Похожие работы
|
5. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса - страница №1/4
![]() ![]() Содержание: Введение……………………………………………………………...……….3 1. Общие сведения о направлении подготовки и выпускающей кафедре…4 2. Содержание основной образовательной программы ……………………5 3. Сроки освоения основной образовательной программы ……………….7 4. Результаты освоения основной образовательной программы………….9 4.1. Уровень базовой подготовки студентов……………………………..9 4.2. Тематика курсовых работ (проектов) ……………………………….9 4.3. Организация практик …………………………………………….......9 4.4. Организация государственной (итоговой) аттестации……………..9 5. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса……………….....10 5.1. Обеспечение дисциплин учебно-методической документацией.....10 5.2. Обеспеченность дисциплин основной учебной и учебно-методической литературой. Электронно-библиотечные системы …………………………10 6. Кадровое обеспечение учебного процесса…………………………….....12
Заключение и выводы………………………………………………………14 Приложения Введение Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки, обучающихся по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам требованиям ГОС. Целью проведения самообследования является внутренний анализ всех представляемых к государственной аккредитации основных образовательных программ в отношении соответствия требованиям стандарта и выявления расхождений. Самообследование направления подготовки 100100.62 «Сервис» проводится в соответствии с приказом ректора от 19.10.2013 №177/5 «О подготовке к проведению государственной аккредитации в составе СПбГЭУ» Состав комиссии по проведению самообследования ООП: Председатель комиссии: директор, зав. кафедрой «ТиТС», к.э.н. Шишова О.Н. Члены комиссии: зав. кафедрой «ЭиУ», к.э.н. Голиков В.И. начальник ОКНР Кораблев Н.А. гл. бухгалтер Петрова О.В. зам. директора по УР Пехтерева Е.Е. ст. специалист по УР Романова О.А. зав. библиотекой Смоленцева С.Г. специалист по УР Поздеева Н.Н.
Подготовка бакалавров ведется в филиале СФ СПбГУСЭ. В настоящее время контингент обучающихся по образовательным программам составляет 25 человек. Распределение контингента по курсам представлено в таблице 1 Приложения. Выпускающей кафедрой является кафедра «Техника и технологии сервиса» (далее кафедра «ТиТС»). Год основания кафедры «ТиТС» 2012 год, зав. кафедрой является директор Сосновоборского филиала к.э.н., доц. Шишова Оксана Николаевна. Специальность и направления, по которым кафедра «ТиТС» обеспечивает подготовку специалистов и бакалавров в настоящее время, формы обучения: 100101.65 «Сервис» - заочная, заочная сокращенная; 100100.62 – «Сервис» (по ГОС) – очная, заочная. За кафедрой закреплено 94 учебных дисциплины. Среднегодовой объем учебной работы кафедры составляет 9485,5 часов, из них: аудиторная работа – 9485,5 часов. Свою деятельность по подготовке бакалавров направления подготовки 100100.62 – Сервис кафедра «ТиТС» осуществляет на основании Федеральных законов РФ “Об образовании в РФ”, ”О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Устава университета, Положения о филиале, Государственного образовательного стандарта по специальности, примерного учебного плана и программ дисциплин, разработанных в установленном порядке, плана набора, приказов Министерства образования и науки РФ, ректора Университета и решений Ученого совета вуза, директора филиала и решений Ученого совета филиала, а также иных нормативных документов.
В структуру ООП входят: - концептуальная пояснительная записка, определяющая цели ООП, ее особенности, а также описание вузовского компонента; - государственный образовательный стандарт по соответствующей специальности; - примерный учебный план; - перечень специализаций профессиональной подготовки, реализуемых в рамках специальности, утвержденных Ученым советом филиала; - учебный план по специальности, разработанный в Университете; - совокупность рабочих программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП; - материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации). В соответствии с ГОС ВПО учебный план включает в себя дисциплины федерального компонента, дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплины по выбору студента, а также факультативные дисциплины. Содержание регионального компонента основной образовательной программы подготовки обеспечивают подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим ГОС ВПО. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно дополняют дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. Рабочие учебные планы, разработанные для реализации ООП, утверждены ректором и одобрены Учебно-методическим и Ученым советами университета, согласованы директором филиала. Фактическое значение общего количества часов теоретического обучения, объем учебной нагрузки по циклам дисциплин соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. В блоках дисциплин по выбору студентов имеются альтернативные дисциплины. Обязательный минимум содержания дисциплин отражен в рабочих программах и учебно-методических комплексах. Обязательный минимум содержания основной профессиональной образовательной программы соответствует требованиям государственных образовательных стандартов. Соответствие данного показателя требованиям ГОС был проведен на основе анализа учебных планов специальности и направления подготовки и рабочих программ дисциплин. Результаты анализа представлены в таблице 2 Приложения. Выводы и замечания по разделу 2:
3. Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы 100100.62 «Сервис» соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов. - общий срок освоения основной профессиональной образовательной программы: 4 года; - продолжительность теоретического обучения: 136 недель; - продолжительность практики: 14 недель; - продолжительность каникул: 31 неделя; - продолжительность итоговой государственной аттестации: 6 недель; - максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы: 54 часа; - объем аудиторных занятий в учебном году по очной форме обучения: 27 часов в неделю. Проверка сроков освоения основной образовательной программы на соответствие требованиям ГОС проводилась на основе учебного плана, рабочих программ дисциплин, программ практик, отчетов о проведении практик, календарного учебного графика, расписания занятий. Подробный анализ представлен в таблице 3 Приложения. Выводы и замечания по разделу 3:
4. Результаты освоения образовательной программы 4.1. Уровень базовой подготовки студентов Определение уровня базовой подготовки студентов по основной образовательной программе было проведено в форме Интернет-экзамена. Результаты представлены в таблице 4 Приложения. Согласно утвержденному графику, тестирование студентов направления подготовки 100100.62 «Сервис» заочной формы обучения запланировано на январь 2014 г. 4.2. Тематика курсовых работ (проектов) Проанализированные в ходе самообследования курсовые работы (проекты) (таблица 5 Приложения) позволяют сделать вывод о том, что фактическая доля соответствующих профилю дисциплины курсовых работ составляет 100%. 4.3. Организация практик Объём практик по программе в учебных планах соответствуют ГОС ВПО; программы всех видов практик, их содержание, цели соответствуют общим целям образовательной программы и требованиям ГОС ВПО; заключено 32 договора о совместной деятельности и проведении всех видов практик с предприятиями, учреждениями и организациями; виды контроля прохождения практик представляют собой пакет документов, в который включены направления на практику, дневник, характеристику с места практики и отчеты с последующей защитой. Проведенный анализ свидетельствует, что 100% практик обеспечены документами, регламентирующими их проведение (таблица 6 Приложения).
Анализ учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения показал, что оно в целом соответствует требованиям ГОС ВПО и иным нормативным документам, регламентирующим вопросы обеспеченности учебного процесса основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой. Дисциплины учебного плана обеспечены полностью учебно-методической документацией (таблица 10 Приложения).
Основную роль в информационно-методическом обеспечении учебного процесса выполняет библиотека СФ СПбГУСЭ, являющаяся структурным подразделением отдела научно-технической информации (ОНТИ). Библиотека располагает читальным залом для занятий студентов и преподавателей. Количество посадочных мест в читальном зале -14. Компьютерный парк библиотеки составляет 4 ПК. В библиотеке на ПК имеется доступ к различным ресурсам: полнотекстовой базе методических указаний по всем специальностям и направлениям подготовки, библиотечной системе головного вуза, электронно-библиотечной системе «Айбукс», доступ к которой возможен как с вузовских ПК, так и с домашних ПК студентов и преподавателей филиала. Электронно-библиотечная система - это коллекция электронных версий изданий (книг, журналов, статей и пр.), сгруппированных по тематическим и целевым признакам, в которой реализована система поиска и отбора документов с удобной навигацией, созданием закладок, формированием виртуальных «книжных полок», сервисом постраничного копирования, а также другими сервисами, способствующими успешной научной и учебной деятельности. К настоящему времени введено в эксплуатацию новое поколение программного обеспечения (ПО) – автоматизированная библиотечная система ИРБИС-64, обеспечивающая решение задач сплошной компьютеризации библиотеки, начиная от ввода библиографической записи в ЭК, до управления читательским запросом. Для сотрудников библиотеки проводятся курсы повышения квалификации по информационным технологиям, которые проводят сотрудники библиотечного комплекса головного вуза. Библиотека принимает активное участие во всех мероприятиях филиала: семинарах, круглых столах, конференциях, организуя тематические выставки. Библиотека уделяет большое внимание формированию информационной культуры студентов. С этой целью проходят обучающие занятия «Информационная культура студентов». На занятиях рассказывается о структуре библиотеки, системе традиционных и электронных каталогов, системе ИРБИС. Библиотека проводит встречи с представителями кафедр для решения вопросов книгообеспеченности студентов и в целях информирования преподавателей о возможностях библиотеки и о новых поступлениях. В последние 5 лет вопросы информатизации СФ СПбГУСЭ находились в центре внимания её руководства. Основное содержание информатизации сегодня – это переход от этапа оснащения вуза техническими средствами к технологическому этапу, на котором решаются задачи создания и повышения эффективности технологий в учебном процессе и науке, в административном управлении и сфере коммуникаций. Наличие новейших компьютеров и оргтехники показывает уровень состоятельности и привлекательности вуза как современного образовательного учреждения. Информатизация остается одним из ключевых моментов в прогрессе вуза в целом, и ее состояние очень важно для внутренних целей вуза и внешнего представительства. Библиотечный фонд по образовательной программе укомплектован полностью (таблицы 11, 12 Приложения). 6. Кадровое обеспечение учебного процесса Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса – важнейшее условие, определяющее качество подготовки. Образовательный процесс по специальностям и направлениям подготовки кафедр обеспечивают 47 преподавателей (включая внешних совместителей – 15 чел.), из них с учёной степенью доктора наук и учёным званием кандидата наук - 27 человек. Процент штатных ППС составляет 68 %. Образовательный процесс по специальности и направлениям подготовки обеспечивают 47 преподавателей (включая совместителей и почасовиков), из них штатными являются 32 чел., что составляет 68 % от общего числа ППС. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание (по ставкам) составляет 57%, что соответствует требованиям ГОС. Доля штатных преподавателей, принимающих участие в научной и/или научно-методической деятельности, составляет 100% (таблица 13 Приложения).
Состояние аудиторного фонда и оснащенность лабораторий соответствуют современным требованиям. В филиале установлен беспроводной интернет. В здании имеются компьютерные классы, оснащенные компьютерами, мультимедийными проекторами, колонками, интерактивными досками, многофункциональными печатающими устройствами и современным программным обеспечением: • операционными системами Microsoft Windows ХР, 7; • офисными пакетами: MicrosoftOffice 2007, 2010 – для подготовки отчетов, курсовых работ, рефератов с использованием текстовой, табличной и графической информации, выполнения расчетов, построения графиков, рисунков, формирование электронных презентаций; • информационно-поисковой системой «Консультант плюс» (без ограничения числа пользователей) обновляемой ежедневно; • 1С - для изучения программ автоматизации бухгалтерского учета. • Компас, 3D-инструктор, NanoCad, InScape и ряд других. Внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий непосредственно базируется на новой материально-технической базе филиала. В учебном процессе имеется возможность использовать следующие технические средства, находящиеся в ведении филиала: телевизоры, CD-магнитолы, DVD-проигрыватели, диктофоны, компьютеры, мультимедийные проекторы, колонки, интерактивные доски, многофункциональные печатающие устройства, учебные стенды и оборудование. Во всех аудиториях СФ СПбГУСЭ имеется возможность подключения различных технических и мультимедийных систем и средств, используемых в обучении студентов, многие аудитории оснащены ими стационарно. По дисциплинам учебного плана, по которым предусмотрены лабораторные работы, необходимое оборудование имеется в полном объёме. Сведения об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием приведены в таблице 14 Приложения. Материально-техническое обеспечение достаточно для реализации образовательной программы.
Реализация образовательных программ обеспечивается необходимыми учебно-информационными источниками. Дисциплины учебного плана обеспечены рабочими программами, учебной литературой, собственными учебно-методическими разработками, а также программно-информационными материалами. Все учебные дисциплины основных образовательных программ обеспечены учебно-методическими комплексами, представленными в электронном виде и на бумажных носителях. Доступ к электронным библиотечным системам, а также уровень библиотечного обслуживания соответствует действующим требованиям. За отчетный период значительно расширился спектр информационных источников, и повысилось качество информационного обеспечения образовательного процесса. Филиал располагает достаточным для обеспечения учебного процесса по всем реализуемым образовательным программам количеством учебной, научной и учебно-методической литературы, имеет современную научно-техническую библиотеку, компьютеры, компьютерные сети и компьютерные классы, а также специализированные аудитории и современное оборудование. Филиал располагает квалифицированными научно-педагогическими кадрами, обеспечивающими подготовку по всем циклам дисциплин ООП, представленных к аккредитации. Научные исследования проводятся по ряду приоритетных программ, в значительной степени соответствующих профилю подготовки выпускников. Материально-техническая база, включая аудиторный фонд, учебно-лабораторное обеспечение, средства и формы технической и библиотечно-информационной поддержки учебного процесса достаточны для обеспечения реализуемых направлений подготовки и специальностей. В рамках совершенствования содержания учебного процесса библиотека Филиала осуществляет внедрение новых технологий в процессы обслуживания. Осуществляется развитие электронно-библиотечной системы (ЭБС) как информационного ресурса для образования и науки. Социально-бытовые условия студентов и преподавателей являются достаточными. Специфика программ финансовой поддержки деятельности состоит в ориентации на повышение составляющей внебюджетных средств в обеспечении учебного процесса и жизнедеятельности филиала. Подводя итог, можно отметить, что: - содержание основных образовательных программ (включая учебные планы, графики учебного процесса, рабочие программы учебных дисциплин) соответствуют требованиям государственных стандартов высшего ![]() Приложения Таблица 1 Распределение студентов по курсам Направления подготовки 100100.62 – Сервис
Таблица 2 Обязательный минимум содержания основной образовательной программы 100100.62
Таблица 3 Сроки освоения основной образовательной программы 100100.62
Таблица 4 Результаты контроля знаний в процессе самообследования
следующая страница >> |