Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий - страница №1/1

Глава 2
В главах 2, 3 Бог отмечает недостатки и достоинства вероисповедания семи церквей, находящихся в Ассии, входящих в I веке нашей эры в Ефесскую митрополию, которой ранее управлял Иоанн Богослов.

Учитывая, что «Откровения Св. Иоанна Богослова» – это произведение о последних временах, а Ассия (Ассирийское царство) в пророческих видениях пророка Иезекииль символизирует современную Россию,1 то можно предположить, что такая критика Богом семи церквей Ассии символизирует Его оценку состояния вероисповедания в православных храмах России накануне конца света.

Данное предположение подтверждается также тем, что, критикуя церкви Ассии (России) Бог дает И. Богослову поручение: написать об этом Ангелам будущих церквей, потому что с Ангелами церквей древней Ассии у Бога прямая связь и нет необходимости давать поручение через кого-либо.

Цель отмеченных Богом недостатков церквей – есть предупреждение священнослужителям нашего поколения о покаянии и исправлении, в связи с приближением конца света (о чем им будут невидимо внушать Ангелы будущих церквей России).

Существует мнение, что указанные Богом церкви могут символизировать этапы развития христианской религии и церквей за весь период своего существования, однако отмеченные Богом недостатки и достоинства церквей присутствуют на всех этапах развития христианской религии. Кроме этого, поручение Бога написать Ангелам условных этапов развития христианской религии выглядит не вполне логичным.


Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников:


Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит духовно управля-ющий семью церквями через семь Ангелов своих:


2 знаю дела твои, и труд твой, и тер-пение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апос- толами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы;


знаю дела твои и труд твой, и тер-

пение твое, и то, что ты не лю-бишь грешников и выявил лже-учителей христианской веры.


З ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.


Ты терпеливо переносил труд-ности и без устали трудился, проповедуя Иисуса Христа.


4Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.


Однако порицаю (стыжу) за охлаждение изначальной любви к ближнему.


5Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.


Итак вспомни свое духовное пред-назначение и покайся, и твори с любовью добрые дела. А если не будешь так делать и не покаешься – приду и лишу тебя Божественного видения правильного жизненного пути.


Символическое сравнение светильника с церковью основано на их схожей функции: освещать людям путь.

Церковь должна направлять людей на правильный жизненный путь (духовно просвещать), словно освещать его (как светильник) от окружающей духовной тьмы.

Если светильник перестает освещать прежний путь (изменил угол своего освещения), то значит он сдвинулся со своего места.

Аналогично и церковь: если она перестает духовно направлять людей на правильный жизненный путь, то значит Бог лишил ее своего благословения, словно сдвинул этот духовный светильник с его места.

Такая символическая перемена духовного освещения для церкви означает отсутствие Божественного видения правильного жизненного пути, что в итоге приводит к неудачам и разрушению.


6Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, ко-торые и Я ненавижу.


Хорошо, что не поддаешься пре-зренной ереси Николаитов, кото-рую Я также ненавижу.



Дела Николаитов – это ересь, появившаяся в I веке н.э. среди пришедших в христианство язычников (новичков) и относящихся к категории «чтущие Бога» (Деян. 16:14; 18:7).

Ее основателем стал Николай из Антиохии1 – один из семи дьяконов, избранных Апостолами для решения хозяйственных вопросов проживания общины (Деян. 6:5).

Суть ереси заключалась в признании человеческого тела произведением злого начала и для умерщвления плоти проповедовалось пресыщение развратом.

Ошибочность данного учения обличают Апостолы Петр (2 Пет. глава 2) и Иуда (Иуд. 1:4,7), называя данных еретиков вновь запутавшимися: избежавшие скверн мира и познавшие Господа, вновь возвратившиеся в них и побежденные ими.


7Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, кото-рое посреди рая Божия.


Духовный человек понимает, о чем повелевает церквям Святой Дух. Побеждающего сделаю соу-частником блаженства будущей бессмертной жизни.


Ефес – древнейший торговый город на берегу Эгейского моря, славившийся своим богатством и громадным населением. Там более двух лет проповедовал Св. Апостол Павел, поставивший затем ефесским епископом своего любимого ученика Тимофея. Там долго жил и скончался Св. Апостол Иоанн Богослов.

Угроза сдвинуть светильник над ефесской церковью осуществилась. Из великого мирового центра Ефес скоро превратился в ничто: от прежнего великолепного города осталась лишь груда развалин и маленькая мусульманская деревня.

Великий светильник первобытного христианства угас там совершенно.


8И Ангелу Смирнской церкви на-пиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив:


И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, а сейчас жив.


9Знаю твои дела, и скорбь, и ни-щету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.


Знаю дела твои и скорбь, и ни-щету твою (впрочем, ты духовно богат), и что подвергаешься злословию от тех, которые называют себя истинными почи-тателями Бога, но на самом деле они не такие, а есть сборище сатанинское.


Иудеи – еврейский народ, почитающий Бога.

Первосвященники I века н.э. (книжники и фарисеи), гордые своими преданиями и обрядами, считали себя истинными иудеями – почитателями Бога, но не признали за Бога и распяли пришедшего к ним Иисуса Христа.


10Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол бу-дет ввергать из среды вас в тем-ницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь ве-рен до смерти, и дам тебе венец жизни.


Не бойся ничего, что нужно будет вытерпеть. Произойдут гонения, и слуги дьявола отправят вас в темницу, заставляя отречься от своих убеждений, и будете страдать дней десять. Смерть прекратит страдания и дам победный венец вечной жизни в раю.


Смирна – один из древнейших городов Малой Азии. Церковь Смирнская, по преданию, основана Св. Апостолом Иоанном Богословом. Его любимый ученик Св. Поликарп был в ней епископом и прославил ее своим мученическим подвигом.

По свидетельству церковного историка Евсевия, почти сразу после апокалипсического предсказания возникло лютое гонение на христиан в Малой Азии, во время которого и пострадал Св. Поликарп Смирнский. Смирна до сего времени остается значительным городом и имеет достоинство православно – христианской митрополии.


11Имеющий ухо (слышать) да слы-шит, что Дух говорит церквам: по-беждающий не потерпит вреда от второй смерти.


Духовный человек понимает, о чем повелевает церквям Святой Дух: побеждающий не боится второй смерти, ибо уверен, что попадет в Царство Небесное.


Первая смерть и первое воскресение – это плотская смерть человека и воскресение его души на Единый Божий суд. Если человеческая душа при знается на суде грешной, то участь ее «… в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Отк. 21:8).

Такую процедуру должны пройти все человеческие души.

Понятие второй смерти и второго воскресения для праведника дает пророк Ездра (3 Езд. 7:2-31).


12И Ангелу Пергамской церкви на-пиши: так говорит Имеющий ост-рый с обеих сторон меч:


И Ангелу Пергамской церкви на-пиши: так говорит Имеющий убеждающую силу истины.


Имеющий острый с обеих сторон меч символизирует поражающую силу Слова Божия (христианского учения).

Как острый меч поражает плоть, так и Слово Божие побеждает (поражает) человеческие души своей истиной, заставляя их полностью забыть о себе и раствориться в любви к Божиему Духу.

Подтверждением этого является то, что такой обоюдоострый меч исходит из уст Бога: «Имя Ему: Слово Божие … Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Отк. 19:13,15). Из уст может исходить только слово.


13Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.


Знаю дела твои, что в кругу силь-ных дьявольских искушений ты сохранил чистоту христианской религии и не отрекся от имени Моего даже в период сме-ртельных гонений, когда был убит верный свидетель Мой Антипа.


По дошедшим до настоящего времени историческим сведениям предполагается, что священномученик Антипа, епископ Пергама Ассийского, был учеником Св. Апостола Иоанна Богослова. При жизни земной и после смерти он якобы имел и имеет сугубый дар исцелять от болезней, особенно от зубной боли. Память ему совершается 11 (24) апреля.


14Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.


Однако отмечаю, что некоторые из церковнослужителей поклоня-ются лжеучению Валака, вводя-щего в соблазн верующих, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.


Валаам, сын Восорова – месопотамский прорицатель, живший в XIII веке до Рождества Христова, «который возлюбил мзду неправедную» (2 Пет. 2:15) и научил моавитского царя Валака и его народ поклоняться моавитскому идолу Фегору (Чис. 31:16) – есть идоложертвенное и любодействовать.


15Так и у тебя есть держащиеся уче-ния Николаитов, которое Я нена-вижу.


Также у тебя есть придержива-ющиеся ереси Николаитов, которую я ненавижу.


Учение Николаитов – см. комментарий к ст. 6 данной главы.


16Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.


Покайся, ибо истина всегда побе-дит и восторжествует жизненная правда.


Пергам находится к северу от Смирны и в древности он соперничал со Смирною и Ефесом. В нем был храм языческого Божества Эскулапа, покровителя врачей, жрецы которого занимались медициною и оказали сильное сопротивление проповедникам христианства.

Пергам (под названием Бергамо) и христианская церковь в нем со хранились до настоящего времени, хотя и в большой бедности. От прежнего великолепия города ничего не осталось, кроме громадных развалин прекрасного некогда храма в честь Св. Иоанна Богослова, сооруженного императором Феодосием (IV век).


17Имеющий ухо (слышать) да слы-шит, что Дух говорит церквам: по-беждающему дам вкушать сокро-венную манну, и дам ему белый ка-мень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кро-ме того, кто получает.


Духовный человек понимает, о чем повелевает церквям Святой Дух: сохраняющему верность христианскому учению дам ду-ховную поддержку (духовную пи-щу) и отмечу его новое духовное рождение Божиим знаком Свя-тости.


Индивидуальной сущностью человека, по которой он опознается в жизни, является имя.

Новое имя предполагает новую сущность, то есть перерождение.

В духовном развитии таким перерождением человека может быть только достижение Святости, которой Бог награждает побеждающего.

В практической жизни это проявляется в осознании человеком своей новой духовной сущности и ощущении Божией благодати, которые никто не может ощутить (знать), кроме самого человека (того, кто получает).

Камень – символ крепости в духовном развитии.


18И Ангелу Фиатирской церкви на-пиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огнен-ный, и ноги подобны халколивану:


И Ангелу Фиатирской церкви на-пиши: так говорит Сын Божий, излучающий живую и прочно стоящую истину.



Очи, горящие как пламень огненный, и ноги, подобные халколивану (металлическому сплаву), символизируют крепкую основу и живость Божиего учения – Слова Божия.

Такая крепость Слова Божия основывается на Его истине.


19Знаю твои дела и любовь, и слу-жение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.


Знаю твои дела и любовь, и слу-жение, и веру, и терпение, и успехи в духовном развитии.


20Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя проро-чицею, учить и вводить в заблуж-дение рабов Моих, любодейство-вать и есть идоложертвенное.


Однако осуждаю за то, что не бо-решься активно с различными лжетеориями, позволяешь вво-дить в заблуждение верующих и нарушать христианские запреты (любодействовать и есть идоложертвенное).


Известно, что в IX веке до Рождества Христова Иезавель, дочь царя Сидонского, вступив в супружество с Ахавом, царем Израильским, увлекла его к поклонению всем мерзостям сидонским и тирским (любодействовать и есть идоложертвенное) и была причиной падения израильтян в идолопоклонство (3 Цар. 16, 31).

Вероятно, имя Иезавель используется здесь как символическое отражение людей, занимающихся идолопоклонством и вводящих в это других.


21Я дал ей время покаяться в любо-деянии ее, но она не покаялась.

Я дал время покаяться в нечис-тоте веры, но они (сторонники лжетеории) не покаялись.

22Вот, Я повергаю ее на одр и любо-действующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих

Тогда Я обрекаю их на великую скорбь (страдания), если не покаются в делах своих.


23И детей ее поражу смертью, и ура-зумеют все церкви, что Я есмь ис-пытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.


И дети их будут страдать по жиз-ни без Божией поддержки, и поймут все церкви, что Я испытываю сердца и поступки; и воздам каждому по делам его.


Сутью человека является то, что находится внутри его. В материальном смысле – это человеческие внутренности.

Духовную суть человека составляет его душа, наполненная Божиим Духом любви, что проявляется в совершаемых поступках. Именно по таким душевным (сердечным) поступкам (по делам его) Бог будет судить человеческие души.


24Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так на-зываемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;


Тем, кто не поклоняется таким лжеучениям и не находит в них ничего привлекательного, сказы-ваю, что не наложу на вас иной духовной тяжести,


25только то, что имеете, держите, пока приду.


кроме той, что есть. Держите чис-тоту принятой веры до конца дней своих.


Фиатира – небольшой городок в Лидии, ничем себя в истории не ознаменовавший, но известный в истории христианства тем, что из него происходила Лидия, которую просветил светом Христовой веры Св. Апостол Павел во время своего второго благовестнического путешествия (Деян. 14, 15, 16, 40). Вероятно, это и способствовало скорому утверждению христианства в Фиатире.


26Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,


Кто побеждает искушения греш-ной жизни и соблюдает Мои запо-веди, тому дам духовную власть над неверующими (язычниками)


27и будет пасти их жезлом желез-ным; как сосуды глиняные, они со-крушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;


и будет уверенно учить их, и направлять на истинный путь. И они послушно пойдут за ним, как и верующие христиане пошли за Мною.


28и дам ему звезду утреннюю.

И засияет (прославится) такой че-ловек Божиим светом, словно звезда утренняя.


29Имеющий ухо (слышать) да слы-шит, что Дух говорит церквам.


Духовный человек понимает, о чем повелевает церквам Святой Дух.



1


1 «Разговоры с Ангелом», В.И. Виноградов, глава 7 (см. Пророчество современной России).



1


1 Протоиерей Г.Дьяченко «Полный церковно9славянский словарь». Изд. «Отчий дом». М. 2004 г. стр. 354.