6 Меры противодействия терроризму б рис. 15. Последствия взрыва на станции метро «Парк Культуры» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
6 Меры противодействия терроризму б рис. 15. Последствия взрыва на станции метро - страница №1/1



6.7. Меры противодействия терроризму
Б

Рис. 6.15. Последствия взрыва на станции

метро «Парк Культуры», г. Москва
лагодаря комплексному подходу и скоординированным действиям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось реализовать систему превентивных мер противодействия терроризму и обеспечить положительную динамику в работе по выявлению и пресечению актов терроризма и иных проявлений экстремизма на территории России. Однако террористические акты, совершенные в ряде субъектов Российской Федерации, говорят о недостаточной эффективности мер, предпринимаемых в целях обеспечения безопасности населения страны и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от террористических угроз.

К числу наиболее крупных терактов 2010 г. можно отнести взрывы в Московском метрополитене на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры» 29 марта (рис. 6.15-6.17), взрыв 26 мая возле Дворца культуры и спорта профсоюзов г. Ставрополя (рис. 6.18), взрывы 31 марта в г. Кизляре, произведённые двумя террористами-смертниками недалеко от здания школы (рис. 6.19), а также подрыв 9 сентября террориста-смертника вблизи центрального рынка г. Владикавказа (рис. 6.20). В результате лишь перечисленных терактов пострадало 400 чел., из них 77 чел. погибло и 323 ранено.

По данным МВД России, в 2010 г. на территории России зарегистрировано 656 преступлений экстремистской направленности, включая террористическую деятельность.

А



Рис. 6.16. Последствия взрыва на станции

метро «Лубянка», г. Москва
нализ, проводимый в ходе комплексной работы, направленной на повышение эффективности противодействия экстремистским проявлениям, свидетельствует, что за последние годы практически во всех федеральных округах проявился полный спектр экстремистских угроз. Причем степень их опасности и влияния на складывающуюся ситуацию тесно взаимосвязана с экономическими и этноконфессиональными особенностями регионов.

По данным МВД России, на территории Российской Федерации осуществляют деятельность 34 организации экстремистского толка, деятельность 16-ти из которых носит межрегиональный характер. Общее число активных участников деструктивных организаций и движений составляет около 14 тыс. чел., в том числе более 400 лидеров.

В МВД России в 2010 г. проведено 883 командно-штабных, 1 286 комплексных объектовых, 1 962 тактико-специальных учения и 1 425 штабных тренировок.

Силы и средства МЧС России принимали участие в 332-х совместных с ФСБ России, МВД России, Минобороны России и ФСО России антитеррористических учениях. В течение года осуществлена проверка организации управления в кризисных ситуациях и антитеррористической деятельности ряда главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации в 5-ти региональных центрах.

В

Рис. 6.17. Ликвидация последствий взрыва на станции метро «Парк Культуры», г. Москва
ходе проведения командно-штабных учений и тренировок, МВД России, Минобороны России, МЧС России и ФСБ России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществлялась отработка действий при ЧС, в том числе при террористических актах на потенциально опасных объектах. Также уточнены и откорректированы оперативные планы, регламентирующие порядок совместных действий администраций транспортных предприятий при пресечении преступлений террористической направленности и ликвидации последствий возможного биологического, химического, радиационного заражения объектов транспорта при совершении террористического акта, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

С учетом складывающейся обстановки в 2010 г. деятельность Национального антитеррористического комитета (НАК), Федерального оперативного штаба, антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации была направлена на повышение эффективности действий всех ветвей власти, совершенствование правовой основы и координацию предупредительно-профилактических и силовых действий соответствующих федеральных структур в сфере борьбы с терроризмом.

По ежегодному плану Федерального оперативного штаба на территориях всех субъектов Российской Федерации в 2010 г. проводились антитеррористические учения, сценарии которых охватывали различные стороны проявления терроризма.

А



Рис. 6.18. Эвакуация пострадавших

после теракта, г. Ставрополь
нализ осуществляемых НАК мероприятий по предотвращению возможных диверсионно-террористических актов на объектах повышенной опасности и в местах массового пребывания людей свидетельствует о необходимости совершенствования системы реагирования на такие угрозы и оповещения о них населения, а также организации заблаговременной подготовки и информирования различных групп населения о порядке действий в условиях ЧС, вызванных террористическими актами.

В МЧС России в 2010 г. активно проводилась работа по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности. Вместе с НАК была проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы в части, касающейся:

минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

разработки мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему условий, в том числе по обеспечению защищенности потенциально опасных объектов от террористических посягательств;

планирования мероприятий по применению и подготовке сил и средств, привлекаемых к проведению контртеррористических операций.

П



Рис. 6.19. Взрыва в г. Кизляр
ри взаимодействии с силовыми министерствами в Северо-Кавказском федеральном округе, сформированном в 2010 г., создана группировка сил и средств, включающая воинские части, подразделения и органы управления Северо-Кавказского и Южного региональных центров МЧС России, а также группировка сил и средств территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации, предназначенных для защиты населения и территорий от ЧС, в том числе вызванных террористическими актами.

Для ликвидации последствий терактов, произошедших в 2010 г., из числа сил и средств МЧС России привлекалось 2 002 чел. и 494 ед. техники.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации МЧС России участвовало в межведомственных комплексных программах нормативно-правовых, организационных и технических мероприятий по совершенствованию защищенности метрополитена на 2008-2010 гг., а также активно принимало участие в планировании и формировании комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной в 2010 г., и федеральной целевой программы (ФЦП) «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года». Совместно с ФСБ России ведется работа по реализации ФЦП «Антитеррор (2009-2013 годы)» в МЧС России.

В



Рис. 6.20. Последствия теракта,

г. Владикавказ
2010 г. МЧС России приняло участие с привлечением сил и средств МЧС России и территориальных подсистем РСЧС в организации безопасности проведения ряда мероприятий, в том числе: празднования 65-летия Победы в Великой отечественной войне (май); саммита «Россия-ЕС» в г. Ростове-на-Дону (май-июнь); XIV Петербургского международного экономического форума (июнь) и Мирового политического форума в г. Ярославле (сентябрь).

В Минэнерго России меры по противодействию терроризму проводились с целью предупреждения деятельности преступных группировок и отдельных лиц, направленной на вывод из строя элементов Единой системы газоснабжения России (ЕСГ) в регионах и нанесение экономического ущерба Топливно-энергетическому комплексу (ТЭК) страны.

В целях повышения уровня подготовки органов управления РСЧС, организаций (предприятий, объектов) ТЭК в 2010 г. проводились объектовые тренировки (рис. 6.21), занятия с личным составом подразделений охраны по служебной подготовке и с персоналом объектов по действиям в условиях угрозы и возникновения террористических актов.

В



Рис. 6.21. Проведение объектовой тренировки

на элементе ЕСГ
2010 г. значительно расширена практика взаимодействия организаций ТЭК с правоохранительными органами. На основании заключенных договоров с подразделениями вневедомственной охраны, в экипажи мобильных групп, охраняющих наиболее криминогенные участки линейных частей магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, включены вооруженные сотрудники милиции.

Внесение изменений и дополнений в Федеральные законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и «Об оружии» предоставило ОАО «АК «Транснефть» и ее дочерним обществам, осуществляющим эксплуатацию магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и являющихся их собственниками, право на вооруженную охрану объектов собственными подразделениями охраны.

В Минтрансе России меры по противодействию терроризму проводились с целью обеспечения безопасности объектов транспортной комплексов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.

В целях совершенствования нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму Минтрансом России был разработан и в 2010 г. принят ряд федеральных законов, распоряжений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регламентирующих:

требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена;

процедуры оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и др. вопросы.

Согласно данным Росавтодора, в 2010 г. на автомобильных дорогах федерального значения произошло 2 террористических акта, а также имели место 3 случая обнаружения неразорвавшихся боеприпасов.

По данным Росжелдора, за 2010 г. подразделениями федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ФГП ВО ЖДТ России) зарегистрировано свыше 800 случаев незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта, в том числе свыше 100 анонимных сообщений о минировании объектов транспорта, обнаружено 115 ед. взрывчатых веществ и боеприпасов, свыше 300 подозрительных бесхозных предметов. Всего за 2010 г. на объектах железнодорожного транспорта совершено 17 случаев террористических проявлений, в том числе 16 подрывов на Северо-Кавказской и 1 случай подрыва на Октябрьской железной дороге (рис. 6.22).

В



Рис. 6.22. Ликвидация последствий взрыва

на перегоне между ж/д станциями

«Броневая» и «Ленинский проспект»
2010 г. ФГП ВО ЖДТ России принимало участие в межведомственных совещаниях по вопросам взаимодействия подразделений органов внутренних дел и ведомственной охраны при обеспечении охраны объектов олимпийской инфраструктуры. По итогам проведенных мероприятий утверждено совместное указание «О безопасности объектов олимпийской инфраструктуры».

Структурными подразделениями ведомственной охраны железнодорожного транспорта в 2010 г. проведено свыше 6,8 тыс. учений и тренировок, в том числе около 100 – совместно с органами МВД России, ФСБ России, МЧС России и ОАО «РЖД» по совершенствованию взаимодействия в вопросах обеспечения безопасного функционирования объектов железнодорожного транспорта.



На состояние работы ведомственной охраны по предотвращению антитеррористических проявлений на объектах железнодорожного транспорта негативным образом сказывается недостаточная численность работников совместных специализированных групп ведомственной охраны и милиции, а также значительная протяженность участков обслуживания.