Архитектурный облик любого города - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Архитектурный облик любого города - страница №1/1

Выступление.

Архитектурный облик любого города – это многолетний труд миллионов людей: зодчих, архитекторов, художников, скульпторов, и, наконец, простых рабочих, притворявших в жизнь сотни замыслов. Неповторимые и уникальные соборы, дворцы, парки восхищают сердца людей, очаровывают их души. Архитектурные шедевры города - это слияние различных архитектурных стилей, влияние многих исторических эпох. К сожалению, многие люди не осознают культурной ценности своего города и не интересуются причинами его мировой известности. Мы задались вопросами: «В чем секрет всех этих шедевров? В чем истоки мастерства архитекторов? Какие знания, опыт и архитектурные стили легли в основу создания этих шедевров?»; и постаралась найти ответы на эти и многие другие вопросы, исследуя взаимосвязь архитектуры и геометрии. Начав исследование этой темы, мы заинтересовались геометрическим построением зданий, стрельчатых, полуциркульных и подковообразных арок, их видоизменением в различных исторических эпохах и стилях. Мы выбрали эту тему, так как она представляет для нас большой интерес и предоставляет возможность научных исследований. Нас всегда восхищала удивительная гармоничность этих прекрасных сооружений. Очень интересно окунуться в мир архитектуры, внимательнее рассмотрев его с точки зрения геометрии.

Архитектура и геометрия тесно связаны. В архитектуре строго уравновешены наука, техника, искусство. Гармоничное единство этих начал помогает создавать памятники, совершенство которых не подвластно времени.

Математика и архитектура неразделимы, в этом древнейшем союзе, изобретательности и таланте русских зодчих и заключается главный секрет красоты и гармонии русских храмов.

Без греческих и римских развалин, без узких средневековых улочек и таинственных замков, без кружева готических соборов и очарования древнерусских храмов наше представление о прошедших эпохах были бы невообразимо бедными. Архитектура бифункциональна: она призвана отвечать не только эстетическим, но и утилитарным требованиям, она должна создавать не только прекрасное, но и полезное.

Актуальность: Актуальность темы в том, что архитектура, или зодчество, формирует

пространственную среду для жизни и деятельности людей. Как всякий вид

искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей,

взглядами и идеологией. Ведь именно по архитектурным стилям можно

определить эпоху строительства, социально-экономический уровень страны,

нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю,

национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры

людей этой страны.

Цель работы: изучить, как геометрия применяется в архитектурных стилях. Проследить применения данных архитектурных приемов в различных стилях и культурах.

Задачи исследования:

-исследовать особенности построения древних и современных зданий;

-доказать, что еще в древних временах широко использовались геометрические закономерности;

- Проследить применения архитектурных приемов в различных стилях.

- увидеть и доказать, что архитекторы на протяжении трехсотлетней истории широко применяли знания и опыт древних зодчих.

Гипотеза: если соотношения математических закономерностей применять при строительстве архитектурных сооружений, то они будут служить воплощением гармонии и красоты.

Стиль в искусстве - понятие многогранное. Можно говорить о стиле отдельного произведения или жанра, об индивидуальном стиле отдельного автора, а также о стиле целых эпох: стиль Возрождения, барокко, рококо, классицизм.

Художественный стиль-понятие универсальное. Он распространяется на все виды искусства данной эпохи, проявляется в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном, музыкальном и театральном искусстве.

Слово «стиль» происходит от греческого слова stylos-так называлась палочка для письма по воску. Любая эпоха пишет свою историю. Обладая своей образной системой, поэтому можно сказать, что стиль-это почерк времени в данном месте в данный час. Стили, как люди, имеют несколько возрастов: младенчество, зрелость и старость, но у каждого стиля эти периоды имеют разную продолжительность. Таким образом, стиль-это понятие живое, изменяющееся.

Каждый стиль порождается определенной эпохой и вместе с ней развивается и отмирает или переходит в другой стиль.

Архитектурный стиль-это совокупность основных черт и признаков архитектуры данного времени, данного народа. Можно определить три стороны архитектуры: функциональную, техническую и эстетическую, связав их в единое целое.

функциональность выражается в том, что новые типы сооружения появляются тогда, когда в них возникает потребность. Это может быть связано с политическим устройством страны, ее общественным укладом, уровнем технического прогресса, бытовыми условиями, религией, традициями. В Древнем Риме строили грандиозные общественные бани-термы. В Средние века их перестали возводить. Зато невиданные масштабы приобрело строительство замков и монастырей.

Вторая сторона архитектуры – конструктивная - так же неразрывно связана со стилем. Например, применение «римского бетона» открыло перед древнеримскими архитекторами возможность возведения большепролетных конструкций и сводчатых перекрытий. Так появились акведуки, громадные цирки (Колизеи), театры, термы, базилики, многочисленные триумфальные арки.

Эстетическая сторона архитектуры в быту определяется словом «красивый».

Развитие и смена архитектурных стилей неразрывно связаны с историей. Смена эпох всегда влекла за собой смену стиля.

Таким образом, формирование стиля - это очень сложный и длительный процесс. Стиль по продолжительности существования чаще всего совпадает с исторической эпохой или с историей цивилизации или народа. В истории человечества не было архитектурного стиля, памятники которого нельзя было бы сегодня увидеть и даже потрогать.



Ни один из видов искусств так тесно не связан с геометрией как архитектура. Архитектурные сооружения состоят из отдельных деталей, каждая из которых строится на базе определенных геометрических фигур либо на их комбинации. Кроме того, форма любого архитектурного сооружения имеет своей моделью определенную геометрическую фигуру, каждая из которых обладает уникальным, с точки зрения архитектуры, набором свойств.

Эстетические особенности архитектурных сооружений изменялись в ходе исторического процесса и воплощались в архитектурных стилях. Стилем принято называть совокупность основных черт и признаков архитектуры определенного времени и места. Геометрические формы, свойственные архитектурным сооружениям в целом и их отдельным элементам, также являются признаками архитектурных стилей. Рассмотрим наиболее популярные архитектурные стили.

Каждому стилю присущи свои собственные признаки. Рассмотрим несколько архитектурных стилей:



  • Начнем с античной архитектуры, появившейся еще в VIII веке до нашей эры и просуществовавшей до V века нашей эры. Родоначальником этого стиля была Древняя Греция, а затем он распространился и в Древнем Риме. Античному стилю свойственны ордерная система, колонны, арки, цилиндрические своды, скульптуры богов и богинь. В Греции предпочитали рациональность, а в Риме богатство украшений. Декоративные украшения интерьера расписывали в геометрическом, зверином, черно- и краснофигурном стилях. Гармония античного стиля отразилась и на других архитектурных стилях, более молодых – классицизм, ренессанс, неоклассицизм.



  • В X-XII веках нашей эры в Западной Европе и части Восточной Европы фаворитом был романский стиль. Постройки возводили на возвышенной местности. Романскому стилю характерны массивные стены, узкие оконные проемы, ступенчато-углубленные порталы. Основательность и прочность зданию придавала гармония с природой и лаконичная внешняя отделка. Основой крепости служил донжон – башня, а вокруг него уже располагали остальные постройки незатейливых геометрических форм – куба, цилиндра, призмы. В качестве строительного материала, как правило, использовали местный камень, что придавало еще большую гармонию с окружающей природой.

  • На смену романскому стилю пришел готический. Господствовал он с середины XIII века до начала XVI. В основном в таком стиле возводили соборы, монастыри, церкви и храмы. Готическому стилю характерны узкие высокие ажурные башни, большие стрельчатые арки, стрельчатые окна с разноцветными витражами, изогнутые статуи, сложный орнамент, резные алтари. Основой готического стиля стала каркасная система архитектуры, что позволило делать большое количество окон и значительно облегчить конструкцию в целом.

  • С начала XV века появляется архитектурный стиль возрождение (ренессанс) и господствует он 2 столетия. Особенно ярко этот стиль проявился в Италии. В ренессансе есть многое от античной архитектуры, например, ордерная система и орнамент на внешних стенах. Именно с этим стилем появилась штукатурка, не только в качестве раствора, но и в декоративном смысле. Своды и купола в основном делали глухими, но не массивными. Арочные галереи и коридоры делали с крестовыми сводами. Более частыми объектами строительства в стиле ренессанс были дворцы для торговой аристократии, как новой, так и старой.

  • Стиль барокко пришел на смену ренессансу. Он отличается обилием криволинейных форм. Грандиозные архитектурные ансамбли (группа зданий, объединенных общим замыслом) дворцов и вилл, построенных в стиле барокко, поражают обилием украшений на фасадах и внутри зданий. Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы, создавая впечатление постоянной подвижности, изгибаются, громоздятся друг на друга и переплетаются с узорами, украшениями, скульптурами. Этот великолепный и пышный стиль просуществовал недолго.

  • В начале XVIII века во Франции появляется уже более знакомый современности стиль рококо. Стилю характерна легкость и игривость, отсутствие строгой симметрии, исчезает контрастность, и появляются сложные темные оттенки. Фасады зданий в основном ничем не украшены, зато внутри все оформлено лепным растительным орнаментом. Окна делали прямоугольными полуциркульными, а по периметру их украшали растительным узором. Стиль рококо называют также королевским, использовался он до конца XVIII века.

  • С XVII по XIX век популярным был классицизм, отличавшийся своим рационализмом и эстетичностью. Архитектура снова обратилась к временам античной строгости, простоты и монументальности. Классицизму характерны гладкость стен в сочетании с ордером, сдержанный декор, колонны, античный орнамент. Здания возводили прямоугольной формы или в качестве ротонды, на крыше часто устанавливали статуи. Для внутреннего убранства использовали дорогие материалы, интерьер часто украшали скульптурой и лепниной.

  • Ампир — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков, военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).

  • Неогрек — архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продолжался до прихода стиля модерн в конце 19 века.

  • В 30-е годы XIX века появляется архитектурный стиль эклектика, популярен он был более полувека. Этот стиль часто путают с другими, так как он является смешением нескольких стилей сразу, поэтому и постройки в стиле эклектика сильно разнятся между собой. Одни здания выдержаны в довольно таки строгом стиле, другие, напротив, выглядят роскошно. Стиль зданий зависел от назначения постройки и средств заказчика.

  • Модерн появился в начале XX в., как попытка освободиться от долгого подражания античности, как желание создать новые формы из новых материалов – металла, стекла, бетона, керамики. Поиск новых форм и освоение новых материалов привели к новым видам композиций. Стиль не имеет строгих симметричных конструкций.

  • Брутализм  — название стиля было образовано британскими архитекторами Элисон и Питером Смитсон от французского термина «необработанный бетон». Архитекторы-бруталисты всячески подчёркивали грубую фактуру бетона, которую не считали нужным скрывать ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской. Предпочитали нарочито тяжёлые, монотонные, прямолинейные формы («дома-коробки»).
    Брутализм получил наибольшее распространение в Великобритании и в СССР. Многие сторонники этого стиля исповедовали социалистические взгляды, выделяя среди его достоинств не только дешевизну строительства, но и бескомпромиссную антибуржуазность и «честность» этого стиля.