Борисова И. И. «Рейтинг как инструмент повышения конкурентоспособности вузов» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обоснование развития производства и повышения конкурентоспособности... 1 340.72kb.
Место фгбоу впо «нгпу» в международном рейтинге вузов Webometrics-2013... 1 38.73kb.
Программа повышения конкурентоспособности 4 1268.79kb.
Оценка эффективности применения аутсорсинга с целью повышения конкурентоспособности... 4 496.43kb.
Отчет о реализации Программы социально-экономического развития 17 2827.27kb.
Закон об утверждении стратегии социально-экономического развития 10 5963.71kb.
Программа повышения конкурентоспособности национального исследовательского... 9 1149.48kb.
Представляем выдержки из сми (сентябрь 2006 года) 1 19.14kb.
Доклад на конференцию «Анализ рейтинга глобальной конкурентоспособности... 1 154.64kb.
Телевидение как инструмент конструирования национальной идентичности... 1 81.99kb.
Инвестиции в человеческий капитал как инструмент антикризисного управления 4 1067.93kb.
Во что играть не нужно Часто родители покупают игрушки, не задумываясь... 1 13.47kb.
- 4 1234.94kb.
Борисова И. И. «Рейтинг как инструмент повышения конкурентоспособности вузов» - страница №1/5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Национальный исследовательский университет

Борисова И.И.


«Рейтинг как инструмент повышения конкурентоспособности вузов»

Учебно-методическая разработка

СОДЕРЖАНИЕ




Введение

3

1.

Глобальные рейтинги вузов

6

1.1.

Методология и технология формирования глобальных рейтингов

8

1.2.

Академический рейтинг университетов мира

10

1.3.

Рейтинг Times Higher Education - QS World University

Rankings (QS-THES)



13

1.4.

Рейтинг Webometrics

18

1.5.

Тайваньский рейтинг

21

1.6.

Достоинства и недостатки глобальных рейтингов

24

2.

Берлинские принципы ранжирования вузов

31

3.

Национальные рейтинги вузов: российский опыт

36




Заключение

67




Литература

71




Приложение

73


Введение
Слово «рейтинг» (rating) означает, дословно, «оценка». Данный термин, в основном, использовался в теории вероятностей и математической статистике. Однако и в сфере экономической деятельности возникает необходимость использования величин (параметров, признаков), имеющих предположительную численную природу, но конкретные значения таких величин не поддаются прямому физическому измерению. В таких случаях прибегают к экспертным оценкам, предусматривающих, что некая группа лиц (экспертов) дает заключение о характере распределения оцениваемой величины по некоторой шкале числовых значений.

Многое в современной экономической жизни основывается на доверии. Так развитие сельского хозяйства позволило человеку переселиться в город, индустриализация привела к глобализации и расширению границ обитания человека до международного уровня. Современный человек при выборе места проживания, работы и учебы уже не ограничивается только страной обитания. Сегодня человек выбирает, а выбор – это всегда анализ имеющейся информации. Не имея возможности оценить что-либо самостоятельно, мы полагаемся на мнение специалистов. Таким образом, многое в нашей жизни базируется на доверии.


Основной закон рыночной экономики гласит, что спрос определяет предложение. Потребность в информации также порождает ее предложение. Именно этим объясняется столь стремительное в последнее время развитие «индустрии доверия», которая объединяет миллионы людей, тысячи печатных изданий и сотни исследовательских центров, конечный продукт деятельности которых – та или иная информация. Одной из наиболее популярных форм предоставления информации являются рейтинги, которые характеризуют относительную значимость того или иного объекта или явления по сравнению с другими аналогичными объектами или явлениями.
Среди тех сфер, где наблюдается стремительное развитие индустрии производства информации, не последнее место занимает рынок образования. Сегодня более 2,5 млн. студентов обучаются за пределами своей родины, и ежегодно данный показатель увеличивается в среднем на 20%.

Рейтинги вузов сегодня стали обычным явлением в большинстве стран с развитыми системами государственного высшего образования, а последние пять лет они составляются и в развивающихся странах Азии и Африки. Первый рейтинг был опубликован в журнале U.S. News & World Report в 1983 г. как ответ на очевидную потребность рынка в более прозрачных и сопоставимых данных об учебных заведениях. Это положило начало многочисленным попыткам ранжировать и оценивать университеты и преподавание отдельных дисциплин в разных вузах. В последующие годы в ряде зарубежных изданий стали появляться рейтинги независимой оценки университетов, сделанные СМИ и специализированными исследовательскими лабораториями. Традиционно наибольшее число рейтингов вузов составляется в США, где существуют не только общепризнанные рейтинги, рассчитанные на разного рода целевые аудитории, но и специфические рейтинги. К примеру, журнал Black Enterprise составляет рейтинг вузов, ориентированный на афроамериканцев. Основной акцент в методике здесь сделан не на известных показателях качества образования, а на комфортных условиях обучения для людей «с другим цветом кожи ».

Знания, полученные в хорошем вузе, служат надежным фундаментом для построения успешной карьеры. А в условиях стремительно растущего спроса на качественное высшее образование возрастает актуальность выявления «университетов мирового уровня». Этим и объясняется факт появления и проведения глобальных рейтингов университетов мира.
В зависимости от национальных особенностей и целей исследования рейтинги классифицируют по следующим признакам:


  1. по типам:

    1. Рейтинги с начислением единого итогового балла –

их применяют для ранжирования вузов в целом.

Процедура: составляется набор показателей, каждому из них присваиваются свой вес, с учетом которых вычисляется единая итоговая

оценка качества для данного вуза. (Это очень распространенный подход, наиболее удачными примерами его применения могут послужить рейтинги U. S. News and World Report (США) и журнала «Перспективы» (Польша)).


    1. Рейтинги по конкретным дисциплинам, программам обучения или по

отдельным предметам.

Процедура: ранжированию подвергаются не вузы, а отдельные программы или обучение определенным предметам. Таким образом, можно оценивать качество учебных программ любого уровня – от программ получения диплома до аспирантских, профессиональных и др.

(Такие рейтинги готовят журналы «Перспективы» (Польша), «Штерн» (Германия), «Бизнес уик», «Файнэншл Таймс» (Великобритания) и многие другие).


    1. Рейтинги с комбинированным подходом в ранжировании.

Процедура: В данном случае присутствуют свои, особенные методы рейтингов / таблиц лиг, которые невозможно объединить в единый тип.

2. по структуре:

2.1. Порядковый – вузам присваиваются порядковые номера, и они располагаются в рейтинге в соответствии с этими номерами. (Такой подход применяют в «Приложении по высшему образованию к газете «Таймс», рейтинги DAAD в Германии и др.).

2.2.Кластерный – группировка вузов по рейтингу. (Например, рейтинг «Штерн» (Германия) объединяет ранжируемые вузы в три группы – лучшую, среднюю и худшую).

2.3. Комбинированный – вузу присваивается количественная оценка, но данные публикуются только по определенному числу лучших вузов. Этот вариант представляет своего рода гибрид двух первых. (Такой подход применяет «Рекрут» (Япония), где в рейтинг по каждому показателю включаются только 50 лучших вузов).



3. по источникам данных:

3.1. По имеющимся данным (например, содержащимся в опубликованных отчетах вузов).

3.2. По собранным данным (анкетирование студентов, профессорско-

преподавательского состава, работодателей, выпускников)

Списки рейтингов изначально составлялись с учетом национального уровня, сравнение университетов или конкретных видов деятельности университета проходило в рамках четко определенной политической и культурной области.

Наряду со сравнениями вузов отдельных стран и регионов началось составление так называемых глобальных рейтингов, в которых друг с другом сопоставляются лучшие вузы мира. Настоящая история университетских рейтингов начинается только с начала 21 века, когда образование начинает восприниматься как услуга, а образовательное пространство представляется рынком. Как известно, любому рынку свойственно такое понятие как «конкуренция». Создавая единый рынок образовательных услуг, государства тем самым формируют и необходимый набор инструментов оценки качества производителей таких услуг, одним из них можно рассматривать рейтинги вузов.

В настоящее время существует как минимум 50 национальных рейтингов, зарегистрированных Обсерваторией по академическому ранжированию и совершенствованию, не менее семи глобальных рейтингов, и их количество увеличивается. При этом, согласно данным Европейской ассоциации университетов, международные рейтинги в настоящее время охватывают не более 3% университетов мира (около 17 тыс.).

В условиях глобализации и интернационализации высшего образования международные рейтинги становятся более важным инструментом оценки, чем национальные. Формируется узкое профессиональное сообщество, члены которого занимаются составлением глобальных рейтингов, складываются традиции международных форумов по их обсуждению. В частности, с 28 октября по 3 ноября 2007 г. состоялись Вторая конференция университетов мирового уровня (WCU02) и третья встреча Международной экспертной группы по ранжированию (IREG03) в Шанхае.



В связи с повышенным вниманием в России как со стороны министерства, так и со стороны вузовского сообщества к глобальным рейтингам представляется целесообразным рассмотреть сложившиеся подходы к формированию рейтингов, чтобы оценить границы их компетенции (о чем свидетельствуют результаты рейтинга?) и степень достоверности (можно ли вообще доверять рейтингам?), а также определить ценность такого инструмента для оценки конкурентоспособности отечественных вузов (а что это даст вузам?).








1.Глобальные рейтинги вузов

1.1.Методология и технология формирования глобальных рейтингов
Среди наиболее известных и значимых на сегодняшний день глобальных рейтингов можно отметить следующие:
- ежегодный академический рейтинг 500 ведущих университетов мира Academic Ranking of World Universities (ARWU), составляемый с 2003 года Шанхайским университетом (Китай) «ShanghaiJiao Tong University» - так называемый Шанхайский рейтинг;
- рейтинг Times Higher Education - QS World University Rankings (QS-THES), предлагаемый с 2004 года британской организацией «TSL Education Ltd.» совместно с компанией «Quacquarelli Symonds», ежегодно публикуемый в издании «TheTimes Higher Education Supplement»;
- рейтинг Webometrics, разрабатываемый с 2004 года лабораторией Cybermetrics, исследовательской группой Центра информации и документации Национального Исследовательского Совета Испании;
- рейтинг Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities («Тайваньский рейтинг»), публикуемый с 2007 года Советом по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования республики Тайвань.

следующая страница >>