страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Целей: воспитание - страница №1/1
![]() Пояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса. В результате изучения литературы ученик должен знать:
уметь:
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения. Произведения для заучивания наизусть Лирические песни «Ай, вы ветры, ветры буйные…» А.С. Пушкин. «Полтавский бой» (отрывок), «И.И. Пущину». М.Ю. Лермонтов «Парус» Ф.И. Тютчев «Поле зыблется цветами…» А.К.Толстой «То было раннею весной» И. С. Тургенев. Русский язык. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок ). C.А. Есенин. «Задремали звезды золотые…» А.А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…», «Ива» (по выбору) И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…» Н. А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок» А.Т. Твардовский «Памяти матери» Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).
Ю.М. Нагибин. Огненный протопоп. В.А. Жуковский. Рыбак. Перчатка. Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. И.С. Тургенев. Свидание. Лес и степь. Н.А. Некрасов. Вчерашний день в часу шестом. В дороге. Н.С. Лесков. Левша. М.Е. Салтыков-Щедрин. Премудрый пескарь. Л.Н. Толстой Отрочество. А.П. Чехов. Унтер Пришибеев. Хирургия. К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Во глубине России. Музыка Верди. Сказочник. Е.И. Носов. Шопен, соната номер два. Красное вино победы. Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна. Г.Бичер-Стоу. Хижина дядюшки Тома. А. Дюма. Три мушкетера. Ч. Диккенс. Приключения Оливера Твиста. Э.Войнич. Овод.
уметь:
Перечень учебно-методического обеспечения Для учащихся: Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007. М..Г. Ахметзянов .Русская литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. Казань, «Магариф», 2007. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006. Для учителя: Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009. Н.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе для 7 класса. Москва «ВАКО», 2007. Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. Москва. Олимп. 2002.
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. Взаимосвязь характеров и обстоятельств. Личность автора и авторское отношение к героям. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Народные песни. «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Исторические песни. Песни бунтарские и разбойничьи. Отражение в них жизни народа, выражение его патриотических и освободительных стремлений. Лирические песни. «Уж ты ночка, ноченька темная..», «Вдоль по улице метелица метет». Народная обрядовая песня. Выражение в ней основ народного бытия: любви к родине, близость к природе, мужества, верности слову и долгу. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Аввакум. Биография. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» житийный жанр в древнерусской литературе. Протопоп Аввакум, его личность, твердость убеждений, величие духа. Сила и красочность языка сочинений Аввакума. Теория литературы. Житие. Для внеклассного чтения Ю.М. Нагибин. «Огненный протопоп». ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Василий Андреевич Жуковский. Биография. Личность поэта. Баллада «Светлана». Русский национальный быт и обычаи, поэтические предания в балладе «Светлана». Сюжеты и герои баллад, имеющих один источник. («Людмила», «Ленора») .Для внеклассного чтения «Рыбак» Евгений Абрамович Баратынский. Биография поэта. Баратынский в Казани. Лирика. «Мой дар убог, и голос мой не громок..», «Муза», «Весна, весна! Как воздух чист!...» Выражение переживаний поэта в стихотворениях о родной природе. Поэтические средства языка в пейзажной лирике. Философская природа, дарованная поэта. Алексей Васильевич Кольцов. Биография поэта. Лирика. «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь..», «Разлука». самобытность дарования поэта. Стихи поэта – рассказ о жизни русского крестьянина. Связь лирики поэта с народным песенным творчеством. Александр Сергеевич Пушкин. Лицейские годы поэта. «Полтава» («Полтавский бой»), Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. «И.И.Пущину», «Бесы». Тема дружбы и творчество Пушкина. Выражение нежной привязанности и преданности лицейским товарищам. Теория литературы. Стихотворная речь. Двусложные размеры стиха. «Дубровский» Гуманизм автора. Художественная глубина романа. Приключенческий сюжет. Чистота благородство отношений героев, их противостояние деспотизму .Авторское отношение к вооруженному бунту крестьян в финале романа. Особенности романа.. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Московский университетский благородный пансион. «желанье», « Парус». Мятежный характер лирики Лермонтова: жажда борьбы и свободы как основной мотив стихотворений. Чувство одиночества. Поэтические средства языка. Теория литературы. Трехсложные размеры стиха. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. ![]() «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы. Повесть. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Для внеклассного чтения: Н.В.Гоголь. «Повесть о том «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Теория литературы. Стихотворения в прозе. Для внеклассного чтения: И.С.Тургенев. «Свидание», «Лес и степь» и другие рассказы. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Размышления у парадного подъезда». «Железная дорога». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Сатирическое изображение представителей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворений. Для внеклассного чтения: Н.А.Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом..», «В дороге» и др. Николай Семенович Лесков. Биография писателя. Для обсуждения: «Человек на часах». Сила воздействия рассказа на читателя. Мысль автора о моральной ответственности человека за вес происходящее вокруг. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Сатира на паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение рабской покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для внеклассного чтения. Теория литературы. Гротеск (начальные представления). Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Для самостоятельного чтения .Л.Н.Толстой. «Отрочество» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Тоска». Сюжет рассказа. Герой рассказа извозчик Иона его судьба. Осуждение черствости и бездушия. Гуманистический пафос рассказа Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). Для внеклассного чтения. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА Анна Андреевна Ахматова. Биография поэта. «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «я научилась просто, мудро жить..». Тонкость чувств и переживаний лирического героя. Духовное родство поэта и природы. О памяти и предназначении поэта». Сергей Александрович Есенин. На родине поэта. «Задремали звезды золотые..», «Мелколесье. Степь и дали…» Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Теория литературы. Лирический герой . Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение . Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения). Сказка «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле. Александр Степанович Грин. Биография писателя. «Алые паруса» Герои повести. Их душевная чистота. Романтическая мечта героини повести о счастье. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Развитие понятия о герое литературного произведения. Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Есть обрыв, где я, играя….», «спасибо, моя родная...», «Памяти матери..». Любовь поэта к Родине. Поэтические картины родной стороны. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери .Своеобразие языка стихотворений. Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «уступи мне, скворец, уголок», « Еще заря не встала над селом…», «Я воспитан природой суровой». Яркие поэтические картины родной природы. Выразительность стихотворной речи. Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Юрий Маркович Нагибин. Биография писателя. «Мой первый друг, мой друг бесценный». Становление характера молодого человека, участвовавшего в Великой отечественной войне. Автобиографическая основа рассказа. Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Для внеклассного чтения: Е.И.Носов. «Шопен, соната номер два», «Красное вино победы» Николай Михайлович Рубцов. Автобиография поэта. «В минуты музыки», «Деревенские ночи», «Звезда полей», «Тихая моя родина». Виктор Петрович Астафьев. Детство писателя. «Конь с розовой гривой». Жизнь сибирской деревни в предвоенные годы. Герои рассказа. Бабушка Катерина Петровна. Нравственные проблемы рассказа. Яркость и самобытность народной речи. Василий Иванович Белов. Биография писателя. «Мальчики». Война и дети. Герои рассказа, их судьба .
Джек Лондон. Слово о писателе «Любовь к жизни». Джек Лондон – певец борьбы и мужества. «Северные рассказы» Д.Лондона. Воля к жизни, сила духа, упорство в преодолении трудностей героем рассказа. Тема товарищества, человеческой солидарности. Джеймс Олдридж.Слово о писателе. « Последний дюйм». Тема взаимоотношений родителей и детей в повести. Ответственность за судьбу близкого человека. Сила личного примера. Любовь к жизни, способность выстоять. НАИЗУСТЬ А.С.Пушкин. «Полтава», «И.И.Пущину», М.Ю.Лермонтов. «Парус» .Ф.И.Тютчев. «Весенние воды». А.К.Толстой. «То было раннею весной». И.С.Тургенев. «Русский язык». Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». С.А.Есенин. «Задремали звезды золотые…». А.А.Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью…», «Ива». Н.А.Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок». А.Т.Твардовский. « Памяти матери». Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина» Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса. В результате изучения литературы ученик должен знать:
уметь:
Перечень учебно-методического обеспечения. Для учащихся: Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007. М. Ахметзянов .Русская литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: магариф, 2007. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006. Для учителя: Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ (70 ч.)
|