Цель: развитие фонематического восприятия, подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи. Программное - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цель: развитие фонематического восприятия, подготовка детей к обучению чтению, овладению - страница №1/1

Государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

начальная школа-детский сад № 662 компенсирующего вида

Кронштадтского района Санкт-Петербурга



Непрерывная непосредственно образовательная деятельность с детьми с ЗПР подготовительной к школе группы

«Путешествие паровозиков Томаса и Тишки»
(Технологии: развивающие, игровые, здоровьесберегающие.

Логоритмика. Использование ИКТ и ТСО.)

Старовойтова М.Н.,

учитель-логопед

ГБОУ № 662

г. Кронштадт


Цель: развитие фонематического восприятия, подготовка детей к обучению чтению, овладению навыками письменной речи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:

  • Актуализировать словарь по теме «Транспорт».

  • Закреплять признаки согласных звуков, составляя характеристику звуков [Т] - [Т’].

  • Упражнять в дифференцировке твёрдых и мягких согласных, воспринимаемых на слух.

  • Отрабатывать умение узнавать данный звук на фоне слова и определять примерное место звука в слове.

  • Работать над составлением предложений из набора слов, узнавать предлог на фоне предложения.

  • Продолжать учить делить слова на слоги.

  • Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.


Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.

  • Совершенствовать координацию речи с движением.


Оздоровительные задачи:

  • Способствовать здоровьесбережению, используя самомассаж лица, упражнение для тренировки глазодвигательных мыщц.


Воспитательные задачи:

  • Воспитывать умение слышать и слушать других, способствующих закреплению дружеских взаимоотношений между детьми.



Предварительная работа:

  • Логопедическое занятие «Знакомство со звуками [Т] - [Т’]».

  • Занятия по лексической теме «Транспорт».

  • Разучивание физминутки «Поезд».

  • Просмотр мультфильмов из сериала «Паровозик Тишка».


Оборудование (демонстрационное) и материалы (раздаточные):

  • телевизор, ноутбук;

  • На электронном носителе: отрывок из м/ф «Томас и друзья», слайды с изображениями жителей Паровозовска, Тишки, слайды с изображением препятствий и свободной железной дороги; аудиозаписи заданий и звуков поезда;

  • Индивидуальные зеркала;

  • Условные обозначения для составления характеристики звука;

  • Изображения Томаса, Тишки, склада, транспорта, прикрепляющиеся на ковролин;

  • Ковролин;

  • Мяч;

  • Изображение железной дороги в виде знака бесконечности;

  • Пеналы для составления схем и кассы для каждого;

  • Условные обозначения для составления схемы слова;

  • Картинки, с изображениями транспорта для Д/И «Где спрятался звук?» и Д/И «4й лишний»(трамвай, самолёт, троллейбус, автобус, такси, вертолёт, метро, катер, теплоход, тепловоз);

  • «автобусы» для Д/И «Где спрятался звук?»;

  • «вагоны» для Д/И «Поезд»;

  • Дед Тихон – кукла на ладошку;

  • Разноцветные паровозики зелёные, жёлтые и красные (по 6 шт. каждого цвета).


Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Слайд № 1(без изображения)

Дети входят, приветствуют гостей и садятся за столы.

Логопед: - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие вместе…С кем мы отправимся в путешествие вы узнаете, посмотрев отрывок из мультфильма.

Слайд 2. Показ фрагмента из м/ф «Томас и друзья».

Логопед: - Кто догадался, с кем мы отправимся в путешествие? (с паровозиком Томасом).

  1. Самомассаж лица.

Логопед: Томас очень трудолюбивый паровозик, очень ответственный, поэтому Большой Начальник дал ему трудное и важное задание: доставить на остров новый транспорт с большой земли. Сначала Томас должен пересечь море. Пока Томас переправляется через море на пароме, мы с вами сделаем самомассаж лица. Поставьте зеркала так, чтобы вы видели своё лицо и могли правильно выполнять движения.

Итак, Томас отправился в путь (погладить лоб обеими руками от середины к вискам).

Рельсы – рельсы, (растирать лоб горизонтальными движениями указательных пальцев (противоходом))

шпалы – шпалы, (растирать лоб вертикальными движениями указательных пальцев (противоходом))

Томас выехал с вокзала. (растирать лоб спиралевидными движениями указательных и пальцев от середины к вискам)

Остров он покинул свой, (рисовать «очки» вокруг глаз поглаживающим движением указательных пальцев)

Чтобы привезти домой (поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)

Самолёты (погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)

и трамваи, (растереть по спирали подбородок от середины по направлению к ушам указательными пальцами обеих рук)

Вертолёты (пальчиковый «душ» по щекам)

и такси, (погладить указательными пальцами от середины верхней губы к углам рта)

И другой полезный транспорт, (погладить указательными пальцами от середины нижней губы к углам рта)

Что Начальник попросил.(погладить лоб, щёки, подбородок сверху вниз двумя руками.)

Логопед: Где же Томас?

3.Составление деформированных предложений.



Логопед: Томас уже добрался до славного города Паровозовска, где живут только паровозы. Множество паровозов встречали его у ворот города

c:\users\максим\desktop\марина\картинки для семинара\презентация 2\тишка3.jpg (слайд №3), и, конечно же, среди них был наш старый знакомый паровозик Тишка. Сразу посыпались вопросы:

- Как добрался? – Как дорога? Но, Томас очень устал, хотел спать, поэтому он сказал:



- Пароме, плыл, на, Томас.

- Железной, по, Томас, дороге, ехал.

Никто ничего не понял. А, вы поняли, что сказал Томас? (Нет) Почему? (Томас сказал все слова вперемежку).



Логопед: Давайте, составим из этих слов правильные предложения, чтобы было понятно, что сказал Томас.

Составление предложений:

Томас плыл на пароме. Томас ехал по железной дороге.

(Подсчёт слов в каждом предложении)

Логопед: Назовите 1е слово, 2е и т.д., сколько слов в предложении?

Какое маленькое слово в этом предложении? (на, по)



Логопед: Утром, когда Томас хорошо отдохнул, к нему пришел паровозик Тишка и они отправились на транспортный склад.

4. Зрительная гимнастика.

Логопед: Томас и Тишка встали на рельсы и поехали.

А мы, ребята, давайте глазками проследим их путь. (На доске карта с железной дорогой в виде восьмёрки, под звуки поезда (запись) логопед указкой ведёт по дороге, дети следят глазами).



Логопед: Вдруг перед паровозиками опустился шлагбаум.

c:\users\максим\desktop\марина\картинки для семинара\презентация 2\шлагбаум.jpg (слайд №4).

(Включается аудиозапись): - Шлагбаум откроется, если произнести нужный звук, а какой, догадайтесь сами. Этот звук согласный, потому что есть преграда, язычок поднимается наверх и стучит, как молоточек, бывает твёрдым и мягким, он глухой.

Тишка и Томас глубоко задумались, задание оказалось для них слишком сложным. Ребята, а вы сможете помочь паровозикам?(Да)

Какой это звук? ([Т])

- Давайте проверим, правильно ли мы угадали, составим схему звука [Т].

5. Характеристика звука [Т].

Ребенок выкладывает на доске условные обозначения.



Логопед: Какой буквой обозначаем звук [Т] (обозначаем буквой Т).

Какой это звук гласный или согласный? (он согласный, потому что есть преграда для воздуха – язычок) (Выкладывается «язычок-молоточек»).

Каким бывает звук [Т] ? (твёрдым). (выкладывается синий квадратик)

(мягким). (выкладывается зелёный квадратик).



Какой это звук глухой или звонкий? (глухой, голосок спит, не просыпается (выкладывается перечёркнутый колокольчик).

Логопед:- Теперь, чтобы шлагбаум открылся, произнесём все вместе: ттттттт.

c:\users\максим\desktop\марина\картинки для семинара\презентация 2\ждр.jpg (Слайд №5).

- Спасибо, ребята, - сказали паровозики и поехали дальше. Не успели они набрать скорость, как…



c:\users\максим\desktop\марина\картинки для семинара\презентация 2\ждслом.jpg Слайд №6.

6. Д/И с мячом «Добавь звук [Т]».

Аудиозапись: Если вы выполните следующее задание, то дорога починится сама.



Логопед: - Ребята, Томасу и Тишке опять требуется помощь. Вы готовы помочь? (Да).

Дети становятся полукругом.

Логопед читает начало слова, ребёнок добавляет звук [Т] и говорит целое слово. Слова: самолё…, вертолё…, пило…, машинис…, биле…, паке… .



Логопед: Выберите слова, обозначающие транспорт? (самолёт, вертолёт) Выберите слова, обозначающие профессии людей, работающих на транспорте? (машинист, пилот).

c:\users\максим\desktop\марина\картинки для семинара\презентация 2\ждр.jpgСлайд №7.

Логопед: Паровозики сказали: - Спасибо, ребята, - и двинулись дальше.

7. Д/И «Где спрятался звук?».

c:\users\максим\desktop\марина\картинки для семинара\презентация 2\61210278.jpgСлайд № 8.

Аудиозапись:

Здесь автобус на пути –

Паровозу не пройти,

Чтоб автобус тот убрать,

Место звука [Т] узнать

Надо в заданных словах,

После – мчи на всех парах!

Логопед: Чтобы помочь паровозикам, надо услышать, где спрятался звук [Т] в начале, в середине или в конце слова. А помогут нам специальные автобусы, которые лежат у вас на столах.

Логопед показывает картинки (трамвай, самолёт, троллейбус, автобус, такси, вертолёт, метро), дети обозначают место звука в слове синим квадратиком.

c:\users\максим\desktop\марина\картинки для семинара\презентация 2\ждр.jpgСлайд № 9.

- Спасибо, ребята! - и паровозики двинулись дальше.



8. Д/И «4-й лишний» (различение [Т] и [Т’]).

Логопед: Вдруг – на пути семафор. Горит красный свет – это значит? (хода нет).

c:\users\максим\desktop\марина\картинки для семинара\презентация 2\семафоркр.jpgСлайд №10

Аудиозапись: Послушайте слова со звуками [Т] и [Т’], назовите лишнее, тогда загорится зелёный свет.

Логопед называет транспорт, выкладывая на доску, соответствующие картинки:

  • Трамвай, катер, самолёт, метро (лишнее слово «катер», потому что в нём звук [Т’], а в остальных [Т]);

  • Теплоход, тепловоз, катер, троллейбус (лишнее слово «троллейбус», потому что в нём звук [Т], а в остальных [Т’])

c:\users\максим\desktop\марина\картинки для семинара\презентация 2\22390-voyant-vert-eteint-green-light-off-clipart.pngСлайд №11.

Логопед: Паровозики сказали: - Спасибо, ребята, вы молодцы! Не оставляйте нас, иначе мы не сможем добраться до склада - и заспешили дальше.

Логопед: Мы не оставим наших героев, правда, ребята? (Да)

9. Физминутка «Поезд»

Логопед: А теперь, выходите, садитесь в вагоны, прокатимся!

Дети делают два поезда: встают друг за другом и берут за локти, стоящего впереди. У ребят, стоящих первыми в руках паровозики Томас и Тишка. Двигая руками вперёд-назад, маленькими шагами перемещаются по кругу или заданной траектории, постепенно ускоряя темп от медленного до быстрого шага.

Чух-чух, чух-чух

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит.

- Тороплюсь! – гудит –

Тороплюсь, тороплюсь, Тороплюуууусь! (Э. Мошковская)



10. Составление схемы слова.

Дети садятся за столы.

- Вот и подъехали Томас и Тишка к складу. А на нём большой замок.



(На ковролине открывается изображение склада с большим замком)

Появляется кукла – сторож Тихон



Логопед: - Здравствуйте, я сторож Тихон. Замок на моем складе не простой, а закодированный. Откроется, если правильно составить схему моего имени.

Один ребёнок выкладывает схему на доске, остальные на столах.

Логопед:

- Тихон – это слово? (Да – это имя). Выкладываем … (одну длинную полоску.)

Сколько слогов в слове Тихон? (2)

Назовите 1й слог. (ТИ)

Назовите 2й слог. (ХОН)

Выкладываем …( 2 коротких полоски).

Назовите 1й звук.([Т])

Он гласный или согласный? (Согласный)

Твёрдый или мягкий? (Твёрдый)

Как обозначим? (Синим квадратиком)

Выкладывают синий квадратик.

Остальные звуки аналогично.

В заключении повторяется, сколько в слове Тихон слогов, с опорой на схему подсчитывается количество звуков, называются все звуки слова по очереди.

Тихон благодарит детей за выполненное задание и «уходит».

11. Д/И «Поезд» (деление слов на слоги).

Дети стоят перед ковролином.

Логопед: - И замок открывается! (Открываются «ворота»).

Детям предлагается выбрать любую картинку с изображением транспорта: самолёт, автобус, катер, трамвай, автомобиль, велосипед, паровоз, такси, катамаран).

Теперь поможем Томасу загрузить вагоны.

Смотрите на вагонах отметки: 2 чёрточки, 3 чёрточки, 4 чёрточки.

- Кто догадался, как и в какие вагоны будем размещать выбранный вами транспорт? (Если в названии 2 слога – в вагон, где 2 чёрточки, 3 слога – 3 чёрточки, 4 слога – 4 чёрточки).

- Спасибо, ребята! Спасибо, Тишка! - прогудел Томас, - мне пора возвращаться домой. До свидания! И счастливый Томас повёз груз домой. (Включается аудиозапись звуков удаляющегося поезда).

И Тишка с нами прощается, ему тоже пора домой, в Паровозовск.

- До свидания, Тишка! (Картинки паровозиков убираются).

12. Заключительная часть.



- Про какой звук мы сегодня говорили, помогая Томасу и Тишке? (Про звук [Т]). Повторяется характеристика звука.

- Посмотрите, Тишка оставил вам маленькие разноцветные паровозики.

Кому было интересно и легко – возьмите зелёный паровозик,

Кому было интересно и немного сложно – возьмите жёлтый паровозик,

Кому было сложно – возьмите красный паровозик.

Дети выбирают паровозики, прикрепляют свои паровозики на ковролин.

Логопед подводит итог, если все паровозики зелёные:

- Посмотрите, у нас все паровозики зелёные. Всем было интересно и легко. Молодцы, ребята. (Если будут жёлтые или красные паровозики спросить, что было трудно и подбодрить, что мы ещё потренируемся, и выполнение этого задание уже не будет трудным).



А теперь пришло время возвращаться в группу, попрощайтесь с гостями.