А. С. Макаренко На службе отечеству 1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии (Сумскаяобласть) в семье старшего мал - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
А. С. Макаренко На службе отечеству 1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской - страница №1/1




А.С. Макаренко

На службе отечеству 1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии (Сумскаяобласть) в семье старшего маляра железнодорожных мастерских СменаГригорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его называли родители.Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось свести концы с концами.Отец трудился в мастерских от рассвета до заката, но заработки былискудными. Маленький Тося с детства усвоил твёрдое правило: человек должентрудиться. Ему было достаточно примера отца, который рано осиротев, ужемальчиком вынужден был пойти работать, поэтому он и не получил никакогообразования. Отец всегда был примером для сына. Спустя много лет, когда СеменаГригорьевича уже не было в живых, А.С. Макаренко воскресит многие чертыхарактера и даже внешнего облика дорогого для него человека в одном изгероев повести « Честь »: та же честность, та же прямолинейность, та жепринципиальность, та же законная гордость своей принадлежностью, к рабочемуклассу. А мать, Татьяна Михайловна… Сколько тепла вмещало сердце этойженщины, сколько энергии, силы, подлинного мужества обнаруживала она вборьбе с трудностями. В доме Макаренко всегда чувствовалась подлиннаядружба, взаимное уважение, забота друг о друге. Сюда любили заходитьдрузья, а их у Макаренко было много. Их встречали весело, радушно, угощали,чем могли, поддерживали дружеским советом, подбадривали шуткой. Антон рос активным, любознательным мальчиком. Научившись читать впятилетнем возрасте, до конца своих дней не расставался с книгой. Семён Григорьевич и Татьяна Михайловна твёрдо решили дать своему сынуобразование. И Антон в 1895 году поступил учиться сперва в Белопольскуюшколу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырёх классное училище. И вБелопольской школе, и в Кременчугском училище Антон учился отлично, сильновыделялся среди соучеников своими знаниями, своим кругозором. Антон Семенович Макаренко с большой теплотой вспоминал своиученические годы и своих учителей, таких как Григорий Петрович Каминский иКонстантин Максимович Сальник. Г.П. Каминский был у Макаренко учителемсловесности. Может быть благодаря ему, слово “учитель” приобрело в душе уМакаренко особый смысл. И после того как родители решили, что Макаренкопойдёт учиться дальше на учителя, он воспринял это с восторгом. С помощьюэтих педагогов Антон смог понять и осмыслить слова отца “настоящий человекдостоин уважения, и надо стремиться стать настоящим человеком”. Макаренко закончил училище на пятёрки. В 1905 году он закончилспециальные педагогические курсы, которые давали ему право преподавать всельских двухклассных училищах. В сентябре 1905 года, юный Антон Семенович Макаренко занял должностьучителя в двухклассном железнодорожном училище небольшого посёлка Крюков.Он преподавал русский язык, черчение и рисование. Молодой учитель не оставался в стороне от событий. В эти годы АнтонСеменович начел изучать Марксистскую литературу, изучал работу Ленина. Атак же Макаренко не забывал про своих учеников, знакомился с их родителями(железнодорожными рабочими). В 1905 году Антон Семенович Макаренко принимает активное участие ворганизации съезда учителей Южных железных дорог. И в речи, с которой онвыступает на съезде, и в резолюции, которую составляют делегаты принепосредственном его участии, чувствуется твердость убеждений,определенность требований, живая заинтересованность в том деле, которомувзялся служить Макаренко. Не сразу ученики восприняли Антона Семеновича как учителя. Но оченьскоро привыкли к нему, слушали его рассказы, советы, даже иногда играли сним. Антон Семенович был очень энергичен, он неутомимо носился из класса вкласс с журналом под мышкой, а на переменах был слышен его смех средиголосов ребят. На уроках Антон Семенович словно порхал в воздухе, ему очень нравилосьпреподавать, говорить что-то новое для своих учеников. А каждому сидящемуученику казалось, что Антон Семенович ведёт беседу именно с ним. Антон Семенович искренне любил детей. Он всегда помогал в беде,выслушивал, давал советы. Он находил и уделял время родителям своих учеников. Он делился с нимисвоими взглядами по воспитанию, давал советы. Хоть его собеседник чащевсего оказывался старше, к его словам прислушивались, старались ихзапомнить. С помощью Долинской школы Макаренко определил для себя педагогическиепринципы, которым следовал в практике последующих лет. В 1914 году в Полтаве открывается педагогический институт. И хотьАнтон Семенович был учителем со стажем работы с детьми, поступить винститут становится следующей целью. Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович Макаренко сталстудентом Полтавского педагогического института. Макаренко сильно выделялся и среди студентов, он много читал, помнилвсе даты, факты, всё было у него в голове. В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Через полгодаего сняли с учета. Макаренко был близорук. Антон Семенович вернулся в Полтавский педагогический институт, изакончил его с золотой медалью. Сразу после окончания учебы Макаренко едет к матери в Крюков. Октябрьскую революцию Макаренко принял восторженно. По его признанию,она открыла перед ним невиданные перспективы. Вскоре Антон Семенович получает новое назначение, он становитсядиректором 10-й Полтавской трудовой школы. Из этой школы вышло многобольшевиков. В 1920 году Советское правительство поручило отделам народногообразования организовать колонии для несовершеннолетних правонарушителей.Заведующий Полтавским районом предложил Антону Семёновичу взять на себяэто сложное дело. Все понимали, что в колониях должны воспитываться новые люди, нужныенашей стране, нашему народу, и «делать» таких людей надо по новому, но как– никто не знал. Не знал и Макаренко. И хоть Макаренко понимал, что надоискать новые методы образования, он не испугался, и пошел по этому трудномупути. Его первые воспитанники прибыли 4 декабря, их было шестеро. Они не хотели работать, не желали убирать за собой постели, носитьводу для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима, а воспитателейпросто не замечали. Когда им хотелось есть, они воровали еду. Когда онимёрзли, они жгли мебель или забор. Макаренко с каждым днем терял всебольший и больший контроля над ними. Но Макаренко не сдавался и добилсясвоей цели. Как-то раз в гневе своего воспитателя, воспитанники увиделиобиду за общее дело колонии. Воспитанники поверили в своего педагога. Послеэтого, требования Макаренко начали безоговорочно выполняться. Макаренко знал, что положительного эффекта в деле создания коллективаон добьётся лишь в том случае, если вовлечет своих воспитанников в делаважные не только для колонистов и колонии, а в дела общегосударственные,даст возможность колонистам почувствовать себя частью огромного коллективасоветских людей. Работа Макаренко в Долинской и Крюковской школах убедила его в том,что огромное значение для создания коллектива имеет труд, объединяющийлюдей. После этого Макаренко стал понимать правдивость своих выводов. Антон Семенович Макаренко очень четко сформулировал тот принцип,которым руководствовался в отношениях со своими воспитанниками: «Как можнобольше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ». Практика убеждала Макаренко в правоте своих позиций. Работы В. И.Ленина, к которым еще и еще раз возвращался Антон Семенович, вдохновлялиего на продолжение того дела, которое он взялся выполнять. Трудыпрогрессивных педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции. В это время на окраине Харькова чекисты строили здание для новойдетской коммуны. Они попросили Макаренко посмотреть здание с педагогическойточки зрения. Макаренко посмотрел, внёс кое-какие изменения. Антон Семенович Макаренко предложил свою педагогическую систему.Нашлись и противники этой системы. Сначала они были против, но в концеконцов они признали предложенную систему воспитания несоветской молодёжи. Чекисты открывали перед Макаренко огромные возможности. И АнтонСеменович Макаренко 3-го сентября 1928 года ушел с поста заведующегоколонией имени М. Горького (где он проработал 8 лет), и возглавил трудовуюкоммуну имени Ф.Э. Дзержинского. Возглавивкоммуну, Макаренко используя опыт полученный им в период работы в колонии,продолжал интенсивную работу. Коммуна существовала на средства которые добровольно отчисляли изсвоей зарплаты чекисты. Макаренко требовал от своих воспитанников, чтобы у них было уважение кчеловеку, к товарищу. Антон Семёнович очень хотел, чтобы его ребята,лишившиеся с раннего возраста семьи, материнской ласки, домашнего тепла,всё это приобрели в дружном коллективе коммуны. Макаренко был строг сосвоими воспитанниками, но они ощущали необыкновенную силу настоящей дружбы. Антон Семенович с детства любил природу, любил походы, разговоры укостра. Он хотел, чтобы эти радости жизни не обошли его воспитанников, витьв этих походах расширяется кругозор, определяются интересы. 4-го июня 1934 года Антон Семёнович Макаренко был принят в члены Союзасоветских писателей СССР. В июле 1935-го года Макаренко был назначен на должность помощникаОтдела трудовых колоний Народного комиссариата внутренних дел УССР. Онраспрощался с коммуной и уехал к месту своей новой работы в Киев. В жизни Макаренко особую роль сыграл А.М. Горький. Он был егосоветчиком, его руководителем, его большим другом. Горький был дляМакаренко и первым из тех, кто верил в правоту его дел, кто поддерживал егов трудную минуту. Художественная деятельность Макаренко собирался написать несколько работ, в которых хотел обобщитьнекоторые наблюдения своего многолетнего опыта. Помимо «Педагогическойпоэмы», над которой работал всё это время, он за два месяца 1930 годанаписал книгу «Марш 30 года», в которой рассказывал о жизни коллектива“Дзержинцев” в течение первых трёх лет существование коммуны. Через 2 года– опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1». В начале Антон Семёнович задумал «ФД-1» как продолжение«Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-ячасть «Педагогической поэмы». По совету А. М. Горького отказался от этогозамысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близкопримыкающим по стилю к «Педагогической поэме». В это же время Макаренко пишет ряд педагогических статей и пьесу«Мажор», подписанную псевдонимом Андрей Гальченко. Во всех этих книгахговорилось о “Дзержинцах”, об их труде, учении, характерах, их праздниках ибуднях. Вначале 1937-го года Макаренко переезжает в Москву. В это время он многопишет. На страницах газет и журналов печатаются его статьи, посвящённыевопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом лекций овоспитании в семье, и делает несколько докладов для работников просвещения.Постепенно включается Макаренко и в жизнь московской писательскойорганизации, членом которой он стаёт. Тему своей новой повести «Флаги на башнях» писатель определил так: «Моятема образцовая, воспитательный советский коллектив, давно сложившийся,растущий материально и духовно». В 1937 году Макаренко пишет повесть «Честь» и «Книгу для родителей».Повесть «Честь» некоторые критики рассматривали как своего родаповествование о детстве и юности самого автора. Правда, некоторые чертысвоих родителей Макаренко придал героям повести – отцу и матери Тепловым.Макаренко ставил перед собой иную цель: он хотел показать, как понималипроблему чести до революции и в первые послереволюционные годы, какотносились к этой моральной категории различные классы. Одновременно с повестью «Честь» Макаренко работал над «Книгой дляродителей». Писал он её в соавторстве со своей женой Галиной СтахиевнойМакаренко. Было задумано 4 тома, но написанным оказался один: помешалавнезапная смерть Макаренко. Книга имеет точную пометку – для родителей. Государственные награды 29-го декабря 1932 года, в день пятилетия коммуны, Макаренко былторжественно премирован коллегией Государственного политического управленияУССР грамотой и золотыми именными часами. Правление трудовой коммуныпремировало его грамотой, значком и званием лучшего ударника, а народныйкомиссариат просвещения УССР – почётной грамотой. 1-го февраля 1939-го года Антон Семёнович Макаренко был награждёнТрудового Красного Знамени «За выдающиеся заслуги в области литературы».Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю Макаренко. В УССР в 1958 году учреждена медаль “Макаренко”, которой награждаютсяособо отличившиеся учителя и др. работники народного образования. Личный вклад Макаренко внес большой вклад в теорию и практику коммунистическоговоспитания показал огромные возможности целенаправленного воспитательскоговоздействия. По Макаренко, цель воспитательской работы определяетсязакономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советскогонарода за коммунизм, политикой коммунистической партии и советскогогосударства в области политического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека новогообщества. Никакое педагогическое средство не может быть объявленопостоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакаясистема воспитательных средств не может быть установлена навсегда.Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив,методику целесообразного в зависимости от конкретных условийорганизационного строя коллектива, самоуправления, дисциплинирования,формирования общества мнения как регулятора отношений в коллективе,непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развитиятрадиций и др. В методике Макаренко четко определена решающая рольруководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единствопедагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов назадачах формирования “воспитательного коллектива”, Макаренко подчеркивалнеобходимость одновременного внимания к формированию каждой личности вотдельности, воспитательные воздействия на неё через коллектив (“педагогикапараллельного действия”) и непосредственно педагогом. Сущность своегопедагогического опыта Макаренко определял принципом «Как можно большеуважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ». Макаренкостарался “проектировать лучшее в человеке”, стремился видеть в личностивоспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинныйгуманист Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального ипрофессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное иполитическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизньмарксистко-ленинской идеи соединения обучения воспитания с производительнымтрудом учащегося. Макаренко многое сделал для развития советской теорииразвития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовойпропаганды педагогически основанных принципов воспитания в семье. Макаренкоутверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чемперевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждымсвоим шагом – вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный,простой, искренний тон в отношениях с детьми. “Я писатель Макаренко” 1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко на 51 году жизнискончался в поезде направляясь на кинофабрику. Умер он со словами: “Яписатель Макаренко”. Врачи констатировали смерть от разрыва сердечноймышцы. Елабужский государственный педагогический университет Кафедра педагогики Контрольная работа на тему: А.С. Макаренко Работу выполнил студент 1 курса факультета иностранных языков 335 группы Нечепурнов Егор Александрович Научный руководитель: Старший преподаватель кафедры педагогики: Немтылев Анатолий Анатольевич Елабуга 2003