Целей: воспитание - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Целей: воспитание - страница №1/1

Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения.

Произведения для заучивания наизусть

Лирические песни «Ай, вы ветры, ветры буйные…»

А.С. Пушкин. «Полтавский бой» (отрывок), «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов «Парус»

Ф.И. Тютчев «Поле зыблется цветами…»

А.К.Толстой «То было раннею весной»

И. С. Тургенев. Русский язык.

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок ).

C.А. Есенин. «Задремали звезды золотые…»

А.А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…», «Ива» (по выбору)

И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

Н. А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок»

А.Т. Твардовский «Памяти матери»

Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).
Произведения для внеклассного чтения

Ю.М. Нагибин. Огненный протопоп.

В.А. Жуковский. Рыбак. Перчатка.

Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.

И.С. Тургенев. Свидание. Лес и степь.

Н.А. Некрасов. Вчерашний день в часу шестом. В дороге.

Н.С. Лесков. Левша.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Премудрый пескарь.

Л.Н. Толстой Отрочество.

А.П. Чехов. Унтер Пришибеев. Хирургия.

К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Во глубине России. Музыка Верди. Сказочник.

Е.И. Носов. Шопен, соната номер два. Красное вино победы.

Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна.

Г.Бичер-Стоу. Хижина дядюшки Тома.

А. Дюма. Три мушкетера.

Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста.

Э.Войнич. Овод.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:


  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Перечень учебно-методического обеспечения

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

М..Г. Ахметзянов .Русская литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. Казань, «Магариф», 2007.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.



Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Н.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе для 7 класса. Москва «ВАКО», 2007.

Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. Москва. Олимп. 2002.

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характеров и обстоятельств. Личность автора и авторское отношение к героям.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Народные песни.

«Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений.

Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная..», «Вдоль по улице метелица метет».

Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума.

Теория литературы. Житие.

Для внеклассного чтения Ю.М. Нагибин. «Огненный протопоп».



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник. («Людмила», «Ленора») .Для внеклассного чтения «Рыбак»

Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убог, и голос мой не громок..», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист!...» Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа, дарованная поэта.

Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь..», «Разлука». самобытность дарования поэта. Стихи поэта – рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством.
Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта.

«Полтава» («Полтавский бой»), Мас­терство поэта в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям.

«И.И.Пущину», «Бесы». Тема дружбы и творчество Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам.

Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.
«Дубровский» Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота благородство отношений героев, их противостояние деспотизму .Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности романа..

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Московский университетский благородный пансион. «желанье», « Парус». Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка.

Теория литературы. Трехсложные размеры стиха.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опрични­ка и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.



прямая соединительная линия 1Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобож­дение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Повесть. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Для внеклассного чтения:

Н.В.Гоголь. «Повесть о том «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Федор Иванович Тютчев. Биография поэта. «Весенние воды», «В небе тают облака..»

Аполлон Николаевич Майков. Биография поэта. «Боже мой! Вчера- ненастье…», «Поле зыблется цветами..» Алексей Константинович Толстой. Биография поэта. «Звонче жаворонка пенье», «То было раннею весной..»

Афанасий Афанасьевич Фет. Биография поэта. «Заря прощается с землею..», «Это утро, радость эта…», «Ель рукавом мне тропинку завесила..

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отно­шение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изоб­ражении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нрав­ственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе. Для внеклассного чтения: И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и другие рассказы.



Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Размышления у парадного подъезда». «Железная дорога». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений. Для внеклассного чтения: Н.А.Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом..», «В дороге» и др.

Николай Семенович Лесков. Биография писателя. Для обсуждения: «Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за вес происходящее вокруг.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Сатира на паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение рабской покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для внеклассного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представ­ления).



Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрос­лых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, ана­лиз собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художест­венное произведение (развитие понятия). Герой-повество­ватель (развитие понятия). Для самостоятельного чтения .Л.Н.Толстой. «Отрочество»



Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фами­лии» как средство юмористической характеристики. «Тоска». Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). Для внеклассного чтения.



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «я научилась просто, мудро жить..». Тонкость чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта».

Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые..», «Мелколесье. Степь и дали…»



Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Ма­яковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

Теория литературы. Лирический герой . Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение .



Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравствен­ное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, вза­имопонимания, жизни для других. Своеобразие языка про­зы Платонова (для самостоятельного чтения). Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.

Александр Степанович Грин. Биография писателя. «Алые паруса» Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини повести о счастье. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Есть обрыв, где я, играя….», «спасибо, моя родная...», «Памяти матери..». Любовь поэта к Родине. Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери .Своеобразие языка стихотворений.



Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «уступи мне, скворец, уголок», « Еще заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой». Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по­ступка.

Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа.

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о пи­сателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нрав­ственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.



Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь при­роды и человека.

Для внеклассного чтения:

Е.И.Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы»

Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина».

Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой». Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи.

Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьба

.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Джек Лондон. Слово о писателе

«Любовь к жизни». Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д.Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности.

Джеймс Олдридж.Слово о писателе. « Последний дюйм». Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять.

НАИЗУСТЬ

А.С.Пушкин. «Полтава», «И.И.Пущину»,

М.Ю.Лермонтов. «Парус»

.Ф.И.Тютчев. «Весенние воды».

А.К.Толстой. «То было раннею весной».

И.С.Тургенев. «Русский язык».

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

С.А.Есенин. «Задремали звезды золотые…».

А.А.Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью…», «Ива».

Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок».

А.Т.Твардовский. « Памяти матери».

Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина»



Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;



Перечень учебно-методического обеспечения.

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

М. Ахметзянов .Русская литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: магариф, 2007.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.



Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.



ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ (70 ч.)


Уроки

Темы

Оборудование

Задачи

Теория лит.

Примечание

1

2



-3
4

5

-6



7.

8.

9.


10

11


12


13

14-


15

16

17


18

19


20-21
22

23

24-


25

26

27


28

29


30

31



32

33


34

35

36


37
38

39

40


41

42


43

44

45


46

47



48

49

50


51


52

53
54

55

56


57

58


59

60

61



62

63
64

65

66
67


68
69

70


Введение. Человек как главный предмет в художественной литературе.


УНТ. Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни.
Лирические песни. « Уж ты ночка, ноченька темная..», «Вдоль по улице метелица метет..».Народная обрядовая песня.
Древнерусская литература. Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанным». Житие.

Урок внеклассного чтения. Ю.Нагибин «Огненный протопоп»



Русская литература 19 века

Василий Андреевич Жуковский .Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе.


Урок внеклассного чтения. В.А.Жуковский. Баллада «Рыбак»
Е.А.Баратынский. Биография поэта.

Баратынский в Казани. Лирика. Философская природа дарования поэта


Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты , рожь..»
А. С. Пушкин. Лицейские годы поэта.

«Полтава», «Горит восток зарею новой..».Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Величественный образ Петра 1


«Пущину», «Бесы». Тема дружбы в творчестве Пушкина.
Повесть

А.С.Пушкина

«Дубровский»
А. С. Пушкин «Дубровский».

«Дубровский». Гуманизм автора. Художественная глубина романа.


2-четверть

Чистота и благородство отношений героев, их противостояние деспотизму.


М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Парус.», «Желанье».Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое в поэме

Гоголь. Биография писателя. «Тарас Бульба» Изображение быта и характеров запорожских казаков.

Сопоставление Остапа и Андрея. Позиция автора в оценке героев.
Внеклассное чтение. Н. Гоголь «Повесть о том ,как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Р.речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»
Человек и природа в творчестве поэтов 19 века.(Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков, А.К.Толстой, А.А.Фет.)

3-четверть
И.С.Тургенев. Биография писателя. «Бирюк». Картина русской действительности.
«Стихотворения в прозе». «Близнецы», «Воробей».

Н. А. Некрасов. Жизнь творчество

« Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога».

Урок внеклассного чтения Н. Некрасов «Вчерашний в часу шестом» , «В дороге» и другие


Лесков Н. С. Биограф «Человек на часах».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Л.Н.Толстой на Кавказе «Детство».

Автор и рассказчик в произведении. Особенности композиции.


Внеклассное чтение. Л.Толстой «Отрочество»

(Главы)
А.П. Чехов. Биография писателя «Хамелеон». Высмеивание нравов в обществе, где человек порабощен капиталом, чином, должностью.


А.П.Чехов «Тоска». Сюжет рассказа.

Контрольная работа или тестирование по творчеству И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.


Русская литература 20 века.
Анна Ахматова. Биография. Тонкость чувств и переживаний лирического героя. «Я научилась просто, мудро жить…».
Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые..», «Мелколесье.», « Степь и дали..»

В. Маяковский. Биография поэта.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».». Особенности стихотворной речи Маяковского.
Андрей Платонович Платонов. Биография писателя. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни.
Сказка «Неизвестный цветок».Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу ,за сохранение окружающего мира.
К. Паустовский. Слово о писателе. «Стекольный мастер». Автор о мастерстве и талантливости русского человека.
Внеклассное чтение. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

4 четверть
Александр Степанович Грин. Биография писателя. «Алые паруса». Герои повести. Их душевная чистота.
А.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Есть обрыв, где я, играя..», «Спасибо, моя родная..»Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и вечной вины перед памятью матери.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Уступи мне, скворец, уголок», «Журавли»

.
Юрий Павлович Казаков. Автобиография Писателя. «Тихое утро»
Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Мой первый друг, мой друг бесценный»
Федор Александрович Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади»
Евгений Иванович Носов. Автобиография писателя. «Кукла». Осуждение равнодушного и безразличного отношения к природе и миру.
«Живое пламя! Идея рассказа. Смысл названия.
Вн. чт. Е.И.Носов. Творческая защита прочитанной книги: « Шопен, соната номер два».

Лирика Рубцова. Урок – путешествие

в мир поэта.

В. Астафьев. Биография писателя. «Конь с розовой гривой». Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна.


Василий Иванович Белов. Биография писателя.

«Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьбы.


Урок развития речи. Песни на слова русских поэтов 20 века.

Зарубежная литература.
Джек Лондон-Певец борьбы и мужества. Слово о писателе. «Любовь к жизни»

Джеймс Олдридж. Слово о писателе. «Последний дюйм».

А.Дюма «Три мушкетера».
Контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учеников.

Итоги года и задание на лето


Караоке 1134

Портрет писателя

Портрет писателя


Портрет Пушкина, папка «Пушкин»

Иллюстрации к повести; набор открыток

Иллюстрации, набор открыток.

Папка «Лермонтов», сборники стихов.

Иллюстрации к поэме

Папка «Гоголь», иллюстрации к повести.

Иллюстрации к рассказам писателя, папка «Тургенев»

Книга «Времена года» (Русские поэты о родной природе) иллюстрации

Папка «Некрасов», иллюстрации к поэме
Портрет писателя
Папка «Толстой»,

иллюстрации к рассказу.


Иллюстрации к рассказам, папка «Чехов»

Папка «Поэзия серебряного века»


Портрет писателя

Портрет писателя

Портрет писателя


Портрет писателя

Портрет писателя

Портрет писателя

Портрет писателя

Портрет писателя.

Папка «Зарубежная литература»

Показать образное отражение жизни в художественной литературе, взаимосвязь характера и обстоятельств. Личность автора и авторское отношение к героям.

Воспитывать любовь к родине, к природе.
Показать личность Аввакума, его твердость убеждений, величие духа.

Дать представление о личности В.А.Жуковского.

Показать воплощение черт романтизма в творчестве писателя. Совершенствовать

навыки с дополнительной литературой.


Дать обзор творчества поэта, раскрыть своеобразие художественного мира автора.

Познакомить учащихся лицейскими годами Пушкина.

Развивать творческое воображение учащихся. Пробудить у учащихся интерес к творчеству писателя.


Развитие навыков творческой работы, умения анализировать обобщать, делать выводы.

Познакомить учащихся с основными этапами жизни писателя. Способствовать пониманию основных мотивов творчества Лермонтова.

Развивать умения анализа лирического стихотворения.

.
Обобщить, систематизировать ранее изученный материал.

Рассказать об основных темах произведений Н.В.Гоголя. Познакомить учащихся с историей создания повести «Тарас Бульба». Дать краткий обзор

содержания. Развивать навыки и умения уместного использования цитат.

Дать представление об особенности поэтического языка каждого поэта. Развитие навыков выразительного чтения.


Познакомить учащихся с творчеством писателя.

Познакомить учащихся с основными этапами жизни Некрасова.

Рассказать обзорно о сюжете сказки.

Познакомить учащихся с личностью А.Толстого.


Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.П.Чехова. Продолжить формирование навыков анализа художественного произведения.
Проверка знаний учащихся.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Ахматовой.


Воспитывать интерес к творчеству С.Есенина.

Дать представление о творчестве В.В.Маяковского.

Познакомить учащихся с творческой судьбой писателя. Формирование умение аналитического прочтения текста.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Паустовского. Продолжить формирование навыков анализа художественного произведения.


Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя. Продолжить формирование навыков анализа художественного произведения.

Формирование навыков анализа лирического произведения.


Формирование навыков анализа художественного произведения.

Познакомить учащихся с творчеством Ю.Нагибина, Ф.Абрамова.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя. Продолжить формирование навыков анализа художественного произведения.


Дать представление о личности поэта.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя. Продолжить формирование навыков анализа художественного произведения.

Развивать умения и навыки анализа лирического произведения.
Познакомить учащихся творчеством писателя. Помочь раскрыть содержание рассказа.

Худ. образ.


Стихотворная строфа


Повесть как жанр лит-ры.

Образ характер. Художественный замысел.

Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха.

Приключенческий сюжет.

Трехсложные размеры стиха.


Повесть.


Композиция произведения.

Идейное содержание стихотворений.


Авторская позиция. Рефрен, амфибрахий

Поэма, тема, идея, сюжет, композиция.


Тезис, цитата

Развитие понятия о сюжете и композиции


Развязка.

Юмор. Сатира


Экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

Герой литературного произведения

Гипербола, литота.
Антитеза как способ построения произ-я

Тема и идея поэмы


.

Развитие понятия о сюжете и композиции.


Стиль стихотворений, авторские интонации

Смысл названия.

Автобиографическая повесть

Музыкальность.

Непреходящая историческая память народа.

Тема товарищества, человеческой солидарности. Любовь к жизни, способность выстоять.




Роль эпиграфов.

Смотри: 9кл.

стр.84


Выучить наизусть стих «Весна…»

Выучить отрывок: «Полтава».

«И.И.Пущину»

Реферат «Пушкин в Казани»

Смотри: Комисарова, 8кл

Стр.71,Золотарева,

8кл., стр.92

Реферат «Гоголь в Петербурге»

Реферат «Толстой в Казани»

Нет в учебнике, смотри в библиотеке.