Андрей Петрушин Родители vs Дети. Советы психиатра - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Андрей Петрушин Родители vs Дети. Советы психиатра - страница №1/2

Андрей Петрушин

Родители vs Дети. Советы психиатра

Об авторе
Андрей Владимирович Петрушин родился в 1975 году в городе Ворошиловграде, Украина. В 2001 году, после окончания Омской государс­твенной медицинской академии, прошел обучение в интернатуре по специ­альности «Психиатрия», одновременно практикуя в детском и подростко­вом отделениях областной психиатрической больницы г. Омска.
За время работы врачом-психиатром занимал должности ординатора, заведующего отделением, заместителя директора по медицинской части. С января 2008 года работает в детской больнице психиатром.
«Путь к детской психиатрии был долог. Я избегал встреч с психически больными детьми на своем профессиональном пути. И только познав все виды психиатрии взрослых, от скорой помощи до интерната для психохроников, я понял, что готов приступить к изучению этой неизведан­ной области – детская психиатрия. И то, что я увидел и почувствовал в заплаканных глазках этих маленьких, но уже таких несчастных людей, и

побудило меня написать эту книгу».


Предисловие
Я задумался о поведении взрослых по отношению к детям после наблю­дения одной яркой жизненной ситуации.
Улица. Лето. Девочка 3–4 лет. С виду спокойный, немного забитый ребенок. Мама большая, громогласная женщина. Её поучительное, ментор­ское обращение к дочери:
– Ты что, вывести меня хочешь? Не понимаешь, что ты не права? Ты мне все нервы измотала! А ну посмотри мне в глаза!
Как вы думаете, что из вышесказанного дошло до сознания ребенка? Только интонация. И чувство, что своим, скорее всего, безобидным поступком, дочь причинила маме боль. Но это чувство возникло подсознательно. Ребенок не имеет достаточного запаса не только слов, но и не понимает смысла этих слов для адекватного реагирования. Обща­ясь с ребенком, надо опускаться до его уровня, говорить на его языке и использовать понятия, смысл которых он уже усвоил. С ним нельзя обращаться, как с взрослым.
Эта книга – не набор рецептов для создания счастливой жизни. Это попытка обратить внимание родителей на причины возникновения

заболеваний, предотвратить их развитие. Показать, как своими словами, действиями они могут нанести психологическую травму ребенку. Обозна­чить симптомы, при которых необходимо обратиться к специалистам.


Я не хочу «грузить» читателей психологическими увертюрами. В книге нет статистики, нет ссылок на других авторов. Только выдержки из бесед с реальными людьми. Я живу и общаюсь с обыкновенными людьми, кото­рые не читали Фрейда, Эйдемиллера и других великих, но которым нужна помощь в конкретной ситуации, при разрешении конкретной проблемы. Я очень надеюсь, что многие обратят внимание на своих сыновей и дочерей и помогут им адаптироваться в этой жизни.
Книга разделена не по возрастам, а по часто наблюдаемым случаям. Это реальные истории страданий детей. Если не верите – проверьте на своих детях. Или просто посмотрите, не страдают ли они так же, как герои этой книги.
Я виновата, что родилась?
Не удивительно, что люди так ужасны, если им приходится начинать жизнь детьми.

(Кингсли Эмис)

Здесь я хочу привести истории, показывающие ненужность детей родителям. Мне искренне жаль этих детей. И только надежда, что после моих бесед мамы изменят своё отношение к ним, остановила меня от обращения в прокуратуру и органы опеки. Мальчик или девочка?
После двух лет у детей появляется интерес к различиям между мальчиками и девочками. Они начинают бесчисленными вопросами выпытывать у родителей причины разного строения тел, подглядывают за людьми обоего пола в ваннах, туалетах, при переодевании. Они сравнивают строение своего тела и взрослых. У детей формируются понятия «мальчик» и «девочка». Увлеченность этим интимным вопросом связана с началом усвоения ребенком своего пола. Появляются игры с разделением в них ролей по половому признаку. В более старшем возрасте часто можно услы­шать спор между девочкой и мальчиком о том, кем лучше быть. Приводится масса аргументов «за» и «против». Иногда спор заканчивается тем, что дети хотят поменять свой пол на противоположный. Вот здесь необходимо вмешательство родителей для правильного ориентирования ребенка.
Девочка 11 лет. Воспитывается мамой. Отец ушел из семьи через 6 месяцев после рождения дочери. Не смог смириться с полом ребенка. Он хотел мальчика. Девочка с 4 лет ведет себя, как мальчик: одевается в мальчиковую одежду, носит короткую прическу, требует, чтобы её называли мужским именем, стоя писает в туалете, играет только с мальчиками и избивает тех, кто говорит, что она девочка. При этом постоянные конфликты с мамой, учителями.
– Почему ты хочешь быть мальчиком?
– Они лучше!
– Чем?
– Они сильнее. Им можно драться, играть в футбол. Плеваться. Им не надо носить юбки.
– Многие женщины ведут себя так же. Но они остаются женщинами. Кто тебе покупает мальчишеские вещи?
– Мы с мамой идем в магазин. Я выбираю, а она покупает.
– А прическу кто выбирает?
– Мама просто дает деньги, а я сама иду в парикмахерскую.
– Ты точно хочешь быть мальчиком?
– Точно.
– Но мальчики не могут рожать детей. А ты хочешь иметь детей?
– Да.
– Сама хочешь родить или усыновить?
– Нет. Только сама. Я хочу своего ребенка. Я буду заботиться о нем.
– А кого ты больше хочешь?

– Девочку.


– Какие у тебя отношения с мамой?
– Ругаемся постоянно. Она мне говорит, что я веду себя, как сопливая девчонка.
– Ты с папой живешь?
– Нет. Он ушел, когда мне исполнилось полгодика.
– Они с мамой ругались?
– Нет. Он хотел мальчика. А родилась я.
Она потупила взгляд в пол. Глаза стали красными и водянистыми.
– Кто тебе сказал это?
Голос стал тихий, с всхлипываниями:
– Мама. Она постоянно говорит, что если бы родился мальчик, папа жил бы с нами.
– Ты хотела бы с ним встретиться?
– Да.
– Ты ненавидишь его?
– Нет. Я его люблю.
– Хочешь, чтобы он обнял тебя?
– Да. Я хочу, чтобы он меня защищал.

Я просто обнял её, нарушая все правила.


– Ты ведь на самом деле девочка? Слабая и беззащитная?
– Да. Я хочу к папе, – и разрыдалась.
Несчастный ребенок. Её сделали ответственной за неудачный брак, за отсутствие у мамы мужа. Она изо всех сил пытается заслужить прощение мамы. Мама мстит своему бывшему мужу, унижая дочь постоянными упреками. Развивает в ней комплекс неполноценности, покупая вещи, не свойственные её полу, разрешая носить мужскую прическу. Она даже договорилась с учителями, чтобы те не обращали внимание на поведение дочери. Мама надеялась, что если ребенок будет хоть немного похож на мальчика, муж вернется. Поэтому старалась воспитывать с детства «мальчика». Она не поняла, что это был только повод для развода.
Девочка при таком воспитании обречена быть вечным изгоем, так как она не укладывается своим поведением в общепринятые нормы морали. И будет вечно доказывать маме, что она может быть мальчиком.
Чтобы ребенок не перепутал пол, родителям надо:
♦ создать доверительные отношения в семье;
♦ быть готовым к вопросам ребенка о его половой принадлежности;
♦ не избегать интимных разговоров;

♦ объяснять понятия и вести себя с ребенком в соответствии с принятыми в обществе нормами.


Если бы не ты
Девочка 6 лет. При входе в кабинет сразу замечаю забитый вид ребенка: глаза опущены, стоит за мамой, но не прикасается к ней, к игрушкам в кабинете не проявляет видимого интереса. Отказывается поздороваться за руку, прячет ручку за спину. Голос тихий, слабенький. При ответах на вопросы смотрит на маму, словно спрашивая разрешения. Со слов мамы, девочка отстает в развитии, неадекватно ведет себя, отказывается ходить в туалет в гостях, не слышит, когда к ней обращаются, не играет с другими детьми. При этом девочка с пяти лет читает, свободно считает в пределах десяти. Знает, кто президент, название страны, столицу Украины. И другие общежитейские понятия в норме.
– Ваша девочка так много знает!
– А вы знаете, сколько сил и времени я потратила на это? Ей ничего в голову просто так не вобьешь.
– Ну зачем же вбивать? Детей надо учить в игровой форме.
– Я всё уже перепробовала. До жирафа быстрее доходит, чем до неё.
– Девочка в садик ходит?
– Нет. Очередь не дошла.
– С детьми как-то общается?

– Мы в гости ходим. К нам приходят. Но она всё время сидит одна. Ни с кем не играет. Схватит своего любимого зайца и сидит, никому его не дает.


– Воспитанием занимаетесь только вы?
– Да.
– Как относится отец к ребенку?
– Да какое может быть отношение? Он приходит в 2 часа ночи. Работа у него такая. А я жду его прихода, как дура.
– А в выходные?
– Ну, воспитывает. Правда, чаще кричит на неё. Говорит, что она дура, дебилка, слабоумная.
– Это он вам высказывает?
– И мне тоже. И дочери.
– Прямо ей в глаза говорит?
– Да. И еще, что в её годы он много больше знал и умел.
– Он у вас такой гениальный?
– Ага, конечно! Ум аж через уши лезет.
– Видимо, зарабатывает больше?
– Да я, если бы не дочь, в разы больше получала.
– Дочь во всем виновата?

– Нет, конечно.


– А как вы наказываете ребенка?
– По-разному. Вы лучше скажите, почему она такой «тормоз».
– Может, сначала попросим девочку посидеть в коридоре?
– Зачем?
После этого вопроса я не знал, что сказать. Со слов медсестер, мама, пока никто не видит, разве что только головой об стенку девочку не била. Постоянно кричала на неё, обзывала.
Люди путают страсть с любовью. Женятся, рожают детей. А потом оказывается, что партнер не то, что надо. А по общественной морали, уже поздно, ведь семья и ребенок. Статус не тот. Да и фигура. «И если бы не ребенок, бросила бы этого козла». Женщина становится зависимой от денег мужа. Она теряет социальные связи, подруг. Не реализует себя в работе. Часто мамы, не смея высказать свои претензии по прямому адресу, т. е. мужу, срывают зло на ребенке.
А он страдает. Идут претензии к ребенку и со стороны отца. Мама начинает думать, что она плохая мать, не умеет даже ребенка воспитать, пока муж деньги зарабатывает. То есть опять во всем виноват ребенок. И кого могут воспитать такие родители? Только человека с глубоким комплексом

неполноценности, который будет всю свою жизнь, даже после смерти родителей, доказывать им изо всех сил, что он достоин быть их дочерью или сыном. И в глубине души ненавидеть своих любимых маму и папу.


Нищие духом
Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.

(Патрик О’Рурк)

Не все дети могут усвоить обычную школьную программу, понять смысл шуток или стихов. Они выделяются своими ограниченными способностями среди других детей. В старой классификации такие дети назывались олигофренами. В современной психиатрии олигофрения называется умственной отсталостью и подразделяется на четыре степени, согласно МКБ-10:
1. Легкая умственная отсталость;
2. Умеренная умственная отсталость;
3. Тяжелая умственная отсталость;
4. Глубокая умственная отсталость.
Не вдаваясь в методологию и терминологию, постараюсь описать эти степени.
При легкой умственной отсталости ребенок сможет освоить

специальную программу коррекционной школы, окончить училище по специальностям, не требующим больших умственных затрат, и сможет довольно хорошо адаптироваться в жизни, если не будет злоупотреблять алкоголем.


У таких детей заметны социальная незрелость и эмоциональная неустойчивость, конкретность мышления, т. е. они не смогут понять в полной мере абстрактные понятия. Им надо показать, дать четкие указания по выполнению работ.
При умеренной умственной отсталости дети с большим трудом обучаются навыкам письма и чтения. Мыслительные процессы значительно заторможены, мышление грубо конкретное, память сильно недоразвита. При хорошем наблюдении и правильно построенной программе обучения ребенка можно научить гигиеническим навыкам и простым навыкам самообслуживания. Такие дети очень внушаемы и подвержены чужому влиянию.
Дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью практически необучаемы и нуждаются в постоянном наблюдении и помощи посторонних.
Это разделение чисто условное. Четкие границы для определения умственного развития построить невозможно, так как многое зависит не только от способностей ребенка, но и от того, сколько сил приложено родителями для развития ребенка.
Заплаканные глаза мамы. Отрешенный взгляд. Тихий голос с редкими всхлипываниями. Рядом малыш, сидящий на полу и однообразно крутящий в руках шнурок, оторванный с тапка. Глаза бесцельно наблюдают за мамой. Слюна свисает до подбородка. При попытке узнать имя он лишь смеется и облизывает шнурок.
– Я-то понимаю, что физически он здоров. А психически? Зачем его тогда спасли? Он ничего сам не может. Я не могу его оставить одного ни на секунду. Он обязательно что-то сломает или свалится откуда-нибудь.
Рождение таких детей – тяжелое испытание для семьи. И в первую очередь – для женщины. Многие не выдерживают. Отдают в детский дом, когда понимают, что ребенок безнадежен.
– Мне инструкцию по воспитанию дебилов в роддоме не дали. Пусть теперь врачи выхаживают его.
Вы можете сказать, что эта мама самая бессердечная женщина. А вы представьте себя на её месте. Вы удачно вышли замуж. Для этого занимались спортом, окончили престижный вуз, получили хорошую работу. Муж носил вас на руках, когда узнал, что вы беременны. Ну да, беременность

протекала не очень гладко. Несколько раз лежали на сохранении. Но вот наконец-то роды. И при первом осмотре врачи находят множество патологий. В дальнейшем идет отставание в развитии. И вы уже, глядя на детей подруг, понимаете, что ребенок едва ли будет ученым. Муж тоже это понимает. Уходит в работу или еще дальше. Надежды и мечты разрушены. Но это же ваш ребенок! Вам надо принять его.


– Вы разбираетесь в компьютерах?
– Да.
– Помните, были такие 386, 486? Первые пентиумы?
– Да-да. Медленно работали.
– Так вот, представьте себе, что человеческий мозг – это компьютер. У вас пентиум 4, а у вашего ребенка 486. Так сложилось в силу определенных обстоятельств: тяжело протекавшие беременность и роды, болезни до года и т. д. И ваша «виндовс виста» не пойдет на 486, как вы ни старайтесь. Так уж изначально заложено. Не надо ребенка напрягать зря. Не требуйте от него того, что он никогда не сможет сделать.
– А как мне жить? Что делать?
– Во-первых, вам надо перестать обвинять себя. Причем во всем. Перестать копаться в себе. Перестать бояться, что последующие дети родятся такими же. Пройти полное обследование вам и мужу. Врачи подскажут причину, и вы сможете предотвратить рождение таких детей.
– Зачем? Я не хочу больше детей. Я не переживу, если опять такой же родится. Мне этого достаточно.
– Вы не думали отдать ребенка в интернат?
– Да вы что? Никогда!!!
– Тогда вы должны понимать, что вы не вечны. А кто будет ухаживать за вашим ребенком после вашей смерти?
– Теперь понимаю.
– И вам, на примере вашего первого ребенка, будет проще воспитать чувства милосердия и сострадания у его братьев и сестер.
– Наверное.
– Во-вторых, надо научить вашего ребенка стать максимально самостоятельным в быту. Вытирать попу, мыться, разогревать еду, мыть посуду, выносить мусор, помогать в уборке, самостоятельно одеваться. Его состояние – не повод ограждать от обыденной работы. Это позволит ему развиваться и приучиться к порядку и опрятности. А научится он читать или писать – не столь важно, если он не сможет ухаживать за собой.
– А как его научить вытирать попу? Иногда мне кажется, что он просто

не хочет вытирать, хотя и может.


– Вечером перед принятием ванны вместе с ребенком проверьте его трусы. И если они грязные, то дайте ему хозяйственное мыло и пусть постирает их. Так же можно приучить его следить за чистотой верхней одежды.
– Но он ведь плохо выстирает!
– Постепенно научится. Помогайте первое время. А затем пусть стирает сам. До тех пор, пока не научится вытираться.
У мам после рождения неполноценных детей появляется страх перед зачатием последующих. И комплекс неполноценности как несостоявшейся матери: а вдруг и другой будет инвалидом?
Есть несколько простых правил избежать рождения неполноценных детей. Перед зачатием надо бросить курить, пить, пролечить свои инфекции, узнать подробно генеалогическое древо мужа, пройти генетичес­кое обследование обоим супругам. Зачем? Чтобы потом не обвинять ни себя, ни врачей.
Но если всё сделано, как надо, и всё же такое случилось… Надо принять такого ребенка. Но не в ущерб здоровым детям в семье.
Нельзя стыдиться своего ребенка. В некоторых странах говорят: если у нас появился такой ребенок, значит, в нашей семье всё хорошо. Только хорошей семье Бог мог доверить такого особенного ребенка.
Обязательно следите, чтобы с вашим ребенком в садике занимались логопед, психолог, дефектолог. Но не забывайте о его возможностях. Если нет возможности бесплатно заниматься с этими специалистами, пройдите платное консультирование, но обязательно спросите, какую литературу вам необходимо купить для занятий с ребенком. Никому, кроме вас, он не нужен. Вы можете написать жалобы во все инстанции мира, что с ним не занимаются, не уделяют внимание, но толку будет мало. Вы и только вы ответственны за развитие и воспитание ребенка. До 12 лет психиатры не ставят диагноз олигофрения. Если, конечно, это не явная патология. Это говорит о том, что всегда есть шанс развить вашего ребенка.
Родители изо всех сил стараются, чтобы ребенок посещал обычный детский садик и учился в школе по общей программе. Чтобы, не дай Бог, кто-нибудь не догадался о его болезни. Чаще олигофрения выявляется в возрасте шести – восьми лет, когда ребенок идет в школу. В обычной школе программа не рассчитана на таких детей. Одноклассники видят, что ребенок не справляется, начинают смеяться. Учителя постоянно третируют, считая его лентяем. Потом понимают, что ребенок не может учиться в их классе, и заставляют родителей перевести его в другую,

специальную школу.


Родители активно сопротивляются. Ругаются с учителями и директором. Пишут жалобы в вышестоящие инстанции. Ребенка дома принуждают учиться, применяя уговоры, крики, физические наказания. Но в силу своих возможностей он не может. Ребенок попадает меж двух огней. Он перес­тает ходить в школу, уходит из дома. Прибивается к асоциальным группам. В силу своей примитивности и социальной незрелости его используют для совершения преступлений.
Во время наступления половой зрелости появляются новые причины для волнения. Такие дети, особенно девочки, очень падки на внимание противоположного пола. Часто этому способствует алкоголь. За детьми надо следить, предостерегать рассказами. Они очень внушаемы. И если вы постараетесь, то сможете уберечь их от многих бед.
Очень часто отцы при рождении таких детей уходят из семей. Особенно если это первый ребенок. Они обвиняют жен во всех грехах, не задумываясь, что причиной могут быть и они. Пьянки, курение, употребление «легких» и «тяжелых» наркотиков, беспорядочные половые связи до свадьбы. Отрицательное отношение к беременности жены, постоянные скандалы во время вынашивания ею малыша, избиения женщины. И после этого хотите здорового ребенка? Не получится. Ваша помощь, а не поиск виновных в большей степени будет способствовать выходу вашей жены из депрессии. И развитию вашего ребенка.
Несколько советов при рождении у вас особенного ребенка:
♦ примите ребенка таким, какой он есть;
♦ не обвиняйте никого в его рождении, но сделайте выводы;
♦ обучайте ребенка методами, доступными его пониманию;
♦ в первую очередь научите его навыкам самообслуживания;
♦ не требуйте от ребенка того, что ему не по силам и возможностям;
♦ не позволяйте ребенку употреблять алкоголь и наркотики;
♦ оберегайте ребенка от чрезмерного внимания взрослых противопо­ложного пола;
♦ не доверяйте кудесникам, обещающим сделать из вашего ребенка гения;
♦ обязательно родите ему братьев и сестер;
♦ не тратьте все силы вашей семьи на одного ребенка, забывая о здоровых детях. Они нуждаются в вашей любви не меньше.
Нарушения приема пищи
Людей без лишнего веса больше всего на кладбище.

(Биверли Силлз)


Не хочу есть!
Как тяжело иногда бывает накормить ребенка. Отказ от еды у самых маленьких детей может быть реакцией на расставание с мамой. Вплоть до гибели. Это часто отмечалось у брошенных детей в детских домах в послевоенные годы. И решение было простым. Кто-нибудь из персонала через каждые полчаса подходил к ребенку на пять – десять минут и разго­варивал с ним. И смертность резко пошла вниз.
Дети постарше могут отказываться от еды в знак протеста при длительной психологической травме, после перенесенной болезни, особенно связанной с патологией пищеварительного тракта.
Девочка 4 лет отказывалась кушать на протяжении нескольких месяцев. Ела буквально две ложки супа за обедом и в течение дня что-то перехватывала. У неё появилась слабость, она быстро уставала. В семье царила очень напряженная обстановка по поводу смерти старшей дочери. Все очень сильно переживали это горе. Но как-то не все вместе, а по отдельности. Ребенок, не имея возможности всё осознать и понять, почув­ствовал свою ненужность, одиночество, холодное формальное отношение родителей. Она думала, что в чем-то виновата. И перестала кушать. Этим способом она пыталась привлечь внимание мамы, которая, наконец-то,

начнет бегать с дочкой по врачам. Конечно, от недоедания появляются болезни, которые необходимо лечить.


Также причиной отказа от еды может быть страх задохнуться, подавиться. Этот страх может появиться после единичной неудачной попытки проглотить пищу. Либо у особо мнительных натур после рассказа о таком случае или просмотра телепередачи. И выяснить причину в этом случае очень непросто.
У подростков сниженный аппетит чаще обусловлен иными причинами. Об этом много пишут, говорят с экранов телевизоров. Причин для избавле­ния от «лишних» килограммов можно найти великое множество: язви­тельные замечания подруг по поводу фигуры, культ худобы, постоянно навязываемый на телевидении, в журналах, агрессивная реклама средств для похудения. Большую роль в принятии решения похудеть могут сыграть неосторожные слова по поводу попы, живота, ног, вылетевшие из уст родителей. Особенно опасно сравнивать девочку-подростка, у которой начался процесс превращения в женщину, с её старшей сестрой, страда­ющей избыточным весом. Такие сравнения натолкнут на мысль, что если немедленно не принять меры по снижению веса, она может стать такой же «огромной».
Я приведу отрывок из беседы с семнадцатилетней девушкой:
– Сколько вы сейчас весите?
– Около сорока килограммов. Раньше было меньше. В больнице стала немного есть.
– Вы в больнице себя как чувствуете?
– Лучше, чем дома.
– Почему? Неужели в больнице может быть лучше, чем дома?
– Для меня – да. Здесь как-то спокойнее. Родители не достают едой. Младшая сестра не лезет. Всё время ставят её в пример: какой у нее хороший аппетит.
– Может, вам стоит жить вне семьи?
– Может. А то достали совсем.
– У вас совсем нет аппетита?
– Сейчас нет. Раньше тяжело было с ним бороться. А потом, когда привыкла, куда-то пропал. Сама удивляюсь, как я раньше не могла голод терпеть.
– Ваш вес до похудания был очень большой?
– Для меня – да.
– Сколько?

– Пятьдесят килограммов.


– При росте 168 см это нормальный вес.
– Я так не думаю.
– Вы давно решили похудеть?
– Уже восемь месяцев прошло.
– У вас есть молодой человек?
– Да. Мы с ним полгода встречаемся.
– У вас серьезные отношения?
– Да. Мы любим друг друга.
– Как он относится к вашей фигуре?
– Говорит, что надо поправиться.
– Настаивает?
– Так, иногда.
– Не боитесь, что бросит?
– Нет. Я ему верю.
– Вы собираетесь пожениться?
– Да. Когда мне будет восемнадцать.
– Он старше вас?
– На четыре года.

– Вы предполагаете рождение детей?


– Конечно. В каждой семье должны быть дети. Это смысл жизни.
– А сколько вы хотите детей?
– Не меньше двух. Мальчика и девочку.
– Эндокринолог сказала, что у вас нет месячных три месяца.
– Да. Куда-то делись. Думала, что беременна. Но нет.
– У вас нарушен цикл. Ваши яичники не функционируют. Не вырабатываются гормоны. Не выходят из яичников яйцеклетки. Как вы собрались иметь детей? Может, вы хотите усыновить или удочерить ребенка?
– Нет. Я хочу своих.
– Своих детей у вас не будет, если вы не наберете определенный вес, необходимый для нормальной работы вашей репродуктивной системы. И затем, если вам всё-таки удастся забеременеть, ребенку нужно будет развиваться внутри вас. А для этого надо будет не только кушать, но и иметь определенный запас в своем организме. Его у вас сейчас нет. Получается, что придется брать ребенка из детского дома.
– А я и не думала, что не смогу иметь детей. Я просто хотела быть стройной и красивой.
– Лучше быть любимой и иметь здоровых детей.

– Теперь понимаю. Как я раньше недодумалась?


– Мужчинам нужны дети. Здоровые дети. Продолжатели рода.
Это была уже практически взрослая девушка. С её подругой по болезни, четырнадцати лет, мне не удалось установить полноценный контакт. На все мои вопросы она отвечала либо «Не знаю», либо «Не ваше дело». Конечно, её уже достали одни и те же вопросы разных врачей. А я оказался последним в их списке. И возраст у неё был, когда взрослые не советчики. Но, несмотря на отношение к врачу, обеим девушкам необхо­дима помощь психиатра.
Диагноз «Нервная анорексия» должен соответствовать следующим критериям:
♦ Индекс массы тела Кветелета составляет 17,5 и ниже. Он рассчитыва­ется по формуле:

Масса,кг:рост,м2


♦ Наличие эндокринных расстройств. У девушек – аменорея, у юношей – снижение потенции.
♦ Изменение пищевого поведения, направленное на снижение массы тела.
♦ Извращенный образ своего тела, борьба с «лишним жиром».
Нервная анорексия может быть как самостоятельным заболеванием, так и проявлением более тяжелого психического расстройства.
Встречаются два варианта проявления нервной анорексии:
1. Девушка переживает по поводу своего «жирного» тела, у неё возни­кает невыносимая тревога, которую она заедает содержимым холодильника. Когда она останавливается, понимает, что съела лишнее, бежит в туалет вызывать рвоту.
2. При этом варианте девушки не едят вообще. Первое время им очень тяжело бороться со своим аппетитом, но постепенно привыкают.
Болезнь развивается постепенно. Подростки приводят массу доводов в пользу похудания: желание завоевать внимание первого парня в школе, стремление стать похожей на модель или актрису для победы в местном конкурсе красоты и т. д. Они ограничивают себя в приеме пищи, воды, изматывают ежедневными многочасовыми тренировками, постоянно считают съеденные калории. Постепенно аппетит уходит навсегда. И даже при желании самостоятельно прекратить издевательства над организмом с помощью еды появляется рвота сразу после приема пищи. Вместе с

килограммами уходят месячные, нарушается работа всей эндокринной системы.


Снижается иммунитет, что незамедлительно отражается на здоровье. В связи с истощением подросток не может нормально учиться в школе, зани­маться в спортзале, не способен выполнять даже легкую работу по дому. Иногда от резкого истощения может наступить смерть.
Если вы заметили, что:
♦ ваша дочь не просто следит за своей фигурой, а фанатично преданна «красоте»;
♦ изматывает себя нагрузками в спортзале;
♦ появилась неустойчивость настроения;
♦ покупает себе вещи на несколько размеров меньше;
♦ вы нашли в личных вещах ребенка слабительные и мочегонные средства, препараты, подавляющие аппетит;
♦ внезапно появилось желание к приготовлению пищи, роскошных обедов для родственников без участия самого повара;
♦ появился неожиданный интерес к разным диетам;
♦ отказывается от употребления мяса и рыбы, предпочитая овощи;
♦ отсутствует желание участвовать в общих праздниках,сопровождающихся приемом пищи;
♦ посещения ванной комнаты стали частыми и долгими, особенно после приема пищи;
♦ появились выпадение волос и ломкость ногтей;
♦ подросток стал жаловаться на головокружение и обмороки;
♦ перестала пользоваться средствами гигиены в критические дни, – срочно ведите её к врачам.
Лечение таких борцов за красоту необходимо проводить под контролем нескольких врачей: психиатра, гастроэнтеролога, эндокринолога. Роль семьи в лечении ребенка трудно переоценить, но только при четком выпол­нении врачебных инструкций и рекомендаций.
Не всем детям нужно то количество еды, которое принято потреблять в семье. Также дети могут отказываться от определенных видов продуктов. Вплоть до того, что вообще перестанут есть, если им не дают, что нравится.
– Мой сын плохо кушает. Что с ним делать?
– Расшифруйте, что вы имеете в виду.
– Он мало ест по количеству. Сядет, съест меньше половины порции. И всё, наелся. И еще ест очень выборочно. Не принимает рыбу ни в каком

виде. Он очень худой.


– А какое телосложение у его родственников?
– Нормальное. В смысле, не толстые.
– Ваш ребенок отстает в развитии? У него плохие оценки по физкультуре?
– Нет. Он хорошо учится в школе. И по физкультуре одни пятерки.
– А на прогулке его случайно ветер не сносит?
– Нет. Он активный мальчик. Еще и в футбольную секцию ходит.
– Значит, ему достаточно того количества еды, которое он съедает. И не надо его закармливать. Не приучайте его к обжорству в угоду вашим представлениям.
– А почему рыбу не ест?
– Не нравится, значит. Он мясо, курицу ест?
– Да. Но в рыбе столько полезных витаминов!
– Их можно восполнять другими продуктами. Или витаминами, прода­ющимися в аптеках. Но есть ли смысл, если он не болеет?
Всегда можно найти компромисс при воспитании ребенка. Кстати, через некоторое время мальчик начал есть рыбу, после того как мама пригото­вила суши.
Обжорство
Обжора роет себе могилу зубами.

(Английская пословица)

Это другая крайность отношения к еде. Борьба за аппетит ребенка часто приводит в дальнейшем к борьбе с аппетитом.
Мальчику 6 лет. Ест только избранные продукты. Весит 40 кг. Родители ожирением не страдают. Ребенок проживает в полной семье, с бабушкой.
– А как быть с отказом от еды?
– Он вообще не ест?
– Ест. Любит сладкое. Пока не дашь конфет, есть не будет.
– У вас дома сладости постоянно есть?
– Да. Его с детства приучили. Было время, он болел и плохо ел. И вот чтобы он хоть что-то ел в течение дня, бабушка придумала такой способ.
– Не давайте ему конфет.
– Он есть не будет. Я уже пробовала. Не дала перед завтраком и перед обедом. Он вставал из-за стола и уходил.
– А что он делал?
– Ну, шел смотреть мультики.

– Надо было выключить телевизор.


– Выключала. Он устроил истерику.
– А вечером дали конфету?
– Дала. Он ведь ничего не ел весь день!
– У него ожирение третьей степени. Вас победил 6-летний ребенок.
– И что делать?
– Вы знаете, как животных приучают есть каши, хлеб? Им ставят миску и только меняют еду, чтобы она была свежей. День не ест, два. А потом за счастье считает. Но ваш ребенок умнее животного. С ним можно и по-другому договориться.
– Что, целый день не кормить?
– Разгрузочный день ему не повредит. Попутно можно лишить телевизора, компьютера, прогулок. Но лишать надо постепенно. По мере значимости предмета для ребенка. И необходимо убрать сладости из дома.
– Что, вообще не покупать?
– Да
– Но я люблю сладкое. И муж часто таскает конфеты из шкафа.
– Ешьте свои сладости на работе, в подъезде. Но не на глазах у ребенка. И не дома.
– И что, вообще убрать сладкое из дома?
– Если, конечно, вы хотите, чтобы у вашего ребенка был сахарный диабет, то нет.
– А у его бабушки был сахарный диабет.
– Тем более. А вы узнавали, как его обзывают в садике?
– По-разному.
– А впереди школа. Там есть и старшеклассники. Если он ответит на обзывания, то, видимо, получит. Толстых там не любят.
Родители и бабушки сами недоедали в свое время. Не было такого разнообразия продуктов, как сейчас. Но это совсем не значит, что детям без этого не прожить.
– Вы же выжили без сладостей? И неущербный вроде человек из вас получился. И здоровый. Зачем же ребенку портить фигуру?
– Он сам знает, сколько есть.
Не знает. И как он научится себя контролировать, если с детства привык съедать всё, что стоит на столе, если видит культ еды дома, если он не хочет есть, а хочет гулять, но его под разными угрозами все же заставляют. Если семейные праздники ограничиваются только застольем.

И это всё из года в год. Взрослые объедаются, чтобы заесть свои неудачи. А дети тем более заедают обиды, тревоги. Они становятся толще. Их обзывают. Они не могут адекватно ответить или бьют обидчика, за что бывают наказаны воспитателем и, возможно, дома вами. Замыка­ются среди людей, а дома заедают своё одиночество. У детей еще свежа память о маминой груди, когда рядом и во рту с ней становилось спокойно и тепло.


А бабушки воспринимают это как хороший аппетит и подбадривают пирожками и блинчиками. Часто приходится слышать жалобы мам на бабушек, которые постоянно нарушают режим питания.
– Я его на диету посадила. А она его потихоньку подкармливает. Я ей говорю, что врачи диету прописали, а она в ответ, что ребенок не должен голодать.
Очень «большой» пример пришел ко мне на прием вместе с мамой.
– Ваш ребенок в 16 лет весит 122 кг при росте 168.
– Ну что я могу поделать? Он постоянно что-то жует.
– У вас среди родственников есть полные?
– Нет. Папа только вес начал набирать. Но в молодости был стройным. Спортом занимался.

– А сын?
– Ему лень. В первом классе ходил около месяца на спортивную гимнастику. Но тренер сказал, что он слишком толстый для гимнастики. И больше он нигде не занимался.


– Вы обращались по поводу его лишнего веса?
– Врачи говорят, есть надо меньше.
– И они правы. У него много свободного времени, которое он проводит дома. А дома из развлечений телевизор, компьютер и холодильник. Папа как к его весу относится?
– Говорит: «Жрать меньше надо». И показывает фото, каким он строй­ным был.
– И всё?
– Он считает, что этого достаточно.
Здоровый, красивый, сильный отец – это отличный пример. Только на своем положительном примере можно воспитать правильно ребенка. Но начинать надо не в шестнадцать лет, а с рождения.
Родителям надо запомнить еще один момент. Еда – это не повод для шуток. Пятилетний малыш в коме попал в больницу.
– Он что-то ел, пил? Может, таблетки? Или из бытовой химии что-то

случайно выпил?


– Нет. Он с папой поспорил, что съест всё содержимое сахарницы. Очень любит сладкое.
– Папа спорил с пятилетним?
– Ну да. Он хотел отучить его есть сахар. Говорил: «Пусть ест. Сейчас ему будет плохо. Зато потом не прикоснется к нему». А потом у него рвота началась, и он потерял сознание.
Отличный способ отучить от чего угодно. Можно предложить килограмм наркотика, ведро водки. Накупить компьютерных игр. И всё. Дело сделано. В графе «воспитание» можно поставить галочку.
Неконтролируемое поедание пищи может быть заложено с раннего детства. Мама, неправильно воспринимая плач и беспокойство ребенка, постоянно перекармливает его, считая, что это принесет ему успокоение. И действительно, ребенок перестает плакать, несмотря на боли в животе, холод, мокрые пеленки. Таким образом, мама с младенчества закладывает способ решения проблем путем замещения их поглощением еды.
«Хорошим» примером также служат близкие родственники, привыкшие заедать свои проблемы и вовлекающие в этот процесс детей. Для компании.

Рекомендации по предотвращению переедания у детей:


♦ не перекармливать ребенка с раннего возраста;
♦ соблюдать режим питания, чтобы ребенок не набрасывался на еду;
♦ отлучение от груди не позже полутора лет;
♦ не использовать грудное кормление как соску для успокоения;
♦ следить за порциями, съедаемыми ребенком;
♦ убрать из дома лишние сладости, сладкие газировки и другие излишества;
♦ не надо хвалить ребенка за хороший аппетит, если он и так достаточно ест;
♦ родителям не быть примером обжорства;
♦ заполнять свободное время ребенка;
♦ настроение ребенка не должно зависеть от приема еды;
♦ научить ребенка решать проблемы, а не прятаться от них в холодильнике;
♦ обязательное посещение ребенком спортивных секций;
♦ культивировать в семье здоровый образ жизни.
При соблюдении этих правил вашему ребенку не будет стыдно за свою фигуру, а это очень важно среди подростков.
Тики
Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя.

(Луиза Хей)

Для многих родителей понятие «тик» сводится к подергиванию века, которое через некоторое время проходит самостоятельно. Но тик как проявление невроза, возникшего после психической травмы, у детей самостоятельно не пройдет. Хотя многие родители от незнания воспринимают эти движения как издевательство.
– Ну-ка перестань шмыгать носом!
– Ты опять плечами дергаешь? Назло мне, да?
– Перестань корчить из себя идиота! Хватит скалить зубы.
Такие родительские «просьбы» вы можете часто услышать на детской площадке, в магазине. И обычно за «просьбой» наступает очередь подзатыльника.
– У него не всегда это бывает. Только когда я его попрошу что-нибудь сделать. Он ленится делать. Вот и пытается отмазаться своими дерганьями.
– А что, например?
– Я уже заметила: не любит он ходить в магазин. Или мусор выносить. Лентяй. Весь в отца.
– Может, он боится кого-то встретить?
– Пускай сам решает свои проблемы. Я еще в детские дела не влазила. Своих куча.
Иногда «продвинутые» родители начинают подозревать, что ребенок не может так долго «мотать нервы», и начинают его усиленно лечить. Хорошо, если обратятся к врачу, например, неврологу. Невролог может назначить лишние препараты для лечения нервов. Ведь родители не называют причину тика.
– Да всё нормально у нас дома.
На некоторое время от препаратов, физиопроцедур действительно становится легче. Особенно эффект заметен, если ребенок находится в больнице без родителей. Ведь его вырвали из психотравмирующей обстановки. Но после выписки, по возвращении домой, всё возобновляется. У родителей пропадает вера во врачей. И наступает очередь магов и чародеев.

Борьба только с тиком, а не с причиной, его вызвавшей, схожа с попыткой завести машину, наполняя бензобак при порванном бензопроводе. Денег уйдет много, но толку будет ни на грош.


Итак: тик – это болезнь, проявлением которой является непроизвольное быстрое, насильственное, повторяющееся, неритмичное движе­ние определенных мышц.
Природа тиков может быть разная. Это зажмуривание при просмотре страшной передачи, резкий испуг при семейной ссоре, оставшееся покаш­ливание и шмыганье после болезни.
Видов тика большое количество. Тики могут проявляться разнообраз­ными движениями рук, плеч, шеи, головы.
Это может быть пощелкивание пальцами, цоканье языком, облизывание губ, моргание. Также тики проявляются в виде откашливания, лаянья, шмыганья, фырканья, шипения и так называемых вокализов, т. е. выкрики­ваний разнообразных слов, внезапно и бесцельно. Это может быть повто­рение собственных или произношение бранных, непристойных слов. Также тики различаются по продолжительности.
Бывают транзиторные тики – продолжительностью не более 12 месяцев. И хронические моторные тики, которые длятся более года.Особо тяжелая разновидность тика – это синдром Жиль де ля Туретта. Он проявляется множественными двигательными тиками и сочетается с голосовыми.
Это заболевание приносит самые большие страдания для ребенка и лечится психотропными препаратами.
Все тики, имеющие психотравмирующую природу, могут быть самопроиз­вольно подавлены на короткий срок, исчезают во время сна и могут обост­ряться под воздействием новых стрессов.
Тики лечат все, кому не лень. Врачи разных специальностей знают, что болезнь длительная, мешает ребенку и напрягает родителей. И за излече­ние родители выложат любые деньги. Чаще такие дети попадают на прием к неврологу. Хорошо, если он проведет обследование для исключения своей патологии – тики бывают и при некоторых нервных болезнях. Обяза­тельными при обследовании должны быть:
♦ сбор семейного анамнеза;
♦ сбор анамнеза заболевания;
♦ общий осмотр;
♦ неврологический осмотр;
♦ проведение электроэнцефалографии;

♦ МРТ головного мозга.


И после этого невролог не станет вам морочить голову, если не найдет патологии, и назначать препараты, применяемые при многих болезнях и не приносящие как ни особого вреда, так и пользы. А хотя бы спросит про стресс, который мог быть перед появлением тиков, попытается вам объяснить необходимость посещения детского психиатра или психотерапевта.
На всё, что неожиданно появилось у ребенка, чего ранее не было или было нормальным для раннего возраста, вы должны обратить свое прис­тальное внимание. Конечно, вы не можете в полной мере быть достаточно объективны для нахождения причины, изменившей поведение вашего ребенка. Но поискать в череде серых будней то событие, которое могло повредить тонкий защитный слой психики ребенка, вам необходимо. Этим вы очень облегчите работу психиатра и ускорите процесс выздоровления.
Советы при появлении «неприятных» движений:
♦ не наказывайте и не кричите на ребенка;
♦ постарайтесь выяснить, после чего появились эти движения;
♦ измените свое поведение по отношению к ребенку;
♦ обязательно пройдите консультацию у невролога;

♦ проведите электроэнцефалографию и МРТ головного мозга;


♦ посетите детского психиатра.
Энурез
Детство – счастливейшие годы жизни, но только не для детей.

(Maйкл Муркок)

У большинства детей контроль над мочевым пузырем формируется к трем годам. В норме же до четырех-пяти лет ребенок периодически может не удерживать мочу во время сна. Но часто бывает, что этот срок удлиняется. Причины бывают разные. Однако прежде чем идти к психиатру, необходимо посетить уролога и/или гинеколога. И обязательно невролога. Необходимо сдать анализы и пройти полное обследование, чтобы не пропустить соматическое заболевание. После исключения этих заболеваний можно идти к психиатру. Перед посещением врача необхо­димо проследить за эмоциональным состоянием, поведением ребенка перед ночью, когда наблюдается недержание мочи.
Для энуреза, имеющего психологическую причину в своем возникновении, характерно наличие в жизни ребенка так называемого периода сухих ночей. Энурез возникает на фоне психоэмоциональных перегрузок, после психотравмирующих ситуаций, после нескольких лет нормального контроля мочеиспускания. Его частота зависит от эмоци­онального состояния ребенка в течение дня.
– Доктор, моему мальчику уже десять лет, а он практически каждую ночь писает в постель. Мы уже были у уролога. Он сказал, что с его стороны всё в порядке. Посоветовал обратиться к вам.
– Давайте попросим вашего сына посидеть в коридоре.
Детям очень не нравится, когда о них говорят в их присутствии.
– Доктор, что нам делать?
– Давайте сначала. Как протекали беременность, роды?
– Всё нормально было.
– Как развивался до года?
– Всё по возрасту. Невролог смотрела в год, сказала, что всё нормально.
– С горшком проблем не было?
– Нет.
– Садик посещал?
– Да. С двух лет. Адаптировался очень быстро. Я боялась, что будут проблемы.
– С желанием ходил в садик или приходилось со слезами тащить?

– Ну что вы! Ходил с удовольствием. Участвовал в праздниках. Вёл себя хорошо. Воспитатели не жаловались.


– В садике писался в постель?
– Нет. Он не писался с двух лет.
– Когда у него появился энурез?
– В семь лет.
– Когда в школу пошел?
– Нет, немного позже. Где-то через пару месяцев.
– А эти месяцы как он себя вел?
– Стал каким-то замкнутым, плаксивым. Иногда агрессивный, особенно по отношению к младшему брату.
– А когда младший родился?
– Той же весной. Он его как-то сразу не очень хорошо воспринял, и мы его отправили к бабушке на всё лето. А в августе он вернулся.
– Его отношение к малышу поменялось?
– Сначала вроде нормально было. А потом стал отказываться помогать.
– Сильно его нагружали?
– Нет. Посидеть с ним, пока я стираю или в магазин хожу. Помыть посуду, прибраться, вынести мусор – это вообще только после уговоров.
– А как у него в тот период складывались отношения в школе с учителями, одноклассниками?
– Вроде нормально. Мне тогда не до этого было. Ребенок маленький. Да еще с мужем проблемы начались.
– Какие проблемы?
– Начал пить, приходить поздно. Потом бабу завел. Мы тогда чуть не развелись. Такие скандалы были, что до сих пор удивляюсь, как я его не убила.
– Сын присутствовал при ваших разборках?
– Иногда да. Но мы старались не выяснять отношения при нем. Уходили в другую комнату.
– И с тех пор появился энурез. Как часто у него мокрая постель? Каждую ночь?
– Нет. Два-три раза в неделю.
– Вы не связываете такие ночи со стрессами? Может, с перегрузками в школе?
– Вроде нет.
– Как-то пытались лечить?

– Будили среди ночи. Ругали, уговаривали. Водили к бабке. Та нашла порчу. Пили по её рецептам травы. Ходили в церковь. Ездили к старцу в Подмосковье. Были в санатории. Делали иглоукалывание, физиопроцедуры. Почти все перепробовали.


– Неужели ничего не помогло?
– Иглоукалывание и физиопроцедуры на время помогли.
– Вы ездили с отцом?
– Нет. Вдвоем. Младшего отправили к бабушке.
– Вам не процедуры помогли. А смена обстановки. И то, что вы были вдвоем.
– Может быть. Он ни разу тогда не уписался. И спокойнее стал.
– А по возвращении?
– Всё возобновилось. Еще и муж его допытывал: с кем я гуляла, с кем общалась. Оставался ли он один в номере.
– Как учится в школе?
– Мог бы и лучше. Ленится.
– Как вы боретесь с ленью?
– Наказываем. А как еще? Я в его годы уроки за час делала, а он сидит по три-четыре часа.

– Он занимается в спортивной секции?


– Нет. Нам некогда водить, а он не просится.
– Ну, хорошо. Теперь давайте я поговорю с вашим сыном наедине.
В походке, движениях, взгляде мальчика чувствовались неуверенность, внутренняя напряженность.
– Проходи, присаживайся. Ты в каком классе?
– В третьем.
– Нравится в школу ходить?
– Не очень.
– А почему?
– Уроки, учительница строгая.
– У тебя друзья в школе есть?
– Да. Один друг.
– А есть ребята, которые тебя обижают? Не бойся. Мне можешь сказать правду.
– Есть старшеклассник. Он постоянно с нас деньги требует. Иногда пинает или по голове больно бьет, если денег нет.
– Когда ты пошел в первый класс, тебе нравилось учиться?
– Сначала да. А потом учительница стала на нас кричать. И друзей у

меня не было.


– С кем дома живешь?
– Мама, папа и этот брат.
– Он тебе не очень нравится?
– Он лезет везде, берет мои вещи, мешает уроки делать. Я ему говорю, чтобы не лез, а он жалуется маме или папе. И мне попадает.
– Ты его бьешь?
– Иногда, когда лезет.
– Лучше бы его не было, да?
– Да. Когда он появился, то всё сразу ему и для него. А обо мне забыли.
– Какие у тебя отношения с родителями?
– Чаще ругают.
– А почему так долго уроки делаешь?
– Не знаю. Сижу, думаю.
– Может, ты что-то не понимаешь? Так надо у родителей спросить.
– Да они только кричат и ругаются. Иногда не понимаю, а спросить боюсь.
– А твои родители хорошо живут? Дружно?
– Нет. Постоянно ругаются. Закроются в своей комнате и кричат друг на друга.
– Когда ты пошел в первый класс, отношения очень плохие были?
– Они тогда даже дрались, когда папа приходил пьяный. Он бил маму. Мама плакала. Потом кричала на меня.
– Тебя родители как наказывают?
– Мама кричит. Папа чуть что ремнем грозит выпороть.
– Ты боишься папу?
– Да. Я помню, какой он страшный был, когда они ругались.
– Когда он уезжает, ты меньше писаешься?

следующая страница >>