Автоматизация приёма заявок на продукцию с ограниченным сроком реализации - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Стипендии и Гранты для преподавтелей и студентов с ограниченным сроком... 1 142.74kb.
Мгупб кафедра автоматизации биотехнических систем 2 557.7kb.
Ооо «Энергоконтроль Автоматизация» Предприятие основано в 2006 году... 1 15.33kb.
Документы, необходимые для получения визы в Германию: Заграничный... 1 77.97kb.
Компенсационный план с компенсационным планом Agel Участники Команды... 1 116.87kb.
«Катись, квадрат» заканчивает прием заявок на участие в гала концерте... 1 7.82kb.
Пункты приема и график приема заявителей филиала федерального государственного... 1 62.74kb.
Пункты приема заявок на приобретение, погашение и обмен паев опиф... 1 23.73kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Применение электронных устройств... 3 501.84kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «лазерные и микроволновые... 4 579.32kb.
Компании, тестирующие продукцию на животных 1 49.75kb.
Изм. Лист № докум. Подпись Дата Лист кп. 230113. 3Кск. 08. 11. 1 230.69kb.
- 4 1234.94kb.
Автоматизация приёма заявок на продукцию с ограниченным сроком реализации - страница №1/1

Министерство образования Министерство экономического

и науки РФ развития и торговли РФ

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Факультет Бизнес-информатики

Кафедра Корпоративных информационных систем

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему

Автоматизация приёма заявок на продукцию с ограниченным сроком реализации

Студент группы № 473



Кабанов Дмитрий Александрович

Научный руководитель



доцент, кандидат наук,

Кондратьев Александр Васильевич

Москва 2013



Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Анализ анализ ситуации, сложившейся на предприятии по производству продукции с ограниченным сроком реализации………………..7



    1. Технико-экономическая характеристика предметной

области…………………………………………………………………….7

      1. Характеристика предприятия…………………………….............7

      2. Краткая характеристика подразделения

и видов его деятельности…………………………………………8

    1. Экономическая сущность задачи………………………………………...9

    2. Обоснование необходимости и разработки автоматизированного решения ………………………………………………………………….10

    3. Постановка задачи……………………………………………………….11

      1. Цель и назначение автоматизированного

варианта решения задачи………………………………..............11

      1. Общая характеристика автоматизированной

технологии решения задачи …………………………………….11

    1. Анализ существующих решений и обоснование выбора технологии проектирования ……….………………………………………………...13

    2. Обоснование проектных решений по видам обеспечения…………....14

      1. По техническому обеспечению………………………………......14

      2. По информационному обеспечению………………………….…16

      3. По программному обеспечению ………………………………...16

      4. По технологическому обеспечению ……………………….…....18

Глава 2. Описание общей концепции автоматизированного решения………20

2.1. Информационное обеспечение задачи ………………………………..20

2.1.1. Схема базы данных и ее описание…………………………..….20

2.1.2. Описание потоков данных………………………………...…….22

2.2. Описание процессов работы с системой ……………………………....23

2.2.1 Права доступа и полномочия пользователей………………….23

2.2.2. Описание сценариев работы с системой………..……………...24

Глава 3. Обоснование экономической эффективности проекта……………...27



    1. Выбор и обоснование методики расчета экономической

эффективности……………………………………………………………..27

    1. Расчет показателей экономической эффективности проекта………...…30

      1. Оценка затрат…………………………………………………….....30

      2. Оценка прибыли ……………………………………………….…..33

      3. Расчет показателей экономической эффективности……………..34

      4. Выводы об экономической эффективности проекта…………….35

Заключение……………………………………………………………….............36

Список использованной литературы …………………………………………..37



Введение

  1. Основные термины

Пояснения основным терминам, которые будут использованы в данной работе:

  • Скоропортящаяся(особо скоропортящаяся) продукция, продукция с ограниченным сроком реализации – “продукты, которые не подлежат хранению без холода, а максимальный срок хранения при температуре не выше +6°С составляет от 6 до 72 часов в зависимости от вида продукта. Это мясные, молочные, рыбные, овощные продукты, кондитерские изделия и др.” [Санитарные правила и нормы СанПиН 42-123-4117-86 "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов"];

  • Производитель, предприятие, завод-изготовитель, поставщик – предприятие, занимающееся изготовлением продукции с ограниченным сроком реализации;

  • Заказчик, реализатор, торговая точка, магазин – организация, закупающая особо скоропортящуюся продукцию у производителя и занимающаяся её реализацией непосредственно потребителям.



  1. Актуальность проблемы

В последние годы в России наблюдается положительная динамика роста рынка пищевой продукции. Немалую долю этого рынка занимает особо скоропортящаяся продукция. На данный момент существует много проблем, которые приходится решать производителям и закупщикам продуктов с ограниченным сроком реализации. Такую продукцию нужно реализовать в кратчайшие сроки с момента окончания производства, потому что сроки хранения скоропортящихся продуктов малы и должны строго соблюдаться. Таким образом, когда дело касается скоропортящихся продуктов, быстрота и оперативность взаимодействия поставщика и заказчика особо важна. Производителю всегда необходимо знать к какому времени сколько продукции необходимо изготовить. В случае, если у такого завода-изготовителя много заказчиков, необходим оперативный сбор информации о заказах и оперативная обработка этой информации с целью планирования выпуска продукции к определённому сроку и минимизации времени нахождения продукции на своих складах.

Заказчику продукции, в свою очередь, необходимо корректно определить размер заказа, потому что:

• нельзя заказать слишком много, так как придётся списывать непроданный товар после окончания срока годности;

• нельзя заказать слишком мало, чтобы не нанести компании убыток в виде «упущенной выгоды».

Таким образом, в связи со стремительным ростом рынка рассматриваемой продукции и повышением потребительского спроса на неё, у предриятия-изготовителя скоропортящейся продукции стала актуальной проблема автоматизации процесса работы с заказчиками.


  1. Цель и задачи работы

Целью работы является повышение эффективности работы предприятия, занимающегося изготовлением скоропортящейся продукции, и торговых точек, занимающихся сбытом данной продукции, путём автоматизации процесса приёма заказов на продукцию.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:



  • исследовать предметную область на примере завода-изготовителя и нескольких торговых точек;

  • изучить и описать процессы взаимодействия поставщика и заказчика рассматриваемой продукции;

  • спроектировать информационную систему, автоматизирующую процесс взаимодействия поставщика и заказчика;

Спроектированная система должна позволить заводу-изготовителю оперативно собирать информацию о заказах с разных торговых точек.

Так как процесс производства на рассматриваемом предприятии автоматизирован, разрабатываемая система должна быть интегрирована с системой автоматизации процесса производства, чтобы в нужное время передавать ей информацию о продукции, которую необходимо произвести.




  1. Анализ анализ ситуации, сложившейся на предприятии по производству продукции с ограниченным сроком реализации

    1. Технико-экономическая характеристика предметной области

      1. Характеристика предприятия

Выбранное предприятие занимается изготовлением особо скоропортящейся пищевой продукции, а именно: мучных продуктов, кулинарных изделий, мучных кондитерских изделий и сладких блюд. Предприятие взаимодействует с несколькими десятками близлежащих магазинов, которые закупают продукцию у этого предприятия и реализуют её.

Структура предприятия:

Рассмотрим отделы, имеющие прямое отношение к производству и сбыту продукции:



  1. Производственный отдел

- планирование и контроль за выполнением заказов на производстве готовой продукции;

- планирование и формирование заказов на комплектующие, сырьё и другие компоненты производства.



  1. Отдел снабжения

- управление поставками и запасами сырья, расходными материалами, комплектующими;

- обеспечение склада, продаж, транспорта необходимым складским оборудованием, оргтехникой, упаковкой, спецодеждой, оборудованием для торговли.



  1. Отдел хранения(складирования)

- хранение готовой продукции

- контроль за складами сырья и комплектующих.



  1. Отдел по работе с клиентами

- приём и оформление заказов на продукцию;

- формирование заданий на производство исходя из заказов на продукцию, определение спецификаций на производство продукции, планирование времени выпуска для своевременного обеспечения производства и выполнения заказов.



  1. Отдел доставки

- формирование маршрутов доставки

- подготовка документов и доставка товаров заказчикам



Основные процессы на предприятии, непосредственно связанные с производством и сбытом продукции:

- работа с клиентами;

- производство продукции;

- хранение продукции;

- доставка и отргузка продукции.


      1. Краткая характеристика подразделения и видов его деятельности

Подразделением, большая часть деятельности которого будет автоматизироваться, выступает отдел по работе с клиентами. Процессы производства, хранения, доставки и отгрузки продукции на выбранном предприятии отлажены и не нуждаются в автоматизации, а значит и подразделения, ответственные за эти процессы рассматриваться не будут.

Основной целью функционирования отдела по работе продаж является обеспечение бесперебойного сбыта производимой продукции.

Основная задача функционирования отдела по работе с клиентами – работа с заказчиками продукции, поддержка постоянного контакта с ними, получение заказов и выполнение необходимых рассчётов для своевременного выполнения заказов.

Рассмотрим организационную структуру отдела по работе с клиентами и задачи, выполняемые разными сотрудниками:



  • Начальник отдела. Основная задача - контроль за работой всех сотрудников отдела и обеспечение бесперебойной работы отдела;

  • Операторы(2 человека). Основная задача – переговоры с клиентами, приём и фиксация заказов.

  • Менеджеры(2 человека). Обработка собранных заказов: формирование заданий на производство, планирование времени выпуска для своевременного обеспечения производства продукции(взаимодействие с производственным отделом). Менеджеры также взаимодействуют с отделом хранения и доставки – осуществляют планирование сроков хранения и доставки готовой продукции заказчикам. Важнейшей задачей менеджеров является минимизация сроков хранения и доставки готовой продкукции. В идеале продукция должна доставляться заказчику сразу после окончания процесса производства.



    1. Экономическая сущность задачи

Проблема состоит в том, что процессы принятия заказов и их обработки являются довольно трудоёмкими, и любая ошибка приводит к потере прибыли как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика. Например, неверный рассчёт времени начала производства может привести к тому, что продукция будет произведена раньше, чем нужно. В таком случае заводу-изготовителю придётся держать её у себя на складе, а у заказчика останется меньше времени на реализацию товара, так как срок годности товара, исчисляется с момента окончания процесса его производства. Ошибка в количестве продукции при фиксации заказа также ведёт к потере прибыли с обеих сторон – возникнет так называемая “Упущенная выгода”.

Получается, что правильное и эффективное взаимодействие поставщика и заказчика скоропортящейся продукции является одним из определяющих факторов получения прибыли обеими сторонами и, в целом, влияет на стабильность и успешность их функционирования.



    1. Обоснование необходимости и разработки автоматизированного решения

На данный момент работа операторов и менеджеров отдела по работе с клиентами выполняется практически вручную. В течении дня операторы принимают звонки от магазинов и вручную фиксируют новые заказы на следующий день. Заказы могут также приниматься по электронной почте. Задача операторов состоит в формировании документа “Заказ”, в котором указываются реквизиты сторон и список заказанной продукции. В течении дня менеджеры обрабатывают поступающие заказы: на основании входных документов “Заказ” выполняют необходимые расчёты и составляют задание на производство, а под конец рабочего дня готовое задание на производство продукции передаётся в производственный цех.

Основные недостатки текущей организации работы отдела по работе с клиентами:



  • высокая трудоёмкость процессов приёма и обработки заказов. Например, на формирование одного заказа по телефону в среднем требуется около 10 минут, и это при наличии нескольких десятков заказов в день. Также нелегко вручную обработать такое количество заказов для формирования задания на производство.

  • высокая вероятность возникновения ошибок в процессах приёма и обработки заказов;

Таким образом, отделу необходима такая информационная система, которая позволит минимизировать трудозатраты и снизить вероятность ошибок при выполнении задач менеджеров и операторов отдела по работе с клиентами, а также, поможет заказчикам ускорить оптимизацию своих заказов.

    1. . Постановка задачи

      1. Цель и назначение автоматизированного варианта решения задачи

Целями автоматизированного решения задачи являются:

  • сокращение времени сбора заказов, минимизация доли участия человека в процессе принятия заказов;

  • сокращение времени обработки заказов, минимизация доли участия человека в процессе обработки заказов;

  • минимизация вероятности ошибок при приёме и обработке заказов, повышение степени достоверности обработки информации;

Назначением разрабатываемой информационной системы является:

  • автоматизация приёма заявок от заказчиков, создание документов “Заказ” без участия операторов;

  • автоматизация процесса обработки заказов, а именно, автоматизация процессов формирования заданий на производство на основе собранных заказов и планирования времени выпуска для своевременного обеспечения производства и доставки продукции.

  • Предоставление необходимой информации по заказам для анализа как поставщикам(история заказов, графики производства продукции), так и заказчикам(история заказов, расходы на продукцию за определённый период и т.д.).



      1. Общая характеристика автоматизированной технологии решения задачи

Рассмотрим основные изменения в процессах решения рассматриваемых задач при внедрении автоматизированного варианта решения, а также кратко опишем роли внедряемой информационной системы в выполнении данных задач.

Все данные о продукции, доступной для изготовления, и ценах на продукцию будут размещены на интернет-сайте предприятия. У заказчиков появится возможность формировать заказы через web-приложения на данном сайте. При оформлении заказа с помощью web-приложения, система автоматически формирует документ, представляющий собой заказ, полностью готовый для обработки. Также, у магазинов останется возможность формирования заказов по телефону. Однако, всвязи с появлением более быстрого и удобного способа заказа(через web-клиент), ожидается, что доля заказов, оформляемых по телефону будет крайне мала. Также, при оформлении заказов по телефону, операторы будут вводить данные о заказе при помощи специальных экранных форм, при обработке которых система опять же формирует документ, представляющий собой заказ, полностью готовый для обработки. Следует отметить, что заказы через web-приложения смогут оформлять только те заказчики, которые имеют доступ и свою собственную учётную запись в системе, то есть, постоянные клиенты завода-изготовителя. В силу специфики продукции, обычно все близлежащие торговые точки являются постоянными клиентами одного завода-изготовителя, и подавляющая доля заказов будет оформляться именно при помощи веб-приложения. Таким образом, значительно снизится нагрузка на сотрудников, занимающихся приёмом и фиксацией заказов, а также снизится вероятность ошибок.

Заказчикам эта система также поможет сэкономить время на процессе заказа: так как ассортимент заказываемой ежедневно продукции обычно один и тот же, можно будет просто перенести позиции из предыдущих заказов в текущий заказ, предварительно скорректировав их, если необходимо.

Также, на основании собранных заказов, система сама рассчитывает все необходимые параметры и формирует задание на производство, на основании которого производственный цех начитает изготавливать заказанную продукцию.

Вся информация (история заказов, задания на производство, входные и выходные документы), необходимая для анализа(как со стороны поставщика, так и заказчика) сохраняетсяв базе в готовом для анализа виде.

Таким образом, система практически полностью принимает на себя функции операторов и менеджеров отдела по работе с клиентами, и в случае внедрения данного автоматизированного варианта решения задач отдела по работе с клиентами, нагрузка на сотрудников отдела должна резко уменьшиться. Кроме того, система позволит значительно расширить аналитические возможности обеих сторон.



    1. Анализ существующих решений и обоснование выбора технологии проектирования

Существующие аналогичные решения:

Так как задачи поставлены довольно-таки стандартные, то существует немало вариантов эффективного решения этих задач.

Например, сбор заказов на продукцию можно организовать по принципу обычного интернет-магазина, так как там тоже автоматизирован процесс приёма и обработки заказов. Однако, для модели взаимодействия завода-изготовителя и нескольких десятков постоянных заказчиков функциональности интернет-магазина не хватит, так как необходимо обеспечение автоматизированного рассчёта множества параметров для производства.

Также, существует немало уже готовых решений, которые вполне могли бы отвечать необходимым требованиям и выполнять все функции и поставленные задачи.

Однако, так как некоторые процессы на предприятии ранее уже были автоматизированы подобным способом, предприятие выбрало именно нижеописанный способ автоматизации рассматриваемых процессов.

Предполагаемая архитектура информационной системы:

Система будет состоять из цетнрализованной базы данных, находящейся на сервере предприятия, нескольких клиентских приложений(в том числе, web-клиент). В качестве СУБД выбрана платформа Microsoft SQL Server, так как архитектура этой системы ориентирована больших объёмов данных и за долгие годы работы на различных предприятиях зарекомендовала себя как надёжная и практически безотказная система. Разработка клиентских приложений(в том числе web-клиента), а также модулей рассчёта параметров для задания на производство будет осуществляться на платформе MS Visual Studio.



Основные стадии разработки информационной системы:

Разработка информационной системы будет осуществляться на основании нормативных документов (ГОСТ 34.601-90 «Стадии создания АС»):

– формирование требований к автоматизированной системе (АС);

– разработка концепции АС;

– техническое задание;

– эскизный проект, технический проект;

– рабочая документация;

– ввод в действие;

– сопровождение АС.


    1. Обоснование проектных решений по видам обеспечения

      1. По техническому обеспечению

Капитальной реорганизации существующего технического обеспечения на предприятии не потребуется, так как для автоматизации рассматриваемых процессов будет достаточно существующей техники, которая имеется в наличии и используется для автоматизации уже отлаженных процессов, а именно: сервера и трёх персональных компьютеров. Для эффективного функционирования разрабатываемого решения будет достаточно техники, удовлетворяющей системным требованиям Microsoft SQL Server 2012:

-Жесткий диск: как минимум 6 ГБ свободного места на диске;

- Оперативная память:

Минимальные требования:

  • Экспресс-выпуски: 512 МБ;

  • Все другие выпуски: 1 ГБ;

Рекомендуемые требования:

  • Экспресс-выпуски: 1 ГБ;

  • Все другие выпуски: Для обеспечения оптимальной производительности требуется не менее 4 ГБ с последующим увеличением по мере роста размера базы данных;

-Быстродействие процессора:

Минимальные требования:

  • процессор x86: 1,0 ГГц;

  • процессор x64: 1,4 ГГц;

Рекомендуемые требования:

  • 2,0 ГГц и выше;

-Тип процессора:

  • процессор x64: AMD Opteron, AMD Athlon 64, Intel Xeon с поддержкой Intel EM64T, Intel Pentium IV с поддержкой EM64T;

  • процессор x86: Процессор, совместимый с Pentium III или выше;

- Монитор: Super VGA с разрешением 800x600 пикселей или более высоким;

- Устройство чтения DVD-дисков.

Также, техническое обеспечение должно удовлетворять требованиям платформы Microsoft .NET Framework 4:



Частота процессора: 1 ГГц

Оперативная память: 512 МБ

Место на диске (минимум):

  • 32-разр: 850 МБ

  • 64-разрядный: 2 Гбайт



      1. По информационному обеспечению

Основной входной информацией в систему является информация о пуступаемых заказах, форма для ввода которой будет построена в ходе оригинального проектирования. Заказ формируется на основе справочников(каталоги товаров, клиенты, сотрудники) и информации, введённой клиентом с формы клиентского web-приложения.

Экранные формы для ввода информации о клиентах, товарах, должностях и сотрудниках и вывода на экран результатной информации или ответов на запросы также будут построены с помощью оригинального проектирования.

Способ организации информационной базы – интегрированная база данных с локальной организацией.


      1. По программному обеспечению

Программное обеспечение должно удовлетворять минимальным требованиям платформы Microsoft SQL Server 2012.

Таблица №1. Поддерживаемые операционные системы.



Выпуск SQL Server

32-разрядная версия

64-разрядная версия

SQL Server Standard

64-разрядная версия Windows Server 2012 Datacenter

Windows Server 2012 Standard с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

64-разрядная версия Windows Server 2012 Essentials

64-разрядная версия Windows Server 2012 Foundation

Windows Server 2008 R2 Datacenter с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows Server 2008 R2 Enterprise с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows Server 2008 R2 Standard с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows Server 2008 R2 Foundation с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows Server 2008 R2 Web с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows 8 32-разрядная

Windows 8 Профессиональная (32-разрядная)

Windows 8 64-разрядная

Windows 8 Профессиональная (64-разрядная)

Windows 7 Максимальная с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows 7 Корпоративная с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows 7 Профессиональная с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows 7 Максимальная с пакетом обновления 1 (SP1) (32-разрядная)

Windows 7 Корпоративная с пакетом обновления 1 (SP1) (32-разрядная)

Windows 7 Профессиональная с пакетом обновления 1 (SP1) (32-разрядная)

Windows Server 2008 Datacenter с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Server 2008 Enterprise с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Server 2008 Standard с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Server 2008 Foundation с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Server 2008 Web с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Server 2008 Datacenter с пакетом обновления 2 (SP2) (32-разрядная)

Windows Server 2008 Enterprise с пакетом обновления 2 (SP2) (32-разрядная)

Windows Server 2008 Standard с пакетом обновления 2 (SP2) (32-разрядная)

Windows Server 2008 Web с пакетом обновления 2 (SP2) (32-разрядная)

Windows Vista Ultimate с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Vista Enterprise с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Vista Business с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Vista Ultimate с пакетом обновления 2 (SP2) (32-разрядная)

Windows Vista Enterprise с пакетом обновления 2 (SP2) (32-разрядная)

Windows Vista Business с пакетом обновления 2 (SP2) (32-разрядная)



64-разрядная версия Windows Server 2012 Datacenter

Windows Server 2012 Standard с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

64-разрядная версия Windows Server 2012 Essentials

64-разрядная версия Windows Server 2012 Foundation

Windows Server 2008 R2 Datacenter с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows Server 2008 R2 Enterprise с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows Server 2008 R2 Standard с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows Server 2008 R2 Foundation с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows Server 2008 R2 Web с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows 8 64-разрядная

Windows 8 Профессиональная (64-разрядная)

Windows 7 Максимальная с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows 7 Корпоративная с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows 7 Профессиональная с пакетом обновления 1 (SP1) (64-разрядная)

Windows Server 2008 Datacenter с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Server 2008 Enterprise с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Server 2008 Standard с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Server 2008 Foundation с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Server 2008 Web с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Vista Ultimate с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Vista Enterprise с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)

Windows Vista Business с пакетом обновления 2 (SP2) (64-разрядная)




Также, необходимо соответствие ОС минимальным требованиям платформы .NET Framework:

  • Windows XP SP3

  • Windows Server 2003 SP2

  • Windows Vista SP1 или более поздняя версия

  • Windows Server 2008 (не поддерживается в основной роли сервера)

  • Windows Server 2008 R2 (не поддерживается в основной роли сервера)

  • Windows 7 SP1

  • Windows Server 2008 R2 SP1

На данный момент на сервере, который будет использован для базы данных, установлена операционная система Microsoft Windows Server 2008 Standard с пакетом обновления 2 (SP2) (32-разрядная). На персональных компьютерах для клиентских приложений установлена операционная система Microsoft Windows 7. Таким образом, имеющееся программное обеспечение удовлетворяет требованиям разрабатываемой информационной системы и не требует изменения.

      1. По технологическому обеспечению

Следует ещё раз упомянуть, что при проведении анализа текущей организации рассматриваемых бизнес-процессов завода-изготовителя были выявлены следующие существенные недостатки:

  • высокая трудоёмкость процессов приёма и обработки заказов. Например, на формирование одного заказа по телефону в среднем требуется около 10 минут, и это при наличии нескольких десятков заказов в день. Также нелегко вручную обработать такое количество заказов для формирования задания на производство;

  • высокая вероятность возникновения ошибок в процессах приёма и обработки заказов;

Вычислительная техника(компьютеры и телефоны) уже учавствует в решении рассматриваемых задач, однако, эффективность её использования на данный момент довольно-таки низкая. Это объясняется тем, что вся информация вводится операторами и обрабатывается менеджерами практически вручную. Компьютеры используются только в качестве инструмента для структурированного хранения оперативной информации о заказах. Перед занесением в компьютер, информация о заказах должна быть сначала передана клиентами операторам по телефону, что негативно влияет на достоверность вносимой информации: помехи в телефонном разговоре и невнимательность оператора могут привести к возникновению ошибок.

Разрабатываемое проектное решение должно привести к резкому повышению эффективности использования вычислительной техники в решении рассматриваемых задач. Произойти это должно за счёт привлечения использования компьютеров непосредственно для сбора информации от клиентов, а также, для выполнения практически всех рассчётов для формирования заданий на производство. Таким образом, при внедрении разрабатываемого автоматизированного решения, вычислительная техника будет принимать непосредственное участие практически на всех этапах приёма и обработки заказов, выполняя почти всю работу за сотрудников. Сотрудники будут привлечены к участию в рассматриваемых проектах только для контроля правильности выполнения всех операций и в случаях, когда использование информационной системы для решения текущих задач невозможно в силу каких-либо причин.



  1. Описание общей концепции автоматизированного решения

    1. Информационное обеспечение задачи

      1. Схема базы данных и ее описание

Схема базы данных(основные объекты), которая будет использована системой, представлена на рисунке:

Рисунок 1. Схема базы данных.

Описание основных сущностей системы:

В таблице “Клиент” хранятся данные о торговых точках, закупающих продукцию у завода изготовителся. Одна запись в этой таблице представляет собой одну торговую точку. В записи о клиенте указывается следующая информация:



  • ID – уникальный идентификационный номер клиента

  • Наименование – наименование торговой точки(например, ООО “Кондитер”)

  • Адрес – адрес торговой точки

  • Телефон – контактный телефон клиента

Таблица “Товар” представляет собой каталог товаров, доступных для заказа у завода-изготовителся. Для каждой позиции каталога указываются следующие параметры:

  • ID – уникальный идентификационный номер позиции

  • Наименование – наименование товара

  • Цена – стандартная цена за единицу данного товара

Таблица “Должность” является справочником должностей сотрудников, пользующихся даннной информационной системой. Таблица содержит следующие поля:

  • ID – уникальный идентификационный номер должности

  • Наименование – наименование должности

Таблица “Сотрудник” представляет собой список конкретных сотрудников, являющихся пользователями разрабатываемой информационной системы. Для каждого сотрудника указываются следующие параметры:

  • ID – уникальный идентификационный номер сотрудника

  • ФИО – Фамилия, Имя, Отчество сотрудника

  • Должность – код должности сотрудника(внешний ключ из таблицы “Должность”)

  • Телефон – контактный телефон сотрудника

  • Адрес – адрес проживания сотрудника

В таблице “Заказ” хранятся записи о конкретных заказах, а именно:

  • ID – уникальный идентификационный номер заказа

  • ОбщаяСтоимость – суммарная стоимость продукции в заказе

  • ДатаЗаказа и ВремяЗаказа – дата и время, когда был оформлен заказ

  • ДатаПоставки и ВремяПоставки – дата и время, к которому клиент запросил доставить заказанную продукцию

  • Клиент – клиент, оформивший заказ

  • Сотрудник – сотрудник завода изготовителя, проверивший и подтвердивший заказ

  • Статус – статус заказа

Таблица “Позиция заказа” представляет собой список самих заказанных товаров. Каждая запись этой таблицы является одной позицией в одном конкретном заказе и несёт в себе следующую информацию:

  • ID – уникальный идентификационный номер позиции заказа

  • Товар – уникальный идентификационный номер заказанного товара(внешний ключ из таблицы “Товар”)

  • Количество – количество заказанного товара

  • Заказ – уникальный идентификационный номер заказа, к которому относится данная позиция



      1. Описание потоков данных

-Входными потоками данных в системе являются:

  • Заказы клиентов, которые формируются на основе справочника товаров

  • Справочники должностей, сотрудников и клиентов, а также, каталог производимой продукции

-Промежуточные потоки данных:

  • обработанные и подтверждённые заказы

-Выходными потоками данных являются:

  • задания на производство

  • аналитическая информация для отчётов.



    1. Описание процессов работы с системой

      1. Права доступа и полномочия пользователей

Для работы с системой, как клиенту так и сотруднику, необходимо выполнить вход в систему, используя свои логин и пароль. Клиент заходит и осуществляет работу с системой через веб-приложение в интернете. Сотрудники завода-изготовителя работают с системой через приложения только на своих рабочих местах. Логин и пароль, как сотрудникам, так и клиентам, выдаётся администратором системы – единственным пользователем, который имеет своё клиентское приложение на рабочем месте с полным доступом к записям таких объектов системы, как “Должность”, “Сотрудник”, “Товар” и “Клиент”. Именно администратор может добавлять, изменять и удалять должности, сотрудников, клиентов и позиции в каталогах товаров в системе.

Сотрудники завода-изготовителя также имеют приложения с разным доступом и функциями. Изначально подразумевается, что система будет использована сотрудниками с двумя разными должностями: “Оператор” и “Менеджер”.

Оператор имеет довольно-таки узкий круг полномочий – он, также, как и клиент(использующий веб-приложение), может только формировать заказы для клиентов с указанием позиций и других параметров заказа. По сути, оператор выполняет за клиента те же действия по оформлению заказа, которые клиент по каким-либо причинам не может выполнить сам(например, не работает интернет, нет компетентных пользователей и т.д.). Таким образом, оператору доступны для чтения списки клиентов, каталог продукции и уже существующие заказы с соответствующими позициями(для формирования новых заказов на основе недавних заказов клиента).

Менеджер выполняет следующие несколько функций: подтверждение, отклонение, корректировка заказов, запуск формирования заданий на производство на основании подтверждённых заказов и отправка готовых заданий в производственный цех.

Клиент(работая через web-приложение в интернете) может просматривать каталог продукции, историю своих заказов, а также создавать новые заказы.


      1. Описание сценариев работы с системой

Клиент открывает web-приложение через обычный браузер и заходит в систему, используя свои логин и пароль. Для формирования заказа клиент нажимает на кнопку “Создать заказ” и переходит на страницу создания заказа. Из списка продукции пользователь выбирает нужные позиции и указывает количество требуемой продукции. Также, пользователь указывает дату и время, когда необходимо доставить данный заказ. После нажатия на кнопку “Оформить заказ”, в системе автоматически добавляется запись в таблицу “Заказ” с указанием идентификационного номера заказа(присваивается системой автоматически), даты и времени заказа(добавляется дата и время нажатия кнопки “Оформить заказ”), даты и времени поставки, уникального идентификационного номера клиента, а также, суммарной стоимости всего заказа(значение для данного поля рассчитывается и подставляется автоматически исходя из созданных позиций для данного заказа). Параллельно создаются соответствующие записи в таблице “Позиция заказа” с указанием следующих параметров: уникальный идентификационный номер позиции, уникальный идентификационный номер заказанного продукта, количество данного продукта и уникальный идентификационный номер создаваемого заказа. Таким образом, одной записи типа “Заказ” соответствуют несколько записей типа “Позиция заказа”.

Кстати, поле “Сотрудник” в записи таблицы “Заказ” при создании заказа остаётся пустым, а поле “Статус” принимает значение “Ожидание подтверждения”. Это означает, что заказ является неподтверждённым и не может использоваться для формирования на его основе задания на производство.

После создания и добавления в систему заказа клиентом менеджер должен подтвердить заказ. В своём приложения менеджер видит информацию о новых неподтверждённых заказах и может выбрать любой заказ для подтверждения. При выборе одного из заказов, менеджер видит всю необходимую информацию о заказе: клиент, дата и время заказа, дата и время поставки, позиции заказа(наименования товаров и требуемое количество) и общая стоимость заказа. Менеджер может корректировать позиции заказа, а именно – удалять позицию полностью или уменьшать количество заказанного продукта(в случае, если по каким-либо причинам данный продукт невозможно произвести в запрошенном количестве или невозможно произвести совсем). Также, менеджер может корректировать время поставки(например, в случае, если заказ по каким-либо причинам невозможно доставить к указанному времени) и общую стоимость(например, при применения скидки). После проверки заказа и, при необходимости, внесения необходимых корректировок, менеджер нажимает на кнопку “Подтвердить заказ”. Если ничего скорректировано не было, то статус заказа изменяется на “Подтверждён”, и в поле “Сотрудник” в соответствующей записи “Заказ” добавляется уникальный идентификационный номер менеджера, подтвердившего заказ. В этом случае, данный заказ обязательно должен быть включён в список заказов, на основании которых должно сформироваться задание на производство. В случае, если менеджером корректируется хотя бы одна позиция заказа, время поставки или общая стоимость, статус заказа изменяется на “Ожидание ответа клиента”. Тогда клиент, в свою очередь, должен ознакомиться с изменениями и подтвердить их, нажав на кнопку “Подтвердить согласие с изменениями”. В таком случае, статус заказа также изменяется на “Подтверждён”. Если же клиента не устраивают внесённые менеджером изменения, ему необходимо связаться с менеджером для дальнейшего разрешения проблемы.

Ниже, на рисунке 1, показана реализация типичного процесса регистрации заказа:



Рисунок 2. Процесс регистрации заказа.



  1. Обоснование экономической эффективности проекта

    1. Выбор и обоснование методики расчета экономической эффективности

Экономическая эффективность рассчитывается при рассмотрении процессов деятельности предприятия в различных условиях и измерении влияния положительных и отрицательных факторов на конечный результат.

В данном случае, внедрение разрабатываемого решения для автоматизации процессов регистрации и обработки заказов является ключевым фактором влияния на деятельность рассматриваемого предприятия. Метрикой для оценки влияния внедрения системы на деятельность предприятия послужит изменение прибыли в ту или иную сторону.

Методикой расчёта является совокупность средств и методов оценки результата внедрения разработанного решиния.

Основными способами оценки экономической эффективности являются:


  • методы инвестиционного менеджмента;

  • методы экономического анализа;

  • методы оценки эффективности капиталовложений.

Методика инвестиционного менеджмента может быть направлена на оценку эффективности внедрения автоматизированного решения, однако, обобщённость применяемых методов делает их недостаточными для информационной системы. При использовании данных методов не учитываются многие факторы, что может привести к неточному расчёту ключевых показателей эффективности.

Методика оценки эффективности капиталовложений разрабатывалась ещё во времена плановой экономики в Советском Союзе и имеет ряд соответствующих недостатков при оценке эффективности в условиях рыночной экономики. В нашем случае эти методы не позволяют провести анализ эффективности внедрения автоматизированного решения до начала использования информационной системы, что недопустимо, и вынуждает нас отказаться от использования данной методики.

Методика экономического анализа, напротив, даёт возможность оценки целесообразности внедрения разрабатываемого автоматизированного решения, поэтому эти методы и выбраны для оценки экономической эффективности данного проекта.

Для начала опишем выбранные методы и приведём основные формулы и определения, которые будут использоваться для оценки экономической эффективности внедряемого проекта:


  • Оценка чистой приведённой стоимости

NPV(Чистая приведённая стоимость) – один из самых важных показателей эффнктивности проекта. Данный показатель представляет собой сумму сегодняшних дисконтированных значений потока платежей.

Расчёт чистой приведённой стоимости представляет собой суммирование всех денежных потоков на момент оценки проекта и производится по следующей формуле:

http://www.cfin.ru/encycl/images/npv.gif,

где NCFi – чистый денежный поток i-го периода, r – ставка дисконтирования, а lnv – стартовые инвестиции. Проект считается экономически эффективным, если NPV примет положительное значение.




  • Рассчёт срока окупаемости инвестиций

Pay-Back Period(срок окупаемости) – время, требуемое на покрытие инвестиций доходами.

При помощи срока окупаемости проекта оцениваются риски данного проекта. Большой срок окупаемости означает высокую вероятность закрытия проекта до того, как доходы покроют инвестиции в этот проект. При малом сроке окупаемости, наоборот, увеличивается вероятность того, что проект начнёт приносить прибыль.

Срок окупаемости(в интервалах планирования) рассчитывается по следующей формуле:



,

где PV – это инвестиции в проект, а NCF(за один интервал планирования) – чистый эффективный денежный поток.




  • Рассчёт индекса доходности инвестиций(profitability index)

Индекс доходности инвестиций представляет собой отношение суммарных дисконтированных положительных денежных потоков к инвестиционным затратам. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:



,

где PV –инвестиции в проект, а NPV – дисконтированные положительные денежные потоки.

Данный показатель позволяет выбрать проект, у которого вложения наиболее эффективны. Например, индекс доходности инвестиций позволяет сравнить эффективность проектов с одинаковой чистой приведённой стоимостью.

Проект считается прибыльным, если показатель PI больше единицы. При значениях PI меньше единицы, проект считается убыточным.




  • Рассчёт внутренней нормы доходности проекта

IRR(internal rate of return) – внутренняя норма доходности. Это процентная ставка, при значении которой NPV(чисты дисконтированный доход) принимает значение 0. Значение показателя внутренней нормы доходности представляет собой границу прибыльности и убыточности конкретного проекта. Также, под IRR можно понимать ожидаемую норму доходности.

Для того, чтобы проект можно было считать прибыльным, показаель внутренней нормы доходности должен превышать средневзвешенную цену инвестиций. В противном случае, проект считается убыточным и неэффективным.

Данный показатель можно получить из следующей формулы:



,

где IC – стартовые инвестиции.




    1. Расчет показателей экономической эффективности проекта

      1. Оценка затрат

Рассчёт основных показателей экономической эффективности проекта будет производиться на основе характеристик технологического процесса перед началом внедрения автоматизрованного решения и по завершению внедрения.

Необходимые затраты на данный проект включают:




  • затраты на покупку необходимого программного обеспечения:

В соответствии с правилами Microsoft, необходима покупка серверной лицензии для каждого сервера. Для решения поставленных задач будет использоваться всего один сервер.

Таким образом, необходимо приобрести одну серверную лицензию Microsoft SQL Server 2012 Standard Edition. Цена одной серверной лицензии на данный момент составляет около 29000 рублей.

Также, необходимо приобретение нескольких клиентских лицензий, в соответствии с количеством пользователей или рабочих мест, с которых будет осуществляться доступ к серверу базы данных MS SQL Server. В данном случае потребуется три клиентских лицензии – на рабочее место оператора, на рабочее место менеджера и на рабочее место администратора системы. Стоимость одной клиентской лицензии на данный момент составляет около 6000 рублей.

Таким образом, суммарные затраты на необходимое программное обеспечение составляют 29000+6000*3=47000 рублей.




  • затраты на разработку и последующее внедрение автоматизированного решения

Планируется, что на разработку, настройку и подготовку информационной системы к функционированию потребуется 67 часов.

Ниже приведена таблица с основными этапами разработки автоматизированного решения и соответствующими планируемыми временными затратами на эти этапы.

Таблица №2. Основные этапы разработки и внедрения.

Выполняемые работы

Временные затраты( в часах)

Разработка и развёртывание структуры базы данных на сервере

20

Создание справочников, констант, классификаторов, перечислений

16

Настройка процессов взаимодействия пользователей с базой данных(бизнес-правила, процессы утверждения)

20

Разработка интерфейса клиентских приложений(экранных форм)

28

Разработка отчётов, документов

24

Разработка печатных форм, макетов печати.

24

Написание клиентских приложений

60

Настройка прав доступа и полномочий пользователей

16

Тестирование и доработка выявленных недостатков

40

Разработка инструкций для пользователей по работе с системой

12

Обучение пользователей работе с системой

8

Итого

268

Один час работы специалиста, занимающегося внедрением системы оценивается в 1200 руб./час. Таким образом, затраты на разработку и внедрение должны составить 268*1200 = 321600 рублей.




  • Затраты на техническое обеспечение

Как было отмечено в пункте 1.6.1., капитальной реорганизации существующего технического обеспечения на предприятии не потребуется, так как для автоматизации рассматриваемых процессов будет достаточно существующей техники, которая имеется в наличии и используется для автоматизации уже отлаженных процессов. Операторами и менеджерами уже используются три персональных компьютера, которые могут быть задействованы для внедряемой информационной системы. Также имеется сервер, ресурсы которого задействованы меньше, чем на половину(так как на данный момент он используется только для внутренней локальной сети предприятия). Таким образом, в качестве технического обеспечения будет задействована уже существующая техника, и затрат на техническое обеспечение не потребуется.

Таким образом, суммарные предполагаемые затраты должны составить: 47000+321600 = 368600 рублей.




      1. Оценка прибыли

Прибыль от внедрения информационной системы должна быть получена за счёт резкого сокращения трудовых затрат, необходимых для ввода информации о заках, а также, сокращения трудозатрат на расчёт параметров для заданий на производство и составление этих заданий. Другими словами, операторам и менеджерам отдела по работе с клиентами придётся работать меньше.

При текущей организации процесса внедрения на регистрацию одного заказа в среднем уходит около 10 минут. После внедрения информационной системы от операторов не будет требоваться никаких действий, в случае, если заказ оформляется клиентом через веб-приложение. Однако, ожидаемая доля заказов, которые всё же будут оформляться по телефону, составляет около 10%. В данном случае, в процессе оформления потребуется участие оператора. Таким образом, необходимые трудозатраты оператора сокращаются на 90%.

Также, после внедрения автоматизированного решения, менеджерам отдела не придётся самим рассчитывать задания на производство на основании зарегистрированных заказов. Это сократит их время работы приблизительно на 60%. Остальные 40% времени менеджеры занимаются проверкой корректности составленных заказов и их подтверждением, что необходимо делать независимо от наличия или отсутствия какой-либо информационной системы.

Зарплата оператора на данный момент составляет 25000 рублей в месяц, зарплата менеджера – 30000 рублей. Таким образом, после внедрения информационной системы, затраты на работу оператора должны сократиться на 0,9*25000 = 22500 рублей, а затраты на работу менеджера на 0,6*30000 = 18000 рублей в месяц.

Однако, следует отметить, что для успешного функционирования разрабатываемой информационной системы, требуется её администрировать. Так как мастштабы системы невелеки, а количество пользователей – не более трёх, на администрирование системы планируется тратить не более 10000 рублей в месяц.

Таким образом, положительный годовой поток, полученный от внедрения системы, составит: 12*(22500+18000-10000) = 366000 рублей.




      1. Расчёт показателей экономической эффективности

Чтобы рассчитать выбранные в пункте 3.1. показатели экономической эффективности, потребуется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, равная 8.25% на основании Указания Банка России от 13.09.2012 № 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России".

Также, необходимо определить планируемый срок работы системы(без внесения каких-либо существенных изменений). Так как ситуация, в которой действует выбранное предприятие довольно-таки стабильной, планируется, что система в исходном виде будет использоваться, как минимум, в течение пяти лет.

Итак, перейдём к расчёту чистой приведённой стоимости:

Таблица №3. Таблица расчёта NPV.



Год(i)

NCFi

Di

NCFi*Di

1

366000 - 368600 = -2600 (NCF1-Inv)

1

-2600

2

366000

0.924

338184

3

366000

0.854

312482

4

366000

0.789

288733

5

366000

0.729

266790










NPV = 1203589

Суммарное значение NPV составляет 1203589 рублей.

Перейдём к рассчёту срока окупаемости проекта(Pay-Back Period):

PP = Inv/NCFi = 368600/366600 = 1 год.

Также, рассчитаем индекс доходности инвестиций:

PI = 1464000/368600 = 3,97.

Можно, также, рассчитать значения такого показателя, как IRR(внутренняя норма доходности проекта), но, показателей, которые уже рассчитаны, вполне достаточно для обоснования эффективности проекта.



      1. Выводы об экономической эффективности проекта

На основании рассчитанных показателей можно сделать следующие выводы:

Чистая приведённая стоимость(NPV) равняется 1203589 рублей, что является весьма неплохим показателем для такого небольшого проекта.

Срок окупаемости проекта – ровно один год. При планируемом сроке использования информационной системы в 5 лет, это довольно-таки хороший показатель, однозначно свидетельствующий об эффективности проекта.

Индекс доходности инвестиций – 3,97. Эта цифра, по сути, показывает во сколько раз доход превысит инвестиции. Данный показатель означает, что при внедрении данной информационной системы, инвестиции вернутся в четырёхкратном объёме.

Всё рассчитанные показатели указывают на то, что проект является высокоприбыльным, с относительно коротким сроком окупаемости. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что проект экономически эффективен.

Заключение

После исследования предметной области, а также, изучения и описания процессов взаимодействия выбранного завода-поставщика и заказчика скоропортящейся продукции, была предложена разработка информационной системы, автоматизирующей рассматриваемые процессы. Учитывая существующие недостатки организации процессов, а также, новые возможности, предоставляемые предлагаемой системой, разработка и внедрение такой системы должны привести к повышению эффективности работы выбранного предприятия и торговых точек, занимающихся сбытом его продукции. Это должно произойти за счёт того, что разработанная система позволяет значительно сокращать трудозатраты, а соответственно, денежные затраты на реализацию рассмотренных процессов. В дальнейшем, при необходимости, разработанное автоматизированное решение может дорабатываться для удовлетворения потребностей предприятия и последующего повышения эффективности работы.



Список использованной литературы

  1. Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2005.

  2. Харрингтон Д., Эсселинг К. С., Нимвеген Х.В. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация, БМикро, 2002.

  3. Репин В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление, Манн, Иванов и Фербер, 2013.

  4. Определения экономических терминов. http://ru.wikipedia.org

  5. Системные требования. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/ms143506.aspx

  6. Системные требования. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/8z6watww.aspx

  7. Ставка рефинансирования. http://www.cbr.ru/statistics/print.asp?file=credit_statistics/refinancing_rates.htm

  8. Червенчук И.В. Моделирование информационных систем с помощью UML, М.: Омск: ОГИС, 2006.

  9. Д.Крёнке Теория и практика построения баз данных. М.: «Питер», 2005.