Афанасий Великий. Праздничные послания - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Афанасий Великий. Праздничные послания - страница №10/11

Тринадцатое праздничное послание святого Афанасия


В консульство Маркеллина и Пробина, во дни Лонгина епарха, в четырнадцатый год индиктиона; — воскресенье (Пасхи) было тогда в тринадцатый день майских календ [151], то есть двадцать четвертого Фармуфа, от Диоклитиана же в пятьдесят седьмом году [152].

1) И теперь, мои возлюбленные братия, я не почитаю для себя обременительным возвестить вам о спасительном празднике Пасхи, как это делается по обычаю ежегодно. Ибо, хотя христоборцы и вас с нами утесняют бедствиями и скорбями, но не смотря на то, я пишу вам даже из Рима, поелику единение в вере есть утешение, посылаемое нам Богом. Хотя, конечно, я праздную Пасху с братией здесь (в Риме); но и с вами праздную я ее в духе, моим желанием; ибо совокупно воссылаем мы молитвы к Богу, Который, по милосердию Своему, дал нам возможность не только в Него веровать, но и страдать теперь за Него (Флп. 1, 29). Хотя мы и находимся в угнетении, однако Он возбуждает нас, находящихся в удалении от вас. к писанию, чтобы мы могли иметь утешение хотя посредством посланий и вкупе стремились к истинному благу. Действительно, многие скорби и жестокие преследования, обрушившиеся на Церковь, противостоят нам; ибо люди с извращенным ересью смыслом, неиспытанные в вере, восстают против истины и жестоко преследуют Церковь; одни из братьев подверглись побоям, другие истерзаны пытками и — что всего тяжелее — даже на епископов простирается их дерзость; но, не смотря на все, мы не должны забывать о Празднике, а памятовать о нем тем более; и не должны мы никоим образом пренебрегать памятованием о нем даже на короткое время. У неверующих, кажется, совсем нет праздников, поелику они всю жизнь свою проводят в пированиях и безумствах; и таким образом совершающиеся у них празднества скорее служат поводом к скорби, нежели к радости. А для нас, пока мы живем здесь (на земле), они способствуют беспрепятственному переходу к той жизни. И cиe время для нас; а той вечной жизни мы удостаиваемся за подвиги и верность; так что, если мы явим себя рачительными и верными рабами Христа, то можем сделаться и сонаследниками святых; как Иов говорит: не искушение ли житие человеку на земли (Иов. 7, 1)? А искушаемы бывают они в сей жизни лишь посредством тягостных и огорчительных бедствий, ради которых каждый воспримет подобающую мзду от Бога, Который говорит чрез Пророка: Аз Господь испытуяй сердца и искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его (Иер. 17, 10).

2) И не тогда только, когда подвергнется кто испытанию, — заранее ведает Он, что определено каждому; ибо Он знает все, прежде нежели случится, — но поелику Он благ и человеколюбив, воздает Он каждому достойное по делам его, так что каждый может воскликнуть: «праведен суд Божий!» как и тот же Пророк говорит: Господь искушаяй праведная, ведаяй утробы (Иер. 20, 12). Посему каждого из нас искушает Он еще и еще, дабы добродетель тех, кои не знают, вследствие чего их постигло искушение, стала явною, как и сказано было Иову: мниши ли Мя инако тебе сотворша [153], разве да явишися правдив (Иов. 40, 3)? Или дабы они, приступив к размышлению о своих деяниях, могли познать и качество их и затем или начали бы сокрушаться о своем нечестии или еще более укрепились бы в вере. Так блаженный Павел, претерпев бедствия и гонения, голод и жажду, все превозмог о Христе Иисусе, возлюбившем нас; страдая, ощущал он, конечно, немощь тела; но, будучи исполнен веры и надежды, он крепок был силою духовною, и сила его в немощи совершалась в полной мере.

3) Да и другие святые, имея таковое же упование на Бога, принимали с радостью искушения посредством бедcтвий; так Иов говорит: буди имя Господне благословенно (Иов. 1, 21)! а Псалмопевец: искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое (Пс. 25, 2). Итак, поелику сила должна быть испытуема, укоряет Он неразумных. Так как святые знали, что от Божественного огня проистекает очищение и польза, то чрез таковые искушения им и не могло быть вреда; а напротив, они укрепляемы были посредством их и не получали от (несчастных) случайностей каких-либо повреждений, но являлись чрез них в большей славе, подобно золоту, выходящему из огня (1 Петр. 1, 7); так один из подвергавшихся искушениям после одного искушения говорит: искусил ecu сердце мое, посетил ecu нощию; искусил мя ecu, и не обретеся во мне неправда: яко да не возглаголют уста моя дел человеческих (Пс. 16, 3, 4). Не следующие Закону в своих поступках, которые ничего не знают более того, как еcть, пить и умирать, видят в искушениях опасность, вследствие чего они легко впадают в погрешность, так что, оставаясь неиспытанными в вере, они преданы бывают превратному образу мыслей и творят то, что непозволительно. Посему блаженный Павел, побуждая нас к таковым подвигам, — он сам наперед обнаружил твердость в совершении их, — говорит: темже благоволю в бедах и в немощех (2 Кор. 12, 10), и затем: обучай себе ко благочестию (1 Тим. 4, 7). Как он знал о гонениях тех, которые предпочитали жить в благочестии, то хотел, чтобы и ученики его прежде учились превозмогать тяготы, возлагаемые ими на себя ради благочестия; дабы при наступлении искушений и в виду близких бедствий, они, будучи, подобно ему, в них испытаны, были в состоянии вынести их без труда; ибо к чему приучают себя, хотя бы в мысли, в этом легко находить сокровенную радость, как бы вследствие привычки. Посему же и святые мученики, заранее близко ознакомившись с бедствиями, шествовали неукоснительно к своему совершенству во Христе, за ничто почитая поношение тела и взирая лишь на ожидающее их успокоение блаженной жизни.

4) Все же, которые нарекоша имена своя на землях (Пс. 48, 12), а в мыслях своих имели дрова, сено, mpocmиe (1 Кор. 3, 12); были отлучены от участия в Царстве Небесном, поелику они чуждались бедствий. Ибо, если бы они знали, что скорбь mepnение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит (Рим. 5, 3–5); то они потщились бы сделаться подобными Павлу, который говорил: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9, 27). Легко могли бы они, конечно, претерпеть скорби, от времени до времени наступающие для испытания, если бы прислушались к Пророческому напоминанию, которое гласит: благо есть мужу, егда возмет ярем Твой в юности своей. Сядет на едине, и умолкнет, яко воздвигне на ся ярем Твой. Подаст ланиту свою биющему, насытится укоризн. Яко не во век отринет Господь. Яко смиривый помилует по множеству милости Своея (Плач. 3, 27, 28, 30–32). Все побои, позор и поношение со стороны врагов никак не могут сравниться с полнотою милости Божией; ибо освобождение от них следует скоро, поелику они временны; а Бог милует во всякое время, изливая свое милосердие на тех, которые не слабеют духом. Посему не должны мы смотреть на тленное, мои возлюбленные братия, но взирать на вечное. Ибо, хотя и существуют бедствия, но они имеют конец; пусть будут поношения и гонения, но они — ничто в сравнении с надеждою, для нас сохраняющеюся; ибо все cиe настоящее малозначительно в сравнении с будущим, и бедствия этого времени не могут сравниться с надеждою будущего; ибо что могло бы сравниться с Царством Небесным или что может уподобиться вечной жизни? Или что значит то, от чего здесь нам должно отказаться совершенно, чтобы там соделаться наследниками? Да, мы будем наследниками Бога, сонаследниками Христа!

5) Мы не должны смотреть на бедствия и искушения, возлюбленные мои, но на то, что, как мы веруем, соблюдается нам ради гонений. В этом убеждают нас и пример патриарха Иссахара, о котором говорит Писание: Иссахар доброе возжела, почивая посреде, пределов; и видев покой яко добр, и землю, яко тучна, подложи рамы свои на труд, и бысть муж зeмледелец (Быт, 49, 14, 15). Как он был палим Божественным желанием подобно невесте в Песне Песней, то и пожал он мзду, исходящую от святых Писаний; ибо не к одному только ветхому наследию направлен был дух его, а к участию в том и другом; и таким образом он. как отрастивший крылья, зрел уже блаженное упокоение в небесах; и если эта земля полна столь прекрасных творений, то сколь в большей мере должны быть наполнены ими небесные обители: ибо тот мир всегда нов, никогда не стареется. Конечно, сии земля бренна, как говорит Господь (Ср. 1 Кор. 7, 31; 1 Ин. 2, 17); а мир грядущий, как имеющий принять святых, не будет преходящим. А когда патриарх Иссахар взирал на cиe, то и он с радостью похвалялся бедствиями и тяготами, преклоняя плеча свои для ношения бремени; наносившим удары он не противостоял и не унывал от поношений, но как человек мужественный, все превозмогая победоносно и тем с большею ревностью возделывая свою землю, в этом находил он приятность. Слово рассеивало семя, а он рачительно возделывал землю, чтобы принести плод совершенный, стократный.

6) А к чему же cиe, возлюбленные мои? Лишь к тому, чтобы, когда враги возложат на нас бремя бедствий, и мы могли хвалиться ими; чтобы, когда нас гонят, мы не ослабевали; но гораздо более стремились к венцу вышнего града о Христе Иисусе Господе нашем; чтобы, когда нас поносят, мы не унывали, но бьющему обращали ланиту и преклоняли выю. А друзья похотей и любители вражды искушаются, как говорит святый апостол Иаков, увлекаясь и обольщаясь своими собственными похотями (Иак. 1, 14); мы же, братия мои, поелику знаем, что страждем за истину, — пусть отрекшиеся от Господа бьют и преследуют нас, — будем за великую радость почитать, когда, по словам Иакова, нас постигнут различные искушения, зная, что испытание нашей веры производит терпение (Иак. 1, 2). Будем же и Пасху праздновать, братия мои, радуясь; поелику мы знаем, что наше искупление определяется временем страдания; ибо не бездействуя, искупил нас Спаситель наш, но пострадав за нас, упразднил Он смерть. Посему Он сказал о сем и нам еще ранее: в мире скорбни будете (Ин. 16, 33). Но не всякому говорил Он так, а тем, кои служат Ему искренно и с верою, поелику прежде ведал Он, что истинно чтущие Его должны претерпевать гонение. А люди нечестивые и совратители (других) все более успевают во зле, обольщая и будучи обольщаемы.

7) И когда, подобно тем снотолкователям и лжепророкам, вызывавшимся творить чудеса, эти безумцы, не вином упившиеся, но своею собственною злобою, обещают раздаяние священных званий и еще похваляются своею дерзостью; то не верьте им; напротив того, поелику нам предстоят соблазны, будем смиряться, чтобы не подвергнуться от них гибели. Ибо как Бог, когда предостерегал народ чрез Моисея, говорил: аще же востанет в тебе пророк, или видяй coниe, и даст тебе знамение или чудо, и приидет знамение или чудо, еже рече к тебе, глаголя: идем да послужим богом иным, ихже не весте; да не послушаете глагол пророка того, или видящаго сон той: яко искушает Господь Бог твой вас, еже уведети, аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим (Втор. 13, 1–3); то не будем и мы, искушаемые таковым образом, отступать от любви к Богу; но и теперь, возлюбленные мои, будем праздновать Пасху, не день скорби учреждая, но радости для Христа, от Которого мы ежедневно питаемся. Его-то, памятуя о том, что Он в дни Пасхи принес Себя в жертву, будем мы торжественно славить, ибо как агнец пасхальный Он принес Себя в жертву; будем славить Того, Кто древле извел народ из Египта, а ныне и смерть упразднил; Того, Кто имеет власть над смертью, Кто и теперь посрамляет диавола и может даровать помощь угнетенным и взывающим к Богу день и ночь.

8) Четыредесятницу мы начинаем тринадцатого Фаменофа [154], святую пасхальную седмицу — восемнадцатого Фармуфа [155], прекращаем пост в субботу — двадцать третьего [156]; так что великий день воскресения восходит (для нас) двадцать четвертого того же месяца Фармуфа [157]; откуда начинаем исчислять дни Пятидесятницы; и призывая всегда с славословием Христа, мы получим свободу и от врагов наших о Христе Иисусе Господе нашем, чрез Которого Отцу да будет честь и держава во веки веков, аминь!

Приветствуйте друг друга лобзанием святым! Приветствуют вас все, здесь при мне находящиеся! Будьте здравы в Господе нашем, о сем молюсь я, возлюбленные братия!

И cиe (послание) писал (Афанасий) из Рима.

Конец тринадцатого послания.


Четырнадцатое праздничное послание святого Афанасия


В третье консульство Констанция Августа и второе — Констанса, когда епархом был Лонгин, — в пятнадцатый год индиктиона; — воскресенье (Пасхи) было в третий день апрельских идов [158], то есть шестнадцатого Фармуфа, от Диоклитиана же в пятьдесят восьмом году [159].

1) Радость нашего празднества, братия мои, на всякий час с нами и без замедления настает для всех тех, которые приготовились к празднованию Пасхи. Близко к нам Слово, все ради нас изволившее, Господь наш Иисус Христос, Который по Своему всегда действительному обетованию, благоволит обитель сотворить у каждого из нас и вместе так взывает: се Аз с вами есмь во вся дни... века (Мф. 28, 20). Ибо как Он для нас пастырь и первосвященник, путь и дверь и все во всем, то опять Он же являет Себя для нас празднеством и торжеством, ибо, по блаженному Апостолу, Пасха наша за ны пожрен бысть, Христос (1 Кор. 5, 7). Он был ожидаем и Псалмопевцем и просвещал его молитвенный помысл, когда он говорил: радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс. 31, 7)! Поистине Он есть радость, Он — истинное торжество, освобождение от зла; но к Нему можно приблизиться только тогда, если кто провождает совершенно благочестивое жительство и свой помысл располагает к благоговейному повиновению Богу. И святые радовались о празднике во все продолжение своей жизни; один служил Богу молитвою, подобно благочестивому Давиду, который не один раз, а седмижды вставал в ночи; другой прославлял Его в хвалебных песнях, подобно великому Моисею, воспевшему победную песнь на Фараона и приставников (его); иные совершали свое поклонение в непрестающей радости, подобно великому Самуилу и блаженному Илии, которые, окончив свое житие, теперь празднуют Пасху на небесах, радуясь тому, что они после доступного им прежде сеновного учения, из прообразов познали истину.

2) А мы, готовясь опять праздновать Пасху, какое употребим очищающее от греха окропление? И кто опять, когда мы спешим к сему праздничному торжеству, будет в этом нашим вождем? Никто иной, возлюбленные мои, — и вы скажете то же вместе со мною, — как Господь наш Иисус Христос, Который говорит так: Аз есмь путь (Ин. 14, 6). Он Тот, Который, по словам блаженного Иоанна, вземлет грехи мира (Ин. 1, 29) и очищает души наши; равно как и пророк Иеремия в одном месте говорит: станите на путех, и видите, и вопросите... и видите, кий есть путь благ..., и обрящете чрез него очищение душам вашим (Иер. 6, 16). Издревле к очищению плоти служили лишь кровь козлов и пепел телицы, чем окроплялись те, которые были нечисты; а теперь всякий очищается чрез благодатный дар Бога Слова одинаковым образом. Но для того, чтобы иметь возможность последовать за Ним теперь же, мы должны, как бы в преддверии горнего Иерусалима, уже заранее, с настоящего времени, помышлять о вечном Празднике; как и святые Апостолы, вкупе последовав за Искупителем, вождем их, теперь являются учителями таковой же готовности, поелику говорят: се мы оставихом вся, и в сле Тебе идохом (Мф. 19, 27). А последование Господу (осуществляется) и празднование Ему совершается не на словах только, но и чрез дела. Всякий данный закон и всякое установление осуществляется различно [160]. Ибо великий Моисей, когда он устанавливал священные законы, то истребовал от народа обещание исполнять их, дабы они, дав таковое обещание, могли быть укорены как лжецы, если бы не стали соблюдать их; а касательно совершения праздника Пасхи не возбуждается такого вопроса, ни требуется ответа, но за самым словом должно тотчас следовать и действие; именно Он (Господь чрез Моисея) говорит: и да соблюдают сыны Израиля Пасху, — требуя, чтобы тотчас после повеления дело следовало бы за словом и потом уже слова облегчали (самое) дело.

3) Посему полагаю я, что ваша любовь к назиданию заслуживает одобрения, как это было часто замечаемо мною и в других посланиях; а как теперь cиe прежде всего необходимо, то хочу я еще вспомнить с вами об этом. Божественное установление требует, чтобы мы приступили к празднику Пасхи не с небрежением и неосмотрительностью, но с соблюдением тайн и преданий и установленных в законе повелений, чему мы научены из (ветхозаветной) Истории: ни какой иноплеменник или купленный за серебро или необрезанный не должен есть Пасху (Исх. 12, 43, 44), и не во всяком доме должна она быть снедаема; но с поспешностью, как повелевает Закон, следует совершать cиe; поелику мы тогда стенали и скорбели от работы Фараону и насилия приставников. А как еще в древнее время сыны Израиля таким образом поступали, то и были удостоены принятия прообраза, и cиe было ради настоящего празднества; мы же теперь совершаем празднество не ради прообраза; как и Бог Слово, когда восхотел совершить этот праздник, сказал ученикам Своим: желанием возжелех сию Пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук (Лк. 22, 15). Да, достойно удивления (ветхозаветное) повествование, даже если в этом именно состояла сущность; если бы кто посмотрел на Израильтян, как они тогда, как бы для пиршества и веселия приготовившись, с посохами, в обуви и (взяв) опресноки, вышли (Исх. 12, 11, 39); хотя все cиe было лишь прообразовательным указанием на (истинный) праздник, как бы посредством тени. А к нам теперь близка Истина, невидимый образ Бога, Господь наш Иисус Христос, тот свет истинный, Который служит нашим скипетром, вместо посоха; Который, взамен опресноков, есть Хлеб, сшедший с небес; Который, вместо обуви, вооружил нас готовностью к благовествованию, кратко, чрез все cиe привел нас к Отцу Своему. И если нас теснят враги (своим) преследованием. Он опять ободряет нас вместо Моисея и гораздо действеннее, чем могло бы быть посредством слов сего (последнего), говоря так: дерзайте, яко Аз победих лукавого (Ин. 16, 33). А затем, после того, как мы перешли Чермное море, нас опять отягощает солнечный зной и горечь воды возбуждает в нас отвращение; но Господь зрится нами и отсюда, делая нас причастниками Своей сладости и Своего источника воды живой, когда говорит: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Ин. 7, 37).

4) Чего же будем ожидать теперь? Не должны ли мы немедленно приступить к празднеству с великой радостью и усердием? Ведь мы имеем упование, что призывающий нас — Иисус, — Тот, Который есть все ради нас, Который столь различными способами осуществляет наше искупление; Он, хотя был ради нас алчущим и жаждущим, но нас питает и напоевает Своими благодатными дарами искупления. Вот Его слава, вот чудо Его Божественности, что Он наши страдания заместил Своим благодеянием. Ибо Он, будучи Жизнью, умер для того, чтобы нас оживить; будучи Словом, Он стал плотью. дабы чрез слово научить плоть; а как Он есть Источник жизни, то восхотел утолить нашу жажду и для сего воззвать нас к празднованию в сих словах: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Древле Моисей так объявил о начале праздника: месяц сей вам начало месяцей да будет (Исх. 12, 2); а Господь, пришедший по исполнении времен (Гал. 4, 4), возвестил о сем в иной день — не для того, чтобы разорить Закон — да не будет! — но чтобы соблюсти Закон и быть исполнителем его; ибо Христос есть исполнение Закона для каждого, истинно верующего, как и блаженный Павел говорит о сем: закон ли убо разоряем верою? да не будет; но закон утверждаем (Рим. 3, 31). Cиe привело в изумление и посланных иудеями слуг, так что они, удивленные сказали фарисеям: николиже тако есть глаголал чeлoвек (Ин. 7, 46). А что же такое привело в изумление тех слуг? Или что послужило причиною того, что люди должны были дойти до удивления? Ничто другое, как дерзновение и власть над всем нашего Искупителя. С древних времен, когда Пророки и законники излагали Святые Писания, они видели, что излагаемое ими относится не к ним самим, но к другим, которым они были предпосланы. Именно Моисей говорил: Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня, — Его слушайте во всем. что Он повелит (Втор. 18, 15); а Исаия: се Дева во чреве зачнет и родит Сына и наречете имя Ему Еммануил (Ис. 7, 14); и таким образом иные прорекали о Господе иное и иными способами. А Сам Господь не изрекает Сии слова, как пророчество о ком-либо другом, но относит все их к Себе, говоря: аще кто жаждет, да приидет ко Мне — не к другому кому, но ко Мне! Ибо коль скоро кто-либо услышит о моем пришествии, тот пусть не утоляет жажду у других, но только у Меня.

5) Посему же должны и мы приступать к празднику не как к древним теням, — они пришли уже в исполнение, — и не так, как к обыкновенным празднествам поспешать, но как к празднику Господа, Который Сам есть празднество (наше); не почитая пасхальное торжество за удовольствие и утеху для чрева, но за видимое торжество добродетели. Праздники язычников полны роскоши и всякой мерзости, и они мнят совершать празднества тогда, когда предаются праздности; и тогда же, при праздновании, они совершают то, что ведет к их собственной гибели; наши праздники, напротив того, ведут к утверждению в добродетели и состоят в усвоении (правил) умеренности, как и пророческое слово в одном месте так свидетельствует о сем: пост четвертый, и пост пятый, и пост седьмый, и пост десятый будут дому Иудову в радость и в веселие, и в праздники благи (Зах. 8, 19). А как нам предстоит ныне совершение сего, приближается день тот и пророческое слово: празднуй праздник твой! предупреждает (нас) заранее, то пусть каждый усердно постарается для сего радостного извещения; и подобно борющимся на ристалище ради награды, постараемся и мы о том, чтобы превзойти друг друга чистотою поста, бдением в молитве, упражнением в чтении Писаний, раздаянием милостыни бедным и примирением с врагами нашими; рассеянных постараемся соединить, высокомерию положить преграду и опять возвратиться к смиренномудрию, примирившись со всеми и всех братьев располагая к любви. Так и блаженный Павел часто проводил время в посте и бдении и за братьев своих готов был сам подвергнуться погибели (Рим. 9, 3); так и благочестивый Давид, смирив себя постом, с дерзновением говорил так: Господи Боже мой, аще сотворих cиe, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающим ми зла; да отпаду убо от враг моих тощ (Пс. 7, 4, 5). Если мы так будем поступать, то мы не только победим смерть, но и воспримем залог Небесного Царствия.

6) Мы начинаем священный праздник Пасхи десятого Фармуфа [161], прекращаем святый Пост пятнадцатого того же месяца Фармуфа [162], в субботу вечером и празднуем святую Пасху в шестнадцатый (день) того же месяца [163]; сюда присоединяем св. Пятидесятницу, как бы поспешая от одних праздников к другим и прославляя Святого Духа, как уже близ нас сущего, — во Христе Иисусе, чрез Которого и с Которым Отцу да будет честь и держава во веки веков, аминь.

Не обретаются пятнадцатое и шестнадцатое (праздничные послания).



<< предыдущая страница   следующая страница >>