Анализ состояния преступности и правонарушений на транспорте, повлекших причинение вреда здоровью или смерть человека, и практики их - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ статистических данных о состоянии преступности среди несовершеннолетних... 1 158.76kb.
Справка по результатам обобщения судебной практики по гражданским... 1 58.85kb.
Справк а по результатам обобщения дел о возмещении вреда, причиненного... 3 1170.08kb.
Анализ социально-экономического развития города Будённовска за 9... 1 275.63kb.
Анализ состояния преступности и правопорядка на территории Дзержинского... 1 66.64kb.
Анализ статистических данных о состоянии преступности, связанной... 1 119.32kb.
С 1 января 2013 года для владельцев лифтов и эскалаторов в многоквартирных... 1 28.35kb.
Анализ социально-экономического состояния региона в январе-декабре... 1 206.91kb.
«Эколого-экономическая оценка аварийных ситуаций на железнодорожном... 3 1239.63kb.
По профилактике детского дорожно транспортного травматизма на 2013... 2 402.41kb.
Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А. М. 1 52.49kb.
Законодательная дума хабаровского края закон хабаровского края 1 132.81kb.
- 4 1234.94kb.
Анализ состояния преступности и правонарушений на транспорте, повлекших причинение - страница №1/1

Анализ

состояния преступности и правонарушений на транспорте, повлекших причинение вреда здоровью или смерть человека,

и практики их рассмотрения

за 9 месяцев 2013 года

город Астана 25 ноября 2013 года

Во исполнение пункта 9 плана работы Комитета по правовой статистике и специальным учетам на 4 квартал 2013 года проведен анализ состояния преступности и правонарушений на транспорте (ст.ст.467, 468, 468-1, 469 КРКоАП и ст.ст.296, 297 УК РК), повлекших причинение вреда здоровью или смерть человека, и практики рассмотрения административных, уголовных дел данной категории за 9 месяцев текущего года.

В настоящее время автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку средств передвижения. Именно дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП) ставятся на первое место по числу погибщих и пострадавших.

Причинами способствующими возникновению ДТП являются нарушения скоростного режима, низкий уровень культуры водителей на дорогах и пешеходов, низкое качество дорог, несоответствие требований по обеспечению безопасности на дорогах и др.

Эта проблема была предметом критики со стороны Главы Государства на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан, где Глава Государства сравнил уровень смертности на дорогах с боевыми потерями в военных действиях в Сирии.

И это сравнение является обоснованным, поскольку уровень смерности на дорогах за последние три года неуклонно растет.

К примеру, если сравнить нынешнюю ситуацию с количеством погибших в Афганистане, то несомненно мы также будем констатировать высокую смертность, поскольку за 10 лет военных действий советские войска потеряли около 13 тыс. солдат, а на дорогах страны за последние 10 лет погибло более 30 тыс. человек, при чем за последние 6 лет (с 2009 по 2013 годы) их число составило более 16 тыс.

При этом, ситуация усугубляется высоким процентом ДТП с участием детей – их на дорогах страны ежегодно погибает около 200, более 1 800 получают ранения.




  1. Состояние преступности на транспорте

За 9 месяцев 2013 года на территории страны зарегистрировано 2 180 преступлений, квалифицируемых по ст. 296 УК РК (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами) и 231 преступление, квалифицируемых по ст.297 УК РК (Оставление места дорожно-транспортного происшествия).
Диаграмма №1
Количество зарегистрированных преступлений по ст.ст.296, 297 УК РК

за 9 месяцев 2011, 2012 и 2013 годов

Удельный вес преступлений данной категории от общего числа всех зарегистрированных преступлений по стране за 9 месяцев т.г. сохранил прошлогодние позиции и составил 0,8% (за аналогичные периоды 2012 года – 0,8%, 2011 года – 1,3%).

Особую тревогу вызывают преступления предусмотренные ч.1 ст.296 УК (повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека), ч.2 ст.296 УК (повлекшие по неосторожности смерть человека) и ч.3 ст.296 УК (повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц).

Количество преступлений повлекших смерть человека вследствие ДТП преобладает над преступлениями с причинением тяжкого вреда здоровью пострадавшего (диаграмма №2).


Диаграмма №2

Количество зарегистрированных преступлений по ст.296 УК РК

за 9 месяцев 2011, 2012 и 2013 годов

2. Травматизм вследствие ДТП

Как показал анализ, основная доля приходится на ч.2 ст.296 УК РК, а доля травматизма имеет устойчивую тенденцию к увеличению.

Наиболее травмоопасными являются южные регионы страны: г.Алматы, Алматинская и Жамбылская области (диаграмма №3).
Диаграмма №3
Количество зарегистрированных преступлений по ст.296 УК РК

в разрезе регионов за 9 месяцев 2013 года

Согласно отчету №ДТП-1 «О лицах, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях» всего за 9 месяцев т.г. в ДТП ранено около 20 тыс. человек, что на 67,1% (за 9 месяцев 2012 год – 11 тыс.), из них 2138 (2029) человек погибло (схема №1).


Таким образом, менее чем за год, число погибших стало соразмерным численности жителей одного поселка.

В разрезе регионов картина представлена следующим образом.




Диаграмма №4

Динамика раненых и погибших в ДТП в разрезе регионов

за 9 месяцев 2013 года, в сравнении с аналогичным периодом 2012 года

Так, несмотря на незначительный рост в абсолютных числах раненых в ДТП, усугубилась динамика относительно прошлого года в г.Алматы, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Жамбылской областях, а также погибших – в г.Астана, Кызылординской и Мангистауской областях (таблица №1).


Таблица №1

Регион

Раненых за 9 мес. 2012г.

Погибших за 9 мес. 2012г.

Раненых за 9 мес. 2013г.

Погибших за 9 мес. 2013г.

Актюбинская

473

93

813

98

г.Алматы

2097

150

4717

112

Алматинская

1237

333

1588

351

Акмолинская

746

110

722

112

г.Астана

390

32

532

48

Атырауская

286

78

451

84

ВКО

918

155

1429

134

Жамбылская

795

182

1895

236

ЗКО

366

63

481

70

Карагандинская

663

208

905

164

Костанайская

619

62

691

85

Кызылординская

148

47

386

79

Мангистауская

302

55

404

79

Павлодарская

972

63

938

69

СКО

341

46

347

39

ЮКО

1598

352

3665

378


3. Субъектный состав лиц, совершивших ДТП и практика их привлечения к ответственности

Преступления названной категории преимущественно совершаются в возрасте 21-29 лет, что составляет более 40%.


Таблица №2

Возрастная характеристика лиц, совершивших преступления,

квалифицируемые ст.ст. 296, 297 УК РК

УК РК

Всего лиц

Несовершеннолетних

взрослых

всего

Привлечено к уголовной ответствен-ности

Освобождено от уголовной ответствен-ности

Всего

16-17 лет

18-20 лет

21-29 лет

30-39 лет

40-49 лет

50 лет и старше

Ст.296

1559

459

1100

9

8

104

628

398

238

182

из них ч. 2 ст.296

918

181

737

6

5

58

364

249

136

105

Ст.297

9

5

4

-

-

-

4

5






В ходе предварительного следствия и дознания 70,6% лиц освобождается от уголовной ответственности, предусмотренной ст.296 УК РК, в т.ч. если в результате ДТП погибли люди (ч.2 ст.296) – в более 80% случаях.

Если судить по статистике, то существующая практика такова, что до суда доходят менее 30% лиц, совершивших ДТП с тяжкими и особо тяжкими последствиями.
Таблица №3

Судебная практика по ст.ст. 296, 297 УК РК

В случае совершения ДТП со смертельным исходом чаще уголовное дело в отношении виновного лица прекращается, нежели в случаях повлекших причинение тяжкий вред здоровью: 120 лиц по ч.2 и ч.3 ст.296 УК РК против 99 лиц по ч.1.ст.296 УК РК, тогда как число осужденных по названным категориям преступлений практически находится на одном уровне 117 лиц против 113 лиц, соответственно.

Из общего числа лиц, осужденных по преступлениям анализируемой категории, основная масса приходится:


  • по роду занятий на момент совершения – 26,4% рабочих и 53,6% - трудоспособных лиц, но не работающих и не учащихся;

  • по образованию – 65,5% - имеющих только среднее образование;

  • по возрасту – 38,3% - от 20 до 29 лет и 26,4% - от 30 до 54 лет.

При этом, 45 или 19,2% осужденных лиц на момент совершения ДТП находились в состоянии алкогольного опьянения (диаграмма №5).

Таким образом, статья 67 УК РК в настоящее время предоставляет необычайные возможности для решения проблем на дорогах, при наличии денежных средств, т.е. сбил человека насмерть, скрылся с места преступления, был пьян - все равно остается способ полюбовного решения вопроса.

Очень часто возможностями этих статей пользуются люди со связями и деньгами. Волна возмущения поднимается всегда, когда так уходят от наказания виновники убийственных ДТП, находившиеся в состоянии алкогольного опьянения – различного ранга государственные служащие, а также их дети и ближайшие родственники.

Не зря вопрос о справедливости таких решений был поднят при разработке нового проекта УК и УПК.



С 2015 года с принятием в действие данных Кодексов, освобождение от уголовной ответственности за данный вид преступления не будет предусматриваться.
Диаграмма №5
Сведения об осужденных лицах, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения, за 9 месяцев т.г.

В этой связи, по времени совершения рост преступлений происходит в месяцы, где преобладают праздничные дни (январь, май), периоды весеннего непостоянства погоды, гололеда (апрель), а пиковым является август – месяц отпусков.

Диаграмма №6

Динамика ДТП по времени совершения

за 9 месяцев 2013 года

4. Административная практика

Анализируемая категория деяний, при менее тяжких последствиях влечет административную отвественность, предусмотренную:

  • ст.467 КРКоАП «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения»;

  • ст.468 КРКоАП «Нарушение водителями транспортных средств установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью людей, повреждение транспортных средств или иного имущества»;

  • ст.468-1 КРКоАП «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами»;

  • ст.469 КРКоАП «Оставление места дорожно-транспортного происшествия».

Согласно статистическим сведениям отчета формы 1-АД «О результатах рассмотрения уполномоченными органами дел об административных правонарушениях» за 9 месяцев 2013 года всего поставлено на учет 619 283 административных правонарушений связанных с правонарушениями на транспорте, дорожном хозяйстве и связи (гл.27 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - Кодекс), удельный вес которого из общего количества всех зарегистрированных правонарушений административного характера составляет – 37,6%, из них в т.ч. по ст.467 КРКоАП – 34 531 или 2,1%, по ст.468 КРКоАП – 35 895 или 2,2%, по ст.468-1 КРКоАП – 1 140 или 0,1%, по ст.469 КРКоАП – 3 272 или 0,2% (таблица №4).
Таблица №4

Зарегистрировано правонарушений за 9 месяцев т.г.

5. Выводы и предложения:

Глава государства в своем послании народу Казахстана - Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства», ориентировал государственные органы и органы власти следовать принципу нулевой терпимости к беспорядку, бороться даже с малыми правонарушениями.

Однако низкая культура вождения является одной из основных причин ДТП и усложняет работу правоохранительных органов.

Так, анализ показал следующее.

Учитывая, что преступления по ст.ст. 296 и 297 УК РК имеют низкую степень латентости, а общее число зарегистрированных преступлений выросло преимущественно за счет преступлений против собственности, зафиксированный рост свидетельствует об усугублении обстановки на дорогах.

Наиболее травмоопасными являются южные регионы страны: г.Алматы, Алматинская и Жамбылская области.

В г.Алматы и Алматинской области это обусловлено значительной густонаселенностью регионов.

В Жамбылской нет объективных причин к такого рода динамике. Критические замечания были сделаны руководству ДВД области Главой государства в недавней поездке в г.Тараз.

Практика рассмотрения анализируемых категорий дел выглядит следующим образом.

В досудебной стадии практикуется прекращение производств, в том числе в связи с примирением сторон.

70,6% лиц освобождается от уголовной ответственности, за преступления, предусмотренные ст.296 УК РК, в т.ч. в более случаях 80% - ч.2 ст.296 УК РК, т.е. до суда доходят менее 30% лиц.

В суде по ДТП со смертельным исходом уголовное дело в отношении виновного лица чаще прекращаются, нежели в случаях повлекших причинение тяжкий вред здоровью: 120 лиц по ч.2 и ч.3 ст.296 УК РК против 99 по ч.1.ст.296 УК РК, тогда как число осужденных по названным категориям преступлений практически находится на одном уровне 117 против 113, соответственно.

Культура вождения, нередко в купе с алкогольным опьянением, является одной из основных причин административных правонарушений в сфере дорожного движения.

45 или 19,2% осужденных лиц на момент совершения ДТП находились в состоянии алкогольного опьянения, при этом проведенным мониторингом установлено, что сложилась практика лишения прав только после повторного совершения ДТП с тяжелыми последствиями.

В основном производства по делам об административных правонарушениях данной категории прекращаются судами области за отсутствием состава административного правонарушения и истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Часть из них возникают вследствие проявленной сотрудниками органов внутренних дел волокиты при подготовке направлении материалов в суд.

Это обстоятельство остается наиболее актуальной проблемой в практике рассмотрения административных дел и может иметь коррупционные факторы.

На основании изложенного внесен акт прокурорского реагирования и внесены предложения по мерам профилактического характера.



Комитет по правовой статистике

и специальным учетам ГП РК