаций – детских реабилитационно-оздоровительных центров, где имеются все условия для лечения и оздоровления, учебно-воспитательного процесса, социально-психологической реабилитации и досуга детей. Ежегодно увеличивается охват детей, направляемых на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет бюджета. Разрешен бесплатный проезд детей на оздоровление, обеспечиваются льготными путевками родители, сопровождающие дошкольников, расширен перечень медицинских процедур по путевкам на оздоровление. На строительство и реконструкцию объектов детских лечебных и профилактических учреждений, а также учреждений образования, в 2006-2010 годах направлено 158,4 млрд. рублей, введено в эксплуатацию 15 объектов.
Организовано бесплатное питание в школах. Право на него имеют и получают более 127 тыс учащихся учреждений общего базового и среднего образования. Слайд 25. За пятилетие построено и введено в эксплуатацию 434 объекта. В их числе – лечебный корпус Гомельского областного онкологического диспансера, центральная районная больница в г.Ветка, радиологический корпус Могилевского областного онкологического диспансера и др. В рамках президентской подпрограммы «Дети Чернобыля» введены в эксплуатацию несколько объектов образования, в том числе реконструирован Гомельский лицей МЧС. Завершено строительство крупных объектов в детских реабилитационно-оздоровительных центрах «Ждановичи», «Ветразь», «Лесная поляна», «Сидельники» и др.
Для чернобыльского контингента и специалистов строится жилье, проводится газификация и водоснабжение. Например, в 2006-2010 годах построено 1194 квартиры, введено в эксплуатацию 107 км сетей водопровода, проложено свыше 600 км газопровода, газифицировано около 10 тысяч жилых домов. Слайд 27. Сельскохозяйственное производство на загрязненных радионуклидами землях ведется согласно научным рекомендациям. А загрязнен в республике 1 миллион гектаров. Разработан комплекс мероприятий, позволяющих многократно снизить поступление радионуклидов в сельскохозяйственную продукцию. Каждые 5 лет уточняются и дополняются «Рекомендации по ведению агропромышленного производства в условиях радиоактивного загрязнения земель Республики Беларусь». Принимаемые меры позволили в несколько раз снизить объемы производства продукции со сверхнормативным содержанием радионуклидов по сравнению с первым послеаварийным периодом. При этом в республике неоднократно ужесточались нормативы содержания радионуклидов в продуктах питания и сырье.
Реализация защитных мероприятий позволила практически исключить поступление загрязнённой радионуклидами продукции в государственную торговлю и количество населённых пунктов, где зарегистрированы факты получения в личных подсобных хозяйствах молока, загрязнённого цезием-137. Слайд 29. В сельскохозяйственных организациях, где защитные меры не позволяют получить нормативно чистую продукцию при условии сохранения существующей хозяйственной специализации, с 2002 года по поручению Президента Республики Беларусь реализованы программы переспециализации. В Гомельской и Могилёвской областях завершена переспециализация 57 проблемных хозяйств. Достигнута положительная динамика в их деятельности.
Эффективно действует система радиационного контроля пищевых продуктов, продовольственного и сельскохозяйственного сырья, пищевой и другой продукции леса, производимых на загрязненных радионуклидами территориях. Она является последним барьером на пути радионуклидов к человеку. В республике функционируют около 850 подразделений радиационного контроля, используется более 2000 единиц радиометрического и спектрометрического оборудования, ежегодно анализируется более 11 миллионов проб на содержание цезия-137 и около 18 тысяч – стронция-90.
Продолжается выполнение работ по разборке и захоронению непригодных для использования подворий и объектов на отселенных и реабилитированных территориях Гомельской и Могилевской областей. Захоронено около 5 тыс. подворий и капитальных строений. Слайд 32. В зонах отчуждения и отселения реализуется комплекса мероприятий по охране территорий с целью предотвращения несанкционированного пребывания граждан, использования земель, обеспечению пожарной безопасности, благоустройству кладбищ, ремонту памятников. Слайды 33, 34. Основная часть научных исследований, направленных на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, ведется в разделе научного обеспечения Госпрограммы. Исследования проводятся по трем направлениям: «Научное обеспечение реабилитации загрязненных радионуклидами территорий и защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве» (головная организация – РНИУП «Институт радиологии»), «Научное обеспечение решения медицинских проблем последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (головная организация – РНПЦ Радиационной медицины и экологии человека), «Решение долговременных проблем радиобиологических и радиоэкологических последствий чернобыльской катастрофы» (головная организация – «Институт радиобиологии НАН Беларуси»).
Проводится информационная работа по чернобыльской тематике, центром которой стало Белорусское отделение российско-белорусского информационного центра. Деятельность центра сосредоточена на:
Разработан и издан целый ряд информационных продуктов. Особо следует отметить создание совместно с российскими коллегами Атласа современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси. Слайд 37. Таким образом, сегодня мы имеем состоявшиеся научные школы; передовое производство радиометрического оборудования; развитые системы законодательства, медицинской и социальной защиты, радиационного контроля, управления сельским и лесным хозяйством на загрязненных территориях. Слайд 38. Благодарю за внимание! |