«альфред шнитке гений русской музыки ХХ века» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка стр. Учебно-тематические планы ст 1 170.47kb.
Русско-франко-бельгийские музыкальные связи на примере взаимодействия... 1 291.4kb.
Гений места. Классика литовской фотографии 5 февраля – 23 марта 2014 1 31.52kb.
Развитие музыки до XVII века. Происхождение музыки 2 509.94kb.
Урок литературы в 10 филологическом классе А. С. Пушкин. «Моцарт... 1 243.05kb.
Литература начала 20 века Обзор русской литературы первой половины... 1 154.8kb.
Сочинение по лирике А. С. Пушкина. 11. Роман А. С. Пушкина «Евгений... 1 92.58kb.
Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс 17 6717.27kb.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским как памятник русской... 1 52.77kb.
История русской музыки 1 312.68kb.
Россия XVII века в восприятии Павла Алепского 1 206.29kb.
Методические указания для студентов и фонды оценочных средств для... 1 158.47kb.
- 4 1234.94kb.
«альфред шнитке гений русской музыки ХХ века» - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа с. Подлесное

Марксовского района Саратовской области им. Ю.В. Фисенко

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«АЛЬФРЕД ШНИТКЕ –

ГЕНИЙ РУССКОЙ МУЗЫКИ ХХ ВЕКА»

Автор: Чернова Алена, ученица 5б класса

МОУ – СОШ с. Подлесное

Научный руководитель: Алексеева И.П., учитель немецкого языка МОУ – СОШ с. Подлесное

2013-2014 учебный год





  1. Введение.

  2. Основная часть.

Жизненный и творческий путь Альфреда Шнитке.

  1. Заключение.

  2. Список источников.

Введение.

Знакомясь в музыкальной школе с творчеством композитора Альфреда Штитке, я узнала, что этот известный композитор является нашим земляком, а мне и моим ровесникам немного известно о нем и его произведениях.

Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, прославивших наш край.

Мой возраст является особым для становления личности. Я считаю, что долг каждого ученика - знать историю малой родины, знать помнить о своих земляках, их делах. Академик Д. С. Лихачев считал, что «если у ребенка  есть интерес к жизни  других людей, к истории своей страны, к  литературе и искусству,  если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым,  порядочным, полезным для  России человеком».



Актуальность исследования: знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.

Объект исследования: мой земляк, его вклад в развитие современной музыки.

Предмет исследования: биография Альфреда Шнитке, его жизненный и творческий путь.

Цель исследования:

рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим творчеством, мастерством малую родину.



Задачи исследования:

1. Проанализировать различные виды источников информации по теме исследования.

2. Узнать о судьбе земляка Альфреда Шнитке, о его роли в развитии современной музыки.

Новизна исследования: получение объективной информации о жизненном пути и творческой жизни Альфреда Шнитке.

Практическая значимость:

1) использование приобретённых знаний и навыков исследовательской работы при изучении других школьных предметов;

2) исследование является основой для дальнейшего изучения истории немцев Поволжья.

Умение и навыки:

1) Оформление работы.

2) Использование ресурсов сети Интернет.

3) Приобретение умения делать обзор собранного материала (доклад, презентация).



Основная часть.

Жизненный и творческий путь Альфреда Шнитке.

Некоторые критики сравнивают сочинения Альфреда Шнитке с путешествием по настроечной шкале радиоприемника: бесчисленные отрывки отдельных звуков, шумов и мелодических фраз вместе образуют странное нагромождение. Но это не хаос, а суммарное звучание, которое являет собой особое направление в музыке, называемое «принципиальным эклектизмом» или «полистилистикой». Это термин ввел в обиход сам композитор.


Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 в городе Энгельсе автономной советской социалистической республике Немцев Поволжья, ныне Саратовской области. Его отец был военным переводчиком, мать — учительницей немецкого языка и литературным работником. Любопытно происхождение немецкой фамилии Шнитке, которую имела еврейская семья. Предки Альфреда Шнитке жили в Прибалтике. Некий немецкий пастор, не имевший детей, решил увековечить свою фамилию и договорился с еврейской семьей, жившей неподалеку, чтобы она поменяла свою фамилию на немецкую фамилию Шнитке. Таким образом фамилию Шнитке получали дети, и она увековечивалась. В детстве Альфреда звали Альф. Такая форма имени сохранилась для друзей и в последующие годы.

Надо сказать, что семья Шнитке жила очень просто: русская печь, вода из колодца. Маленький Альф помогал маме на огороде и даже сидел перед домом, продавая морковку и зелень. Он рос серьезным, прилежным мальчиком с незаурядными музыкальными способностями: уже в двухлетнем возрасте обнаружил тягу к ритму, отбивая его деревянными ложками, а позже, словно совершенствуя музыкальный слух, пристрастился к игре на губной гармонике. Конечно, никто тогда не мог предположить, что мальчик, забавлявшийся простенькой гармоникой, станет в будущем выдающимся композитором XX столетия.

Родители первыми поддержали стремление сына к музыке. Семилетнего Альфреда привезли в Москву на прослушивание в Центральную музыкальную школу. Но тут началась война, и стало не до музыки. Шнитке-старший ушел добровольцем на фронт, став военным переводчиком, а Мария Иосифовна с детьми все тяготы войны пережила в Энгельсе, откуда ее, как ни удивительно, не выслали ни в Сибирь, ни в Казахстан, куда отправляли всех поволжских немцев.

В 1945 г., после окончания войны, Гарри Викторович получил назначение в Вену, став сотрудником советской пропагандистской газеты. Семья Шнитке поселилась в самом центре Вены, неподалеку от Венской оперы. В этом же доме жила Шарлотта Рубер, пианистка и преподавательница, давшая Альфреду первые уроки игры на фортепиано. Ему было уже двенадцать, когда он впервые прикоснулся к клавишам рояля. Эти два венских года определили судьбу Альфреда Шнитке как музыканта и прибавили к его немецкому языку, которым он уже владел в совершенстве, еще и венский акцент.

Из "Бесед с Альфредом Шнитке" А.В. Ивашкина:

«-С чего началось твое обучение музыке? Был ли какой-нибудь музыкальный импульс в семье? Из чего, по-твоему, ты "вышел"?

Альфред Шнитке: Я не могу найти никакого логического объяснения тому, что происходило. Ни у кого в семье не было ни музыкального воспитания, ни интереса к музыке, и вообще ничего, что указывало бы на то, что мне надо заниматься музыкой. В детстве такой возможности не было. Город Энгельс, около Саратова, где я жил, был маленький. Перед войной я месяца, два или три был в Москве, в гостях у бабушки с дедушкой. Мне было семь лет, и меня отвели поступать в подготовительный класс Гнесинской школы. Я даже не помню, чем этот экзамен кончился – приняли меня или нет. Считалось, что я останусь у них в Москве и буду учиться в музыкальной школе. Но началась война, и меня сразу отправили обратно в Энгельс. Там я пробыл всю войну. А в 1946 году отец нас вызвал в Вену, мы приехали туда, и там оказалась учительница, у которой я стал брать уроки фортепиано. Мне было двенадцать лет. Учительница жила над нами, этажом выше.

Но дома инструмента не было, и я бренчал на пианино, где удавалось. Уроки не были систематическими, да и методика была вольная. Я занимался от случая к случаю, ходил в офицерский клуб. Заниматься музыкой очень хотелось. В Вене я три раза был в опере и пять раз на концертах. Я помню все. Еще во время войны, в Энгельсе, когда были возвращены конфискованные у всех поначалу радиоприемники, я стал слушать радио и страшно полюбил всякие оперные арии, пытался их петь. Ленского пел идиотским голосом. Почему-то к опере очень тянуло. И когда попал в Вену, первым делом захотелось в оперу. Первыми спектаклями были «Паяцы» и «Сельская честь» в Volksoper».

Из Вены семья переехала в Подмосковье. После долгих скитаний удалось наконец снять небольшую комнату в Москве, разделенную деревянной перегородкой. К тому времени у Альфреда пробудилась настоящая страсть к музыке. Казалось, юноша, не получивший серьезной музыкальной подготовки, не имел никаких шансов быть замеченным, и вдруг неожиданная встреча, тоже вроде бы случайная, отца со старинным приятелем, певцом в ансамбле песни и пляски Александрова. Тот был близко знаком с ректором Московского музыкального училища и помог одаренному юноше поступить на хоровое отделение. Альфред закончил дирижерско-хоровое отделение музыкального училища имени Октябрьской революции, параллельно занимаясь музыкой у талантливого педагога И.Рыжкина. В 1953 году Альф Шнитке поступил на композиторское отделение Московской консерватории. Преподавателем по специальности и полифонии у него был профессор Е. Голубев. В 1958 году А. Шнитке закончил Московскую консерваторию и поступил в аспирантуру все тому же Е. Голубеву. Одновременно он устроился на работу в детскую музыкальную школу имени Дунаевского. С 1959 году работал в вечерней музыкальной школе им. Стасова, а с 1960 года и до окончания аспирантуры в 1961 году — в музыкальном училище имени Октябрьской революции.

Более десяти лет (1961—1972) Альфред Гарриевич преподавал в Московской консерватории. Он вел занятия по инструментовке, чтению партитур, полифонии и сочинению. В начале 60-х годов начал сочинять программно-хоровую и инструментальную музыку и писал практически во всех жанрах. Он автор музыки к таким кинофильмам, как «Похождения зубного врача», «Дневные звезды», «Восхождение», «И все-таки я верю!», «Агония», «Как царь Петр арапа женил», «Спорт, спорт, спорт...» и многим другим, эпизодически работал для киностудии «Союзмультфильм». Писал он и музыку для спектаклей: «Ревизская сказка» по Гоголю для театра на Таганке, «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу и «Дон Карлос» Ф.Шиллера для театра им. Моссовета, сочинил музыку для телепостановки «Роза и крест» по одноименной пьесе А. А. Блока.

В середине 60-х годов композитор увлекался «серийной» техникой. Позже это направление было признано в музыке тупиковым. Шнитке же тем самым навлек на себя гнев властей. В критических заметках, авторы которых стремились показать творчество Шнитке все-таки с положительной стороны, говорилось, что «серийность — была методом настолько необычным для наследников русских культурных традиций, что по-настоящему понять ее возможности и ограничения композитор мог только на практике». Позже Шнитке отошел от этого и увлекся камерными произведениями с яркими и неординарными идеями.

Увлекаясь сверхмногоголосием, он изобретал собственные звуковые эффекты. Например, писал: «удары пальцами по струне» фортепиано, «щипнуть струну и сразу же погасить ее нажимом пальца», «правой рукой плотно прижать струны — резкий, сухой тембр», «взять беззвучно аккорд и снять педаль», «царапать ногтями по басовым струнам».

Дать положительную рецензию на творчество Шнитке было непросто: надо было детально разбираться во всех тонкостях его мышления, а вот отрицательную рецензию и выдумывать не нужно было. Достаточно было просто запретить музыку авангардиста.

Его Первая симфония, по существу, была запрещена для исполнения. Лишь в декабре 1986 года после того, как она прозвучала в Москве, состоялась ее премьера в Лондоне. Необычная симфония представляла собой калейдоскопическую панораму XX века, музыка писалась в одно время с музыкой к документальному фильму «И все-таки я верю!» Михаила Ромма. Содержание симфонии отражало немыслимое переплетение самых разных событий века.

Среди композиторов второй половины XX века, чья музыка прозвучала остро и современно, имя Альфреда Шнитке стоит в первом ряду. Человек и мир; человек и Космос — вот основные мотивы произведений мастера, переведенные на усложненный язык музыки.

В 1990 году Альфред Шнитке со своей семьей эмигрировал из Советского Союза и поселился в Гамбурге, где композитор стал преподавать и где до сих пор живет его сын, известный фотограф и музыкальный аранжировщик. Но там, вместо того, чтобы насладиться свободой, к которой он так стремился, композитор оказался прикован к креслу. После инсульта он был парализован и не мог работать с полной отдачей. Несколько раз он приезжал в Россию, куда его вели творческие интересы, но это были вовсе не радостные приезды.

3 августа 1998 года Альфред Шнитке скончался в одной из гамбургских клиник, после чевтертого инсульта на 64-м году жизни. Знал ли он, что в будущем станет всемирно признанной знаменитостью? Наверняка знал, потому никогда и не изменял свой музыке, своему видению и пониманию мира. А это и есть главная черта великого художника.

Александр Митта, кинорежиссер так говорил об Альфреде Шнитке: «Большую часть жизни гонимый, сегодня он один из самых исполняемых и почитаемых композиторов современности. На протяжении одного поколения Шнитке из крайнего авангардиста превратился в почитаемого классика»

Мстислав Ростропович считал, что в «музыке Шнитке отражена вся наша жизнь: ее радости, ее пестрота, ее трагизм». Он говорил: «Мы живем по Шнитке».

Заключение.

Проведя исследование, я с уверенностью могу сказать, что Альфред Шнитке стал достоянием мировой культуры. В России, где он родился и прожил всю творческую жизнь, нельзя забывать, как много значила его музыка, чтобы жизнь наполнялась надеждой и смыслом. Не похожая ни на что, она объединяла отчаяние и веру, горе и счастье. Музыка Шнитке переполняет сердца людей любовью и состраданием. И я думаю, что она будет нужна людям очень долго — может быть, не одно столетие…



Список источников:
http://newrockpromo.com/composer/alfred-shnitke/

http://100v.com.ua/en/node/2247



http://www.klaipeda1945.org/eto-interesno/aljfred-shnitke-kod-dostupa/

http://musstudent.ru/biblio/49-music-history/98-ivashkin-besedy-s-alfredom-schnittke