5. Виды эк-ких с-м. Критерии классиф-и Экономическая система - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
5. Виды эк-ких с-м. Критерии классиф-и Экономическая система - страница №1/3




5. Виды эк-ких с-м. Критерии классиф-и

Экономическая система – совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства распределения, обмена и потребления экономических благ.

Виды систем:



Традиционная. Существует в ряде слаборазвитых стран. Экономические роли членов общества определяются обычаями и традициями, а также наследственной и кастовой принадлежностью. Её основные черты.

Такая эк-ка существует во многих развивающихся странах.



  1. Низкий уровень развития производительных сил этой эк-ки. НТР обходит стороной эти традиционные экономики. Отсюда низкий уровень жизни в этих странах. Основываются на отсталых технологиях, ручном труде, натурально-общинном хозяйстве, мелком товарном производстве. Промышленного производства нет,

  2. Традиционная эк-ка носит застойный хар-р – здесь низкие темпы эк-го роста. На редко темпы роста народонаселения опережают темпы увеличения объёмов производимого ВНП, и тогда пр-во ВНП в расчёте на душу населения уменьшается.



  1. Характеризуется довольно широкой мозаикой различных форм собственности и различных типов эк-х отношений. Здесь причудливо переплетаются родоплеменные эк-е отношения, которые были присущи первобытному обществу, капиталистические производственные отношения вместе с социалистическими эк-ми отношениями.

  2. Традиционная р-я эк-ка управляется, регулируется и контролируется, главным образом, традициями, обычаями и, в значительной степени, религиозными канонами.

  3. торговля развита слабо и только с соседними государствами. Гос-во играет активную роль: следит за соблюдением традиций. Большую роль играет иностранный капитал.

Командно-административная.

Результаты системы: а) перевес в сторону тяжелой промышленности и ВПК, б) мало внимания уделяется потребительским товарам, в) невосприимчивость к НТП, г) неконкурентноспособность товаров на мировом рынке, д) дефицит товаров и наличие теневой экономики, е) низкий уровень жизни по сравнению с капиталистическими странами.

Существовала в Германии (30-е гг.) и в СССР (до 91 г.). Её основные черты:



  1. Монополия одной формы собственности.

  2. Централизованное, директивное планирование развития общ-го пр-ва, при этом планы доводились до каждого предприятия. Эти планы принимали форму закона. Степень выполнения этих планов предприятиями было главным приоритетом в оценке их деятельности. Но тогда каждое предприятие старалось получить заниженный план, чтобы легче его выполнять, ходить в передовиках и получать различные премии. Централизованное, плановое распределение всех эк-х ресурсов между отраслями и предприятиями по утверждённым гос-ом фондам.

  3. Государственное регулирование р. цен на большинство производимых товаров. Свободной игры р. цен в зависимости от спроса и предложения и стоимости товаров в эк-ке не было. Это значит, что предприятия не получали точных сигналов, что производить и сколько производить.

  4. Административная эк-ка управлялась и регулировалась практически одним механизмом государственного регулирования. р. механизм был деформирован жёстким и подчас бюрократическим государственным регулированием. Поэтому р. механизм не мог быть эффективным.

  5. Самостоятельность предприятий, их эк-я свобода были ограничены, стеснены жёсткими рамками установленных планов, а их заинтересованность в повышении эффективности своей работы была очень слабой, потому что вся производимая ими прибыль практически изымалась в госбюджет

  6. В административной эк-ке проводилась сильная социальная политика, суть которой в том, что все стороны жизни человека и семьи социально защищались государством. Начиная от рождения и заканчивая смертью. Эту сис-му социальной защиты западные страны взяли у нас на вооружение.

Рыночная.

  1. Наличие свободной рабочей силы, производством продукции, удовлетворяющей потребности покупателей и приносящей максимальную прибыль. Цель - уменьшить издержки по сравнению с конкурентами. Для кого? – для потребителя с наивысшим доходом.

  2. Внимание к социальной защите не уделено совсем.Роль гос-ва минимальна: осуществить защиту частной собственности, издавать законы

  3. Полный либерализм, т.е. полная эк-й свобода всех субъектов этой р-й эк-ки, но в строгих законодат. рамках

  4. Превалирует частная собственность на средства и результаты пр-ва.

  5. Либеральная р-я эк-ка управляется, регулируется, стимулируется и контролируется рын-м механизмом хозяйствования, (“невидимая рука Адама Смита” или “знаменитый пятиугольник”), включающим пять основных эл-ов:

- колебания массы и нормы прибыли, за которыми все фирмы внимательно следят и которыми все они руководствуются.

Р. цены, свободно формирующиеся под влиянием С и П и их колебание вокруг стоимости товаров.

- Конкуренция

- Спрос на товары. Спрос – самый мощный двигатель любой р-й эк-ки. Спросовые ограничения – самый мощный её тормоз.

-Предложение товаров. Но предложение всегда едёт за спросом. В этом тандеме ведущим явл-ся спрос, а предложение будет.

- Ставка процента за те кредиты, которые предоставляют банки фирмам.

6) В либеральной р-й эк-ке специфическая социальная политика, идеология которой в том, что все трудоспособные члены общ-ва должны социально защищать себя и свои семьи сами, своим трудом, а гос-во должно предоставлять им для этого благоприятные условия: не допускать большой безработицы, создавать новые рабочие места, разрешать вторичную и третичную занятость

Смешанная Её основные черты.

Существует практически во всех развитых странах мира.

1) Многообразие форм собственности. Здесь функционируют: -Частная форма собственности- Государственная- Кооперативная (Коллективная)

Этим 4-м видам собственности соответствует и четырехсекторная модель эк-ки. Сектора этой эк-ки:

- Частный

- Государственный

- Коллективный

- Индивидуальный

Эк-ты называют это плюрализмом форм собственности.


  1. Смешанная р-я эк-ка управляется и регулируется двумя механизмами, причём оба хорошо развиты. Во-первых, механизмом рыночного регулирования, во-вторых, механизмом гос-го регулирования, но при этом механизм рыночного регулирования остаётся основным, но механизм гос-го регулирования в этой сис-ме действует не только тогда, когда эк-ка в состоянии кризиса, а постоянно, он как бы дополняет, усиливает и корректирует механизм рын-го регулирования.

  2. Все субъекты бизнеса обладают довольно полной эк-ой свободой, т.е. по своему существу смешанная эк-я сис-ма в какой-то мере либеральна. .. Предприниматели и рабочие принимают самостоятельные решения

  3. В смешанной р-й эк-ой сис-ме гос-во разрабатывает и осуществляет сильную социальную политику, , гос-во проводит антимонопольную политику, социальную и налоговую и др., которые направлены на повышение жизненного уровня населения и экономического роста. Гос-во дает ряд общественных благ.

Переходная. Исходной точкой является кризис, далее трансформация экономики. Особенности: 1) наличие особых переходных форм, 2) резкое обострение социальных противоречий, 3) социальное расслоение, 4) длительный период – несколько десятилетий.

4. Проблема выбора в эк-ке. Кривая пр-венных возможностей.

Владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовать эти ресурсы по своему усмотрению.В конечном счете, потребитель решает, что должна производить экономика, и только в этих рамках поставщики ресурсов могут делать свой выбор.

Ограничение ресурсов порождает проблему экономического выбора: что производить, как и для чего производить. Решение этой проблемы – кривая производственных возможностей.

А и В – два различных продукта. Совершенство технологии, ресурсообеспечение и развитие эконом. отношений сдвигает кривую производственных возможностей вправо. Различные варианты решения проблемы выбора порождают различные типы экономических систем



Кривая производственных возможностей.

Основные положения этой кривой:

При полной занятости всех ресурсов общество может производить строго определенный ассортимент продукции. В этом и заклю­чается принцип ограниченности, редкости ресурсов. Ограниченность ресурсов, с помощью которых осу­ществляется процесс производства различных товаров, вынуждает делать выбор между относительно редкими ресурсами. Поэтому необходимо принимать решение о том, какие товары и услуги производить, а от производства каких товаров и услуг следует отказаться.

общество в этом случае будет нести вменённые издержки производства – это то количество пр-та, от производства кот. нужно отказаться чтобы увеличить производство др.

Предположим, что экономика сталкивается с необходи­мостью выбора между альтернативами: производить, ска­жем, продукт А — средства производства, или продукт Б — предметы потребления. Всякое увеличение производст­ва продукта А потребует переключения части ресурсов с производства продукта Б и наоборот.

Рассмотрим на условных данных альтернативные комби­нации продукта А и Б, которые общество может выбирать.

Возможности производства продукта А и Б при полном использовании ресурсов, тыс. шт.:

вил продукции: производственные альтернативы:

А Д

продукт А 10 9 7 4 О



продукт Б 0 1 2 3 4
Согласно альтернативе А наша экономика направила бы все ресурсы для производства продукта А, т.е. товаров производственного назначения, а при альтернативе Д все наличные ресурсы были бы использованы на производство продукта Б, или предметов потребления.

По мере продвижения от альтернативы А к Д мы увеличиваем производство предметов потребления за счет переключения ресурсов с производства средств производ­ства. Двигаясь в этом направлении, общество удовлетво­ряет свои текущие потребности. Напротив, двигаясь от альтернативы Д к А, общество выбирает политику воздер­жания от текущего потребления, направляет ресурсы для увеличения производства средств производства. Это явление получило название закона возрастающих вменен­ных издержек. Закон возрастающих вмененных издержек (дополни­тельных затрат) отражает свойство рыночной экономики, согласно которому для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться поте­рей всевозрастающего количества других товаров.

Из приведенного следует, что экономические ресурсы редки. Этот факт не позволяет экономике увеличивать одновременно производство продукта А и Б. Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из ограниченного числа ресурсов. Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость населения, и полный объем производства.

1.,2. Осн. Этапы развития эк.теории. Предмет эк. теории


предмет

У меркантилистов предметом было богатство. Школа физиократов перенесла предмет политэкономии из сферы обращения в сферу производства. Сегодня предмет эк. теории – исследование отношений между людьми по поводу пр-ва, обмена, распределения и потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей..

Экономическая теория изучает закономерности, процессы и явления, вытекающие из экономических отношений, а также сами отношения, практика же изучает результаты и характеры этого воздействия на различных экономических агентах (производ. сферы, соц. сферы и т.д.)

Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими аль­тернативное использование а также Минимизация за­трат и максимизация выгоды. Наиболее характерными функциями экономической те­ории являются: познавательная функция; методологиче­ская функция; практическая функция, целью которой яв­ляется формулировка экономических проблем и путей их решения как теоретической основы экономической по­литики. Важнейшим из них является метод научной абстракции.


Впервые термин “политическая экономия” ввел в науч­ный оборот француз Антуан де Монкретьен

  1. Меркантилизм. XVII в., Англия. Меркантилисты считали, что источником богатства страны является торговля, в особенности внешняя. Для усиления накопления богатства необходимо предоставлять большую свободу купцам и ограничить вывоз золота и серебра из страны. Томас Ман и француз Жан Батист Кольбер,Монкретьен.

В 20 веке идеи меркантилизма перешли во фретейдерство (свободная торговля). Ее сторонники высказываются против различных ограничений свободной торговли и за отмену ряда всемирных торговых объединений.

  1. Политэкономия-Физиократы перенесли основной акцент исследования (в отличии от меркантилистов) непосредственно на произ­водство Франсуа Кенэ и Анн Тюрго

  2. .Классическая политэкономия – (18 в.). В основе богатства страны лежит промышленное производство, малое вмешательство гос-ва в экономику и только собирать налоги Идеи Смита: минимальное вмешательство государства в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободных цен.

Заслуги классической школы:,Главным объектом изучения является сфера производства, а не обращения.,Раскрыто значение труда,Экономика должна регулироваться рынком,Выявила источники доходов всех слоев общества.Давид Рикардо

  1. Неоклассицизм (19 век). Государству следует использовать не только налоговые, но и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики.

  2. Маржинализм. Роль государства заключается в регулировании производственных возможностей общества, а именно предельной полезности каждого продукта. задачу видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования (Менгер, Вальрас)

  3. Марксизм (конец 19 в.). Капитал создается трудом наемных рабочих и присваивается собственником капитала. теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства.

Современное направление эк-кой теории:

7.Кейнсианство. Рыночная экономика не способна самостоятельно выйти из кризиса, поэтому необходимо усиление гос вмешательства. Для недопущения кризиса необходимо поддерживать совокупный спрос на постоянном уровне. предметом анализа является народное хозяйство. Неокейнсианство базируется на идеях известного анг­лийского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воз­действия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым усло­виям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, система­тическое вмешательство государства в экономику (предста­вители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).

8. , институционально-социологи­ческое (20 век) Государство должно регулировать институты рынка путем регулирования прав собственности.Веблен(Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают эко­номику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и со­циально-психологических факторов. Объектом их исследо­вания являются "институты", под которыми подразумевают­ся корпорации, профсоюзы, государство,

9.неоклассического направления было сформулировано положение о том, что и спрос и предложение являются равнозначными элементами меха­низма рыночного ценообразования:

-монетаризм(теория стабилизации эк-ки, в кот главенствуют ден. факторы, контроль гос-ва над ден.массой)

-неолиберализм(нужно сокращать вмешательство гос-ва)



9. Определение понятия “рынок”

Первоначально рассматривается как базар, место розничной торговли.С появлением товарно-денежных отношений появляется определение рынок-обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. Рынок – сфера обращения..С появлением товара рабочая сила появляются такие определения как совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме.

.Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.


следующая страница >>