А. П. Бородина «Сказка в русской музыке» для учащихся старших классов дмш и дши 2013 год Дзержинск - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
28 марта 2013 год Старшие хоры категория б 1Старший хор гбоудод дши... 1 64.83kb.
Программа открытой городской научно-практической конференции учащихся... 1 30.21kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Конкурс арт-проектов «Вернисаж созвучий» проводится для учащихся... 1 68.76kb.
Элективный курс для учащихся 8-9 классов Классный Васянкина Людмила... 1 97.05kb.
Внеклассное мероприятие по истории для учащихся старших классов,... 1 148.38kb.
Список штатных работников дши им. А. П. Бородина на 01. 09. 1 179.38kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Рабочая программа по музыке для 4 6 классов количество часов/год... 2 448.63kb.
М. Н. Бородина «02» сентября 2013 года 1 73.67kb.
Рабочая программа по музыке 5-7 классы Разработана в соответствии... 1 318.48kb.
Сказка из новых времен Эрнст Теодор Амадей Гофман вигилия первая 4 1024.02kb.
- 4 1234.94kb.
А. П. Бородина «Сказка в русской музыке» для учащихся старших классов дмш и дши 2013 - страница №1/1


Впиши номер участника



II межрегиональная олимпиада по музыкальной литературе имени А.П. Бородина «Сказка в русской музыке»

для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ 2013 год Дзержинск



«Сказка ложь, да в ней намёк…», или приключения Маши, Миши и Гриши.



В самом обычном 8 классе общеобразовательной школы города N учились самые обычные ребята. И среди них – трое друзей: Маша, Миша и Гриша. Любили обычные вещи, что и их ровесники – посмотреть кино, послушать музыку, поиграть в компьютер, погулять. Книжек они не читали, предпочитали все свои знания черпать из интернета.

И вот как-то раз, после уроков, пишет



Миша Маше и Грише: я нашёл очень интересную игру. Нажимайте на ссылку и попробуем…..

Тем временем в тридевятом царстве-государстве Баба Яга, которая нашла в лесу потерянный кем-то ноутбук и стремительно освоившая все премудрости компьютерной науки, придумала игру-ловушку…..если кто-то нажимает на ссылку придуманной ею игры, попадает прямо внутрь этой игры, в дремучий страшный лес.

Нажали друзья ссылку-ловушку Бабы-Яги, и не успели даже опомниться, как игра затянула их внутрь.



Оказались ребята в дремучем страшном лесу. Куда идти – непонятно. Брели они сквозь чащу, долго ли, коротко ли…..и в конце концов оказались на развилке.



Перед ними стоял большой камень, а на камне написано:

Налево пойдёшь – на восток, в арабские сказки попадёшь.

Направо пойдёшь – в Европу, в сказки Шарля Перро, Карло Гоцци и Гофмана попадёшь

Прямо пойдёшь – в Россию, в русскую сказку попадёшь.

Долго решать какой путь выбрать, ребята не стали, все они хотели домой. Только вот чтобы камень откатился с дороги, и можно было пройти, надо решить задачку.

Верную дорогу друзья смогут найти, если только сумеют правильно назвать автора или страну каждой сказки. Помоги ребятам, которые до сего момента предпочитали не тратить время на книги, решить эту головоломку.

Задание 1.

Заполни таблицу: впиши букву или буквы соответствующей сказки.

автор

1

2

3

4

5

6

7

8

Название сказки



























1.Александр Сергеевич Пушкин

2.Александр Николаевич

Островский

3.Шарль Перро

4.Эрнст Теодор

Амадей Гофман

5. Карло Гоцци

6. Русская народная сказка

(без автора)

7. Арабские сказки (без автора)

8. Старинная немецкая легенда(без автора)

А. «Золотой петушок»

Б. «Любовь к 3 апельсинам»

В. «Щелкунчик и мышиный король»

Г. «Золушка»

Д. «Снегурочка»

Е. «Сказка о царе Салтане»

Ж. «Спящая красавица»

З. «Руслан и Людмила»

И. «Баба Яга»

К. «Кикимора»

Л. «Шехеразада»

М. «Лебединое озеро»



Пошли наши герои дальше, по той дороге, что вела их в русскую сказку, а значит – поближе к дому. Скоро только сказка сказывается, да не скоро дело делается. На дороге наших героев подстерегала злая волшебница Наина.



Она уговорила их зайти в её замок, чтобы отдохнуть. Если бы ребята читали книги, они бы ни за что не попались на эту уловку. Но поскольку чтением книг они не увлекались, и с характером Наины не были знакомы, то ей удалось ловко обвести их вокруг пальца, даже не прибегая к помощи волшебных дев и их пению.



Под воздействием чар злой волшебницы ребятам показалось, что в замок они идут не одни. С ними также шествует целый отряд сказочных героев. Помоги ребятам вспомнить, в каких музыкальных произведениях звучат эти марши.



Задание № _2_ Викторина маршей (видео)

фрагмента

1

2

3

4

Имя композитора













Название музыкального произведения













Название номера













Задание № _3_ Викторина превращений и трансформаций (видео)

Войдя внутрь волшебного замка, ребята попали в зал волшебных ПРЕВРАЩЕНИЙ . Они видели вроде бы знакомых героев, но…. Видели-то они одного героя, а музыка принадлежала другому, всё было перепутано. Помоги ребятам выбраться из волшебного зала: назови музыкальные сцены и имена героев или предметов, которые подвергались волшебным трансформациям .

звучащего фрагмента

1

2

3

4

Имя персонажа

(который видишь)














Музыкальное произведение, которое в этот момент слышишь:

Фамилия композитора

Название произведения и точное название сцены.















Задание № _4_ Викторина «Бал или карта мира в танцевальных ритмах» (видео)

Покинув этот зал, ребята попали на бал. Из каких только стран здесь не было танцев. Если поможешь ребятам заполнить таблицу, они смогут продолжить игру.





А. Австрийский танец Б.Испанский танец



В. Неаполитанский танец Г. Венгерский танец

Д. Русский танец



фрагмента

1

2

3

4

5

Впиши букву соответствующей страны (А,Б,В,Г,Д), которая указана рядом с картой.
















Впиши имя композитора и название музыкального произведения, откуда взяты все эти танцы




Задание № _5_ Викторина «Маска, я тебя знаю» (видео)



На этом же балу ребята встретили героев из различных сказок. Но все они были в масках, и узнать их можно было лишь по их музыкальным темам. Покинуть бальный зал и продолжить путь ребята смогут, лишь отгадав музыкальные тем.



Название номера

Произведение

Автор

1










2










3










4










5










6










7












Задание № _6_Заклятие феи Карабос

С Вашей помощью справились ребята с этим заданием и всё бы хорошо, да вдруг вихрем ворвалась в бальный зал фея Карабос.

- Как, меня, Фею Карабос, забыли пригласить на бал! В наказание вот Вам моё ЗАКЛЯТИЕ: спать Вам волшебным сном 100 лет, пока не отгадаете мою задачку! Помоги героям заполнить первую графу таблицы, впиши имя композитора и название музыкального произведения, отгадав их по заполнненым графам таблицы.

Имя композитора и название произведения

Жанр, первоисточник, либретто

Премьера:

год, театр,

постановщик




Волшебная опера в 5 действиях

(по поэме А.С. Пушкина, либретто М.И. Глинки и В.Ф. Ширкова)



1842

Петербург

Большой театр





Балет

(немецкая легенда, либретто В. Бегичева, В. Гельцера)



1877 Москва Большой театр (пост. Ю. Рейзингера)

1895 Петербург Мариинский театр (пост. Л. Иванова и М. Петипа)




Балет в 3 действиях

(по сказке Ш. Перро, либретто Н.Волкова)



1945 Москва Большой театр (постановка Р. Захарова)

1946 Ленинград Театр оперы и балета им. С.М. Кирова (постановка К. Сергеева)




Весенняя сказка (опера в 4 действиях с прологом, по пьесе А.Н. Островского, либретто А.Н. Римского-Корсакова)

1882

Петербург

Мариинский театр





Небылица в лицах. Опера в 3-х действиях с введением и заключением

(по сказке А.С. Пушкина, либретто В.И. Бельского)



1909 Москва

Театр С.И. Зимина






Балет в 3-х действиях с прологом (по сказке Ш. Перро, либретто М. Петипа и И. А.Всеволожского)

1890

Петербург

Мариинский театр

(пост. М. Петипа)






Опера в 4-х действиях с прологом

(по сказке А.С. Пушкина, либретто- В. И. Бельского)



1900 Москва

Русская частная опера

(театр С.И. Мамонтова)





Балет-феерия в 2-х действиях (по сказке Э.Т.А. Гофмана, либретто М. Петипа)

1892

Петербург

Мариинский театр

(пост. Л. Иванова)






Опера в 4-х действиях (по сказке К. Гоцци, либретто С.С. Прокофьева)

1921 Чикаго (США)

1926 Ленинград

Академический театр оперы и балеты



Задание № _7_ Русские художники и живопись.

Покинув бальный зал и выбравшись из заколдованного замка Наины, ребята продолжили свой путь. И подошли они к дому самой Бабы Яги. Баба Яга была любителем изобразительного искусства, и устроила в своей избушке картинную галерею. Главное место, конечно, занимал её собственный портрет, принадлежавший перу великого русского художника. Напиши фамилию, имя и отчество художника, автора картины.

__________________________________________________________ _____





«Ну всё, попались, голубчики» - потирала руки Баба-Яга. Уж если вы книжек не читаете, то в искусстве уж и подавно не разбираетесь. «Останетесь навек в моей избушке!»



Задание № _7_б_ Спаси ребят из плена.

Помоги ребятам определить, кисти каких художников принадлежат картины в художественной галерее Бабы Яги. Заполни таблицу.

иллюстрации

1

2

3

4

Фамилия и имя художника













1. Царевна - Лебедь 2. Снегурочка



3.Морская царевна

4. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» и «Золотому петушку»







Задание № _8_Знаменитые исполнители и постановщики.

В следующей комнате избушки с улучшенной планировкой наших странников ждала фотовыставка портретов знаменитых людей, связанных с постановками русских сказочных опер и балетов. Назови их имена, и ребята смогут покинуть апартаменты бабы-Яги.



1. Золушка



2. Одилия и Одетта



3. Фарлаф



4. Царевна-Лебедь




5. Балетмейстер, 

театральный деятель, постановщик.

иллюстрации

1

2

3

4

5

Имя и

Фамилия

знаменитого артиста\ постановщика
















Задание № _9_Персонажи

И с этим заданием с вашей помощью ребята справились, и пошли дальше. Забеспокоилась Баба Яга, что добыча ускользает. Позвонила Баба Яга своей подруге Кикиморе. А та и говорит – сейчас в волшебном лесу конкурс красоты проходит, в котором я участие принимаю. Пусть назовут имя композитора, автора музыкального произведения, откуда появились наши героини. А не справятся – не пропущу!

Заполни таблицу: каким музыкальным сказкам принадлежат эти героини?

Номер иллюстрации (Имя героини)

1

2

3

4

5

6

автор произведения





















А) Н.А. Римский-Корсаков

Б) С.С. Прокофьев

В) П.И. Чайковский

Г) М.И. Глинка

Д) А.К. Лядов





1.Шемаханская царица



3. Кикимора



5. Наина



2. Снегурочка



4. Золушка

6. Одетта

Узнай победительниц конкурса по описанию их музыкального языка:

III место

Музыка насыщена узорными, инструментальными по своему происхождению мотивами-орнаментами, фиоритурами и украшениями, восточными интонациями (увеличенные секунды, кусочки хроматической гаммы), свободная ритмика.

II место

Возникает пленительный облик юной девушки, почти ребёнка, шаловливой и резвой, и вместе с тем вырисовываются фантастические черты этого сказочного существа. Короткие мотивы, рождаясь из интонации «ауканья», воспринимаются как один из голосов природы. В интонациях ощущаются фольклорные истоки русской народной песни. Короткие мотивы у солирующей флейты окрашивают музыку в холодно-прорзрачные тона.

I место

С её движениями, суетой, прыжками связаны и моторика «вечного движения», и резкие скачки в мелодической линии, назойливые хроматические мотивы. С присущим композитору чувством юмора он избирает жанр скерцо для создания образа этой героини.

Задание № _10_Тема-портрет

И только ребята собрались покинуть конкурс красоты, как коварная Кикимора поставила перед ними новый барьер – разгадать членов жюри конкурса. Но только музыкальные темы героев оказались перепутанными. Помоги навести порядок (заполни таблицу).


1

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



А 2

Б

В

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г

Д

4

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6

Е

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Имя персонажа

А


Б


В


Г


Д


Е


примера



















Задание № _11_Волшебные тембры (аудиовикторина)

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Куда дальше путь держать? Манят к себе ребят волшебные музыкальные тембры, просят остаться и не ходить дальше. Отгадай, и продолжат они свой путь. Поставь порядковый номер и укажи тембр.

Музыкальный инструмент\портрет героя

Порядковы номер темы

и

тембр

Автор, название произведения, тема






Н.А. Римский-Корсаков

«Золотой петушок» Звездочёт «Я колдун, наукой тайной..» из вступления









Н.А. Римский-Корсаков

«Снегурочка»

Песня Деда Мороза







Н.А. Римский-Корсаков

«Золотой петушок»

Ария Шемаханской царицы «Ответь мне, зоркое светило»







Н.А. Римский-Корсаков

«Снегурочка» Пролог

Тема Весны «В урочный час обычной чередою»







А.К. Лядов «Кикимора»

Тема хрустальной колыбельки








Н.А. Римский-Корсаков

«Шехеразада»

2 ч. тема царевича Календера







Н.А. Римский-Корсаков

«Снегурочка»

Вступление к 3 песне Леля







Н.А. Римский-Корсаков

«Золотой петушок»

вступление







П.И.Чайковский

Балет «Лебединое озеро»

Тема лебедей







Н.А. Римский-Корсаков

«Сказка о царе Салтане» Три чуда









А.К. Лядов «Кикимора»

Тема кота-баюна




Задание № _12_Размотай клубок

И вот на пути наших героев распростёрлось бескрайнее синее море. Взяв с полки большую коробку под названием «Ми мажор», Баба Яга смешала там разные музыкальные темы. Помоги героям разыскать тему, которая поможет им сесть на корабль и отправиться в море. Какие ещё темы ты здесь узнал? Распутай музыкальный клубок. Разграничь темы и поставь перед началом каждой темы цифру нужной иллюстрации. Подпиши имя автора и название произведения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание № _13_Собери музыкальную дорожку

Долго ли, коротко ли плыли по синему (а может, и чёрному) морю Маша, Миша и Гриша. Наконец, корабль пристал к берегу. Сойдя на берег, ребята остановились в замешательстве: перед ними опять был густой лес, а необходимая им дорожка отсутствовала.



Злой волшебник Черномор, получив по электронной почте срочное указание Бабы Яги помешать ребятам, разрезал её на кусочки и перепутал их порядок. Помоги ребятам правильно собрать дорожку. Напиши автора и название музыкального произведения, откуда взята наша музыкальная дорожка.





Пронумеруй фрагменты темы в правильном порядке.



Задание № _14 _ Следы преступления

Вымостив музыкальную дорожку, друзья весело зашагали по ней. Но сказочные злодеи не дремали. Двое из них одели на головы чёрные маски и попытались напасть на наших героев. Ребята оказались не из робкого десятка, и дали им достойный отпор. Когда сказочная милиция примчалась на место преступления– обнаружилось, что злодеи, чтобы пустить следствие по ложному следу, оставили на видном месте парочку музыкальных тем совсем других сказочных волшебников, которые совсем не был членами их бандитской шайки. Но злые волшебники так торопились, что и сами оставив отпечатки и своих собственных музыкальных тем. Помоги определить, кому принадлежат следы? Заполни таблицу эксперта-криминалиста: впиши, каким героям или музыкальным сценам принадлежат музыкальные фрагменты?



А Б





В



Г



фрагмента

А

Б

В

Г

Имя персонажа и\или название сцены

Фамилия композитора и название произведения













Но разгадать все следы, найденные на месте преступления - это ещё половина дела. Теперь нужно составить фоторобот подозреваемых. В каждой группе из 3 характеристик выбери (подчеркни) ту, что объединяет все эти фрагменты. Именно сходство музыкальных следов чуть было не пустило следствие по ложному следу.

I)Фантастический характер

II)Лирический характер

III) Трагический характер

1) «Морская гамма Римского-Корсакова» (гамма тон-полутон)

2)Пентатоника

3)Целотонная гамма и увеличенный лад

А) Увеличенные трезвучия

Б) Параллельные секстаккорды

В) Доминантсептаккорды



Благодаря храбрости ребят и твоей внимательности и знаниям, вскоре личности всех подозреваемых были установлены. Невиновные волшебники отпущены на свободу. Виновные арестованы. Главарь банды объявлен в розыск.



Текст объявления был таков:

Разыскивается за организацию преступного сообщества и за создание и распространение пиратских компьютерных игр. Может скрываться во многих сказках. Свидетели сообщают, что скорее всего она находится сейчас по данному адресу:


«Удивительно яркая, красочная партитура открывается свистящим унисоном деревянных духовых и флажолетов струнных фортиссимо. Остался тихий отзвук этого свиста у валторн, затем дикие пассажи...
И начинается картина полёта, в непрерывном ритмическом движении, сначала лихорадочно стучащем (размер в три восьмых с паузой на каждой третьей доле), а затем равномерным, всё больше набирающим силу. Господствует угловатая, причудливая тема в гротескной окраске низкого тембра фагота….»

Если ты определил, в каком музыкальном произведении спрятался главарь, сообщи название и имя композитора.



Задание № _15_Кроссворд «Сказки Пушкина»



Вот и подходят к концу приключения наших ребят. После недолгого пути они оказались у волшебных ворот, запертых на ключ. Выйдя из ворот, друзья покинут сказку и смогут попасть домой. Если ты отгадаешь кроссворд, то получат ребята этот ключ. А помогут тебе в этом великий русский писатель и поэт, без которого не было бы русских музыкальных сказок, Александр Сергеевич Пушкин и герои его произведений.

По горизонтали:

1. Какой инструмент симфонического оркестра имитирует тембр гуслей «Баяна» в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила»?

2. Жертва мстительного укуса шмеля

3.Имя матери князь Гвидона в опере «Сказка о царе Салтане»

4. Персонаж, которому принадлежат слова «Поверь, напрасно ты хлопочешь, и страх и муку переносишь; Людмилу мудрено сыскать, она далёко забежала»

5. Какую полифоническую форму использует композитор, чтобы передать оцепенение людей после похищения Людмилы «Какое чудное мгновенье! что значит этот дивный сон?»

6. «Добрый дядька» и «злой волшебник»

7.Волшебное место, где находится сказочный «дуб зелёный» и гуляющий по «златой цепи» «кот учёный»

8. Сказочный город на острове Буяне (в опере)

9. «Белка песенки поёт, да ……….. всё грызёт»

10. Этот персонаж в опере поёт хором

11. «Остров на море лежит»

12. «В синем небе звёзды блещут, в синем море волны плещут, Туча по небу идёт, …………. По морю плывёт»

13. «Я колдун. Наукой тайной дан мне дар необычайный»

14. Первый русский композитор, обратившийся в своём творчестве к сказкам Пушкина

15. «Дела давно минувших дней, ………… старины глубокой»



1. По вертикали: Самая знаменитая няня России, сказительница.
















1

























2








































3





































4











































5





































6


































7








































8




























9

















































10































11











































12





































13































14


































15


































Задание № _16_Выход или волшебная кнопка

Открылись перед Машей, Мишей и Гришей волшебные ворота сказки. Теперь путь свободен. Вот она - волшебная кнопка «Выход из игры»! Хранит её у себя добрая фея. Узнай её по звучащей музыкальной теме и закрась нужную кнопку!







Фея Лета Фея Зимы Фея Весны Фея Осени

Фея Сирени Фея Драже

Вот и сказке конец!

А кто помог ребятам – МОЛОДЕЦ!