65-летию Победы посвящается Ответы на вопросы викторины конкурса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
65-летию Победы посвящается Ответы на вопросы викторины конкурса - страница №2/3

Осенью 1941 года Ленинград оказался в кольце блокады, в защиту осажденных первым раздался голос великого казахского акына Джамбула Джабаева: "Ленинградцы, дети мои, ленинградцы, гордость моя..." Годы Джамбула в то время приближались к вековой отметке. Акын-мудрец по-прежнему был зорок душой, пропускал через себя все полнокровие жизни.
Однажды в голосе Юрия Левитана прозвучала особая трагическая нота - был взят в блокаду Ленинград. Лязгнул железный замок фашистский военной машины, заперевший тисками смерти (как оказалось, на долгие 900 дней) великий город и живые души в нем. А для Джамбула - будто задрожали бескрайние казахские степи... Боль, сострадание, святой гнев разлились в душе акына. Он взял в руки домбру, и полились в мир слова, вырвавшиеся из глубины сердца. Джамбул пел, опираясь на всю мощь своей почти столетней жизни, сострадая и пророчествуя:


Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи.
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну, -
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рои,
Золоченых крыш острия...
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!


Не затем я на свете жил,
Чтоб разбойничий чуять смрад;
Не затем вам, братья, служил,
Чтоб забрался ползучий гад
В город сказочный, в город-сад;
Не затем к себе Ленинград
Взор Джамбула приворожил!
А затем я на свете жил,
Чтобы сброд фашистских громил,
Не успев отпрянуть назад,
Волчьи кости свои сложил
У священных ваших оград.
Вот зачем на север бегут
Казахстанских рельс колеи,
Вот зачем Неву берегут
Ваших набережных края,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя,
Ваших дедов помнит Джамбул,
Ваших прадедов помнит он:
Их ссылали в его аул,
И кандальный он слышал звон.
Пережив четырех царей,
Испытал я свирепость их;
Я хотел, чтоб пала скорей
Петербургская крепость их;
Я под рокот моей струны
Воспевал, уже поседев,
Грозный ход балтийской волны,
Где бурлил всенародный гнев.
Это в ваших стройных домах
Проблеск ленинских слов-лучей
Заиграл впервые впотьмах!
Это ваш, и больше ничей,
Первый натиск его речей
И руки его первый взмах!
Ваших лучших станков дары
Киров к нам привез неспроста:
Мы родные вам с давней поры,
Ближе брата, ближе сестры
Ленинграду - Алма-Ата.
Не случайно Балтийский флот,
Славный мужеством двух веков,
Делегации моряков
В Казахстан ежегодно шлет,
И недаром своих сынов
С юных лет на выучку мы
Шлем к Неве, к основе основ,
Где, мужая, зреют умы.
Что же слышит Джамбул теперь?
К вам в стальную ломится дверь,
Словно вечность проголодав, -
Обезумевший от потерь
Многоглавый жадный удав...
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея!
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша семья!
Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
• • • •
Ленинград сильней и грозней,
Чем в любой из прежних годов:
Он напор отразить готов!
Не расколют его камней,
Не растопчут его садов.
К Ленинграду со всех концов
Направляются поезда,
Провожают своих бойцов
Наши села и города.
Взор страны грозово-свинцов,
И готова уже узда
На зарвавшихся подлецов.
Из глубин казахской земли
Реки нефти к вам потекли,
Черный уголь, красная медь
И свинец, что в срок и впопад
Песню смерти готов пропеть
Бандам, рвущимся в Ленинград.
Хлеб в тяжелом, как дробь, зерне
Со свинцом идет наравне.
Наших лучших коней приплод,
Груды яблок, сладких, как мед, -
Это все должно вам помочь
Душегубов откинуть прочь.
Не бывать им в нашем жилье!
Не жиреть на нашем сырье!
• • • •
Предстоят большие бои,
Но не будет врагам житья!
Спать не в силах сегодня я...
Пусть подмогой будут, друзья,
Песни вам на рассвете мои,
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!

(сентябрь 1941. Перевод с казахского М. Тарловского)

Эти стихи посвященные защитникам блокадного Ленинграда поднимали боевой дух блокадников, давали им силы сражаться далее, не сдаваться на милость врагу.

Задание 2

Выберите правильный ответ.

Участник обороны Москвы, военный корреспондент, автор слов песни «Землянка» на музыку композитора К. Листова.


  • Алексей Сурков



Задание 3

Назовите автора и героя этого очерка:

В землянке врач с удивлением посмотрел на его руки с облезшей кожей, изуродованные, сожженные, и сказал недоумевающе: - Что это такое?

- Шов чеканил, товарищ доктор,- сказал он, сжимая зубы от боли.

- А разве нельзя было остановиться в дороге?- сказал доктор. – Не маленький, сами понимаете, в такой мороз так залиться бензином…

-Остановиться было нельзя, - сказал он.

- Почему? Куда такая спешка? Куда вы везли бензин?

- В Ленинград вез, фронту, - ответил он громко, на всю землянку.


  • Автор очерка Николай Тихонов «Руки».

В очерке повествуется о человеке, который на фронте был простым шофером. Однажды зимой он вез в блокадный Ленинград цистерну горючего. По дороге от сильного мороза цистерна лопнула по шву. Тогда мужчина взял зубило, молоток, кусок мыла и стал чеканить шов. Бензин лился ему на руки. Он жег ледяным огнем, пропитывал насквозь рукавицы, просачивался на рукава гимнастерки. Шов приходилось замазывать каждые двадцать километров, но все- таки груз был доставлен… В землянке врач с удивлением смотрел на руки с облезшей кожей, изуродованные и сожженные. Но наш герой выдержал. Он только повторял: «Боль мы в зубах зажмем».

Я считаю, что это тоже настоящий подвиг простого русского человека!



V «Этот день мы приближали, как могли…»

Задание 1 Кроссворд «Города - герои»



У



А



Д

Е

С

С

А

Н

О

В

О

Р

О

С

С

И

Й

С

К






И

Н

С

К



М

О

Л

Е

Н

С

К



О

Л

Г

О

Г

Р

А

Д



Е

Р

Ч

Ь



О

С

К

В

А

10Б

Е

Л

Г

О

Р

О

Д


Задание 2

На таких боевых машинах и самолетах советские летчики били фашистов. Укажите тип боевой техники и область ее применения

  1. e:\катя\сканирование0003.jpg- танк Т-70

Т-70 — советский лёгкий танк периода Второй мировой войны. Разработан в октябре — ноябре 1941 года на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) под руководством Николая Александровича Астрова, ведущего разработчика всей отечественной линейки лёгких танков того периода. В январе 1942 года Т-70 был принят на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Производство Т-70 продолжалось до июня 1943 года, когда он был заменён на сборочных линиях более мощным лёгким танком Т-80. Всего был выпущен 8231 танк этого типа.

Начиная с лета 1942 года лёгкие танки Т-70 приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны. Апогеем их боевой службы стала Курская битва, после чего они стали исчезать из частей Красной армии, хотя отдельные экземпляры использовались вплоть до конца войны. По количеству выпущенных машин Т-70 стал вторым по численности типом танков в Красной армии 1941—1945 гг. На базе Т-70 в конце 1942 года была построена лёгкая самоходно-артиллерийская установка непосредственной поддержки пехоты СУ-76, ряд прототипов лёгких танков с улучшенным вооружением или эргономикой и опытные образцы зенитных танков. Вскоре после окончания войны Т-70 был снят с вооружения Советской армии. Достаточно большое количество подобных танков сохранилось до нашего времени в военных музеях и мемориалах России, государств СНГ и стран дальнего зарубежья.



Лёгкий танк Т-70

Т-70 (Т-70М)

Боевая масса, т

9,2 (9,8)

Экипаж, чел.

2

История

Количество выпущенных, шт.

8231

Размеры

Длина корпуса, мм

4285

Ширина корпуса, мм

2348 (2420)

Высота, мм

2035

Клиренс, мм

300

e:\катя\сканирование0004.jpg

  1. - танк Т-34 – 85

T-34 (или «тридцатьчетверка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускавшийся с 1940 года, и с 1944 года являвшийся основной боевой единицей бронетанковых войск СССР. Стал самым массовым танком Второй мировой войны. Серийный выпуск Т-34 и его модификаций осуществлялся в военные и послевоенные годы. Последняя из модификаций (Т-34-85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.

Благодаря своим боевым качествам Т-34 был признан рядом специалистов лучшим средним танком Второй Мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, эксплуатационными и технологическими характеристиками.



Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени дошло большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

изображение

Т-34 образца 1940 года

Классификация

средний танк

Боевая масса, т

25,6

Компоновочная схема

классическая

Экипаж, чел.

4

История

Годы производства

1940—1944

Годы эксплуатации

с 1940

Количество выпущенных, шт.

33 929







Размеры

Длина корпуса, мм

5920

Длина с пушкой вперёд, мм

5964

Ширина корпуса, мм

3000

Высота, мм

2405

Клиренс, мм

400

Бронирование

Тип брони

стальная катаная поверхностно закалённая















































































Вооружение

Калибр и марка пушки

76-мм Л-11

Тип пушки

нарезная

Длина ствола, калибров

30,5

Боекомплект пушки

77







Прицелы

телескопический ТОД-6 обр. 1940 года, перископический ПТ-6 обр. 1940 года

Пулемёты

2 × 7,62-мм ДТ

Подвижность

Тип двигателя

V-образный
12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском

Мощность двигателя, л. с.

500

Скорость по шоссе, км/ч

54

Скорость по пересечённой местности, км/ч

25

Запас хода по шоссе, км

300

Запас хода по пересечённой местности, км

230

Удельная мощность, л. с./т

19,5

Тип подвески

подвеска Кристи

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,62

Преодолеваемый подъём, град.

36°

Преодолеваемая стенка, м

0,75

Преодолеваемый ров, м

3,4

Преодолеваемый брод, м

1,3



  1. e:\катя\сканирование0005.jpg - танк КВ-1

КВ-1 (Клим Ворошилов) — советский тяжёлый танк времён Второй мировой войны. (Обычно называется просто «КВ»: танк создавался под этим именем и лишь позже, после появления танка КВ-2, КВ первого образца получил цифровой индекс.) Выпускался с марта 1940 по август 1942. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне. На 1941 год было запланировано выпустить 1200 танков КВ всех модификаций. Из них на Кировском заводе — 1000 шт. (400 КВ-1, 100 КВ-2, 500 КВ-3) и ещё 200 КВ-1 на ЧТЗ. Однако на ЧТЗ до начала войны было собрано всего несколько танков. Всего в 1940 году было построено 243 КВ-1 и КВ-2, а в первом полугодии 1941 года — 393. КВ-1 имел наиболее высокий уровень защищённости

Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк ни при каких обстоятельствах не пробивался из немецких танковых пушек. Противотанковая артиллерия ему также была не страшна. КВ вызывал противоречивые оценки военных. С одной стороны — неуязвимость. С другой — недостаточная надёжность. С одной стороны — высокая проходимость, с другой — низкая скорость и манёвренность. Да и с проходимостью не всё так однозначно: танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Плюс, он капитально разрушал любую дорогу — за ним уже не могла двигаться колёсная техника (из-за этого КВ всегда ставили в конце колонны).

В общем, по оценкам современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были неуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом, Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве (что немаловажно в военное время).

К недостаткам КВ также относят неудачное расположение люков (например, в башне всего один люк, при пожаре быстро выбраться через него втроём — нереально), а также «слепоту»: танкисты имели неудовлетворительный обзор поля боя (впрочем, это было типично для всех советских танков начала войны).

КВ всех модификаций использовались до самого конца войны.

e:\советские полководцы и военноначальники вовы\сканирование0005.jpg



  1. МИГ-3

МиГ-3 — советский высотный истребитель времён Второй мировой войны.

В годы Великой Отечественной войны МиГ-3 использовался в различных вариантах. Его основные качества — большой потолок (12 тыс. м) и скорость на высотах более 5 тыс. м позволяли нашим лётчикам успешно вести бои с вражескими бомбардировщиками и разведчиками. К началу войны истребителей МиГ-3 было в строю значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них было переучено немало лётчиков. Нашёл себе применение как высотный ночной истребитель в системе ПВО, где его большой потолок (до 12 000 м) и скорость на высотах были решающими. Так он в основном и применялся до конца войны, в частности, охраняя Москву. На фронтах МиГ-3 применялся в 19411943 гг. (на Брянщине, на Кубани, в Молдавии и в Крыму).

Широко и успешно использовался как истребитель-бомбардировщик, с установкой под крыльями шести-восьми РС-82 (опыты с РБС-132 и РОФС-132) или двух ФАБ-50. Самолеты МиГ-3 были единственными среди истребителей нового типа, получившими в предвоенное время бомбодержатели и доведенную проводку системы сбрасывания. Также успешным было применение МиГ-3 как разведчика.

На МиГ-3 сбил вражеский самолет 22 июля 1941 года в самом первом бою над Москвой лётчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы Марк Галлай, на этом же самолёте в начале войны летал и одержал свою первую победу А. И. Покрышкин (сбил Ме-109Е), один из асов ВВС РККА.



  1. e:\советские полководцы и военноначальники вовы\сканирование0006.jpg ЯК-9

Як-9 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 годы, всего было построено 16769 самолётов.

Як-9 явился закономерным продолжением истребителей Як-1 и Як-7. при создании этого самолета был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого применения Як-1 и имелась возможность более широкого применения дюралюминия, в котором страна испытывала уже не такие большие затруднения, как в начале войны. Использование металла позволило, в частности, существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения запаса горючего, либо для оснащения самолета более мощным вооружением и более разнообразным спецоборудованием.

Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. В середине 1944 г. самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Выпуск Як-9 на заводе N153 достигал 20 самолетов в день.

Як-9 выпускался на трех крупных заводах (NN 153, 166, 82), принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы. Все модификации истребителя обладали отличными летно-техническими характеристиками, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям. Первым серийным самолетом стал Як-9 с двигателем М-105ПФ. Як-9 с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П являлся фронтовым истребителем. Он представлял собой серийный самолет, прототипом для которого послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ.

Вооружение Як-9 было аналогично Як-7ДИ — одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 патронов и один (левый) синхронный пулемет УБС с боезапасом 200 патронов. Полетная масса по сравнению с облегченным вариантом Як-7ДИ увеличилась до 2870…2875 кг, что объяснялось в основном более низкой культурой производства и менее жестким массовым контролем на серийных заводах по сравнению с опытным производством ОКБ А. С. Яковлева. Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, легким в управлении. Он имел значительное преимущество в воздухе перед другими отечественными истребителями и истребителями противника.

Впервые в боевых действиях Як-9 принял участие во время советского контрнаступления под Сталинградом во второй половине декабря 1942 года.



  1. e:\советские полководцы и военноначальники вовы\сканирование0007.jpg ПО-2

У-2 — многоцелевой биплан, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1928 году. У-2 разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. Первый полёт был выполнен 7 января 1928 года под управлением М. М. Громова.

По схеме самолёт У-2 - типичный биплан с мотором воздушного охлаждения М-11 мощностью 100 л.с. Этот самолёт имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи и других областях. Существовали штабные и санитарные, предназначенные для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые и многие другие модификации.

В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У-2 (У-2ВС), который мог брать с собой 6 8-килограммовых бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.

С началом Великой Отечественной войны имевшиеся под рукой стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Доработка проводилась как в ОКБ Поликарпова, так и на серийных заводах и в действующей армии силами инженерно-технического состава строевых частей и авиаремонтных мастерских. Вследствие этого конструкция боевого У-2 имела большое количество различных вариантов. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 кг до 350 кг.

В 1943 году число полков, оснащённых У-2, достигло максимума — на фронте действовало до 70 авиаполков ночных бомбардировщиков и разведчиков.

После смерти Н. Н. Поликарпова в 1944 году самолёт в честь его создателя переименовали в По-2. У-2 строился серийно до 1953 года, было построено 33000 машин.

У-2 широко применялись для т. н. «беспокоящих налётов» по ночам на прифронтовые расположения войск противника.

Несмотря на небольшую бомбовую нагрузку, подобные бомбардировки имели определённый эффект. С малой высоты бомбометание производилось с очень высокой точностью, несмотря даже на тёмное время суток и примитивные средства прицеливания. После сброса бомб бомбардировщик пытался быстро уйти, набирая максимальную скорость. . По воспоминаниям советских пилотов, летавших на У-2, после заводской доработки самолёта в 1942-м году бомбовая нагрузка была существенно увеличена — до 250 кг (в отдельных случаях — до 500 кг), вылеты производились иногда до шести-семи раз за ночь. «Рус фанэр» — так солдаты вермахта прозвали У-2, доставляли массу хлопот для противника в прифронтовой полосе.

Самолёты У-2 использовались также для прыжков с парашютом, например, на тренировках.

Осенью 1941 в ВВС СССР было начато формирование авиационных частей, укомплектованных женщинами. Один из женских авиаполков имел на вооружении самолеты У-2: 46-й («Таманский») гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк. По бытующей легенде, лётчиц 46-го

гвардейского полка солдаты противника называли «ночными ведьмами». По другой версии, это прозвище было дано им французскими пилотами полка «Нормандия-Неман» как комплимент. 23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза. Двум лётчицам — звание Герой России.

e:\советские полководцы и военноначальники вовы\сканирование0008.jpg


  1. ИЛ-2

Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны конструкции Ильюшина. В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его нем. «Betonflugzeug» — «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» — «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod).)

Самый массовый самолёт 1940-х годов. Принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной Войны, а также в войне с Японией. Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1, № 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Всего было выпущено 36163 самолёта. Создан в ОКБ Ильюшина.

Атака с:


  • малых высот (400—1000 м) на пологом пикировании

  • бреющего полёта на высотах 15-50 м, низкая высота, высокая угловая скорость и складки местности должны были защищать самолёт от огня зениток, в то время как броня защищала его от стрелкового огня вражеской пехоты.


<< предыдущая страница   следующая страница >>