страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Антропологические проблемы философии - страница №1/1
![]() Антропологические проблемы философии В 20 веке рождается философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания. Макс Шелер, Г.Плесснер. «Что есть человек и каково его положение в бытии?». Основатели этой школы ставили задачу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология стремится создать целостное представление о человеке на основе всех достижений частных наук о человеке — как гуманитарных так и естественнонаучных. Задача философской антропологии — разработка проблемы сущности человека. В истории европейской философии основателем учения о человеке считается Сократ. «Познай себя и стань им» (тем, что ты есть). Историко-философские представления о сущностной природе человека. античность: человек есть образ космоса — малый мир, микрокосм. Единство души и тела. Христианство — человек есть образ Бога. «Человек есть плотское и духовное существо. Чувствующее сердцем бога (в библии не разум, а сердце повторяется 851 раз) Возрождение — автономное существо, живая целостность, способная творить, подобно богу. Новое время — специфика человека — его разум, способность мышления. Разум важнее сердца, он господин чувств.
Маркс подчеркивает общественную (трудовую, деятельностную) природу человека. «человек — совокупность общественных отношений». Ницше создает идел человека будущего — Сверхчелоек. Фрейд исследует структуру сознания, психики человека, где бессознательное детерминирует личностное развитие. Экзистенциализм не ставит вопрос о сущности, важнее вопрос о существовании. «Существование предшествует сущности». Проблема индивидуального бытия и ее подлинности, истинности. Кассирер — человек творец культурных символов. В языке, труде, религии, искусстве и тд происходит удвоение символизация самого человека. Выводы:
Таким образом человек есть сущность социально-биологическая. Носитель индивидульных (уникальных, неповторимых природно, наследствено-обусловленных) черт и социально-личностных, приобретенных, развитых в процессе социализации и инкультурации черт и свойств. Человек как личность есть субъект культурно-исторического творческого процесса. Для философии важны мировоззренческие черты личности, их формирование и развитие в течение всей жизни человека: знания, убеждения, принципы, идеалы, ценностные ориентации, морально-нравственные основания, способности творческой самореализации, формирование целостного гармоничного мышления и мировоззрения (например, в отличие от религиозно-фанатических установок в поведении и мышлении, или крайне сциентистских — рациоонально-научных форм миропонимания). Ответ можно усилить знанием конкретных антропологических концепций и работ. отдельных философов 20 века. |