Александр Альфредович Горбовский Какой была древняя Цивилизация до Катастрофы? - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Александр Альфредович Горбовский Какой была древняя Цивилизация до Катастрофы? - страница №1/12

Александр Альфредович Горбовский

Какой была древняя Цивилизация до Катастрофы?




Тайная история человечества –






Александр Горбовский

Какой была древняя Цивилизация до Катастрофы?



I Была ли всемирная катастрофа?



Часть 1. Следы и свидетельства

Память о катастрофе

Мифы, легенды, предания, древнейшие тексты – это как бы голос прошлого, доносящийся к нам из дали тысячелетий. Говорит это прошлое с нами чаще всего на условном языке искусства.

В древних текстах, эпосе, преданиях в неразделимом единстве переплетены философские, политические, религиозные и социальные представления той или иной эпохи. Созданные на определенном историческом и социальном фоне, источники эти неизбежно несут в себе информацию о своем времени. Будучи продуктами общественного сознания эпохи, такого рода произведения описывали окружающий мир в понятиях, присущих данному времени. Но такие символы не всегда соотносятся с тем пониманием реальности, которое свойственно нам. Задача исследователя заключается в том, чтобы эти символы и понятия, эти «образы мифологии» перевести на понятийный язык своего времени. Сделать это – значит вычленить из мифов и древних текстов то истинное и рациональное, на что может опереться современная наука.

Такое прочтение прошлого – при всей его сложности и неоднозначности – постоянно ведется исследователями. Достоянием науки все в большей мере становятся факты, узнать о которых первоначально мы могли только из преданий или «священных текстов».

Один из классических примеров этого – научный подвиг немецкого археолога Г. Шлимана. Следуя едва заметному пунктиру стихотворных строк «Илиады», среди множества земель и стран он разыскал легендарную Трою, и руины ее вновь открылись свету солнца. Троя, представлявшаяся лишь мифом, игрой воображения, оказалась реальностью.

Следуя этому принципу, известный индийский археолог В. Лал решил провести раскопки в местах, которые упоминались в «Махабхарате», этом своде древнеиндийских мифов. Что обнаружил он? Оказалось, в «священных текстах» нашли отражение реальные катастрофические события, действительно происходившие в Индии почти 3000 лет назад.

Так, двигаясь по следам смутных упоминаний и полузабытых мифов, исследователи выводят из небытия потерянные города и целые цивилизации. Глиняные таблички Шумера называли пять городов: Эриду, Баб Тибир, Ларак, Сиппар и Шуруппак, существовавших якобы до потопа. Если все, что относится к потопу, почитать вымыслом, следовало бы считать вымышленными и упоминавшиеся в связи с ним города. Археологи не оказались такими скептиками и были вознаграждены. Три из пяти упоминавшихся городов уже найдены. Это Эриду, Сиппар и Шуруппак.

Более того, в ходе раскопок были обнаружены следы сильного наводнения, постигшего этот район. Это дало повод предположить, что пресловутый потоп, о котором повествуют шумерские и библейские тексты, имел своей основой некое реальное событие. «Во второй месяц, в семнадцатый день месяца, – читаем мы в Библии, – в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».

Но за тысячи лет до того, как появились эти строки, повесть о потопе была записана на глиняных табличках Шумера:

«Утром хлынул ливень, а ночью хлебный дождь я увидел воочию. Я взглянул на лицо погоды – страшно глядеть на погоду было…

Первый день бушует южный ветер, быстро налетая, затопляя горы, словно войною людей настигая. Не видит один другого…»

Однако предания о катастрофе, уничтожившей якобы почти все человечество, мы встречаем не только в этом районе. Сообщения об этом мы находим и в египетских священных книгах, и в санскритских текстах Индии, и у народов Тихого океана, и в преданиях обеих Америк.

Говоря о повсеместном распространении сообщений о катастрофе, английский исследователь Дж. Фрэзер отмечает, что многочисленные предания о потопе имеются в Южной, Центральной и Северной Америке, от Огненной Земли на юге до Аляски на севере. Среди индейских племен нет ни одного, в мифах которого не отразилась бы эта тема.

До нас дошли даже изображения этого события. К примеру, обнаруживаются рисунки в ацтекском кодексе, в древневавилонском кодексе и других источниках.

Вот как повествует об этом один из дошедших до нас древнемексиканских текстов «Кодекс Чималпопока»:

«Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой… Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а тет зонтли [1] кипело и бурлило с большим шумом, и вздымались горы красного цвета…».

А вот что писали об этой катастрофе в своем кодексе «Пополь Вух» жрецы индейцев киче, потомки которых живут сейчас на территории Гватемалы:

«Лик земли потемнел, начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью…» «Густая смола пролилась с неба…» Пытаясь спастись, люди «побежали так быстро, как только могли; они хотели вскарабкаться на крыши домов, но дома падали и бросали их на землю; они хотели вскарабкаться на вершины деревьев, но деревья их стряхивали прочь от себя; они хотели скрыться в пещерах, но пещеры закрывали свои лица».

Память об этом бедствии сохранилась и у индейцев бассейна Амазонки, предания которых рассказывают, что однажды раздался страшный рев и грохот. Все погрузилось во мрак, а потом на землю обрушился ливень, который затопил весь мир.

«Вода поднялась на большую высоту, – гласит одно из преданий, – и земля вся была погружена в воду. Мрак и ливень не прекращались. Люди бежали, не зная, куда укрыться; взбирались на самые высокие деревья и горы».

Возможно, в тот же период происходила и горнообразовательная деятельность. Индейцы островов Королевы Шарлотты утверждают, например, в своих мифах, что до катастрофы земля не была такой, как сейчас, и что тогда совсем не было гор. «Кодекс Чималпопока» упоминает о вздымавшихся красных горах, очевидно, раскаленных или покрытых расплавленной лавой.

Подобные же воспоминания о катастрофе, которая, кроме потопа, сопровождалась ураганами, землетрясениями и вулканической деятельностью, сохранились и у африканских пародов.

Речь идет, по видимому, о какой то катастрофе, происшедшей вблизи этих районов, где то между Америкой и Африкой.

Это видно хотя бы по тому, что по мере удаления от Атлантики характер мифов меняется. Масштабы катастрофы становятся как бы меньше. Предания рассказывают только о сильном наводнении.

Например, в преданиях индейцев Аляски (племя тлингит) говорится лишь о потопе. Немногие уцелевшие люди плыли на каноэ к вершинам гор, чтобы спастись от бушующих вод. Медведи и волки, подхваченные потоком, безбоязненно подплывали к лодкам, и людям приходилось копьями и веслами отгонять их.

В эпосе Южной Америки та же картина: речь идет преимущественно о потопе, от которого люди спаслись, поднявшись на вершины гор.

Если же мы будем мысленно двигаться от предполагаемого центра катастрофы на восток, через Средиземное море, Персию и дальше до Китая, то увидим, как постепенно и последовательно меняется характер преданий. Греческий эпос сообщает, что во время потопа содрогалась земля. «Одни искали холмы повыше, другие садились в лодки и работали веслами там, где еще недавно пахали, третьи снимали рыб с верхушек вязов…» До этого района докатились; по видимому, только колебания почвы и волна наводнения, которая не затопила высоких холмов и поднялась не выше верхушек деревьев.

В священной книге древних иранцев «Зенд Авеста» говорится, что во время потопа «по всей земле вода стояла на высоте человеческого роста…»

А на юго востоке Азии, в Китае, море, залив сушу, отступило затем от побережья далеко на юго восток.

Так гласят предания. Естественно предположить, что если в одном районе земного шара была огромная приливная волна и воды доходили даже до горных вершин, то где то в противоположном районе должен быть отлив. Постепенно по мере движения на восток уменьшалась и высота водного покрова: в Центральной Америке вода доходила до вершин самых высоких гор, в Греции – не выше холмов и верхушек деревьев, а в Персии достигала высоты человеческого роста.

Таким образом, из мозаики разрозненных свидетельств эпизодов, сохранившихся в памяти разных народов, складывается подобие единой картины.

Кроме повсеместности, в сообщениях о потопе обращает на себя внимание еще одно обстоятельство: странные совпадения некоторых деталей. Совпадения, которые обнаруживаются у народов, разделенных многими тысячами километров.

Так, почти везде фигурируют некие предвестники беды, предупреждавшие людей о надвигавшейся катастрофе.

В шумерском эпосе: люди были предупреждены о предстоящей катастрофе богом Эа:

Сын Убар Туту,

Снеси жилище, построй корабль,

Покинь изобилие, заботься о жизни,

Богатство презри, спасай свою душу!

На свой корабль погрузи все живое.

Тот корабль, который ты построишь,

Очертаньем да будет четырехуголен,

Равны да будут ширина с длиною.
Примерно те же слова, обращенные к людям, приводятся и в ацтекском кодексе: «Не делай больше вина из агавы, а начни долбить ствол большого кипариса и войди в него, когда в месяце Тозонтли вода достигнет небес».

В Библии такой посланец, который предложил Ною сделать ковчег, также выступает в облике бога. Индийские священные тексты подобную роль отводят богу Вишну. Многочисленные предания о посланцах, предупреждавших о катастрофе, сохранились и на островах Тихого океана. Те, кто построил себе плоты, говорят предания, спаслись.

Другой общий штрих; в числе предупрежденных и спасшихся от гибели постоянно фигурируют два человека: мужчина и женщина (иногда сопровождаемые детьми).

В библейских текстах это Ной и его жена, в греческих легендах – Девкалион и Пирра, в Уэлсе – Дюэйввен и Цюэйвич; Бит и Биррен в ирландском эпосе, муж и жена – легендарные родоначальники басков.

Та же картина – по другую сторону Атлантики. У ацтеков, индейцев Бразилии, североиндейских племен – повсюду повторяется та же тема: два человека, мужчина и женщина, спасшиеся от потопа.

Следующая общая черта: спасаясь от надвигающегося бедствия, предупрежденные берут с собой различных животных. Так поступает библейский Ной и древнемексиканский Ната, персонаж канадских индейцев Этси и индийский Ману, Троу на Борнео и герой шумерского эпоса о потопе Ксисутрос.

Когда воды потопа начинают спадать, спасшиеся высаживаются на вершине горы, первой появившейся из поды.

«…У горы Нацир корабль остановился. Гора Нацир корабль удержала, не дает качаться…». У Ноя эту функцию выполняет гора Арарат, у героя греческого потопа Девкалиона – гора Офрис (или Парнас), у спасшегося от потопа предка жителей Таити – вершина горы Пихотихо и т. д.

Перечень, казалось бы, необъяснимых аналогий этим, однако, не исчерпывается.

Библейский Ной для того, чтобы узнать, кончился ли потоп, время от времени выпускал из своего ковчега птиц. Делал он это трижды. Когда голубь вернулся с масличным листом в клюве, это было знаком, что воды пошли на убыль.

Герой значительно более древней шумерской легенды о потопе, который также спасся в ковчеге, тоже выпускал птиц, чтобы узнать, не появилась ли где нибудь земля.

Точно так же поступали, оказывается, и герои американских преданий о потопе, о которых рассказывают индейцы Вест Индии, Центральной и Северной Америки. Когда воды шли на убыль, птица приносила спасшимся в клюве зеленую ветку.

Более двух тысяч лет, читая Библию, люди находили там упоминание о радуге, которая появилась на небе, знаменуя собой завершение потопа. Когда же при археологических раскопках были обнаружены глиняные таблички с текстом древнешумерского эпоса о Гильгамеше, стало известно, что это воспоминание о радуге заимствовано оттуда.

Но почему это же сообщение мы находим в священных книгах и преданиях Америки, в полинезийских мифах? Подобно христианскому преданию и преданию Древнего Шумера, прекращение потопа в мифах Америки и Тихого океана тоже знаменуется радугой, которая появляется на небе.

Не менее удивительны и другие необъяснимые, казалось бы, аналогии.

У ацтеков, обитавших в Мексике, сохранилась следующая запись. Бог Титлакахуан предупредил человека по имени Ната об ожидаемой катастрофе и, подобно христианскому богу, посоветовал ему сделать себе ковчег.

Другие боги были уверены, что все люди погибли. Но когда воды успокоились, Ната и его жена добыли огонь и стали жарить рыбу. Запах поднялся к небу, и боги догадались, что кто то из людей уцелел.

– Что за огонь там? – воскликнули они. – Зачем он так коптит небо?

Разгневанные боги хотели довершить дело уничтожения человеческого рода, но Титлакахуан уговорил их простить спасшихся.

В Библии тоже можно прочесть, что после потопа Ной развел огонь, и именно по запаху сожженной жертвы бог узнал, что люди спаслись.

Как известно, библейские тексты восходят к еще более ранним, в частности к вавилонским, источникам. Здесь совпадение оказывается еще более поразительным. После потопа «боги собрались, как мухи», на запах жертвы. По этому запаху они узнали, что спасся какой то человек со своей женой и, как и мексиканские боги, придя в страшный гнев, решили было уничтожить этих людей. И точно так же, как в мексиканском предании, заступничество бога Эа, предупредившего в свое время людей о потопе, спасло их.

Стоит ли за этими аналогиями, за повсеместностью сообщений о потопе – некое реальное событие? Событие, возможно, действительно происшедшее на памяти человечества? [2]

Гибель из бездны

О причине катастрофы, постигшей Землю, многие священные книги говорят, что она была пытана «Логом Хаягривой, обитавшим в бездне». Шумерские мифы упоминают о некоем «архангеле бездны».

Что же было это за нечто, явившееся из бездны, чтобы заставить содрогнуться планету и на тысячелетия остаться в памяти человечества?

Среди греческих мифов есть предания о Фаэтоне («пылающий»). Легенда гласит, что сын Гелиоса («солнце») Фаэтон упросил отца доверить ему на один день управление солнечной колесницей, которая проходит по небу. Но сын не сумел направить коней по обычному пути и слишком приблизился к Земле, испепеляя ее своим жаром. Тогда Зевс поразил юношу молнией, и Фаэтон рухнул на Землю.

Мифологические системы древности широко пользовались разного рода иносказаниями и символами, сквозь которые как бы просвечивала исходная реальность. Зная это, некоторые ученые предполагают, что легенда о Фаэтоне – отражение некоего реального события. Скорее всего – падения на Землю огромного метеорита.

Как известно, вокруг нашего Солнца, кроме планет, вращается целый пояс довольно крупных небесных тел – астероидов. Астрономы подсчитали общую массу этого пояса. Оказалось, что, если бы пояс астероидов «сложился» в одно тело, получилась бы планета диаметром 5900 километров. Ряд астрономов предполагает, что когда то такая планета существовала. Она была меньше Марса и больше Меркурия. Ее орбита проходила между Марсом и Юпитером. Планета, названная Фаэтоном по имени мифического героя, погибла от какой то гигантской космической катастрофы, а ее обломки, несущие в себе угрозу новых катастроф, продолжают вращаться вокруг Солнца.

Это предположение современных исследователей перекликается с сообщением, полученным Солоном. Как повествует Платон, жрецы говорили Солону, что в мифе о Фаэтоне «содержится и правда: в самом деле, тела, вращающиеся по небосводу вокруг Земли, отклоняются от своих путей, и потому через известные промежутки времени все на Земле гибнет от великого пожара».

Целый ряд дошедших до нас сообщений, связанных с катастрофой, упоминает о появлении на небе каких то тел, упавших затем на Землю (или удалившихся от нее). Так, «Книги Сивиллы» говорят о появлении на восточном горизонте какого то огненного тела, свет которого затмил свет Солнца и которое затем обрушилось в океан.

Остров Пасхи находится за много тысяч километров от Рима, где создавались «Книги Сивиллы». Письменность, обнаруженная там, не расшифрована до конца. Существуют разные подходы к попытке сделать это. Бразильский ученый лингвист Ваз ди Мело считает, что ему это удалось. О чем же, согласно его версии, повествуют эти письмена? Они говорят об «огромном огненном шаре», появившемся на небе и обрушившемся в океан. В результате катастрофы и землетрясений, гласят эти записи, архипелаг, находившийся в этом районе, затонул, опустился в воду.

У других народов тоже сохранились воспоминания о каких то телах, низвергавшихся с неба и причинявших разрушение и гибель. О каком небесном «Великом Змее», возникшем в небе и рухнувшем на Землю, читаем мы в пятой книге кодекса майя «Чилам Балам»? «Шел огненный дождь, – гласит кодекс, – земля покрылась пеплом, деревья клонились к земле. Камни и деревья были разбиты. С неба сорвался Великий Змей… Небо вместе с Великим Змеем рухнуло на Землю и затопило ее».

На небе взошло десять солнц, гласит китайское предание, и великий жар испепелял Землю. Потом девять из них упало.

В одном из индийских преданий утверждается, что после потопа на небе взошло семь солнц, а потом одно солнце пожрало шесть остальных. Согласно индийской традиции каждая эпоха («юга») завершается космической катастрофой: «В конце юги, ударяясь о Солнце, большая звезда падает с неба».

Сохранились ли на Земле какие либо подтверждения этим сообщениям о падении на нее космических тел?

Такие подтверждения есть, и их немало.

На острове Сааремаа есть озеро Каалипюхаяра, Святое озеро [3] . Исследования показали, что озеро не что иное, как котлован, образовавшийся в результате падения какого то огромного тела. 2500 лет назад в плотные слои земной атмосферы вошел огромный метеорит, который, распавшись, упал на Землю в виде метеорного дождя. Одна из «капель» этого дождя, весившая 550 тонн, и вырыла этот котлован, выбросив тысячи кубометров грунта.

Когда подобные события космического характера происходят на глазах людей и на памяти человечества, они надолго остаются в устных преданиях и мифах. Так, у индейцев племени навахо бытовало предание о боге, который опустился в таком то месте долины в огненном столбе, уничтожившем все вокруг. В месте, которое указывалось как точка приземления бога, оказался огромный метеоритный кратер глубиной свыше ста метров и почти в полтора километра диаметром.

Падения на Землю космических тел отмечаются и в более близкие нам времена. Таким был метеоритный дождь в 1868 году, когда под Варшавой выпало около 100 000 камней, некоторые из которых весили до 10 килограммов. Еще ранее, в 1847 году, камень метеоритного происхождения упал на дом в Богемии, пробил крышу и свалился на кровать, на которой спали трое детей. К счастью, никто из них не пострадал. Всего же с 1790 по 1954 год зарегистрировано 27 попаданий метеоритов в дома.

Впрочем, далеко не все из подобных вторжений носили столь безобидный характер. 24 июня 1938 года небо Пенсильвании озарилось вспышкой яркого света и оглушительный взрыв поднял жителей Питсбурга с постелей. Все решили, что взорвались пороховые склады. Как выяснилось на следующий день, склады остались целы. Это был взрыв метеорита, упавшего неподалеку от города. Если бы он вошел в атмосферу несколько под иным углом, город оказался бы уничтожен, а полмиллиона его жителей – убиты.

Соответственно чем больше масса метеоритного вещества, обрушившегося на Землю, тем большими разрушениями чревато подобное событие.

Сколь велика угроза подобных катастроф космического происхождения? Известный польский астроном Ян Гадомский приводит следующие расчеты:




...

Радиус небесного тела (м) – 65

площадь полного разрушения – 20 кв. км

частота падений – раз в 22 000 лет

Радиус небесного тела (м) – 130



площадь полного разрушения – 160 кв. км

частота падений – раз в 120 000 лет

Радиус небесного тела (м) – 4250



площадь полного разрушения – половина Европы

частота падений – раз в 260 млн. лет

Радиус небесного тела (м) – 8500



площадь полного разрушения – половина Азиатского континента

частота падений – раз в 1 млрд. лет

Радиус небесного тела (м) – 17 000



площадь полного разрушения – половина земного шара

частота падений – раз в 4,4 млрд. лет

Земля существует достаточно долго для того, чтобы пережить падение многих из космических тел подобного масштаба. Это может произойти, если какой либо из астероидов окажется в области притяжения Земли и упадет на нее. Один из них имеет диаметр 17 километров (Эрос), диаметр другого, известного под названием Церера, – 770 километров. Трудно представить себе, сколь необратимым последствиям для Земли и ее обитателей привело бы столкновение с подобным телом. «Такие тела, – писал по этому поводу английский журнал «Discovery», – могут уничтожить или причинить ущерб целой цивилизации».

Подобные события космического характера происходят на глазах людей, они надолго остаются в преданиях и мифах. Так, у индейцев племени апачи есть предание о боге, который опустился с неба в долины в огненном столбе, уничтожившем все вокруг. В месте, которое называлось как точка приземления бога, оказался огромный метеоритный кратер глубиной 100 метров и почти в полтора километра диаметром.

Но сколь велика угроза подобных катастроф космического происхождения?

В разных местах Земли насчитываются десятки следов от столкновения нашей планеты с телами, пришедшими из космоса. Один из самых больших таких рубцов находится в Южной Африке. Долгое время гигантскую чашу диаметром 40 километров считали кратером погасшего вулкана. При более детальном исследовании оказалось, что кратер не вулканического происхождения, а представляет собой результат падения на Землю какого то большого тела из космического пространства. Приблизившись к поверхности, тело это взорвалось с мощностью, в 20 раз превышавшей силу взрыва самой крупной из современных водородных бомб. Произошло это около 250 млн. лет назад. Другой гигантский астероид упал на нашу планету в более близкое нам время, 65 млн. лет назад. При ударе выделилась энергия, равная, как считают американские исследователи, миллионам водородных бомб.

Существует даже термин «астроблема» («звездная рана»), которым обозначают кратеры, образовавшиеся от падения подобных метеоритов. На земной поверхности известно более двух десятков таких «звездных ран» диаметром от 50 до 120 километров. Под льдом Антарктиды был обнаружен еще больший кратер – диаметром 250 километров. Трудно представить себе силу удара небесного тела, который мог бы вызвать такое разрушение… Но, возможно, и это не предел. Есть доводы, что дуга Гудзонова залива – часть гигантского метеоритного кратера диаметром 440 километров.

Доктор геолого минералогических наук О. Борисов из Института геологии и геофизики Академии наук Узбекской ССР [4] выдвинул подобную же гипотезу в отношении происхождения Аральского моря. Углубление, полагает он, возникло 40 млн. лет назад в результате удара метеорита или астероида. Недавно гипотеза эта получила первые подтверждения. Разведочные скважины на обнажившемся участке дна обнаружили железо массивной текстуры и минерал когенит, обычный для «железных» метеоритов.

В этой связи можно вспомнить и Тунгусский метеорит, диаметр которого, как считают специалисты, равнялся 160 метрам, а вес – 7 млн. тонн.

Следует заметить, что мы можем наблюдать лишь ничтожно малую часть следов подобных падений: 70% поверхности земного шара занимают моря и океаны. Соответственно большинство «попаданий» космических тел должно приходиться на них. Кроме того, за миллиарды лет существования нашей планеты обширнейшие участки суши, целые материки, опускались и становились дном океана. Другие районы, наоборот, поднимались из воды, образуя сушу. Время и геологические процессы постоянно стирали следы падения на Землю крупных космических тел.

Мы упомянули уже, что из сохранившихся преданий и текстов следует: во время катастрофы море далеко отступило от побережья Китая, в то время как на противоположной стороне поднялась огромная приливная волна. Директор Софийской обсерватории Н. Бонев считает, что подобный эффект мог быть вызван гигантским астероидом, приблизившимся к Земле. Если бы Церера, пишет он, прошла от Земли на расстоянии шести земных градусов, это вызвало бы приливную волну, раз в 10 сильнее обычного прилива. Такой волны, прокатившейся по земному шару, было бы достаточно, чтобы смыть с обширных районов суши все, что там находилось.

Некоторые исследователи допускают также мысль о столкновении в прошлом нашей Земли с кометой.

Предполагаемое столкновение Земли с ядром кометы способно причинить нашей планете бедствия не меньших масштабов, чем встреча с астероидом. Как рассчитал американский астроном Г. Юри, энергия, выделившаяся от такого столкновения, была бы равна энергии 500 000 водородных бомб.

Есть и другая гипотеза. Некоторые предполагают, что небесным телом, которое проходило вблизи Земли и попало в поле ее тяготения, была Луна. Согласно этой теории астероиды и мелкие планеты, вращающиеся вокруг Солнца, попадают в поле притяжения больших планет и становятся их спутниками. Если такой спутник приходит со стороны внешней орбиты, он вращается вокруг планеты против часовой стрелки. В качестве примеров можно назвать спутника Земли – Луну, спутников Сатурна – Япет и Юпитера – «VII». Если же такое тело находилось на внутренней (по отношению к планете) орбите, то, став спутником, оно начинает вращаться по часовой стрелке. Примерами этого могут служить спутники Сатурна – Феб и Юпитера – «VIII».

Известный шведский астроном Ханнес Альвен в статье «О происхождении Земли и Луны» рассказывает о гипотезе немецкого астронома Герстенкорна. Согласно расчетам Герстенкорна, первоначально Луна была планетой, которая вращалась по орбите, очень близкой к земной. Затем Луна была захвачена Землей и начала двигаться вокруг нее. Постепенно Луна приближалась к Земле, ее видимый диаметр все увеличивался и, наконец, стал превышать современный более чем в 20 раз. «Одновременно увеличились и приливы, – пишет Ханнес Альвен. – Когда Луна находилась в минимальном удалении от Земли, высота приливной волны достигала нескольких километров».

На какое то время сила земного притяжения на поверхности Луны превысила силу лунного. Затем под воздействием сложной системы гравитационных сил Луна стала снова удаляться от Земли, пока не заняла своего нынешнего положения.

Герстенкорн не одинок в этом своем мнении.

Как считает американский астроном Г. Юри, Луна – своего рода аномалия в Солнечной системе. Она слишком велика, чтобы быть «обычным» спутником. По его мысли, Луна – в прошлом планета – стала спутником вследствие космической катастрофы. Мимо нее прошло огромное космическое тело, которое свело ее с орбиты. Луна потеряла скорость движения и, попав в сферу земного притяжения, была в конце концов, по выражению Г. Юри, «поймана» Землей.

Некоторое время назад противоположного порядка гипотеза была выдвинута в отношении Меркурия. По мысли ряда исследователей, Меркурий стал самостоятельной планетой недавно. До этого он был спутником Венеры.

Любопытно, что в некоторых дошедших до нас мифах Луна считается причиной космической катастрофы. Это указание можно найти, в частности, в финском эпосе «Калевала», в южноамериканских преданиях.

Смутные отголоски того времени, когда на ночном небе Земли, возможно, не было Луны, мы находим в преданиях различных народов. Может, не случайно и майя в своих хрониках, уходящих традицией в период до потопа, не упоминают о Луне. Ночное небо у них освещает не Луна, а Венера!

В Южной Африке бушмены в своих мифах о катастрофе также утверждают, что до потопа Луны на небе не было.

На юге Греции, в Пелопоннесе, была когда то легендарная страна Аркадия, жители которой не знали ни забот, ни горестей. Такой была, по преданию аркадийцев, их родина до потопа. Потоп, говорили аркадийцы, был очень давно, когда Луна, появившаяся после катастрофы, не сияла еще на небе. Позднее эллины так и называли аркадийцев – «долунные».

О том, что некогда на земном небе не было Луны, писал в III веке до н. э. Аполлоний Родосский, главный смотритель великой Александрийской библиотеки. Он пользовался при этом древнейшими рукописями и текстами, которые впоследствии были потеряны, погибли и не дошли до нас.

Греческий математик и астроном Анаксагор (V в. до н. э.), тоже пользовавшийся не дошедшими до нас источниками, утверждал, что Луна появилась на небе позже возникновения Земли.

Следы приливов и отливов, имеющиеся на Земле, свидетельствуют, что причина, вызвавшая их, должна была существовать миллионы лет. Но это еще не значит, что в качестве такой причины могло выступать только то тело, которое известно нам сегодня под именем Луны. На такую мысль наводят массы метеоритного вещества, обнаруженные недавно в центральном районе Южноамериканского материка. По мнению ряда ученых, это свидетельствует о катастрофе, постигшей некогда другой спутник Земли, ее «первую Луну». Массы этого вещества, обнаруженные на столь большом пространстве, и есть не что иное, как остатки этого спутника, упавшего на Землю.

Значительные массы вещества космического происхождения найдены не только в Южной Америке, но и в других районах Земли. Так, Дж. Л. Ворзель, обнаруживший некоторое время назад слой белого пепла (от 5 до 30 см), занимающий огромные пространства на дне Тихого океана, отмечая удивительную однородность и толщину этого слоя, связывает его появление с космическими причинами. Избыток никеля в океанских отложениях некоторые исследователи также объясняют потоком метеоритных обломков, обрушившихся некогда на Землю.

Таким образом, была ли причиной катастрофы Луна, комета или астероид (упавший на Землю или прошедший в опасной близости от нее), на этот счет существуют различные гипотезы. Впрочем, сейчас, пожалуй, важен не столько однозначный ответ о причине происшедшей катастрофы, сколько различного рода материальные подтверждения самой возможности такой катастрофы: следы и свидетельства того, что подобное явление действительно могло иметь место. И многочисленные подтверждения этого, как видим, существуют.

Древним народам, потрясенным катастрофой, их потомкам даже тысячелетия спустя Земля под ногами продолжала казаться ненадежной. Арии, пришедшие в Индию из неизвестной своей прародины, в священных гимнах просили бога «твердо держать землю».

Ожиданием повторения катастрофы была отмечена вся жизнь майя. Этим же тревожным ожиданием отмечены и многие места библейских текстов: «Солнце померкнет, и Луна не даст света своего. И звезды спадут с неба, а силы небесные поколеблются… О дне же том и часе никто не знает».

Ожиданием новых катаклизмов проникнуты и пророческие тексты Вавилона. О цикличности катастроф писал Талмуд. Священные книги индийцев «Пураны» также утверждали, что подобные бедствия, сопровождаемые погружением целых континентов, цикличны и могут быть предсказаны заранее. В будущем грядет день, когда бурлящие воды нового потопа поглотят сушу, гласила «Махабхарата».
«Вы помните только один потоп, – говорили в VI веке до н. э. философу Солону египетские жрецы, – а их было много до этого. Время от времени наша цивилизация, как и других народов, уничтожается водой, которая обрушивается с неба… Человечество постигали в прошлом и еще постигнут в грядущем многочисленные катастрофы».

Упоминая о таких катастрофах, Платон писал, что после них «оставалась лишь незначительная часть человеческого рода».

Некоторые из авторов древности называли даже периодичность подобных катастроф. Так, римский историк Цензоринус писал в III веке до н. э., что Земля переживает такие катаклизмы каждые 10 800 или 13 384 года, либо каждые 120 000 лет, согласно Орфею, или 136 000 лет, согласно Кассандре.

Утверждения об ожидаемости, предсказуемости и периодичности катаклизмов снова и снова наводят на мысль о некой космической, внеземной причине этих событий.

«Планеты изменили свои Пути…»

В XVII веке в Китае побывал иезуитский миссионер Мартин (Мартиниус). Он провел там несколько лет, изучил язык и, вернувшись, написал подробный труд «История Китая». Вот как описывает он, со слов китайских древних летописей, что произошло во время потопа: «… Опора неба обрушилась. Земля была потрясена до самого своего основания. Небо стало падать к северу. Солнце, Луна и звезды изменили путь своего движения. Вся система Вселенной пришла в беспорядок. Солнце оказалось в затмении, и планеты изменили свои пути».

Об этом же, об изменившемся виде неба, после потопа сообщал «один из самых умудренных римлян», знаток древности историк М. Теренций Варрон, который пользовался каким то древним источником. «Звезда Венера, – писал он, – изменила свой цвет, размеры, форму, вид и курс, чего не было никогда ни до, по после этого». В Иудее бытовала подобная же версия. Там считалось, что потоп «произошел потому, что Бог изменил места двух звезд в созвездии».

Иными словами, ряд сообщений связывает катастрофу с явлениями космического порядка. Если допустить это, то получают объяснение и многочисленные упоминания о периоде мрака, последовавшем за катастрофой.

«Солнце померкло и не дает света» (египетский папирус).

В Талмуде мы также читаем, что после катастрофы (утраты человеком своей благословенной прародины, изгнания из рая) скрылось Солнце.

У обитателей островов Тихого океана этот период обозначается на различных диалектах как «глубочайшая темнота», «непроницаемый мрак», «мириады ночей».

Уже упоминавшийся нами Герстенкорн, сторонник теории захвата Луны, считал, что в момент максимального сближения Луны и Земли масса лунной пыли рассеялась в пространстве между Землей и Луной, постепенно оседая на Землю и ее спутник. На это время для наблюдателя с Земли «небо потемнело и Солнце померкло».

Подобный эффект мог быть вызван также избытком пыли вулканического происхождения.

Насыщенность пылевыми частицами верхних слоев атмосферы могла послужить причиной и другого явления, упоминание о котором мы также находим в священных текстах и преданиях самых различных народов. Речь идет о резком похолодании, последовавшем за катаклизмом.



Не восходит больше солнце,

Золотой не светит месяц.

Охватил мороз посевы.

Калевала
Мифы Древней Мексики и Венесуэлы рассказывают, что вскоре после катастрофы наступил страшный холод и море покрылось льдом. А племена, живущие в тропических лесах Амазонки, до сих пор хранят воспоминания об ужасной и долгой зиме, которая последовала за потопом, когда люди замерзали и умирали от холода.

Книга «Зенд Авеста» тоже повествует о царе тьмы, который наслал на благословенную родину древних холода и морозы. «Зенд Авеста» рассказывает, что арии были предупреждены о наступлении холодов: «На землю падут губительные зимы, они принесут с собой лютые морозы… они принесут снег на 14 пальцев глубиною…» [5]

Вулканическая пыль, заполнившая атмосферу, может оказать огромное воздействие на климат Земли. Частицы пыли определенного размера способны в 30 раз более интенсивно отражать солнечный свет, чем удерживать теплоизлучение Земли. В результате Земля будет в 30 раз более интенсивно терять тепло, чем получать его. Чтобы количество солнечного тепла упало на 20%, достаточно, если в атмосфере окажется всего 1/174 км3 пыли.

Подобная космическая катастрофа уже постигла нашу Землю 65 млн. лет назад, считает группа ученых Калифорнийского университета во главе с лауреатом Нобелевской премии Луисом Альваресом. В результате ее исчезли живые существа, обитавшие на поверхности океана, а на суше вымерли динозавры.

Образцы пород, взятых со дна океана, возраст которых был определен по остаткам живых организмов, свидетельствуют, что в течение периода, продолжавшегося менее 100 тыс. лет, организмы, обитавшие в поверхностных слоях океана, исчезли практически все. После этого потребовались миллионы лет, чтобы жизнь в океане возродилась во всем своем разнообразии.

В слоях, относящихся к этому периоду, как на дне океана, так и на суше обнаружено чрезвычайно высокое содержание иридия, мышьяка и сурьмы. В костях динозавров и скорлупе яиц, относящихся к периоду их гибели, позднему мезозою тория почти в 80 раз больше, чем сегодняшняя его концентрация в земной коре. Как считают Луис Альварес и его коллеги, катастрофа была вызвана столкновением Земли с астероидом диаметром приблизительно 10 километров. Пыль, выброшенная в атмосферу, экранировала Солнце, и в течение нескольких лет свет Солнца не достигал поверхности планеты. Растительность, лишенная солнечного света, стала катастрофически исчезать. Это, считает ученый, «привело к разрыву пищевой цепи». Началась массовая гибель живых организмов.

В значительно меньших масштабах подобное случалось и в относительно недавнем времени. После извержения вулкана Катамая (Аляска, 1913 г.) летняя температура в Центральной Европе понизилась на 2° по сравнению с обычной. А извержение другого вулкана на Аляске, выбросившего в атмосферу значительное количество вулканической пыли, привело к заметному снижению температуры в масштабах всей Земли в течение нескольких лет. А если речь идет о более массовых извержениях, охвативших значительные районы нашей планеты? По расчетам члена корреспондента АН СССР М. И. Будыко, усиление вулканической активности в 10 раз приведет к падению глобальной температуры на 5 – 10°, «что соответствует климатической катастрофе». О пробудившихся вулканах, о горах, извергавших в небо огонь и пепел, свидетельствуют почти все воспоминания, сообщающие о катастрофе. Выброс в атмосферу огромной массы вулканической пыли и пепла неизбежно должен был вызвать резкое падение температуры, о чем также есть множество дошедших до нас сообщений.

Однако, возможно, это было не единственной причиной наступления эпохи холода и мрака.

Другая причина, которая могла бы привести к тем же результатам, – это сдвиги полюсов Земли или угла оси ее к орбите. Такие сдвиги неоднократно происходили в истории нашей планеты. Залежи каменного угля в Антарктиде и за Северным полярным кругом наводят на мысль, что некогда места эти находились вблизи экватора.

Об этом говорят и другие находки. Третья антарктическая экспедиция в районе Южного полюса обнаружила обуглившиеся остатки древесины, отпечатки листьев и пышной растительности, существовавшей там 200 – 250 000 000 лет назад.

Как полагают исследователи, 600 000 000 лет назад Северный полюс находился в южной части Тихого океана.

Подобные перемещения происходят и с магнитными полюсами. 700 000 лет назад «земной магнит» изменил свою полярность: север превратился в юг.

Магнитные полюса, отмечает доктор физико математических наук А. Власов, перемещаются различными путями: иногда через Японию, в другой раз через Камчатку. В последний раз, прежде чем нанять то место, которое он занимает сейчас, Северный магнитный полюс совершил путь по огромной дуге – через Тихий и Ледовитый океаны.

Не является стабильным и положение земной оси. Наклон земной оси меняется в течение периода в 40 000 лет. Кроме того, земная ось колеблется с ритмом в 26 000 лет. Изменения наклона земной оси меняют угол падения солнечных лучей, а, следовательно, значительно меняется климат отдельных частей земного шара.

Подвержена изменениям и земная орбита. Каждые 92 000 лет Земля меняет траекторию своего движения вокруг Солнца, то приближаясь к нему, то удаляясь от него.

Таким образом, положение нашей планеты в пространстве далеко не стабильно.

Однако во всех этих случаях речь идет главным образом о медленных изменениях; мы же говорим о переменах, носящих катастрофический характер. Что же могло бы вызвать подобное внезапное смещение полюсов? Согласно расчетам советского ученого Г. Д. Хизанашвили, ось вращения Земли всегда должна совпадать с осью максимального момента инерции. Любое смещение масс на земной поверхности изменяет ось максимальной инерции. Соответственно на тот же угол отклонится и ось вращения, т. е. произойдет смещение полюсов. Это может случиться, например, в результате больших геологических сдвигов.

Так, образование массива Гималаев, переместив на несколько градусов земную ось, вызвало смещение полюсов. В результате этого, отмечает один из исследователей, огромные пространства, покрытые буйной растительностью и населенные множеством животных, обратились в ледяную пустыню.

В другом случае, и именно об этом идет здесь речь, к такому смещению масс на поверхности Земли могла привести гигантская приливная волна. Следствием этого должно было стать изменение оси вращения Земли и смещение полюсов.

Но тогда полюса до катастрофы должны были бы находиться где то в других точках. Не там, где сейчас мы привыкли видеть на глобусе белые шапки полюсов. Американский геофизик А. О ‘Келли в результате проведенных исследований пришел к выводу, что в период последнего оледенения Северный полюс находился там, где ныне проходит 60° северной широты, т. е. на 30° южнее, чем сейчас. Не связано ли с этим событием предсказание Сенеки о катастрофе, когда Северный полюс покроет районы, расположенные ниже его, а Южный «погребет под своим куполом» Африку?

Предполагаемое смещение полюсов придает смысл целому ряду, казалось бы, не поддающихся объяснению фактов. В «Зенд Авесте», рассказывающей о прародине древних ариев, утверждается, что там, где они жили, «Солнце, Луна и звезды всходили над ними только один раз в году, и год казался как один день и одна ночь». Книга священных гимнов «Ригведа», которую арии принесли с собой в Индию, говорит о Большой Медведице, стоящей прямо над головой, о звездах, движущихся в небе по кругу, о Солнце, восходящем только раз в году, и т. д. Как известно, все это может происходить только вблизи Полярного круга.

Многие священные ритуалы, будучи неизменны на протяжении тысячелетий, позволяют сегодня воссоздать картину того времени, когда они возникли. Одним из таких неизменных, по сути дела, ритуальных моментов были некоторые характеристики, относящиеся к конструкции часов в Древнем Египте. Создатели их почему то упорно исходили из соотношения самого длинного дня к самому короткому как 14 к 12. Однако соотношение это не соответствовало ни одной точке египетского государства даже в период максимального расширения его территории. Это соотношение имеет силу только до 15° южной широты, линии, расположенной на 1000 километров к югу от самой южной границы Египта.

Какое же может быть объяснение этому? Одно из двух:

– либо родиной часов был не Египет, а какая то иная цивилизация, расположенная ближе к экватору (и о которой нам совершенно ничего не известно);

– либо часы были сконструированы в то время, когда Египет находился в ином временном режиме, т. е. экватор был к нему значительно ближе, чем сейчас. А это возможно, только если полюса занимали не то положение, которое они занимают сегодня.

Но если предположить, что в результате катастрофы полюса сместились, логично ожидать, что изменения коснулись и других характеристик нашей планеты.

В феврале 1960 года директор Парижской обсерватории А. Данжон сообщил удивленным членам Академии наук, что вслед за наблюдавшейся на Солнце вспышкой Земля внезапно замедлила свое вращение на целых 0,85 миллисекунды в сутки. Затем, словно пытаясь наверстать упущенное, она вдруг ускорила свое движение, каждые 24 часа сокращая длительность суток на 3,7 миллисекунды!

Если планета наша так чутко реагирует на то, что происходит за полтораста миллионов километров от нее, можно представить, сколь глубоки были масштабы изменений, вызванных космической катастрофой.

Многие религии и философские учения древности утверждают, будто всемирная катастрофа, о которой мы говорим, не первая на нашей Земле. Если это действительно так, объяснимы становятся некоторые факты, не имеющие иного объяснения.

Недавно английский биолог Дэвид Уэлл обнаружил, что некоторые виды кораллов образуют своего рода годовые кольца. При помощи специального микроскопа внутри этих колец можно четко различить слои, наращиваемые кораллами за сутки. Метод Д. Уэлла был проверен его коллегами и признан безукоризненным.

Когда такому анализу подвергли окаменелые кораллы девонского периода, оказалось, что годовой цикл составляли тогда не 365, а 390 дней. Этот вывод, опубликованный в научных журналах, полностью соответствует представлению, согласно которому в отдаленном прошлом наша планета вращалась значительно быстрее, чем сейчас. Применив этот метод, австралийский ученый Б. Хант пришел к выводу, что 14 000 000 лет назад земной год складывался из 800 – 900 суток, а их продолжительность равнялась 9 часам. Постепенное замедление вращения Земли, приближение года к сегодняшним 365 дням связывают с тормозящим воздействием Луны.

Однако известны и другие продолжительности года, значительно короче теперешнего. В Андах среди развалин древнего города Тиауанако был обнаружен высеченный на камне странный календарь. Вариант его расшифровки, предложенный X. Беллами, выглядит довольно убедительно. Согласно этому календарю, продолжительность года равнялась некогда 290 дням.

И наконец, цифра еще более короткого года. У майя, кроме обычного календаря, строго выверенного и даже оказавшегося точнее, чем тот, которым пользуемся мы, существовал еще один так называемый «священный календарь», о происхождении которого до сих пор ничего не известно. Год «священного календаря» состоял из 260 дней.

Постепенное сокращение года от 800 – 900 суток до 390 в девонскую эпоху, а затем до сегодняшних 365 суток – понятно и объяснимо. Но если когда то год состоял из 290 – 260 суток, как объяснить «скачок» в обратном направлении», т. е. не замедление, а, наоборот, резкое ускорение вращения Земли? Если нечто подобное действительно произошло, возможно, это связано с катаклизмами, постигавшими некогда нашу Землю.

Когда была катастрофа?

Воспоминания об отдаленном потопе и о сопровождавших его гибельных землетрясениях поддерживались последующими катастрофами местного порядка. Так, около 1450 года до н. э. произошел прорыв вод Атлантического океана в Средиземное море, уровень которого до этого был значительно ниже. Внезапно были затоплены многие земли, а население их почти полностью погибло. До нас дошла карта Эгейского моря, копия какого то более древнего оригинала. На ней наряду с островами, существующими и сегодня, обозначены многочисленные острова и земли, которых сейчас в этом районе нет. По мнению некоторых исследователей, карта эта рисует картину до прорыва Атлантики в Средиземное море, когда, согласно Плинию, существовала суша, соединявшая Кипр с Азией.

Почему Баб эль Мандебский пролив, что значит в переводе «Ворота слез», называется именно так? Предание гласит, что это имя дано ему в память о великом землетрясении, в результате которого произошел разрыв Азии и Африки, и образовалось Красное море. При этом погибло множество людей.

Другие местные катастрофы произошли в более близкое нам время. В апреле 1815 года в Индонезии началось неожиданное извержение вулкана. День, когда проснулся вулкан, стал последним для 12 000 человек, живших в его окрестностях.

Во время печально известного лиссабонского землетрясения 1775 года в течение 6 минут погибло 60 000 человек. Подземные толчки разной силы прокатились по Европе и Америке. В тот же день и час в Марокко в земле внезапно образовалась огромная трещина, в которую целиком провалился город с десятитысячным населением, после чего земля снова сомкнулась.

Однажды в 1902 году жители столицы острова Мартиника услышали странный гул. Облако раскаленных газов с вершины ближайшей горы – потухшего вулкана – обрушилось на город. Это было последнее, что они видели. Все 30 тыс. жителей погибли почти мгновенно. Во многих газетах того времени печаталось любопытное сообщение об единственном человеке, который спасся. Это был заключенный, приговоренный к смертной казни! Толстые стены камеры смертников спасли его.

Сведения о местных катаклизмах часто «наслаивались» на воспоминания о той гибельной катастрофе, память о которой хранят все народы мира. И поэтому трудно выяснить точно, когда произошла предполагаемая всемирная катастрофа. Но можно все таки попытаться ответить на этот вопрос.

Климатология. Взгляните на график средней зимней температуры Великобритании за 20 000 лет до н. э. (рис. 1). Мы видим, как сначала кривая обрывается, внезапно падает вниз – происходит похолодание. (Вспомните предания о гибельных зимах и лютых холодах, последовавших за катастрофой.) Затем температура круто идет вверх, пока не устанавливается где то на сегодняшнем уровне. Рассчитанный по остаткам растительности график этот убедительно свидетельствует о резком климатическом переломе, о каком то событии, происшедшем на границе 11 – 10 тысячелетий до н. э.
Рис. 1

Какие же есть объяснения тому, что произошло? Советские ученые академик В. А. Обручев и Е. М. Хагемейстер высказали предположение, что конец последнего ледникового периода в Северном полушарии прямо связан с опусканием некой суши в Атлантическом океане. Опускание этой суши позволило Гольфстриму устремиться на север, и эпоха оледенения в Европе и Гренландии пришла к концу.

Время от времени в руки исследователей попадают различного рода находки, подтверждающие, что некогда в Атлантическом океане действительно существовала суша. Шведский ученый П. В. Колбе, беря пробу дна Атлантического океана с глубины 3600 метров, извлек остатки водорослей, которые могут существовать исключительно в пресной воде. Единственным объяснением этого открытия может быть предположение, что на этом месте существовала суша. Когда же?

Команда французского корабля, занимавшаяся в 1898 году ремонтом кабеля, проложенного по дну Атлантического океана, случайно вынула на поверхность кусок скалы вулканического происхождения. Находкой заинтересовались ученые. Оказалось, подобная стекловидная лава могла образоваться только при атмосферном давлении.

Лава эта датируется 13 м тысячелетием до н. э. Следовательно, катастрофическое опускание суши (или подъем уровня океана) в Атлантике должно было произойти после этой даты.

Конец ледникового периода датируется 10 м тысячелетием до н. э. Именно с этим временем связывают период, когда ледниковый покров, сковавший значительную часть Северного полушария, начал таять. Это вызвало подъем уровня Мирового океана. Океан поднялся на 125 – 150 метров, затопив обширные районы суши и отделив Азию от Америки. Максимум подъема, считают исследователи, приходится на 9600 год до н. э. Эта дата согласуется с той, которую называл Платон как дату опускания Атлантиды, 9570 год., т. е. 10 е тысячелетие до н. э. С этим же периодом исследователи связывают и важный климатический сдвиг в мире – резкое возрастание влажности.



Гидрография. В то же примерно время, в 10 м тысячелетии до н. э., произошла и значительная перестройка ландшафтов на территории Европы и Передней Азии. Значительные ландшафтные изменения происходили именно в это время, очевидно, и в Америке. Тому есть конкретные свидетельства. Ниагарский водопад состоит из целого ряда каменных ступеней, которые в течение долгого времени испытывали напор падающей воды. Когда одна из таких ступеней оказывалась размытой, вода устремлялась на следующую и т. д. Удалось установить, что время появления Ниагарского водопада, возникшего в результате резких геологических сдвигов, происшедших в этом районе, – 8 – 13 е тысячелетия до н. э.
Рис. 2

По размытым контурам берегов, по растительным остаткам можно установить, как менялся уровень воды в водных бассейнах. Перед нами такие данные по озерам тропической Африки за 20 000 лет (рис. 2). Для «чистоты данных» взяты озера, не имеющие сброса воды, т. е. те, из которых не вытекают реки. Все шесть замкнутых водоемов, расположенных на Африканском континенте, дают одну картину: на границе 10 го тысячелетия до н. э. озера оказываются наполнены до максимального уровня, а четыре из них даже выходят из берегов. Удивительна как дата этого события, так и его синхронность. Археология. Известный мексиканский ученый Гарсиа Пайона на высоте 5 700 метров в Кордильерах обнаружил под толстым слоем льда остатки двух хижин. Окружающий хижины ракушечник и следы деятельности моря говорят о том, что некогда она находилась на морском побережье. Расчеты показывают, что подъем этого района произошел более 10 000 лет назад.

Как утверждает крупнейший американский исследователь, лауреат Нобелевской премии У. Ф. Либби, весьма точный радиоуглеродный анализ позволил обнаружить удивительные явления на Американском континенте. «Примерно 10 400 лет назад, – пишет Либби, – следы человека внезапно исчезают… Полученные пока факты как будто свидетельствуют о том, что именно на этом рубеже происходит какой то перерыв в последовательности».


Рис. 3

«Это явление, – продолжает У. Ф. Либби, – трудно объяснить, если принять во внимание, что значительная часть американского материка не была покрыта льдом во время последнего оледенения» (рис. 3). Такой же перерыв в последовательности наблюдается и в Европе. Во франко кантабрийских пещерах рисунки внезапно исчезают на том же временном рубеже 10 – 12 тысяч лет назад. И лишь спустя какое то время начинается новый расцвет пещерной живописи. Удивляет повсеместность и одновременность этого перерыва. Он прослеживается на Американском материке, в Европе, в Египте и, наконец, в Центральной Азии. В горах Курдистана есть знаменитая пещера Шанидар, культурные слои которой представляют собой как бы непрекращающуюся хронику 100 000 лет. Один культурный слой следует за другим, одна эпоха сменяет другую, пока примерно на рубеже все той же даты – 10 000 лет до н. э. – не наступает внезапного перерыва.

Следы людей исчезают. Словно пещера и окружающая ее местность вдруг обезлюдели. Так, очевидно, и произошло. Вместо культурных слоев появляются иные следы: слои осадочных пород, намытых водой, – признаки того, что пещера, расположенная на высоте 750 метров над уровнем моря, оказалась затопленной водой. Появляются камни, обрушившиеся с потолка, – свидетельство яростных землетрясений, сотрясавших окрестности. Только через пять тысячелетий после перерыва культурный слой начал расти, сначала медленно, затем все более и более интенсивно.

Вулканология. Сообщения, относящиеся к катастрофе, свидетельствуют, что период отмечен также активизацией вулканической деятельности. Выше говорилось об образце лавы, взятом со дна Атлантического океана. Недавно во время бурения скважины в ледяном панцире Антарктиды на глубине почти полутора километров были обнаружены следы вулканического пепла. Сейчас исследователи пытаются определить, был ли занесен этот пепел с других континентов или же это результат местной вулканической деятельности. Однако любопытнее всего дата, к которой относится пепел: от 8 го до 12 го тысячелетия до н. э. Это – Южный полярный круг. Но вот – Северный: при бурении гренландского ледяного панциря исследователям удалось проникнуть на глубину более 2 километров. Каждый слой льда – летопись климата и вулканических явлений целой эпохи. Оказалось: снег, выпадавший в Гренландии на том же временном рубеже, в конце ледникового периода, отличался повышенным содержанием пыли.

К тому же периоду относится вулканическая катастрофа в бассейне Рейна. Сотрудники Института древнейшей истории Кельнского университета называют ее «Помпеями ледникового периода» и датируют примерно 9080 годом до н. э. Окрестности вместе с поселениями оказались залиты пятнадцатиметровым слоем лавы, а дождь из пепла достигал территории сегодняшней Польши.

Таким образом, различные данные группируются вокруг все более четко проступающего периода. Попытаемся еще больше сузить эти временные рамки.


Рис. 4

Ученый из Новосибирска В. Г. Куклин при исследовании информационных сторон процесса обучения столкнулся с рядом закономерностей в накоплении информации. Если предположить, что эти закономерности имеют всеобщий характер для любых сложных саморегулирующихся систем, а затем, взяв демографические данные за последние два тысячелетия, экстраполировать на основе этих закономерностей демографическую кривую в прошлое, то получаются результаты, достаточно близкие к расчетам демографов. (Численность населения Земли к началу нашей эры, согласно полученной кривой, – около 250 млн. человек, а согласно расчетам демографов – 150 – 200 млн. человек). По расчетам В. Г. Куклина, сообщенным им автору, эта демографическая кривая, будучи продолжена в прошлое далее, дает следующую картину: на рубеже между 11 800 – 11 600 годами до н. э. численность населения резко падает. Падение это продолжается около двух столетий, потом население начинает медленно расти, достигая к рубежу 8000 – 8600 годов до н. э. около 8 млн. человек (рис. 4). С этого времени берет начало все ускоряющийся рост населения, который продолжается по сей день.

Данные, полученные из иных областей знания, указывают на тот же временной рубеж.

Так, исходная точка индийского лунно солнечного календаря приходится на 11 652 год до н. э.

Календарь майя состоял из циклов по 2760 лет каждый. Если, зная конец одного из циклов, откладывать их в прошлое, мы приходим к дате 11 653 год до н. э.

Судя по тому, что падение численности населения после катастрофы продолжалось еще около двух столетий, это были, очевидно, годы, нелегкие для выживания. «Когда случилось это опустошение, повествует Платон, дела у людей складывались так: кругом была необозримая страшная пустыня, огромная масса земли, все животные погибли, лишь кое где случайно уцелели стада рогатого скота да племя коз. Эти стада и доставляли вначале пастухам скудные средства к жизни».

Разбуженная стихия постепенно входила в свое русло. Утихали вулканы, реже становились землетрясения, оседали пыль и вулканический пепел, которые заполнили атмосферу. Сквозь плотную пелену мглы начало пробиваться Солнце. Очевидно, этот момент завершения катаклизма и послужил отправной точкой для двух других календарных систем – ассирийской и египетской. Еще в прошлом веке немецкий исследователь Ю. Опперт установил общую отправную точку этих календарей.

Египетский солнечный цикл насчитывал 1460 лет. Известна дата завершения одного из этих циклов – 1322 год до н. э. Откладывая циклы назад от этой даты, мы приходим к 11 542 году до н. э.

Ассирийский календарь состоял из лунных циклов совершенно иной протяженности – 1805 лет каждый. Дата конца одного из таких циклов также весьма далека от египетской – 712 год до н. э. Тем не менее, откладывая циклы в прошлое, мы неожиданно приходим к той же точке – 11 542 год!

Объяснить подобное пересечение в одной дате случайностью невозможно. Слишком маловероятно такое совпадение. Остается предположить, что исходным моментом для обоих календарей послужило какое то одно событие. По нашей мысли – событие, связанное с катастрофой.

Таким образом, две эти даты – 11 652 (или 11 653) год до н. э. и 11 542 год до н. э. – можно считать предполагаемыми временными рамками начала и завершения катастрофы.
Битва Змеи и Птицы

В религиозных учениях, магии и так называемых «оккультных науках» наиболее важные положения обычно шифруются посредством символов. Сокровенный смысл этой символики бывает открыт лишь немногим посвященным. Катастрофа, о которой мы говорим, также получила отображение в этой системе эзотерических символов.

Достаточно сказать, что в христианстве, по свидетельству некоторых теологов, даже ритуал крещения посредством воды представляет собой как бы символическое повторение потопа, в который некогда было ввергнуто человечество.

В более сложном виде предстает символика этого события в других религиозных и эзотерических [6] системах.

Космологический миф, который можно найти в религиях народов различных континентов, утверждает, что некогда, до возникновения суши, все покрывал океан, в котором обитало некое Первичное Начало в образе змея. Будучи символом океана и большой воды вообще, змей (или дракон) олицетворял космический хаос – первоначальное состояние мира до возникновения жизни. Он же стал символом возвращения к этому первоначальному состоянию, символом уничтожения жизни, символом катастрофы и потопа. Один из вавилонских клинописных текстов год, когда произошел потоп, называет «годом ревущего дракона».

В индийской мифологии разумному началу, направляющему жизнь и развитие мира, противостоит антагонистическая сила тоже в образе гигантского змея. Это Змей Мировой Бездны, который стремится ввергнуть мир в состояние первичного хаоса. Однажды этот змей, обитающий в Мировом океане, похитил Землю и погрузился с ней на дно. Бог Вишну после борьбы со змеем освободил Землю и снова поднял ее над поверхностью воды. Вполне вероятно, что аллегорически выраженное воспоминание о погружении какой то суши является отражением катастрофы, которая сопровождалась гигантским наводнением. Змей, как мы видим, является символом бедствия и выступает как начало, противоборствующее богу Солнца.

В Египте началом, противостоящим мировому порядку, также был змей, или «космический дракон». Иногда он выступал в образе змея Апописа, олицетворявшего разрушительные силы тьмы, слепые силы природы, приносящего наводнения и другие беды. Многие ритуальные папирусы содержат обширные и яростные проклятия в адрес «космического змея» – Апописа. «Назад, негодяй! – читаем мы в «Книге мертвых». – Вернись в глубину Бездны, туда, где повелел тебе быть твой отец и где ты должен быть уничтожен! Не приближайся к этому месту, где находится Ра…» И опять змей – символ вод и хаоса – противоборствует богу Солнца Ра, носителю жизни и порядка.

По представлениям древних египтян, всякий раз при закате и на заре змей Апопис пытается потопить барку, в которой плывет по небу бог Солнца. И всякий раз, когда солнце пробивалось сквозь тучи, в Древнем Египте говорили, что это бог Ра победил змея Апописа. А в священном бассейне Гелипополя над изображением змея совершали заклинания, чтобы обеспечить победу света над мраком.

Иудейская мифология также говорит о некоем змее Накхаш, обитавшем в первоначальном океане мироздания. Он являлся воплощением сил, враждебных верховному богу Яхве, который был началом порядка и следил за тем, чтобы Солнце, Луна и созвездия были на своих местах.

В вавилонской мифологии символ вод первоначального хаоса – змей Тиамат. С ним сражается крылатый верховный солнечный бог Мардук. Символ змея, ассоциируемого с водой, встречаем мы и в африканской мифологии; до появления всего в мире были только змей и хаос первоначальных вод.

Подобное же представление известно и в Индонезии и в Китае, где символом потопа выступал дракон. Интересно, что отражение этой же традиции можно найти и в славянском орнаменте. На украинских деревянных украшениях обычно изображались в строгой последовательности: знак Солнца, под ним – воды, а еще ниже, под водою, следовало изображение ящера.


В Америке бог вод Тлалок, приносивший наводнения, также изображался в виде змея. В других случаях он выступал в образе рогатого змея или Великого Змея Акоменаки, но неизменно все в той же роли – в качестве символа наводнения и потопа. Некоторые исследователи считают, что этот символ не американского происхождения. «Одно и то же основное представление, – пишет один из них, – как, например, функция змея как бога вод, достигло Америки в бесконечном числе образов – в египетском, вавилонском, индийском, индонезийском, китайском, японском. И из всего этого множества местное жречество Центральной Америки построило систему представлений, которая является чисто американской, хотя большинство составных частей и принципов композиций было взято из Старого Света…»

Поскольку Солнце олицетворяется обычно птицей, борьба этих начал изображается как противоборство двух символов – змеи и птицы. Придя из культа Ближнего Востока, изображение заняло место и в христианской церковной символике. Его можно встретить среди витражей и фресок средневековых храмов. В Индии этот символ предстает в образе священной птицы Гаруды со змеем вод Нага в когтях. В японской мифологии мы встречаем священную птицу Пенгу, несущую змею.

Символ этот не является, однако, достоянием только Старого Света. Образ борющихся змеи и птицы перелетел через океан и попал в доколумбовую Америку. Сегодня его можно видеть даже на государственном флаге Мексики.

Иногда символом птицы Солнца выступал Крылатый диск. Это был знак, состоявший как бы из двух начал: круг – от Солнца и крылья – от птицы. Так, древнеегипетский бог Гор, приняв образ сокола, изображаемого в форме крылатого диска, атакует Сетха. Борьба кончается тем, что Сетх «превратился в ревущего змея, который спрятался в нору в земле». В Вавилоне в форме крылатого диска изображался верховный бог Бэл, тоже в битве со змеем – символом вод. В Индии крылатый диск – символ Вишну, победителя змея потопа.

Знак крылатого диска находим и в Полинезии, и у египтян, и у хеттов, и в Южной Америке, и у майя, и в Ассирии. И везде он имел единый смысл, одно значение: победу жизненного начала над гибелью и хаосом вод.

Самые важные, самые тайные знания древние всегда стремились запечатлеть в символах. Символ непонятен, ничего не говорит тому, кто не имеет к нему ключа. Глядя на изображение птицы, несущей змею, или крылатый диск, можно ли догадаться, что за этим стоит обозначение катастрофы, возможно, постигшей некогда нашу Землю?




следующая страница >>