Анкета для студентов вузов 23 Приложение 2 29 Примерные вопросы интервью со специалистами по работе с молодежью, участниками молодеж - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интервью Вопросы для интервью должны быть 1 27.86kb.
Анкета на визу Приложение Памятка туриста Приложение Дополнительные... 3 676.76kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных... 1 303.74kb.
Отчет о научно-исследовательской работе за 2013 год кафедра русской... 1 380.31kb.
Учебное пособие для студентов вузов. Минск, Тетра-Систем,1998. 1 262.18kb.
Вопросы к экзамену по новейшей истории стран Запада для студентов... 1 23.41kb.
Учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. М. Норма, 2005. С. 426-456. 1 221.45kb.
Интервью на стажировку или постоянную работу в P&G, ведь все предшествующие... 1 19.76kb.
Учебное пособие Ставрополь 2005 (075. 8) Бкк 28. 072 Я 73 Б63 1 271.35kb.
Рассказал о Путине 03 апреля, 16: 55 1 37.05kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 18.19kb.
Тулин алексей уфологическая психология. Москва 2009 10 2866.42kb.
- 4 1234.94kb.
Анкета для студентов вузов 23 Приложение 2 29 Примерные вопросы интервью со специалистами - страница №6/6

Занятие 2.



Первая реакция на агрессию. Разные стратегии противостояния нетерпимости.

В ходе занятия учащимся предлагается:

• познакомиться с простыми психологическими приемами контроля чувств в ситуации конфликта или преследования на почве нетерпимости;

• обсудить возможные стратегии поведения при проявлениях коммуникативной нетерпимости.



Основная смысловая структура занятия

1. Первая реакция на проявления агрессии.

2. Разные стратегии поведения при проявлениях «коммуникативной» нетерпимости

Ход занятия

Беседа «Первая реакция на агрессию»

Ситуация нападения обычно вызывает сильный стресс у «жертвы», а часто и у свидетелей. Часто она воспринимается вдвойне обидной из-за основания нападения – принадлежности к определенной группе, национальности.

Нередко «жертва» мгновенно начинает действовать по неэффективному, зато знакомому и проверенному сценарию – например, замыкается в себе, ощущая себя полным ничтожеством, или плачет, или пытается отвечать, вызывая смех нападающего и свидетелей. Нельзя сказать, что каждый из этих сценариев абсолютно неэффективен (кроме, возможно, ощущения себя абсолютным ничтожеством), – в зависимости от ситуации он может прекрасно сработать. Беда в том, что многие и «жертвы», и их потенциальные защитники часто не пытаются проанализировать ситуацию и выбрать подходящую стратегию. Наши уроки посвящены тому, чтобы помочь ребятам увидеть ситуацию с разных сторон и определить самые разные стратегии поведения. Заметим, что невозможно научить человека действовать во всех ситуациях правильно, зато можно помочь ему уменьшить страх перед агрессором и психологически подготовиться к действиям в ситуации агрессии.

Какова же должна быть первая реакция на проявления агрессии? Учитель может предложить ребятам вспомнить все, о чем говорилось ранее, и предложить свои варианты. Главное – обратить внимание ребят на то, что необходим некий «подготовительный этап» перед активными действиями.

Первая реакция на проявления агрессии:

1. Остановить свою спонтанную реакцию (гнев, страх и т.п.), внутренне расслабиться.

2. Встать на позицию исследователя, оценить обстановку; проверить свою установку, еще раз сказать себе, что конфликта можно избежать, нападающий может отказаться от такого поведения.

Составление «Карты оценки ситуации проявления коммуникативной нетерпимости»

Вернемся к схеме первой реакции на проявления агрессии. Расслабившись, уменьшив остроту переживаний и вспомнив об установках, надо встать на позицию исследователя и попробовать проанализировать происходящее.

Итак, вот наметки «карты оценки ситуации проявления коммуникативной нетерпимости»:

• В чем может быть причина нападения?

• Стоит ли за нападением реальная нерешенная проблема (спор, конфликт)? Или же нападающий просто удовлетворяет какие-то свои внутренние потребности?

• Возможно, он просто развлекается, хочет ощутить силу и власть?

• Пытается самоутвердиться?

• Поднимает свой статус в глазах окружающих?

• Возможно, нападающий пытается манипулировать жертвой, то есть у него есть некие скрытые намерения? Кажется, что он просто пытается оскорбить жертву, но на самом деле он хочет спровоцировать ее на определенные действия и тем самым достичь каких-то выгод для себя (например, спровоцировать эмоциональный взрыв, который «очернит» жертву и покажет нападающего на ее фоне в выгодном свете, или сделать так, чтобы жертва почувствовала себя виноватой и добровольно согласилась что-то сделать для обидчика).

• Какова реакция свидетелей? Как они оценивают происходящее? Почему?

Чтобы ответить на эти вопросы, часто недостаточно одного проявления нетерпимости. Возможно, придется немного понаблюдать за «обидчиком» и свидетелями. Сравнить их поведение в этом конфликте с их поведением в других ситуациях. Возможно, поговорить с кем-то. Отнюдь не всегда удается разобраться в ситуации досконально, но любое усилие, направленное на понимание, не пропадет даром. Даже в ситуации, когда времени на длительные наблюдения нет и действовать надо быстро, небольшая пауза для оценки происходящего может очень помочь.

Выбор дальнейших действий при защите себя или товарища от агрессивных проявлений нетерпимости

Эту часть занятия также можно провести в форме мозгового штурма с последующей оценкой разных вариантов. Ребята могут предложить способы, относящиеся к основным стратегиям поведения: уход, переговоры, ответное нападение, опосредованное влияние. Учитель может их систематизировать и дополнить.

Жертва может:

• уйти куда-нибудь в другое место. Бывает, что самое правильное, что можно сделать, – это просто уйти. Например, если место и время не подходят для попыток разрешения ситуации или нападающий по-настоящему опасен (плохо контролирует себя, представляет серьезную физическую угрозу). Но важно помнить, что, если вы решили уходить, надо это делать спокойно и решительно. Нельзя и уходить и как бы не уходить – оборачиваться, грозить. Нападающий может неправильно истолковать ваши действия и, вместо того чтобы успокоиться, усилить нападение;

• «уйти в себя», никак не реагировать на действия обидчика.

Нередко нападающий хочет добиться определенной реакции жертвы (огорчения, слез, истерики, ответной ярости). Он получает удовольствие, видя эту реакцию. Кажется, цикл «нападение – обида жертвы – веселье обидчика» может повторяться бесконечно.

Чтобы прервать его, нужно твердо решить для себя, что вы не будете реагировать старыми способами. Вы позволите нападающему говорить все что угодно, и поскольку все, что он говорит, глупость, вы не будете обижаться на глупости. В этом случае важно расслабиться, уменьшить остроту негативных чувств и сохранять внешнее спокойствие. В этом хорошо помогают приемы четвертой группы. Если обидчик не будет получать своей обычной награды – веселья от реакции жертвы, ему станет скучно, и он прекратит свои попытки.

Но! Вначале сила и частота нападений может увеличиться – нападающий не понимает, что происходит, он хочет, чтобы все стало как прежде. Очень важно ни в коем случае не сорваться и не вернуться к старой реакции. Нужно во всех случаях продолжать вести себя спокойно и индифферентно.

Скорее всего, нападения будут повторяться и дальше, но уже гораздо реже. Защитник может:

• создать дистанцию между преследователем и жертвой, переключить его внимание на что-то другое.

Вполне возможно, что нападающий пытается добиться победы в реально существующем конфликте с помощью таких неприглядных средств, как ксенофобские оскорбления. Возможно, ситуация давно вышла из-под контроля и он не в состоянии держать себя в руках. В этом случае тот, на кого нападают, должен оценить обстановку и решить, стоит ли пытаться разговаривать с нападающим сейчас или отложить беседу до более спокойных времен. Тогда беседа может строиться так же, как и в ситуации «информационной нетерпимости».

Но и в других ситуациях не стоит отказываться от возможности переговоров с нападающим. Можно попробовать поговорить наедине, можно подойти к нему вместе с другом. Можно спросить его, почему он так поступает, и объяснить, что это на самом деле глупо и неприятно (бывают люди, которые на самом деле этого не понимают! А сами по себе они вовсе не плохи). Можно предупредить его, чтобы он не смел так больше поступать.

И жертва нападения, и защитник могут попробовать нанести «ответный удар», чтобы отвадить агрессора от такого поведения. Чтобы удар был эффективным, необходимо определить «уязвимое место» преследователя. Мы опять возвращаемся к позиции исследователя.

Как вариант:

• сильная эмоциональная реакция, например плач, крик, истерика.

При некоторых обстоятельствах такая реакция (или ее хорошая имитация) может удивить или напугать преследователей, а значит, повлиять на их действия.

Можно пытаться влиять на преследователя самостоятельно, а можно обратиться к помощи других. Оценка ситуации поможет выбрать правильных людей. Возможно, для преследователя важно мнение классного лидера. Может быть, он хочет заслужить признание какой-то компании. В этой компании вполне могут оказаться вменяемые люди, которые посоветуют нападающему вести себя иначе, надо просто найти их и поговорить с ними.


Занятие 3.


Разные стратегии противостояния нетерпимости

Учащиеся должны:

• Потренироваться анализировать разные ситуации проявления нетерпимости.

• Потренироваться находить и использовать разные стратегии поведения при противостоянии «коммуникативной» нетерпимости.



Основная смысловая структура занятия

Анализ ситуаций проявления нетерпимости. Выработка разных стратегий поведения для разных героев ситуаций.



Ход занятия

Дискуссия с элементами учебной игры:

«Анализ ситуаций проявления «коммуникативной» нетерпимости, отработка разных стратегий поведения».

Эту часть занятия можно провести в виде игры –, разбора ситуаций. Учитель описывает ребятам ситуации, в которых кто-то проявляет коммуникативную нетерпимость, и предлагает выбрать различные стратегии поведения в этих ситуациях. Ребята могут предпринимать разные действия (например, предложить поговорить с кем-то или понаблюдать за кем-то) для того, чтобы прояснить для себя мотивы нападающего и обстоятельства, в которых все это происходит. Учитель, исходя из описанной ситуации, рассказывает, к чему привел разговор или что они увидели.

Цель этого задания – не выбрать самое правильное решение, а предложить как можно больше разных вариантов для человека, в отношении которого проявляется нетерпимость и его возможных союзников.

Можно организовать работу по анализу и подбору вариантов действий в микрогруппах. Учитель зачитывает ситуацию всему классу и отвечает на вопросы. Ребята, объединенные в микрогруппы, обсуждают разные стратегии поведения. Потом результаты работы групп сравниваются.

Вот несколько таких ситуаций (все они взяты из реальной жизни). Учитель может использовать какие-то из предложенных историй или составить свои истории по такой же схеме.



Что происходит

Информация об обидчике (обидчиках)

Как к конфликту относятся свидетели

Эта информация сообщается ребятам вначале

Эту информацию ребята могут получить в процессе разбора ситуации

1. Борис учится в 9-м классе. Его одноклассник Сергей не упускает случая отметить, что Борис - еврей. Любое действие Бориса комментируется с этой точки зрения. Например: «Никогда у него ничего не попросишь, евреи, они все жадные». «Да он только и думает, как уехать в свой Израиль». «Он тебя не послушает, он же думает, что он умнее всех». Однажды Сергей с приятелями курил за школой. Борис шел мимо. Приятель Сергея предложил Борису закурить, но тот отказался. «Думаешь, ты лучше всех?» – тут же спросил Сергей. Борис резко ответил, и, слово за слово, они заспорили. Кончилось тем, что Сергей бросился на Бориса с кулаками.

Как поступить Борису (в этой ситуации и вообще)? Как поступить защитнику (защитнице) Бориса?



Отец Сергея, еврей, ушел из семьи, когда Сергею было 5 лет. Сергей учится на тройки и плохо ладит с матерью.

Двое приятелей Сергея поддакивают ему и даже провоцируют Сергея сказать что-нибудь еще. Остальные одноклассники иногда смеются, иногда пожимают плечами, некоторые говорят: «Ну ладно, хватит». На Сергея эти замечания почти не действуют.

2. Омар Магометов учится в 10-м классе. Одноклассники постоянно «подкалывают» его. Когда кто-то из учителей нзывает его имя, обязательно кто-нибудь прибавляет: «Да нет же, он Магомет Омаров». При любом упоминании слова «Кавказ» или «кавказский» раздается смех. После очередного сообщения о теракте в Израиле его каждый раз спрашивают: «Ну что, когда вырастешь, тоже шахидом станешь?» Каждая «подколка» сама по себе не очень обидна, но их очень много, и Омара они раздражают.

Что делать Омару? Что делать защитнику (защитнице) Омара?



Обычно подколки начинают несколько человек. Их немного раздражает внешность Омара и то, что он слишком активно участвовует в школьной жизни – выступает на концертах самодеятельности, работает в редколлегии школьной газеты.

Большинство с удовольствием включилось в эту игру. Они ничего плохого в этом не видят. Остальные просто отмалчиваются.

3. На дискотеке Олег, самый популярный парень в классе, пригласил танцевать не Марину, свою подругу, а Катю. На следующий день Марина накричала на Катю. Катя пыталась оправдаться, но когда Марина назвала ее грязной хохлушкой, она растерялась и замолчала. Это высказывание очень обидело Катю.

Что делать Кате? Что делать ее защитнику (защитнице)?



Марина – человек эмоциональный и даже немного склочный. В запале она способна наговорить много лишнего и потом чувствует себя виноватой, но очень не любит в этом признаваться и просить прощения.

Девочки разделились на две партии – «за Марину» и «за Катю». Мальчики посматривают на конфликт немного свысока, считая все это «женскими глупостями».

4. Десанка приехала с родителями из Сербии. В школе она учила русский, и письменный язык у нее очень хороший (оценки – пятерки, кстати, она и вообще отличница). Но Десанка говорит с сильным акцентом. В классе нашлись несколько человек, которые не хотят с ней общаться и постоянно передразнивают ее. Любая попытка Десанки высказать свое мнение встречает насмешливое копирование ее акцента. После этого ее просто игнорируют. Это происходит даже в классе, на уроках, несмотря на замечания учителей. Десанка очень переживает, она все меньше старается говорить на уроках и переменах.

Что делать Десанке? Что делать ее защитнику (защитнице)?



Несколько девочек и почти все мальчики смеются над ней и игнорируют ее. Задает тон Оля, вторая отличница, которая опасается конкуренции со стороны Десанки. Главный ее довод: «Пусть сначала говорить нормально научится, а только потом рот открывает».

Большинство девочек и четверо мальчиков относятся к Десанке нормально, но подружиться с кем-нибудь поближе ей не удается. Заступаться или останавливать обидчиков они не пытаются.



Что происходит

Информация об обидчике (обидчиках)

Как к конфликту относятся свидетели

5. Родители Олега работают в крупной коммерческой фирме. По делам фирмы они уезжают в длительную командировку за границу, но Олега с собой взять не могут. Он переезжает жить к бабушке и дедушке в другой район города и переводится в другую школу. Одноклассники Олега из более бедных семей. Вскоре Олег замечает, что кто-то исподтишка портит его вещи – ему порезали портфель, облили краской тетради, у него пропадают ручки. После каждого такого случая ребята во главе с лидером класса притворно (это видно, что притворно) сочувствуют Олегу. Однажды, случайно зайдя в класс на перемене, он видит, как двое мальчиков пытаются спрятать его пенал за шкаф.

Что делать Олегу (в этой ситуации и вообще)? Что делать защитнику (защитнице) Олега?



Все «преступления» -дело рук этих двоих одноклассников – Коли и Андрея. С одной стороны, они завидуют Олегу, у них нет таких вещей. С другой, они стараются укрепить свое положение в классе и выслужиться перед более авторитетными ребятами.

Большинство свидетелей, в том числе «классная верхушка», злорадствуют, наблюдая злоключения Олега. Несколько человек, в основном девочки, втайне жалеют его, но открыто выразить свое сочувствие опасаются.

6. Коля - кришнаит. Он вегетарианец и почти не ходит в школьную столовую. Почему-то это сильно раздражает нескольких его одноклассников. Уже несколько раз они притаскивали его в столовую и буквально впихивали в него творожный сырок или котлету. Самостоятельно Коля не может с ними справиться.

Что делать Коле? Что делать защитнику (защитнице) Коли?



Мучители Коли получают большое удовольствие от его слабых попыток сопротивляться. Они издеваются не только над Колей, но и над некоторыми другими ребятами из параллельных и младших классов.

Большинство одноклассников воспринимают такие насильственные кормления как бесплатные представления. У Коли репутация «странного» и даже «дурачка». Он довольно замкнут, и в классе у него нет друзей.

7. Гульнара – калмычка. Она живет в Центральной России. В 10-м классе Гульнара перешла в другую школу. Ребята приняли ее нормально, отношения сложились ровные, но дистанция между ней и одноклассниками все же чувствуется. Больше всего Гульнару обижает то, что ее не приглашают на регулярные вечеринки, которые устраиваются на квартире одной из девочек. Там бывает весь класс, но прийти без приглашения неудобно. Она уже несколько раз спрашивала, почему ее не позвали и можно ли ей прийти, и ей каждый раз отвечали вежливо, но уклончиво – не смогли, забыли, позовут в следующий раз. Никто ее не обижает, но все равно Гульнара чувствует себя отверженной и ей кажется, что все это из-за ее внешности и национальности.

Что делать Гульнаре? Что делать защитнику (защитнице) Гульнары?






Ребята никак не могут признать Гульнару своей - она слишком отличается от остальных. Хотя, если спросить одноклассников Гульнары, в чем выражаются эти отличия, они ответить не смогут.

8. Анжела учится в 11-м классе. Она мулатка. Ее мама – русская, а отец приехал из Конго. Он уже 20 лет живет в России. Родной язык Анжелы – русский, она ничем, кроме цвета кожи, не отличается от обычных российских девушек. В школе, куда ходит Анжела, несколько парней – идейные скинхеды. На переменах в столовой они садятся рядом с ней и начинают громко обсуждать превосходство белой расы над черной, необходимость очистить Россию от «грязи и нечисти» и т.д. Это повторяется слишком часто, чтобы быть случайностью. В этих ситуациях Анжела чувствует себя очень неуютно. Обычно она сдерживается. Несколько раз она пыталась что-то ответить этим парням, но они грубо ее обрывали, вставали и уходили.

Что делать Анжеле? Что делать защитнику (защитнице) Анжелы?



Скинхедам нравится «доводить» Анжелу. Они считают, что делают полезное для России дело. Однако идти на открытый конфликт они не хотят.

И учителя, и ребята старательно игнорируют высказывания скинхедов и попытки Анжелы как-то ответить на них.

Выполняя предыдущие задания, ребята говорят о разных способах защиты от коммуникативной нетерпимости. Возможно, кто-то из них упомянул, что защитить кого-то легче, если делать это сообща. Если в классе существуют хотя бы несколько человек, которые не хотят мириться с ксенофобией, они могут повлиять на господствующие в классе нормы поведения и сделать проявления нетерпимости недопустимыми.

Учитель может спросить ребят, насколько, с их точки зрения, реально существование такой группы. Следующий вопрос, который можно обсудить: если бы вы решили привлечь своих одноклассников для защиты жертвы преследования, что бы вы сделали? Здесь следует обратиться к материалу третьего урока. Если в школе существуют органы самоуправления, возможен вариант привлечения их к решению проблемы. Учитель может предложить ребятам посмотреть устав школы и решить, можно ли использовать какие-то статьи из него.


Занятие 4.


Помощь взрослых. Обращение к закону. Подведение итогов модуля

Учащиеся должны:

• Обсудить причины, по которым подростки при проявлениях нетер пимости хотят или не хотят обращаться за помощью к взрослым

• Обсудить разные варианты действий взрослых (формы помощи) при проявлениях нетерпимости в подростковой среде.

• Познакомиться с некоторыми статьями Закона РФ об образовании и Уголовного кодекса, которые можно использовать при защите от проявлений нетерпимости.

Основная смысловая структура занятия

1. Почему подростки обращаются или не обращаются за помощью к взрослым.

2. Формы помощи, которую могут оказать взрослые подросткам при проявлениях нетерпимости в подростковой среде.

Ход занятия

Работа в группах: «Обращение за помощью к взрослым».

Серьезной проблемой для подростков остается вопрос – обращаться или не обращаться в случае преследования на почве нетерпимости за помощью к взрослым. Возможно, раньше кто-то из ребят уже упоминал об этом. Настало время поговорить на эту тему подробнее.

Начать эту работу можно, предложив ребятам ответить на вопрос: «Если тебя или твоего одноклассника (знакомого) преследуют из-за его национальности или принадлежности к какой-то культурной группе, нужно ли обращаться за помощью к взрослым?»

Для этого хорошо подойдет методика «градусника». Учитель предлагает представить ребятам воображаемую шкалу, например, вдоль стены класса. На одном его конце твердое «нет», на другом – твердое «да». Каждый должен выбрать свое место на этой шкале.

Затем учитель разбивает ребят на три группы – тех, кто стоят ближе к одному концу, тех, кто стоят ближе к другому концу, и тех, кто стоят примерно посередине. Задача групп – обосновать свою точку зрения.

Важно четко проговорить, почему ребята часто не хотят обращаться к взрослым, и в каких случаях нужно обязательно попросить о помощи.

Такая работа сама собой перерастет в обсуждение того, что могут сделать взрослые, если они так или иначе узнают об этом, чтобы повлиять на ситуацию. Чем больше вариантов будет предложено, тем лучше, потому что, как и в случае обсуждения реакции на открытое проявление агрессии, наша задача – расширить поле возможных действий, показать, что можно вести себя по-разному. Итак, о чем могут говорить ребята?

Родители (или взрослые, которым подросток доверяет) могут:

• выслушать и дать хороший совет, как себя вести;

• обратиться к родителям обидчика с требованием повлиять на их ребенка;

• сами поговорить с обидчиком;

• обратиться в школу к учителю или директору с требованием наказать обидчика. При этом они могут ссылаться на п. 4 ст. 50 Закона РФ об образовании:

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников.

<...> 4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Работники школы обязаны обеспечить ученику среду, в которой его уважают.

• пригрозить или реально обратиться в милицию (особенно если обидчик избивает жертву). Само упоминание, что происходит нарушение закона, может испугать обидчика. Можно ссылаться на следующие статьи Уголовного кодекса:

ст. 130. Оскорбление достоинства; ст. 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью; ст. 116. Побои; ст. 163. Вымогательство; ст. 282 п. 1. Разжигание национальной розни;

• перевести своего ребенка в другую школу;

• если в школе не принимают меры, обратиться в РОНО.

Учителя могут:

• поговорить с обидчиком, постараться убедить его, что он поступает плохо;

• организовать разговор на уроке о недопустимости нетерпимости, не называя прямо обидчика и жертву;

• обратиться к родителям обидчика;

• воспользоваться своей властью и наказать обидчика (но предварительно они должны тщательно разобраться в ситуации);

• перевести обидчика в качестве наказания в другой класс.

Особый вопрос – что делать, если в качестве преследователя выступает взрослый человек, особенно учитель (к сожалению, такое бывает).

Тогда к перечисленным способам может добавиться обращение к местной прессе или в правозащитные организации.



Светлана ДЬЯЧКОВА, учитель школы № 57, сотрудник НМЦ «Гуманист»

Приложение 8

Контрольный список характеристик культа (в том числе экстремистских)

Обман составляет самую сердцевину культовых групп и программ, манипулирующих сознанием. Многие члены и сторонники культов и экстремистских организаций не осознают в полной мере степень, в которой они подвергались насилию и эксплуатировались. Следующий список характеристик помогает определять такие группы. Сравнение описаний на этом контрольном списке к аспектам группы, с которой вы или член семьи или близкий вовлечены, может помогать вам определить, является ли это вовлечение причиной для тревоги. Если вы отмечаете любой из этих пунктов как характеристику группы, и особенно, если вы отмечаете большинство из них, вы должны повторно исследовать группу и ее отношение к вам.



  • Группа сосредоточена на живущем лидере, к которому члены группы явно демонстрируют чрезмерно фанатичную, слепую приверженность.

  • Группа озабочена вовлечением новых членов.

  • Группа озабочена деланием денег.

  • Вопросы, сомнения и инакомыслие не поощряются или даже наказываются.

  • Используются техники отключения (оцепенения, замораживания) сознания (типа медитаций, монотонного пения, говорения на языках, обвинительных (разоблачительских, доносительских) сессий, повседневного режима истощающей работы), чтобы подавить сомнения относительно группы и ее лидера(ов).

  • Руководство диктует — иногда очень детально, — как члены группы должны думать, действовать и чувствовать (например: члены группы должны получать разрешение от лидеров на свидания, смену работы, женитьбу; лидеры могут предписывать, какой тип одежды носить, где жить, как воспитывать детей, и т.д.).

  • Группа — элитистская, провозглашающая особый, возвеличенный статус для себя, своего лидера(ов) и членов группы (например:

  • лидер рассматривается Мессией или аватаром (земным воплощением божества); группа и/или лидер имеют особую миссию спасти человечество).

  • Группа обладает поляризованным менталитетом «мы-против-них», который влечет конфликт с более широким обществом.

  • Лидер группы не ответственен каким-либо властям (как, например, военным командирам, протестантским и католическим священникам, монахам и раввинам основных деноминаций). Группа учит или подразумевает, что ее предполагаемые величественные цели оправдывают средства, которые члены группы сочли бы неэтичными до присоединения к группе (например: сбор денег для фальшивой благотворительной деятельности).

  • Руководство стимулирует чувство вины в членах группы, чтобы контролировать их.

  • Слепое подчинение членов группе заставляет их сокращать связи с семьям, друзьями, отказываться от личных и групповых целей и занятий, которые интересовали их до присоединения к группе.

  • Предполагается, что члены группы посвятят ей непомерное количество времени.

  • Члены группы поощряются или от них требуется жить и/или общаться только с другими членами группы.



Приложение 9

Действия педагога при подозрении на вовлечение ребенка или подростка в культовые (экстремистские) организации.





  1. Соблюдать кофиденциальность и такт.

  2. Проинформировать психолога, представителя администрации учебного заведения.

  3. Предельно тактично сообщить о случившемся родителям или опекунам подростка.

  4. Сообщить в комиссию по делам несовершеннолетних.

  5. Не разглашать информацию среди учащихся и педагогов.

  6. Выяснить социальную семейную обстановку.

  7. Дать информацию о возможности обращения за помощью, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

  8. При совершении подростком хулиганских действий, в том числе нецензурной брани, необходимо обратиться в отделение милиции с вызовом наряда для составления соответствующего протокола.

  9. Состояние наркотического или алкогольного опьянения устанавливается только специальной наркологической экспертизой, на которую подросток может быть направлен сотрудниками милиции.

  10. Отследить связи учащегося с друзьями, провести информационную беседу с ними и родственниками.

  11. Если подросток доступен беседе, не пытайтесь обвинять и выяснять ситуацию немедленно. Помните, цель вашего общения – не наказание, а помощь.



Приложение 10

Семь толерантных принципов настоящего мужчины.


Осознать свое предназначение

1. «Я – созидатель бытия»


2. «Я – твердь семьи и рода»
3. «Я – свободный гражданин»
4. «Я – устроитель бытия»
5. «Я – господин самого себя»
6. «Я – олицетворение стойкости»
7. «Я – защитник бытия»

Осознать свое предназначение

Я рожден мужчиной и осознаю триединое предназначение – «Быть созидателем!»; «Быть устроителем!»; «Быть защитником!». Я несу ответственность перед Матерью-Природой и Отцом-Обществом за выполнение этого предназначения.

«Я есть Мужчина!»

Первый принцип
«Я – созидатель бытия»

Главное призвание настоящего мужчины – созидать. По природной материнской линии это означает продолжать человеческий род. По отцовской общественной линии – совершенствовать себя и окружающий мир. Размышления на эту тему дарят мне ощущения силы и уверенности.

«Я – созидатель!»
«Я есть Мужчина!»
«Я есть!»

Второй принцип
«Я – твердь семьи и рода»

Забота о семье – мой святой долг. Для своих близких я – добытчик и охранитель. Преодолевая самые трудные преграды, стремлюсь к идеалу достойного сына и брата, мужа и отца. Созидая, укрепляя и совершенствуя свою семью, Я предстаю перед прошлыми и будущими поколениями в великой роли продолжателя и охранителя рода человеческого. Это дает предчувствия бессмертия и вечности моего бытия.


«Я – твердь семьи и рода!»
«Я есть Мужчина!»
«Я есть!»

Третий принцип
«Я – свободный гражданин»

Человек рождается свободным. Но в зависимости от уклада жизни получает разные степени свободы. Для настоящего мужчины любая форма холопства противоестественна. В холопе пребывает деспот и лакей одновременно. Потому стремлюсь быть свободным гражданином – тем кто, по Аристотелю, умеет одновременно и властвовать, и подчиняться. Потому не устаю повторять:


«Я – свободный гражданин!»
«Я есть Мужчина!»
«Я есть!»

Четвертый принцип
«Я – устроитель бытия»

Как мужчина, Я не забываю свое призвание – быть устроителем бытия. Это означает: в любых условиях – упорядочивать и умиротворять. Такая позиция называется толерантной. Она означает – единение в многообразии и включает взаимоуважение, взаимопонимание, взаимоответственность. Это требует колоссальных сил и твердой воли: труден героизм ненасилия и созидания, легче прибегать к насилию и разрушению. Я представляю себя Толерантом – Гигантом-Атлантом, держащим на плечах небесный свод. С гордостью произношу:


«Я – устроитель бытия!»
«Я есть Мужчина!»
«Я есть!»

Пятый принцип
«Я – господин самого себя»

Мужчина обязан иметь свою цель. Но чтобы достичь цели надо владеть собой для преодоления преград. Нужна власть над собой. Потому Я стремлюсь к тому, чтобы стать господином самого себя. Это означает господство моего Я над моими эмоциями, настроениями и мыслями. Я не допускаю, чтобы мной владели неуверенность, сомнения, страхи. Ежедневно с наслаждением произношу внутри себя:


«Я – господин самого себя!»
«Я есть Мужчина!»
«Я есть!»

Шестой принцип
«Я – олицетворение стойкости»

Всеобщий закон жизни – устойчивость. Он действует как в природе, так и в обществе. Все что не соответствует ему – слабеет, разрушается. Для человека это – толерантный закон стойкости. Для настоящего мужчины он – закон доблести, чести и достоинства. Я взращиваю в себе стойкость через понимание, что Я – Личность. Личность во мне – это твердость духа, центр моего внутреннего мира, непобедимая крепость. Я – Толерант: сильная личность из чистой стали чести и достоинства, надежда и опора окружающих.


«Я – олицетворение стойкости!»
«Я есть Мужчина!»
«Я есть!»

Седьмой принцип
«Я – защитник бытия»

Призвание истинного мужчины – защищать от насилия. Я восхожу на пьедестал защитника бытия. Я одеваю доспехи Толеранта – Рыцаря ненасилия. Чтобы не делал, чем бы не занимался, Я всегда на своем священном посту миротворца, защитника, созидателя. Только внутренне слабый и неустойчивый прибегает к насилию по отношению к другим, чтобы самоутвердиться. Стойкие и сильные в этом не нуждаются. Мы черпаем самоутверждение и устойчивость в своем внутреннем Я. Мое Я как Личность и как Дух – вот самая надежная точка опоры.


«Я – защитник!»
«Я есть Мужчина!»
«Я есть!»

Мудрость – мой щит и меч

Сильная толерантная личность черпает свою мощь в мировой жизнемудрости – витасофии. Для меня мудрость – мой щит и меч, ибо в ней весь опыт человеческого бытия. Я уверен: нет нерешаемых проблем; нужны личности способные и готовые их решать. Мудрость учит меня культуре мира, ненасилию и толерантности. Служение этим великим идеалам переполняет меня чувствами непобедимости, вечности и бессмертия!

«Я есть Мужчина!»



 

Приложение 11

«Нам счастье не сулит обида чья-то…»


Цель: формирование доброжелательных взаимоотношений в классе.

Для работы необходимо подготовить:

• каждому ребенку листы для ответов на вопросы анкеты;

• листы и маркеры для ведения записей ведущему;

• листы и маркеры для работы в группах;

• «волшебные предметы» зеркальце, палочку.

Столы и стулья в классе расставлены так, чтобы легко можно было объединяться для работы в парах, в группах, сесть в круг.



Ход работы

1 этап. Классный руководитель предлагает всем ответить на вопросы анкеты «Знаешь ли ты?» Если ребенок знает ответ на вопрос, он записывает номер этого вопроса. Если же не знает, то записывает номер этого вопроса и обводит его кружком.

Возможные вопросы:

1. Где живет сосед(ка) по парте?

2. Есть ли у него (нее) брат, сестра?

3. Когда у него (нее) день рождения?

4. Есть ли у него (нее) дома какие-либо животные?

5. Любимые его (ее) школьные предметы (уроки)?

6. С кем он (она) дружит в классе?

7. С кем он (она) дружит во дворе?

Сравни, чего больше: ответов с кружочками или без.

Какой вывод можно сделать? Достаточно ли мы внимательны друг к другу?



2 этап. Какие качества мы ценим в людях, в своих одноклассниках, в друзьях?

Ребята называют различные качества. Желательно записывать их на доске или на специально подготовленном листе бумаги яркими маркерами.

Для обсуждения следующего вопроса классный руководитель предлагает разделить лист на две части:

Я

Мой(я) сосед(ка)







• Подумайте, какие качества вы особенно цените в своем соседе. Запишите их в части листа «Мой сосед».

• Теперь подумайте о себе: за какие качества уважают вас другие? Запишите их в части листа «Я».

Теперь сравним. Есть ли совпадения? Как много? Что это может означать? Какие выводы сделаем?

3 этап. Как можно обидеть одноклассника?

• Вспомните сегодняшний день в школе (минутка тишины). Вы сегодня никого не обидели?

• Вспомните, попросили ли вы прощения?

• Часто мы это делаем?

А кому легче попросить прощения: слабому духом человеку или тому, кто уверен в своих силах?

Извинение унижает или возвышает человека?

Обсуждение данных вопросов не требует ответов от каждого. Высказыв: только желающие. Возможно, по некоторым из них никто не выскажется в< они останутся для самостоятельного размышления или обсуждения с родител

4 этап. Далее классный руководитель организует работу в группах по 4 человека (объединяются соседи двух парт). Им предлагается обсудить и предложить решения для некоторых конфликтных ситуаций из жизни класса (по 2-3 ситуации в группе).

Примерные ситуации для обсуждения:

1. Одноклассник допустил ошибку на доске. Ты заметил и...

2. Раздавая тетради, одноклассница тебе положила по ошибке чужую тетрадь. Твои слова, действия...

3. Ты нечаянно, но сильно толкнул одноклассника (одноклассницу)...

4. Кто-то случайно наступил тебе на ногу. Тебе больно...

5. Тебя посадили за одну парту с тем, кто тебе не очень симпатичен...

6. Ты бегал по классу, смахнул с парты одноклассника тетради и другие вещи. Что будешь делать?

7. Ты услышал, что кто-то тебя обидно обозвал.

8. Одноклассник говорит тебе: «Я плохо себя чувствую...» Что ты ответишь? Как поступишь дальше?

9. Кто-то из одноклассников долго болеет (лежит в больнице, уехал на длительное время в санаторий во время учебного года)…



5 этап. Давайте теперь подумаем, что (за сегодняшний день, неделю...) вы сделали хорошего для своих одноклассников, для своих близких?

Классный руководитель предлагает взглянуть в волшебное зеркальце со словами:

Свет мой, зеркальце, скажи! Мне всю правду расскажи, Чем я ребятам интересен? Чем же классу я полезен?

Держа зеркальце, дети по очереди рассказывают о своих хороших делах. Если кто-либо из детей затрудняется рассказать о себе, то в зеркальце может «заглянуть» сам классный руководитель и помочь «увидеть» положительный поступок ребенка. Возможен вариант, когда ребята будут говорить друг о друге.



6 этап. Работа в группах: разрабатываем законы общения в классе. Каждая группа выступает. Предложенные законы помещаются в классный уголок.

7 этап. Час общения может быть завершен кругом общения. Все ребята встают (или садятся) в круг. Педагог предлагает продолжить фразу: «Если бы у меня в руках оказалась волшебная палочка, я бы для своего соседа (соседки) по парте пожелал...»

Список использованной литературы:


  1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

  2. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) "Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.

  3. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

  4. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

  5. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

  6. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

  7. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.

  8. Системный подход в социальной работе: Методологический семинар/ Составитель – редактор В.В. Колков. – М.: Институт социальной работы/, 1997 г.

  9. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/ Отв. ред. д.и.н., Е.И. Холостова; д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. –

  10. (Серия «Высшее образование»).

  11. Социальная служба: состояние и перспектива – М.: Изд-во СТИ МГУС, 2001 г.

  12. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство

  13. «Союз», 1994 г. (Часть 1).

  14. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М., 2001 г. – (Серия «Высшее образование»).

<< предыдущая страница