Адаптированная образовательная программа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа «Кнопочки баянные» 1 182.75kb.
Адаптированная образовательная программа 3 667.01kb.
Кройтор Евгений Константинович Старый Оскол 2013 Дополнительная образовательная... 1 224.77kb.
Образовательная программа. Цели и задачи образовательной программы... 3 1243.6kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 12 4413.23kb.
Муковнина Ирина Александровна пояснительная записка «Нынче много... 1 217.06kb.
Образовательная программа государственного образовательного учреждения... 1 166.48kb.
Образовательная программа мбоу сош №1 г. Чаплыгина Нормативно-правовое... 19 8538.32kb.
Основная образовательная программа образовательного учреждения мбоу... 12 4866.54kb.
Емельянова Наталья Ивановна, преподаватель отделения «Инструментальные... 1 156.03kb.
Образовательная программа основного общего образования мбоу сош №3... 8 3923.76kb.
Статья по предмету «Сценическая речь» 1 101kb.
- 4 1234.94kb.
Адаптированная образовательная программа - страница №1/2


«Согласовано»
Заведующий отдела

А.И.Носкова
___________________
Протокол № ______

от«___»_________2013г.



«Согласовано»
Заместитель директора

по УВР
М. Д. Никитина______


___________________
Протокол № ______

от «___»_________2013г.



«Утверждено»
Директор МБОУДОД

«ЦДТ ЗМР РТ»


И.В. Фесенко_______
__________________
Приказ №________

от «__»_________2013г.





АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

объединения дополнительного образования
МБОУ ДОД «Центр детского творчества
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Беляков Олег Александрович,
педагог дополнительного образования

театральная студия «ЛИРА»

срок реализации 3 года

для детей 8-15 лет






Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________________________

от «___»_________2013г.


2013 2014 учебный год

г. Зеленодольск
    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Лира» разработана в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», ст. 9 и Письма МОиН РФ №3 - 1844 от 06.11.12.и требованиями ФГОС начального общего образования серии «Стандарты второго поколения».
При разработке программы использовались учебники и дополнительная литература:

- Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006г., 293 с.

- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004 г., 298 с.

- Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 2005г., 109 с.

- Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 2009 г., 36 с.

- Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001г., 256 с.

- Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002 г., 310 с.

- Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. -  М.: Просвещение, 2008 г., 290 с.

- Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006 г., 197 с.

- Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.

- Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004 г., 101 с. 

- Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002 г., 56 с.

- Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006 г., 83 с.

- Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 2008 г., 39 с.

- Станиславский К. Работа актера над собой. М., 2009, с. 151.

- Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000, с. 143.

- Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009, с. 190.

- Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 2000, с. 47.

- Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005, с. 98.

- Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004, с.183.


Направленность дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа театра-студии имеет социально- педагогическую и художественно – эстетическую направленность.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем  «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов). 

Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует   духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка. 



Актуальность программы театра-студии определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально- творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Новизна 

В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:

•    смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;
•    изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;

•    модифицировано содержание программы в контексте профессионального непрерывного образования;


•    усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, грим;               
•    изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей);
•    внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки, адаптивная технология  системы обучения  А.С. Границкой, педагогики сотрудничества В.А. Караковского,  диалог культур  М. Бахтина - В. Библера и методики создания коллектива А.С. Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова. 
Педагогическая целесообразность программы

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации. 


Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики.  Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний,  эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизации;
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип самоценности личности;
-принцип увлекательности; 
-принцип креативности.

Личностно-ориентированный,  интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов. 

Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:

- дифференцированный подбор  основных средств  обучения и воспитания;


- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося; 
- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.

Цель программы:

Развитие  творчески   активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.



Задачи программы:

- обучить воспитанников  основам театральной деятельности;


- сформировать навыки актёрского мастерства;
- развивать творческие артистические способности детей;
- развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;
- сформировать художественно- эстетический вкус;
- воспитывать социальную активность личности воспитанника.
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета;  интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания,  развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

2. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.

3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.

4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника  индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).

5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.        


Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности

детей и подростков.


Характеристика программы

Программа предназначена для работы с детьми и подростками (8-15 лет), рассчитана на трёхгодичный срок реализации.

1-й год- 144часа,

2-й год 216 часов, 3-й год 216 часов.



Режим занятий. 1-й год: 2 раза в неделю по 2 часа; 2,3-й год: 3 раза в неделю по 2 часа;

Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие.  Программой предусмотрено вариативное использование других форм организации: занятия малокомплектными группами для работы над ролью, репетиции и театральные выступления.



Работа по программе театра – студии состоит из трёх этапов.

Первый этап – подготовительный (1 год обучения).

Основная цель работы со студийцами на первом этапе – активизация познавательных интересов, расширение горизонтов познания.



Основные задачи:
- ознакомить с многообразием различных видов театрального искусства, приобщить к театральной культуре в системе искусств;
-    оказать помощь в овладении навыками межличностного общения и совместной деятельности в группе;
-    выявить индивидуальные особенности, творческие возможности студийцев.

Второй этап – основной (2 год обучения).

Основная цель – оказание содействия студийцам в процессе самопознания и саморазвития.


Соответственно, основными задачами деятельности на втором этапе являются:
-    сформировать внутреннюю мотивацию студийцев к развитию собственного творческого потенциала;
-    ориентировать на профессиональное самоопределение.

Третий этап – заключительный (3 год обучения).

Основная цель – совершенствование на уровне творчества в процессе самореализации личности воспитанника.


Задачи:
- формировать социально-адаптированную, творчески активную личность;
- ориентировать на жизненное и профессиональное самоопределение.

Дисциплины  программы:

-   театральная игра (1-й год обучения);


-   актерское мастерство(2-3 год обучения);
-   сценическая речь(2-3 год обучения);
-   сценическое движение(1-3 год обучения);
-   грим(3 год обучения).

Основной дисциплиной программы на первом году обучения является театральная игра, со второго года обучения - актёрское мастерство. Смежные дисциплины: сценическая речь, сценическое движение, грим.



Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате реализации программы каждый воспитанник должен:



знать:

- историю театра и театрального искусства;


- теоретические основы актёрского мастерства;
- этапы работы над спектаклем;
- законы сценического действия;
- историю и виды грима;
- основные приёмы гримирования;
- теоретические основы сценической речи;
- принципы построения литературной композиции;
- этикет и манеры поведения в разные эпохи;
- приёмы сценического боя.

уметь:

- воспроизводить свои действия в заданной ситуации;


- представлять движения в воображении и мыслить образами;
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
- самостоятельно анализировать постановочный план;
- создавать точные и убедительные образы;
- самостоятельно накладывать грим согласно образа;
- выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
- осуществлять сценические падения.

владеть:

- элементами внутренней и внешней техники актёра;


- приёмами аутотренинга и релаксации;
- словесным действием в спектакле;
- трюковой техникой;
- сценической пластикой;
- речевым общением;
- скульптурно – объёмными приёмами гримирования.

По окончанию  курса обучения у воспитанников должно быть сформировано умение  самоопределяться (делать выбор); проявлять инициативу в организации праздников, концертов, спектаклей и других форм театральной деятельности;  быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы. В результате реализации программы обучающиеся становятся настоящими любителями театра – активными участниками  школьной самодеятельности, осознают ценность своей театрально-творческой деятельности для окружающих.


Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя традиционные формы контроля (текущий, тематический, итоговый), диагностику творческих способностей; характеристику уровня творческой активности воспитанника.
Основными формами подведения итогов по программе  является участие воспитанников театра-студии в театральных конкурсах, смотрах, фестивалях местного, регионального, российского уровня. 
Оптимальная наполняемость группы 12-15 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и спортивная. 

Учебно-тематический план

1 год обучения




Разделы, темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

Введение в предмет:

Специфика театрального (актерского) искусства.



I Раздел. Работа актёра над собой. Тренинг.

Тема 1. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.

Тема 2. Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов.

Тема 3. Творческое оправдание и фантазия.

Тема 4. Сценическое отношение и оценка факта.

Тема 5. Оценка и ритм.

Тема 6. Чувство правды и контроль.

Тема 7. Сценическая задача и чувство. Действие.

Тема 8. Мысль и подтекст.

Тема 9. Сценический образ как «комплекс отношений».

2
68

9
9
8

8

7

7



9

4

7



2
9

1
1
1

1

1

1



1

1

1



-
59

8
8
7

7

6

6



8

3

6



2

II Раздел. Работа актера над образом. Логика действия.

Тема 1. Я – предмет.

Тема 2. Я – стихия.

Тема 3. Я – животное.

Тема 4. Я – фантастическое животное.

Тема 5. Станиславский о этюдах.

38

6

3



6

3

20



10

2

1



2

1

4



28

4

2



4

2

16



3

III Раздел. Репетиционно-постановочная работа.

36

-

36




ВСЕГО:

144

21

123


Содержание
Введение в актерское мастерство

Тема 1. Специфика театрального (актерского) искусства. Дать представление о театре. Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре. 

Раздел I. Работа актера над собой. Тренинг.

Тема 1. Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания.

Теория: Понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе. 

Практика: Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др.

Тема 2. Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов.

Теория: Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии.  Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим».

Практика:  Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по счету» и др.
Тема 3. Творческое оправдание и фантазия.

Теория: Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера. 

Практика: Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «»Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др.

Тема 4.Сценическое отношение и оценка факта.

Теория: Объяснение темы. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение – основа действия. 2 вида сценического отношения. Зарождение сценического действия. Сценическая вера как серьезное отношение к сценической неправде, заданной ролью. 

Практика: Упражнения «Не растеряйся», «Предмет – животное», «Мячи и слова», «Семафор» и др.

Тема 5. Оценка и ритм.

Теория: Понятие оценки. Оценка как отношение к образу, возникшее на сцене. Понятие о ритме как о соотношении силы энергии и скорости.

Практика: Упражнения: «Коробочка скоростей», «Мостик», «Ритмичные движения по хлопкам», «Находка», «»Сидит, читает, а кто-то мешает» др.

Тема 6. Чувство правды и контроль.

Теория: Объяснение темы. Чувство правды как способность актера сравнивать сценическое поведение с жизненной правдой. 

Практика: Упражнения: «Ждать»,  «Распилить бревно», «Пианист», «Парикмахер», «Войти в дверь», «Художник», «Зеркало» и др.

Тема 7. Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. 

Теория: Объяснение темы: Сценическая задача как ряд действий образа, направленных к одной определенной цели. Три элемента сценической задачи. Чувства и формы их выражения, возникающие в результате столкновения задачи и противодействия. 

Практика: Упражнения с разными задачами: «Пишу письмо», «Отдыхаю», «Наблюдаю», «Конвейер», «Дорога», «Это не книга» и др.

Тема 8. Мысль и подтекст. 

Теория: Объяснение темы. Понятие о подтексте (том смысле, который хочет вложить в ту или иную фразу актер). 

Практика: Упражнения: «Слова, фразы в разных интонациях», «Читать стихотворение (грустно, радостно, удивленно, обиженно, торжественно и др.) и др.

Тема 9. Сценический образ как «комплекс отношений».

Теория: Объяснение темы. Три момента общения: оценка намерения и действия партнера; пристройка к партнеру» самовоздействие на партнера в желаемом направлении. 

Практика: Упражнения: «Подарок», «Дирижирование чувством», «Качели», «Тень», «Сиамские близнецы», «Оправдание позы», «Догадайся», «Пристройка» и др.

II Раздел. Работа актера над образом. Логика действия

Тема 1. Я – предмет.

Теория: Объяснение темы «Я – предмет». Понятие сценический образ. Создание сценического образа. Действенная партитура роли. Понятие психотехника переживания. Психотехника переживания, позволяющая освоить разнообразные формы воплощения театрального образа. 

Практика: Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину).

Тема 2. Я – стихия. 

Теория: Объяснение темы Я – стихия. 

Практика: Упражнения: «Земля, воздух, вода». Этюды на тему «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.). 

Тема 3. Я – животное.

Теория: Объяснение темы  Я – животное.

Практика: Этюды на тему «Я –животное». (изобразить любое животное на выбор).

Тема 4. Я – фантастическое животное

Теория: Объяснение темы  Я – фантастическое животное.

Практика: Этюды на тему «Я – фантастическое животное» (изобразить не существующее животное).

Тема 5.Станиславский о этюдах.

Теория: Понятие этюд. Виды этюдов.

Практика: Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.), этюды на внимание, этюды на фантазию, этюды на отношение предметов (обыгрывание предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество. Парные этюды.

III Раздел. Репетиционно-постановочная работа. 

Теория: Читка сценария. Распределение ролей. 

Практика: Репетиции отчетно-показательной программы (показательное занятие, игровая программа,  инсценировка стихотворений, этюдов и др.).

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны  знать:

- историю театра и театрального искусства;

- работу актера над ролью;

-  10-15 произведений русских поэтов;

уметь:

- владеть элементами внутренней техники актера;

- правильно выполнять упражнения актерского  тренинга и проводить тренинги в группе;- самостоятельно сочинять и ставить актерские этюды;

-работать над малыми театральными формами.



Учебно-тематический план

2 год обучения




Разделы, темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

I Раздел. Работа актёра над образом. Логика действий.

Тема 1. Басни. Инсценировка басен.

Тема 2. Компоновка. Репетиция и постановка басен.


30
1

9


15
1

4


15
-

5


2

II Раздел. Я в предлагаемых обстоятельствах.

Тема 1. Работа над образом по методу физических действий.

Тема 2. Компоновка, репетиции и показ спектакля по прозаическим отрывкам.


35

4
11



15

1
4



20

3
7


3

III Раздел. Работа над ролью.

Тема 1. Изучение жизни.

Тема 2. Фантазирование о роли.

Тема 3. Вскрытие подтекста.

Тема 4. Работа над внешней характерностью.

Тема 5. Домашние этюды.

Тема 6. Одноактная пьеса.


43

3

3



3

4

4



12

10

1

1



1

1

1



5

33

2

2



2

3

3



7




III Раздел. Репетиционно-постановочная работа.

54

-

54




ВСЕГО:

216

20

88

Содержание
I Раздел
. Работа актера над образом. Логика действия.
Тема 1.  Басни. Инсценировка басен.
Теория: Понятие Басня. Изучение материала (жанра, идеи, стиля и др.). События и событийный ряд в басне. Поиск выразительных средств. Баснописцы: И.А.Крылов, С.Михалков.
Практика: Читка басен. Выбор басен для инсценировки. Постановочные репетиции басен. 
Тема 2. Компоновка, репетиция и показ басен.
Практика: Компоновка басен по темам, репетиция и показ басен. 
II Раздел. Я в предлагаемых обстоятельствах
Тема 1: Работа над образом по методу физических действий.
Теория: Объяснение темы. Этапы процесса оценки: собирание признаков, момент установки нового отношения, проявление характера персонажа.
Практика: Этюдные импровизации (я в лесу, на острове, под водой, в незнакомом городе, в пустыне и т.д.).
Тема 2. Компоновка, репетиции и показ спектакля по прозаическим отрывкам.
Теория: Ознакомление с темой. Понятие художественная проза. 
Практика: Выбор прозаического произведения для инсценировки. Читка прозаических произведений. Репетиции, компоновка и показ спектакля по прозаическим отрывкам.
III Раздел. Работа над ролью
Тема 1. Изучение жизни. 
Теория: Объяснение темы. К.С. Станиславский о работе актера над ролью. 
Практика: Накопление запасов творческой пищи для последующей работы актерской фантазии. Наблюдение жизни, обобщение своих наблюдений. Изучение жизни персонажа. Ознакомление с эпохой, в которой жил персонаж. 
Тема 2. Фантазирование о роли. 
Теория: Объяснение темы. 
Практика: Актер сочиняет жизненные обстоятельства, не предусмотренные фабулой пьесы, мысленно ставит в эти обстоятельства себя в качестве данного персонажа и старается найти убедительный ответ на вопросы. Фантазирование о прошлом героя.
Тема 3.  Вскрытие подтекста. 
Теория: Объяснение термина подтекст. 
Практика: Анализ текста с целью вскрытия глубинного смысла его подтекста. 
Тема 4. Объяснение  понятия: внешняя характерность. 
Практика:  Подбор костюма персонажа. Внешний вид. Отработка повадок, профессиональных привычек предлагаемого персонажа. Разработка элементов высшей характеристики. 
Тема 5. Домашние этюды «на образ». 
Теория:  Объяснение понятия образ.
Практика: Поиск  убедительного варианта сценического образа для духовного и физического перевоплощения.
Тема 6. Одноактная пьеса.
Теория: Пьеса, как драматургический материал. Жанр. Виды пьес.
Практика: Выбор одноактной пьесы для постановки. Репетиции. Показ спектакля.
IV Раздел. Репетиционно-постановочная работа.
Теория: Читка сценария. Распределение ролей. 
Практика: Репетиция программы  ко Дню учителя,  репетиции новогоднего спектакля программы,  репетиции одноактной пьесы.
Ожидаемые  результаты
Воспитанники должны:
Знать:
- теоретические основы актерского мастерства;
- этапы работы актера над ролью и сценарием;
- законы сценического действия;
уметь:
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- раскрывать действенную природу слова в действии;
- самостоятельно анализировать постановочный материал;
- работать над ролью;
-создавать точные актерские образы.

Учебно-тематический план

3 год обучения




Разделы, темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1

I Раздел. Работа над пьесой.

Тема 1.Первое впечатление.

Тема 2.Застольный период.

Тема 3. Репетиции в выгородках.


19

4

11



34

15
1

4


4

4

10



30

2

II Раздел. Работа над ролью в процессе прокатки спектакля.

Тема 1.Постановка и показ спектаклей по жанрам (трагедия, комедия).

Тема 2. Первое впечатление.

Тема 3. Застольный период.

Тема 4. Репетиции в выгородках.


39
4
4

13

28



15
1
4


24
3

13

28



3

III Раздел. Театральный грим.

Тема 1. Об искусстве грима. Гигиена грима и технические средства в гриме.
Тема 2.  Анатомические основы в гриме. Приемы нанесения общего тона. Грим черепа.
Тема3.  Светотень.
Тема 4.  О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого и молодого худого лица.
Тема 5.  Анализ мимики своего лица Грим полного лица.
Тема 6.  Схема грима старческого лица. 

Тема 7. Скульптурно-объемные приемы грима. Фактура и аппликации.
Тема 8. Прически и парики. Приемы гримирования с применением волосяных изделий.



12

1


1

1
1


1

4

1

1


1


4

IV Раздел. Репетиционно-постановочная работа.


48

-

48




ВСЕГО:

216

45

171



Содержание
I Раздел. Работа над пьесой.

Тема 1. Первое впечатление. 

Теория: Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе. Творческая манера драматурга.



Тема 2. Застольный период.

Теория: Раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов достижения цели. Идейно-тематический анализ пьесы. Характеристика образов. Изучение действительности литературного материала.



Тема 3. Репетиции в выгородке.

Практика: Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории, декорации и сценического костюма. Поиск мизансцен.



II Раздел. Работа над ролью в процессе проката спектакля.

Тема 1 Постановка и показ спектаклей по жанрам (трагедия, комедия).

Теория: Объяснение темы. Театральные жанры. 

Практика: Работа в режиме текущего момента. Регулярный показ спектаклей разного жанра по мере их постановки. Постановочный материал подбирается таким образом, чтобы каждый из воспитанников играл несколько разноплановых ролей, демонстрируя, таким образом весь объем навыков.

Тема 2.  Первое впечатление;

Теория: Знакомство с литературным произведением. Общие сведения об авторе. Творческая манера драматурга.



Тема  3.Застольный период;

Теория: Раскрытие основного замысла будущего спектакля, выбор методов достижения цели. Идейно-тематический анализ пьесы. Характеристика образов. Изучение действительности литературного материала.

Практика: Работа над образом. Читка по ролям.

Тема 4.Репетиции в выгородках.

Теория:  Эскизная работа над ролью в пространстве с элементами бутафории, декорации и сценического костюма. Поиск мизансцен.



III Раздел. Театральный грим.

Тема 1. Об искусстве грима. Гигиена грима и технические средства в гриме.
Теория: К.С. Станиславский о значении грима в театре. Влияние на грим расстояния и глубины зрительного зала, а также сценического освещения. Происхождение грима. Образы религиозные празднества первобытного человека «магическая» раскраска тела. Условные маски и древнейшие театры (малайский, сиамский, индийский). Китайский классический театр и японский театр «Кабуки». Органическая связь грима с характером представления, жанром, стилем. Безвредность красок, их состав. Контроль Министерства здравоохранения за всей продукцией, выпускаемой  в нашей стране для гримирования. Подготовка лица к занятиям гримом. Гигиена рабочего места. Последовательность нанесения грима на лицо. Технические правила при гримировании лица. Свойства и качество гримировальных принадлежностей, их производственная характеристика.
Тема 2.  Анатомические основы в гриме. Приемы нанесения общего тона. Грим черепа.
Теория: Знание анатомии лица. Строение черепа. Основные выпуклости: лобные бугры, надбровные дуги, скуловые кости, носовая выпуклость, подбородочный бугор и два заовальных угла нижней челюсти. Основные впадины: лобная, височные, глазные, носовая, скуловые, подчелюстные и подбородочное углубление. Практика: Грим черепа.

Тема3.  Светотень. Тёплые и холодные тона. Полутень. 

Теория: Понятие светотень. Понятие полутень. 

Практика: Нанесение общего тона и подчеркивание впадин, нанесение бликов на выпуклые места. Растушевывание границ. 

Тема 4.  О форме и пропорциях тела и лица. Румяна. Подводка глаз. Гримы молодого и молодого худого лица.

Теория: Объяснение темы. Отличие грима женского молодого лица от мужского молодого лица. 

Практика: Румяна. Подводка глаз. Приемы нанесения румян и подводка глаз. Гримы молодого и молодого худого лица.

Тема 5.  Анализ мимики своего лица Грим полного лица.

Теория: Объяснение темы. Понятие основных мимических морщин. Зависимость выражения лица от состояния мышц. Жевательные и мимические мышцы. Их значение. Основные мимические выражения: гнев, печаль, радость. Выявление элементов физиологических изменений под влиянием ожирения, отражающихся на пластических формах лица. Общая одутловатость и округлость щек, шеи, подбородка, заплывшие глаза. Объяснение очередности нанесения грима полного лица. 

Практика: Мимический грим. Подбор и распределение общего тона для основных мимических выражений. Нанесение основных мимических выражений. Блики, грим полного лица, запудривания. Выявление элементов физиологических изменений под влиянием ожирения, отражающихся на пластических формах лица. Общая одутловатость и округлость щек, шеи, подбородка, заплывшие глаза. Объяснение очередности нанесения грима полного лица. 

Тема 6. Схема грима старческого лица. 

Теория: Объяснение темы. Выявление элементов возрастного грима. Основные правила. Основные морщины. 

Практика: Грим старческого лица. 

Тема 7. Скульптурно-объемные приемы грима. Фактура и аппликации.

Теория: Объяснение темы. Ограниченность средств живописного грима. Скульптурно-объемные приемы грима и их применение. Наклейки, налепки, подтягивание. Особенности их использования. Особенности и основные качества приемов аппликаций. 

Практика: Налепки из гуммоза. Подтягивание глаз носа с применением газошифона. Приемы фактуры и аппликации: изображение шрамов, веснушек, небритости, отсутствие зубов, синяков.

Тема 8. Прически и парики. Приемы гримирования с применением волосяных изделий.
Теория: Объяснение темы. Значение причесок и париков в создании образа. Приемы гримирования с применением волосяных изделий. Виды париков, надевание и их заделка. 
Практика: надевание и заделка париков и накладок. Приклеивание готовой растительности усов, бакенбардов, бород, бровей, ресниц. Закрепление кос, локонов.

IV Раздел. Репетиционно-постановочная работа.

Теория: Читка сценария. Распределение ролей. 

Практика: Репетиция программы  дня знаний, дня учителя, компоновочные, прогоночные и генеральные репетиции спектакля, компоновочные, прогоночные и генеральные репетиции новогодней программы, репетиции малыми группами и сводные репетиции школьного  фестиваля, компоновочные, прогоночные и генеральные репетиции жанрового спектакля, последний звонок.

Ожидаемые результаты. Воспитанники должны знать:

- теоретические основы актерского мастерства;

- этапы работы над спектаклем.

Уметь:

- самостоятельно работать над сценическим образом и ролью (анализировать, уметь интерпретировать художественный материал);

- создавать этюды по обстоятельствам пьесы;

- владеть словесным действием в спектакле;

- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;

- раскрывать партитуру спектакля и владеть текстом;

- создавать точные и убедительные образы.

Методическое обеспечение программы

Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

Методы обучения в театре-студии осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения воспитанников практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Работа над голосовым аппаратом строится по плану текущего момента. Тренинг проводится на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей. Технические навыки отрабатываются на дидактическом материале  модулей входящих в комплексную программу. (Комплекс упражнений и методики по дыханию, вибрации, артикуляции, орфоэпии, вокалу даны в методическом сопровождении к разделу).

Основные формы проведения занятий с младшими кружковцами:


-  игра;
-  диалог;
-  различные виды тренингов (дыхательные, психологические и  т. д.
-  слушание;
-  созерцание;
-  импровизация.
Занятия в средней и старшей группах проходят в самых разнообразных формах:
-  лекции;
-  тренинги;
-  репетиции;
-  индивидуальные занятия;
-  занятия малыми группами (по 3-5 человек).

Вся работа старшей группы строится вокруг целостного художественного произведения:


-    спектакля;
-    шоу;
-    творческого вечера;
-    праздника.

Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа  приобретённых навыков перед зрителями.

В течение учебного года в каждой группе ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. В старших группах ребята сами выбирают роли.

Со второго года обучения, для отслеживания уровня усвоения программного материала, в каждой группе раз в неделю проводятся занятия-репетиции в присутствии всех педагогов по дисциплинам (актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение). Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает ребенку в постижении окружающего мира. Он заражает детей добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства. Игра и игровые упражнения выступают способом приспособления ребенка к окружающей среде.

На занятиях  создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь ребенку в раскрытии себя в общении и творчестве. Большую роль в формировании творческих способностей учащихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей детей.

Задача тренинга - пробудить творческую фантазию ребят, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.
Занятия лучше всего проводить в просторном, театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.

Условия реализации программы.

Театр-студия является структурным подразделением центра внешкольной работы. Набор воспитанников осуществляется с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к театральному виду деятельности.



Материально-техническое обеспечение. Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками театра-студии необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:

- наличие учебных и служебных помещений (зала для проведения репетиционных занятий, сцены, гардероба, санитарных комнат);

-  стулья;

- кубы различных форм;- прожекторы;

- зеркала, грим;- реквизиты, костюмы;

- ширмы (стационарные, передвижные);- магнитофон, аудиокассеты;



- видеофонд записей постановок тетра-студии.

Литература для педагогов


  1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006г., 293 с.

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004 г., 298 с.

  3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 2005г., 109 с.

  4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 2009 г., 36 с.

  5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001г., 256 с.

  6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002 г., 310 с.

  7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. -  М.: Просвещение, 2008 г., 290 с.

  8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006 г., 197 с.

  9. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.

  10. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004 г., 101 с. 

  11. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002 г., 56 с.

  12. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
    М.: Просвещение, 2006 г., 83 с.

  13. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 2008 г., 39 с.

  14. Станиславский К. Работа актера над собой. М., 2009, с. 151.

  15. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000, с. 143.

  16. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009, с. 190.

  17. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 2000, с. 47.

  18. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005, с. 98.

  19. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004, с.183.

  20. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000, с. 150.

    Литература для детей

1.  Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005 г., 102 с.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». -  М.: ГИТИС, 2004 г., 251 с.
3.  Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006 г., 203 с.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003 г., 325 с.
5.  Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005 г., 295с.
6.  Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002 г., 153 с.
7.  Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 2004г., 106 с.
8.  ШильгавиВ.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994г., 84 с.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004г., 201 с.
10. Эфрос А.В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2001 г., 195 с.

следующая страница >>