Абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной категории по литературному чтению 4 класс 2013-2014 учебный год пояснительная запи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная категория по учебному... 2 399.42kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2013-2014... 2 604.19kb.
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса Учитель Брук Е. 1 153.34kb.
Махониной Татьяной Владимировной 2013-2014 учебный год пояснительная... 1 311.62kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Рабочая программа по литературному чтению (учебный предмет) 3 1067.27kb.
Хисамиева Альфреда Мунавировича 2012 2013 учебный год пояснительная... 1 163.33kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по музыке 7 класс на 2013-2014 учебный год 1 112.2kb.
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс 3 834.01kb.
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 2 425.24kb.
Задания и ответы для проведения отборочного (заочного) этапа олимпиады... 1 281.03kb.
- 4 1234.94kb.
Абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной категории по литературному чтению - страница №1/1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Покровка

Вольского района Саратовской области»

«Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО МОУ «ООШ с.Покровка Директор МОУ «ООШ с.Покровка»»

___________ /Филинова Л.А./ ___________ /Коблова И.Н./


Протокол № от « » сентября Приказ № от « » сентября 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Абасовой Татьяны Александровны


1 квалификационной категории
по литературному чтению
4 класс

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:

- Закон Российской Федерации «Об образовании».

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)

- Приказ Министерства образования РФ от 24.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год».

- Примерная программа начального общего образования по литературному чтению, авторская программа Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой «Литературное чтение» .Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2008г. Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 4-го класса предусматривает преподавание уроков литературного чтения в объёме 3 часов в неделю. Всего 102 часа.

Программа обеспечена методическим комплектом « Начальная школа XXI века»

Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф», 2008г. Авторы Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова

Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф», 2011г. Автор Л.А. Ефросинина

.Хрестоматия «Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»,2011г. Автор Л.А. Ефросинина



Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:

  • восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;

  • понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);

  • воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);

  • воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Концептуальные положения курса:

  1. Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

  2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

  3. Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Основные линии программы:

  1. Развитие навыка чтения;

  2. Развитие восприятия произведения;

  3. Развитие литературоведческих понятий;

  4. Развитие речевых умений;

  5. Развитие творческой деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

2. Система работы над навыками чтения.

3 .Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся

Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге.

На начальном этапе (1-2 классы) используется тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях ( детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно- эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Произведения одного и того же жанра , но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлён принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально- чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств. Кроме указанных принципов, программой учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.



Учебно-календарно-тематическое планирование.по литературному чтению




Тема урока

Тип урока

Наглядность и ИКТ

Вид деятельности

Планируемый результат

Форма

контроля

Дата

Примечание

План

факт

Произведения фольклора (7 ч)

1

Малые жанры фольклора




Урок закрепления знаний и способов деятельности


таблица

Закрепление понятий: "загадка", "пословица", "поговорка", "дразнилки". Особенности каждого жанра. Самостоятельная работа "Жанры фольклора" ( заполнить схему)


Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.

Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность

Фронт











2-3

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

2Урок закрепления знаний и способов деятельности

Репродукция картины «Иван-царевич и Серый волк»

Особенности волшебной сказки. Объяснение заголовка. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных


Знать сказки бытовые, волшебные, о животных. Особенности волшебной сказки.

Фронт











4

Былина "Волх Всеславович"



1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности




Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов


Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану

Фронт











5

"Легенда о граде Китиже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком"


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

иллюстрации

Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин


Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы

Фронт











6

Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский"



1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности




Повторение народных песен ( колыбельных, хороводных, песенок -закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер)


Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения

Фронт











7

Проверьте себя


4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

слайды

Обобщение по теме (выполнение заданий в учебнике и в тетради). Работа с книгами ( сказки, былины, песни, легенды, предания)



Знать материал раздела

Групп











Басни. Русские баснописцы (

8

И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"; И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи"



2Урок закрепления знаний и способов деятельности

Презентация (ИКТ)

Закрепление понятий "басня", "мораль", "вступление", "рассказ". Сравнение басен И.А.Крылова, И.И.Хемницера, Л.Н.Толстого ( сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен

Герой-персонаж, его характер, поступки.




Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни

Фронт











9

И.И.Хемницер "Друзья".


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности






Особенности басни ( сюжет, герои, мораль). Слушание басни И.А.Крылова "Крестьянин в беде". Сравнение басен И.И.Хемницера "Друзья" и И.А.Крылова "Крестьянин в беде". Выразительное чтение басен. Выполнение заданий в тетради



Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно

Фронт











10

А.Е.Измайлов "Кукушка".

Дополнительное чтение: И.А.Крылов "Осел и соловей", А.Е.Измайлов «Лестница»

1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности


иллюстрация

Самостоятельная работа с басней А.Е.Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни И.А.Крылова "Осел и соловей", работа с текстом басни, выразительное чтение. Сравнение басен


Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен

Фронт











11

И.А.Крылов "Мартышка и очки", "Квартет" И.И.Дмитриев "Муха".

Дополнительное чтение: С.В.Михалков "Слово о Крылове"

2Урок закрепления знаний и способов деятельности


Портрет, иллюстрация

Повторение басен И.А.Крылова: названия, герои, особенность языка. Закрепление понятий "олицетворение", "сравнение". Анализ басни И.А.Крылова "Мартышка и очки". Выразительное чтение наизусть басни И.А.Крылова "Квартет"

Особенность басен И.И.Дмитриева: ирония, диалоги героев. Выполнение заданий к басне И.И.Дмитриева "Муха".




Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям

Знать героев басен.

Уметь понимать основное содержание басен, характеризовать героев, выражать своё отношение к их поступкам и характерам.


Фронт











12

Проверьте себя.

Обобщение по теме «Басни. Русские баснописцы»



4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Картины

Презентация (ИКТ)



Обобщение по разделу. Выполнение заданий в тетради. Конкурсы: "Знаток басен", "Лучший чтец басен"

Знать материал раздела

Групп











Произведения В.А.Жуковского

13

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания»


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

портрет

Знакомство с произведениями В.А.Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадки). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения олицетворения)


Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Уметь слушать, выделять смысловые части, описывать героев

Фронт











14-15-

16


Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна"



1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности
2Урок закрепления знаний и способов деятельности

3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности




Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. Работа с текстом сказки. Сравнение сказки В.Жуковского "Спящая царевна" со "Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина


Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных

Фронт











Произведения А.С.Пушкина.

17

А.С.Пушкин "Осень".

Дополнительное чтение. Г.Н. Волков "Удивительный Александр Сергеевич" ( в сокращении)


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности



Презентация (ИКТ)
портрет

Повторение произведений А.С.Пушкина. Понятия : "эпитет", "сравнение", "рифма", "ритм", "тон", "логические ударения", "паузы". Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения. Выразительное чтение наизусть

Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.

Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать

Фронт











18

А.С.Пушкин "И.И. Пущину", И.И. Пущин "Записки о Пушкине" (отрывок). А.С.Пушкин


2Урок закрепления знаний и способов деятельности




Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С.Пушкина "И.И. Пущину" и "Записки о Пушкине" И.И.Пущина.


Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений
А. С. Пушкина
«И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущин

Находить эпитет, сравнение, рифму.



Фронт











19

А.С.Пушкин

"Зимняя дорога"




3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

иллюстрации

Слушание стихотворения А.С.Пушкина "Зимняя дорога", работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть





Фронт











20

А.С.Пушкин Из "Воспоминаний В.И.Даля".

Дополнительное чтение: "Сказка о золотом петушке". По страницам детских журналов

3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности





Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра "По страницам сказок А.С.Пушкина". Творческая работа "Любимые герои сказок А.С.Пушкина". Работа с книгами-справочниками: справка об А.С.Пушкине. Знакомство со словарем В.И.Даля, повторение произведений В.И.Даля ( 3 кл.). Произведения А.С.Пушкина в детских журналах



Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль

Фронт











21

Библиотечный урок «Наш Пушкин»


4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Презентация (ИКТ)

Час поэзии: читаем любимые стихи А.С.Пушкина. Работа с книгами А.С.Пушкина разных лет издания


Знать материал раздела

Групп











Произведения М.Ю.Лермонтова

22

Стихи М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…", "Парус"



1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Портрет, рисунок

Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания ( мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них

Жанр произведения. Эпитеты, рифма



Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта)

Фронт











23

М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес…"

М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб", восточная сказка



2Урок закрепления знаний и способов деятельности


картина

Определение темы чтения.

Стихи о природе. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделение логических ударений



Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений

Фронт











24

«Проверьте себя». Комплексная проверочная работа№1


5Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся




(сноска на книгу Оценка знаний)….( стр.214, в.1)

Знать пройденный материал.

индив

тест











Произведения П.П.Ершова

25

26


Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок"


2Урок закрепления знаний и способов деятельности

3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

Портрет, иллюстрации

Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П.Ершова "Конек-Горбунок", выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков ( по выбору)


Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки

Фронт











27

П.П.Ершов Стихотворение "Кто он?"

Обобщение по разделу: «Произведения П.П.Ершова»




4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности





Наблюдение над особенностью стихотворных строк. Ритм, тон и темп чтения. Выразительное чтение наизусть (по желанию учащихся). Творческая работа: мини-сочинение "Слово о Пушкине"

Повторение изученных литературных сказок ( А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, П.П.Ершова)



Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать

Знать материал раздела

Фронт











Произведения В.М.Гаршина


28-

29


В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"



4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности


слайды

Понятие об авторской ( литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки. План.


Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану

Фронт











Произведения Н.Г.Гарина-Михайловского

30-

31-


32

Н.Г.Гарин-Михайловский "Детство "Темы".


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

2Урок закрепления знаний и способов деятельности

3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

портрет

Понятие о повести, главах повести. Образ Темы ( внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Работа с сюжетно-композиционным треугольником, выделение кульминационного момента и выразительное чтение этого эпизода. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя


Уметь характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный

момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя



Фронт











Произведения зарубежных писателей.

33-

34-


35

Марк Твен "Приключения Тома Сойера" ( отдельные главы)


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

2Урок закрепления знаний и способов деятельности

3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности




Приключенческая повесть, юмор, герой ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)


Знать структурные единицы произведения.

Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

Фронт











Произведения Х.К.Андерсена

36

37

38



39

Сказка Х.К.Андерсена "Дикие лебеди».


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

2Урок закрепления знаний и способов деятельности

3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности


Иллюстрации, портрет

Повторение изученных произведений Х.К.Андерсена. Литературная (авторская) сказка. Особенность сказки : сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора ( что хотел сказать автор). Работа с книгами-справочниками ( значение слов, имен, картин)


Знать изученные произведения
Х. К. Андерсена и уметь их называть

Фронт











40

Стихотворение Х.К.Андерсена "Дети года".

Дополнительное чтение:

"Самое невероятное"



1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности






Знакомство с новым жанром произведений Х.К.Андерсена- стихотворение "Дети года". Строфа ( двустишие), рифма, тон, темп чтения. Сравнение. Выразительное чтение, наизусть. Инсценирование стихотворения. Изготовление книги-самоделки "Дети года"


Знать о новом жанре произведения
Х. К. Андерсена. Уметь выразительно читать

Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу

Фронт











41

Итоговое обобщение изученного в первом полугодии «Проверьте себя. "


4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности


Презентация (ИКТ)

Обобщение по разделу. Работа по "Страничке книгочея" в тетради. Конкурс "Книгочей класса" по изученным произведениям

Уметь представить наиболее понравившееся произведение

Знать материал 1 полугодия.

Групп











42

Комплексная контрольная работа ( итоговая) работа за 1 полугодие №1…. (


5Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся




Пройденный материал

Оценка знаний стр.253-260)



Знать пройденный материал

Групп











Мифы народов мира.

43

Древнегреческий миф "Арион". "Дедал и Икар"


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

иллюстрации

Понятие о мифе. Особенности древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Герои мифов. Работа с текстом. Выполнение заданий в учебнике и в тетради

Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста

Уметь составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение

Фронт











44

"Ярило- солнце"

Славянский миф. "Творение" древнеиндийский миф.



Дополнительное чтение: древнеиндийские мифы "Создание ночи"

1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности



иллюстрации

Особенности славянского мифа ( язык, герои). Работа с текстом, выделение эпизодов "пробуждение Матери -Сырой Земли", "появление человека" и "вещая речь человека". Герои древнеиндийских мифов. Особенности построения текста, выделение пословиц ( мудрых мыслей). Сравнение славянского мифа "Ярило -солнце" и древнегреческого мифа "Творение"


Знать об особенностях построения текста (языке, героях). Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение

Знать мифы народов мира.


Фронт











45

"Обобщение по разделу: «Мифы народов» Проверьте себя"


4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности


Презентация (ИКТ)

Обобщение по разделу

Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях

Знать материал раздела

Групп. индивидуальная











Книги Древней Руси.

46

Отрывок из Жития "О князе Владимире". "Деятельность Ярослава

( Похвала книгам)"





1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности




Знакомство с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли ( служение Родине, ее процветанию)

Тема, герой- персонаж, его поступки, характер.




Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста,

самостоятельно работать с периодикой



Фронт











47

Отрывок из Жития "Поучение Владимира Мономаха".

Обобщение по разделу. «Проверьте себя»




4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности




"Поучение"- жанр древнерусской литературы. Особенность повествования ( тон, темп). Выборочное чтение поучений. Сравнение "Поучений Владимира Мономаха" и "Наставлений Ярослава Мудрого". Выполнение заданий в учебнике и тетради


Уметь понимать основное содержание текста.

Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения

Знать материал раздела

Фронт, парная











Произведения Л.Н.Толстого

48

Л.Н.Толстой. Акула.
Дополнительное чтение "Воспоминания Л.Н.Толстого"


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

Портрет, иллюстрации

Повторение произведений Л.Н.Толстого. Темы и жанры ( рассказ, басня, былина, сказка, быль). Герои произведений. Справочный материал о писателе из детских книг и энциклопедий Работа с рассказом. Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характер поведения героев

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев



Фронт











49

Л.Н.Толстой.

«Два брата»




2Урок закрепления знаний и способов деятельности

иллюстрации

Знакомство со сказками автора в пересказе, в обработке, авторскими

Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении

Уметь понимать основное

содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев



Фронт











50

Л.Н.Толстой.

«Мужик и Водяной»




1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

иллюстрации

Понятие о басне. Работа с частями басни, формулировка морали. Выразительное чтение басен Эзопа и Л.Н.Толстого




Групп











51

Л.Н.Толстой.

«Черепаха»




2Урок закрепления знаний и способов деятельности


иллюстрация

Рассказы. Сравнение художественных и научно-познавательных рассказов. Описание героев




Фронт











52

Л.Н.Толстой.

«Русак»



3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

иллюстрация

Рассказ-повествование с эпизодами описания. Пейзаж зимней ночи. Особенности речи




Групп











53

Л.Н.Толстой.

«Святогор-богатырь»




1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

рисунки

Слушание стихотворной формы былины. Сравнение с народной былиной «Святогор». Выделение слов-благородства и высшей цености в человеке




Фронт











54

Обобщение по разделу. Книжная полка


4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Презентация (ИКТ)

Материал раздела

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение

Знать материал раздела

Групп

проект












Произведения А.А.Блока

55

Стихи о Родине. А.А.Блок "Россия"


2Урок закрепления знаний и способов деятельности

Портрет, картины

Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради. Заучивание наизусть

Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,

ритм; выразительно читать



Фронт











56

А.А.Блок "Рождество"


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

иллюстрациии

Работа со стихотворением: первичное восприятие, комментирование заголовка, определение позиции поэта. Определение интонационного рисунка. Выразительное чтение с листа или наизусть

Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа



Фронт











Произведения К.Д.Бальмонта

57

Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт "Россия", "К зиме"


2Урок закрепления знаний и способов деятельности

Картины, портрет

Определение тем стихов. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Выразительное чтение наизусть одного стихотворения

Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть

Фронт











58

Стихи о природе. К.Д.Бальмонт "Снежинка", "Камыши"


3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности




Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений. Повторение: логическое ударение. Выполнение заданий

Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения

Групп











59

Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт "У чудищ", "Как я пишу стихи"


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

иллюстрации

Особенность сказочных стихов: определение интонационного рисунка и позиции автора. Выразительное чтение. Заучивание наизусть одного стихотворения

Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора

Понимать основное содержание текста.



Фронт











Произведения А.И.Куприна

60

61

62



63

А.И.Куприн

«Скворцы»




1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

2Урок закрепления знаний и способов деятельности

3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности


Портрет, картины

Объяснение заголовка. Аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. Выполнение заданий в учебнике и тетради

Аннотация, отзыв о произведении.



Уметь составлять аннотацию, отзыв о произведении, давать характеристику героям



Фронт











64

"Проверьте себя"


4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности





Выполнение заданий в рабочей тетради и учебнике.

Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение

Знать материал раздела

Групп











Произведения И.А.Бунина

65

И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет","Детство".



3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности



Портрет, иллюстрации

Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. Выразительное чтение (тон, темп, ритм). Выполнение заданий. Заучивание наизусть одного стихотворения

Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм

Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения

Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль

Уметь самостоятельно работать.

Знать материал раздела

Фронт











66

И.А.Бунин "Листопад"

"Шире, грудь, распахнись для принятия…",




2Урок закрепления знаний и способов деятельности

картина

Первичное восприятие стихотворения ( читает учитель или учащиеся). Работа над выразительностью чтения. Закрепление понятий: эпитет, сравнение, олицетворение. Выполнение заданий в тетради





Фронт











67

"Проверьте себя". "Страничка книгочея"



4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности



таблицы

Выполнение заданий в рабочей тетради и учебнике.




Групп. Индивид., тест











Произведения С.Я.Маршака

68

С.Я.Маршак "Словарь".

Дополнительное чтение: С.Я.Маршак "Загадки", "Зеленая застава"

2Урок закрепления знаний и способов деятельности



портрет

Повторение произведений С.Я.Маршака ( 1-3 кл.). Жанры произведений С.Я.Маршака ( загадки, стихи, сказки). Работа со стихотворением С.Я.Маршака "Словарь": самостоятельное чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради

Знать жанры произведений С. Я. Маршака.

Уметь работать со стихотворением

Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины

Уметь читать в лицах

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради

Знать книги С.Я.Маршака, уметь узнавать произведения по эпизодам


Фронт











69

70

71



72

73


Пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" (отдельные картины)


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

2Урок закрепления знаний и способов деятельности

3-4Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

5Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности


Иллюстрации, рисунки

Понятия: пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Работа с пьесой по действиям ( картинам): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Подготовка спектакля




Фронт











74

Р.Бернс "В горах мое сердце…"

( Перевод С.Я.Маршака)




3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности






Работа со стихотворением Р.Бернса "В горах мое сердце…": чтение, беседа, выполнение заданий. Заучивание наизусть ( по желанию). Справка об авторе ( работа со справочной литературой).




Фронт











75

Комплексная проверочная работа№2


5Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся




( Оценка знаний с.310) – один из вариантов

Знать пройденный материал.

Индивидуальн.

тест











Произведения Н.А.Заболоцкого

76

Н.А.Заболоцкий "Детство"



3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности



портрет

Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений Н.А.Заболоцкого "Детство" и И.З.Сурикова "Детство"


Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения

Фронт











77

Н.А.Заболоцкий "Лебедь в зоопарке"


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности





Сравнение стихотворений: строф, тем, главная мысль. Выразительное чтение ( паузы, логическое ударение). Выполнение заданий в учебнике и тетради





Фронт










78

Библиотечный урок.


2Урок закрепления знаний и способов деятельности


Слайды

Презентация (ИКТ)



Работа с книгами стихов ( по группам): отбор стихов по темам, по авторам. Выразительное чтение подготовленного стихотворения. Составление списка фамилий русских поэтов


Знать стихи русских поэтов.

Знать пройденный материал

Групп











Произведения Н.М.Рубцова

79

Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Березы"


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности


Портрет, иллюстрации

Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание березы. Точка зрения автора, определение отношения к стихотворению. Выразительное чтение: постановка задачи ( что хочу выразить?). определение тона, темпа. Заучивание наизусть ( по желанию)

Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора

Проект

групп












80

Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина".


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности





Первичное восприятие ( читает учитель), беседа, упражнении в чтении. Определение главной мысли. Описание картин. Выделение эпитетов, сравнений. Сравнение стихотворений Н.М. Рубцова "Тихая моя родина" и И.Никитина "Русь"

Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения

Фронт











81

"Проверьте себя". "Страничка книгочея"


4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

картины

Обобщение по изученным разделам.

Знать материал раздела

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать.

Групп. Индивид.











Произведения С.В.Михалкова

82

С.В.Михалков "Школа", "Хижина дяди Тома".
Дополнительное чтение: «Как бы жили мы без книг?»

2Урок закрепления знаний и способов деятельности



портрет

Повторение произведений С.В.Михалкова. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть одного стихотворения.

Знакомство с книгой Г.Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома" (рассматривание и рекомендация для самостоятельного чтения)



Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста

Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения

Фронт











83

С.В.Михалков "Зеркало".

Басня.
Дополнительное чтение: "Любитель книг".



2Урок закрепления знаний и способов деятельности






Повторение понятий: басня, вступление, рассказ ( развитие действий), мораль, олицетворение. Чтение басен, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Выразительное чтение басен. Заучивание одной басни наизусть




Фронт











Юмористические произведения

84

85


Н.Н.Носов "Федина задача"


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

2Урок закрепления знаний и способов деятельности


портрет

Повторение изученных рассказов о детях Н.Н.Носова, Л.Пантелеева, В.Ю.Драгунского ( 1-3 кл.). Понятия: юмор, ирония. "Вычитывание" юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора. Выразительное чтение диалогов

Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог

Уметь выразительно читать стихотворение

Уметь работать с дополнительной

литературой



Фронт











86

И.Л. Гамазкова «Страдания»


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности





Понятия: юмор, ирония. "Вычитывание" юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора.




Фронт











Очерки

87

И.С.Соколов -Микитов "Родина".

Дополнительное чтение: М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна"

1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности



портрет

Понятия: очерк, герой очерка, тема очерка. Повторение изученных очерков. Чтение очерков И.М.Соколова -Микитова "Родина" и М.А.Шолохова "Любимая мать-отчизна", сравнение, определение темы и авторской позиции

Уметь определять тему произведения и авторскую

позицию


Уметь понимать основное содержание текста

Фронт











88

А.И.Куприн «Сказки Пушкина»

(Очерки о людях)




1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности


портрет

Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике




Фронт











89

Н.Шер "Картины-сказки"

(Очерки о людях)




2Урок закрепления знаний и способов деятельности





Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). Выполнение заданий в тетради и в учебнике




Фронт











Путешествия, приключения, фантастика

90

91

92



Н.П.Вагнер "Фея Фантаста".



1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

2Урок закрепления знаний и способов деятельности

3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности





Работа с произведениями, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Сравнение сказок Н.П.Вагнера "Береза" и Х.К.Андерсена "Ель" ( 2 кл.) Слово учителя о Н.П.Вагнере ( "русском Андерсене")

Знакомство с книгами Н.П.Вагнера разных годов издания.



Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения

Фронт











93

94


Н.П.Вагнер "Береза"


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности
3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности


картина




Знать книги
Н. П. Вагнера уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Фронт











95


Комплексная контрольная работа №2 за год


5Урок проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся




Пройденный за год материал

Знать пройденный за год материал

Индивид. тест











96

97

98



99

Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов" ( отдельные главы)


1Урок изучения и первичного закрепления знаний и способов деятельности

2Урок закрепления знаний и способов деятельности

3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности

4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности





Знакомство с книгами Дж.Свифта о Гулливере. Чтение отдельных глав, образ Гулливера

( внешний вид, отношение к другим людям), выполнение заданий в тетради и в учебнике



Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать

произведение



Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения


Фронт











100

Н.П.Найдёнова. Мой друг.

"Проверьте себя"




4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

слайды

Составление рассказа о друге.

выполнение заданий в тетради и в учебнике «Проверь себя»



Знать пройденный материал

Уметь работать самостоятельно, в паре, в группе

Групп











101

Обобщение по разделу.

Дополнительное чтение: В.В.Вересаев «Легенда», «Звезда». "Страничка книгочея"

4Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности





Сравнение народных и литературных произведений

Знать пройденный материал

Уметь работать самостоятельно, в паре, в группе

Групп











102

Библиотечный урок " В мире книг".


3Урок комплексного применения знаний и способов деятельности


Презентация (ИКТ)

Рекомендации для летнего чтения Конкурс "Книгочей класса": знание книг и произведений писателей из круга чтения ( 1-4 кл.):

  1. Фамилии русских сказочников и их произведения.

  2. Баснописцы и басни.

  3. Произведения фольклора.

  4. Дети-герои литературных произведений.

  5. Аннотация "Моя любимая книга".

Оформление "Дневника летнего чтения.


Знать книги
Н. П. Вагнера уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения

Знать книги и произведения писателей из круга чтения
(1–4 кл.)

проект

групп














Содержание тем учебного курса по литературному чтению.

4 класс (102ч )

Произведения фольклора. (2 ч)

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» Былина "Волх Всеславович" "Легенда о граде Китиже", "Легенда о покорении Сибири Ермаком" Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский"



Басни. Русские баснописцы (5 ч)

И.А.Крылов "Стрекоза и муравей"; И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи" И.И.Хемницер "Друзья". А.Е.Измайлов "Кукушка". И.А.Крылов "Мартышка и очки", "Квартет" И.И.Дмитриев "Муха».



Произведения В.А.Жуковского(4 ч)

В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания» ,. В.А.Жуковский "Спящая царевна"



Произведения А.С.Пушкина (5 ч)

А.С.Пушкин "Осень". А.С.Пушкин "И.И. Пущину", И.И. Пущин "Записки о Пушкине" (отрывок). А.С.Пушкин А.С.Пушкин

"Зимняя дорога" А.С.Пушкин Из "Воспоминаний В.И.Даля".

Произведения М.Ю.Лермонтова(3 ч)

"Москва, Москва! Люблю тебя как сын…", "Парус", "Горные вершины…", "Утес…", "Ашик-Кериб"- восточная сказка,



Произведения П.П.Ершова (3 ч)

"Конек-Горбунок", Стихотворение "Кто он?"



Произведения В.М.Гаршина (3 ч)

"Лягушка-путешественница",



Произведения Н.Г.Гарина-Михайловского (3 ч)
"Детство "Темы".

Произведения зарубежных писателей (10 ч)

Марк Твен "Приключения Тома Сойера" , Х.К.Андерсена "Дикие лебеди»., Х.К.Андерсена "Дети года".



Мифы народов мира (3 ч)

Древнегреческий миф "Арион"., "Дедал и Икар", "Ярило- солнце"славянский миф, "Творение" древнеиндийский миф.



Книги Древней Руси (2 ч)

Отрывок из Жития "О князе Владимире". "Деятельность Ярослава ( Похвала книгам)", Отрывок из Жития "Поучение Владимира Мономаха".



Произведения Л.Н.Толстого (7 ч)

Акула., «Два брата»., «Мужик и Водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь»,.



Произведения А.А.Блока (2 ч)

"Россия", "Рождество".



Произведения К.Д.Бальмонта (3 ч)

Стихи о Родине, о природе. "Россия", "К зиме", "Снежинка", "Камыши", Сказочные стихи. "У чудищ", "Как я пишу стихи".



Произведения А.И.Куприна (5 ч)

«Скворцы»



Произведения И.А.Бунина (3 ч)

«Гаснет вечер, даль синеет" ,"Детство". , "Листопад" "Шире, грудь, распахнись для принятия…",



Произведения С.Я.Маршака (8 ч)

"Словарь"., Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев" (отдельные картины), Р.Бернс "В горах мое сердце…" ( Перевод С.Я.Маршака)


Произведения Н.А.Заболоцкого (3 ч)

"Детство", "Лебедь в зоопарке"



Произведения Н.М.Рубцова (3 ч)

Стихи о родной природе. "Березы", "Тихая моя родина".



Произведения С.В.Михалкова(2 ч)

"Школа", "Хижина дяди Тома"., Зеркало". Басня.


Юмористические произведения (3 ч)

Н.Н.Носов "Федина задача", И.Л. Гамазкова «Страдания»



Очерки (3 ч)

И.С.Соколов -Микитов "Родина". А.И.Куприн «Сказки Пушкина» (Очерки о людях). Н.Шер "Картины-сказки"(Очерки о людях)



Путешествия, приключения, фантастика (13 ч)

Н.П.Вагнер "Фея Фантаста", Н.П.Вагнер "Береза", Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов" ( отдельные главы), Н.П.Найдёнова. Мой друг



Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
В результате изучения курса «Литературное чтении» учащиеся должны:

Знать:

- название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;

- элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Называть, приводить примеры:

- сказок народных и литературных;

- стихи и рассказов из курса детского чтения;

Различать, сравнивать:

Произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

- сказки народные и литературные;

- словари и справочники;

- элементы книги ( обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

- виды пересказа ( подробный, краткий, выборочный);

Уметь:

Читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

- определять тему и главную мысль произведения;

- ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту, отвечать на вопросы к тексту;

- делить текст на смысловые части и составлять простой план;

- пересказывать и рассказывать произведение по плану;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

- создавать небольшой устный текст на заданную тему;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для самостоятельного чтения книг;

- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

Самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

Определять тему и жанр незнакомой книги;

- работать со справочной литературой.



Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф», 2008г. Авторы Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова

Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф», 2011г. Автор Л.А. Ефросинина

.Хрестоматия «Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»,2011г. Автор Л.А. Ефросинина



Методическе пособие для учителя. Литературное чтение. 4 класс. Издательство «Вентана-Граф» 2010.


Список литературы.


    1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний. Издательство «Вентана-Граф» 2010.

    2. Ефросинина Л.А., М.И.Оморокова. Литературное чтение 4 класс: учебник для учащихся в 2 частях. Издательство «Вентана-Граф» 2008.

    3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение . 4 класс: методическое пособие для учителя. Издательство «Вентана-Граф» 2009

    4. Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Дрофа. Москва. 2007.

    5. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. Грамотей. 2006.

    6. Журнал «Начальная школа».