7. Теория конкурентных преимуществ М. Портера - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
7. Теория конкурентных преимуществ М. Портера - страница №1/1

7. Теория конкурентных преимуществ М.Портера.


Конкурентная стратегия фирм, главные моменты, определяющие выбор стратегии.

Разрабатывая конкурентную стратегию, компании стремятся найти и воплотить способ выгодно и долго конкурировать (оставаться конкурентоспособными) в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии не существует, только стратегия, согласованная с условиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которыми обладает конкретная компания, может принести успех (М.Портер, 1993). Конкурентная стратегия (competitive strategy) – продуманный выбор ряда видов деятельности, которые обеспечивают уникальную природу создаваемой ценности (М.Портер, 2000). Исходные моменты, определяющие выбор конкурентной стратегии: 1) структура отрасли, в которой действует компания (состояние конкурентной среды) 2) позиция, которую занимает компания в отрасли

Структурный анализ отрасли.

угроза появления новых конкурентов (легкость проникновения в отрасль, высота барьеров (экономия на масштабах производства, дифференциация продукта, потребность в капитале, более высокие издержки, доступ к каналам распределения

политика правительства, затрудняющих или препятствующих появлению новых компаний в данной отрасли), реакция существующих конкурентов)



рыночная сила поставщиков (Поставщики - мощный фактор воздействия: поставляемый товар составляет существенную часть издержек отраслевой продукции, критически важен для отраслевого производственного процесса, в значительной степени влияет на качество отраслевого продукта, они представляют собой всего нескольких компаний, являются более сплоченными по сравнению с отраслью, которой они продают товары, они являются крупными поставщиками, обладающими хорошей репутацией, спрос на продукцию которых растет, компаниям потребляющей отрасли дешевле покупать компоненты у них, чем производить их самостоятельно; Слабая рыночная власть поставщиков: поставка стандартного товара, которым свободно торгуют многочисленные поставщики, на рынке достаточно хороших товаров-заместителей, обслуживаемая отрасль является для поставщиков основным покупателем)

рыночная сила покупателей (Значительное влияние покупателей: значительные размеры покупателя, большие объемы приобретаемой им продукции, «жесткость» поведения на переговорах с продавцами, приобретаемые товары стандартны или не дифференцированы (покупатели без существенных издержек могут найти альтернативного поставщика), продукция, предоставляемая отраслью-поставщиком, не влияет на качество товаров и услуг покупателей)

угроза появления товаров или услуг-заместителей (устанавливается потолок цен, которые могут взимать за свою продукцию компании данной отрасли (без того, чтобы не побудить покупателей перейти на товары-заменители), потребители сравнивают показатели цены и качества продукции компании и товаров-заменителей)

соперничество уже имеющихся конкурентов (в данной отрасли) между собой (Факторы усиления остроты конкуренции в отрасли: увеличение числа конкурентов при уравнивании их размеров и мощностей, медленный рост спроса на продукцию, у конкурентов возникает соблазн использовать снижение цен или другое оружие конкуренции для увеличения объема сбыта своей продукции, покупатели не несут значительных издержек на замену одного товара другим, один или несколько конкурентов не удовлетворены занимаемым на рынке положением и предпринимают меры для исправления ситуации за счет соперников, выйти из бизнеса дороже, чем остаться в нем и конкурировать)

Позиция в отрасли.




Типовые стратегии, их разновидности.




Конкурентное преимущество

меньшие издержки

дифференциация

Сфера конкуренции

широкая цель

1

2

узкая цель

3

1 - лидерство за счет экономии на издержках – широкий спектр товаров по сравнительно низкой цене.

Пример: корейские судостроительные компании (разнообразные типы судов, хорошего качества, по ценам более низким, чем японские судостроители). 2 - дифференциация – широкий спектр высококачественных товаров по сравнительно высокой цене.

Пример: автомобильные компании БМВ, «Мерседес», японские судостроительные компании. 3 - фокусирование (стратегия рыночной ниши) – ориентация на относительно узкую группу покупателей. Стратегия фокусирования может осуществляться на основе производства как простых, стандартных товаров с меньшими издержками, чем в стратегии 1 (сосредоточение на издержках), так и специализированной продукции по сравнительно высокой цене (сфокусированная дифференциация).

Понятие "страны базирования".



Страна базирования (home base) – страна, в которой создаются и поддерживаются основные конкурентные преимущества компании (здесь вырабатывается стратегия компании, создаются и поддерживаются базовый продукт и технологические процессы, локализованы наиболее производительные работы и сконцентрирована самая квалифицированная рабочая сила) (М.Портер, 2000)

8. Теория конкурентных преимуществ М.Портера.


Источники конкурентного преимущества.

те условия, которые позволяют создавать или удерживать конкурентные преимущества, источники могут быть 1 в сфере основной деятельности фирмы 2 в сфере вторичной деятельности эти сферы деятельности образуют цепочку ценностей фирмы

Цепочка ценности фирмы.

система видов деятельности между которыми существуют связи, возникающие когда одна деят-ть влияет на другие,

Система ценности.

Цели компаний во многом зависят от структуры собственности, мотивации владельцев и держателей ценных бумаг, характера управления корпорацией, от побудительных мотивов, определяющих деятельность высшего управленческого звена

Создание конкурентного преимущества.

Фирма добивается КП, т е создает КП если находит новые способы для какой-либо деятельности при условии что этот способ более выгоден чем ранее использовавшийся и эффекивнее чем спосов конкурентов, это – осуществление «инноваций», нахождение нового способа конкурировать в своей отрасли (изменение товара, производственного процесса, технологии, маркетинговой стратегии)

Понятие нововведения.

Нововведение (innovation) – коммерческое использование изменений, находящих свое выражение в обновлении товара, производственного процесса, организационной структуры и т.п. (появление новых технологий, новые или изменившиеся запросы покупателей, появление нового сегмента отрасли, изменение стоимости или наличия компонентов производства, изменение государственного регулирования)

Удержание конкурентного преимущества.

продолжительность удержания КП зависит:

от источников КП более высокого (патенты, уникальные товары, репутация, связи с клиентами), низкого уровня (дешевая раб сила, сырье, эффект масштаба, применение нового оборудования, заимствованного у конкурентов)

от количества имеющихся КП, Если фирма располагает только каким-либо одним источником конкурентного преимущества, то это делает ее положение непрочным. Фирмы, долгие годы, удерживающие лидерство, стремятся обеспечить себе как можно больше преимуществ.

от постоянной модернизации создание новых преимуществ, усилении уже имеющихся, расширением набора источников преимущества, их совершенствовании, перехода к преимуществам более высокого ранга

Иерархия источников конкурентного преимущества: источники преимущества низкого и более высокого ранга (уровня).

См выше.

9. Теория конкурентных преимуществ М.Портера (1-й детерминант).


Факторные условия (параметры факторов), их состав, роль в создании и удержании конкурентного преимущества.

Ф-ры – важный параметр, первый параметр ромба. Важно не только количество т е запас ф-ров, но и скорость их создания.

Ф-ры: 1 людские рес-сы (кол-во, квалификация, стоимость, продолжительность трудового времени и тудовая этика)

2 физическе рес-сы (кол-во, кач-во, доступн-ть, стоимость земельн уч-ков, воды, полезн ископаемых, электроэнергии и лесн рес-сов, климатические условия, часовой пояс)

3 ресурс знаний (совокупн-ть научной, технич, коммерч инфы влияющей на ТиУ)

4 денежные рес-сы (кол-во и ст-ть капитала) 5 инфраструкткра (транспорт, связь, почта, перевод платежей межд банками)

фирмы имеют преимущ-во если у них доступные и дешевые или высококач-ные рес-сы, но зависит не от наличия а от эффективного исспользования.

Иерархия факторов: по степени развитости (основные, развитые), по степени специализации (общие, специализированные).

Основные: прир рес-сы, климат, геогр положение, неквалиф раб сила (их получ о наследству или при незначительн капловложениях; их роль снижается из-зи сокращения потребностей в них, из-зи закупок за рубежом, мобильности, они имеют важн значение в добывающ отраслях, в СХ)

Развитые: инфра, квалифицированная раб сила, и т п – позволяют достичь КП высокого ур-ня.

Общие: можно применить в любом виде деятельности, во многих отраслях и специализациях, специализированнные дают более прочную и долговременную основу для КП.

10. Теория конкурентных преимуществ М.Портера (2-й детерминант).


Условия (параметры) спроса, их роль в создании и удержании конкурентного преимущества.

Спрос хар-ся структурой, объемом и характером роста, интернационализацией спроса на внутреннем рынке.

Структура внутреннего спроса.

Фирмы имеют КП если спрос на внутр рынке характеризуется след параметрами: 1 значительная его часть приходится на глобальные сегменты рынка 2 покупатели предъявляют повышенные требования 3 потребность в стране базирования возникает раньше чем в других странах

Величина (объем) спроса и характер его роста.

Объем и хар-р спроса дают КП если: 1 за рубежом спрос на товар пользующийся большим спросом на внутренем рынке 2 большое число независимых покупателей 3 внутренний спрос быстро растет 4 внутренний рынок быстро насыщается

Интернационализация спроса на внутреннем рынке.

Интернационализация спроса – процесс создания спроса зарубежом путем обслуживания зарубежных клиентов на внутреннем рынке, т е когда отдается предпочтение зарубежным потребителям: существуют мобильные или многонациональные внутренние покупатели (туристы, МНК) имеется возможность влиять на спрос зарубежных покупателей (например ученые перенимают технологию и оборудование страны-лидера)


11. Теория конкурентных преимуществ М.Портера (3-й детерминант).


Отрасли-поставщики (поддерживающие отрасли) и родственные отрасли, их роль в создании и удержании конкурентного преимущества.

Отрасли-поставщики или поддерживающие отрасли (supporting industries) – отрасли-поставщики, которые снабжают компании, выпускающие конечную продукцию, сырьем, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, и оказывают существенное влияние на их конкурентные преимущества (эффективный доступ к дорогостоящим ресурсам, координация деятельности поставщиков, роль поставщиков в процессе нововведений и повышение качественных показателей производства)

Родственные или связанные отрасли (related industries) – отрасли, в которых фирмы могут взаимодействовать между собой в процессе осуществления различных видов деятельности, способных оказать влияние на стоимость или эффективность других видов деятельности (взаимодополняющие продукты, взаимодействие в сфере развития технологий, производства, маркетинга, сервиса)

Кластеры национальных конкурентоспособных отраслей.

Кластер (clustering) – сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, торговых объединений и пр.) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу.

Состав кластера:

- компании готового продукта или сервисные компании (заключительная стадия технологической цепочки);

- поставщики специализированных факторов производства, компонентов машин, а также сервисных услуг;

- финансовые инстититуты;

- фирмы, работающие в сопутствующих отраслях;

- фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями);

- производителей побочных продуктов;

- специализированные провайдеры инфраструктуры;

- правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований, предоставляющие техническую поддержку (университеты, структуры для повышения квалификации в свободное время);

- организации, устанавливающие стандарты;

- торговые ассоциации другие совместные структуры частного сектора, поддерживающие членов кластера.


12. Теория конкурентных преимуществ М.Портера (4-й детерминант).


Стратегия, структура и соперничество компаний, их роль в создании и удержании конкурентных преимуществ.

от хороктера конкуренции на внутр рынке во мноом зависит система управления, структура компаний (их размер…) при ориентации на глобальую конкуренцию важно учитывать национальные особенности системы упр, структуры и прочая на национальном уровне.

Цели (компаний и отдельных работников), влияние национального престижа и национальных приоритетов.

Цели компаний во многом зависят от структуры собственности, мотивации владельцев и держателей ценных бумаг, характера управления корпорацией, от побудительных мотивов, определяющих деятельность высшего управленческого звена, +см цепочку ценностей фирмы.

Конкуренция на внутреннем рынке.

Чем сильнее К на внутр рынке, тем более сильное преимущ-во имеет фирма на внешнем. Сильная конкур-я заставляет фирмы укреплять свои позиции, выходить на мировой уровень для дальнейшего роста. При сильной нац конкур-ции также создаются благоприятные условия для нац отрасле в целом: конкуренты заимствуют друг у друга прогессивные идеи, развивают их т к идеи в рамках одной нац распространяются быстрее чем межд разныма нациями.


13. Теория конкурентных преимуществ М.Портера.


Влияние случайных событий (перечень событий, имеющих важное значение для конкурентных преимуществ).

Изобретательство / Крупные технологические сдвиги (биотехнология, микроэлектроника) / резкие изменения цен на ресурсы (нефтяной шок) / значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах всплеск мирового или местного спроса / политические решения зарубежных правительств / войны

Деятельность правительства (политика правительства, содействующая формированию национальных конкурентных преимуществ).

Прав-во влияет на все 4 детерминанта ромба Портера: 1 на параметры ф-ров: субсидии, политику на рынке кап-ла (%) и др.

2 на параметры спроса: на кач-во и характер (стандарты качества, проверки соотв стандарт МНК. Ко) на кол-во (гос закупки)

3 на условия развития родств-поддерживающ отраслей (контроль рекламы, регулирование и развитие инфры)



4 на стратегию структуру соперничество фирм: налоги, законодательное ограничение монополий, регулирование инвестиций, регулирование рынка ЦБ.