Анкета для студентов вузов 23 Приложение 2 29 Примерные вопросы интервью со специалистами по работе с молодежью, участниками молодеж - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Интервью Вопросы для интервью должны быть 1 27.86kb.
Анкета на визу Приложение Памятка туриста Приложение Дополнительные... 3 676.76kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Использование современных... 1 303.74kb.
Отчет о научно-исследовательской работе за 2013 год кафедра русской... 1 380.31kb.
Учебное пособие для студентов вузов. Минск, Тетра-Систем,1998. 1 262.18kb.
Вопросы к экзамену по новейшей истории стран Запада для студентов... 1 23.41kb.
Учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. М. Норма, 2005. С. 426-456. 1 221.45kb.
Интервью на стажировку или постоянную работу в P&G, ведь все предшествующие... 1 19.76kb.
Учебное пособие Ставрополь 2005 (075. 8) Бкк 28. 072 Я 73 Б63 1 271.35kb.
Рассказал о Путине 03 апреля, 16: 55 1 37.05kb.
Примерные вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История... 1 18.19kb.
Тулин алексей уфологическая психология. Москва 2009 10 2866.42kb.
- 4 1234.94kb.
Анкета для студентов вузов 23 Приложение 2 29 Примерные вопросы интервью со специалистами - страница №2/6

Толерантность


Толерантностьособое нравственное качество, отражающее активную социальную позицию и психологическую готовность к позитивному взаимодействию с людьми или группами иной национальной, религиозной, социальной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения. http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/4.htm

Толерантность - уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Похожее по смыслу слово Терпимость ассоциируется часто с непротивлением, толерантность же предполагает активную жизненную позицию.


Функции толерантности


мирообеспечивающая

- определяет  многомерность среды и разнообразных взглядов;

- обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;

- служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.



Регулирующая

- позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;

- предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;

- ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.



Психологическая

- служит основой  для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);

- формирует и развивает этническое самосознание;

- обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;

- поддерживает и развивает самооценку личности, группы;

- снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.



Воспитательная

- обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;

- является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;

- обеспечивает успешную социализацию;

- развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.

Коммуникативная

- развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;

- позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.

Культуросохраняющая

- обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.



Креативная

- обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;

- создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;

- создает условия для творческого самоутверждения.



Фелицитологическая

- позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.



Активная  позиция в процессах:

Критерии

Потребностно- мотивационный критерий

Когнитивный критерий

Эмоционально - волевой критерий

Практический критерий

- познания и признания своего "Я" и позиции другого (гностический уровень);




http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/1.files/image008.<iframe width=gif" align=bottom width="18px" height="74px" border=0>










- определения тактики поведения

и диалога с другими (конструктивный уровень);






http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/1.files/image008.gifhttp://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/1.files/image008.gifhttp://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/1.files/image008.gif

http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/1.files/image010.gif










- взаимодействия с другими при идентификации и автоматизации (деятельностный);

Показатели

1. Позитивные личностные и социальные установки.

1. Представления и знания способов понимания и принятия себя (интарперсональные).

1. Устойчивость эмоциональных реакций.

1. Владение техникой толерантного взаимодействия.

- анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный уровень)




2. Позитивные коммуникативные установки.уровень

2. Представления и знания способов понимания и принятия другого (интерперсональные).

2. Эмпатия.


2. Владение техникой конструктивного поведения в критических ситуациях.













3. Волевое регулирование состояния.






Цель воспитания толерантности


воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при  решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

I. Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:

1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;

2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;

3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;

4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их  принадлежности и мировоззрения;

5) формирование умения определять границы толерантности.

II. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:

1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;

2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;

3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;

4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей и подростков.


http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/3.files/image007.gif

Подходы к воспитанию толерантности:

Личностно-ориентированный:



  • признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;

  • признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;

  • опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;

  • индивидуальный подход

Деятельностный:



  • опора на активность, сознательность и самостоятельность;

  • ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;

  • обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

  • построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей


Принципы воспитания толерантности:





Группа принципов

Название принципа

Сущность принципа

Правила

Общепедагогические

 

 



 

Принцип целенаправленности

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из  факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей.

  • развитие интереса к проблеме толерантности;

  • развитие мотивации к самосовершенствованию  и формированию у себя толерантности;

  • четкое определение конечного результата воспитательных воздействий;

  • постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей учащихся;

  • ориентация педагогом при постановке цели и задач воспитания толератности на критерии и показатели развития данного качества

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать так же гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят:  формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками),  степень эмоциональной чувствительности, подверженость влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) [Роберт Кайл Тайны психики ребенка, СПб-Москва, 2002, стр. 322]. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В дошкольный период: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать  и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений (т. о.  происходит заложение толерантных установок). В младшем школьном возрасте: продолжение развития морального мировоззрения, трансформирование толерантности в один из нравственных законов внутри личности. В подростковый период: проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим, эгоцентризм, конфликтность, отрицание воспитательных воздействий и морали, поэтому следует помочь подростку понять и принять свой внутренний мир. развить толератность как  средство предотвращения противопоставленности социальному миру. В юношеский период - духовность и моральный облик сформированы, человек стремится делать добро, в связи с этим возникает потребность к толерантному взаимодействию с социумом, но юноша нерасчетлив, поэтому важно опираться на альтруистические потребности и потребность в самовыражении и самоутверждении и, в то же время напоминать о границах толератности.

  • тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

  • организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании);

  • определять методы, приемы и формы воспитания толератности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

  • минимизировать проявление агрессии (физической, вербальной, внешней, внутренней), снимать напряжение в группе детей, обучать способам саморегуляции, поддерживать эмоциональную чувствительность, развивать эмпатию и обучать способам адекватного эмоционального реагирования (эмоциональная стабильность), развивать волевую сферу, актуализировать желание  общаться с людьми и воспитывать миролюбие, позитивное отношение к людям, показывая границы толератности;

  • включать идеи толератности в игру, продуктивные виды деятельности, в чтение и реальную жизнь

Принцип культуросообразности

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи ,  мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

  • опиарться на положительный опты взаимодействия ребенка с миром;

  • учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья);

  • отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;

  • использовать потенциал культуры мира

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием  в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

  • подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром;

  • демонстрация последствий толератности и интолератности;

  • поиск способов решения, сотрудничество и диалог;

  • возложение ответственности за свое поведение (толеарантные или интолерантные действия)

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При в формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их,  мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

  • организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах

Принцип опоры на положительное в ребенке

Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.

  • выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность;

  • создание ситуации успеха.

Частные

 

 



 

 

 



Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловленно влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толератности.

  • изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды;

  • опираться на возможности и уровень социальной среды;

  • интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию толерантности.

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализаторство и, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того, чтобы  избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека.

  • использование в деятельности таких методов как совет, просьба, заражение, анализ воспитывающих ситуаций, поручений и др.;

  • недопущение в общении нот морализаторства и назидания.

Принцип единства знания и поведения

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толератности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толератности) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толератности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

  • соблюдение взаимосвязи уровней формирования толератности;

  • перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении

Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом:

 


  • опора на позитивный опыт толерантного  взаимодействия;

  • создание атмосферы ненасилия  и безопасного взаимодействия в коллективе педагогов, в детском коллективе, в отношениях учителей и учащихся;

  • использование демократического стиля педагогического руководства;

  • организация диалога и сотрудничества в коллективе;

  • организация психолого-педагогической поддержки и психологической защищенности членов коллектива.

 

http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/new_pa2.gif

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания  толерантсности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

  • актуализация, стимулирование потребности воспитанников к самовоспитанию толерантности;

  • организация активных форм и методов воспитания толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

  • побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, такой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. В то же время это качество требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения.



Принципы толерантности можно выразить следующим образом: нельзя осуждать подлеца другой национальности и веры на том основании, что он принадлежит не к моему народу и исповедует другую веру. Однако, вне зависимости от этого, нельзя и не осуждать его за то, что он подлец.

<< предыдущая страница   следующая страница >>