А. Н. Майков История: введение в историю: 5 класс. М., 2010 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
А. Н. Майков История: введение в историю: 5 класс. М., 2010 - страница №1/4

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №4



«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

_____ /Мисювянец А.Б./

ФИО

Протокол №1 от



«28» августа 2013г.



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МАОУ СОШ № 4

_____ /Иванова Т.М./

ФИО

«29» августа 2013г.




«Утверждаю »

Директор МАОУ СОШ № 4 _____ /Виноградов М.В./

ФИО

Приказ №79/1-о от



«30» августа 2013г.




Рабочая программа

«История Древнего мира»

5 класс

(базовый уровень)

Составитель: учитель истории

Сапунов А.В.

Калининград

2013г.

 Пояснительная записка


Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. История /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004

В основу планирования курса взята авторская программа : А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира».- М. : «Просвещение», 2009г. 5кл.



Планирование составлено по учебникам:

1. А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира».- М. : «Просвещение», 2009г. 5кл.

2. А.Н.Майков История: введение в историю: 5 класс.-М., 2010.

Рассчитано на 2 часа в неделю. Итого – 70 час в год



Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1. Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира» 5 класс , М., «Просвещение», 2006 г.

  2. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2 5 класс М., «Просвещение», 2006 г.

  3. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г Методическая литература:

  1. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2006 г

  2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2006 г.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:


  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умения анализировать исторический источник;

  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.


РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».



Повторение

Значение первобытной эпохи в истории человечества.

Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
РАЗДЕЛ 11. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

Тема 1. Древний Египет

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса Ш. Города - Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис И Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус».

Повторение

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).



Тема 2. Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шуме ров Ур и Урук.

Древне вавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск)._ Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и МидиЙское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидекой державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Тема 3. Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг.

Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.



Повторение

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.


РАЗДЕЛ Ш. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

Тема 1. Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» И «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя - военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры - обще греческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.



Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен,Евклид.

Повторение

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.


РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска, Понятие «легион».

Тема 2. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье.

Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье.

Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах. Понятия «амфитеатр», «гладиатор».



Тема 3. Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака.

Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство. Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор» .

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».



Тема 4. Римская империя в первые века нашей

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян.

Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпей для исторической науки.

Тема 5. Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.



Планирование основных тем – Истории Древнего мира 68 ч.







Тема (раздел)

Количество часов

1

Введение

1 ч.




Часть Ι. Жизнь первобытных людей

5 ч.

2

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

2 ч.

3

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

3 ч.

4

Повторение « Жизнь первобытных людей»

1ч.




Часть II. Древний Восток

18 ч.

5

Тема 4.Древний Египет.

7 ч.

6

Повторение 2 Древний Египет»

1 ч.

7

Тема 5. Западная Азия в древности

7 ч.

8

Тема 6. Индия и Китай в древности

4 ч.

9

Повторение « Древний Восток»

1ч.




Часть III. Древняя Греция

20ч.

10

Тема 7. Древнейшая Греция

5 ч

11

Тема 8.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7 ч.

12

Тема 9.Возвышение Афин в 5 веке до н. э. и расцвет демократии.

5 ч.

13

Тема 10. Македонские завоевания в 4 в. До н. э.

3ч.

14

Повторение « Древняя Греция»

1 ч.




Часть 4 . Древний Рим

18 ч.

15 Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 ч.

16


Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3 ч.

17

Тема 13.Гражданские войны в Риме.

4 ч.

18

Тема 14.Римская империя в первые века нашей эры

5 ч.

19

Тема 15. Падение Западной Римской империи.

2 ч.

20

Повторение « Древний Рим»

1 ч.

21

Итоговое повторение и обобщение.



4 ч.

Итого 70ч.



Планируемые знания и умения
В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;

  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Система оценивания: традиционная - пятибалльная система.

Литература:

* для учащихся Вигасин, А.А.История Древнего мира.Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Контурные карты, атласы.



* для учителя: дополнительные пособия; Г.Смирнов Задачник по истории древнего мира. Всемирная история в лицах. Древний мир: энциклопедия. М., 1999; Литвинов А.В. История становится ближе – М., 1998;Книга для чтения по истории древнего мира под ред. А.И. Немировского. – М., 1998; Крушкол, Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

Наглядность, ТСО: настенные карты, репродукции картин, учебные фильмы, компьютер, медиапроектор.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА





Наименование раздела программы.

Тема урока.

Кол-во уроков.

Тип урока.

Элементы содержания

Уроков.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Вид контроля.

д/з.

Информационное сопровождение.

Дата проведения. План.

Дата проведения. Факт.

1

Вводный урок.

Что изучает история




1

Урок изучения нового материала

история, всемирная история, история Древнего мира, исторический источник, археология, этнография.

Объяснить смысл терминов урока. Почему изучают историю.

Составить рассказ об источниках древности на территории нашего каря. Объяснить значение терминов

С.3-6

Презентация







2

Архивы, музеи и библиотеки

1

комбинированный

история, всемирная история, история Древнего мира, исторический источник, археология, этнограия

Объяснять термины урока

Фронтальный опрос

С.15-26

Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира / С. Г. Смирнов. -М, 1994







3

Счет лет в истории.


1

комбинированный

столетие, век, тысячелетие, от Рождества Христова, наша эра

Объяснять как велся счет лет в истории. Определять век и вести подсчет исторического времени

Решение задач на счет исторического времени

Стр.27-35

Стр.28-30



Презентация









4

Моя родословная. Я и мое имя


1

комбинированный

родословная,генеалогическое древо, род, поколения, предки

Составлять родословную семьи

Задание на составление родословной семьи.

Составить генеалогич древо семьи

Стр.67-72



Репродукции, презентация







5

Знамя и флаг сопровождают историю

1

комбинированный

Герб флаг гимн штандарт

Давать определения гос.символам. знать составляющие элементы гос.символов

Составление минирассказов

Составить герб своей семьи

стр.85-92



Репродукции, презентация







6

Гербы и гимны

1

комбинированный

Герб флаг гимн штандарт

Давать определения гос.символам. знать составляющие элементы гос.символов

Составление минирассказов

Стр.77-85

стр. 93-97



Историческая карта, географическая карта







7

Древнейшие люди


1

Урок изучения нового материала

собирательство, орудие труда

Рассказать о расселении древнейшего человека.описать портрет древнейшего человека

Задания на описание жизни древнейшего человека

§ 1

Презентация,

Репродукция.











8

Родовые общины охотников и собирателей


1

комбинированный

«человек разумный» родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт

Объяснить чем занимается. Какими орудиями труда пользуется

Задания на описание орудий труда

§ 2

Крушкол, Ю. С.

Хрестоматия по

истории

Древнего мира. - М.,



1986.-С. 4-23







9

Возникновение искусства и религиозных верований


1

комбинированный

религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни

Рассказать о возникновении первобытного искусства

Объяснение причин возникновения первобытного искусства

§ 3










10

Возникновение земледелия и скотоводства


1

комбинированный

земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги

Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов

задание на описание предметов быта и орудий труда земледельцев

§ 4

Крушкол, Ю. С.

Хрестоматия по истории

Древнего мира








11

Появление неравенства и знати


1

комбинированный

ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб




Задание на сравнение родовой и соседской общины

§ 5

Крушкол, Ю. С.

Хрестоматия по истории

Древнего мира









12

Обобщение по теме : «Жизнь первобытных людей»


1

Обобщение и систематизация знаний




Определять необходимый ответ из ряда предложенных.

Объяснять термины



Тестирование, решение кроссвордов, диктант

§1-5

Крушкол, Ю. С.

Хрестоматия по истории

Древнего мира








13

Государство на берегах Нила


1

Урок изучения нового материала

государство, царь, казна , папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон

Объяснить смысл терминов, показывать на карте положение древнего Египта

Задание на работу с картой

§ 6, стр.32

Крушкол, Ю. С.

Хрестоматия по истории

Древнего мира








14

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте


1

комбинированный

вельможа, писец, налог, шадуф, амулет

Объяснить назначение предметов быта и труда

Составить рассказ на тему « жизнь земледельца и ремесленника в египте»

§ 7

Крушкол, Ю. С.

Хрестоматия по истории

Древнего мира








15

Жизнь египетского вельможи


1

комбинированный

гробница, благовония

Описать условия жизни вельможи

Составить рассказ на тему: «Жизнь египетского вельможи»

§ 8

Крушкол, Ю. С.

Хрестоматия по истории

Древнего мира








16

Военные походы фараонов


1

комбинированный

бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско




Составить рассказ на тему: Военные походы фараонов

§ 9

Крушкол, Ю. С.

Хрестоматия по истории

Древнего мира











17

Религия древних египтян


1

комбинированный

храм, жрецы, мумия, саркофаг

Объяснить назначение гробниц, пирамид,храмов

Составление таблицы

§ 10

Крушкол, Ю. С.

Хрестоматия по истории

Древнего мира








18

Искусство Древнего Египта


1

комбинированный

пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет

Объяснить назначение гробниц, пирамид,храмов

Работа с документами

§ 11

Немировский, А. И.

Книга для чтения по ис-

тории Древнего мира








19

Письменность и знания древних египтян

1

комбинированный

иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия







§ 12

Немировский, А. И.

Книга для чтения по ис-

тории Древнего мира








20

Обобщающее повторение

« Древний Египет»



1

Обобщение и систематизация знаний




Определять необходимый ответ из ряда предложенных.

Объяснять термины



Тестирование,решение кроссвордов, диктант




Немировский, А. И.

Книга для чтения по ис-

тории Древнего мира








21

Древнее Двуречье


1

Урок изучения нового материала

города-государства, клинопись

Называть и показывать местоположение восточных гос-в на карте

Ориентирование на географической карте

§ 13

Немировский, А. И.

Книга для чтения по ис-

тории Древнего мира








22

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы


1

комбинированный

закон, ростовщик

Объяснять: цели, мотивы, результаты законов Хаммурапи

Фронтальный опрос

§ 14











23


Финикийские мореплаватели


1

комбинированный

колония, алфавит

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Творческое задание

§ 15

Немировский, А. И.

Книга для чтения по ис-

тории Древнего мира








24


Ассирийская держава


1

комбинированный

таран, держава, Ниневия

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Тест

§ 18

Немировский, А. И.

Книга для чтения по ис-

тории Древнего мира










25


Персидская держава «царя царей»


1

комбинированный




Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа по карточкам

§ 19










26


Природа и люди Древней Индии


1

комбинированный

джунгли, хлопчатник,

сахарный тростник



Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Беседа

§20

Немировский, А. И.

Книга для чтения по ис-

тории Древнего мира










27


Индийские касты


1

комбинированный

каста, брахманы, отшельник, шахматы

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Индивидуальная работа по карточкам

§21

Немировский, А. И.

Книга для чтения по истории Древнего мира









28


Чему учил китайский мудрец Конфуций


1

комбинированный

дракон, бамбук, иероглифы

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Устный опрос

§22

Немировский, А. И.

Книга для чтения по ис-

тории Древнего мира










29


Первый властелин единого Китая


1

комбинированный

гунны, бойница, компас, шелк, бумага

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Беседа

§23

Немировский, А. И.

Книга для чтения по истории Древнего мира









30


Обобщающее повторение «Древний Восток»


1

Обобщение и систематизация знаний

См.выше

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Тест

§6-23










31


Греки и критяне


1

Урок изучения нового материала

лабиринт, фреска

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§24

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







32


Микены и Троя


1

комбинированный

Микены, Троя, мифы о Троянской войне

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям, творческое задание.

§25

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







33


Поэма Гомера «Илиада»


1

комбинированный

Гомер, Гектор, Приам, Ахиллес, Агамемнон, Патрокл, Гефест

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям, творческое задание.

§26

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







34


Поэма Гомера «Одиссея»


1

комбинированный

Итака, циклоп, Посейдон, Алкиной, сирена

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§27

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







35


Религия древних греков


1

комбинированный

сатир, нимфа

Называть имена богов

Какие силы природы отражали боги



Работа с текстом учебника по заданиям.

§28










36


Земледельцы Аттики теряют землю и свободу


1

комбинированный

полис, демос, ареопаг, архонты

Умение работать с картой.

Работа с текстом учебника по заданиям.

§29

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







37


Зарождение демократии в Афинах


1

комбинированный

демократия, граждане. Драхма, Народное собрание

Называть характерные черты политического устройства Афин

Работа с текстом учебника по заданиям.

§30

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







38


Древняя Спарта


1

комбинированный

илоты, лаконичная речь

Сравнивать общественное устройство Спарты и Афинского государства

Описывать образ жизни спартанцев и илотов.



Вопросы и задания к параграфам раздела (выборочно)

§31

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







39


Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей


1

комбинированный

пираты, скифы, мрамор, хитон, гиматий

Умение работать с картой.

Индивидуальная работа по карточкам

§32

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







40


Олимпийские игры в древности


1

комбинированный

атлет, пятиборье, ипподром

Описывать игры, раскрывать причины возникновения олимпийских игр

игра

§33

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







41


Марафонская битва. Нашествие персов на Элладу.


1

комбинированный

стратег, фаланга, триера

Умение работать с картой.

Рассказывать о наиболее крупных сражениях.




Работа с текстом учебника по заданиям.

§34-35

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







42


В гаванях афинского порта Пирей


1

комбинированный

верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник




Тест

§36

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







43


В городе богини Афины


1

комбинированный

Совет пятисот, керамика, пифос, амфора, портик, фронтон, кариатиды

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Игра «Жили ли они?»

§37

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







44


В афинских школах и гимнасиях.


1

комбинированный

педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие

Раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Устный опрос

§38

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







45


В театре Диониса


1

комбинированный

театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия

Раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Устный опрос

§39










46


Афинская демократия при Перикле


1

комбинированный

оратор, бобы

Называть характерные черты политического устройства Афин

Составлять характеристику Перикла



Беседа

§40

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







47


Города Эллады подчиняются Македонии


1

комбинированный

междоусобные войны, осадная башня, филиппика

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§41

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







48


Поход Александра Македонского на Восток


1

комбинированный

междоусобные войны, осадная башня, филиппика

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§42

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







49


В Александрии Египетской


1

комбинированный

маяк, музы, геометрия

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§43

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







50


Обобщение по теме «Древняя Греция»


1

Обобщение и систематизация знаний







Игра-путешествие по Древней Греции




Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







51


Древнейший Рим


1

Урок изучения нового материала

латины, этруски, весталка. Ликтор, патриций, плебей ,сенат

Умение работать с картой.

Объяснять влияние природных условий и занятия жителей, значение основных понятий

Излагать легенду о возникновении Рима


Работа с текстом учебника по заданиям.

§44

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







52


Завоевание Римом Италии


1

комбинированный

республика, монархия, консул, галлы, право вето, народный трибун

Характеризовать причины и последствия Господство Рима в Средиземноморье

Работа с текстом учебника по заданиям.

§45

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







53


Устройство Римской республики


1

комбинированный

легион

Характеризовать управление в древнейшем Риме

Работа с текстом учебника по заданиям.

§46

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







54


Вторая война Рима с Карфагеном


1

комбинированный

Пунические войны

Характеризовать войны Рима с Карфагеном:

причины, ход, последствия.






§47

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







55


Установление господства Рима во всем Средиземноморье


1

комбинированный

триумф, император, провинция

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§48

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







56


Рабство в Древнем Риме


1

комбинированный

имение, амфитеатр, гладиатор

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§49

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







57


Земельный закон братьев Гракхов


1

комбинированный

гражданская война

Раскрывать причины и итоги гражданских войн, суть земельного закона братьев Гракхов;

Анализировать деятельность братьев Гракхов






§50

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







58


Восстание Спартака


1

комбинированный

восстание

Описывать восстание

Раскрывать причины, ход, последствия



Работа с текстом учебника по заданиям.

§51

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







59


Единовластие Цезаря


1

комбинированный

ветеран, диктатор, диктатура

Анализировать деятельность Цезаря как диктатора

Работа с текстом учебника по заданиям.

§52

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







60


Установление империи


1

комбинированный

преторианцы, завещание, империя

Раскрывать причины падения диктатуры Цезаря

Работа с текстом учебника по заданиям.

§53

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







61


Знаменитые императоры: Нерон и Траян


1

комбинированный

даки

Показать усиление императорской власти

Работа с текстом учебника по заданиям.

§55,

§57 п.2


Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







62


Расцвет Римской империи во II в.


1

комбинированный

колоны, «рабы с хижинами»

Составлять описание памятников древнеримской культуры




§57

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







63


«Вечный город» и его жители


1

комбинированный

триумфальная арка, купол, термы

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§58










64


Римская империя при Константине.


1

комбинированный

варвары, епископ, церковь, папа

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§59

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







65

Соседи Римской империи

1

комбинированный

германцы, венеды

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§54

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







66


Взятие Рима варварами


1

комбинированный

готы, вандалы, античная культура

Знать основные положения урока.

Уметь высказывать своё мнение, отвечать на вопросы, давать определения понятий.



Работа с текстом учебника по заданиям.

§60

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







67


Обобщение по теме «Древний Рим»


1

Обобщение и систематизация знаний




Наследие Древнего Рима для современности

тестирование

§1-60

Страбинская, Г. И. Вопросы и задания по истории Древнего мира.-М, 1998.-С. 20







68


Итоговое повторение по курсу.


1

Обобщение и систематизация знаний






















69

Семь чудес света

1










.сообщения













70

Резерв

1


























Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №4



«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

_____ /Мисювянец А.Б./

ФИО

Протокол №1 от



«28» августа 2013г.



«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР МАОУ СОШ № 4

_____ /Иванова Т.М./

ФИО

«29» августа 2013г.




«Утверждаю »

Директор МАОУ СОШ № 4 _____ /Виноградов М.В./

ФИО

Приказ №79/1-о от



«30» августа 2013г.




Рабочая программа

«История Средних веков»

6 класс

(базовый уровень)

Составитель: учитель истории

Сапунов А.В.

Калининград

2013г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ» 6 класс

Пояснительная записка.
Учебник – Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» 6 класс. – Просвещение.

План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение». Программа рассчитана на 25 час



Задача курса: показать самобытные черты Средневековья, его непохожесть на современный мир.
Цели курса:

  • сформировать целостное представление об истории Средних Веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и культуре;

  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина.

Основные умения:



  • связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

  • полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;

  • работать с исторической картой;

  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.


Учебно-методическое обеспечение:

  1. Учебник «История средних веков», Е.В. Агибалова, Г.М. Донской «М., «Просвещение» 2011г.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского на печатной основе. Авт. Е.А. Крючкова

  3. Тесты по истории средних веков авт. М.Ю. Брант, Москва, «Дрофа», 2002г.

  4. Учебные карты по истории средних веков.



Планируемые знания и умения
В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;

  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.


Система контроля: входной мониторинг; проверочные работы по темам, тестовая итоговая работа.

ПРОГРАММА

Введение (1 ч)

Происхождение понятия «Средние века», «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.

Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.


следующая страница >>