Бухнер Елена Александровна Идентификатор 267-770-045 Приложение 1 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Бухнер Елена Александровна Идентификатор 267-770-045 Приложение 1 - страница №1/1

Бухнер Елена Александровна

Идентификатор 267-770-045 Приложение 1



(для учителя)

Человек в силу своего природного стремления познать тайны бытия и мироздания, находится в постоянном поиске ответов на новые, более сложные вопросы и учится решать самостоятельно проблемы жизни.

Еще в конце 19 века Г. Мендель выяснил закономерности наследования признаков у растений, а спустя полвека Т. Морган, изучая законы наследственности на животных, разработал хромосомную теорию. Но людей особенно волновали вопросы, связанные с наследованием признаков у человека. Почему у гениальных родителей дети далеко не гениальны? Почему одни люди рождаются талантливыми (в семье Бахов в семи поколениях было не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов), а другие едва осваивают школьную программу? Интерес к генетике возрос еще больше после того, как выяснилось, что более 2000 болезней носят наследственный характер, причем многие из них могут быть вызваны факторами среды (радиацией, химическими веществами и др.), поэтому их нужно изучать.

А вам это интересно? Тогда давайте определим тему занятия: (ребята предлагают варианты темы урока, учитель обобщает, давая право учащимся самим закончить ее название)


«Введение в генетику человека, или

то, что я еще не знаю, но … (хочу, могу, должен, мне интересно) знать» (слайд 1)
Столь интересную и сложную тему не охватить за ограниченное время урока, поэтому я предлагаю определить круг вопросов, ответы на которые для вас важно найти именно сегодня.

(Как показывает практика, после нескольких секунд раздумья ребята с небольшой корректировкой учителя называют следующие вопросы:

  • В чем особенность человека как объекта генетических исследований?

  • Наследование каких признаков у человека изучать особенно важно?

  • Как их выявить?

  • Почему дети похожи (не похожи) на своих родителей?

  • От чего зависит пол ребенка?

  • В чем причина аномалий развития и врожденных уродств? и пр.)

Учитель дополняет перечень вопросов своим: всегда ли право выбора – благо? (слайд 2)

Эпиграфом к уроку будут слова Б. Васильева:



«Мне нужно разобраться самому, а чтобы разобраться самому, нужно думать сообща»,

и для решения проблем жизни учащимся предлагается объединиться во временные группы (5 групп).

«Думать сообща» начинаем с повторения основных генетических понятий и символики.

1 этап. Повторение пройденного

Задание №1 «Ты – мне, я – тебе»

Ребята работают в парах, в полголоса рассказывая друг другу определения, указанные на слайде 3. В это же время на доске один из учащихся в соответствии со списком понятий записывает их символические обозначения. Учитель проходит по классу и прослушивает ответы ребят, отмечая их правильность и замечая тех, кто менее всего подготовлен к дальнейшей работе в группе. Это позволит определить оптимальный состав каждой группы и при необходимости скорректировать его.

На выполнение задания дается 2 минуты, затем для самопроверки предлагается выполнить задание №2 «Найди пару» (слайд 4) и записать ответ в тетрадь шифром (время выполнения 2 минуты). Учащиеся проверяют друг друга, обменявшись тетрадями, выставляют баллы в тетрадь рядом с выполненным заданием и в лист самооценки (время выполнения 2 минуты).

2 этап. Изучение новой темы

2.1. Человек – особый объект генетических исследований. Почему? В чем заключается эта особенность? (вопрос всему классу, фронтальная беседа, в ходе которой выясняется, что у человека: (слайд 5)



  • большое число хромосом, а, следовательно, огромное количество генов;

  • позднее половое созревание и медленная смена поколений;

  • малочисленное потомство (одноплодность, исключение – рождение близнецов, что случается редко);

  • малое число детей в браке, особенно в наше время;

  • невозможность направленных скрещиваний (браков). Известный советский генетик Н.К. Кольцов писал: «Мы не можем ставить опытов, мы не можем заставить Нежданову1 выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, каковы у них будут дети».

Следовательно, обычные методы генетики к человеку неприменимы. Как быть? Какими методами можно изучать наследование признаков у нас? У ваших детей?

2.2. Понимая всю сложность человека, еще в 1865 году крупный биолог Френсис Гальтон предложил генеалогический метод изучения наследственных свойств человека. Что такое «генеалогия» и кого называют «пробандом» мы узнаем из БЭС (Большого энциклопедического словаря). Учитель дает задание со словарем кому-либо из учащихся, а в это время остальные чертят таблицу «Основные методы генетики человека», учитель знакомит их с древом Романовых как примером родословной (слайд 7).

Генеалогия в широком смысле слова – родословная человека. Что вы знаете о родословных?

(Из БЭС:


Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий.

Пробанд – человек, с которого начинается составление родословной при генеалогическом анализе.) Ученику, работавшему со словарем, выставляется 1 балл за правильный и быстрый ответ в лист самооценки в группе.

Что дает этот метод? (Работа в группах по выполнению задачи: из предложенного текста выбрать информацию о возможностях данного метода и занести в таблицу.



Работа учащихся с текстом

Генеалогический метод – это метод, основанный на изучении родословных и выявлении особенностей наследования каких-либо характерных признаков или болезней в ряду поколений данного рода или семьи. Использование его возможно лишь в том случае, когда известны прямые родственники – предки обладателя наследственного признака (пробанда) по материнской и отцовской линиям в ряду поколений или потомки признака в нескольких поколениях. В случае патологического проявления признака пробанд является исходным пациентом. При составлении родословных принято пользоваться обозначениями: женский пол- ; мужской пол - .

Используется в медико-генетическом консультировании при определении типа наследования, прогнозировании вероятности проявления признака в потомстве.

Проверка задания (устно), первая из групп. Сверяем с эталоном (слайд 8), корректировка ответа. Внутри группы отмечается работа каждого в баллах, за правильный ответ выставляется 1 балл отвечающему и всем, кто продуктивно участвовал в обсуждении в лист самооценки. Группы, не участвовавшие в данном обсуждении, не оцениваются.

Учитель обращает внимание на особенности оформления родословной (слайд 9) и предлагает проверить этот метод на практике.

Наследование многих, но не всех признаков человека достаточно хорошо изучено, поскольку многие являются очень сложными. К примеру, есть такой признак – сворачивание языка в трубочку. Попробуйте свернуть язык в трубочку (по длине языка). Получается? Если нет, то попробуйте еще раз. Опять не получается? Тогда не старайтесь. Способность сворачивать язык в трубочку определяется наличием рецессивного гена. Если вы не обладаете такой способностью, то это объясняется отсутствием у вас данной аллели. Интересно, а могут ли сворачивать язык в трубочку ваши родители? Бабушки и дедушки? Изучите у них эту способность и результаты оформите в тетради в виде схемы или простой родословной.

Ну а теперь другой пример. Имеются многочисленные данные о генетической природе леворукости, которая в одних семьях проявляется чаще, чем в других, т.е. передается из поколения в поколение. Леворукость не всегда легко обнаружить. Использование для письма левой руки – это один из крайних случаев левой моторной асимметрии. Иногда наблюдается скрытая леворукость. Амбидекстрия – способность в равной степени владеть правой и левой рукой.

Упражнения для испытуемых (всем предлагается проверить себя, выполнив простые упражнения, один испытуемый у доски).



  1. Переплетение пальцев рук: руки сжаты в замок, обращается внимание на положение большого пальца сверху. На слайде (в тетради) ребята ставят галочку с той стороны от черты, палец какой руки был сверху (левой (Л) – правой (П)).

  2. Переплетение предплечий (поза Наполеона): какой предплечье сверху? (отмечается галочкой).

  3. Переплетение ног: сесть удобно на стуле и положить одну ногу на другую. Отметить ту ногу, которая находится сверху.

  4. Вырезание круга: отмечается та рука, которая совершает движение.

  5. Открывание коробки со спичками: отмечается та рука, которой выдвигается коробок.

  6. Иголка и нитка: представить себе в руках иголку и нитку, воспроизвести процесс вдевания нитки в иголку. Отмечается та рука, которая совершает движения.

  7. Поднятие коробка (брошенной соседом ручки и т.п.): отмечается та рука, которой поднимается предмет.

  8. Аплодисменты: аплодируем друг другу за удачный эксперимент и отмечаем ту руку, которая находится сверху.

Подведение итогов: сколько Л и сколько П? Определяем ведущую руку и, соответственно, полушарие головного мозга. Интересно было бы выявить данный признак у ваших родителей? Далее учащимся предлагается самим составить простую родословную (2-3 поколения) в тетради, а испытуемый решает задачу у доски (слайд 11). Для тех, кого заинтересовал этот метод, домашнее задание: составить схему своей родословной, отражающей наследование какого-либо признака (левшество, цвет глаз и пр.). Правильность ответа у доски оценивается педагогом, результат остальных учащихся - при проверке тетрадей с учетом набранных за урок баллов.

2.3. Для изучения человека Ф. Гальтон предложил еще один метод – близнецовый (слайд 12).

Согласно статистике 1% всех новорожденных являются близнецами. Как они появляются?

Неидентичные (разнояйцевые) близнецы рождаются ввиду того, что у женщины по определенным причинам созрели одновременно не одна, а две яйцеклетки, каждая из которых была оплодотворена. Из двух возникших зигот разовьются два зародыша и на свет появятся два малыша, похожих друг на друга не больше, чем просто родственники. Их генотипы различны, поэтому они могут быть как одного, так и разного пола.

Идентичные (однояйцевые) близнецы появляются вследствие того, что одна оплодотворенная зигота разделяется, и ее дочерние клетки начинают развиваться независимо друг от друга, превращаясь в два зародыша. В этом случае генотипы зародышей одинаковы, но наследственные признаки могут проявляться у близнецов по-разному. Почему? Об этом вы узнаете, изучив предложенную информацию.

Работа учащихся с текстом

Близнецовый метод был предложен английским ученым Ф. Гальтоном еще в 1876 году, однако широкое применение он нашел лишь в середине 20-х годов XX века. С помощью близнецового метода было установлено, что развитие любого признака человеческого организма определяется набором генов. В то же время действие генов проявляется в конкретных условиях среды, от которых также зависит проявление признака. Таким образом, для человека применима следующая известная формула: фенотип=генотип+условия среды.

Метод позволяет определить роль генетического вклада в наследование сложных признаков, а также оценивать влияние воспитания, обучения и т.д.

Проверка задания (устно), первая из подготовившихся групп. Сверяем с эталоном (слайд 13), корректировка ответа. Внутри группы отмечается работа каждого в баллах, за правильный ответ выставляется 1 балл отвечающему и всем, кто продуктивно участвовал в обсуждении в лист самооценки. Группы, не участвовавшие в данном обсуждении, не оцениваются.

Итак, фенотип формируется на основе генотипа в определенных условиях среды (слайд 14).

2.4. Важным признаком человека является группа крови. Изучение групп крови стало целым разделом медицинской генетики – иммуногенетики, имеющей свои методы исследования. В чем их суть? Об этом вы сможете узнать из информации, представленной в карточке-задании.



Работа учащихся с текстом

Иммуногенетические методы основаны на исследовании групп крови человека. В настоящее время известно множество систем групп крови, из них наиболее изучены системы ABO и резус-фактор. Для примера рассмотрим систему крови «резус». В генотипе человека есть доминантный ген, определяющий образование в эритроцитах особого белка (антигена), называемого резус-фактором. Человек, гомозиготный (RR) или гетерозиготный (Rr) по данному признаку является резус-положительным, т.е. имеет этот белок в крови. В случае рецессивной гомозиготности (rr) резус-фактор в крови отсутствует, и если резус-положительная кровь попадает к человеку с отрицательным резус-фактором (при переливании или беременности), то в его организме развивается защитная (иммунная) реакция как на любой чужеродный белок и образуются специфические антитела. Статистика показывает, что среди европейцев примерно 85% людей имеют положительный резус-фактор и 15% - отрицательный. При резус-конфликтной беременности (мать резус-отрицательная, плод резус-положительный или наоборот) могут возникнуть осложнения (резус-конфликт), причем с каждой последующей беременностью риск ее прерывания ввиду защитной реакции организма матери возрастает.

Данный метод позволяет устанавливать причины тканевой несовместимости, определять наследование факторов иммунитета.

Проверка задания (устно), первая из подготовившихся групп. Сверяем с эталоном (слайд 14), корректировка ответа. Внутри группы отмечается работа каждого в баллах, за правильный ответ выставляется 1 балл отвечающему и всем, кто продуктивно участвовал в обсуждении в лист самооценки. Группы, не участвовавшие в данном обсуждении, не оцениваются.

Применим новый метод на практике для решения обычных жизненных проблем (решение практических задач по группам).

Итак, мы рассмотрели три основных метода, которые позволяют получить представление об одном из направлений современной науки – медицинской генетике, или генетике человека.



А зачем человек использует разные методы? (вопрос классу)

Эти методы дают возможность человеку найти разные пути профилактики наследственных заболеваний, определить вероятность проявления какого-либо наследственного признака, что особенно важно, если речь идет о генетическом здоровье человека.

2.5. Какие возможны пути профилактики наследственных болезней человека?

Работая в группе с предложенной информацией (2-3 минуты), назвать, записать в схеме на доске (а остальные это делают в тетради) и кратко пояснить каждую из мер (слайд 19, 20). Выступающему с правильным логичным ответом ставится 1 балл в лист самооценки группы.



Работа учащихся с текстом

Пути профилактики наследственных болезней определяются причинами, способствующими их развитию. К основам профилактики относятся следующие меры:

  1. Запрет на близкородственные браки. Издавна замечено, что у супругов-родственников часто рождаются больные и ослабленные дети, поэтому у многих народов сложилось отрицательное отношение к таким бракам. Как правило, мутации в генах носят рецессивный характер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются. У двух родственников, имеющих одинаковые мутации, выше вероятность проявления рецессивного гена, и согласно II закону Менделя составит 25%.

  2. Запрет на употребление алкоголя и наркотических веществ. Их употребление ведет к нарушению процесса конъюгации хромосом в мейозе, т.к. алкоголь – яд для любой клетки, особенно половой. В результате в некоторых половых клетках могут возникнуть изменения структуры и числа хромосом, что может привести к тяжелым уродствам или умственной отсталости.

  3. Борьба за чистоту окружающей среды, особенно против загрязнения мутагенами – веществами, вызывающими изменения в генах и хромосомах человека. Доказан мутагенный эффект курения и жевания табака, радиоактивного излучения, выхлопных газов, химических красителей, лаков. Постоянно пополняется список лекарств, обладающих мутагенным действием.

  4. Медико-генетическое консультирование. Впервые в мире оно было организовано в 1929 году советским невропатологом С.Н. Давиденковым. Это был первый шаг врача-генетика на пути пропаганды медико-генетических знаний среди пациентов. Результативность такого консультирования зависит от того, в какие сроки родители обратились за помощью. Различают ретроспективное консультирование (если в семье уже есть больной ребенок) и перспективное (до рождения первого ребенка).

  5. Дородовая диагностика наследственных болезней, которая предусматривает их своевременное выявление. Так, обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило рождение детей с тяжелыми пороками. Лабораторная дородовая диагностика, т.е. исследование околоплодных вод или клеток оболочки плода на ранних сроках (6-11 недель), нужна женщинам старше 35 лет и тем женщинам, у которых уже родились дети с врожденными пороками.

Врач-генетик не юридическое лицо, он не может запретить или разрешить будущим родителям иметь детей. Его основная задача – помочь семье в решении проблемы рождения здорового ребенка, предупредить о возможном риске проявления у потомков нежелательных генов, снижающих жизнеспособность.

Проверим, что из изученного мы запомнили? (решение тестовых заданий, слайды 21, 22, 23). Подведем итоги урока.

Напомню вам эпиграф к уроку: «Мне нужно разобраться самому, а чтобы разобраться самому, нужно думать сообща». У нас получилось «думать сообща»? (слайд 24)

Вам предлагается закончить фразы или дать краткий ответ на вопрос (по желанию):



  • К основным трудностям генетических исследований человека относятся …

  • Наследование каких признаков человека изучать особенно важно?

  • Какие методы позволяют их выявить?

  • Могу я сделать это сам?

  • На проявление признаков, определенных генотипом, влияет…

  • Чему я научился, изучая генетику?

В нашем плане остался еще один вопрос: всегда ли выбор - это благо? (слайд 25)

Известный советский генетик Н.К. Кольцов в 1923 году писал: «Современный человек не откажется от самой драгоценной свободы – права выбирать супруга по собственному выбору». Как вы считаете, о каком выборе идет речь? (ребята предлагают варианты, учитель обобщает и в зависимости от ответов ребят определяет заключительную тему).



Вариант 1.

Человек волен принимать решения сам, опираясь на свои знания, опыт. Но есть вопросы жизни, решение которых определяется не условиями среды или генами, не желанием отдельно взятого человека.

Человечество всегда стремилось к совершенству. С открытием законов генетики эта цель стала казаться еще более достижимой. В 1883 г. Крупный биолог Ф. Гальтон заявил миру о науке, которая, по его глубокому убеждению, должна улучшить человеческий род – «евгенике». Рекомендации Гальтона были просты и по-своему заманчивы: следует не столько избавляться от патологических генов, сколько повышать в человеческих популяциях количество здоровых генов, генов талантливости и гениальности. Как же этого добиться? Путь один - преимущественное размножение более одаренных людей (что должно быть закреплено законом). Эти идеи вскоре нашли широкое распространение. Расцвет евгеники пришелся на первые десятилетия XX века и вызвал страшные последствия. В Германии она была оправданием уничтожения миллионов «неполноценных» людей и целых рас.

Пережила увлечение евгеникой и наша страна. В 1918 году в Петроградском университете была организована первая кафедра генетики, а через 3 года при ней создано бюро евгеники. Ученые верили в возможность улучшения природы человека за счет уменьшения груза наследственных патологий. Однако генетик Н.К. Кольцов в 1923 году писал: «Современный человек не откажется от самой драгоценной свободы – права выбирать супруга по собственному выбору».



Какая точка зрения вам ближе – Кольцова или Гальтона? Почему?

Вариант 2.

Человек волен принимать решения сам, опираясь на свои знания, опыт. Но есть вопросы жизни, решение которых определяется не условиями среды или генами, не желанием отдельно взятого человека. Оба - юноша и девушка несут за этот выбор ответственность.

У меня в руках, казалось бы, обыкновенный бумажный лист. Это дневник ребенка (http://ulin.ru/diary.htm). Вот первые строки:

«5 октября. Сегодня началась моя жизнь. Мои родители еще этого не знают, ноя уже есть. Я девочка. У меня будут светлые волосы и голубые глаза. Уже все определено, даже то, что я буду любить цветы.

19 октября. Некоторые говорят, что я еще не настоящий человек, что только моя мама существует. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба – все же настоящий хлеб. Моя мама есть и я тоже есть.

25 октября. Сегодня мое сердце начало биться совершенно само. С этих пор оно будет спокойно биться всю мою жизнь, никогда не останавливаясь для отдыха.

Интересно, а моя мама слышит тихий стук моего сердца. Некоторые дети приходят в мир больными. Но мое сердце сильное и здоровое. Оно бьется так ровно: тук-тук, тук-тук…

У тебя будет здоровая дочка, мама!

12 ноября. «…» На этой дате дневник ребенка закончился… (видеофрагмент-послание «Мама, позволь мне жить…»).

Учитель обращается к ребятам: «У вас есть уникальная возможность (ситуации на выбор)



  • продолжить этот дневник. Сделайте это сейчас…

  • единственный шанс обратиться к миру. Что бы вы сказали людям?

  • все изменить. Что бы вы сделали?

  • написать своей маме письмо. Начните прямо сейчас…

  • обратиться к ТОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ И САМОЙ ЛЮБИМОЙ…

Учитель завершает урок словами: «Мы говорим в жизни много слов, но часто забываем о самых простых, мы делаем много разных поступков, но порой не совершаем главного, мы стараемся многое увидеть, но не замечаем самого важного. Мама, спасибо тебе за жизнь! Я люблю тебя!»

Учитель благодарит всех за работу и напоминает домашнее задание (слайд 26) (обязательная часть для всех, дополнительная на выбор). Сбор тетрадей, выставление оценок по листам самооценки с учетом решенных генетических задач.



P.S. По оценке Минздрава в России ежегодно делается 1,6 - 1,7 миллионов абортов. Россия на первом месте в мире по числу абортов: здесь, даже по официальной статистике, абортом заканчиваются 57% всех беременностей. Каждый пятый аборт делается подростками до 18 лет. От 10 до 15 % абортов дают различные осложнения, 7-8 % женщин после них становятся бесплодными. Каждый год армия тех, кто не может иметь детей, пополняется на 200-250 тысяч. В нашей стране около 15% пар, состоящих в браке, не способны зачать ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, 15% - это предел, после которого бесплодие становится социальной проблемой... Главный акушер-гинеколог Минздрава РФ академик РАМН Владимир Кулаков привел данные Научного центра акушерства и гинекологии, директором которого он является: "бесплодны 6-7 млн. российских женщин и 3-4 млн. мужчин. Данные эти неполные...". Многие врачи говорят, что официальную статистику по количеству абортов следует умножить вдвое (http://ulin.ru/diary.htm).

1 Нежданова Антонина Васильевна (1873 – 1950 г.г.) – выдающаяся русская советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано).

Шаляпин Федор Иванович (1873 – 1938 г.г.) – русский оперный и камерный певец (высокий бас), оказавший большое влияние на мировое оперное искусство.