«Авдотья плющиха» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«Авдотья плющиха» - страница №1/1

«Авдотья - плющиха »
К празднику, который отмечается 14 марта, ребята готовятся заранее: разучивают песни, заклички, оформляют сцену, шьют костюмы.

В канун праздника старшеклассницы на уроках труда или работники школьной столовой пекут небольшие печенья в виде птичек.


Оформление и реквизит:

1. Лавочки в зале расположить так, чтобы осталось достаточно места для хоровода, игр и танцев.

2. Сцена оформлена в стиле русской избы: половички, лавочки, русская печка, сделанная из картонных коробок, прялка и т. д.

3. Заранее необходимо приобрести семена капусты и приготовить горшок с землей.

4. Свистульки (могут быть деревянными, а можно сделать из жести на уроках труда).
Действующие лица: Авдотья (в мордовском костюме),

Весна (в русском костюме, на голове венок из цветов),

Петух (В костюме или маске),

Домовой (шапка- ушанка, рубаха, валенки или лапти, шаровары),

скоморохи.
Дети одеты в русские и мордовские костюмы: мальчики в рубашках, девочки в сарафанах.

Звучит русская народная мелодия. Скоморохи выходят.


1 – й скоморох. Эй, народ, честной,

Подходи, не стой!

Не гром, не пляс,

Нынче праздник у нас!

2 – й скоморох. Что за праздник у нас?

Мы расскажем сейчас.

Нынче праздник будет необычный,

Пойдем в гости к тетушке Авдотье.

1 – й скоморох. Гости званые и желанные

Люди старые и молодые,

Женатые и холостые!

1 – й и 2 – й скоморохи (вместе).

Просим, не стесняйтесь,

К нам присоединяйтесь!


Гости проходят в зал.

Авдотья . Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь. Пригласила я вас, чтобы поведать о старинном весеннем празднике, который отмечался на Руси 14 марта. В народе кличут меня Авдотьей – плющихой, прошу любить и жаловать. А называется этот праздник так потому, что наступила пора снегу плющиться, то есть оседать. И этот день считается началом нового года русского земледельца. В народе существовала примета: «На Авдотью погоже – все лето пригоже». Ясная погода в этого день предвещала хороший урожай. В этот день пора подумать о полевых и огородных работах. Обычно на Авдотью сеют капусту. Давайте, и мы с вами посеем капусту.


В центр зала выносят горшок с землей. Авдотья вызывает по желанию ребят. Ребята сеют капусту и приговаривают.

Расти, расти, капуста,

Расти, расти, большая.
Авдотья. А когда высаживали капусту в грунт, то первый росток накрывали чугуном и покрывали скатертью, чтобы был хороший урожай капусты.

Хоровод «Посею лебеду на берегу».


- Во многих деревнях в этот день начинали кликать весну. Давайте и мы см вами покличем Весну – Весняночку.
1- ребенок. Чувиль – виль, жавороночки!

Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне на ржаной копне,

На овсяном снопе!

Надоела нам зима,

Кличем Весну – красну!

2 – ребенок. Ой, весна моя,

Ты весняночка!

Из – за темных лесов,

Из – за синих морей

Приходи,

Солнцем, светом озари!

3 – ребенок. Весна – красна

Где бывала?

Вена. В лесу зимовала,

Огород городила,

Капусту садила.

4 – ребенок. Весна – красна,

На чем пришла?

Весна: На сохе, бороне,

На кривой кочерге,

На жердочке,

На бороздочке,

На ржаном колоску,

На пшеничном пирожку.

5 – ребенок. Весна – красна,

На чем пришла?

Весна : На жердочке на тоненькой,

На досточке на славненькой,

С хлебами обильными,

С урожаем хорошим.

Я пришла не одна,

Я своих друзей привела.
Игра «Бояре, а мы к вам пришли».

Мальчики и девочки становятся в две шеренги напротив друг друга. Мальчики идут навстречу девочкам и поют, затем мальчики отступают, девочки идут на них и поют. И т.д.


Мальчики. Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Девочки. Бояре, а зачем пришли

Молодые, а зачем пришли?

Мальчики. Бояре, мы невест смотреть,

Молодые , мы невест смотреть.

Девочки. Бояре, покажите женихов,

Молодые, покажите женихов!

Мальчики. Бояре, а вот мы женихи,

Молодые, а вот мы женихи.

Девочки. Бояре, покажите кушаки,

Молодые покажите кушаки.

Мальчики. Бояре, да вот наши кушаки,

Молодые, да вот наши кушаки.

Девочки. Бояре, покажите сапоги,

Молодые, покажите сапоги.

Мальчики. Бояре, да вот наши сапоги,

Молодые, да вот наши сапоги.

Девочки. Бояре, покажите колпаки,

Молодые, покажите колпаки.

Мальчики. Бояре, мы забыли колпаки,

Молодые, мы забыли колпаки.

Девочки. Бояре, выбирайте невест,

Молодые, выбирайте невест.

Мальчики. Бояре, у вас все хороши,

Молодые, у вас все хороши!

Девочки. А мы сами себе кавалеров выберем.
Девочки выбирают партнеров по танцу.
Авдотья. По древнему обычаю дети делали свистульки и подражая голосами птиц,

приманивали, как считалось своим свистом Весну, навораживали

счастливый год, богатый урожай. А ну – кА, Весна – Весняночка да друзья

твои, покажите, как это было.

Весна. Слышите, ребята, как птицы поют? Давайте и мы с вами будем птицами. Мои друзья со свистульками – свистите, ну а все остальные птицы. Чем громче изобразим с вами птиц, тем счастливее будет год.
В зал входи Петух.
Петух. Услышал я, как вы меня звали, вот я и пришел. Я играть люблю, а вас как раз много. Вызываю вас на петушиный бой.
Несколько мальчиков по очереди меряются силой с Петухом (маленьким ребятам Петух поддается). Вариантов игры несколько:

1-й вариант. В обруче двое ребят упираются ладошками в ладошки друг друга: кто кого вытолкнет из обруча.

2-й вариант. Двое ребят стоят в обруче на одной ноге: кто кого вытолкнет из обруча.
Петух. Молодцы, сильные ребята. А я еще слышал свист. Вы свистели? А кто лучше? Давайте посмотрим.

Конкурс свистунов (по желанию).

Авдотья. Спасибо, Петушок, забавил ребят, оставайся с нами. Я еще много чего ребятам сегодня поведаю, и ты послушай. В мой день, ребята, оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние, пастуха нанимали на поле. А женщины да девушки брались по-настоящему за ткачество и занимались этим до посевных работ.
Мордовский танец.
Весна. А, знаете, ребята, что в этот день делаются смирными, ручными даже кикиморы. Кикиморами на Руси называли домашних духов.

Авдотья. А в некоторых местах есть такой обычай: в этот день из лесу приносят сучья, топят избы, чтобы весна была теплая. Смотрите-ка, а моя печь немного остыла. А ну-ка, ребята, сучья принесите скорей, растопите печь, и будет нам теплей.


Игра «Кто быстрее принесет сучья». Две команды ребят переносят с одного конца зала в другой сучья – наломанные сухие веточки: чья команда быстрее.

Авдотья. Печка русская, стоишь ты, широкая да ладная, пол-избы, почитай, занимаешь и накормишь ты нас, и обогреешь, и вылечишь, если нужно. Одно слово – матушка.


Спокойная музыка. Слышны вздохи, на сцене из-за печки появляется Домовой.
Домовой. Люди добрые, здравствуйте! Я пришел к вам с добром. Живу я за печкой уже много-много лет. Поддерживайте со мной хорошие отношения, не забывайте обращаться к дедушке-соседушке с ласковым словом, оставляйте немного еды. И я буду платить вам добром за добро, буду оберегать вашу скотинку, помогу содержать дом в порядке, предупрежу о грозящем несчастье. Ох-ох! Да засиделся я что-то, надо бы размяться.
Тихонько играет веселая русская народная музыка (например «Барыня»). Домовой начинает двигаться. Музыка звучит громче, скоморохи вызывают ребят присоединиться к Домовому, приглашают и гостей. Домовой спускается в зал к детям и все танцуют веселый русский танец.
Домовой. Хорошо косточки размял, теперь – за дело. Много видел я на своем веку, много знаю. А вот много ли вы знаете? Хочу задать вам несколько вопросов.

Вопрос первый. Какие нужны стройматериалы для того, чтобы сложить печь? И чирикал сам с собой какого качества они должны быть? (Кирпичи, глина, огнеупорные.)

Вопрос второй. Как проверить исправность печки? Плотная кладка или нет? (Взять кусок толя или что-нибудь подобное, зажечь его в печи, а задвижку не открывать. Если дым проходит через кладку, значит, надо заново перекладывать.)

Вопрос третий. Если дым из трубы идет черный, что это значит? (Печка топиться.)

Вопрос четвертый. Чтобы отлетела сажа от дымохода, что нужно сделать? (Жечь в печи картофельные очистки.)
(Заранее можно провести с детьми беседу о русской печке, например на уроке народоведения, или заранее дать детям задание – самим узнать как можно больше о печке.)
Домовой. Ну, спасибо, ребята. Все вы знаете, а раз знаете, то и мне спокойно за печкой лежать. До свидания, ребята. (Охая, уходит за печку.)
Делу время – потехе час. В свободное от весенних занятий время я люблю сказки слушать да небылицы. Я послушаю, какие вы небылицы знаете.

На веточке на голой, покрытой не листвой,

Сидел козел веселый, чирикал сам с собой.

Там заяц-лежебока тащил в зубах кота,

Лиса ловила мошек – такая красота!

А рядом, свесив ушки, сидел большой медведь,

А ты сиди и слушай, а я не буду петь.
Весна. Авдотья, а я тут узнала, что наши мальчики тоже небылицы знают. Вот послушай.
Два мальчика исполняют «небылицы в лицах».
-Мы с тобой шли?

- Шли!


-Пирожок нашли?

- Нашли!

- Я тебе его дал?

- Дал!


- Ты его взял?

- Взял!


- А где же он?

- Кто?


- Пирожок?

- Какой пирожок?

- Мы с тобой шли? (И т. д.)
Весна. А девочки наши тоже могут небылицы рассказывать.

1. Даря баба.

1) Даря баба, бабинесь, стряпамодо кол ульнесь.

Вай, дива, дивань тевть, косто сааесть истят превть?

2) Товт совавтыль беремасо, чапакс ичиль полинасо.

Мороюткось. Вай дива, дива-ван,

Мезе теян, ков молян?

3) Даря баба кши каясь, кшизэ кулов потс ваясь.

Мороюткось. Вай дива, дива-ван,

Мезе теян, ков молян?

4) Ямс сон каиль жив сараз,лапшас кериль цела ваз.

Мороюткось. Вай дива, дива-ван,

Мезе теян, ков молян?

5) Гость озавтыль полок лангс, ярсамс путыль каштом лангс.

Мороюткось. Вай дива, дива-ван,

Мезе теян, ков молян?


2. с. 13 Весна

3. Инсценировка «В гостях у Машеньки»

В стороне за красиво накрытым столом сидит девочка.

Ведущий. Вот красивый дом резной,

А карниз-то расписной,

Ворота тесовые,

А столбы дубовые.

В доме Машенька живет

И гостей сегодня ждет.

Так и пышет самовар,

Над столом клубиться пар.

Маша блинчики печет,

Маша песенки поет.

Вот и Мишенька идет,

Балалаечку несет,

Вдоль по улице пошагивает,

Балалаечкой побрякивает.

Под музыку на сцену выходит Миша с картонной балалайкой, «играет» на ней, подходит к Машеньке.

Миша. Я на ярмарку ходил,

Балалаечку купил.

К Маше в гости поспешу,

Балалайку покажу.

Дома ли Машенька?

Дома ли хозяюшка?

Напои меня чайком,

Угости меня медком!

Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

С самовару подходи,

Напою тебя чайком,

Угощу тебя медком.

Миша садится за стол.
Ведущий. Вот Алешенька идет

Да трещоточку несет,

Вдоль по улице пошагивает,

Да трещоточкой побрякивает.

Алеша. Я на ярмарку ходил

Да трещоточку купил.

К Маше в гости поспешу

Да трещотку покажу.

Дома ли Машенька?

Дома ли хозяюшка?

Напои чайком,

Угости медком!

Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

С самовару подходи,

Напою тебя чайком,

Угощу тебя медком.


Алеша садится за стол.
Ведущий. Вот и Сашенька идет,

Погремушечку несет,

Вдоль по улице пошагивает,

Погремушечкой побрякивает.

Саша. Я на ярмарку ходил,

Погремушечку купил.

К Маше в гости поспешу,

Погремушку покажу.

Дома ли Машенька?

Дома ли хозяюшка?

Напои чайком,

Угости медком!

Маша. Здравствуй, здравствуй, проходи,

С самовару подходи,

Напою тебя чайком,

Угощу тебя медком.

Саша садится за стол.

Маша. Вам понравился чаек?

Мальчики (вместе) Очень вкусный был медок!

Маша. А теперь прошу народ

В развеселый хоровод.

«Ах, вы сени»

Авдотья. А еще, ребята, я хочу вам вот что рассказать. Талой мартовской водой на Веснянку- свистунью мыли полы. Этой же мартовской водой-снежицей обливали стены, поливали цветы, обтирали больных. Все в доме начинало дышать весной. Вода этого дня считалась особой весенней ценностью. Говорили: «У Авдотьи вода – у Егория трава». И самовар обязательно наполняли этой водой. Наш самовар тоже с весенней водой. И в этот день пекли обрядовое печенье, придавали ему вид жаворонков. Этим печеньем кормили птиц – вестников весны. Считалось, как пройдет праздник, с весельем или нет, такой и жди весны – скорой или затяжной. Я вас, ребятишки, жаворонками угощаю. Вы их возьмите, с ними бегите на улицу, весну позовите.

Авдотья раздает детям печенья. Дети пробегают по залу со словами:

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое весну красную!



На улице можно организовать игры с закличками, а затем гостей пригласить к самовару с печеньем.