Архитектура и живопись в xiv—xvi веках Зодчество в xiv—xv веках - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Архитектура и живопись в xiv—xvi веках Зодчество в xiv—xv веках - страница №1/1

§ 27. Архитектура и живопись в XIV—XVI веках

Зодчество в XIV—XV веках. В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского был построен со­бор Спаса-Преображения.

В XIV веке одним из центров каменного строитель­ства становится Новгород. Здесь были построены хра­мы, ставшие классическими образцами новгородского стиля, — церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине улице. В отличие от сурового внешнего об­лика новгородских церквей XII—XIII веков, эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады украшались декоративными ниша­ми с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.

Крупное строительство велось в Новгороде и в пер­вой половине XV века. В 1433 году немецкие и новго­родские мастера построили в кремле Грановитую пала­ту, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские боя­ре строили себе каменные палаты.

Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Так как Псковская земля находилась на окра­ине Руси, то значительное развитие получило здесь обо­ронное зодчество. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из круп­нейших военных сооружений Руси. В самом Пскове был возведен большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся ар­хитектура Пскова имела крепостной облик, здания бы­ли суровы и лаконичны.

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите в Москов­ском Кремле строятся четыре каменных храма: Успен­ский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествич- ника и Спаса на Бору.

Свидетельством возрастания политического могу­щества Москвы стало возведение в 1367 году белока­менного Кремля. Накануне Куликовской битвы в Ко­ломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Постройки созда­вались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности сто­личного положения Москвы от Владимира.

Формирование единого государства поставило Москву в особое положение. Она превратилась в сто­лицу Русского государства, в ней размещалась резиден­ция великого князя всея Руси. Это потребовало соот­ветствующего изменения ее облика. Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашались архи­текторы из Италии, лучшие мастера со всей Руси. Италь­янцы привезли в конце XV века новый строительный материал — кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный за­вод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Крем­ля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Наиболее величественной построй­кой, возвышающейся в самом центре Кремля, был Успенский собор. Замысел этого сооружения принадле­жал Ивану III, потребовавшему создать самый внуши­тельный собор на Руси. Причем он предложил Фиора- ванти взять за образец знаменитый Успенский собор во Владимире. Впечатление русского человека от этой «церкви» выразил летописец: «Была же та церковь чудна очень величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такой прежде не бывала в Руси, кроме Владимирской церкви».

Однако кирпич не полностью вытеснил белый ка­мень, из которого по-прежнему выкладывали фунда­менты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари по­строили в Кремле Грановитую палату. Снаружи пала­та была выложена белыми гранеными камнями, от которых и получила свое название. Грановитая пала­та предназначалась для торжественных приемов, и празднований.

Московский Кремль, созданный как парадная рези­денция русских великих князей, стал символом их могу­щества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от ор­дынского владычества.

Архитектура Московского государства в XVI веке. Сложные политические события и экономические про­цессы, проходившие в Русском государстве, сказались и на развитии российской культуры. Рост городов, кото­рый шел прежде всего на вновь присоединенных терри­ториях, привел к повышенному вниманию к вопросам градостроительства и архитектуры. Укрепление цент­ральной власти, придание ей самодержавных черт по­требовали соответствующего оформления столицы Рус­ского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимающиеся вопросами архитектурного об­лика столицы — Городовой приказ, Приказ камен­ных дел. Москва становится центром русского зодчест­ва. Здесь появляются новые архитектурные стили и на­правления. На вкусы Москвы ориентируются даже са­мые отдаленные города.

Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся почти все боярские усадь­бы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появ­ляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также государственные уч­реждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

Но особенно ярко художественные достоинства ар­хитектуры проявились в церковных постройках. Камен­ное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся па­мятником шатровой архитек­туры стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигну­тый в 1532 году в честь рожде­ния у Василия III долгождан­ного наследника — будущего Ивана Грозного.

Вершиной русского зодче­ства по праву считается возве­денный в 1555—1560 годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юроди­вого, погребенного у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот уди­вительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдель­ных его главок.



Русская живопись XIV века. Феофан Грек. С XIV ве­ка начинается расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал все свое мастерство новой роди­не. Одной из лучших работ мастера является фрес­ковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине улице.

Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполне­ны в несвойственной византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутрен­нему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. Таким самобытным творением яв­ляется икона Донской Богоматери. Темно-вишневую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазка­ми синего, зеленого и красного цветов. Никогда еще Святая Дева не получалась такой одухотворенной и земной.

В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождест­ва, Кремлевский терем великого князя Василия I, со­здал фрески для Архангельского собора. Однако глав­ным его творением стало создание иконостаса для Бла­говещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появились в русских церквях в кон­це XIV века (византийская культура не знала таких больших иконостасов).
Русский иконостас представлял собой часть внутрен­него убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона свя­того или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изо­бражался Христос, а по бокам в молитвенных позах Бо­гоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, арханге­лы, святители. В благовещенском иконостасе было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.

Русская живопись XV—XVI веков. Андрей Рублев. В конце XIV —начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее яр­ким ее представителем был гениальный русский худож­ник Андрей Рублев. Он был монахом Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Дании­лом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире, а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря.

Самая известная работа Рублева - икона «Святая Троица» написана для иконостаса Троицкого собора. Он впервые изобразил Святую Троицу в виде трех пре красных юношей — ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, доб­рожелательную, но очень печальную беседу. В тяжелые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

В творчестве Рублева получает свое логическое за­вершение процесс отделения русской живописи от ви­зантийской. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях он создавал образы живых людей, передавал душевные переживания и настроения рус­ского человека того времени.

Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль.

Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV — начала XVI века был знатный князь, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. Работы Дионисия отличались утонченным ри­сунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны
настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизо­ды их жизненного пути.

В период правления Ивана IV все чаще в религиоз­ную живопись включались сюжеты, отражающие ре­альные исторические события.

В середине XVI века в Москве была написана ог­ромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне летит Архангел Михаил. В центре фигура визан­тийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения — истолковать воен­ный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».

Таким образом, XIV—XVI века — это время воз­рождения и дальнейшего развития русского каменно­го зодчества, формирования национальной живопис­ной школы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Какие черты были характерны для русского зодчества в XIV—XV веках?

  2. Каково было значение строительства Московского Кремля? Как изменился его облик в XVI веке?

  3. Расскажите о шедеврах русской архитектуры XVI века.

  4. Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле? Каковы характерные черты его манеры живописи?

  5. Что является свидетельством появления в России нацио­нальной школы живописи?

ДОКУМЕНТЫ

РУССКИЕ ИСТОРИКИ НАЧАЛА XX ВЕКА О ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Андрей Рублев родился на грани двух эпох. Если XI, XII и XIII века в истории русского искусства яв­ляются периодом заимствования, то XIV век зна­менует начало расцвета русской иконописи на национально-самобытных основах. От Византии были восприняты: изящность формы, тонкость линий, правильность рисунков, словом, техника древней иконописи. Содержание же было вложе­но подлинно русское, самобытное. Особеннос­тью творчества Андрея Рублева является возвы­шенное, проникнутое любовью стремление к да­лекому духовному началу, что было вообще отли­чительной особенностью древнерусской иконо­писи того периода...

В отличие от византийского немого письма, руб­левские иконы поражают необычайной чуткостью передачи внутренних движений человеческой души.

Эта особенность бросается в глаза при первом взгляде на икону Рублева «Св. Троица»... Какая-то неземная просветленность и особая ос­трота чувства прекрасного привлекают внимание к этой иконе даже тех людей, которые чужды ре­лигиозности. В этой одухотворенности, в этом отрыве от всего земного выражается самобытная особенность национального русского духа, ярко выявленная в творчестве преподобного иконо­писца Андрея Рублева.

(И. Н. Заволоко)

Эта икона («Святая Троица») изображает трех ан­гелов за трапезой, которую им, согласно библей­скому рассказу, предложил Авраам. На столе по­ставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ни­чего больше — ясно, что это один только символ

трапезы, только намек на нее. Художник наме­ренно так упрощенно изобразил угощение Авра­ама: все внимание зрителя он хотел сосредото­чить на небесных гостях. Нежные, стройные фи­гуры ангелов, их склоненные головы с задумчи­вым взором, устремленным куда-то вдаль, краси­во вырисовываются на фоне легкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется поистине молиться, — столько в них умилительного, воз­вышенного и духовного.



В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды, поворот головы и корпуса, по­ложение рук, согласованность линий человечес­кого тела с линиями пейзажа (деревьев), вдохно­венность содержания и прелестное сочетание красок.

(Е. Шмурло)



Вопросы к документам

  1. Каковы особенности творчества Андрея Рублева? Чем оно отличается от византийской школы?

  2. В чем вы видите принципиальное отличие творения Рублева от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?

Запомните новые слова

ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ — вид архитектурного сооружения, которое завершается высокой многогранной пирамидой. ЮРОДИВЫЙ — странник, аскет, обладающий даром пред­видения.