А. А. Гостев принцип ненасилия в разрешении конфликтов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. Е. Кузнецов исито, Пермь Профсоюзная организация предприятия в... 1 100.66kb.
Решение социальных проблем, оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов... 1 14.77kb.
Г. Тольятти и разрешении проектирования Рассмотрев обращение ООО... 1 30.25kb.
Лекция Система зеленых насаждений городов 1 60.82kb.
Метод планового хозяйствования, основанный на соизмерении в денежной... 1 7.04kb.
№246 (15904) от 24 декабря 2004 года Голливуду и не снилось 1 49.13kb.
Принципы работы термионного диода были заново открыты 13 февраля... 1 214.61kb.
Стипендиальные программы Фонда Ротари 1 67.57kb.
Урок истории в 8 классе с использованием информационных технологий... 1 22.86kb.
16. голодовка – оружие спецконтингента 1 39.55kb.
General ciисторические предпосылки генезиса этнополитических конфликтов... 1 130.45kb.
Сборник статей к 80-летию Геннадия Евгеньевича Рачкова. Отв ред и 3 440.76kb.
- 4 1234.94kb.
А. А. Гостев принцип ненасилия в разрешении конфликтов - страница №1/2

А. А. Гостев

ПРИНЦИП НЕНАСИЛИЯ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

Гостев А. А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. — М., 1993.


В настоящее время принцип ненасильственного разре­шения конфликтов стал чрезвычайно популярным в мире. Широко проповедуются идеи Л. Толстого, Ганди, Кинга, проводятся многочисленные конференции, семинары, тренинга. Идея популярна и в реальной политике.

XX в. превратил моральную идею в принцип социаль­но-политических ненасильственных движений, серьезно влияющих на ситуацию в мире. Нет сомнения, что кон­цепция ненасилия, акцентируя общечеловеческие ценно­сти, является фактором, сдерживающим насилие. Очень значимо, что атака ненасилия исключает «зло во благо» и исходит из того, что цель не может оправдывать средства. Она снимает противопоставление целей и средств по эти­ческим критериям.

Вместе с тем социально-политические реальности в таких регионах, как Югославия, Нагорный Карабах, Абха­зия, Южная Осетия, Ингушетия и др., поднимают вопрос об особенностях применения принципов ненасилия к по­добным ситуациям. С одной стороны, у меня нет сомне­ния в том, что порождение насилия насилием является проявлением вселенских законов, реализацией «космиче­ского (божественного) наказания». С другой стороны, ис­ходя из гуманистических ценностей (например защита

слабого от зла), должны существовать рамки применения принципов ненасилия, и их необходимо определить. В этой связи представляется необходимым соотнесение содержания конкретных социально-политических реалий и концепций ненасилия. В частности, из нее следует уб­рать все красивые идеалистические заблуждения. Некри­тическое отношение к идее ненасилия способствует пере­оценке успехов ее реализации (не следует, например, за­бывать, что раздел Индии закончился огромными жертва­ми; зло продолжает брать свое и сегодня), пагубно сказы­вается в политике. Представляется, что ненасильствен­ный подход нельзя использовать вне содержания реальной практики политической борьбы. Все это требует более пристального внимания к проблеме. Обзор и анализ проб­лемы хорошо представлен в ряде работ. Хочу подчеркнуть следующее.

Прежде всего, необходимо помнить известную дилемму ненасилия — любое насилие аморально, однако аморально и примирение со злом, а также существование так называ­емых инверсий этики ненасилия (А. Огурцов (25)). Реали­зация идеи ненасилия в мире насилия имела трагические последствия. Так, в определенных исторических условиях ненасилие провоцировало власть на самые экстремальные его формы; Идея сопровождалась также правовым и госу­дарственным нигилизмом, анархическими тенденциями и т.п. Апеллирование к ненасилию перед лицом мощного насилия, следовательно, в целом усиливает «атмосферу зла» в мире.

Осмысление идеи ненасилия осложняется неопреде­ленностью понятий «насилие» и «ненасилие» и ряда ми­фологем (например отождествление насилия и государст­венно-правового принуждения или ненасилия с идеей от­сутствия права властных структур на применение силы во­обще). Сложной концептуальной проблемой является, на­пример, диалектика ненасилия как добра и насилия как зла. Следует также различать такие аспекты проблемы, как:

• мировоззренческие, философско-религиозные, этические принципы;

• способ разрешения конфликтов в социально-по­литической сфере;

• конкретная политика и способы ненасильствен­ных действий социальных субъектов, выражаю­щих их протест, и др.

Исторически насилие и ненасилие были взаимосвяза­ны. Ненасилие искало опору в силе, насилие прикрыва­лось «добрыми намерениями» и т.п. Абсолютизация каж­дого из принципов недопустима, как невозможно рас­смотрение «вечных проблем» добра и зла изолированно друг от друга.

Рамки функционирования этики и философии нена­силия в разрешении конфликтов могут быть, на мой взгляд, сведены к требованию, чтобы «антинасилие» лишь препятствовало совершению насилия, не переходя в наси­лие над насилием в качестве самоцели. Это означает, что добро имеет право на защиту в сопоставимой интенсивно­сти по отношению к эксплицируемому злу. Существует моральное право воспрепятствовать насилию силой, осо­бенно там, где «духовная атмосфера» полна агрессивной враждебности.

Принцип «не противиться злу насилием» не запре­щает остановить руку убийцы насилием над его желанием убивать. Кровь, жестокость, страдания нужны «темным силам», ибо страдания жертв, как неоднократно подчер­кивалось, пополняют «репрессивные поля группового со­знания». Поэтому борьба с эскалацией конфликта являет­ся борьбой с возможностью порождения зла в будущем.

Следует осознавать, что в случае «кровавых конфлик­тов» затрагиваются и пробуждаются мощнейшие темные силы индивидуального и коллективного сознания. Люди регрессируют в те архаические пласты своей психики, куда для их же блага (ценность духовного развития абсолютна для всех людей) им попадать не следует. В этих планах под­сознания существует архаическая память об эволюцион­ном прошлом человечества (не богатом гуманностью), об отсутствии ценности человеческой жизни, о способах ре­шения конфликта войной. В случае попадания в «демони­ческие матрицы сознания» возникает эскалация насилия. Агрессор проецирует ненависть, усиливаемую по закону зеркального отражения оппонентом. Самим убийцам (ре­альным и потенциальным) выбраться из этих пластов пси­хики практически невозможно. Ставя заслон на пути кро­вавого развития событий, мы тем самым спасаем не только невинных людей, но и всех потенциальных убийц от со­вершения основного нравственного преступления, за ко­торое наступает расплата как в жизни, так и в мучительных посмертных состояниях сознания.

Принцип «воздаяния за деяния» в случае примене­ния силы над насилием будет срабатывать меньше, чем в случае гибели невинных людей. Счет за пролитую кровь невинной жертвы и агрессора различен. Кровь жертв фор­мирует причинно-следственные связи в порождении на­силия в будущем больше, чем кровь и страдания (тюрьма) убийц и лиц, нарушивших нравственные заповеди. Поэто­му в случаях, когда в групповом субъекте происходит про­цесс дегуманизации и возникает психологически обосно­ванная возможность убивать людей, человеческую жизнь как высшую ценность нужно защищать силой (принцип необходимой обороны). В. Межуев, например, указывает, что в политике зло побеждается только меньшим злом.

Прекрасным примером является вся ситуация конфликта в За­кавказье. Сегодня мы видим, к чему привело невмешательство в развитие кровавых сюжетов.

В условиях «российской ситуации» применение принципа ненасилия нуждается в существенных огра­ничениях. Решение о применении ненасильственных тех­нологий разрешения конфликтов должно зависеть от оценки состояния «духовной атмосферы» в конкретном регионе. Как подчеркивает 3. Апресян, ненасилие как ха­рактеристика социально-политической борьбы возможно лишь при условии, что в обществе имеются гражданские институты, общепризнанные демократические ценности. Что касается рамок применения насилия в государствен­ном управлении, то определяющим моментом является понимание необходимости обеспечения безопасности личности, борьбы с возможностью хаоса, что предусмат­ривает определенное применение силы. Искомые рамки применения принципа ненасилия предполагают поэтому определение пропорций в указанной дилемме ненасилия относительно конкретных условий. Утопично также счи­тать, что понимание своих обязанностей, утверждение в сознании нравственных ценностей самопроизвольно поя­вится у всех граждан. Сама природа взаимозависимости людей предполагает определенное насилие над теми, кто не достиг уровня саморегуляции собственной совестью.

Для защиты от насилия силой можно использовать один из основных принципов айкидо: подвести противника к болевому порогу и предоставить ему сделать выбор — сдаться, поняв бесплодность попытки причинить зло, или продолжать борьбу, причиняя себе боль или даже обрекая себя на гибель.

Для решения сложнейшего клубка вопросов, возника­ющих в связи с философией и этикой ненасилия, для на­хождения рамок применения принципа идея нуждается в самокритичном анализе, в разработке новых подходов, учитывающих одновременно глубинную психологию че­ловека, этические ценности и конкретную социально-по­литическую реальность. Следует также подчеркнуть, что применение ненасильственных стратегий связано с про­цессами глобальной трансформации человечества. Увели­чивающееся разнообразие социальных групп, культур за­остряет проблему согласованности групповых интересов, организации диалога и поиска консенсуса.




Краткая информация о конфликтах

1. Конфликт в Косово

(информация взята с сайта РИА Новости http://www.rian.ru/spravka/20080204/98304657.html)

Косово (Косово и Метохия) - автономный край в составе Сербии. В настоящее время край населен преимущественно албанцами (свыше 90 %). Из двухмиллионного населения Косово сербы составляют около 100 тыс. (6%) с национальным центром в Косовской Митровице. В средневековый период на территории Косово и Метохии сложилось ядро средневекового сербского государства, а начиная с XIV века и вплоть до 1767 года здесь же располагался престол сербского патриарха (рядом с городом Печ). Поэтому притязания сербов на край Косово и Метохия основываются на принципах исторического права. Албанцы в свою очередь настаивают на преобладании этнического права. Исторически албанцы давно проживали в Косово, но не составляли существенной части населения вплоть до начала XX века. В значительной мере этнический состав края начал меняться после Второй мировой войны, когда Иосип Броз Тито разрешил албанцам, оказавшимся в ходе войны на территории Югославии, остаться в Косово. Впервые территория Косово была выделена в автономную область в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии в 1945 году. Конституция Югославии 1974 года предоставила входящим в состав Сербии краям фактический статус республик за исключением права на отделение. Косово как автономный социалистический край получило свою собственную конституцию, законодательство, высшие органы власти, а также своих представителей во всех основных союзных органах. Однако в конце 1980-х годов итогом внутриполитического кризиса, повлекшего всплеск насилия и крупные экономические трудности, стало упразднение автономного статуса Косово. Был принят новый основной закон Сербии, вступивший в силу 28 сентября 1990 года и восстановивший верховенство республиканских законов над краевыми на всей территории республики. Косово была оставлена лишь территориальная и культурная автономия. Косовские албанцы не признали новую конституцию; стали создаваться параллельные албанские структуры власти. В 1991 году в Косово был проведен нелегальный референдум, одобривший независимость Косово. Косовские националисты провозгласили непризнанную «Республику Косово», избрали президентом Ибрагима Ругову. Для борьбы за независимость в 1996 году была создана «Освободительная армия Косово» (ОАК). В 1998 году межэтнический конфликт перерос в кровопролитные вооруженные столкновения. 9 сентября 1998 года Совет НАТО утвердил план военного вмешательства в косовский конфликт. 24 марта 1999 года без санкции ООН началась военная операция НАТО под названием «Союзническая сила», продолжавшаяся до 20 июня 1999 г., когда был завершен вывод югославских войск. Начиная с 1999 года на почве этнических конфликтов между сербами и албанскими сепаратистами край покинуло более 200 тыс. этнических сербов.

Сегодня косовское урегулирование остается наиболее проблемным вопросом балканской повестки дня. В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН от 10 июня 1999 года центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК) численностью 16,5 тыс. военнослужащих. Под эгидой МООНК действует международная полиция (3 тыс. чел.). В ее задачи входит обеспечение законности и правопорядка в крае, мониторинг деятельности Косовской полицейской службы (6,2 тыс. чел.). Квота Российского полицейского контингента в составе МООНК   81 человек. В мае 2001 года глава МООНК утвердил «Конституционные рамки временного самоуправления в Косово», в которых закреплен порядок формирования общекраевых структур власти. В соответствии с этим документом 17 ноября 2001 года состоялись первые выборы в Ассамблею (парламент) Косово. 24 октября 2005 года Совет Безопасности ООН в форме заявления его председателя дал «зеленый свет» процессу определения будущего статуса Косово. Спецпосланником Генерального секретаря ООН по статусному процессу стал Мартти Ахтисаари (Финляндия). На состоявшемся в Вашингтоне 2 ноября 2005 года заседании Контактной группы (КГ) на уровне заместителей министров иностранных дел были утверждены «Руководящие принципы» по выработке будущего статуса Косово. В документе зафиксированы приоритет переговорного решения, руководящая роль Совета Безопасности ООН на всех этапах статусного процесса, рассмотрение всех статусных опций за исключением раздела Косово, а также возвращения ситуации в крае к периоду до 1999 года и объединения с другими территориями.

Одним из факторов, оказывающим влияние на выработку решения о статусе края, стала конституция Сербии, принятая в результате общенародного референдума 28 29 октября 2006 года. В ее преамбуле содержится положение о том, что Косово является неотъемлемой частью Сербии.


2. Процесс деколонизации.

(Информация взята с сайта www.un.org/russian/peace/decolonization/index.html)

За время существования Организации Объединенных Наций с 1945 г. более 80 государств, народы которых ранее находились под колониальным правлением, вступили во всемирную Организацию как суверенные независимые государства. Кроме того, многие другие территории добились самоопределения благодаря политическому объединению или интеграции с независимыми государствами. Организация Объединенных Наций сыграла решающую роль в этих исторических переменах, содействуя реализации чаяний зависимых народов и определяя цели и нормы, ускорившие достижение ими независимости. Миссии ООН вели наблюдение за выборами, обеспечивавшими независимость — в Тоголенде (1956 и 1968 гг.), в Западном Самоа (1961 г.), Намибии (1989 г.) и в последнее время — в Тиморе-Лешти (бывшем Восточном Тиморе).

Усилия ООН по деколонизации вытекают из закрепленных в ее Уставе принципов «равноправия и самоопределения народов», а также из трех конкретных глав Устава — XI, XII и XIII, посвященных интересам зависимых народов. Начиная с 1960 г. ООН руководствуется также положениями принятой Генеральной Ассамблеей Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, известной также как Декларация о деколонизации, в которой государства-члены заявили о необходимости быстрее покончить с колониализмом. Организация Объединенных Наций также руководствовалась резолюцией 1514 (XV) от 15 декабря 1960 г., которая определила три варианта полного самоуправления для несамоуправляющихся территорий.

Несмотря на большой прогресс, достигнутый в процессе деколонизации, 2 млн. человек все еще живут под властью колониализма, и ООН продолжает направлять свои усилия на оказание помощи оставшимся несамоуправляющимся территориям в достижении самоуправления.

Стремление народов подопечных территорий к самоопределению и осознание международным сообществом того, что принципы Устава ООН реализуются слишком медленно, привели к провозглашению Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1960 г. Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюция 1514 (XV)).

В Декларации заявлялось, что подчинение народов иностранному владычеству, господству и эксплуатации являет собой отрицание основных прав человека, противоречит Уставу и препятствует продвижению к миру и сотрудничеству во всем мире, а также что «должны быть незамедлительно приняты меры для передачи всей власти народам этих территорий, находящихся под опекой, и несамоуправляющихся или других территорий, которые еще не получили независимости, в соответствии со свободно выраженной ими волей и желанием, без каких бы то ни было условий или оговорок и независимо от расы, вероисповедования или цвета кожи, с тем чтобы предоставить им возможность пользоваться полной независимостью и свободой».

В том же 1960 г. Ассамблея одобрила резолюцию 1541 (XV), установив для этих территорий три варианта выбора законного политического статуса, обеспечивающего полное самоуправление, — свободную ассоциацию с независимым государством, вхождение в независимое государство или независимость.

В 1961 г. Генеральная Ассамблея учредила специальный комитет для изучения хода реализации Декларации и выработки рекомендаций по ее осуществлению. Обычно его называют Специальным комитетом двадцати четырех или Специальным комитетом по деколонизации, а его полное официальное название — Специальный комитет по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

Специальный комитет проводит ежегодные сессии, выслушивая заявителей и представителей территорий, организует ежегодные семинары по вопросам политического, социального, экономического положения и состояния образования на этих территориях.



За годы после принятия Декларации около 60 бывших колоний с населением свыше 80 млн человек добились самоопределения благодаря обретению независимости и вступили в Организацию Объединенных Наций в качестве суверенных членов.

Подопечные и несамоуправляющиеся территории,
получившие независимость после принятия Декларации 1960 г.

Государства Африки

Государство или территориальная единица

Дата принятия в ООН

Алжир

8 октября 1962 года

Ангола

1 декабря 1976 года

Ботсвана

17 октября 1966 года

Бурунди

18 сентября 1962 года

Гамбия

21 сентября 1965 года

Гвинея-Бисау

17 сентября 1974 года

Джибути

20 сентября 1977 года

Замбия

1 декабря 1964 года

Зимбабве

25 августа 1980 года

Кабо-Верде

16 сентября 1975 года

Кения

16 декабря 1963 года

Коморские Острова

12 ноября 1975 года

Лесото

17 октября 1966 года

Маврикий

24 апреля 1968 года

Малави

1 декабря 1964 года

Мозамбик

16 сентября 1975 года

Намибия

23 апреля 1990 года

Объединенная Республика Танзания

14 декабря 1961 года

Руанда

18 сентября 1962 года

Сан-Томе и Принсипи

16 сентября 1975 года

Свазиленд

24 сентября 1968 года

Сейшельские Острова

21 сентября 1976 года

Сьерра-Леоне

27 сентября 1961 года

Тимор-Лешти

27 сентября 2002 года

Уганда

25 октября 1962 года

Экваториальная Гвинея

12 ноября 1968 года

 



Государства Азии

Бруней-Даруссалам

21 сентября 1984 года

Йемен

30 сентября 1947 года

Оман

7 октября 1971 года

Сингапур

21 сентября 1965 года

 



Государства Тихоокеанского региона

Вануату

15 сентября 1981 года

Кирибати

14 сентября 1999 года

Маршалловы Острова

17 сентября 1991 года

Микронезия (Федеративные Штаты)

17 сентября 1991 года

Науру

14 сентября 1999 года

Палау

15 декабря 1994 года

Папуа — Новая Гвинея

10 октября 1975 года

Самоа

15 декабря 1976 года

Соломоновы Острова

19 сентября 1978 года

Тувалу

5 сентября 2000 года

Фиджи

13 октября 1970 года

Государства Карибского бассейна

Антигуа и Барбуда

11 ноября 1981 года

Багамские Острова

18 сентября 1973 года

Барбадос

9 декабря 1966 года

Белиз

25 сентября 1981 года

Гайана

20 сентября 1966 года

Гренада

17 сентября 1974 года

Доминика

18 декабря 1978 года

Сент-Винсент и Гренадины

16 сентября 1980 года

Сент-Китс и Невис

23 сентября 1983 года

Сент-Люсия

18 сентября 1979 года

Суринам

4 декабря 1975 года

Тринидад и Тобаго

18 сентября 1962 года

Ямайка

18 сентября 1962 года

 



Европа

Мальта

1 декабря 1964 года

 



Зависимые территории, интегрированные или ассоциированные с независимыми государствами после принятия Декларации 1960 г.

Камерун под британским управлением

Северная часть подопечной территории присоединилась к Федерации Нигерии 1 июня 1961 г., а южная часть вошла в состав Республики Камерун 1 октября 1961 г.

Острова Кука

Полностью самоуправляемы в свободной ассоциации с Новой Зеландией с августа 1965 г.

Ифни

Вернулась в состав Марокко в июне 1969 г.

Ниуэ

Полностью самоуправляем в свободной ассоциации с Новой Зеландией с августа 1974 г.

Северное Борнео Сан-Жоау

Северное Борнео и Саравак присоединились к Федерации Малайзии в 1963 г. при ее образовании

Батиста-ди-Аджуда

Территория объединилась по национальному признаку с Дагомеей (ныне Бенин) в августе 1961 г.

Саравак

Саравак и Северное Борнео

Западная Новая Гвинея (Ириан-Джая)

Объединилась с Индонезией в 1963 г.

Кокосовые острова (Килинг)

Интегрированы с Австралией в 1984 г.

 

Подопечные территории, достигшие самоопределения

Тоголенд (под британским управлением)

В 1957 г. объединен с Золотым Берегом (колония и протекторат), несамоуправляющейся территорией под опекой Великобритании, с целью формирования государства Гана.

Сомалиленд (под итальянским управлением)

Объединен с британским протекторатом Сомалиленд в 960 г. при образовании Сомали.

Тоголенд (под французским управлением)

Стал независимым в 1960 г. как государство Того.

Камерун (области под французским управлением)

Стал независимым в 1960 г. как единое государство Камерун.

Камерун (под британским управлением)

Северная часть подопечной территории присоединилась к Федерации Нигерии 1 июня 1961 г., а южная часть объединилась с Республикой Камерун 1 октября 1961 г.

Танганьика (под британским управлением)

Стала независимой в 1961 г. (в 1964 г. Танганьика и бывший протекторат Занзибар, ставший независимым в 1963 г., образовали единое государство под названием Объединенная Республика Танзания).

Руанда-Урунди (под британским управлением)

В итоге проведенного плебисцита разделилась на два суверенных государства — Руанда и Бурунди (1962).

Западное Самоа (под управлением Новой Зеландии)

Получило независимость в 1962 г. как Государство Самоа.

Науру (управлялось Австралией в интересах Австралии, Новой Зеландии и Великобритании).

Обрело независимость в 1968 г.

Новая Гвинея (управлялась Австралией)

Объединилась с несамоуправляющейся территорией Папуа, также находившейся под властью Австралии, чтобы образовать в 1975 г. независимое государство Папуа — Новая Гвинея.

Подопечные территории на островах Тихого океана

1. Федеративные Штаты Микронезии

В 1990 г. стали полностью самоуправляемыми в свободной ассоциации с Соединенными Штатами Америки.

2. Республика Маршалловы Острова

В 1990 г. стала полностью самоуправляемой в свободной ассоциации с Соединенными Штатами Америки.

3. Содружество Северных Марианских Островов

В 1990 г. стало полностью самоуправляемым в Сообществе Соединенных Штатов Америки.

4. Палау

В 1994 г. территория стала полностью самоуправляемой в свободной в Ассоциации с Соединенными Штатами Америки.



Генеральная Ассамблея призывает управляющие государства принять все необходимые меры для обеспечения народам несамоуправляющихся территорий возможности в полной мере реализовать их право на самоопределение и независимость. Она также предлагает управляющим государствам завершить вывод остающихся на этих территориях военных баз и обеспечить, чтобы никакая деятельность зарубежных экономических и других структур не препятствовала осуществлению Декларации.

Так, Новая Зеландия расширила свое давнее сотрудничество со Специальным комитетом в отношении Токелау. Франция начала сотрудничать с Комитетом в 1999 г. после подписания соглашения о будущем Новой Каледонии. В последние годы два управляющих государства формально не принимали участия в работе Комитета. США утверждают, что они продолжают осознавать свою роль в качестве управляющей державы и будут продолжать выполнять свои обязательства по Уставу. Великобритания заявила, что, хотя большинство территорий, находящихся под ее управлением, избрали независимость, небольшое их количество предпочитают оставаться ассоциированными с ней.

В 2003 г. ежегодный семинар по деколонизации впервые состоялся на одной из несамоуправляющихся территорий — Великобритания согласилась на его проведение в Ангилье и направила высокопоставленного представителя для участия в семинаре.

В конце Международного десятилетия за искоренение колониализма (1991–2000 гг.) Генеральная Ассамблея объявила Второе международное десятилетие за искоренение колониализма (2001-2010 гг.), призвав государства-члены удвоить усилия по достижению полной деколонизации.



В отношении некоторых территорий, таких как Западная Сахара, Ассамблея поручила Генеральному секретарю решать конкретные задачи по содействию процессу деколонизации в соответствии с Уставом ООН и целями Декларации.

Территории, которые подпадают под действие Декларации
(по состоянию на 2003 г.)

ТЕРРИТОРИЯ

УПРАВЛЯЮЩАЯ СТРАНА

Африка

 

Западная Сахара1

 

Азия и Тихоокеанский регион

 

Американское Самоа

США

Гуам

США

Новая Каледония 2

Франция

Питкэрн

Великобритания

Токелау

Новая Зеландия

Атлантический океан, Карибский бассейн и Средиземноморский регион:

Ангилья

Великобритания

Бермудские Острова

Великобритания

Британские Виргинские острова

Великобритания

Каймановы острова

Великобритания

Фолклендские
(Мальвинские) острова

Великобритания

Гибралтар

Великобритания

Монтсеррат

Великобритания

Св. Елены, остров

Великобритания

Теркс и Кайкос, острова

Великобритания

Виргинские острова США

США

26 февраля 1976 г. Испания проинформировала Генерального секретаря, что с этого дня прекращает свое присутствие на территории Сахары и считает необходимым зафиксироать официально, что Испания снимает с себя в дальнейшем ответственность международного характера в отношении своего управления ввиду прекращения ее участия во временном управлении, установленном для Территории. В 1990 г . Генеральная Ассамблея подтвердила, что вопрос Западной Сахары является вопросом деколонизации, который должен быть окончательно решен народом Западной Сахары .

2 декабря 1986 г. Генеральная Ассамблея установила, что Новая Каледония является несамоуправляющейся территорией .


3. Конфликт в Сомали

Сомали — один из множества нестабильных африканских уголков, где уже более пятнадцати лет тянется бесконечная гражданская война, вызванная падением диктаторского режима президента Мохамеда Сиада Барре.

Фактически с того момента все территория страны находилась под контролем тех или иных полевых командиров и пребывала в состоянии войны всех против всех. Два года назад ООН сформировало переходное правительство, военную поддержку которого обеспечивали отряды «Альянса за восстановление мира и против терроризма», финансируемого по некоторым данным из бюджета США. Параллельно, с 1999 года, в стране начала действовать организация Союз исламских судов (СИС), объединявшая исламистские группировки Сомали. Новая организация достаточно быстро завоевала популярность своими жесткими мерами против бандитского беспредела. Организацию возглавил Шариф Ахмад, 32-летний школьный учитель, который провел свою юность в Ливии. По его замыслу жизнь страны теперь должна основываться на законах шариата (40% населения страны — христиане) и идти без всякого иностранного вмешательства (понимай, участия США и Эфиопии). Впрочем, противники обвиняли Ахмада в том, что он сам не брезгует финансовой помощью арабских государств, что тот решительно отрицает. Другой лидер СИС шейх Хасан Дахир Авейс, был занесен в американский список террористов. По сведениям США, в прошлом он возглавлял группировку «Аль-Иттихад аль-Исламия», близкую к Осаме бин Ладену.


В июне 2006 года отряды СИС заняли столицу Сомали Могадишо, откуда они выбили отряды «Альянса». Переходное правительство бежало в приграничный город Байдоа, оккупированный войсками соседней Эфиопии, которая уже много лет претендует на ряд приграничных земель Сомали (по некоторым данным где-то там находятся урановые рудники, которые и составляют основной предмет спора). Группировки СИС пытались освободить захваченную территорию и предприняли в сентябре ряд терактов: покушение на президента Сомали Абдуллу Юсуфа Ахмеда, затем взорван блокпост с эфиопскими солдатами. В октябре Эфиопии был официально объявлен джихад, и отряды СИС стали периодически проводить рейды на эфиопской территории. 24 декабря войска Эфиопии приступили к прямым военным действиям против исламистов на территории Сомали, позже они были поддержаны правительственными войсками этой страны, так как премьер-министр Эфиопии Мелес Зенави заявил, что начатые его страной военные действия против сомалийских исламистов не направлены против законного правительства Сомали.
28 декабря была взята столица Сомали Могадишо. Формирования Союза исламских судов покинули ее после того, как по ним нанесла удары боевая авиация Эфиопии. Наземная операция по захвату города прошла практически без единого выстрела, так как отряды СИС ранее покинул город. Впрочем, жители столицы враждебно приняли оккупационные войска, уже на следующий день, 29 декабря, в городе прошли массовые демонстрации против оккупантов, выкрикивали лозунги, бросали камни и жгли автомобильные покрышки. Судя по сообщениям СМИ, до прямых столкновений войск и население дело не дошло.
1 января правительственными войсками был взят портовый город Кисмайо на юге страны. Данных о жертвах нет. Известно лишь, что по некоторым данным на улицах шли многочасовые бои. Кисмайо, был последним крупным городом находившимся под контролем Союза исламских судов. 2 января Эфиопия заявила о завершении активной фазы операции в Сомали. Боевики СИС, численностью около 3 тысяч человек, отброшены к южному побережью, которое, чтобы не дать исламистам бежать, уже патрулировали три военных корабля США: ракетные крейсеры «Бункер-Хилл» и «Энзио», а также десантный корабль на воздушной подушке «Эшланд». Позже к побережью Сомали направился американский авианосец «Дуайт Эйзенхауэр». Премьер-министр Али Геди выступил с официальной угрозой, что, «если боевики, зажатые на побережье, не сложат оружие, то их сбросят в море». Впрочем, на момент написания этих строк ни боевики, ни отряды СИС себя активно не проявили. 5 января один из лидеров «Аль-Каеды» Айман аль-Завахири поддержал исламистов Сомали призвал и дальше вести борьбу с «крестоносцами и захватчиками». «Я обращаюсь к вам в тот момент, когда крестоносные силы Эфиопии вторглись в земли мусульманской Сомали, с призывом оказать сопротивление вторжению, которое было начато по приказу США и их союзников в ООН, и направлено против всего ислама», — говорит аль-Завахири на записи, распространенной в Интернет.
9 января в конфликт открыто вмешались американские войска, разбомбившие деревню Хайо на юге Сомали. По данным американской разведки там находилась база местных исламских боевиков, за которыми по американским данным стоит «Аль-Кайеда». Позднее американские власти были вынуждены признать, что бомбардировка не достигла своей цели, а лишь привела к жертвам среди мирного населения. По данным различных информационных агентств погибло несколько десятков человек. Впрочем, официальный Могадишо оправдал эту бомбардировку. Абдулла Юсуф Ахмед, президент страны, назвал ее «правильным шагом в глобальной войне с терроризмом», что вряд ли прибавило ему популярности в южных районах страны. 10-го бомбардировки повторились. В общей сложности в результате ракетно-бомбовых ударов погибло от нескольких десятков до нескольких сотен человек, о числе исламских боевиков среди них — нет достоверных данных. 11 января боевики СИС организовали покушение на Президента Сомали Абдуллы Юсуфа Ахмеда. Рядом с его столичной резиденцией произошла перестрелка между охраной главы государства и боевиками местного полевого командира Мохамеда Каньяра Афраха. По различным данным, погибли от двух до шести человек. Боевики выпустили ракету по входу в президентскую виллу, после чего обстреляли из автоматов находившихся рядом солдат правительственных войск. На следующий день поступило сообщение о том, что ряд полевых командиров Сомали согласились разоружиться на основное договоренности с Президентом. Можно предположить, что его смерть повлекла бы за собой срыв данной акции.
13 января власти Сомали заявили о введении чрезвычайного положения сроком на три месяца для стабилизации обстановки в стране. В рамках реализации новых норм в Сомалийской прессе была введена фактическая цензура местной службы безопасности. Ряд телеканалов и радиостанции были закрыты. В частности был наложен запрет на работу в Сомали канала «Аль-Джазира», однако 17 января все заперт был отменен без объяснения причин.
В настоящий момент боевики СИС практически не проводят активных операций, что внушает надежду на то, что правительству удалось справиться с данной угрозой. Впрочем, оно по-прежнему остается фатально непопулярным, а его члены воспринимаются как пособники иностранных оккупантов. С другой стороны неуверенные и непоследовательные действия властей позволяют усомниться в том, что они смогут подавить недовольство силой. Сомали же по-прежнему балансирует на грани новой гражданской войны.
4. Конфликт в Дарфуре

(Информация взята с сайта ООН: www.un.org/russian/peace/pro/unamid/unamidacts.html)

По оценкам, более 200 тыс. человек погибли и не менее 2 млн. человек были вынуждены покинуть свои дома в Дарфуре с тех пор, как в 2003 году началась вооруженная борьба между правительственными войсками Судана, формированиями «Джанджавид» и другими вооруженными повстанческими группировками. Чудовищные злодеяния, такие как убийства гражданских лиц и изнасилования женщин и девушек, приобрели массовый характер и продолжаются и в настоящее время, что подчеркивает необходимость принятия безотлагательных мер.

Организация Объединенных Наций забила тревогу по поводу кризиса в Дарфуре в 2003 году, и Совет Безопасности и два последних Генеральных секретаря уделяли первоочередное внимание поиску его прочного урегулирования. В дополнение к поискам политического решения Организация Объединенных Наций и ее партнеры в настоящее время проводят крупнейшую в мире операцию по оказанию помощи в Дарфуре и лагерях беженцев в Чаде и Центральноафриканской Республике. Одновременно с этим эксперты Организации Объединенных Наций по правам человека сообщают о нарушениях таких прав и наблюдают за деятельностью местных судов, направленной на привлечение виновных к ответственности.

5 мая 2006 года под эгидой Африканского союза (АС) и при поддержке Организации Объединенных Наций и ее партнеров было подписано Мирное соглашение по Дарфуру. В настоящее время продолжаются и дают обнадеживающие результаты активные дипломатические и политические усилия по вовлечению в мирный процесс тех сторон, которые еще не подписали это Соглашение.

В соответствии с решением, принятым в ходе состоявшихся 16 ноября 2006 года в Аддис-Абебе, Эфиопия, консультаций высокого уровня — в которых приняли участие бывший Генеральный секретарь, пять постоянных членов Совета Безопасности, представители правительства Судана, Африканского союза и других государств и организаций, имеющих политическое влияние в данном регионе, а также представители ряда стран, предоставляющих войска для Миссии Африканского союза в Судане (МАСС), — Департамент операций по поддержанию мира Организации Объединенных Наций (ДОПМ) разработал, адаптировал и в настоящее время реализует трехэтапный подход к расширению МАСС и проведению беспрецедентной смешанной миротворческой операции Африканского союза — Организации Объединенных Наций, кратко именуемой ЮНАМИД. Энергичные усилия в рамках конфиденциальной и публичной дипломатии, предпринятые Генеральным секретарем Пан Ги Муном, а также усилия ряда членов международного сообщества привели к получению в июне 2007 года согласия Судана на создание таких сил и их официальному учреждению резолюцией Совета Безопасности от 31 июля 2007 года.

Генеральный секретарь уделяет первоочередное внимание достижению политического урегулирования кризиса в Дарфуре. 5 сентября 2007 года он совершил поездку в этот регион с целью консолидации прогресса, достигнутого в осуществляемой им широкой деятельности в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами в данном регионе и более широкими кругами международного сообщества. Находясь в Судане, Генеральный секретарь объявил о том, что 27 октября 2007 года в Триполи, Ливия, начнутся мирные переговоры между сторонами.

17 июня 2007 года члены Совета Безопасности Организации Объединенных Наций посетили Хартум для встречи с президентом аль-Баширом, чтобы добиться согласия со всеми элементами смешанных сил. В Хартуме члены Совета Безопасности заявили, что они вынесут рекомендацию о финансировании этой совместной операции после получения заверений в том, что структуры и системы командования и контроля будут обеспечены Организацией Объединенных Наций.

Специальный посланник Генерального секретаря по Дарфуру Ян Элиассон, назначенный в декабре 2006 года, и его партнер из Африканского союза Салим Ахмед Салим занимаются интенсивной «челночной дипломатией», добиваясь политических подвижек. Их усилия направлены на прекращение насилия, укрепление режима прекращения огня, обеспечиваемого миротворцами, улучшение гуманитарной ситуации и прекращение маргинализации Дарфура путем заключения всеобъемлющего мирного соглашения, включающего положения, предусматривающие справедливое распределение властных полномочий и национального богатства.


следующая страница >>