Аудиты в области качества по стандарту iso 9001: 2000 превращая соответствия в чистую прибыль Салли Стивену Саймону и Эрин за все те - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Аудиты в области качества по стандарту iso 9001: 2000 превращая соответствия в чистую - страница №17/19




цель наблюдательных визитов

Наблюдательный визит происходит примерно раз в полгода и охватывает от 20 до 30 процентов системы. Эти визиты призваны верифицировать постоянную реализацию и результативность системы менеджмента качества.

Большинство организаций и рынков носит динамичный характер. А раз так, то системы качества организаций должны быть в состоянии реагировать на превалирующие обстоятельства и отражать цели и деятельность организации в любой момент времени. Программы внутреннего аудита часто неработоспособны, а внешний наблюдательный аудит может стать для организации чем-то вроде шоковой терапии, когда выяснится, например, что ее система уже не сущность бизнеса организации.

Если система отражает динамическую структуру бизнеса, а внутренний аудит организации и процессы анализа являются сильной стороной системы, наблюдательные визиты превращаются в формальность. Но, к сожалению, это происходит очень редко. Наблюдательный аудит проводятся с целью убедиться, что компания постоянно улучшает свою систему менеджмент качества и координирует ее с целями своего бизнеса.

Поскольку сертификация системы менеджмента качества распространяется на период в три года, организации обычно стремятся завершить полный аудит системы во время первоначальной сертификации, а затем в течение последующих трех лет работать над системой. Некоторые сертификационные органы работают по другому временному интервалу. Завершающий аудит в конце третьего года и аудит для продления срока действия сертификата часто совмещают. Это в большей степени относится к коммерческим соображениям, чтобы предотвратить обращение организации к другому сертификационному органу.

Исключая случаи, когда имеются существенные (серьезные) несоответствия, что подрывает доверие к продукции, во всех других обычно увязывают по времени последующий визит (дополнительный аудит) с очередным наблюдательным аудитом. Решение по этому вопросу также принимает сертификационный орган.



объявлять или не объявлять

О проведении внутренних аудитов всегда следует объявлять заранее; в противном случае это может повлечь за собой политические проблемы в бизнесе. Наблюдательные аудиты второй стороны (со стороны потенциальных партнеров) тоже всегда объявляются заранее - это дает возможность организациям осуществить организационные мероприятия. О наблюдательных аудитах третьей стороны тоже обычно объявляют заранее, хотя это вопрос спорный.

С одной стороны, о них не стоит объявлять, чтобы руководство компании не заставило своих сотрудников бегать повсюду, навешивая ярлыки и бирки на все что угодно, занимаясь строительством «прекрасного предприятия» на день аудита. Иными словами, позвольте аудитору увидеть компанию такой, какая она есть в действительности. Как возражение против такого подхода - возникновение проблем организационного характера, которые создают необъявленные заранее аудиты, и впечатление подхода полицейского характера, а не партнерского, который аудиторам следует в себе воспитывать.

С другой стороны, о наблюдательных аудитах следует объявлять, поскольку это дает сторонам достаточно времени для планирования аудита, с тем, чтобы обе партии были подобающим образом подготовлены.

Нейтральная позиция состоит в том, что аудитор резервирует за собой право наносить визиты без оповещения, может быть только, если используется такой подход при особых условиях (расчетливо). Вопрос заключается в том, «зачем?» и «когда?».

Если несоответствия обнаруживаются в компании во время спланированных и объявленных наблюдательных аудитов, какие преимущества дает нам необъявленный аудит? Если у компании никогда не было несоответствия, при осуществлении необъявленного визита может создаться впечатление, что аудитору была дана установка найти несоответствие и для этого выбран такой скрытый метод.

Как ни странно, некоторые компании дают запросы на аудиты без оповещения! Такие аудиты инициируются, когда:


  • в компании, проходившей аудит, произошла глубокая реорганизация (например, слияние с другой компанией или ее поглощение);

  • есть сомнения относительно целостности (гарантий) качества продукции проходившей аудит компании;

  • организация модифицировала линейку своих продуктов или процессов (например, изменения области распространения действия системы менеджмента качества).

Если выбран аудит без оповещения, будьте готовы просидеть на проходной или в приемной в течение продолжительного периода времени!


Что делать и чего не делать

во время наблюдательных визитов

Хорошей практикой является привлечение в наблюдательный аудит тех сотрудников, кто не не привлекался в предыдущем аудите (например, новых сотрудников). Это обеспечивает целостность и неразрывность системы менеджмента качества. Также имеет смысл возвращаться к областям деятельности, вызывающим озабоченность по результатам предыдущих аудитов, чтобы убедиться, что корректирующие мероприятия продолжают оставаться результативными.

Изучите отчеты о внутренних аудитах и результаты процесса анализа со стороны руководства, поскольку это те внутренние методы определения результативна ли система менеджмента качества.

Необходимо составлять отчет, и, если в этом есть нужда, отчеты о несоответствиях, прослеженных в ходе процессов, когда были получены данные и установлены корректирующие действия, обсужденные раньше.

Стоит избегать привычной проверки записей о подготовке (обучении), калибровке и управлении документами. Они не более важны, чем любые другие требования ISO 9001:2000 и, следовательно, не должны подлежать проверке на каждом наблюдательном аудите.

Часть 14


Будущее аудита

принципиальное изменение:

установление новой модели

В течение следующих пяти лет в аудитировании должно реализоваться принципиальное изменение в подходе. Акцент аудита должен быть направлен на реальное улучшение в контексте с целями бизнеса, а не на поисках тривиальных несоответствий. Это изменение востребовано как самими аудиторами, так и представителями руководства аудитируемых организаций.

Ресурсы не могут выделяться отдельно для аудитов качества, окружающей среды и безопасности; эти аудиты должны быть объединены, поскольку требуется всесторонняя подготовка аудиторов в новых областях экспертизы.

Методы проведения аудита не могут концентрироваться лишь на соответствии, а должны в гораздо большей степени акцентироваться на результативности и постоянном улучшении. Аудиторы должны меньше времени тратить на выяснение того, как делается то-то и то-то, и больше думать о том, зачем это делается и как это связано с другими бизнес-процессами фирмы в целом.

Сам аудитор должен измениться и подняться выше стандарта среднего статистического менеджера по качеству. Чтобы это случилось, органы по сертификации должны приготовиться больше тратить денег на привлечение нужных людей.

Нет никаких причин против того, почему бы внешний аудитор не мог возглавить команду внутренних аудиторов в более скрупулезном аудите системы менеджмента качества дважды в год. Для этого требуется только доверие между сторонами, но это и предлагает отличный подход для улучшения всесторонней результативности процесса аудита.

Объединение аудитов по ISO 9001 и оценок на соответствие национальным стандартам или с целью присуждения награды является другой возможностью. Но в этом случае проверяющие не должны опускать планку до посредственного и неинтересного оценивания внедрения требований стандарта ISO 9001.


самооценка

Органы по сертификации и аудитируемые могут придти к соглашению по методам оценки для идентификации областей для улучшения и в соответствии с требованиями стандарта, а не просто на основе положительного или отрицательного доклада. Ниже приводится пример такого метода.



ISO 9001:2000 Самооценка

Ответьте на вопросы, выставив своей организации баллы по следующей системе:

5 = абсолютно согласен; 4 = согласен; 3 = не могу выразить свое отношение; 2 = не согласен; 1 = абсолютно не согласен.



Если вопрос не имеет к вам отношения, не оценивайте по нему и при подсчете баллов по разделу вычтите из общего количества вопросов количество вопросов, отмеченных прочерком (или N/A – не применяется).

Раздел 1. Общие требования




5

4

3

2

1

1. У нас имеются ясные свидетельства постоянного улучшения системы менеджмента качества.
















2. Мы понимаем наши бизнес-процессы и их взаимодействие.
















3. Все наши процессы планируются, подвергаются мониторингу, находятся под управлением и постоянно улучшаются.
















4. Процессы, переданные для выполнения сторонним .



















Общее число баллов по разделу 1




А










Количество вопросов, имеющих отношение к организации




В

А/В * %







Раздел 2. Требования к документации




5

4

3

2

1

5. Наша система менеджмента качества содержит осмысленную содержательную политику и измеримые цели.
















6. Наши руководство по качеству и процедуры добавляют ценность для нашего бизнеса.
















7. Записи, которые мы ведем, находятся в соответствии с законодательством.
















8. Область распространения нашей системы понятна каждому.
















9. Наша система предотвращает использование устаревших версий документов.
















10. Наши отчеты и записи легко восстановимы.



















Общее число баллов по разделу 2




С










Количество вопросов, имеющих отношение к организации




D

C/D * %







Раздел 3. Ответственность руководства




5

4

3

2

1

11. По их действиям легко идентифицировать поддержку высшего руководства.
















12. Высшее руководство искренне заинтересовано в удовлетворении потребителей в системе.
















13. Все наши сотрудники понимают смысл нашей политики качества и ее отношение к их работе.
















14 Каждый понимает свои цели в работе в контексте требований к качеству.
















15. Имеется процесс строгого планирования в области качества.
















16. Система остается результативной даже во время реорганизации.
















17. У каждого есть четко определенные ответственность и полномочия
















18. Представитель руководства обладает соответствующими полномочиями.
















19. Внутренняя коммуникация результативна и своевременна.
















20. Процесс анализа управления является результативным способом оценки результативности системы и ведет к постоянному улучшению.



















Общее число баллов по третьему разделу




E










Количество вопросов, имеющих отношение к организации




F

E/F * %







Раздел 4. Менеджмент ресурсов




5

4

3

2

1

21. Все сотрудники выполняют свою работу на должном уровне компетентности.
















22. Потребности в уровнях компетентности определены и соответствующее обучение проводится.
















23. Обучение оцениваются с точки зрения результативности.
















24. По обучению ведутся записи.
















25. Здания, оборудование и рабочее пространство пригодны для выполнения работы качественно.
















26. Производственная среда приемлема и безопасна.



















Общее число баллов по четвертому разделу




G










Количество вопросов, имеющих отношение к организации




H

G/H * %







Раздел 5. Планирование проектов




5

4

3

2

1

27. Мы понимаем цели в области качества и требования к нашей продукции/услугам.
















28. Мы внедряем результативные средства управления процессами, чтобы обеспечить приемлемый уровень продукции/услуг.
















29. Наши отчеты и записи демонстрируют, что наша продукция и наши процессы приемлемы.



















Общее число баллов по пятому разделу




I










Количество вопросов, имеющих отношение к организации




J

I/J *%







Раздел 6. Менеджмент потребителей




5

4

3

2

1

30. Нами разработаны и внедрены результативные процессы для понимания требований потребителей.
















31. Нами разработаны и внедрены результативные процессы для понимания юридических требований, предъявляемые к нашей продукции.
















32. Прежде чем договариваться о поставке продукции потребителю, нами проводится анализ его требований.
















33. Мы не беремся за поставки того, чего не можем доставить или обеспечить.
















34. У нас всегда есть письменные документы, свидетельствующие о том, что потребитель выдвигает в качестве требований.
















35. Мы профессионально осуществляем менеджмент изменений требований клиентов.
















36. Мы справляемся со всеми обращениями потребителей очень хорошо.



















Общее число баллов по шестому разделу




K










Количество вопросов, имеющих отношение к организации




L

K/L * %








Раздел 7. Проектирование и разработка




5

4

3

2

1

37. У нас результативные процессы планирования проектирования и разработки.
















38. Уровни ответственности в рамках процесса проектирования и разработки строго определены.
















39. Мы разрабатываем планы по проектированию на современном уровне требований.
















40. Мы используем все соответствующие внутренние и внешние источники информации в процессе проектирования и разработки.
















41. Наши чертежи и/или спецификации обеспечивают всю необходимую информацию, требуемую для производства и тестирования наших продуктов.
















42. Нужные люди привлекаются к процессу анализа проектирования в нужное время.
















43. Прежде, чем привлекать производственные ресурсы, мы проводим верификацию проектирования.
















44. Мы проводим валидацию того, насколько продукция отвечает потребностям пользователя.
















45. Мы результативно осуществляем менеджмент изменений/модификаций в проектировании.



















Общее число баллов по седьмому разделу




M










Количество вопросов, имеющих отношение к организации




N

M/N * %







Раздел 8. Закупки




5

4

3

2

1

46. Мы соответствующим образом управляем нашими поставщиками.
















47. Мы подбираем поставщиков на основе определенных критериев.
















48. Мы периодически оцениваем деятельность наших поставщиков, и она постоянно улучшается.
















49. У нас результативный процесс размещения заказов потребителей.
















50. У нас результативные формы проверки для обеспечения того, что закупленная продукция отвечает нашим требованиям.



















Общее число баллов по восьмому разделу




O










Количество вопросов, имеющих отношение к организации




P

O/P * %







Раздел 9. Управление производственными процессами




5

4

3

2

1

51. Наши процесс производства управляются должным образом
















52. Мы управляем выходами всех наших производственных процессов.
















53. Мы имеем результативные средства управления идентификацией и прослеживаемостью продукции.
















54. Собственность наших потребителей находится под результативным управлением.
















55. Способы обращения, хранения, упаковки, доставки обеспечивают сохранность продукции и не допускают ее порчи или повреждений.
















56 Все значимое оборудование должным образом откалибровано.



















Общее число баллов по девятому разделу




Q










Количество вопросов, имеющих отношение к организации




R

Q/R * %







Раздел 10. Измерение, анализ и улучшение




5

4

3

2

1

57. У нас результативные процессы постоянного улучшения.
















58. Мы измеряем и реагируем на данные по удовлетворенности потребителей.
















59. У нас имеется результативный процесс внутреннего аудита, который ведет к существенным улучшениям.
















60. Измерения процессов обеспечивает результативную деятельность в бизнесе.
















61. Измерения продукции обеспечивают то, что мы отвечаем на требования потребителя.
















62. Продукция не может реализовываться до тех пор, пока все установленные проверки не будут выполнены.
















63. Мы результативно управляем несоответствующей продукцией.
















64. Процессы для сбора данных и анализа ведут к улучшениям.
















65. Система менеджмента качества постоянно улучшается.
















66. Корректирующие действия предотвращают повторное возникновение проблем.
















67. Предупреждающие действия предотвращают возникновение возможных проблем.



















Общее число баллов по десятому разделу




S










Количество вопросов, имеющих отношение к организации




T

S/T * %










Подсчет результатов

Раздел

Название

%

1

Общие требования




2

Требования к документации




3

Ответственность руководства




4

Менеджмент ресурсов




5

Планирование проектов




6

Менеджмент потребителей




7

Проектирование и разработка




8

Закупки




9

Управление производственными процессами




10

Измерение, анализ и улучшение




Итог

средний балл




Посмотрите на круговую диаграмму с результатами (каждый круг представляет собой десять процентов, ноль находится в центре). Поставьте себе на ней баллы по каждому разделу.


Диаграмма круг



<< предыдущая страница   следующая страница >>