«Частица дивного величья…» («Человек и природа в рассказе А. В. Костюнина - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Частица дивного величья…» («Человек и природа в рассказе А. В. Костюнина - страница №1/1

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по рассказу А.В. Костюнина

«Колежма»

Тема: «Частица дивного величья…» («Человек и природа в рассказе

А.В. Костюнина «Колежма»).

Цели:

Обучающие:

- познакомить учащихся с творческой биографией А.В. Костюнина;

- рассмотреть изображение села Колежма в литературе и живописи;

- помочь учащимся выделить в рассказе образы – символы, способствующие раскрытию его идейно – художественного содержания;

- помочь учащимся осмыслить идейно – художественное содержание рассказа, подвести их к основной идее автора, заключающейся в том, разрушение человеком гармонии природы пагубно для него.

- формировать навыки работы с текстом художественного произведения;

- формировать умение сжато выражать свои мысли, обобщать, делать обоснованные выводы

Развивающие:

- развивать навыки аналитического чтения произведения;

- развивать умение выделять главное в художественном произведении;

- развивать творческие способности учащихся и устную речь;

. развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода.

Воспитывающие:

- способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за окружающий мир;

- содействовать воспитанию в детях любви и сострадания ко всему живому на земле;

- воспитывать в учащихся стремление к постижению законов природы и осознанию своего места в окружающей их природе.



Здоровьесберегающие:

- создание в кабинете благоприятных гигиенических условий и здорового психологического климата в течение урока;

- чередование видов учебной деятельности;

- использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
Оборудование:

- тексты рассказа А.В. Костюнина «Колежма»;



- рисунки учащихся;

- компьютерный тест;

- электронная презентация «А.В. Костюнин»;

- электронная презентации «Колежма».


Подготовительная работа:


  1. Знакомство с биографией и творчеством А.В. Костюнина.

  2. Знакомство с историей села Колежма (II группа).

  3. Колежма в живописи (III группа)

  4. Колежма в литературе (IV группа).

  5. Лось как «частица дивного величья» природы (V группа)


Ход мероприятия.


  1. Учитель:

- Приветствую всех присутствующих на нашем мероприятии! Сегодня нам, ребята, предстоит встреча с замечательным писателем современности А.В. Костюниным, чьи произведения заставляют читателей задуматься об истинном назначении человека, об его ответственности за всё, что происходит вокруг, а также о том, как хрупка грань, разделяющая добро и зло. Читая его произведения, мы постигаем «азбуку любви», учимся сочувствию и доброте. Большое место в творчестве А.В. Костюнин занимает проблема взаимоотношения человека и природы, потому что все мы являемся частью природы. Но, к сожалению, не всегда осознаём то, что наше вмешательство в её законы ведёт к разрушению гармонии, царящей в природе. Именно об этом говорится в рассказе «Колежма». Но прежде чем мы обратимся к его содержанию, группа «биографов» напомнит вам этапы творческого пути А.В. Костюнина.

1-й биограф:

- Александр Викторович Костюнин родился 25 августа 1964 года в Карелии, в селе Паданы Медвежьегорского района. Окончил художественную школу в Медвежьегорске. Получил высшее образование в Петрозаводском государственном университете (факультеты сельскохозяйственный и экономический). Женат, имеет двоих детей. До недавнего времени являлся председателем Совета Директоров судостроительного завода «Авангард».

Увлекается фотографией и рисованием. (Слайд 2)

2-й биограф:

- в 2006 году издательский дом «Русский переплет» наградил писателя дипломом за лучшее произведение в номинации «Документальная проза» (повесть «Земное притяжение»). Следует отметить, что и в 2012 году Александр Викторович также удостоился диплома «За лучшую документальную прозу, опубликованную в 2011 году». Истинное признание к начинающему писателю пришло в 2007 году, когда была высоко оценена его книга “В купели белой ночи” в областном литературном конкурсе на соискание премии имени М.М.Пришвина. В этом же году Союз писателей наградил Дипломом 1-ой степени Александра Костюнина за книгу “В купели белой ночи” с присвоением ему звания лауреата премии им. А.И.Куприна и вручением памятного знака “За вклад в русскую литературу”.

(Слайды 3, 4, 5, 6, 7)

3-й биограф:

- В 2007 году А.В. Костюнин стал членом Союза писателей России, а в 2008 году за книгу «В купели белой ночи» был удостоен литературной премии «Облака» в номинации  «Лучшая книга года. Повести и рассказы (малая проза)». (Слайды 8, 9)



4-й биограф:

- Одно из увлечений А.В. Костюнина - рисование. Познакомьтесь с некоторыми из его рисунков (Слайды 11, 12, 13) Как видите, героями его работ являются дети, животные, родные.



5-й биограф:

- Особое место в жизни писателя занимает фотография. Вот что он сам говорит о своём увлечении:



- Фотография для меня — это ответная реакция на открывшуюся внезапно способность не просто смотреть, но и видеть.

Фотография для меня — это видимый результат вечной борьбы того зла и того добра, что заложены в человеке.

Фотография для меня — это попытка "зажечь свою свечу вместо того, чтобы клясть темноту"; это попытка придать своей жизни смысл.

Фотография для меня — это одна из форм Хлеба небесного.

Фотография для меня — это универсальный образный язык международного общения. Язык — над речевыми барьерами, язык — над разными укладами жизни и национальностями, язык — над временем и пространством.

Фотография для меня — это мировоззрение, это моя философия.

Фотография для меня — это символы, ставшие святыми: Родительский дом, Бог своих отцов, красота Природы; это, в итоге, активный поиск людей, близких по духу, людей, для которых перечисленные символы являются своими. (Слайд 14)

Познакомьтесь, пожалуйста, с некоторыми из фотографий, сделанных автором в разные периоды жизни. (Слайды 15 – 20). На них запечатлена жизнь в различных её проявлениях. Глядя на эти фотографии, проникаешься чувством восхищения красотой и величием Природы.

Неоднократно устраивались персональные фотовыставки А.В. Костюнина.

Так, одна из них прошла в 2002 году в православном Успенском соборе города Хельсинки. Следует также отметить, что его фотокартина под названием «Родительский дом» украшала кабинет Президента России Владимира Владимировича Путина. (Слайд 15)



Учитель:

С 2008 года проводится Международный литературный конкурс «Купель» по произведениям А.В. Костюнина, в котором приняли участие десятки тысяч конкурсантов из разных стран. Писатель часто совершает поездки по стране и организует творческие встречи с читателями. (Слайды 22 – 26)

Учащиеся нашей школы участвуют в этом конкурсе с 2009 года. Многие из вас отправили свои работы на конкурс «Купель» уже в четвёртый раз. (Слайд 27). Хочу пожелать вам успехов в конкурсе!

6-й биограф:

Сборник произведений А.В. Костюнина открывается рассказом «Рукавичка». Это небольшое произведение о вопросах нравственности, об ответственности человека за свои поступки, о непоправимости и невозвратности допущенных ошибок; это произведение, подобно камертону, задаёт стилистический тон всему последующему изложению авторских мыслей и дум. “Рукавичка” - пронзительный, щемящий душу короткий рассказ с глубоким психологическим, нравственным подтекстом. (Слайд 28)

Народный артист СССР Вячеслав Тихонов намеревался снять фильм по рассказу «Рукавичка». Об этом он сообщил писателю при личной встрече. Но, к сожалению, 4 декабря 2009 года актёр скончался на 82-ом году жизни и не сумел осуществить свой замысел. (Слайд 29)

1-й биограф:

Всем известен личный сайт писателя, где, в частности, размещены его произведения, которые вы читали при подготовке к сегодняшнему мероприятии. (Слайд 30 – 32)



  1. Учитель:

- Наша земля прекрасна в любое время года: цветущей весной и знойным летом, морозной зимой и даже дождливой осенью. Ведь в природе нет ничего случайного, в ней всё гармонично и взаимосвязано. Но человек, вообразив себя её властелином, своими действиями часто наносит природе вред.

Чтец (от лица Природы):

Я богата и щедра,

Всемогуща и мудра!

Во владениях моих,

И в подводных, и лесных,

Всех богатств не перечесть:

И грибы, и рыба есть

По тропинкам волки рыщут

И добычу себе ищут,

Распевают звонко птицы,

Ну а хитрые лисицы

Норовят схватить зайчат,

Что в уютных норках спят.

А душистой земляники,

И малины, и брусники

Столько вы в лесу найдёте,

Что едва ли соберёте!

Под землёю у меня

Протекает жизнь своя:

Газ и нефть там проживают,

Пласты угля залегают.

А на дне больших болот

Человека долго ждёт

Торфяных запасов клад.

И куда ни кинешь взгляд,

Всюду радуют его

И ждут часа своего

Руды, ценные металлы.

Только вот пора настала

Призадуматься о том,

Как же тратить всё с умом.

А то эти кладовые

Могут вскоре стать пустыми.

Чтоб в ладу со мною жить,

Надо бережными быть.

Учитель:

- О бережном отношении к природе, ко всему живому на земле говорит А.В. Костюнин в рассказе «Колежма». Сегодня, ребята, нам предстоит путешествие в суровый северный край, где живут мужественные люди, с уважением относящиеся к природе. Сначала познакомимся с историей села Колежма.

Откройте рассказ и найдите слова автора об этом селе.

Колежма — старинный посёлок на берегу Онежской губы Белого моря. 


Ещё при Иване Грозном перешли колежемские земли вместе с рыбными ловицами и соляными варницами в собственность Соловецкого монастыря»).

А.В. Костюнин даёт нам очень короткую историческую справку о прошлом Колежмы. Но группа «историков» расскажет вам об истории этого села подробнее.

1-й историк:

- Колежма – старинное поморское село, расположенное на берегу Белого моря в Беломорском районе Республики Карелия. Село ведет свою историю как минимум с середины XVI столетия. Первое упоминание о селе относится к 1548 году. А в 1550 году Колежма становится вотчиной Соловецкого монастыря, согласно грамоте, данной Царем Иваном Васильевичем Грозным Игумену Соловецкого монастыря Филиппу. В XVI – начале XVII веков Колежма неоднократно подвергалась нападению шведских войск, в результате которых село было значительно разорено и сожжено.

2-й историк:

В 1918 – 1020 годах Колежма находилась под властью англо-американских интервентов. В 1941 году вблизи Колежмы был устроен военный аэродром, на котором в годы ВОВ базировались 80 и 828 авиаполки и 118 разведэскадрилья.

Сейчас Колежма – родина известных капитанов, отважных мореплавателей, судостроителей и рыбаков. Село богато старинными традициями, фольклором и культурой и давно привлекло внимание специалистов. В конце



3-й историк:

 В селе есть школа, клуб, почта, библиотека, несколько магазинов, фельдшерский пункт, метеостанция. Активно в Колежме развивается туризм: на островах Березовец и Борщовцы построены гостевые дома, сауна, на острове Лопский появилась туристическая база. Одной их достопримечательностей села является памятник односельчанам, погибшим в годы ВОВ, а также есть памятник Герою Социалистического труда Я.И. Юдину, который долгое время возглавлял коневодческую ферму колхоза «Заря Севера» и первым в Карелии среди работников сельского хозяйства был удостоен звания «Герой Социалистического Труда». (Слайды 2 – 3).

Учитель:

- Упоминание о Колежме можно найти во многих литературных произведениях. Об этом расскажут нам представители группы «литературоведов». 

1-й литературовед:

- Прежде всего следует отметить литературный труд Гунна Генриха Павловича «Страна Помория». Настоящая фамилия писателя - Гунькин Генрих Павлович, но писал он под псевдонимами Г. Гунн. Для большинства читателей Г.П.Гунн известен как замечательный знаток истории и культуры Русского Севера. Эта область его интересов стала в значительной степени делом всей его жизни.

Вот как Гунн описывает Колежму: « Хотя и далеко Колежма от ближайших сел и деревень (почти как Унежма), а село большое, настоящее поморское. Стоит оно у моря, в устье реки, по низкому левому ее берегу. С моря ветры часто падают, холода несут, непогоду, оттого и сбились дома в тесную шеренгу — сосед к соседу, словно так потеплее, в куче.

     Много рыбацкого колорита в селе. Лодок вдоль берега вереницы — колхозные баркасы, доры и обычные, небольшие. Возле домов сушатся водоросли. Приусадебные наделы вместо частокола в иных местах отгорожены старыми сетями. В устье реки перед деревней стоят заколы с ловушками для рыбы». (Слайд 4)



2-й литературовед:

В романе Анны Берсеневой (настоящее имя писательницы Татьяна Сотникова) «Красавица некстати» Колежма по сюжету является родиной семьи Ломоносовых – героев этого произведения. (Слайд 4)

Огромной любовью к суровой природе Севера и гостеприимным жителям этого края пронизаны страницы путевых заметок «По Карелии» Георгия Адамовича Стронка - народного художника Карелии. Вся его творческая деятельность была связана с краем лесов и озер, с суровой и неповторимой красотой Севера.

Когда читаешь его заметки о Колежме, то невольно проникаешься чувством восхищения скромной, но такой «чарующей» природой, окружающей село : « ...В тридцати километрах от Сумпосада находится село Колежма.

     Добирался я туда на грузовой машине. Поднявшись на гору недалеко от села, залюбовался чарующей природой окрестностей. День был облачный. Плывшие по небу «айсберги», закрывая солнце, бросали на землю тени самых причудливых форм, окрашивавшие ее в густые, сочные тона, которые ближе к горизонту становились откровенно синими».

(Слайд 5)



3-й литературовед:

- В 1977 году вышел исторический роман Владимира Александровича Толмасова «Сполохи», который входит в трилогию «Соловки». Действие романа разворачивается на Соловках и в Колежме в период с 1655 по 1667 года. (Слайд 5)

О взаимоотношениях и судьбе поморских сел Колежма и Юково в 1970-х годах повествуется в романе Марка Пруссе «Следы осударевой дороги». Вот что мы узнаём о занятиях жителей Колежмы из этого произведения: «В разбросанных по обоим берегам Колежмы избах селения Колежма центральная усадьба колхоза «Заря Севера». Здесь нет сейнеров, траулеров, на пятьсот жителей всего десяток личных коров. А жители, в основном, довольны: «Как у соседей. Рублей по 130—140 в месяц! Доходы от сбора водорослей и прибрежного лова. За килограмм высушенной ламинарии нам платят по 22 копейки, анфельции по 19, фукуса по десять копеек. Во время нереста у устья Колежмы скапливается селедка. В самой реке ловятся язь и лещ. Те, что лодки свои держат вблизи железной дороги, плавают сюда к морю вплоть до порога Медвежий, и тоже добычливо рыбачат». (Слайд 6)



4-й литературовед:

Упоминается Колежма и в повести Бэллы Юрьевны Улановской «Кто видел ворона?». Здесь говорится о прозвищах жителей Колежмы: «Ничто никуда не исчезает. Какое-нибудь примечательное свойство или промашка деда отражается в прозвище, закрепляется за сыновьям и

переходит к внукам

У мужа Шаляпихи Ваньки голосина был как у Шаляпина. И прозвище ему было Шаляпин…

Прозвище другой соседки – Колыма.

Некоторые считают, что это от того, что ее отец калымил. Другие говорят, что муж Дуньки Колымахи отбывал срок на Колыме…» 

(Слайд 6)

5-й литературовед:

- В 1856 году побывал в Колежме Сергей Васильевич Максимов - писатель, этнограф, почетный академик Петербургской АН, автор многочисленных рассказов и очерков, написанных по этнографическим материалам. Он совершил много путешествий по различным районам России. «Село это разбросано в поразительном беспорядке, и вероятно оттого, что первоначальные жители предпочитали близость моря удобству местоположения», - так писал Сергей Владимирович о Колежме». (Слайд 7)

Учитель:

- С любовью описана Колежма и в одноимённом рассказе А.В. Костюнина. Красота этих мест вдохновляла не только писателей, но и художников. Сейчас группа «искусствоведов» познакомит вас с двумя художниками, в творчестве которых большое место занимает Колежма.

1-й искусствовед:

- Много работ посвятил русскому Северу, в том числе и Колежме, замечательный художник Андрей Аркадьевич Захаров.

Он является Лауреатом премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства. Родился в Ростове - Великом в 1967 году. Учился в Федоскинской школе миниатюрной живописи. Окончил Ярославское художественное училище. Член Союза Художников России, стипендиат и дипломант Союза Художников России. Участник художественных выставок в России и за рубежом. Участник более 20 Международных пленэров, проходивших в Италии, Греции, Польши, Франции, Германии, Китае. Работы находятся в собрании Костромского, Белгородском, Вышне - Волоцком музеях, а также в собрании Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. В 2007 году вошел в энциклопедию "Лучшие люди России".  Участник благотворительных аукционов "Сотбис" и "Кристи". (Слайды 8 – 9)

2-й искусствовед:

- Перед вами картины А.А. Захарова, посвящённые Колежме. Обратите внимание, как точно сумел художник передать дух северной природы, особенности быта жителей села, дыхание моря. (Слайды 10 – 14)

3-й искусствовед:

- Первым лауреатом премии имени А.А. Пластова, учреждённой в 2008 году, стал Андрей Петрович Алёхин за серию картин о русском Севере. Данная премия присуждается за сохранение русских традиций в живописи.

Родился А.П. Алёхин 3 апреля 1962 г. в Свердловской области. В 1984 году закончил Костромской государственный педагогический институт им. Н.А. Некрасова. Член Союза художников России с 1991 г. Он участник многих значительных выставок в России и за рубежом. В 1999 году Алёхин был приглашён представлять нашу страну своей выставкой в Швейцарии, во время празднования 200-летия перехода А.В. Суворова через Альпы. Также его работы были представлены на выставке в Китае. (Слайд 15)

Вот две картины А.П. Алёхина из «северной» серии, на которых представлена Колежма.

(Слайды 16 – 17)

Учитель:

- Как вы убедились, ребята, Колежма с её суровым климатом и «чарующей» душу природой привлекает внимание как писателей, так и художников. Влечёт Карельская земля и многочисленных туристов. Основным занятием местного населения здесь является рыболовство и охота. Назовите, пожалуйста, самого крупного зверя Карельских лесов. (Ответы учащихся).

Действительно, это лось. Как известно, длина его тела достигает трёх метров, а вес четырёхсот килограммов. Как же связано это животное с содержанием рассказа «Колежма»? (Ответы учащихся: повествователь прибыл в Колежму со своим приятелем Сергеем Буровым на лосиную охоту).

Но лось – это не просто могучее животное: у многих народов он считается Царём лесов, символом мощи, выносливости и достоинства. Лось также — олицетворение способности сметать преграды на своем пути. Лосем называют большого, сильного, уверенного в себе, невозмутимого человека.

В старину на Руси лосем называли созвездие Большой Медведицы.

(Слайды 18 – 20).

Именно поэтому лось очень часто встречается в геральдике: на гербах, флагах и эмблемах. Сейчас группа «следопытов» докажет вам это.

1-й следопыт:

- Свидетельством того, что лось – одно из самых почитаемых животных, является частое использование изображения этого животного на гербах. Мы рассмотрим лишь гербы некоторых российских городов, где изображён лось.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайды 21 – 23) Вы убедились, что изображение лося встречается на гербах многих городов и районов Российской Федерации. Так, изображение этого животного можно увидеть на современных гербах многих городов и районов Вологодской, Воронежской, Калининградской, Кемеровской, Костромской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Тверской, Челябинской, Читинской областей, многих республик и краев Российской Федерации. Как известно, данные территории славятся лесными массивами, и лось символизирует их лесные богатства.

2-й следопыт:

- Во многих городах и странах установлены памятники лосям, что также свидетельствует о почтительном отношении к этим животным. (Слайды 24 – 30).

Изображение лося встречается на дорожных знаках, почтовых марках разных стран и на банкнотах. (Слайды 31 – 34)

3-й следопыт:

- К образу лося обращались многие художники. Одним из них является талантливый живописец Алексей Степанович Степанов. Вот самая известная из них, которая была создана в 1889 году. (Слайд 35) Благодаря ей художник и получил огромную славу. По достоинству ее оценили на выставке Товарищества передвижников в 1889 году, там она поразила всех своим очарованием, свежестью трактовки, она подняла новую тему в русской живописи. Как писал Д.Поленов своей жене: «Интересная, поэтическая и очень оригинальная вещь Степанова». И тогда на этой выставке ее купил Павел Третьяков, добавив в свою коллекцию прекрасных шедевров.

Картина очаровывает нас своею безмятежностью, тихой поэзией конца дня. Художник предлагает нам взглянуть на угасающий день в начале зимы, на больших, могучих, высоких гордых лосей.

До А.С. Степанова изображение животных в русской живописи чаще всего трактовалось в пределах их отношения к людям, причем они занимали почти всегда подчиненное, служебное место. Степановские "Лоси" предстают как прекрасное творение природы, важное и ценное само по себе своим существованием, своими звериными интересами, эмоциями и инстинктами. Эта картина имела большое значение для дальнейшего творчества А. Степанова. От нее начинается та линия развития его таланта, которая сделала его одним из лучших русских анималистов по глубине раскрытия темы, по широкому охвату жизни животных и по остроте и силе их реалистического изображения. 

К этой теме А.С. Степанов обращался в течение всей своей творческой жизни. (Слайды 36 – 37)

Учитель:

- Как вы убедились, ребята, лось – поистине уникальное творение природы, одно из её чудес. И вот на это «чудо» поднялась рука повествователя! Мгновение, и «хозяин острова» сражён предательским выстрелом из – за куста! Этот великан привык бороться за свою жизнь открыто, а то, что совершил человек, – сознательная подлость…

- Итак, в основе рассказа А.В. Костюнина «Колежма» лежит лосиная охота.

Назовите её участников. (Ответы учащихся: Савва Никитич Некрасов, Сергей Буров, Саня - рассказчик). (Слайд 38)

- Представьте героев рассказа, составив таблицу (по группам):

1 группа – Савва Никитич Некрасов;

2 группа – Сергей Буров;

3 группа – Саня (рассказчик)

Имя героя.

Портретная характеристика героя.

Особенности характера героя, его внутренний мир

Отношение к природе.

Савва Никитич Некрасов

«… лет сорока, чуть выше среднего роста, крепкий, соломенные волосы, пшеничные усы, открытая улыбка»; прозвище – Капитан.

Перед выходом в море «оделся по уму: оплецУха – поморская шапка – ушанка с длинными, до плеч, ушами; лузАн, надеваемый через голову, с большими карманами на животе и спине; бУксы – непромокаемые, пропитанные жиром рыбацкие штаны».


«Истый помор. Моряк. Горлопан»:

«Они все горлопаны из- за этого моря – его ведь перекричать надо».

«В душе у человека никаких тёмных закутков. Да там по – другому и нельзя. Сама природа такая».

Немногословен.

Гостеприимен: «увидев Сергея, он шагнул навстречу, широко развёл огромные ручищи и крепко обнял…»

Вспыльчив, но отходчив (эпизод с мотоциклом): «Мат осколочными минами летел через весь посёлок по навесной траектории и кучно ложились рядом с Васькой», «Поостыв, он развернулся и побрёл к дому».

Уважает обычаи: «Савва первым делом подошёл к обветренному сосновому кресту и трижды перекрестился с поклоном».

Спокоен в любой ситуации: «Он стоит за штурвалом, всматриваясь в промозглую морось. Сильный. Надёжный. Невозмутимый. Настоящий Капитан!» (во время шторма).


Любит природу: «…залюбовался сверкающей на солнце водной гладью:

- Море – то как лёшшицце».

«Он уважает море»: перед выходом в море «трижды перекрестился» («Кто в море не хаживал – Богу не мАливался»).


Сергей Буров

«Приятель» рассказчика; давно знаком с Саввой Никитичем Некрасовым; прозвище – Чернобровый.

С глубоким уважением относится к Савве Никитичу, восхищается его мастерством: «Мало, кто сейчас умеет ладить такие (карбасы). А Савва в этом деле – «жех»!».

Бывалый охотник: хорошо знаком с островами, вытянувшимися «вдоль Поморского берега» (рассказ о Мягоострове); умело готовит «сыромятину» («сырое звериное мясо») – обычное блюдо охотников.

Осторожен (предостерегает Саню от опрометчивого поступка, когда тот решил вплавь добраться до лодки: «мы – то с Савкой мёрзлым морем учёные»), советует остаться до утра, заночевать.

Уважает обычаи: «… тонЯ – место святое. Приходить сюда надо с чистой душой…»


Знает цену морю, убеждён, что шутить с ним нельзя: «Не зря на поморской иконе «Страшный Суд ад изображён Студёным морем».

Саня

Рассказчик.

Любознателен («Я поднялся на глЯдень. Внизу рубленые дома, бАенки, ломаные линии изгородей из кольев…»). Внимателен: говоря о Колежме, он отмечает, что «…запах здесь иной – пахнет карбасами, просмолёнными их бортами. Стоит дух влажного песка, мха, сетей и рыбы».

С насмешкой относится к излишней, как ему кажется, суеверности товарищей: «Никитич, - усмехнулся я, - небось, и без крестного знамения обойдёмся».

На охоте не новичок: «… мне и раньше, как раз в эту пору, доводилось добывать кряковых вплавь. Дело привычное…», «Уверенно перерезаю горло…»

Самолюбив: «Зря полез. Если бы не мужики, вернулся бы. Но я чувствую на себе пытливые взгляды, которые вилами упираются мне в спину».

Азартен: «Жду. Стою не шевелюсь. Не курю. Дышу через раз… Побежала волнительная дрожь по телу», « Я с гордостью, всей грудью, выдохнул:

- Е-е-есть!»


Восхищается суровой северной природой: «Есть какая – то сила… в этой природе, которая делает Север ни на что не похожим».

Белое море вызывает в нём душевный трепет: «Белое море. Уже от самого названия веет чем – то далёким, суровым. Произнесу эти два слова – и будто холодная сыпь солёной морской волны обдаст с головой».


Учитель:

- Как видно из ваших выступлений, ребята, А.В. Костюнин не даёт подробных характеристик своим героям, но по отдельным деталям у читателя создаётся полное представление о личности каждого из них.



Почему в рассказе уделяется большое внимание описанию природы? (Ответы учащихся).

- Безусловно, главным героем в этом рассказе является сама Природа, суровая и не прощающая ошибок. Отношение к ней человека выступает здесь своеобразным мерилом нравственности. Недаром центральное место в рассказе занимает эпизод, связанный с охотой.

- Как вы понимаете значение слова «охота»? (Ответы учащихся).

- А теперь посмотрим, какое определение этому слову даётся в словарях:



Охота – поиски, выслеживание зверей, с целью умерщвления или ловли.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)



Охота — промысел или развлечение, состоящие в поиске, выслеживании, преследовании и добыче (то есть поимке или умерщвлении) некоторых видов

диких животных. (Википедия) (Слайд 39)

- Наша задача – решить, что такое охота: забава или убийство?

«Вот что об этом явлении говорит лама Сопа Линпоче: «Всем, кто занимается охотой, надо посоветовать поставить себя на место тех животных, на которых они охотятся. Пусть они представят себе, каково это — умирать, чувствуя чудовищный страх, когда тебя настигает свора собак и людей с ружьями. У тебя никаких прав, никакой защиты, никакого выхода. Собаки набрасываются на тебя, и подоспевшие люди в тебя стреляют. Почувствуй эту адскую боль от вонзающихся в тебя клыков и пуль. А люди веселятся и радуются: твоя смерть — это для них развлечение». (Слайд 40)

- Выскажите своё мнение по поводу данного высказывания. (Работа в группах)

- Бесспорно, автор рассказа тоже сочувствует животным, которые становятся объектом жестокого «развлечения», именуемого охотой. Доказательством этому является детальное описание сцены охоты. Читатель становится свидетелем того, как по вине человека гибнет «частица дивного величия» природы – лось – богатырь, «хозяин острова».

- Составьте цитатный план сцены охоты.

Примерный вариант ответа:



  1. «Слышу выстрел погонщиков. Начали ход»

  2. «Я снял карабин с предохранителя».

  3. «Жду. Стою не шевелюсь. Не курю. Дышу через раз».

  4. «Вдруг - потрескивание веток!»

  5. «Над молодым подлеском плывут рога. Бычара!»

  6. «Остановился, крутит головой: прислушивается, принюхивается, осторожничает».

  7. «Побежала волнительная дрожь по телу».

  8. «Осторожно поднимаю карабин. Вглядываюсь в оптику…»

  9. «Великан! В пол – оборота повернулся ко мне».

  10. «Плавно спускаю курок».

  11. «Выстрел!»

  12. «Бык в агонии прыгнул… и…рухнул глыбой на землю».

  13. «Ловко мы его».

  14. «Уверенно перерезаю горло».

  15. «Кровь…уносила остатки жизни лесного великана».

  16. «…привычного чувства азарта и радости я не испытывал».

  17. «…вся природа замерла».

- Почему автор замедляет действие? (Он хочет показать, как хрупка жизнь даже такого великана, как этот лось – богатырь. И зависит она от воли человека… Автор как бы даёт герою возможность остановиться, не совершать преступление против природы, но тот не проходит тест на нравственность, и за это ему приходится расплачиваться.)

- Что помогает нам ощутить весь трагизм случившегося? (Алые капли крови на седой бороде лося; «величавые размашистые рога», касающиеся багульника; «скрипучий, хриплый» крик ворона, предвещающий беду; «гнетущее безмолвие», царившее при свежевании быка) (Слайд 41)

- Почему природа взбунтовалась? ( «Гармония, веками создаваемая, была нарушена одним выстрелом». Совершено бессмысленное убийство живого существа ради охотничьего азарта. Когда после прозвучавшего выстрела «хозяин острова» «рухнул глыбой на землю», то «вся природа замерла» в онемении, словно пытаясь осознать случившееся. Когда же к ней пришло понимание непоправимости беды, то её гнев обрушился на тех, кто посягнул на вековые устои.)

- Назовите образы – символы в рассказе. (Лось – великан – символ могущества природы; образ Саввы Никитича – символ единения человека и природы; ворон – символ беды; шторм – символ неотвратимости наказания за содеянное.)

- Так чем же, по – вашему, является охота: забавой или убийством? (Размышления учащихся)

- Да, человек сильнее животного, даже самого могучего, если в руках у него оружие. Но он наделён разумом и чувством сострадания, что и должно удерживать его от жестокости по отношению к «братьям нашим меньшим». Если в охоте нет жизненной необходимости, то она, конечно же, не забава, а убийство, которому нет и не может быть оправдания.

- Человек и природа… Эти два понятия неразделимы. В чём же, ребята, по – вашему, заключается смысл жизни человека как части природы? (В созерцании и постижении природы, в уважении её законов.)

- Если бы у вас, ребята, появилась возможность обратиться к человечеству с посланием, то о чём бы вы попросили людей? (Работа в группах).



Послание человечеству:

  1. Люди! Научитесь уважать и оберегать природу.

  2. Защищайте животных, потому что вы их сильнее.

  3. Постигайте законы природы и живите в согласии с ней.

  4. Откажитесь от охоты ради забавы: любое живое существо имеет право на жизнь!

  5. Помните: отношение человека к природе – это тест на нравственность и его право носить звание Человека! (слайд 42)

- Итак, Александр Костюнин предостерегает читателей от необдуманных поступков, которые потом тяжким грузом будут лежать на сердце, и мы не сможем от него освободиться, как бы горячо ни желали этого. Так, Саня, герой рассказа «Колежма», от лица которого ведётся повествование, повинуясь охотничьему азарту, убивает могучего лося, «хозяина острова». Горьким упрёком звучат слова автора: «Гармония, веками создаваемая, была нарушена одним выстрелом». Природа взбунтовалась против этого и отомстила людям. Они оказались в её власти. Прощение будет зависеть от «меры содеянного ими добра и зла». Но какой бы исход ни ждал охотников, повествователя до самого его смертного часа будет преследовать «жестокий, мстительный взгляд» убитого им лося. Недаром писатель посвятил рассказ своему сыну Леониду, то есть молодому поколению, которое, переняв опыт старших, должно стать мудрее и не повторять роковых ошибок.

- Кто же в рассказе «Колежма» выступает носителем авторской идеи?

(Савва Никитич Некрасов, который никогда бы не поднял руку на лося – великана ради того, чтобы потешить своё охотничье самолюбие. Этот немногословный человек ощущает себя с природой единым целым, поэтому живёт с ней в согласии.)

- Вот и завершилось наше путешествие по страницам рассказа А.В. Костюнина «Колежма». Оно заставило нас задуматься о том, что нарушение человеком гармонии природы пагубно для него.

В заключение проведём викторину «Знатоки творчества А.В. Костюнина» (Проводится компьютерный тест. Если нет возможности, то можно использовать обычный тест)



Тест по творчеству А.В. Костюнина

  1. А.В. Костюнин родился:

  1. в Москве;

  2. в Карелии;

  3. на Урале;

  4. на Дальнем Востоке;

  5. в Сибири.



  1. А.В. Костюнину было присвоено звание лауреата премии имени А.И. Куприна с вручением памятного знака «За вклад в русскую литературу» за книгу рассказов:

  1. «Ковчег души»;

  2. «В купели белой ночи»;

  3. «Сплетение душ»;

  4. «Офицер запаса»;

  5. «Двор на тринадцатом».



  1. Книгу «В купели белой ночи» открывает рассказ

  1. «Орфей и Прима»;

  2. «Полёт летучей мыши»;

  3. «Рукавичка»;

  4. «Жор глубинной щуки»;

  5. «Офицер запаса».



  1. Юрка Гуров – герой рассказа А.В. Костюнина

  1. «Офицер запаса»;

  2. «Жор глубинной щуки»;

  3. «Двор на тринадцатом»;

  4. «Рукавичка»;

  5. «Баян».



  1. Цикл рассказов А.В. Костюнина «Офицер запаса» повествует о событиях

  1. Великой Отечественной войны;

  2. чеченской войны;

  3. войны в Афганистане;

  4. Гражданской войны;

  5. Первой мировой войны.



  1. Фёдор Петрович Строев – герой рассказа А.В. Костюнина

  1. «Жор глубинной щуки»;

  2. «Орфей и Прима»;

  3. «Вальс под гитару»;

  4. «Совёнок»;

  5. «Поводырь».



  1. Герой рассказа А.В. Костюнина «Вальс под гитару» заканчивал музыкальную школу по классу

  1. гитары;

  2. баяна;

  3. фортепиано;

  4. скрипки;

  5. аккордеона.



  1. Имя учительницы из рассказа А.В. Костюнина «Рукавичка»

  1. Иванова Анна Петровна;

  2. Яковлева Нина Ивановна;

  3. Кондроева Светлана Ивановна;

  4. Гусева Елизавета Николаевна;

  5. Гришина Алла Ивановна .



  1. Словами «… звёзды не продаются! Звёзды светят всем одинаково заканчивается рассказ А.В. Костюнина

  1. «Танина лямба»;

  2. «Колежма»;

  3. «Орфей и Прима»;

  4. «Вальс под гитару»;

  5. «Поводырь».

  1. Мальчик – герой рассказа А.В. Костюнина «Вальс под гитару» мечтал исполнить для отца вальс

  1. «Осенний сон»;

  2. «На сопках Маньчжурии»;

  3. «Амурские волны»;

  4. «Сентиментальный вальс»;

  5. «Грустный вальс».

  1. «Земное притяжение» А.В. Костюнина по жанру – это

  1. рассказ;

  2. повесть;

  3. пьеса;

  4. эссе;

  5. сказка.

  1. Героиня рассказа А.В. Костюнина «Совёнок» Наташа стала немой потому, что

  1. её одну оставили в тёмной комнате;

  2. она испугалась злой собаки;

  3. она едва не утонула в реке;

  4. дядя Жора на её глазах убил котёнка;

  5. она испугалась пожара.



  1. Кочкарь – герой рассказа А.В. Костюнина

  1. «Совёнок»;

  2. «Рукавичка»;

  3. «Математическое ожидание»;

  4. «Когда уходит детство»;

  5. «Вальс под гитару».

  1. Среди перечисленных произведений А.В. Костюнина укажите фантастическую сказку, написанную по мотивам романа Евгения Замятина «Мы»:

  1. «Волшебные стёклышки»;

  2. «Математическое ожидание»;

  3. «Утка с яблоками»;

  4. «Танина лямба»;

  5. «Полёт летучей мыши».

  1. Антонин Карлович Качмарик – герой рассказа А.В. Костюнина

  1. «Поводырь»;

  2. «Урок географии»;

  3. «Белая птица»;

  4. «Заговор»;

  5. «Переярки».

  1. Герой рассказа А..В. Костюнина «Поводырь» деревенский мальчик Магомед решил научиться играть на

  1. баяне;

  2. кларнете;

  3. тромбоне;

  4. балалайке;

  5. домре.

  1. А.В. Костюнин в рассказе «Поводырь» назвал «кладбищем живых»

  1. тюрьму;

  2. больницу;

  3. интернат;

  4. дом престарелых;

  5. монастырь.

  1. «По- настоящему его кличка Брайт, хотя зовут все Малыш» - так начинается рассказ А.В. Костюнина

  1. «Орфей и Прима»;

  2. «Нытик»;

  3. «Переярки»;

  4. «Младший брат»;

  5. «Воздушный змей».

  1. О нелёгкой судьбе высланных из родных мест в годы сталинских репрессий повествуется в произведении А.В. Костюнина

  1. «По собственному следу»;

  2. «Поводырь»;

  3. «Утка с яблоками»;

  4. «Сострадание»;

  5. «Офицер запаса».

  1. Герою рассказа «Вальс под гитару» поверить в себя помогли

  1. учителя;

  2. родители;

  3. берёзки;

  4. одноклассники;

  5. тополя.

Ответы: I -2; II – 2; III – 3; IV – 4; V – 3; VI – 1; VII – 2; VIII – 5; IX – 3;

X – 2; XI – 4; XII – 4; XIII - 4; XIV – 2; XV – 1; XVI – 2; XVII – 4;

XVIII - 2; XIX – 3; XX – 3.

- Подведение итогов (вручение грамот победителям викторины)



(Приложение 1)

Завершается мероприятие исполнением песни Александры Пахмутовой на слова Роберта Рождественского «Просьба».

Источники, которые были использованы при подготовке

данного внеклассного мероприятия:

  1. Рассказы А.В. Костюнина, размещённые на личном сайте писателя http://kostjunin.karelia.ru

  2. Материалы и фотографии сайта http://kostjunin.karelia.ru

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. чл.- корр. АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1989. С. 392.

  4. Интернет – сайты:

http: //www kolezhma.ucoz.ru;

http: //www andreyzaharov.ru;

http://www.artlib.ru;

http://images.yandex.ru;

http://tphv.ru/stepanov.

Приложение 1

image001

c:\users\1\desktop\лоси\33431-173619-4e961524a0b9fc992c71d8d66c28fafa.gif Награждается

____________________________________

(Ф.И. учащегося)

________________________________________

(наименование учебного заведения)

___за_______место в викторине

«Знатоки Творчества А.В. Костюнина»

Учитель______________________________

2014