Анкета для студентов вузов 23 Приложение 2 29 Примерные вопросы интервью со специалистами по работе с молодежью, участниками молодеж - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интервью Вопросы для интервью должны быть 1 27.86kb.
Анкета на визу Приложение Памятка туриста Приложение Дополнительные... 3 676.76kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных... 1 303.74kb.
Отчет о научно-исследовательской работе за 2013 год кафедра русской... 1 380.31kb.
Учебное пособие для студентов вузов. Минск, Тетра-Систем,1998. 1 262.18kb.
Вопросы к экзамену по новейшей истории стран Запада для студентов... 1 23.41kb.
Учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. М. Норма, 2005. С. 426-456. 1 221.45kb.
Интервью на стажировку или постоянную работу в P&G, ведь все предшествующие... 1 19.76kb.
Учебное пособие Ставрополь 2005 (075. 8) Бкк 28. 072 Я 73 Б63 1 271.35kb.
Рассказал о Путине 03 апреля, 16: 55 1 37.05kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 18.19kb.
Тулин алексей уфологическая психология. Москва 2009 10 2866.42kb.
- 4 1234.94kb.
Анкета для студентов вузов 23 Приложение 2 29 Примерные вопросы интервью со специалистами - страница №5/6

Приложение 6

«Я – уникальная и неповторимая личность». Занятие для младших подростков



Никто не может

любить другого,

если до этого

не полюбил себя...

Эразм Роттердамский

Я работаю психологом в Лужеснянской гимназии-интернате для способных и талантливых детей Витебской области. В нашей гимназии для учащихся 5-7-х классов введен курс «Человековедение», основной идеей которого является мир и ненасилие. В связи с тем, что в гимназию поступают дети из различных школ Витебской области, а также учитывая, что среди них есть переселенцы и беженцы, в этом учебном году я начала разрабатывать программу тренинга толерантности для подростков «Живу я в мире только раз...», которая будет реализована в рамках спецкурса «Человековедение».

Программа состоит из трех разделов:

I. Изменение отношения к себе.

II. Изменение отношения к другим.

III. Саморегуляция поведения.

Вашему вниманию я хочу предложить одно из занятий раздела «Изменение отношения к себе».

Цели:

• Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

• Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.

• Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

• Формировать позитивное отношение к другим людям.

• Повысить самооценку учащихся.

На предыдущем занятии ученики получают следующее задание: «Составьте список своих одноклассников, напротив фамилии каждого напишите его положительные качества» (опыт проведения). Психолог выписывает на отдельную карточку качества ребенка, отмеченные его сверстниками, поставив на первое место доброту (мой опыт показывает, что это качество личности дети приписывают каждому однокласснику). Если же случится так, что кого-то учащиеся не посчитают добрым, думаю, будет разумно приписать ему это качество.

Упражнение «Мои положительные черты».


Участники садятся в круг. Каждый получает карточку, на которой написаны его положительные качества, отмеченные одноклассниками. После того как ученики познакомятся с содержанием этих карточек, психолог говорит: «А сейчас пусть поднимет руку тот, кого одноклассники считают добрым человеком. Вы видите, что в каждом из вас кто-то отметил доброту... Теперь еще раз прочтите то, что написано на вашей карточке. Все эти положительные качества в вас видят другие. Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами все то положительное, что отметили в вас одноклассники».

Рефлексия:

  • Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?

  • Что вы сделаете с вашей карточкой после занятия?

Психолог: Постарайтесь сохранить эту карточку. В трудные минуты жизни прочтите то, что на ней написано, – и вам станет легче.

Пересказ сказки В. Г. Капустина «Медвежонок и тот, кто живет в речке». (если есть, просмотр мультфильма)

Ясным солнечным днем шел по лесу Медвежонок. Шел и пел веселую песенку. Удивлялись звери, спрашивали друг у друга, куда это идет Медвежонок один, без мамы? Никто не знал. А шел медвежонок далеко, за речку. Там на большой поляне росли красивые яркие цветы. Сегодня у его мамы был день рождения, и Медвежонок хотел нарвать ей большой букет.

Шел да шел Медвежонок, пока не встретил дедушку Ежа. Поздоровался.

– Куда ты идешь один, малыш? – спросил Еж.

Медвежонок рассказал Ежу все и пошел дальше.

В тени под кустом лежал Заяц. Медвежонок не заметил его и нечаянно наступил на него. От неожиданности тот подскочил как ужаленный.

– Ты кого испугался? – спросил Заяц.

– Я не испугался, – схитрил Медвежонок. – Я споткнулся. – И рассказал Зайцу, куда и зачем идет.

– А ты не боишься того, кто в речке живет? – удивился Заяц.

Медвежонок не знал, кто в речке живет, но ответил храбро:

– Не-ет, не боюсь.

Пришел Медвежонок на берег реки, заглянул в воду и увидел того, кто в речке живет. Испугался, но виду не подал, а скорчил ему страшную рожу.

Тот, в свою очередь, тоже скорчил рожу. И она была такая страшная, что Медвежонок не выдержал и пустился наутек.

Он бежал быстро, не оглядывался. Снова наступил на Зайца.

– Ты возьми большую палку и покажи ему, что у тебя есть большая палка, – посоветовал Заяц.

Медвежонок так и сделал. Но у того, кто в речке живет, тоже была палка. Медвежонок замахнулся своей палкой. Тот, кто в речке живет, погрозил ему своей. И маленькому Медвежонку стало так страшно, что он помчался в лес, не разбирая дороги. Остановился он, увидев Ежа. Сел и заплакал:

– Я боюсь того, кто в речке живет, и не могу перейти через речку на поляну. Я не нарву цветов маме.

– А ты пойди и улыбнись тому, кто в речке живет. Только улыбнись и все, – сказал Еж.

И снова Медвежонок пошел к реке. Здесь он наклонился и робко, приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке. И тот улыбнулся Медвежонку приветливо и ласково.

– Ура! – закричал Медвежонок. – Теперь мы будем с ним дружить! – И обрадованный перешел на другую сторону реки. Медвежонок возвращался домой с большим букетов цветов, пел веселую песенку.

– Он совсем не плохой, тот, кто в речке живет! – сказал Медвежонок Ежу. Помолчал немножко и спросил:

– Дедушка Еж, а кто живет в речке? Еж рассмеялся.

– Ладно, я спрошу у мамы, – сказал Медвежонок.

Упражнение «Отражение в воде». (Упражнение выполняется в парах).



Психолог: Один из вас будет Медвежонком, другой – тем, кто живет в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

а) Медвежонок скорчил страшную рожу.

б) Медвежонок замахнулся своей палкой.

в) Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.



Вопросы ученикам:

– Кого увидел Медвежонок в речке?

– Что ты чувствовал, когда твой партнер скорчил тебе рожу (замахнулся на тебя палкой, улыбнулся)?

– Что тебе было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

– Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке все отражается так же, как и в зеркале?

Психолог: Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. И наша злая, страшная рожа может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Упражнение «Волшебное озеро».


Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Психолог: Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком волшебном озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

После того как в шкатулку заглянет каждый, психолог задает ученикам вопросы:

  • Как вы понимаете значение слова «уникальный»?

  • Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

  • Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

  • Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Психолог: Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.

Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность».

Как, по-вашему, звучит это слово?

Ответы детей: «Ласково», «Доброжелательно», «Как колокольчик», «Переливаясь», «Плавно», «Похоже на весеннюю капель», «По-дружески».

Психолог: Обратимся к Большому энциклопедическому словарю: «Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». А что, по-вашему, означает слово «толерантность»?

Учащиеся отвечают.

Упражнение «Я люблю тебя...»


Внимание!!! Упражнение может выполняться только при наличии у психолога квалификации «психологическое консультирование» государственного образца с указанием конкретного направления психологии.

Ученики садятся в круг.

Психолог: Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви... самому себе. Это нелегкая задача. В этом вам поможет зеркало. Глядя на свое отражение в зеркале, вы должны сказать «Я люблю тебя...», назвать свое имя и объяснить, почему вы себя любите. Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

Не каждый ученик сможет выполнить это задание. Поэтому можно предложить более легкие варианты:

а) признаться себе в любви, отвернувшись от остальных участников;

б) признаться в любви про себя. Рефлексия:

Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?

Что вы при этом чувствовали?


Упражнение «Похвали себя и других».


Участники делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая - внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу.

Психолог. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «А кроме того, я...» - и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например, Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А кроме того, я настойчивая, щедрая...» Затем Вера должна похвалить Сашу.

После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.



Рефлексия:

  • Что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам?

  • Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?

  • Легко ли было похвалить себя?

Ритуал прощания.


«Я желаю себе и другим...»

Мяч передается по кругу. Участник, который держит в руке мяч, отвечает на предложенные ниже вопросы, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передает мяч соседу.



Вопросы ученикам:

  • Что вы узнали о понятии «толерантность»?

  • Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?

Тамара ГАВРИЛОВА, психолог. Витебская обл., Белоруссия

Приложение 7

Межнациональные конфликты.


Предлагаем вниманию читателей цикл занятий, посвященных противостоянию бытовой ксенофобии. Эти занятия можно использовать на классных часах, посвященных этнической и религиозной толерантности; они являются завершающей частью элективного курса для старшеклассников «Разум против предрассудков: преодоление этнической и религиозной нетерпимости», подготовленного сотрудниками Научно-методического центра «Гуманист» (Москва). С полной программой курса можно ознакомиться, обратившись к авторам по электронной почте luhovic@mail.ru.

Занятие 1.



Как противостоять нетерпимости в общении?

Психологический настрой в ситуации нейтрализации агрессии

В ходе занятия учащимся предлагается:

• познакомиться с формами проявления нетерпимости в общении (коммуникативной нетерпимости);

• обсудить важность психологического настроя при попытках нейтрализации агрессии, облеченной в форму нетерпимости.

Ход занятия



Постановка темы урока

Бытовая ксенофобия (информационная нетерпимость) может проявляться по-разному. Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда в разговоре собеседники высказывают оскорбительные замечания о какой-либо этнической группе, не направленные ни на кого лично. Это, по сути дела, простое повторение распространенных в обществе стереотипов и предрассудков. Далеко не всегда человек, высказывающий ксенофобские и даже расистские взгляды, является расистом.

Наше занятие посвящено более серьезным и опасным формам проявления нетерпимости в повседневной жизни – коммуникативной нетерпимости:

• Прямым оскорблениям на национальной почве, обращенным к конкретному человеку.

• Всевозможным действиям, причиняющим вред человеку, принадлежащему к определенной национальной или культурной группе.

В отличие от информационной нетерпимости, не направленной на кого-то лично, здесь обязательно есть жертва – тот, кого оскорбляют, или бьют, или еще каким-либо образом причиняют страдания.



Беседа и мозговой штурм: «В каких формах проявляется коммуникативная нетерпимость?»

Учитель вводит понятие коммуникативная нетерпимость (нетерпимость, проявляющаяся в непосредственном общении с жертвой), акцентируя внимание на сознательном желании нападающего причинить вред жертве, и предлагает ребятам провести небольшой мозговой штурм на тему «Формы проявления коммуникативной нетерпимости». Результат может быть примерно таким:

Проявления коммуникативной нетерпимости:

• оскорбить (словесные преследования);

• ударить (физические действия);

• испортить вещь;

• отобрать что-то;

• заставить других «изгнать» жертву, отказаться от общения с ней, настроить других против нее;

• распускать о жертве слухи.

Любой человек, столкнувшийся с такими действиями или услышавший о них, задает себе вопрос: «Почему же нападающий так себя ведет?». Возможно, между обидчиком и жертвой возник конфликт, и обидчик, не умея разрешать противоречия мирным путем, выбрал такой способ, считая, что все средства допустимы. С другой стороны, за подобными действиями часто скрывается попытка решить какие-то собственные внутренние проблемы или удовлетворить какие-то свои желания. Изучая проявления агрессии, психологи выяснили, что за ними могут стоять следующие потребности и желания (учитель может перечислить их ребятам).

Чего на самом деле добивается человек, проявляя коммуникативную нетерпимость:

• снимает раздражение, напряжение, агрессию, отыгрывается за свои собственные неприятности или унижения (он получил плохую оценку, его отругал отец, его побили более сильные ребята);

• получает удовольствие от того, что кто-то мучается, от ощущения своей власти над ним;

• мстит в лице «жертвы» всем (богатым, чеченцам, неграм, фанатам «Спартака» и т.д.);

• провоцирует жертву на какие-то действия и получает выигрыш от этого (например, преследователь доводит жертву до «взрыва» на глазах у взрослого, который, не разобравшись в причинах произошедшего, наказывает жертву);

• пытается получить какие-то блага (от лишней порции в школьной столовой до внимания популярной девочки), отогнав и унизив кого-то; фактически отбирая данные блага у него; пытается завоевать авторитет, унижая кого-то рядом (показывает свою силу, остроумие в компании приятелей). Часто «агрессор» имеет не очень высокое положение в компании и стремится укрепить его такими способами.

Итак, собственные неприятности или желания, наложенные на общее недоверие к миру и поиски врагов в «чужих», порождают опасную агрессивную смесь. Мы уже несколько раз отмечали, что не все люди склонны выражать свои чувства в виде агрессивных действий.

Какие черты свойственны потенциальным обидчикам:

• высокий уровень агрессивности;

• желание доминировать;

• желание контролировать все происходящее вокруг;

• желание обязательно выигрывать;

• неумение поставить себя на место другого человека, почувствовать чужую боль;

• отказ принимать ответственность за свое поведение;

• склонность искать доступные жертвы для самоутверждения за их счет;

• одобрение подобного поведения обществом в целом или группой друзей, родственников, то есть людей, чье мнение важно для него (считает, что окружающие его поддержат, социум его одобрит).



Работа с текстом: «Психологический настрой в ситуации нейтрализации агрессии».

Следующий этап при подготовке к взаимодействию в ситуациях проявления агрессии – это выработка правильного мысленного настроя. Учитель может предложить ребятам самостоятельно прочитать небольшой текст и составить по нему символьный конспект (т.е. конспект в виде символов и рисунков). Такая работа позволит ребятам более глубоко осмыслить текст, а подготовленный конспект поможет его лучше запомнить.



Учитель. Пожалуйста, прочитайте этот текст и попробуйте изложить его содержание с помощью символов или простых рисунков.

Психологический настрой в ситуации нейтрализации агрессии (для тех, на кого нападают, или для тех, кто хочет защитить кого-то)

Наверное, каждый из нас не раз замечал, что успех какого-нибудь дела зависит от нашего настроя – веры в свои силы и способности, да и просто в удачу. Ситуация реакции на нападение не является исключением. От того, с каким настроем мы вступаем во взаимодействие, зависит очень многое. Это может выглядеть странным, но это так. Во что же стоит поверить, прежде чем бросаться в водоворот конфликта?

Прежде всего, если нападают на вас, будьте твердо уверены: в том, что вы стали жертвой нападения, нет вашей вины.

Во-вторых, нужно твердо верить в способность нападающего отказаться от такого поведения. Заставите ли вы его, убедите ли, повлияете ли каким-то другим способом, но он обязательно перестанет так себя вести. Браться за дело с мыслью, что все бесполезно и, что бы ты ни сделал, он будет вести себя так же, бессмысленно.

В-третьих, надо быть готовым дать понять нападающему, что он не достигнет своих целей, используя такие способы. Очень важно попытаться понять, чего хочет «агрессор» (вспомните «позицию исследователя»), и показывать ему и словами, и действиями, что агрессией он ничего не добьется.

И, наконец, важно помнить, что иногда надо дать нападающему возможность «сохранить лицо». Даже если вы способны «разбить его наголову» и выставить в самом неприглядном свете перед окружающими, иногда стоит отказаться от этого и дать ему возможность уйти с достоинством. И тогда в следующий раз он будет вести себя иначе.

Как определить, как в какой ситуации следует себя вести? К сожалению, на этот вопрос нет четкого и однозначного ответа. Наблюдайте, анализируйте, старайтесь понять и других и себя. И верьте в свою возможность повлиять на ситуацию.

Прочитав текст, ребята могут показать друг другу свои конспекты и высказать свои мнения по его содержанию. Например, кто-то может не согласиться и сказать, что только ответная сильная ненависть может преодолеть ненависть.

Еще один вопрос, который может возникнуть у ребят, – как же можно помнить об этом, чувствовать все это, когда тебя переполняют негативные эмоции (неважно, обижают тебя самого или кого-то рядом)? Ответить на этот вопрос поможет следующий урок, посвященный первой реакции на агрессию.

В заключении учитель может предложить ребятам суть настроя, выраженную несколькими фразами, которые легко запомнить:

Я прав.

Он от меня ничего не добьется.

Он перестанет это делать.

Я хочу, чтобы мы оба вышли из этой ситуации достойно.


<< предыдущая страница   следующая страница >>