4. Туртапка после революции 1917 г - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
4. Туртапка после революции 1917 г - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

Туртапинская средняя общеобразовательная школа




Работу выполнил:

ученик 9 класса

МОУ Туртапинской СОШ

Орешин Юрий Евгеньевич.

Научный руководитель:

Орешина Светлана Юрьевна

учитель русского языка и литературы

МОУ Туртапинской СОШ

Перова Ольга Николаевна

учитель истории

МОУ Туртапинской СОШ


Выксунский район, с. Туртапка,

2009
Содержание






Стр.

Аннотация

Введение


1. Историко – географическое положение села Туртапка

2. Летописная история

3. Отмена крепостного права в Туртапке

4. Туртапка после революции 1917 г.

6. Анализ исследовательской работы

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2


3

5

6



8

19

21



24

26

28



29

30


Аннотация

С 5 класса я с большим удовольствием посещаю кружки при школе «Юный историк» и «Юный экскурсовод». Меня интересует история своего родного края, так как немало есть в ней неоткрытых, неисследованных страниц. С большим интересом провожу экскурсии в школьном краеведческом музее. В 2007, 2008 годах принимал участие в районном конкурсе «Юный экскурсовод», и по результатам исследовательской работы по изучению истории села Туртапка занял соответственно 3, 2 места.

Это побудило меня заняться более детальным изучением истории моего родного села Туртапка. Мудрое изречение: «Мира не узнаешь, не зная края своего» близко и понятно мне потому, что занимаюсь этим уже 5 лет.
Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины.

Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? Я обратился к учащимся и жителям села.


Вот какие ответы я получил.

-«..это интересно, это важно знать, чтобы уважать историю предков»;

- «…всегда интересно, откуда ты родом, уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена»;

-«…история края помогает почувствовать себя частицей Родины, зная историю, чувствуешь гордость оттого, что ты потомок тех, кто сюда пришел первым»;

-«…не зная истории родного края нельзя ощущать себя образованным человеком…»;

- «мне интересно, а кто поселился здесь первым?»


Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.
А как к этому относятся преподаватели?
Многие учителя школы на разных предметах используют краеведческий материал в том или ином виде, отмечая «...тогда слушают внимательнее, повышается интерес, задают вопросы, глубже всматриваются в проблемы». Значит, учителям это тоже нужно.
Важно, очень важно людям не уйти из памяти новых поколений. Ведь старики с удовольствием рассказывают о том, что было, о том, чем была богата и ярка их жизнь. А я ловлю себя на мысли, что окружающие меня люди старшего поколения — это исторические примеры из фактов, описанных в учебнике.
И еще, наверное, главное. У моих одноклассников много проблем, очень много соблазнов, велико желание подстроиться под среду и на все вопросы иметь один ответ: «Не я такой -жизнь такая». Объясняю, жизнь - она всегда — жизнь, какой она будет выбирать тебе. Считаю, что настоящий гражданин должен быть добрым, порядочным, честным, любящим свою Родину, и готовым ради нее на любые жертвы. И помогает в этом краеведение. А еще люди, живущие вокруг и своими жизнями делающие историю. Именно поэтому выбрал такую тему: «Средь муромских лесов дремучих…»(история моего родного села».

Источниками для составления летописи села служат книги краеведа В.Л.Силаева, периодическая печать, документальные материалы, воспоминания местных жителей и личные наблюдения.




Введение

Глубь недр пойму, и сроки углублю,

И с гордостью скажу родному краю:

Люблю и знаю. Знаю и люблю.

И тем полней люблю, чем больше знаю.

Ю.Ефремов

Целью данной работы является изучение истории родного села.
Таким образом, исходя из цели, определяю основные задачи:

- Познакомиться с литературой, изданной по данной теме;

- Дать анализ существующей литературе по истории села Туртапка;

- Обобщить опыт краеведческой работы.

В настоящем исследовании использую следующие основные методы:

- теоретические:



  • анализ литературы по проблеме исследования;

- эмпирические:

  • изучение документов и продуктов творческой деятельности учащихся;

  • анкетирование;

  • беседа.
    Практическая значимость этой работы определяется тем, что:

- проанализирована работа по краеведению в школе;

- результаты работы могут быть использованы учителями школы при организации учебно-воспитательного процесса.





  1. Историко-географическое положение села

Средь муромских лесов дремучих

Раскинулось на годы и века.

Село родное, милая Туртапка,

Родная сердцу матушка – Ока.

М.Калинина

На самой северной отметке нашего района находится село Туртапка. Через него проходит асфальтированное шоссе в г. Навашино, делящее село на две равные части. С востока Туртапку окружают леса, главным образом хвойные - остатки знаменитых муромских лесов. На западе и северо- западе от села протекает река Ока. (рис. 1) Пойма обильно поросла кустарником, дубняком, это значительно сократило площадь лугов.

В 1 километре от села находится озеро Глубокое, которое как и расположенное севернее озера Пискаро (рис. 2) и Ореховец (рис. 3) было в далеком прошлом руслом реки Оки. Места эти заселены людьми с давних пор. Обнаруженные у озёр Глубокое и Ореховец каменные орудия труда: наконечники стрел, копий, ручное рубило каменный нож и другая керамика имеет 5 тысячелетнюю давность( рис. 4). Производивший в 1976 г. раскопки у озера Глубокое профессор О.Н.Бадер (рис.5), отметил наличие здесь не менее 5 стоянок древних людей. На озере Глубоком открыто селище славян XII века.

Сейчас вокруг села на 3 километра раскинулись поля, а совсем недавно 75- 80 лет назад леса шумели у самой околицы. На плане деревни за 1769 г. видно, что лес вплотную подходил к небольшому тогда поселению (рис. 6).

Многие жители и сейчас ходят за водой в «Подель» - родник у речки Туртапки (см. рис.7). Когда-то у этого родника росла большая ель. Говорили, что ходят за водой «под ель». Давно уже нет ели, а выражение « ходить под ель» осталось и превратилось в «Подель».

Почему село имеет такое название? Работники Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории считают, что, по-видимому, слово Туртапка состоит из двух корней Тур и Тапка. Первая часть «тур», вероятно, искажённое марийскае слово "ТУР", означающее " крайний, край, окраина". Вторая часть «Тапка», вероятно, собственное имя основателя села.

Сотрудники Владимирского областного архива полагают, что название «Туртапка» возникло от слова «Туртать», т.е. «беспокоить, тревожить, утруждать». Такое слово есть в словаре В.И.Даля. Мы считаем вторую версию наиболее правдоподобной. В сохранившихся легендах говорится о разбойниках Туре и Тапке, якобы давшим название селу, оно находилось в глухих муромских лесах, вблизи важного торгового пути- реки Оки. Река у села делает поворот, поэтому видно и вверх по течению и вниз на несколько верст.

Пограбил, побеспокоил купчишек и в лес, домой. В 4 километрах проходил еще один торговый путь из Мурома на Арзамас, а через деревню на Темников. Вероятно, первоначальные жители этих мест беспокоили, «утруждали» купцов, которые дали такое речке название. Разбойники не были редкостью на торговых путях в то время.


  1. Летописная история

Первое письменное упоминание о селе (тогда деревня Туртапино) относится к 9 марта 1570 года. В этот день владельцы села помещики Борисовы из г. Мурома подарили его Муромскому Борисоглебскому монастырю «по своих родителях и по своих душах». Если же кто будет «тоё вотчину деревню Туртапино выкупите у монастыря.. за ту вотчину Борисоглебскому монастырю дать 100 рублей денег». ЦГАДА ф.282, 17751.

1569 – 1570 г. Вкладная /данная/ грамота Василия Федорова и Авдотьи Борисовых Борисоглебскому Муромскому монастырю на дер. Туртапино в Унженском стане Муромского уезда (рис. 8).

"Се яз Василей Федоров сын Борисова да яз Авдотья дочь 0фанасевская жена Борисова да своими детми с Никитою да с Семеном с Офанасевым детми Борисова дали есмя великим странотерпцем Борису и Глебу и великим мучеником Фролу и Лавру в домущенской монастыря при архимандрите Федосе с брать ею вотчину своею куплю.

В Муромском уезде в Унженском стану за Окою рекою деревню Туртапино по своих родителях и по своих душах впрок без выкупа в наследие вечных благ, и купчую есмя на ту свою вотчину Борисоглебскому монастырю и архимандриту Феодосию с братьею выдали, а та наша вотчина деревня. Туртапино ни у кого не заложена, ни закабалена, ни в иных ни в каких крепостях не записана. А кто будет в ту нашу вотчину в деревню Туртапино учнет вступатися по каким крепостям и нам от тех крепостей та своя вотчина очищати, а кто будет который вотчину захочет, тое вотчину деревню Туртапино выкупити у монастыря и тому вотчину за ту вотчину Борисоглебскому монастырю дать 100 рублей денег.

А на то послуси Григорий Гаврилов сын Чертков, да Олексей Тимофеев сын Борисов, да Ондей Васильев сын Окрасенскои, да Богдан Кондратьев сын Ищерщиков, а за данную писал Ивашко Басильев сын Парфенов а лета 7078 марта 4 /или 9 / ЦГАДА , ф. 281. Г.К.Э., ф 7751, л 1, подлинник.

Так Туртапка стала монастырским владением. Сколько существовала деревня до этого нам неизвестно. Откуда пришли первые жители? Поскольку заселение славянами происходило с левого берега р. Оки, а на противоположной стороне ее был древний Муром, то можно предположить о бегстве муромских жителей в чащу Муромских лесов. Тем более, что хозяевам были известные в городе купцы Борисовы. А может быть это потомки славянского селища с озера Глубокое?

Борисоглебский монастырь расположен в 18 километрах к северу от Мурома на берегу Ушны в живописной местности высокого коренного берега Оки и поймой реки с плодородными землями и огромными массивами смешанных и хвойных лесов.

В XI столетии широкое распространение получила идея объединения сил для борьбы с захватчиками татарами, поэтому на окраинных землях, в том числе и у Мурома, строились укрепленные монастыри. К этому же времени относится первое о нем упоминание: « в лето

6853/1346/преставился князь Муромский Василий и положен был в его отчине в Муроме в церкви святых Бориса и Глеба в монастыре на Ушне при митрополите Феогноста»

На территории монастыря находится ряд захоронений Борисовых, что даёт основание считать их строителями монастырских церквей, подарившим в свое время Туртапку

Ревизская сказка / перепись / 1719г. крестьян деревни Туртапка, вотчины Борисоглебского монастыря : (рис. 9).

«1719, июля 2. По указу великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всея Великая и Малыя и Белыя России самодержавца в Мурому в приказной Канцелярии перед камендантом Петром Григорьевичем Вердеревским с товарищи Муромского уезду вотчины Борисоглебского монастыря деревни Туртапки староста Андрей Афонасьев со крестьяны сказали без всякой утацки не взирая ни на какие старые и ни новые о дворовом числе и поголовные переписи, но учиня сами переписку правдивую за вотчиною Борисоглебского монастыря в Муромском уезде в Унженском стану в деревне Туртапка от старого до малого последнея младенца поименных крестьян, а в какие лета тому при сем моем письме роспись , а больше за вышеназванною вотчиною в деревне Туртапке крестьян нет.

К сей скаске и роспись Мурому посадский человек Василий Андреев вместо старосты Андрея Афанасьева, что он в сей скаске скал самую самую истинную правду ./ продолжение росписи на листе 220/ не умая ни одной души по его велению руку приложил.

Лист 219 оборотная сторона. Роспись, что за Борисоглебским монастырем в деревне Туртапке крестьян:

А в лета


От году до 5 лет – 9 человек;

От 5 лет до 10 лет – 2 человека;

От 10 лет до 15 лет – 1 человек.

Лист 220.

От 15 лет до 20 лет – 1 человек;

От 20 лет до 30 лет- 1 человек;

От 30 лет до 40 лет – 1 человек

От 40 лет до 50 лет – 1 человек;

От 50 лет до 60 лет – 1 человек;

От 60 лет до 70 лет – 1 человек:

/там же, листы 219 – 220/

1763 год, июля 15. В тот же день крестьяне деревни Туртапка дали поручику Федору Сенявину подписку об обязательстве уплаты денежного оброка в размере одного рубля с души в коллегию экономии, которая частично приводится. Ф. Сенявин заявляет, что действует «по именному ея императорского величества высочайшему указу о церковных имениях комиссии", разведыванию своему в монастырских деревнях и сёлах.

«И по оной инструкции по приезде моём в Муромский уезд в вотчину Борисоглебского монастыря в деревню Туртапку и той деревни староста Иван Никифоров с крестьяны на мирской сход призваны и спрашиваны, которые мне объявили, что они, староста Никифоров с крестьяны, есть ли с них на помянутый Борисоглебский монастырь работы, подводы и работники сняты будут, а земли те которые в оброках имеются , им отданы будут, то они , староста со всеми той деревни крестьяны денежного оброку за все вышеназванное в год по последней бывшей в 1744 г. ревизии в подушной оклад положенной души по одному рублю , и тот оброк в каждой год они платить будут в два срока: первую половину в феврале, другую в сентябре месяцах, о чем они, староста с крестьяны и подписуются.

К подписке священник из села Решного Тимофей Григорьев «руку приложил».

ЦГАДА 6 ф. 280, коллегия экономии, оп. 3, д.56, л.89.

Как видим монастырь взимал со своих подданных налогов и сборов не меньше, чем помещики.

Желая вознаградить возведших её на престол дворян, царица Екатерина 2 остро нуждаясь в землях, проводит в 60 годах 18 века секуляризацию / отобрание / церковных и монастырских земель.

В 1764 г. Туртапка была отобрана у Борисоглебского монастыря и стала казенной, государственной, оказавшись в подчинении потом Муромского окружного управления государственных имуществ Владимирской губернии. Она никогда не была помещичьей, но находилась между графскими землями и лесами П.С.Уваровой, которой принадлежали Карачарово, где она жила, а также Змейка, Липня, Саваслейка, Большое Окулово.

Пески плохо родили, урожайность была низкой, видимо, поэтому не нашлось охотников брать на себя нищенскою деревню.

1763 год, июля 15. Составлена при секуляризации церковных земель и передаче в ведение коллегии экономии.

Опись, учиненная Табольского полевого мушкетерского полку капитаном Федором Сенявиным Муромского уезду Унженского стану Муромского Борисоглебского монастыря деревни Туртапки в Муромском уезде:

Деревня Туртапка состоит при речке Туртапке расстоянием от города в 20 от Борисоглебского монастыря, в 28 от города Касимова, расстояние имеется в 8О верстах, владения Муромского Борисоглебского монастыря. В той деревне Туртапке по последней бывшей в 1744г. ревизии крестьянских 66 душ. К той деревне по писцовым дачам пашенной земли 30, перелогу 10, а всего 40 четвертей в поле. А в дву потому ж в той деревне по расположению крестьянскому имеется 11 тягол, в них считается в каждом тягле по 6 душ. С числа тех тягол сбиралось в показанный монастырь оброку. Тако ж и протчих расходов оной деревни Туртапке крестьяне имелись на денежном оброке и платили в монастырь с каждого тягла по 1 рублю по 9 копеек, а всего 11 рублей 99 копеек.

Да сверху оного оброку со оных крестьян столовых припасов в монастырь сбиралось в год. За холст, за шерсть, за масло коровье, со 11 тягол по 20 копеек с каждого, итого 2 рубли 20 копеек. Яиц со всех тягол 100. Да издерживано оной деревни Туртапки крестьяны на всякие монастырские расходы. Привозили оного монастыря в город Муром на Борисоглебское подворье для топления келей дров 80 возов, кои по исчислению их крестьянскому каждой воз становится по 6 копеек, итого 4 рубля 80 копеек. Сбиралось с оных крестьян по подряду грибов сухих со 11 тягол с каждого по 1 четверику, итого 1 четверть 3 четверика… которые по исчислению их крестьянскому по покупной цене каждой четверни становится по б копееек, всего 66 копеек.(1 четверик= 26,2 литра.)

Сбиралось со оной деревни во оной монастырь с крестьян деревянной всякой посуды 10 кадок, 10 ушатов, 5 пар ведер, 5 пар оглобель, веревок 10 концов, которые материалы по исчислению их крестьянскому по покупной цене за все обойтится могут во 1 рубль 65 копеек. ( 1 четверть = 2, 1 Також оной деревни крестьяне на монастырь справляли работы в с каждый год и для тех работ в каждый год посылалось работников, а именно для жнитва монастырского всякого хлеба при Борисоглебском монастыре высылалось работников по 20 человек и были12 дней оные работники , поисчислению их крестьянскому полигается каждому по 8 копеек в день, итого 19рублей 20 копеек.

Да для выстройки казенных келей и прочих монастырских работ имелись в монастыре по 20 человек, а были 18 дней, а по исчислению их крестьянскому становился каждый работник по 10 копеек в день, итого 36 рублей.

Итого во весь год имелось в высылке в показанное время 40 человек пеших , им за работу полагают они крестьяне 55 рублей 20 копеек.В той деревне Туртапке наличного казенного никакого хлеба не имеется. Вывозных за отпускаемых в сторонние вотчины вдов и девок во означенный монастырь в 761 году збиралось за девку по 3 рубля а выпущено в том году одна девка.

В экономию и к каморколлегию со оной деревни никаких доходов не плачивали.

На приказные и мирские доходи во означенный монастырь ничего не збиралось точно издерживают они крестьяне сами собою по 8 рублей в год.

С прошлого 1762 году августа от 12 числа по силе .именного ея императорского величества указу имеюца на рублевом оброке, а работ никаких не исправляют.

К сей описи села Решнаго церкви Успения пресвятой богородицы иерей Тимофей Григорьев вместо старосты Ивана Никифорова с крестьяны по их прошению руку приложил, во достоверенности чего подписуются, что оная опись учинена по справедливости.» Капитан Федор Сенявин.

ЦГАДА, ф. 280 коллегии экономии, оп 3 , д 56, л 85-88

1764г. июля 15. Определение поручика Федора Сенявина, посланного коллегией для описи церковных вотчин, о размере оброка, который по своему состоянию могут платить крестьяне деревни Туртапка- -I рубль 20 копеек с души.

« А по рассмотрению моему под тою деревнею Туртапкою земля к плодородию посредственная к томуж малоземельны. Тако ж их крестьянскому пребыванию, кроме лесных угодьев, привольности никакой не имеют, а промыслов у них никаких не имеется, а земли монастырские и пустоши со всеми угодьи к селу Борисоглебскому и в оброках имеются они, туртапские крестьяне за отдаленностью мест, також и за Окою рекою владеть и сами не желают, а платить смогут в год денежного оброку по одному рублю по 20 копеек. А по разведыванию моему оказалось: близлежащих от той деревни помещичьих вотчин , которые состоят на денежны оброках и платят помещикам их в год с каждой души по 1 рублю по 20 копеек , а прочие состоят на пашне , а в тех вотчинах конских и других никаких заводов не имеется. А в протчем во всем предается на рассмотрение учрежденной по имянному ея императорского величества высочайшему указу о церковных имениях комиссии."Капитан Федор Сенявин, регистратор Николай Гладышев. ЦГАДА ф 280

оп.3 , д.56.

28 сентября 1769г. после работы в Муроме прибыл в Туртапку и составил её геометрический план землемер капитан- лейтенант Василий Пылаев. На фотокопии ЦГАДА видим речку Туртапку (рис.6).

«Внутри деревни обмежевано земли: под пашней 89 десятин, лесу строевого и дровяного - 406 десятин, по оврагу - 29 десятин, под селением, огородами, гуменниками, конопляниками - 7 десятин, под проезжими дорогами – 3 десятины, под речкой Туртапкой и озером Мелким и болотом - 21 десятина. А всего в окружной меже - 558 десятин 753 квадратных сажени. По последней переписи в Туртапке проживало мужского пола 81 душа.

К сему плану церкви Рождества Христова пономарь Никита Васильев вместо деревни Туртапки поверенного крестьянина Сидора Иванова по его прошению руку приложил.

К сему плану вдовствующей графини Екатерины Алексеевны Салтыковой поверенный служитель Иван Иванов руку приложил.

К сему плану генерала аншефа обер - камергера сенатора, кавалера российских орденов Белого Орла и Святой Анны кавалера графа Петра Борисовича Шереметьева по прошению крестьянин Гаврила Горшков руку приложил.»

Из росписей видно, что в Туртапке до сих пор не было хоть одного грамотного человека.

Население Туртапки росло и окруженное со всех сторон помещичьими владениями оно испытывало острую нужду в земле. В 1840 г. была принята попытка получить разрешение на пользование пустошью Гридиной, отходившей при размежевании земель в Нижегородскую губернию, которой крестьяне пользовались до этого. Как видим, пустошь Гридина находилась на расстоянии 150 саженей от села, то есть немногим более 300 метров. Из старожилов лишь Рыжов Михаил Петрович слышал о Гридиной, но где находилась не знал. Вероятнее всего, пустошь Гридина давно вошла в территорию села и название ее затерялось в памяти потомков.


МГИ

Муромское

Окружное управление государ. имуществ по отделению хозяйственному

Муром


16 февраля 1840г.

№ 651


С прошением

разрешения об

удовлетворении

крестьян


деревни

Туртапки


землею.

МГИ
6 июля 1840 г.

№ 2538

С донесением о наделении крестьян деревни Туртапка землёю



Копия

Во Владимирскую палату государственных имуществ.

Казенной деревни Туртапки староста Иван Епифанов и поверенный от крестьян Карп Лазарев в прошении объяснили:

владеемая ими земля около 6 лет в пустоши Гридиной, расстояния от селения их во 150 саженях по измерении отошла Нижегородской губернии в Ардатовский уезд и от селения отбрана в казну, которая отдается из оброка во владение разным лицам, через что они подверглись крайней бедности: ибо за отдалением оной осталось на каждую душу всякого рода земли менее 3 десятин, на коей лугов и лесу не имеется, брать она из оброка ту землю не имеет состояния. Почему просим о походатайствовании им обратно отошедшей в казну пустоши Гридиной или наделить в другом месте, ближайшем к селению

Почему Г. Окружной начальник мнение своим полагает: поелику действительно крестьяне деревни Туртапки имеют весьма мало земли и находятся в бедном положении, то и необходимо для поддержания их состояния поделить землю, отошедшую от них в пустоши Гридиной, которую они имея в своем владении жили исправно, о каковом обстоятельстве Окружное Управление честь имеет представить

Копия


Во Владимирскую палату государственных имуществ.

Выполнение указа Владимирской палаты Государственных имуществ от 17 минувшего мая за № 2752 окружное управление честь имет донести, что крестьяне деревни Туртапки владеют ныне по 2 десятины 2002 сажени на каждую ревизскую душу, промыслами занимается весьма малая часть из них копанием смолы у разных помещичьих крестьян и без неудобства при настоящем количестве угодий оставаться не могут, кроме того, что могут постепенно приходить в бедность заимствовать же земли нет из объясняемой ими пустоши Гридиной , расстоянием от селения во 150 саженях , которая отдается казною в оброк, то они согласны платить оный, есть ли уже высшему правительству не угодно будет , видя чрезвычайную бедность их понизить тот доход и что действительно крестьяне деревни Туртапки находятся в бедности ,о сим дознано лично Г. Окружным начальником.

2 августяа 1840г. Муромский окружной начальник доложил в г. Владимир, что указ…

«Владимирской палаты Государственных имуществ от 25 июля 1840г. № 4572..., что Туртапка заключением оной палаты об отказе в на делением их землей в пустоши Гридиной отказано доведен до их сведения.

Владимирской Палате Государственных Имуществ и покорнейше просит , учиня по сему предмету распоряжение о последующем снабдить предписанием.

Окружной начальник /подпись/



Правительствующий Сенат, рассмотрев дело «Об отыскиваемой крестьянами деревни Туртапки в своем владении пустоши Гридиной» заключил: «Владимирской губернии Муромского уезда деревни Туртапки казенным крестьянам в иске их пустоши Гридиной в дачах Нижегородской губернии Ардатовского уезда Ризадеевской волости настоящей отказать, предоставя им , буде они не имеют узаконенной на души пропорции и претерпевают в землях недостаток , обратиться о наделении их оною с просьбою по порядку во Владимирскую казенную палату» (рис. 10) .

10 июня 1840г. Владимирская палата запрашивает Муромского окружного начальника «каким количеством земли владеют ныне крестьяне означенной деревни Туртапки, какими занимаются промыслами и не могут ли они без неудобства останься при настоящем количестве угодий, которыми владеют...", предлагает указать, откуда может быть заимствована земля для крестьян.

Владимирский обл. архив, ф.364, опись 1, № 18

Во Владимирском областном архиве, фонд 364, опись 2, приводятся сведения о населении Туртапки в середине 19 века. Слева данные из «Описи государственным имуществам Муромского уезда за 1847 год» и справа по 10-й ревизии 1858 года 11 марта.

В деревне Туртапка:



Число дворов - 75




Число питейных и трактирных заведений - 1




Число душ – а)мужчин – 196

б)женщин – 208

в)солдаток - 12


285

273


14

Земли (в десятинах)– а)усадебной – 7

б)сенокосной – 29

в)пахотной – 89

г)лесной – 406

д)неудобной – 25

всего - 558



14,6

93,8


365,5

201


146,8

864,2


До освобождения крестьян в 1861 г. Туртапка находилась в ведомстве государственных имуществ и крестьяне были «казёнными» не знали власти помещиков. Налоги платили государству, а не помещикам.

По ревизской сказке 1858г. в селе кроме 546 крестьян жили семьи " пахотных солдат" (всего 11 человек), проживало2 кантониста, исключенные из военного ведомства и их семьи. Кантонисты и солдаты были внесены «только для счета».

Кантонисты- это мальчики, которых брали в военную службу и воспитывали как будущих солдат с детства.

Потом Туртапка входила в Липинскую волость Муромского уезда Владимирской губернии до образования Выксунского уезда.



  1. Отмена крепостного права в Туртапке

Отмена крепостного права в стране привела к росту капиталистических отношений в деревне. Не обошло это и Туртапку. В 1887г. в ней имелось 2 смоляных и дегтярных заведения, мелочная лавка. В 1914г. - смоляное заведение, 2 кузницы, 2 бакалейные лавки, мелочная лавка.

Сведения о частновладельческих предприятиях по окладным книгам за 1897г. называют владельца крестьянина Туртапки Михаила Пантелеева Ефимова, имевшего в пустоши Сычовка 44 десятины приобретенными в 1857г. за 600 рублей. В ней пашни- 10 десятин, покосов-3 , зарослей- 1 , кустарника- 30.

Поименный список домохозяев Туртапки за 1908г. свидетельствует о дальнейшем расслоении села, о имущественном неравенстве, бедности её жителей. Домохозяевами называли тех, кто имел свой дом или самостоятельную квартиру для своей семьи. Всего значится 174 домохозяева. Привожу небольшую выборку из неё, более подробно в музее.



Фамилия, имя домохозяина

Кол-во душ в семье

Имелось в хозяйстве

лошадей

коров

подтел.

овец

телят

жеребят

Василий Царёв

2 3/4

1

1













Егор

Арефьев


3 1/4

2

2

1

1







Василий Тимаков

1 1/4

10

1




1

1




Андрей Дырков

1 1/4

1
















Пётр Бадилин

1 1/2

3

3

1

8

2

2

Александр Чапурин

1 1/2

11
















Итого по селу

325 3/4

210

209




264

11




При этом 95 домохозяев имели по одной лошади, 22 безлошадных, 10 вообще никакого скота, 10-12 домохозяев имели по 3-4 лошади, включая жеребят. Лошадь была основой крестьянского хозяйства. Корова приходилась в среднем на 5 человек.

Обратим внимание на дробное количество душ в семье, что вызывает, конечно, недоумение. На тысячное население Туртапки приходилось 325 3/4 души. С давних времён при наделении землёй полный душевой надел получал женатый домохозяин, 1/4 – мальчик до12 лет, 1/2 души - старше 12 лет до женитьбы. Таким образом, дробные числа принадлежат несовершеннолетним мужского пола. На женщин, сколько бы их не было в семье, земли не давали. Поэтому в семьях, где было много дочерей, были сложности с пропитанием и девок поскорее старались выдать замуж.

Чтобы прокормиться, приходилось заниматься промыслами. В «Материалах по оценке земель Владимирской губернии», за 1913 г, сообщается, что в Туртапке 139 лиц занимались заготовкой и вывозкой леса, принадлежавшего графине Прасковье Сергеевне Уваровой, 14 лиц плели лапти, 6 значились разнорабочими на заводе. Среди женских промыслов стояли прочерки, кроме одной графы «Нищие и шляющиеся» - 6 единиц.


  1. Туртапка после революции 1917 года

Весть о победе революции пришла из уездного центра- города Мурома.

Вместо 12- часового рабочего дня установили 8-ми часовой. Если до революции управляющие издевались над крестьянами из-за всяких пустяков, с этим было покончено. Крестьяне снова стали работать в лесу, но теперь принадлежавшему государству.

Стали отбирать собственные лавки, в том числе у крупного лавочника Харитонова Николая Алексеевича.

«Декрет о земле» вступал в силу. Крестьяне получали бывшие графские уваровские угодья и леса. Рассказывали, что старики, которым было поручено определить границу земель, отходящих к Туртапке, слабо ориентировались в расстоянии и определили границу лугов слышимостью петушиного крика, что, конечно, было недостаточным и обнаружилось в самое ближайшее время.

Из документов Владимирского областного архив; фонд 52 вытекает, что в селе в 1918 году существовал Туртапинский сельский совет крестьянских депутатов Липинской волости Муромского уезда. 22. декабря 1918г. его председатель Астафьев Александр Николаевич сообщает, что на 1919г. выборными лицами для окружного суда являются Андрей Спиридонов Царьков, Михаил Григорьев Манахов, Петр Васильев Рыжов, что сельский совет удостоверяет. Печать: «Туртапинский Сельский комитет, Муромского уезда Владимирской губернии».

13 марта 1919г. Туртапинский сельский совет крестьянских депутатов Липинской волостной совет направляет заявление: «Туртапинское общество просит выслать ревизионную комиссию для учета бывшего председателя бедного комитета Василия Василиевича Малышева».

Председатель Кузьма Балабин, секретарь А. Царев, члены ревизионной комиссии М. Харитонов, А. Астафьев, Б. Уланов.

Не всегда на местах вопрос о наделении землей решался правильно, по новому закону. В Липинский волостной совет с прошением обратилась жительница Туртапки Лазарева Анна Васильевна с дочерьми Анной- 5 лет к Марией - 3 года, так как ей «не выделили земельного пая», по старой практике - женщинам земли не выделяли. Липинский волостной земельный отдел совета крестьянских депутатов отменил приговор Туртапинского сельского схода от 29 апреля 1918г. и вменил ему в обязанность «наделить землей Лазареву с дочерьми наравне с прочими гражданами деревни Туртапки» (рис.11).

13 января 1921г. был образован Выксунский уезд, в который наряду с Досчатинской, Шиморской волостями Меленковского уезда вошла Липинская волость Муромского уезда. Окончилось более чем двухсотлетнее подчинение Владимирской губернии.

В апреле 1921г. заслушали заявление о вновь организуемой рыболовной артели в деревне Туртапка, постановили в связи с переходом в Выксунский уезд «все воды, находящиеся на территории Липинской волости Муромского уезда отходят, а вновь организующейся артели рыболовства предоставить право на рыбную ловлю в озерах Ореховец, Пискаро, Глубокое, вновь организуемую артель утвердить».

28 сентября 1921г. Липинский волостной земельный отдел рассмотрел копии протокола собрания граждан деревни Туртапки от 17 сентября текущего года. Принимая во внимание неравномерное распределение между гражданами деревни, постановили протокол общего собрания граждан Туртапки утвердить и разрешить передел земли по едокам, так же как и в других селениях волости, передел земли с утверждением земельным отделом. Подписал заведующий земотделом Макурин.

Во второй половине 30-х годов в селе возникают общественные организации, в том числе партийная и комсомольская.

Старейшим в партийной организации был Рыжов Михаил Петрович (рис 12), который значился членом партии с 1932г. Он отличился в первой мировой войне, воевал в гражданскую. Встал на защиту родины в годы Великой Отечественной воины, награжден медалью " За отвагу". Его товарищами по партии были Хохлов Павел Егорович, Кондратьев Василий Иванович, Кочин Тихон Петрович, Игнатьев Николаи Александрович, люди, эти имели образование начальное, но отлично разбирались в сложных вопросах жизни того времени.

У начал комсомольской организации находились Астафьев Иван Михайлович, Астафьев Михаил Иванович, Лёвин Павел Константинович, Пупков Михаил Васильевич, Монахова Клавдия Петровна, Пантелеев Алексей Павлович.

Вопросов, которые приходилось решать активу села, было много: ликвидация неграмотности, работа клуба, самодеятельность.

На завершающей стадии коллективизации в марте 1934г. 11 семей объединились в коллективное хозяйство (колхоз), получивший имя Парижской коммуны. Первыми вступили:


  1. Балабин Николай Алексеевич

  2. Ефремов Иван Дмитриевич

  3. Маков Петр Васильевич

  4. Мичурин Николай Алексеевич

  5. Перов Михаил Сергеевич

  6. Рыжов Василии Алексеевич

  7. Фимин Михаил Васильевич

Первым председателем избрали Перов Михаила Сергеевича (1902 года рождения).В колхоз вступали охотно. Семь хозяйств отдали весь инвентарь вместе с лошадьми, а остальные работали на чем придется, т.к. у них из-за бедности ничего этого не было. Семена собрали с каждого хозяйства. Сеяли гречиху, просо, лён, овес, пшеницу, выращивали картофель, капусту, огурцы. Работали в лугах по заготовке сена для общих животных. Кроме этого гнали смолу, выжигали уголь. Урожаи были хорошие. На 2-ой год прибыло в колхоз еще 47 хозяйств. Противников у председателя, которые не хотели идти в колхоз, оказалось немало, и они сожгли его дом. Но хозяйство с каждым годом росло и набирало сил.

  1. Анализ исследовательской работы

Исследуя архивные документы, узнал, что краеведами нашей школы проведена большая работа по сбору материалов об истории нашего села.

Наверное, поэтому и школьный музей самым первым в районе получил статус краеведческого.

Происходящие ныне события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация событий является актуальной задачей школьного краеведческого музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фонда школьного краеведческого музея – все это является важным средством документирования истории родного края.

Чтобы сопоставить результаты изученных мною данных с реальной ситуацией, я обратился с вопросами по истории села к местным жителям, учащимся школы, учителям (всего 110 человек):

Вопросы

Да

Нет

Ученики

( 5-11 кл.)



Учителя

Жители села

(до 35 лет)



ученики

учителя

Жители

села


( 20 – 35 лет)

1.Можете ли Вы сказать, что такое краеведение и для чего оно нужно?

45

20

23

32

-

-

2.Интересует ли Вас история родного края?

57

20

15

20

-

8

3.Знаете ли Вы историю родного села?

63

20

10

14

-

13

4.Нравится ли Вам посещать школьный краеведческий музей?

77

20

23

-

-

-

6. Нравится Вам

проводить экскурсии?



20

10

5

57

10

18

7.Хотели бы Вы принять участие в работе школьного музея?

20

20

2

57

-

21

Проанализировав данные социологического опроса, пришел к выводу, что краеведческий материал вызывает интерес у всех категорий жителей. Но молодежь необходимо приобщать к изучению истории родного края, так как истинным гражданином может быть настоящий патриот. А для решения этой задачи мы проводим большую просветительскую работу: диспуты, круглые столы по вопросам краеведения, встречи со старейшими жителями нашего села, поисковая работа.

Исследовательская работа помогла мне понять принципы деятельности архивов, правила работы с документами и научно – справочным материалом к ним (описями, каталогами, картотеками), принципы научного поиска информации (см. Приложение № 1).

Эта работа позволила, во – первых, достоверно определить дату первого письменного упоминания о селе - 9 марта 1570 года. Во–вторых, из исследований я узнал, что крестьяне села Туртапка никогда не были крепостными, но жили в окружении помещичьих владений. А вот расположенная рядом деревня Змейка была помещичьей и принадлежала боярину Черкасскому Я.К. В – третьих, живое общение со старейшими жителями является неиссякаемым источником для пополнения материалов по истории нашего села.

Я задался целью выяснить местоположение пустоши Гридиной, сведения о которой затерялись в 19 веке, конечно, продолжить сбор информации по истории своего села.

Оценивая все достоинства проделанной работы, понимаю и ее недостатки. Во – первых, часть материала невозможно научно обосновать, так как отсутствует архивные данные. Во–вторых, продолжение исследовательской работы нуждается в значительной материальной поддержке.

7. Заключение
В словаре русского языка С. И. Ожегова дается определение: «Краеведение – совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п.»1

Ознакомившись с данным определением можно сделать вывод о том, что краеведение- это изучение своей «малой» Родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Я считаю, что каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Ведь это позволяет воспитывать любовь к жизни, любовь к людям, гуманное отношение ко всему окружающему.

Лично мне занятия краеведением позволили объяснить важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны: беречь природу и окружающую среду в целом, сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и культуры, относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными.


Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.
Выполнение этой исследовательской работы по краеведению позволило мне познакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни моих земляков вызывают невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моей работе. Возникает желание помочь, понять, узнавать больше.
Ведь мы  придем на смену этим людям и история страны будет такой, какой мы её сделаем. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться, надеюсь, мои дети и внуки.
Изучение истории родного края, родного села способствует формированию познавательного интереса. Ведь местный материал доступен для каждого, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает самостоятельность в выполнении различных заданий.
Ведь именно в процессе изучения местной истории можно научиться быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей местностью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её, делать выводы о развитии своего края в определённый период времени.

-----------------



1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1989.с.244


  1. Список литературы

1. Ожегов С.И.. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1989.749с.

2. Силаев В.Л.. Столетняя школа. Выкса, ОАО «ВыксаПолиграфИздат»,

1987. 25с.

3. Сост. Куприянова Н.И.. Записки краеведов.Н.Новгород, Волго-Вятское книжное издательство, 1991.271с.

4.Князева Н.А.. Прогулки по городу с бабушкой «Н». Выкса. ОАО «ВыксаПолиграфИздат», 126с.

5. Хорев Б.С.. Горьковская область. Горьковское книжное издательство, 1964.239с.

Приложение 1
Директору Туртапинской

средней школы

В. Т.Катыхиной

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО



Государственное учреждение
Российский государственный

архив древних актов



(РГАДА) Б. Пироговская ул., д. 17,

Г-435, Москва, ГСП-2, 119992

Тел. 245-83-23 Факс (095) 245-30-98

На письмо от 18.04.2003

Уважаемые краеведы!

Сообщаем, что наиболее раннее упоминание о селе Туртапка (Туртапино) Унженского стана Муромского уезда встречается в данной (вкладной) грамоте Василия Федоровича и Авдотьи Васильевны Борисовых с детьми Микитою и Семеном Борисоглебскому Муромскому монастырю на «вотчину свою куплю в Муромском уезде в Унженском стане за рекой Окою на деревню Туртапино по своих родителях и по своих душах впрок без выкупа в наследье вечных благ» (Ф. 281 «Грамоты Коллегии экономии». Д. 7751. Л. 1). В этой грамоте есть сведения о том, что вместе с правом владения деревней ими была передана монастырю «старая» купчая, по которой эта деревня ранее семьей приобреталась, однако сам документ среди монастырских грамот не сохранился. В связи с этим мы не имеем возможности установить более определенную дату ее основания.

Директор архива М.Р. Рыженков

Государственный отдел исполкома

Владимирского областного Совета депутатов

№ 36/ Т4 гор. Владимир 1996 г

Уважаемые краеведы!

При изучении истории села Туртапки до революции советуем обратиться к следующим документальным источникам Госархива Владимирской области.

1)Муромская уездная земская управа фонд 385 за 1866-1918 года.

В этом фонде имеются дела о постройке земских школ,больниц, ветеринарных пунктов и амбулаторий на территории Муромского уезда.

2) Владимирская палаты уголовного суда

фонд 93 за 1779-1869 годы.

Здесь есть дела о выступлении крестин против помещиков на территории губернии.

3)Владимирский губернский статистический комитет. Фонд 431 за 1851-1916 годы.

В фонде имеются переписи крестьянских хозяйств по волостям Владимирской губернии,статистические списки населенных мест по уездам, сведений о посевах и урожае хлебов.

4) Владимирская губернская межевая канцелярия.

Фонд 417 за 1756-1898 годя. В фонде имеются межевые книги сел,деревень и хуторов.

5) О населении и экономическом положении деревни Туртапки до революции имеются сведения в фонде 379 опись 108 дело 2694, в фонде 301 опись 621, 773 и в фонде 364 опись 3 дело 66.'

Печатные источники:

1) «Списки населенных мест Владимирской губернии за 1859 год», стр. 130.

2) «Списки населенных мест Владимирской губернии за 1905 год», стр.149

3) «Описание церквей и приходов Владимирской епархии», вып.4, 1897 год,стр.7.



Приложение 2

Рисунок 1. Территория Муромского края Рисунок 2. оз. Пискаро


Рисунок 3. оз.Ореховец Рисунок 4 Керамика Рисунок 7. с. Туртапка. Подель



Рисунок 8 Вкладная Рисунок 6.План Туртапки 1769 Рисунок 9 Ревизская сказка Рисунок10 Прошение о грамота наделении землей



Рисунок 5 О.Н. Бадер Рисунок 11 Прошение Лазаревой А.В Рисунок 12.Рыжов М.П