страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Бойцова Н. А. Учитель истории мбоу «Лицей №16» Внутренняя политика императора Николая - страница №1/1
![]() Бойцова Н.А. Учитель истории МБОУ «Лицей № 16» Внутренняя политика императора Николая I (По комедии Н.В: Гоголя «Ревизор») Оборудование урока. Иллюстрации разных художников к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», портреты Николая I, А.Х.Бенкендорфа, эпиграфы, задания для групп, листы ватмана. Опережающее задание. Прочитать соответствующий материал в учебниках и дополнительной литературе. Сделать выписки из «Ревизора», характеризующие следующих персонажей: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника, Лука Лукич Хлопов, Иван Кузьмич Шпекин. Тип урока. Интегрированный урок-исследование Ход урока I. Подготовительный этап Эпиграфы на доске: Крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, ещё более гибельным. Император Николай I В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал ...и за одним разом посмеяться над всем: сквозь смех ...читатель услышал грусть ... Н.В. Гоголь Ученики объединяются в экспертные группы, каждая из которых исследует ту или иную сферу государственной и общественной жизни в правление Николая I и разбирает отрывки из пьесы Гоголя «Ревизор». Темы для обсуждения в группах.
П. Постановка проблемной задачи Учитель. Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современниками и историками. Характер русского самодержца, его взгляды оказали влияние на духовную и социальную жизнь русского общества 30—50-х гг. XIX в. С одной стороны, это время политической реакции, подавления свободомыслия, всеохватывающей централизации и бюрократизации государственного аппарата; с другой стороны, были сделаны первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению крестьян, произведена кодификация российского законодательства, смягчены многие жестокие стороны крепостного права. На основе документов и собственных знаний, а также разбора комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и её персонажей вам необходимо дать характеристику правления Николая I. Каждая группа получает пакет документов и заданий и приступает к работе. Ш. Работа в группах Задание 1-й группе Охарактеризуйте личность Николая I. Как черты характера Николая I повлияли на государственную политику? Вопросы и материалы для обсуждения
Почему его готовили только к военной карьере, не посвящая в вопросы государственного управления? 4. Как Николай I относился к различным наукам? Как образование будущего императора могло отразиться на его государственной деятельности? «В учении я видел одно принуждение и учился без охоты», - говорил позже император Николай I.
Документ 1 При первом взгляде на государя невольно бросается в глаза характерная особенность его лица - какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица... Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица. (Астольф де Кюстин) Документ 2 Николай I был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счёт черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину, кроме своей жены; он пребывал к ним благосклонен, не больше. (А.И. Герцен) Документ 3 В нём много от прапорщика и немного от Петра Великого. (А.С. Пушкин) Документ 4 На лице Николая всякий легко мог прочесть страшные «мани, факел, фарес» для России: «остановись, плесневей, разрушайся!». Эта колоссальная фигура Николая олицетворяла в себе ту бездну материализма, которая ныне давит духовное развитие России в его царствование. Деспот по природе, имея инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятельности, Николай любил только бездушное движение войсковых масс по команде. Это был страшный нивелировщик: все люди были пред ним равны, и он один имел право раздавать им по произволу способности, ум, всё, что мы называем дарами Божиими; нужды нет, что в этом нечестивом посягновении на права Бога он беспрестанно ошибался: он не отставал до конца от своего взгляда и направления, до конца не переставал ненавидеть и гнать людей, выдававшихся из общего уровня по милости Божией, до конца не переставал окружать себя посредственностями и совершенными бездарностями, произведёнными в великие люди по воле начальства, по милости императора. Не знаю, у какого другого деспота в такой степени выражалась ненависть к личным достоинствам, природным и трудом приобретённым, как у Николая... (СМ. Соловьёв) Задание 2-й группе Назовите основные черты русского общества в Николаевскую эпоху. Как совершалось правосудие в городе N? Дайте характеристику городничему и Ляпкину-Тяпкину. Вопросы и материалы для обсуждения
10. Проанализируйте документы и охарактеризуйте общественные настроения в период правления Николая I. Документ 1 Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова «правосудие» и «порядок» заменили сакраментальное дотоле слово «свобода». Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостию: ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность... (Ф.Ф. Вигель) Документ 2 По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства; университеты подверглись опале; Россия передана была в жертву преторианцам; военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался лучшим, самым способным начальником везде; имел ли он какие-нибудь способности, знания, опытность в делах - на это не обращалось никакого внимания. Фрунтовики воссели на всех правительственных местах, и с ними воцарилось невежество, произвол, грабительство, всевозможные беспорядки. Смотр стал целью общественной и государственной жизни. Всё делалось напоказ, для того, чтоб державный приехал, взглянул и сказал: «Хорошо! Всё в порядке!». Отсюда всё потянулось напоказ, во внешность, и внутреннее развитие остановилось... что же было следствием? Всё остановилось, заглохло, загнило... (СМ. Соловьёв) 11. Прочитав документ, попытайтесь ответить, почему, несмотря на верховенство военной службы над гражданской, солдат русской армии находился в таком ужасном положении? Документ Солдатская служба в то время была ужасна: она продолжалась двадцать пять лет. Стать солдатом значило навсегда оторваться от родной деревни и от родных и находиться в полной власти у такого командира... Побои, розги, палки сыпались каждый день. Жестокость при этом превосходила всё, что можно было себе представить. Даже в кадетских корпусах, в которых воспитывались дети дворян, присуждалась иногда тысяча розг - в присутствии всего корпуса - за папиросу. Доктор стоял возле истязаемого мальчика и останавливал наказание только тогда, когда пульс почти переставал биться. Окровавленную жертву в обмороке уносили в госпиталь. Великий князь Михаил, начальник военных училищ, быстро удалил бы директора, у которого не было хоть одного или двух подобных случаев в течение года. «Дисциплины нет!» - сказал бы он. С простыми солдатами поступали, конечно, ещё хуже. Если кто попадал под военный суд, приговор почти всегда - прогнать сквозь строй. Тогда выстраивали в два ряда тысячу солдат, вооружённых палками толщиной в мизинец (они сохраняли свое немецкое название шпицрутены). Осуждённого проволакивали сквозь строй три, четыре, пять и семь раз, причём каждый солдат опускал каждый раз по удару. Унтер-офицеры следили за тем, чтобы солдаты били изо всех сил. После одной или двух тысяч палок харкающую кровью жертву уносили в госпиталь, где её лечили только для того, чтобы наказание могло быть доведено до конца, как только солдат немного оправится. Если он умирал под палками, окончание приговора производилось над трупом, привязанным к тачке. Николай I и брат его Михаил были безжалостны. Никакое смягчение наказания не было даже возможно. «Я тебя прогоню сквозь строй. Я тебе шкуру спущу под палками», - такова была обычная угроза в то время. (П.А. Кропоткин)
Почему правление Николая I называют периодом наивысшего расцвета российского абсолютизма в военно-бюрократической форме, апогеем самодержавия? Какова система служебных чинов в городе N, кто по какому принципу и кому подчиняется?
Документ 1 Нет в наши дни на земле человека, который пользовался бы столь неограниченной властью. Русский государственный строй - это строгая военная дисциплина вместо гражданского управления, это - перманентное военное положение, ставшее нормальным состоянием государства. (Астольф де Кюстин) Документ 2 Казарма и канцелярия стали главной опорой николаевской политической науки. Слепая и лишённая здравого смысла дисциплина в сочетании с бездушным формализмом... какая скудость правительственной мысли, какая проза самодержавия, какая жалкая пошлость! (А.И. Герцен) , Документ 3 Россию можно сравнить с арлекинским платьем, которого лоскутки сшиты одною ниткою, - и славно, и красиво держатся. Эта нитка есть самодержавие. Выдерни её, и платье распадётся. (Л.В. Дубельт) Документ 4 ...Он (Николай I) видит в русском самодержавии единственный принцип порядка и прочности, ещё непоколебимый революционными идеями Европы. (А.Ф. Тютчева) Документ 5 ...Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь». (А.Е. Пресняков, историк) Документ 6 У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом, могут ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из. 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении? (И.И. Греч. Записки моей жизни)
IV. Сообщения по группам Учащиеся отвечают на поставленные в заданиях вопросы, выполняют проблемную задачу — дают характеристику правления Николая I. V. Подведение итогов По окончании отведённого для обсуждения вопросов времени ребята развешивают на доске листы ватмана, на которых конспективно изложена характеристика правления Николая I и даны краткие характеристики персонажей комедии «Ревизор», которые рассматривались в группах. Учитель выставляет оценки. Даётся домашнее задание.
История России в лицах. V—XX вв.: Биографический словарь. М., 1997. История России в портретах. Т. 1—2. Смоленск, Брянск, 1996. Российские самодержцы. 1801—1917. М., 1993. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Л., 1991.
Почему его готовили только к военной карьере, не посвящая в вопросы государственного управления? 4. Как Николай I относился к различным наукам? Как образование будущего императора могло отразиться на его государственной деятельности? «В учении я видел одно принуждение и учился без охоты», - говорил позже император Николай I.
7. Прочитайте документы, дающие представление о личности и характере Николая I. Документ 1 При первом взгляде на государя невольно бросается в глаза характерная особенность его лица - какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица... Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благородные черты лица. (Астольф де Кюстин) Документ 2 Николай I был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счёт черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину, кроме своей жены; он пребывал к ним благосклонен, не больше. (А.И. Герцен) Документ 3 В нём много от прапорщика и немного от Петра Великого. (А.С. Пушкин) Документ 4 На лице Николая всякий легко мог прочесть страшные «мани, факел, фарес» для России: «остановись, плесневей, разрушайся!». Эта колоссальная фигура Николая олицетворяла в себе ту бездну материализма, которая ныне давит духовное развитие России в его царствование. Деспот по природе, имея инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятельности, Николай любил только бездушное движение войсковых масс по команде. Это был страшный нивелировщик: все люди были пред ним равны, и он один имел право раздавать им по произволу способности, ум, всё, что мы называем дарами Божиими; нужды нет, что в этом нечестивом посягновении на права Бога он беспрестанно ошибался: он не отставал до конца от своего взгляда и направления, до конца не переставал ненавидеть и гнать людей, выдававшихся из общего уровня по милости Божией, до конца не переставал окружать себя посредственностями и совершенными бездарностями, произведёнными в великие люди по воле начальства, по милости императора. Не знаю, у какого другого деспота в такой степени выражалась ненависть к личным достоинствам, природным и трудом приобретённым, как у Николая... (СМ. Соловьёв) Задание 2-й группе Назовите основные черты русского общества в Николаевскую эпоху. Как совершалось правосудие в городе N? Дайте характеристику городничему и Ляпкину-Тяпкину. Вопросы и материалы для обсуждения
10. Проанализируйте документы и охарактеризуйте общественные настроения в период правления Николая I. Документ 1 Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова «правосудие» и «порядок» заменили сакраментальное дотоле слово «свобода». Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостию: ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность... (Ф.Ф. Вигель) Документ 2 По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступлением в глазах правительства; университеты подверглись опале; Россия передана была в жертву преторианцам; военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считался лучшим, самым способным начальником везде; имел ли он какие-нибудь способности, знания, опытность в делах - на это не обращалось никакого внимания. Фрунтовики воссели на всех правительственных местах, и с ними воцарилось невежество, произвол, грабительство, всевозможные беспорядки. Смотр стал целью общественной и государственной жизни. Всё делалось напоказ, для того, чтоб державный приехал, взглянул и сказал: «Хорошо! Всё в порядке!». Отсюда всё потянулось напоказ, во внешность, и внутреннее развитие остановилось... что же было следствием? Всё остановилось, заглохло, загнило... (СМ. Соловьёв) 11. Прочитав документ, попытайтесь ответить, почему, несмотря на верховенство военной службы над гражданской, солдат русской армии находился в таком ужасном положении? Документ Солдатская служба в то время была ужасна: она продолжалась двадцать пять лет. Стать солдатом значило навсегда оторваться от родной деревни и от родных и находиться в полной власти у такого командира... Побои, розги, палки сыпались каждый день. Жестокость при этом превосходила всё, что можно было себе представить. Даже в кадетских корпусах, в которых воспитывались дети дворян, присуждалась иногда тысяча розг - в присутствии всего корпуса - за папиросу. Доктор стоял возле истязаемого мальчика и останавливал наказание только тогда, когда пульс почти переставал биться. Окровавленную жертву в обмороке уносили в госпиталь. Великий князь Михаил, начальник военных училищ, быстро удалил бы директора, у которого не было хоть одного или двух подобных случаев в течение года. «Дисциплины нет!» - сказал бы он. С простыми солдатами поступали, конечно, ещё хуже. Если кто попадал под военный суд, приговор почти всегда - прогнать сквозь строй. Тогда выстраивали в два ряда тысячу солдат, вооружённых палками толщиной в мизинец (они сохраняли свое немецкое название шпицрутены). Осуждённого проволакивали сквозь строй три, четыре, пять и семь раз, причём каждый солдат опускал каждый раз по удару. Унтер-офицеры следили за тем, чтобы солдаты били изо всех сил. После одной или двух тысяч палок харкающую кровью жертву уносили в госпиталь, где её лечили только для того, чтобы наказание могло быть доведено до конца, как только солдат немного оправится. Если он умирал под палками, окончание приговора производилось над трупом, привязанным к тачке. Николай I и брат его Михаил были безжалостны. Никакое смягчение наказания не было даже возможно. «Я тебя прогоню сквозь строй. Я тебе шкуру спущу под палками», - такова была обычная угроза в то время. (П.А. Кропоткин)
Какова система служебных чинов в городе N, кто по какому принципу и кому подчиняется? Вопросы и материалы для обсуждения
Документ 1 Нет в наши дни на земле человека, который пользовался бы столь неограниченной властью. Русский государственный строй - это строгая военная дисциплина вместо гражданского управления, это - перманентное военное положение, ставшее нормальным состоянием государства. (Астольф де Кюстин) Документ 2 Казарма и канцелярия стали главной опорой николаевской политической науки. Слепая и лишённая здравого смысла дисциплина в сочетании с бездушным формализмом... какая скудость правительственной мысли, какая проза самодержавия, какая жалкая пошлость! (А.И. Герцен) , Документ 3 Россию можно сравнить с арлекинским платьем, которого лоскутки сшиты одною ниткою, - и славно, и красиво держатся. Эта нитка есть самодержавие. Выдерни её, и платье распадётся. (Л.В. Дубельт) Документ 4 ...Он (Николай I) видит в русском самодержавии единственный принцип порядка и прочности, ещё непоколебимый революционными идеями Европы. (А.Ф. Тютчева) Документ 5 ...Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и генералов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь». (А.Е. Пресняков, историк) Документ 6 У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходимым его элементом, могут ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из. 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении? (И.И. Греч. Записки моей жизни)
|