Бесценный воспитательный урок - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Общешкольное мероприятие «Welcome to our English party» 1 49.34kb.
Урок по технологии в 5 классе «Ваше величество Карман» 1 287.73kb.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогического... 1 47.26kb.
Учебно-воспитательный мультимедийный проект «Януш Корчак – педагог... 1 91.07kb.
Урок изо 1 класс по теме «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях» 1 115.66kb.
Урок тĕсĕ: хайлавсене вуласа тишкермелли çĕнĕ технологи элеменчĕсемпе... 1 59.75kb.
Урок: Первый урок. Путешествие в школу Локация проведения урока-кейса... 1 86.84kb.
Владимир Леонов: «На Универсиаде в Белграде мы получили бесценный... 1 12.89kb.
«Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности... 1 239.22kb.
Урок т\с\: лирика хайлавне вуласа тишкермелли хут=ш урок. Сап=рл=х... 1 71.26kb.
Васильев Михаил Владимирович, учитель английского и немецкого языков... 1 44.48kb.
Результаты письменного экзамена по математике в 2010 году 2 939.61kb.
- 4 1234.94kb.
Бесценный воспитательный урок - страница №1/41

Содержание


Содержание 1

Михаил Алексеевич Прокофьев (1910 - 1999) 3

ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ Алина Афакоевна Левитская, директор Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России 5

МИНСПОРТТУРИЗМ РОССИИ - детскому оздоровительному отдыху Борис Борисович Гусев, директор Департамента молодежной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодежной 11

СЕНТЯБРЬСКАЯ ВСТРЕЧА В АЛУШТЕ Галина Станиславовна Суховейко, исполнительный директор Межрегиональной общественной организации "Содействие детскому отдыху", к 13

V ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС организаторов в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи Людмила Павловна Шопина, доцент Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук 18

ДЕТСКОЕ ЛАГЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ Александр Васильевич Джеус, генеральный директор Всероссийского детского центра "Орленок", кандидат психологических наук 28

ДЕГРАДАЦИЯ СИСТЕМЫ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА КАК РЕЗУЛЬТАТ МОДЕРНИЗАЦИИ Анатолий Борисович Вифлеемский, директор Центра экономики образования, доктор экономических наук, г. Н. Новгород 32

УЛЬЯНОВСКОЕ ЛЕТО Сергей Иванович Морозов, губернатор, председатель Правительства Ульяновской области 41

УЧЕНИЧЕСКАЯ БРИГАДА: не игра, а настоящее дело Диана Магомедовна Рудьева, Татьяна Михайловна Зима 47

СЕЛЬСКИЙ АГРОКОМПЛЕКС в городской школе Татьяна Егоровна Илларионова, мастер производственного обучения, Республика Саха (Якутия), Вера Борисовна Зотова, учитель началь 51

БЕСЦЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ УРОК Татьяна Афанасьевна Исакова, заместитель директора школы N 97 города Ижевска 54

НИИ ШКОЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 56

"БЫТЬ" - ГЛАВНЕЕ, ЧЕМ "ИМЕТЬ"! Елена Владимировна Шишмакова, заместитель главного редактора "Воспитательная работа в школе", кандидат педагогических наук, г. М 57

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: рабочее время, отдых, оплата труда в летних оздоровительных лагерях Вера Николаевна Понкратова, эксперт Профсоюза работников народного образования и науки РФ 62

КАК ОПЛАЧИВАТЬ ЛЕТНИЙ ТРУД Ирина Ивановна Иванова, руководитель детского оздоровительно-образовательного центра "Орбита", р. Железногорск, Красноярский кра 69

РИСКИ ЛЕТНЕЙ КАМПАНИИ Валерий Николаевич Долгих, Светлана Александровна Мельникова 74

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО дорожно-транспортного травматизма Александр Борисович Таранин, главный специалист-эксперт Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России 79

ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Анеля Борисовна Фомина, Светлана Михайловна Гололобова 87

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ! Лариса Владимировна Шилова, директор областного детского оздоровительно-образовательного центра "Ребячья республика", президент 91

НОВОСИБИРСКИЕ КАНИКУЛЫ Елена Владимировна Богданова, Елена Николаевна Васильева 93

МЫ ПОДНИМАЕМ ФЛАГ "Сибирского Артека" Андрей Владимирович Макаров, генеральный директор детского оздоровительного лагеря "Сибирский Артек", г. Красноярск 97

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ(1) Юрий Викторович Синягин, Наталья Юрьевна Синягина 103

ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ руководителей школ Сергей Борисович Хмельков, заместитель заведующего правовым отделом аппарата Профсоюза работников народного образования и науки 107

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ ДЕТСКИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ ЛАГЕРЕЙ ПАЛАТОЧНОГО ТИПА В ПЕРИОД ЛЕТНИХ КАНИКУЛ 109

УЧИМСЯ, СОЗИДАЯ Ирина Игоревна Фришман, заместитель директора Научно-практического центра "Союз пионерских организаций - Федерация детских орган 123

ПЕРВЫЙ ВСЕКАВКАЗСКИЙ образовательный лагерь Ольга Михайловна Казакова, председатель Комитета Ставропольского края по делам молодежи 128

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ "ЭЛАСТ" Елена Петровна Спиридонова, директор Образовательного центра "Эласт" 133

ЛЕТНЯЯ МОЛОДЕЖНАЯ ШКОЛА Татьяна Владимировна Болотина, Татьяна Геннадьевна Новикова 139

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА 145

ЭКСПЕДИЦИЯ "БАЙКАЛ-2010" Александр Владимирович Леонтович, директор Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, кандидат психологичес 148

АРХЕОАСТРОНОМИЧЕСКИЕ экспедиции школьников Наталья Владимировна Дмитриева, педагог дополнительного образования отдела астрономии и космонавтики Московского городского двор 154

РАБОТА ШКОЛЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ" Борис Еремеевич Познянский, учитель географии школы N 444 г. Москвы 161

"САЯНСКОЕ КОЛЬЦО": образовательная этнографическая экспедиция школьников Леонид Владимирович Резанов, учитель, кандидат педагогических наук 166

ИСТОРИКО-РОДОСЛОВНЫЕ исследования Наталья Анатольевна Александрова, заведующая сектором истории детского движения Московского городского дворца детского (юношеско 173

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА 180

ИДЕМ В ТУРПОХОД С МАЛЫШАМИ Ольга Александровна Зыкова, аспирантка Института психолого-педагогических проблем детства РАО 181

ГОТОВИМ САНИ ЛЕТОМ, а зимой - что? Александр Владимирович Могилев, профессор Воронежского университета, доктор педагогических наук 188

ВЫБРАТЬ ДЕЛО ПО ПЛЕЧУ Евгений Юрьевич Зимин, Марина Владимировна Коваленко 192

ПРОСТРАНСТВО ОСОБОГО ВНИМАНИЯ Лидия Ивановна Виноградова, методист отдела федерального Центра творчества учащихся г. Москвы, кандидат педагогических наук 195

ЧТО ТАКОЕ СМЕНА? Ирина Наиловна Хуснутдинова, методист Всероссийского детского центра "Орленок" 198

"ВСЕМУ УЧИТ ДОРОГА": мастер-класс Елена Михайловна Болдырева, Владимир Анатольевич Голдобин, Ольга Александровна Чемшит 204

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ полевых туристско-краеведческих лагерей Татьяна Николаевна Барулина, Юрий Сергеевич Константинов 213

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА 219

СЕМЕЙНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ профильный лагерь "Очаг" Татьяна Геннадьевна Бучарова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ульяновской областной станции юных натуралис 220

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА 225

КОМУ НУЖЕН ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ? Вячеслав Вячеславович Глинчиков, директор детского оздоровительно-образовательного центра "Команда", г. Москва 225

ВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ коллектив Ольга Валентиновна Морева, доцент кафедры общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета, кандидат педаг 232

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ в детском туристском коллективе Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий, учитель школы N 32 г. Хабаровска, руководитель детского туристского объединения "Арго" 238

РАЗРАБАТЫВАЕМ ПЛАН в отряде Татьяна Ефимовна Вежевич, кандидат педагогических наук, Республика Бурятия 246

ПОДГОТОВКА ОТРЯДНОГО ДЕЛА: слагаемые успеха Оксана Александровна Винокурова, методист Всероссийского детского центра "Орленок" 249

КАК СРЕДИ ВСЕХ НЕ ПОТЕРЯТЬ КАЖДОГО, или Возможна ли индивидуализация в детском лагере? Светлана Викторовна Лобынцева, аспирантка Института семьи и воспитания РАО 254

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА 260

В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ - девочки и мальчики: как с ними работать Анатолий Алексеевич Юриков, директор оздоровительного Центра "Рассвет" г. Геленджика Краснодарского края, кандидат педагогически 261

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ корчаковский лагерь "Наш Дом" 265

УСПЕШНАЯ ПОСТАНОВКА спектакля с детьми Татьяна Юрьевна Ронами, педагог дополнительного образования высшей категории Центра художественного образования Московского горо 275

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ программа "Дети России" Яков Робертович Перадзе, начальник культурно-досугового центра Федерального детского образовательно-оздоровительного центра "Сме 281

ПСИХОЛОГ МНОГОЕ МОЖЕТ Любовь Викторовна Воронкова, доцент Орловского государственного педагогического университета 287

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА 292

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ Надежда Леонидовна Маленкова, начальник отдела профилактики и преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства Моско 292

КАК ПРОВЕСТИ АНКЕТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ? Юлия Александровна Иванова, Светлана Николаевна Майорова-Щеглова 298

В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА 305

СТАЛЬ ШМАКОВ Людмила Павловна Шопина, доцент Липецкого государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук 306

Михаил Алексеевич Прокофьев (1910 - 1999)

20.04.2011



Народное образование

Москва


"2 обложка"

3 "3"
Обратимся к нашему недавнему прошлому, когда частных меценатов Просвещения у нас не было и быть не могло, зато действовали энтузиасты школьного образования, люди высокого полета.

В 1980-е годы Россия (СССР) достигла уровня общеобразовательной подготовки, необходимого для освоения и внедрения современных производственных технологий. В те годы эксперты ЮНЕСКО уже определяли уровень интеллектуального развития школьников разных стран - и советские школьники по разным параметрам неизменно занимали первые места.

Выдающимся организатором системы образования был ученый-химик, фронтовик Великой Отечественной Михаил Алексеевич Прокофьев, который восемнадцать лет оставался министром просвещения СССР. Он родился в селе Воскресенском Юхновского уезда Смоленской губернии в рабоче-крестьянской семье. С детства проявил склонность к наукам, к учебе. Свой путь в науке начал, как многие выдающиеся деятели XX века, с сельской школы, потом учился в московской школе "с химическим уклоном" и пришел на химический факультет университета. Педагогике он учился у И.А. Каирова, который позже возглавлял и Министерство просвещения, и Академию педагогических наук. Работал учителем в подмосковной школе, преподавал в Институте повышения квалификации учителей и, конечно, на родном факультете МГУ. Всю жизнь занимался наукой, химией биополимеров, но руководство сделало ставку на управленческие способности Прокофьева - и не просчиталось. На посту министра он был мыслителем, стратегом, все силы отдавал не повышению личного "рейтинга", а нуждам образовательной системы... Не раз он разъяснял политику министерства со страниц журнала "Народное образование", который в "прокофьевские" годы достиг наивысших тиражей.

Во время работы М.А. Прокофьева на посту министра просвещения был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Этот процесс занял десять лет. В недавние годы мы были свидетелями нападок на всеобуч (как правило - мелочных), но сегодня мало кто усомнится в великой социальной роли всеобщего образования именно в XX и XXI веке, когда на авансцену истории вышел "массовый человек", вооруженный современной техникой... При участии лучших ученых страны (можно долго перечислять легендарные имена светил мирового уровня!) модернизировались программы школьных дисциплин. Учащиеся получили бесплатные комплекты учебных материалов. Да-да, до Прокофьева бесплатный учебник был для школьника редкостью! За каждым достижением - научный поиск, высокая управленческая культура, работа с кадрами...

В отставку он ушел в 1984-м году - накануне больших перемен. 27 лет прошло после отставки Прокофьева. Как мало сделано за это время прочного, созидательного! Именно прокофьевский фундамент позволяет нашей школе оставаться на уровне XXI века. Россия не должна забывать М.А. Прокофьева - одного из самых энергичных ревнителей Просвещения в истории России, выдающегося министра и ученого.

Фото:

- Михаил Алексеевич Прокофьев


ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ Алина Афакоевна Левитская, директор Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России


20.04.2011



Народное образование

Москва


11, 12, 13, 14, 15, 16

3 "3"
Летние каникулы (или, как мы их называем, - пятая четверть), безусловно, важнейший период для активного отдыха и оздоровления детей. Но не менее важно использовать этот период для развития творческого и интеллектуального потенциала детей и подростков, формирования социальных компетенций, лидерских качеств.

- инфраструктура

- социальная активность

- образовательные программы

- трудовая занятость

- реестр

- кадровый состав

- подготовка

Поддержка на федеральном уровне

Несмотря на то, что в соответствии с российским законодательством (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) полномочия по организации детей в каникулярное время закреплены за органами местного самоуправления, организация оздоровления, отдыха и занятости детей, особенно в летний период, требует серьезной и планомерной поддержки на федеральном уровне.

На совещании по вопросам организации летнего отдыха детей и подростков, состоявшемся 8 июня 2010 года под председательством Президента РФ Д.А. Медведева, перед Правительством России и руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ были поставлены стратегические задачи: разработать комплекс мер по развитию системы отдыха и оздоровления детей и подростков, включающих совершенствование инфраструктуры отдыха и форм его организации, подготовку квалифицированных кадров, владеющих современными педагогическими и оздоровительными технологиями, развитие семейных форм отдыха, обеспечение отдыха и оздоровления детей и подростков в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья; участие студенческих педагогических отрядов в организации летнего отдыха детей и подростков.

К полномочиям Минобрнауки России отнесено оказание организационно-методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ в обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей. В соответствии с этими полномочиями Министерство определило первоочередные задачи органов управления образованием в этой сфере деятельности:

- увеличение числа детей и подростков (всех категорий), охваченных организованными формами отдыха и занятости в каникулярное время;

- поддержка и развитие экономичных малозатратных форм отдыха;

- разработка и реализация программ духовно - нравственного, гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, воспитание терпимости в детском многонациональном коллективе, уважительного отношения к культурам других стран и народов и ряд других задач.

Инфраструктура

В системе образования функционирует более тысячи загородных оздоровительных лагерей, около 45 тысяч лагерей с дневным пребыванием детей. Кроме того, в летний период традиционно создаются оборонно-спортивные и спортивно-оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, профильные лагеря по интересам. Инфраструктура детского летнего отдыха в 2010 году: загородные оздоровительные лагеря и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия - 4,26 /о; лагеря с дневным пребыванием детей - 66,18%; оборонно-спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, другие профильные лагеря - 29,41%; другие формы организации летнего отдыха детей - 0,15%.

С каждым годом развивается такая форма отдыха и оздоровления, как лагеря с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений. Хорошо это или плохо? С одной стороны - хорошо, так как по социально-экономическим причинам это одна из наиболее доступных для родителей форм организации каникулярного отдыха детей. Положительной тенденцией в работе лагерей с дневным пребыванием стало расширение диапазона деятельности учащихся в профильных сменах и отрядах. Более 60% контингента лагерей с дневным пребыванием организованы по различным направлениям деятельности (спортивно-оздоровительные , художественно - эстетические и культурологические, военно-патриотические и военно-спортивные, социально-психологического профиля, экологические, спортивно-технические, географические, фольклорные, естественно-научные и т.д.), что позволяет учесть интересы и способности детей и подростков.

С другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что так называемые пришкольные лагеря - это вынужденная форма организации занятости детей, которая не позволяет обеспечить в полной мере качественное оздоровление детей и подростков.

Хорошими возможностями для организации полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей с учетом их интересов располагают учреждения дополнительного образования детей. Многие из них имеют свою базу (как, например, известный на всю страну лагерь "Зеркальный" Санкт-Петербургского дворца творчества юных), где воспитанники разумно сочетают полноценный отдых, оздоровление и творческое развитие в избранной ими сфере деятельности. Походы, экскурсии, слеты, соревнования, экспедиции - вот далеко не полный перечень форм работы с детьми в системе дополнительного образования в каникулярный период.

Организация лагерных смен по различным направлениям деятельности позволяет максимально учесть интересы и способности детей и подростков:

- лагеря допризывной подготовки молодежи, ставшие настоящей школой взросления, гражданского и патриотического воспитания. Наряду с вожатыми в них с подростками работают боевые офицеры;

- военно-полевые и спортивные лагеря для "трудных подростков", для детей из неблагополучных семей, организованные в целях профилактики безнадзорности и правонарушений. Для решения этих проблем, занятости школьников в летний период учреждения дополнительного образования детей (помимо работы по образовательным программам объединений различной направленности) организованы учебно-тренировочные сборы, туристские походы, экскурсии, профильные интенсивные школы, палаточные лагеря. Так, в Чувашской Республике для детей из социально неблагополучных семей работает профильный военно-спортивный лагерь "Сыны России";

- малозатратные формы летнего отдыха, при которых школьники и работают, и отдыхают (туристические походы, палаточные лагеря, краеведческие экспедиции, экологические отряды, трудовые объединения школьников, лагеря труда и отдыха дневного пребывания, различные акции);

- семейные формы летнего детского отдыха, организация совместного отдыха детей и родителей (законных представителей).

Такая форма отдыха была предоставлена, в первую очередь, малообеспеченным семьям и семьям в трудной жизненной ситуации, где наряду с оздоровительными процедурами проводятся коррекционно-реабилитационные мероприятия (консультации психологов, юристов, тренинги, беседы).

Заслуживает внимания опыт Свердловской области: в прошлом году свое десятилетие отметил палаточный лагерь "Оленьи ручьи", в котором вместе отдыхают и работают как артель объединения художественных промыслов дети-инвалиды и их родители.

Образовательные программы

Для организации безопасного и содержательного отдыха детей необходимы образовательные программы по направлениям:

- развитие социальной активности детей, в том числе гражданско-патриотическое воспитание при участии детей в мероприятиях (конкурсах, акциях), способствующих социальной активности (детско-взрослых социальных проектах), социальной компетентности детей. Так, например, в Алтайском крае на протяжении многих лет действует межкультурная образовательная программа "Международная летняя детская деревня "Алтай", объединяющая детей и подростков территорий Алтайского края, других субъектов Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. Программа формирует навыки культуры межнационального общения, взаимопонимания и дружбы;

- развитие духовно-нравственных ценностей ребенка, привлечение детей к деятельности клубов и кружков по интересам, организация экскурсий, посещение театров, выставок;

- формирование здорового образа жизни, привлечение детей к мероприятиям, способствующим сохранению и укреплению здоровья, безопасному поведению, а также при организации двигательной активности детей (соревнования, секции, игры).

Особое внимание в летней детской оздоровительной кампании необходимо уделять работе с детьми-сиротами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, решая задачи оздоровления и активной социализации, апробации новых организационных форм. Так, например, в 2010 году в учреждениях летнего отдыха детей был внедрен опыт проведения тематической смены "Все дети вместе!" для детей-инвалидов и детей без отклонений в физическом развитии, что способствует их эффективной социализации.

В рамках проекта Благотворительного оздоровительного фонда "Клуб "Приключение" (руководители - известный полярник, доктор физико-математических наук Игорь Дмитриевич Шпаро и его сын Дмитрий) в Карелии приступил к работе профильный лагерь для детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция образовательно-оздоровительных, туристско-краеведческих и спортивных программ позволяет успешно осваивать и развивать инновационные методики социально-педагогической поддержки, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каникулы позволяют создать условия для активной поддержки и развития талантливых и одаренных детей. В последние годы особое внимание в ряде субъектов РФ уделяется летним физико-математическим школам. Так, в Томском государственном университете 20 лет функционирует физико-математическая летняя школа для особо одаренных детей. В Ставропольском крае в центре "Поиск" (г. Ставрополь) традиционно работает школа летнего интенсива, в которой учебные занятия сочетаются с психологическими тренингами, играми, познавательно-культурными мероприятиями. Не меньшей популярностью пользуются в этом крае летние профильные интеллектуальные отряды для одаренных детей, организованные на базе образовательных учреждений ("Юный лингвист", "Математик", "Эколог"). В Пермском крае в летний период успешно работают бизнес-школа, физико-математическая и экологическая школы, физико-математические летние школы функционируют также в Хабаровском крае, Нижегородской области (г. Нижний Новгород), Читинской, Орловской и других областях. В Рязанской области уже более 10 лет с успехом проходит международный летний экономический лагерь.

ТРУД

Трудовая занятость несовершеннолетних (ученические производственные бригады, ремонтные бригады, трудовые объединения школьников, индивидуальное трудоустройство и устройство через центры занятости) - важнейшая составляющая каникулярной занятости детей. Так, только в Ставропольском крае более 70 тысяч несовершеннолетних (30% от общего числа учащихся) участвуют в производственном труде: в сельских школах функционирует около 200 ученических производственных бригад, за которыми закреплено более 20 тыс. га земли, подростки работают в полеводческих, животноводческих трудовых звеньях.



Реестр

Органы управления образованием ежегодно формируют реестр загородных оздоровительных учреждений, лагерей с дневным пребыванием, палаточных лагерей с указанием числа детей, сроков проведения оздоровительных сезонов; режим дня лагерей отдыха и оздоровления детей должен быть согласован с региональными управлениями Роспотребнадзора.

Кадровый состав

Все мы понимаем, что качество и эффективность организации летних каникул во многом зависят от того, кто будет рядом с детьми. В оздоровительных лагерях и центрах только в летний период ежегодно работает около 700 тысяч педагогов, вожатых, специалистов, из них более 400 тысяч - педагоги образовательных учреждений. Как правило, это хорошо подготовленные опытные кадры, использующие в работе с детьми эффективные формы, новые педагогические технологии.

Минобрнауки России уделяет самое серьезное внимание кадровому составу работников учреждений летнего отдыха и оздоровления системы образования. Наряду с традиционной подготовкой вожатых и воспитателей на весенних краткосрочных курсах, обязательных для всех педагогов, в целях информационного, методического обеспечения и обмена опытом в сфере отдыха и оздоровления детей в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования создана страница "Дети - отдых - лагерь" на сайте (www.apkpro.ru), где размещается информация о проведении подготовительных курсов, конференций, семинаров различного уровня, конкурсов, новости из регионов о подготовке и проведении летней кампании, сведения о накопленном опыте и другая полезная информация.

Подготовка вожатых из студенческой молодежи проводится также в рамках дополнительного образования - обучение кадров организовано по программам "Школа вожатых", "Кадровый клуб". Программы подготовки предусматривают рассмотрение вопросов нормативно-правовой базы летнего отдыха, педагогических и психологических возрастных особенностей детей, организации и планирования как смены, так и отдельных дел, специфики работы с детьми девиантного поведения.

Кроме того, в рамках приоритетного национального проекта "Образование" ежегодно проводится Всероссийский конкурс молодых специалистов сферы отдыха и оздоровления детей и молодежи, по итогам которого лучшие молодые работники учреждений отдыха и оздоровления детей удостаиваются премий (конкурс проводится Общероссийской ассоциацией содействия отдыху и оздоровлению детей "Дети плюс" при поддержке Министерства).

Популярностью в профессиональном сообществе вожатых и воспитателей пользуется "Школа вожатского мастерства" Всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан". С 2011 года Минобрнауки России планирует расширить (на базе Всероссийских детских центров Орленок", "Океан" и "Смена") практику занятий по программам обучения и повышения квалификации работников и, прежде всего, руководителей учреждений системы отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ. Вместе с тем ежегодный анализ итогов оздоровительной кампании вынуждает констатировать, что проблемы с кадрами в каникулярный период пока не решены.

Подготовка

Для профессиональной подготовки воспитателей, вожатых оздоровительных лагерей Министерством утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки высшего профессионального образования и специальностям среднего профессионального образования укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогика", в которых предусматривается летняя практика в оздоровительных лагерях.

Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр") указано, что в рамках учебной или производственной практики необходимо предусмотреть летнюю психолого-педагогическую практику в детских оздоровительных лагерях (приказ Минобрнауки России от 22 марта 2010 г. N 200, зарегистрирован Минюстом России от 28 апреля 2010 г., регистрационный N 17037).

В федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования по ряду специальностей (квалификация - учитель музыки, музыкальный руководитель, учитель изобразительного искусства и черчения, учитель физической культуры, учитель начальных классов, педагог дополнительного образования) также указано, что производственная практика включает летнюю практику, которая проводится в летних оздоровительных лагерях.

Для отработки навыков перед этой практикой в период весенних каникул во всех регионах проводятся инструктивно-методические сборы на базе детских загородных оздоровительных лагерей, где при методической поддержке специалистов оздоровительных организаций студенты получают практические навыки работы с детьми в детских загородных оздоровительных лагерях, психолого-педагогические знания и практические умения для работы во временном детском коллективе, знания по охране здоровья и жизни детей и подростков, технике безопасности, профилактике детского травматизма, а также навыки безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой медицинской помощи. Во время сборов проводятся практические занятия по отработке этих навыков.

Подготовка педагогических кадров к работе в детских оздоровительных организациях, как правило, состоит из несколько этапов: на первом этапе проводятся беседы с директорами, их заместителями по воспитательной работе: определяются направления совместной деятельности, конкретные задачи на оздоровительный сезон с учетом специфики смен, заключаются договоры об учебно-производственном сотрудничестве образовательного учреждения с детской оздоровительной организацией, формируется контингент студенческих педагогических отрядов в соответствии со спецификой детской оздоровительной организации и ее потребностью в педагогических кадрах;

на втором этапе обеспечивается непосредственно подготовка вожатых-воспитателей, педагогов-организаторов летнего отдыха к работе в детских оздоровительных организациях. В школах вожатского мастерства, созданных во всех регионах на базе образовательных учреждений, студенты получают практические навыки работы с детьми в летних лагерях с учетом специфики работы в детском временном коллективе: на тренингах, мастер-классах, тематических семинарах сотрудники детских оздоровительных лагерей знакомят студентов с перспективным опытом.

Особое внимание при подготовке вожатых уделяется игровым и тренинговым технологиям работы с детьми, технологии инклюзивного образования (работа с одаренными детьми и с детьми, имеющими особые образовательные потребности), интерактивным технологиям организации воспитательной работы в отряде, здоровьесберегающим технологиям, которые интегрируют все направления работы по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

***

Пройдет совсем немного времени и для миллионов мальчишек и девчонок вновь настанет долгожданная пора - летние каникулы, а для организаторов отдыха и оздоровления детей - напряженная работа: создание в оздоровительных учреждениях условий для укрепления здоровья и творческого развития с тем, чтобы каникулы стали для ребят незабываемыми.



следующая страница >>