«человек, излучающий свет» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«человек, излучающий свет» - страница №1/1

РУБРИКА: «ИНТЕРЕСНО»
Тема: «ЧЕЛОВЕК, ИЗЛУЧАЮЩИЙ СВЕТ»

Развитие новой информационной цивилизации, безусловно, требует существенной переориентации всего современного образовательного процесса с учетом имеющихся различий в человеческой активности всех видов деятельности и способов их применения, необходимых для формирования гармоничной личности. Виды деятельности осуществляются человеком в его взаимодействии с окружающим миром, и нацелены на производство всех средств жизнеобеспечения (в первую очередь сначала для житейского, а затем и научного познания мира) с целью преобразования окружающей среды к нуждам и потребностям людей, а также для развития культуры как основного средства духовной жизни человека. Главной задачей в жизнедеятельности духовных людей является образовательно-воспитательный процесс, в котором все накопленные предыдущими поколениями знания, умения и навыки, весь опыт духовной жизни передаются последующим поколениям. Вполне естественно, что формирование качественного образовательно-воспитательного процесса должно быть доверено профессионалам высочайшего уровня. С одним из таких людей – Ефимовым Андреем Владимировичем – в том числе Академиком Академии архитектурного наследия, Академиком Российской Академии естественных наук, заведующим кафедрой «Дизайн архитектурной среды» Московского архитектурного института, профессором, доктором архитектуры - мы и побеседуем сегодня.


- Уважаемый Андрей Владимирович, что с Вашей точки зрения является принципиально важным для качественного развития современных детей и подростков? Что необходимо для их полноценного физического, нравственного и эстетического воспитания?

- Думаю, что при воспитании детей необходимо учитывать все факторы, влияющие на их становление. О многом, конечно, нужно задумываться родителям еще задолго до рождения ребенка, т.е. о его здоровье, психическом и физическом комфорте, о создании благоприятной среды его жизнедеятельности. Безусловно, родителям и педагогам следует помнить о необходимости приобщения с раннего возраста детей к труду. Каждый ребенок одарен от рождения. Задача взрослых - помочь ребенку развить его способности в позитивном направлении. Например, во времена моего детства было много бесплатных кружков детского творчества, студий, спортивных секций. Я под руководством талантливых педагогов занимался рисованием и авиамоделизмом, впоследствии эти навыки переросли в профессиональный интерес к дизайнерскому конструированию. Сегодня многим подросткам спорт, хорошую музыку, интересные книги и рисование заменил компьютер с сомнительной информацией. Вот и вырастают не специалисты и развитые личности, а «кнопочники» с плохим здоровьем и расшатанной психикой. В цивилизованных странах профессиональный личный опыт и умение исполнить работу собственными руками («hand made») ценятся на порядок выше во всех сферах применения, в том числе и в архитектуре и дизайне.



- Знаете ли Вы о том, что во многих школах сегодня отсутствуют предметы ИЗО, черчения, труда, музыкального воспитания? Ваше мнение по этому поводу?

- Печально, что нет рисования и музыки в школе. Это даже трагично. Очень жаль, что молодежь не настраивают на глубокое погружение в художественность и искусство ( в разных формах его проявления). Безусловно, это не лучшим образом отражается на общем развитии подрастающего поколения и на его дальнейшей социальной адаптации, значительно обедняет внутренний мир учащихся. Я думаю, что причиной этому могла стать тотальная политическая и социальная ломка нашей страны в последние двадцать лет. Надо задуматься над решением озвученной вами проблемы и изменить существующее положение путем изменения отношения уполномоченных лиц от образования к эстетическому воспитанию детей и юношества. Гармония каждой личности в отдельности, безусловно, приведет к гармонии общества в целом.

- Андрей Владимирович, Вы состоялись в профессии, много лет занимаетесь подготовкой специалистов в области архитектуры и дизайна, расскажите немного о себе, о своей семье

- Я родился в Москве 12 июня 1939 года. Мама – экономист, во время войны работала в Министерстве боеприпасов. Отца не помню, он умер в 1942 году на полигоне возле Новосибирска во время пусковых испытаний снарядов для легендарных «Катюш». Мой старший брат - кадровый военный. К сожалению, умер в 1999 году. Женат, у меня есть взрослая дочь и внучка. Все члены моей семьи яркие творческие люди. Жена -писатель, поэт, переводчик. Дочь – художник - педагог, участник многих профильных выставок, в том числе и международных. Внучка – архитектор - дизайнер.

Я многое успел в жизни, в том числе занимаюсь любимым делом, создал семью, воспитал достойную смену, построил дом под Коломной, взяв за основу реальную силосную башню. Получился необычный замок ( в стиле страшных сказок), в который приезжают друзья круглый год. Стал лауреатом двух Государственных премий РФ: за создание концепции вечернего освещения Москвы и за разработку комплекса Олимпийской деревни (на ул. Удальцова) ко Всемирным юношеским играм 1998 года.

Будучи Главным художником Москвы (1996-2000гг.) создал систему управления цветом в городе. Представляю Российскую Федерацию (вице-президент) в Международной ассоциации по цвету. Возглавляю с 1996 года в МАРХИ кафедру «Дизайн архитектурной среды». Являюсь председателем совета учебно-методического объединения по архитектуре ( специальность «Дизайн архитектурной среды»).

В 2007 году удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РФ».

- Какое место в Вашей жизни и жизни каждого человека занимает цвет?

- Переоценить значение роли цвета в жизни человека невозможно, так как цвет можно рассматривать как категорию эстетики. Многозначная роль цвета в духовном и материальном опыте каждого человека выявила феномен, уходящий корнями в психофизиологию восприятия, опирающийся на теорию и художественную практику. Я называю его цветовой культурой. Она устанавливает систему смысловых значений цвета, несет эмоциональную и эстетическую информацию и, имея объективную обусловленность, одновременно открыта для развития каждым индивидом. Цветовая культура во многом определяется цветовыми предпочтениями, которые, в свою очередь, зависят от региональных и национальных особенностей жизни людей. Действительно, нам нравится то, среди чего мы живем: японцу - цветущая сакура, русскому - луг и небо, арабу - оазис среди песков, чукче – шкуры на снегу, африканцу – пылающие краски флоры и фауны. Колористика повседневного окружения становится для человека цветовой нормой, определяющей цветовой канон. Помещенный в другую цветовую атмосферу, человек чувствует себя «не в своей тарелке», переживает, приспосабливается. Цветовая гармония предполагает существование некоего цветового баланса. Цвет - необъятная тема, которой я посвящаю все свое время. Если у читателей возникнет предметный интерес, то можно ознакомится с моими книгами «Цвет в архитектуре и градостроительстве» 1981г., «Формообразующее действие полихромии в архитектуре» 1984г. и «Колористика города» 1990г.



- Что с Вашей точки зрения более всего влияет на формирование и развитие эстетически полноценной городской среды, отвечающей современным требованиям архитектуры и градостроительства?

- Думаю, что в основе лежит качественное проектирование архитектурной среды, воплощенное многими профессионалами. Об этом, в частности, я говорю в рукописи своей новой книги «Цвет + форма – мастера ХХ века». Нам будет сложно создавать эстетически полноценную среду, отвечающую современным мировым требованиям, до тех пор, пока мы мало будем знать о мировом художественном процессе, оказывающем доминантное влияние на формирование окружающей среды, о признанных во всем культурном мире мастерах своего дела.

- Насколько важен свет для архитектуры?

- Свет выявляет пластику архитектуры в разных состояниях, в разное время суток. С помощью света архитектура становится разнообразнее, превращаясь из статичной в динамичную. В зависимости от степени освещенности архитектурная среда меняет свое лицо.



- Удается ли Вам участвовать в формировании и проведении государственной политики в области архитектуры, градостроительства, комплексного благоустройства, городского дизайна и художественного оформления территорий ?

- Мое участие в реализации указанных задач и проектов заключается в качественном выполнении моей ежедневной работы - подготовке профильных специалистов, а также в распространении передового научного и практического опыта в области формирования комфортной и высоко эстетичной среды в наших городах и поселениях, в том числе помощь в организации работы профильных кафедр в высших учебных заведениях РФ по специальности «Дизайн архитектурной среды» ( за последние 15 лет в стране их создано более 40), участие в организации многочисленных профильных мероприятий и т.д.



- Каково Ваше мнение об обилии наружной рекламы в Москве, о современной городской мебели, малых архитектурных формах?

- Я работал в Москомархитектуре до 2000 года и уже тогда ставил вопрос о перенасыщении города рекламой. Прошло почти десять лет, а число рекламных установок удвоилось: завешены фасады зданий, захламлены пешеходные зоны, информация на рекламных конструкциях зачастую подавляет и раздражает и т.п. В Амстердаме, например, тоже много рекламы, но она сомасштабна городской среде и ментальности населения. Если говорить о современной городской мебели, то за редким исключением, в городе нет по-настоящему продуманных конструкций. Несмотря на значительные усилия руководства города в части комплексного благоустройства еще очень часто можно наблюдать на улицах и во дворах малые архитектурные формы, захламляющие город и сознание жителей. Например, скамьи (со спинкой для размещения рекламы), стоящие на тротуарах, в местах не располагающих к отдыху и созерцанию, пыльные и невостребованные. Мало контейнеров для мусора. Цветочницы, раскрашенные «чудо мастерами» и усеянные окурками и мусором, часто устанавливают только для того, чтобы перекрыть проезды автомобилям. Ограждения, часто деформированные и разнотипные, окрашенные во все цвета радуги, установлены, как и где попало, без учета современных градостроительных требований. Для того, чтобы изменить существующую ситуацию в лучшую сторону надо менять сознание жителей и руководителей города (заменив понятие «среда обитания» на « комфортные условия жизни»), а также учиться у европейских стран лаконичности и качеству.



- Андрей Владимирович, что можете сказать о профессиональном уровне подготовки современных отечественных специалистов в области архитектуры и дизайна. Считаете ли Вы целесообразным проведение регулярной переподготовки специалистов (повышение квалификации, получение дополнительных специализаций, семинары, зарубежные стажировки и т.п.)?

- В целом, общий уровень достаточно высокий. Необходимость проведения регулярной переподготовки специалистов очевидна. Считаю замечательным повышением уровня квалификации проведение регулярных встреч профильных педагогов всей страны, СНГ, европейских и азиатских стран на смотрах-конкурсах, а также обмен студентами и преподавателями с зарубежными ВУЗами. Конечно, очень важно нашим специалистам иметь возможность стажировки и работы в Европе и Америке, но на практике это довольно сложно.



- С каким объемом дипломных работ Вам ежегодно приходится знакомиться, в каких институтах? Как часто Вы сами являетесь научным руководителем? На чем акцентируете внимание дипломников и соискателей? Какие тенденции могли бы отметить в работах последних трех лет?

- Я уже говорил о том, что возглавляю кафедру в МАРХИ и, соответственно, знакомлюсь со всеми дипломными работами студентов нашей кафедры дневного и вечернего отделений и Школы средового дизайна при кафедре. Помимо этого, ежегодно являюсь председателем ГАКов в нескольких Московских ВУЗах, а также периодически в других городах нашей страны: в Новгороде Великом, Воронеже, Саратове, Волгограде, Самаре, Хабаровске, Владивостоке, Комсомольске на Амуре и др. Также осуществляю научное руководство аспирантами в Москве и других городах по тематике средового дизайна и архитектуры. Наряду с решением технологических проблем акцентирую внимание на художественных аспектах формирования среды жизнедеятельности. В целом, уровень работ по стране сейчас выравнивается, и на периферии сейчас появляются замечательные работы. А в качестве общей проблемы я бы назвал недостаточность знаний студентов и преподавателей в области последних тенденций в мировом искусстве, а это жизненно необходимо, если мы хотим быть конкурентноспособными в профессиональном мире.

- Что Вас связывает с Кафедрой «Истории и теории декоративного искусства и дизайна» Строгановки (МГХПУ)?

- Со Строгановкой долгие годы нахожусь в самых лучших профессиональных и дружеских отношениях. Принимаю участие в работе кафедры «Истории и теории декоративного искусства и дизайна». Ежегодно во время защит дипломных работ выпускников МГХПУ принимаю участие в работе Государственных аттестационных комиссий ( в том числе и как председатель).



- Как, с Вашей точки зрения, отражается на общем уровне подготовки специалистов недостаточность профильных практик у студентов в действующих проектных и специализированных организациях?

- Не могу не согласиться с тем, что проектную практику необходимо проводить в действующих проектных и строительных организациях. И практически все наши студенты с третьего курса работают по выбранной специальности. При этом, для многих основной проблемой в настоящее время стало повсеместное сокращение строительных и проектных объемов. Я думаю, что было бы неплохо, если бы руководство города и страны смогло целевым образом задействовать студентов последних курсов и выпускников ВУЗов в реализации значимых социальных проектов.



- В качестве примера расскажите о подготовке в этом году дипломной работы студентами МАРХИ в школе № 1354 (ГОУ СОШ с углубленным изучением иностранных языков), расположенной в Южном Бутово ( школа заняла первое место по России в конкурсе "Воспитательные системы", директор школы -Постникова Анна Львовна)

- Задуманный студентами Высшей школы средового дизайна МАРХИ Залуцкой Евгенией и Шурыгиной Ольгой дипломный проект (под руководством Ефимова А.В. и Гоноболина В.Ч.) модернизации фасада, интерьеров и прилегающей к зданию территории школы № 1354, приурочен к празднованию 10-летия школы в этом году, и, надеюсь, станет достойным вкладом в реализацию школьного эксперимента «Позитивное образовательное пространство – фундамент для гражданского становления личности». Идеология указанной дипломной работы сформирована с помощью уникального директора школы - Постниковой Анны Львовны (удивительной творческой личности и интересного прогрессивного педагога) и состоит в том, чтобы средствами архитектурно-дизайнерского проектирования сформировать в школе № 1354 среду, обеспечивающую условия для гармоничного обучения и развития учащихся и создающую атмосферу качественного взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса.

- Вы публиковались в 3 томе 1958-1970г.г. Сборника воспоминаний «МАРХИ ХХ век», авторами и составителями которого стали Андрей Некрасов и Алексей Щеглов. Предисловие написал ректор МАРХИ Александр Кудрявцев. В создании пятитомника приняли участие 113 авторов. Они писали о своих знаменитых учителях и сокурсниках, о каждодневных перипетиях в стенах МАРХИ, о творческих спорах, о любви… и многом другом. Какова Ваша оценка значимости сборника, о чем личные публикации?

- Да, я написал несколько статей о наших замечательных педагогах. В том числе: о Владимире Федоровиче Кринском - конструктивисте, авторе революционного для своего времени учебника «Элементы архитектурно-пространственной композиции»; о Николае Ивановиче Брунове – потрясающем историке архитектуры, человеке, обладающем энциклопедическими знаниями в области архитектуры и мирового искусства; о Вадиме Григорьевиче Макаревиче (отце Андрея Макаревича)– выдающемся архитекторе и художнике с ясной головой (так его называли современники)…



- Приглашают ли Вас и других специалистов МАРХИ в качестве профильных экспертов на заседания Художественного и Архитектурного советов Москомархитектуры?

- К сожалению, нет. Видимо, руководство Москомархитектуры чересчур уверено в своих силах. Результатами отсутствия сотрудничества Москомархитектуры с профильными специалистами «украшен» почти весь город. Думаю, что если бы руководство Москомархитектуры нашло бы в себе мужество пригласить профессионалов для свободной дискуссии, выиграли бы и те, и другие, а главное - город.

- Вы являетесь членом Президиума Союза дизайнеров Москвы. Каково значение Союза для города?

- В 1990 г. в СССР был принят «Закон об общественных объединениях и организациях», который позволил в 1991 г. зарегистрировать Московский Союз дизайнеров.13 марта 2000 г. Московский Союз дизайнеров в связи с перерегистрацией в Министерстве юстиции РФ получил название Региональная общественная организация «Союз дизайнеров Москвы». В настоящее время Союзом дизайнеров Москвы, объединяющим значительную группу современных дизайнеров, руководит академик, почетный профессор Европейского Университета дизайна Смирнов Сергей Сергеевич. Я считаю, что этот Союз и есть тот невостребованный потенциал, которым вполне могла бы воспользоваться Москомархитектура.

- Кто и сколько, с Вашей точки зрения, должен участвовать в профессиональной подготовке будущего архитектора или дизайнера? Каких дисциплин не хватает в современном учебном процессе? Что Вас беспокоит сегодня больше всего?

- Очевидно, что профессиональной подготовкой специалиста любой области должны заниматься лучшие представители профессии, обладающие научными знаниями, практическими навыками, компетенциями в изучаемой области.

В настоящее время в связи с разработкой Министерством образования РФ ГОС ВПО третьего поколения без участия профильных специалистов, специальность «Дизайн архитектурной среды», призванная внедрить достижения высоких технологий в проектирование за счет синтеза двух самых распространенных в наши дни творческих профессий – архитектуры и дизайна, приобретшая широкую известность во всем мире и изучаемая более, чем в пятидесяти профильных вузах России, находится в опасности.

Проблема заключается в том, что предлагаемая Министерством образования РФ модель обучения в области архитектуры (не обсуждалась с заинтересованными экспертами) из-за сокращения объема изучаемых дисциплин ориентируется на подготовку специалистов нижнего звена – бакалавров, что не позволяет сохранить в учебном процессе (рассчитанном ранее на шесть лет) весь объем специфических знаний и навыков, жизненно необходимых современным специалистам. В результате чего, в третью редакцию ГОС не попадают такие базовые дисциплины как: история науки и техники, эргономика, специальное оборудование средовых комплексов, графический дизайн, основы информационной организации среды и др., что лишает средовое проектирование в нашей стране опоры на перспективные инженерно-дизайнерские технологии и методы архитектурно-пространственного формообразования.

Очевидно, что обучение профессии «Дизайн архитектурной среды» (многопрофильной и наукоемкой) требует особой организации учебного процесса, так как специалисты нового типа в этой области должны иметь обширные профессиональные знания и одинаково успешно ориентироваться в художественно-эстетической проблематике архитектуры и дизайна и в комплексе новейших научно-технических достижений, позволяющих повысить комфортность и качество среды жизнедеятельности человека. Таким образом, изъятие из существующего учебного процесса (и так сокращенного до предела) базовых для архитекторов и дизайнеров дисциплин, а также сокращение аудиторных учебных часов по профильным дисциплинам (так, например, художественные дисциплины – рисунок, живопись, графика, скульптура – сокращены более, чем в три раза), может привести к уничтожению отечественных архитектурной и дизайнерской школ, уничижению статуса профильных педагогов, ликвидации высших профильных учебных заведений.

Соответствующие обращения представителей профессионального сообщества о необходимости сохранения в Общеобразовательном стандарте третьего поколения РФ специальности «Дизайн архитектурной среды» (с учетом сохранения полного объема профильных дисциплин), а также необходимости проведения Министерством образования РФ консультаций с профильными специалистами при принятии масштабных решений о перспективах образования в Российской Федерации направлены в адрес первых лиц нашей страны.

Надеюсь, нас услышат и окажут необходимую помощь.

- Андрей Владимирович, планируете ли Вы подготовку профильных научно-методических материалов для детей и юношества (для общеобразовательных школ, профильных колледжей и институтов)?

- Пока об этом не задумывался, так как не хватает времени. Создание специализированной учебной литературы для детей и юношества требует полной самоотдачи. С почтением отношусь к педагогам, самоотверженно занимающимся подготовкой хороших учебников. На их плечах держится наше образование. Думаю, что моим посильным вкладом в научно-методические разработки можно считать мои книги, статьи, эссе, лекции, мастер - классы, участие в сохранении профессии, как таковой.



- Андрей Владимирович, в заключение нашей беседы хотелось бы пожелать Вам как можно дольше сохранять столь яркое профессиональное излучение и уверенную гражданскую позицию. А что Вы хотели бы пожелать нашим читателям, себе, друзьям, близким, городу…?

- Всем здоровья, счастья, благополучия, успехов в профессии! Городу – процветания ( во всех его проявлениях)!

Беседу вела Председатель Правления

НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры»



Баяхчян Елена Валерьевна
Опубликовано:
- «На цвет и свет товарищей нет» Газета «Торгово-Промышленные Ведомости» сентябрь 2009г. № 17 (417).