Похожие работы
|
Цели Изучение литературы в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих - страница №1/5
Курс литературы в 11 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа.
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
-
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
-
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели
Изучение литературы в 11 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
-
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Характеристика класса
Контингент 11 класса – это ученица с средним уровнем знаний . Класс работоспособный. Отношение к учебе в целом положительное. У ученицы наблюдается интерес к русской литературе, продолжается формирование культуры литературных ассоциаций, умеет обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, самостоятельно умеет организовать учебную деятельность, владеет навыками контроля и оценки своей деятельности, использует для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" в 11 классе являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение, сопоставление, классификация;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезисов, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Требования к уровню
подготовки учащихся к концу 11 класса
В результате изучения литературы в 11 классе ученик должен
знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 18-19 вв., этапы их творческой эволюции;
-
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений
-
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
-
основные теоретико- литературные понятия;
уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
-
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
-
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
-
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
-
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
-
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
-
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Промежуточная аттестация проводится в форме сочинений, контрольно-измерительных материалов в формате ЕГЭ по литературе.
Для реализации рабочей программы используется следующая методическая литература:
1. Чалмаев В.А. Литература (учебник литературы в 2-х частях), 2010, М.: Русское слово
2.Г.Х.Ахбарова, Т.О.Скиргайло. «Русская литература ХХ века» тематическое планирование к учебнику В.А.Чалмаева и С.А.Зинина, Москва, «Русское слово», 2005.
3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века, Москва,»Вако», 2007.
4.Г.А.Обернихина. Преподавание литературы в 11 классе:сборник методических материалов в 2-х частях. М.: АРКТИ, 2002.
5.М.А.Нянковский. Уроки литературы в 11 классе. Развернутое планирование. Ярославль, Академия развития,2007.
6. Интернет ресурсы.
7. Медиаресурсы. Уроки литературы ХХ века в 11 классе. «Школа Кирилла и Мефодия».
Учебно-тематический план.
№
|
Тема урока
|
Количество часов
|
1
|
«Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Направления философской мысли начала столетия»
|
2
|
2
|
И.А. Бунин
|
4
|
3
|
А. И. Куприн
|
2
|
4
|
Л. Н. Андреев
|
1
|
5
|
М. Горький
|
5
|
6
|
Серебряный век русской поэзии
|
1
|
7
|
Символизм. Русский символизм и его истоки
|
2
|
8
|
В.Я. Брюсов
|
1
|
9
|
К. Д. Бальмонт
|
1
|
10
|
А. Белый
|
1
|
11
|
И.Ф.Анненский.
|
1
|
12
|
А.А. Блок
|
6
|
13
|
Акмеизм. Творчество Хлебникова, Клюева.
|
1
|
14
|
Н.С. Гумилёв
|
1
|
15
|
А.А. Ахматова
|
2
|
16
|
М. Цветаева
|
3
|
17
|
Футуризм. И.Северянин.
|
1
|
18
|
Литературные направления и группировки в 20-е годы ХХ века
|
1
|
19
|
Е. Замятин. Проблема клонирования человека. Публицистика Стивена Вира.
|
1
|
20
|
В. Маяковский
|
5
|
21
|
С. Есенин
|
4
|
22
|
Литературный процесс 30-40 г.г
|
1
|
23
|
О.Э.Мандельштам
|
1
|
24
|
М. Шолохов
|
6
|
25
|
М. Булгаков
|
7
|
26
|
Б. Пастернак
|
4
|
27
|
А.Платонов
|
2
|
28
|
В. Набоков
|
2
|
29
|
Лирика Великой Отечественной войны
|
1
|
30
|
Проза и публицистика военных лет
|
1
|
31
|
А.Т. Твардовский
|
3
|
32
|
Н.А. Заболоцкий
|
1
|
33
|
Рубцов
|
1
|
34
|
Литература 50-80 г.г
|
1
|
35
|
Ю.Бондарев.
|
1
|
36
|
В. Распутин
|
1
|
37
|
В.М. Шукшин
|
1
|
38
|
А. Астафьев
|
1
|
39
|
Проза и драматургия 70-80 годов.
|
1
|
40
|
Ю.Трифонов «Обмен» (проза). А.Вампилов «Старший сын» (драматургия). Нравственно-философская проблематика.
|
1
|
41
|
Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х.
|
1
|
42
|
А. Солженицын
|
3
|
43
|
А.Приставкин.
|
1
|
44
|
Литература народов России.
|
2
|
45
|
Зарубежная литература.
|
4
|
46
|
Обзор творчества Е.И.Носова, В.Т.Шаламова, В.Д.Фёдорова, В.А.Солоухина
|
1
|
47
|
Т. Толстая.
|
1
|
48
|
Новейшая русская проза и поэзия 80-90-х годов. Общая характеристика переломной эпохи. Реалистическая проза. Эволюция модернистской и постмодернистской прозы и поэзии. Поэзия и судьба И. Бродского
|
3
|
49
|
Систематизация изученного.
|
2
| следующая страница >>
|