Антропологические проблемы философии - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Антропологические проблемы философии - страница №1/1

Антропологические проблемы философии
В 20 веке рождается философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания. Макс Шелер, Г.Плесснер. «Что есть человек и каково его положение в бытии?». Основатели этой школы ставили задачу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология стремится создать целостное представление о человеке на основе всех достижений частных наук о человеке — как гуманитарных так и естественнонаучных. Задача философской антропологии — разработка проблемы сущности человека.

В истории европейской философии основателем учения о человеке считается Сократ. «Познай себя и стань им» (тем, что ты есть).

Историко-философские представления о сущностной природе человека.

античность: человек есть образ космоса — малый мир, микрокосм. Единство души и тела.

Христианство — человек есть образ Бога. «Человек есть плотское и духовное существо. Чувствующее сердцем бога (в библии не разум, а сердце повторяется 851 раз)

Возрождение — автономное существо, живая целостность, способная творить, подобно богу.

Новое время — специфика человека — его разум, способность мышления. Разум важнее сердца, он господин чувств.

Немецкая классическая философия: Кант — «человек есть существо, принадлежащее двум мирам — природной необходимости и нравственной свободе». Гегель - носитель – Абсолютной идеи, в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, характер, индивидуальность.

Маркс подчеркивает общественную (трудовую, деятельностную) природу человека. «человек — совокупность общественных отношений».

Ницше создает идел человека будущего — Сверхчелоек. Фрейд исследует структуру сознания, психики человека, где бессознательное детерминирует личностное развитие.

Экзистенциализм не ставит вопрос о сущности, важнее вопрос о существовании. «Существование предшествует сущности». Проблема индивидуального бытия и ее подлинности, истинности.



Кассирер — человек творец культурных символов. В языке, труде, религии, искусстве и тд происходит удвоение символизация самого человека.

Выводы:

  1. Человек есть единство души (психической реальности, духовный мир, внутренний мир) и тела.

  2. Специфика человека — его духовность. Способность человека к символизации своего собственного духовного мира (труд, язык, культура).

  3. Духовный и телесный мир человека имеет сложную структуру и индивидуально- личностные характеристики: сознание, бессознательное, чувства, мысль, интуиция, воля, мотивы и мотивация, потребности, интересы, способности, задатки, темперамент, характер, ценностные ориентации.

Таким образом человек есть сущность социально-биологическая. Носитель индивидульных (уникальных, неповторимых природно, наследствено-обусловленных) черт и социально-личностных, приобретенных, развитых в процессе социализации и инкультурации черт и свойств. Человек как личность есть субъект культурно-исторического творческого процесса.

Для философии важны мировоззренческие черты личности, их формирование и развитие в течение всей жизни человека: знания, убеждения, принципы, идеалы, ценностные ориентации, морально-нравственные основания, способности творческой самореализации, формирование целостного гармоничного мышления и мировоззрения (например, в отличие от религиозно-фанатических установок в поведении и мышлении, или крайне сциентистских — рациоонально-научных форм миропонимания).
Ответ можно усилить знанием конкретных антропологических концепций и работ. отдельных философов 20 века.