Бойцова Н. А. Учитель истории мбоу «Лицей №16» Внутренняя политика императора Николая I (По комедии Н. В: Гоголя - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Бойцова Н. А. Учитель истории мбоу «Лицей №16» Внутренняя политика императора Николая - страница №1/1

Бойцова Н.А.

Учитель истории МБОУ «Лицей № 16»
Внутренняя политика императора Николая I

(По комедии Н.В: Гоголя «Ревизор»)

Оборудование урока. Иллюстрации разных художников к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», портреты Николая I, А.Х.Бенкендорфа, эпиграфы, задания для групп, листы ватмана.

Опережающее задание. Прочитать соответствующий материал в учебниках и дополнительной литературе. Сделать выписки из «Ревизора», характеризующие следующих персонажей: Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, Аммос Фёдо­рович Ляпкин-Тяпкин, Артемий Филиппович Земляника, Лука Лукич Хлопов, Иван Кузьмич Шпекин.

Тип урока. Интегрированный урок-исследование

Ход урока



I. Подготовительный этап

Эпиграфы на доске:



Крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех ощути­тельное и очевидное, но прикасаться к оному теперь было бы злом, конечно, ещё более гибельным.

Император Николай I

В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал ...и за одним разом посмеяться над всем: сквозь смех ...читатель услышал грусть ...

Н.В. Гоголь

Ученики объединяются в экспертные группы, каждая из которых исследует ту или иную сферу государственной и общественной жизни в правление Николая I и разбирает отрывки из пьесы Гоголя «Ревизор».



Темы для обсуждения в группах.

  • Личность Николая I.

  • Состояние общества и правосудие в городе N. Характеристика городничего и судьи Ляпкина-Тяпкина.

  • Система государственного управления. Служебная иерархия города N: кто кому подчиняется и по какому принципу?


П. Постановка проблемной задачи

Учитель. Время правления Николая I неоднозначно оценивалось современни­ками и историками. Характер русского самодержца, его взгляды оказали влияние на духовную и социальную жизнь русского общества 30—50-х гг. XIX в. С одной стороны, это время политической реакции, подавления свободомыслия, всеохваты­вающей централизации и бюрократизации государственного аппарата; с другой сто­роны, были сделаны первые реальные, хотя и робкие шаги к освобождению кресть­ян, произведена кодификация российского законодательства, смягчены многие же­стокие стороны крепостного права. На основе документов и собственных знаний, а также разбора комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и её персонажей вам необходимо дать характеристику правления Николая I.

Каждая группа получает пакет документов и заданий и приступает к работе.


Ш. Работа в группах
Задание 1-й группе

Охарактеризуйте личность Николая I. Как черты характера Николая I повлияли на государственную политику?



Вопросы и материалы для обсуждения

  1. Какой порядок престолонаследия был установлен Павлом I?

  2. Почему после смерти Александра I императором стал Николай, а не Константин?

  1. Почему Николай Павлович был менее образован, чем его старшие братья Алек­сандр и Константин?

Почему его готовили только к военной карьере, не посвящая в вопросы государ­ственного управления?

4. Как Николай I относился к различным наукам? Как образование будущего
императора могло отразиться на его государственной деятельности?

«В учении я видел одно принуждение и учился без охоты», - говорил позже император Николай I.



  1. На какие черты характера Николая I указывают авторы высказываний? Соот­ветствует ли внешность императора его характеру? При ответе используйте портрет.

  2. Однажды Николаю I был предоставлен для утверждения проект одного из зданий, рядом с которым для иллюстрации масштаба был нарисован человек. Импе­ратор возмутился, почему изображен человек штатский, а не военный. О чём гово­рит это высказывание Николая I?

  3. Прочитайте документы, дающие представление о личности и характере Ни­колая I.


Документ 1

При первом взгляде на государя невольно бросается в глаза характерная особен­ность его лица - какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица... Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благород­ные черты лица. (Астольф де Кюстин)



Документ 2

Николай I был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счёт черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину, кроме своей жены; он пребывал к ним благосклонен, не больше. (А.И. Герцен)



Документ 3

В нём много от прапорщика и немного от Петра Великого. (А.С. Пушкин)



Документ 4

На лице Николая всякий легко мог прочесть страшные «мани, факел, фарес» для России: «остановись, плесневей, разрушайся!». Эта колоссальная фигура Николая олицетворяла в себе ту бездну материализма, которая ныне давит духовное развитие России в его царствование. Деспот по природе, имея инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятель­ности, Николай любил только бездушное движение войсковых масс по команде. Это был страшный нивелировщик: все люди были пред ним равны, и он один имел право раздавать им по произволу способности, ум, всё, что мы называем дарами Божиими; нужды нет, что в этом нечестивом посягновении на права Бога он беспрестанно оши­бался: он не отставал до конца от своего взгляда и направления, до конца не переста­вал ненавидеть и гнать людей, выдававшихся из общего уровня по милости Божией, до конца не переставал окружать себя посредственностями и совершенными бездар­ностями, произведёнными в великие люди по воле начальства, по милости императо­ра. Не знаю, у какого другого деспота в такой степени выражалась ненависть к личным достоинствам, природным и трудом приобретённым, как у Николая... (СМ. Соловьёв)


Задание 2-й группе

Назовите основные черты русского общества в Николаевскую эпоху. Как совер­шалось правосудие в городе N? Дайте характеристику городничему и Ляпкину-Тяпкину.


Вопросы и материалы для обсуждения

  1. Какие настроения преобладали в русском обществе после подавления восста­ния декабристов?

  2. На основе анализа документов сделайте выводы о состоянии русского обще­ства во время правления Николая I.

  3. Охарактеризуйте положение солдата николаевской армии. В чём вы видите трагизм положения русских солдат?

  4. Расскажите о чиновниках в городе N: каковы их внешний вид, «идеалы», образ мышления.

  5. Какова внешность городничего?

  6. Есть ли соответствие между тем, что говорит и что делает городничий?

  7. Какие «грешки» водятся за городничим?

  8. Почему городничий поверил, что Хлестаков - ревизор?

  9. Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Если да, то какую? Что мы узнаём о его карьере?

10. Проанализируйте документы и охарактеризуйте общественные настроения в период правления Николая I.

Документ 1

Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова «право­судие» и «порядок» заменили сакраментальное дотоле слово «свобода». Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостию: ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность... (Ф.Ф. Вигель)



Документ 2

По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступле­нием в глазах правительства; университеты подверглись опале; Россия передана была в жертву преторианцам; военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считал­ся лучшим, самым способным начальником везде; имел ли он какие-нибудь способно­сти, знания, опытность в делах - на это не обращалось никакого внимания. Фрунтовики воссели на всех правительственных местах, и с ними воцарилось невежество, про­извол, грабительство, всевозможные беспорядки. Смотр стал целью общественной и государственной жизни. Всё делалось напоказ, для того, чтоб державный приехал, взглянул и сказал: «Хорошо! Всё в порядке!». Отсюда всё потянулось напоказ, во внешность, и внутреннее развитие остановилось... что же было следствием? Всё оста­новилось, заглохло, загнило... (СМ. Соловьёв)



11. Прочитав документ, попытайтесь ответить, почему, несмотря на верховен­ство военной службы над гражданской, солдат русской армии находился в таком
ужасном положении?

Документ

Солдатская служба в то время была ужасна: она продолжалась двадцать пять лет. Стать солдатом значило навсегда оторваться от родной деревни и от родных и нахо­диться в полной власти у такого командира... Побои, розги, палки сыпались каждый день. Жестокость при этом превосходила всё, что можно было себе представить. Даже в кадетских корпусах, в которых воспитывались дети дворян, присуждалась иногда тысяча розг - в присутствии всего корпуса - за папиросу. Доктор стоял возле истязаемого мальчика и останавливал наказание только тогда, когда пульс почти пере­ставал биться. Окровавленную жертву в обмороке уносили в госпиталь. Великий князь Михаил, начальник военных училищ, быстро удалил бы директора, у которо­го не было хоть одного или двух подобных случаев в течение года. «Дисциплины нет!» - сказал бы он.

С простыми солдатами поступали, конечно, ещё хуже. Если кто попадал под воен­ный суд, приговор почти всегда - прогнать сквозь строй. Тогда выстраивали в два ряда тысячу солдат, вооружённых палками толщиной в мизинец (они сохраняли свое немецкое название шпицрутены).

Осуждённого проволакивали сквозь строй три, четыре, пять и семь раз, причём каждый солдат опускал каждый раз по удару. Унтер-офицеры следили за тем, чтобы солдаты били изо всех сил.

После одной или двух тысяч палок харкающую кровью жертву уносили в госпи­таль, где её лечили только для того, чтобы наказание могло быть доведено до конца, как только солдат немного оправится.

Если он умирал под палками, окончание приговора производилось над трупом, привязанным к тачке. Николай I и брат его Михаил были безжалостны. Никакое смягчение наказания не было даже возможно.

«Я тебя прогоню сквозь строй. Я тебе шкуру спущу под палками», - такова была обычная угроза в то время. (П.А. Кропоткин)

Задание 3-й группе

Почему правление Николая I называют периодом наивысшего расцвета россий­ского абсолютизма в военно-бюрократической форме, апогеем самодержавия?

Какова система служебных чинов в городе N, кто по какому принципу и кому подчиняется?

Вопросы и материалы для обсуждения


  1. Проанализируйте документы, характеризующие черты николаевского само­державия.

  2. Выделите основные черты самодержавия Николая I.

  3. Согласны ли вы с оценкой самодержавия, данной шефом жандармов генералом Л.В. Дубельтом?

  4. Фигура чиновника николаевского времени получила отражение в литератур­ных произведениях. Вспомните, какие писатели, кроме Н.В. Гоголя, обращались к этой теме; какие черты русского чиновничества можно увидеть в их произведениях?

  5. Можно ли на основании следующих высказываний охарактеризовать принци­пы правления Николая I?

Документ 1

Нет в наши дни на земле человека, который пользовался бы столь неограничен­ной властью. Русский государственный строй - это строгая военная дисциплина вместо гражданского управления, это - перманентное военное положение, ставшее нормальным состоянием государства. (Астольф де Кюстин)



Документ 2

Казарма и канцелярия стали главной опорой николаевской политической науки.


Слепая и лишённая здравого смысла дисциплина в сочетании с бездушным форма­лизмом... какая скудость правительственной мысли, какая проза самодержавия, ка­кая жалкая пошлость! (А.И. Герцен) ,

Документ 3

Россию можно сравнить с арлекинским платьем, которого лоскутки сшиты од­ною ниткою, - и славно, и красиво держатся. Эта нитка есть самодержавие. Выдерни её, и платье распадётся. (Л.В. Дубельт)



Документ 4

...Он (Николай I) видит в русском самодержавии единственный принцип порядка и прочности, ещё непоколебимый революционными идеями Европы. (А.Ф. Тютчева)



Документ 5

...Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и гене­ралов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь». (А.Е. Пресня­ков, историк)



Документ 6

У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходи­мым его элементом, могут ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из. 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении? (И.И. Греч. Записки моей жизни)



  1. Назовите функции III Отделения Собственной Его Императорского Величе­ства канцелярии. Кто стоял во главе III Отделения? Какую роль выполнял корпус жандармов?

  2. Назовите положения цензурных уставов 1826-го и 1828 гг. Почему устав 1826 г. получил название «чугунный»? Что такое множественность цензуры? Вспомните имена писателей, чьи произведения подвергались преследованиям цензуры в период правления Николая I.


IV. Сообщения по группам

Учащиеся отвечают на поставленные в заданиях вопросы, выполняют проблем­ную задачу — дают характеристику правления Николая I.


V. Подведение итогов

По окончании отведённого для обсуждения вопросов времени ребята развеши­вают на доске листы ватмана, на которых конспективно изложена характеристика правления Николая I и даны краткие характеристики персонажей комедии «Реви­зор», которые рассматривались в группах.

Учитель выставляет оценки. Даётся домашнее задание.


Литература

Гоголь Н.В. Ревизор (любое издание).

Заичкин И.А., Почкаев КН. Русская история от Екатерины Великой до Алексан­дра II. М., 1994.

История России в лицах. V—XX вв.: Биографический словарь. М., 1997.

История России в портретах. Т. 1—2. Смоленск, Брянск, 1996.

Российские самодержцы. 1801—1917. М., 1993.

Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Л., 1991.

Тарасов Б.Н. Для блага всех — своё забыть. Император Николай 1: идеалы царя и российская действительность // История. 2006. № 9, 10.


Задание 1-й группе
Охарактеризуйте личность Николая I. Как черты характера Николая I повлияли на государственную политику?
Вопросы и материалы для обсуждения


  1. Какой порядок престолонаследия был установлен Павлом I?

  2. Почему после смерти Александра I императором стал Николай, а не Константин?

  3. Почему Николай Павлович был менее образован, чем его старшие братья Алек­сандр и Константин?

Почему его готовили только к военной карьере, не посвящая в вопросы государ­ственного управления?

4. Как Николай I относился к различным наукам? Как образование будущего
императора могло отразиться на его государственной деятельности?

«В учении я видел одно принуждение и учился без охоты», - говорил позже император Николай I.



  1. На какие черты характера Николая I указывают авторы высказываний? Соот­ветствует ли внешность императора его характеру? При ответе используйте портрет.

  2. Однажды Николаю I был предоставлен для утверждения проект одного из зданий, рядом с которым для иллюстрации масштаба был нарисован человек. Импе­ратор возмутился, почему изображен человек штатский, а не военный. О чём гово­рит это высказывание Николая I?

7. Прочитайте документы, дающие представление о личности и характере Ни­колая I.
Документ 1

При первом взгляде на государя невольно бросается в глаза характерная особен­ность его лица - какая-то беспокойная суровость. Физиономисты не без основания утверждают, что ожесточение сердца вредит красоте лица... Какие долгие жестокие страдания должен был испытать этот человек, чтобы лицо его внушало всем страх вместо того невольного расположения, которое обыкновенно вызывают благород­ные черты лица. (Астольф де Кюстин)


Документ 2

Николай I был красив, но красота его обдавала холодом; нет лица, которое бы так беспощадно обличало характер человека, как его лицо. Лоб, быстро бегущий назад, нижняя челюсть, развитая за счёт черепа, выражали непреклонную волю и слабую мысль, больше жестокости, нежели чувственности. Но главное - глаза, без всякого милосердия, зимние глаза. Я не верю, чтобы он когда-нибудь страстно любил какую-нибудь женщину, кроме своей жены; он пребывал к ним благосклонен, не больше. (А.И. Герцен)


Документ 3

В нём много от прапорщика и немного от Петра Великого. (А.С. Пушкин)



Документ 4

На лице Николая всякий легко мог прочесть страшные «мани, факел, фарес» для России: «остановись, плесневей, разрушайся!». Эта колоссальная фигура Николая олицетворяла в себе ту бездну материализма, которая ныне давит духовное развитие России в его царствование. Деспот по природе, имея инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятель­ности, Николай любил только бездушное движение войсковых масс по команде. Это был страшный нивелировщик: все люди были пред ним равны, и он один имел право раздавать им по произволу способности, ум, всё, что мы называем дарами Божиими; нужды нет, что в этом нечестивом посягновении на права Бога он беспрестанно оши­бался: он не отставал до конца от своего взгляда и направления, до конца не переста­вал ненавидеть и гнать людей, выдававшихся из общего уровня по милости Божией, до конца не переставал окружать себя посредственностями и совершенными бездар­ностями, произведёнными в великие люди по воле начальства, по милости императо­ра. Не знаю, у какого другого деспота в такой степени выражалась ненависть к личным достоинствам, природным и трудом приобретённым, как у Николая... (СМ. Соловьёв)



Задание 2-й группе
Назовите основные черты русского общества в Николаевскую эпоху. Как совер­шалось правосудие в городе N? Дайте характеристику городничему и Ляпкину-Тяпкину.
Вопросы и материалы для обсуждения

  1. Какие настроения преобладали в русском обществе после подавления восста­ния декабристов?

  2. На основе анализа документов сделайте выводы о состоянии русского обще­ства во время правления Николая I.

  3. Охарактеризуйте положение солдата николаевской армии. В чём вы видите трагизм положения русских солдат?

  4. Расскажите о чиновниках в городе N: каковы их внешний вид, «идеалы», образ мышления.

  5. Какова внешность городничего?

  6. Есть ли соответствие между тем, что говорит и что делает городничий?

  7. Какие «грешки» водятся за городничим?

  8. Почему городничий поверил, что Хлестаков - ревизор?

  9. Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Если да, то какую? Что мы узнаём о его карьере?

10. Проанализируйте документы и охарактеризуйте общественные настроения в период правления Николая I.
Документ 1

Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова «право­судие» и «порядок» заменили сакраментальное дотоле слово «свобода». Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостию: ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность... (Ф.Ф. Вигель)


Документ 2

По воцарении Николая просвещение перестало быть заслугою, стало преступле­нием в глазах правительства; университеты подверглись опале; Россия передана была в жертву преторианцам; военный человек, как палка, как привыкший не рассуждать, но исполнять и способный приучить других к исполнению без рассуждений, считал­ся лучшим, самым способным начальником везде; имел ли он какие-нибудь способно­сти, знания, опытность в делах - на это не обращалось никакого внимания. Фрунтовики воссели на всех правительственных местах, и с ними воцарилось невежество, про­извол, грабительство, всевозможные беспорядки. Смотр стал целью общественной и государственной жизни. Всё делалось напоказ, для того, чтоб державный приехал, взглянул и сказал: «Хорошо! Всё в порядке!». Отсюда всё потянулось напоказ, во внешность, и внутреннее развитие остановилось... что же было следствием? Всё оста­новилось, заглохло, загнило... (СМ. Соловьёв)



11. Прочитав документ, попытайтесь ответить, почему, несмотря на верховен­ство военной службы над гражданской, солдат русской армии находился в таком
ужасном положении?
Документ

Солдатская служба в то время была ужасна: она продолжалась двадцать пять лет. Стать солдатом значило навсегда оторваться от родной деревни и от родных и нахо­диться в полной власти у такого командира... Побои, розги, палки сыпались каждый день. Жестокость при этом превосходила всё, что можно было себе представить. Даже в кадетских корпусах, в которых воспитывались дети дворян, присуждалась иногда тысяча розг - в присутствии всего корпуса - за папиросу. Доктор стоял возле истязаемого мальчика и останавливал наказание только тогда, когда пульс почти пере­ставал биться. Окровавленную жертву в обмороке уносили в госпиталь. Великий князь Михаил, начальник военных училищ, быстро удалил бы директора, у которо­го не было хоть одного или двух подобных случаев в течение года. «Дисциплины нет!» - сказал бы он.

С простыми солдатами поступали, конечно, ещё хуже. Если кто попадал под воен­ный суд, приговор почти всегда - прогнать сквозь строй. Тогда выстраивали в два ряда тысячу солдат, вооружённых палками толщиной в мизинец (они сохраняли свое немецкое название шпицрутены).

Осуждённого проволакивали сквозь строй три, четыре, пять и семь раз, причём каждый солдат опускал каждый раз по удару. Унтер-офицеры следили за тем, чтобы солдаты били изо всех сил.

После одной или двух тысяч палок харкающую кровью жертву уносили в госпи­таль, где её лечили только для того, чтобы наказание могло быть доведено до конца, как только солдат немного оправится.

Если он умирал под палками, окончание приговора производилось над трупом, привязанным к тачке. Николай I и брат его Михаил были безжалостны. Никакое смягчение наказания не было даже возможно.

«Я тебя прогоню сквозь строй. Я тебе шкуру спущу под палками», - такова была обычная угроза в то время. (П.А. Кропоткин)


Задание 3-й группе
Почему правление Николая I называют периодом наивысшего расцвета россий­ского абсолютизма в военно-бюрократической форме, апогеем самодержавия?

Какова система служебных чинов в городе N, кто по какому принципу и кому подчиняется?


Вопросы и материалы для обсуждения

  1. Проанализируйте документы, характеризующие черты николаевского само­державия.

  2. Выделите основные черты самодержавия Николая I.

  3. Согласны ли вы с оценкой самодержавия, данной шефом жандармов генералом Л.В. Дубельтом?

  4. Фигура чиновника николаевского времени получила отражение в литератур­ных произведениях. Вспомните, какие писатели, кроме Н.В. Гоголя, обращались к этой теме; какие черты русского чиновничества можно увидеть в их произведениях?

  5. Можно ли на основании следующих высказываний охарактеризовать принци­пы правления Николая I?

Документ 1

Нет в наши дни на земле человека, который пользовался бы столь неограничен­ной властью. Русский государственный строй - это строгая военная дисциплина вместо гражданского управления, это - перманентное военное положение, ставшее нормальным состоянием государства. (Астольф де Кюстин)


Документ 2

Казарма и канцелярия стали главной опорой николаевской политической науки.


Слепая и лишённая здравого смысла дисциплина в сочетании с бездушным форма­лизмом... какая скудость правительственной мысли, какая проза самодержавия, ка­кая жалкая пошлость! (А.И. Герцен) ,
Документ 3

Россию можно сравнить с арлекинским платьем, которого лоскутки сшиты од­ною ниткою, - и славно, и красиво держатся. Эта нитка есть самодержавие. Выдерни её, и платье распадётся. (Л.В. Дубельт)


Документ 4

...Он (Николай I) видит в русском самодержавии единственный принцип порядка и прочности, ещё непоколебимый революционными идеями Европы. (А.Ф. Тютчева)


Документ 5

...Считал идеалом своей империи казарму, где все, начиная от министров и гене­ралов, отвечали бы на его приказы только одним словом «слушаюсь». (А.Е. Пресня­ков, историк)


Документ 6

У нас злоупотребления срослись с общественным бытом, сделались необходи­мым его элементом, могут ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из. 60 миллионов нельзя набрать 8 умных министров и 50 честных губернаторов, где воровство, грабёж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в управлении? (И.И. Греч. Записки моей жизни)




  1. Назовите функции III Отделения Собственной Его Императорского Величе­ства канцелярии. Кто стоял во главе III Отделения? Какую роль выполнял корпус жандармов?

  2. Назовите положения цензурных уставов 1826-го и 1828 гг. Почему устав 1826 г. получил название «чугунный»? Что такое множественность цензуры? Вспомните имена писателей, чьи произведения подвергались преследованиям цензуры в период правления Николая I.