3 Особенности организации и содержания работы следователя на различных этапах расследования преступлений против личности и собственн - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
3 Особенности организации и содержания работы следователя на различных этапах расследования - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

«УТВЕРЖДАЮ»


Начальник кафедры предварительного расследования подполковник полиции

_______________Д.А. Натура

28 ноября 2011 г.


Дисциплина: Расследование преступлений против личности и собственности



СПЕЦИАЛЬНОСТЬ- Юриспруденция 030501.65, Специализация (ведомственнаяпредварительное следствие в ОВД)

5 курс
ЛЕКЦИЯ
Тема 3/1. Особенности организации и содержания работы следователя на различных этапах расследования преступлений против личности и собственности
Лекция подготовлена старшим преподавателем предварительного расследования, к.ю.н.,

майор полиции

С.А. Вецкая


КРАСНОДАР 2011 г




Лекция обсуждена на заседании МС и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

протокол МС № 6 от

25 ноября 2011 г.


Лекция утверждена на заседании кафедры протокол

№ 6 от 28 ноября 2011 г.




Объем времени, отводимого для изучения данной темы: 14 (2л\з.+ 2с\з+ 2п\з+ 2п\з+ 2п\з+ 2п\з+ 2 с/р)
Место проведения: лекционный зал, определенный расписанием занятий.
Методика проведения занятий: Лекция- беседа (объяснительно-иллюстративная).
Основное содержание темы: в лекции рассматриваются основные теоретические положения, раскрывающие содержание доследственной проверки материалов, первоначального, последующегои заключительного этапов расследования преступлений против личности.

Основные термины и понятия Возбуждение уголовных дел, этап доследственной проверки материалов, первоначальный этап, последующий, задачи расследования.

Цели занятия: 1. Закрепить и углубить теоретические знания по данной теме у слушателей- выпускников, полученных ими ранее при изучении уголовного процесса, криминалистики и предварительного следствия;

2. совершенствовать процесс профессиональной адаптации выпускников к деятельности в практических органах внутренних дел;

3. формировать у слушателей профессиональные знания и умения в организации и управлении расследованием преступлений.

ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие и содержание организации работы по раскрытию и расследованию преступлений против личности и собственности.

2. Организация работы следователя на первоначальном этапе расследования по уголовным делам против личности и собственности.

3. Организация работы следователя на последующем эта­пе расследования по уголовным делам против личности и собственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция РФ.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.- М.: ТК Велби, Изд- Проспект, 2008.

3. Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: Приказ МВД России от 1 декабря 2005г. № 985.

4. Криминалистика: учеб. / Л.Я. Драпкин, В. Н. Карагодин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

5. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2005.

6. Натура, Д.А. Следственные действия в российском уголовном судопроизводстве: учебное пособие в схемах / Д.А. Натура. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2006.

7. Лановой, А.Ф. Предварительная проверка материалов о мошенничествах, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, и организационно-тактические особенности их расследования на первоначальном этапе / А.Ф. Лановой, Д.А. Натура. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007.

8. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений. Учебное пособие. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.

9. Рыжков А.П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого: научно-практическое руководство / А.П. Рыжаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.

10. Грицаев С.И. Криминалистические проблемы организационных функций следователя в расследовании: Монография. – Краснодар: КубГАУ, 2006.

11. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: «Высшее образование», 2007.

12. Каныгин В.И., Лубин А.Ф., Серебров Д.О., Сереброва С.П. Расследование преступлений против личности и собственности: Курс лекций.- СПб. Питер, 2008.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Руководство по расследованию преступлений: Учебное пособие / Рук. Авт. Колл. д.ю.н. А.В. Гриненко. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М), 2002.

  2. Зеленский В.Д. Организация расследования преступлений. Криминалистические аспекты. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1989.

  3. Об утверждении Инструкции об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения: Приказ МВД России от 5 мая 1993 г. № 213.

  4. Настольная книга следователя. Тактические приемы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовании преступлений различной категории: научно-методическое пособие / под ред. А.И. Дворкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.

  5. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / Под ред. проф. Т.В. Аверьяновой и проф. Р.С. Белкина. – М., 1997.


ВВЕДЕНИЕ.

Право гражданина на жизнь и на здоровье, как неотъемлемую ее часть, провозглашено Конституцией Российской Федерации - наивысшей ценностью нашего общества.

Не менее важными для общества и каждого его члена, являются и права собственности (п.2 ст.8 Конституции РФ) в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Преступления, посягающие на личность и собственность, являются наиболее опасными и социально нетерпимыми, разрушающими социальные и экономические его основы. В этой связи борьба с такого рода социальными явлениями, является одной и важнейших задач государства, которая реализуется правоохранительными органами путем их расследования. В этой связи, общество, рассматривая деятельность правоохранительных органов по расследованию преступлений, как социально значимую, заинтересованно в постоянном ее улучшении и оптимизации.

Однако и лица совершающие данные преступления прекрасно осознают, что совершенствование деятельности правоохранительных органов, существенно усложняет их деятельность, поэтому не дожидаясь позитивных результатов правоохранительных органов, преступники усложняют способы совершения преступления и сокрытия их. Это усложняет работу органов предварительного следствия. На фоне возрастающих требований со стороны государства к качеству работы правоохранительных органов, повышение качества подготовки курсантов и слушателей, готовящихся к работе в должности следователя ОВД, является важнейшей задачей Вузов МВД России.

Вопрос 1. Понятие и содержание организации работы по раскрытию и расследованию преступлений против личности и собственности.
Понятие организации процесса расследования преступлений имеет два значения.

Во-первых, оно означает научную организацию в сфере внут­реннего управления следственным аппаратом как социальной системой. Задачами научной организации являются:

1) улучшение организационной структуры следственного ап­парата в соответствии с его функциями и с учетом требований, предъявляемых к системе управления;

2) распределение функций и обязанностей между структурны­ми подразделениями и сотрудниками, совершенствование взаи­модействия между ними;

3) совершенствование процесса управления во внутриорганизационной деятельности (планирование работы, сбор и анализ информации, подготовка и принятие управленческих решений, контроль за их исполнением и т.д.);

4) совершенствование обеспечения (кадрового, информацион­ного, материально-технического, криминалистического) след­ственного аппарата;

5) совершенствование нормативного регулирования деятель­ности следственного аппарата в соответствии с задачами и усло­виями функционирования;

6) повышение эффективности труда работников следственно­го аппарата на основе его научной организации.

Во-вторых, имеется в виду организация конкретного акта рас­следования, т.е. организация деятельности не следственного ап­парата в целом, а следователя, практически осуществляющего процессуальную функцию этого аппарата. В этом случае речь идет о научной организации управляемой деятельности (процесса рас­следования), организации содержательной стороны этой деятель­ности.

В конкретном акте расследования, при производстве след­ственных действий по конкретному делу положения науки уп­равления реализуются в принципах и методах организации рас­следования как в целом, так и в отдельных следственных дей­ствиях и организационно-технических мероприятиях. Организа­ция расследования неотделима от методики расследования как криминалистической категории и процессуальных условий след­ственной деятельности. Кроме того, организация деятельности органов предварительного следствия и дознания, оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений в процессе производства по уголовным делам многовариантна, определяется задачами соответствующего этапа расследования. Процесс расследования складывается поэтапно.

Под этапом расследования понимается относительно самосто­ятельная часть процесса расследования, характеризующаяся кру­гом специфических задач, способов их решения и итоговым про­цессуальным решением. В процессе расследования выделяют четыре этапа.

1. Доследственной проверки материалов. Данный этап начинается с получения первичной информации о преступлении, содержащейся в пово­де к возбуждению дела, и заканчивается дачей прокурором со­гласия на возбуждение уголовного дела. На данном этапе полу­чаются основания к возбуждению дела, то есть признаки объек­тивной стороны соответствующего состава преступления. Данный этап имеет две стадии: до вынесения постановления следовате­лем о возбуждении уголовного дела и после вынесения поста­новления, но до получения согласия прокурора. До вынесения постановления о возбуждении уголовного дела возможно лишь проведение осмотра места происшествия, а также направление требований, поручений и запросов. Традиционно к средствам стадии возбуждения уголовного дела относится и получение объяснений. Помимо этого, на данной стадии применимы сред­ства административной деятельности: административное задер­жание, личный досмотр, проверка документов и пр. До вы­несения следователем постановления о возбуждении уголовного дела возможно проведение еще двух следственных действий по закреплению следов преступле­ния и установлению лица, его совершившего: освидетельствова­ния и назначения судебной экспертизы.

2. Первоначальный этап расследования начинается с получе­ния согласия прокурора на возбуждение уголовного дела. На дан­ном этапе происходит решение как минимум двух задач: а) ус­тановление события преступления; б) установление лица, его совершившего. Цель данного этапа — получение достаточных до­казательств для предъявления лицу обвинения в совершении преступления. Для достижения поставленной цели в ст.118 УПК РСФСР, предусматривался перечень неотложных следственных действий. В отличие от предыдущего законодательства в действующем законодательстве понятие «неотложные следственные действия» определено в ст.157 УПК РФ, однако не указывается какие следственные действия отнесены к числу неотложных. В то же время, традиционно на первоначальном этапе проводят допрос потерпевшего, выемку, осмотр предметов, могущих быть вещественными доказательствами, допрос свидетелей, задержа­ние подозреваемого, предъявления для опознания, его допрос, обыски по месту его работы и жительства и т.д. Завершается первоначальный этап вынесением постановления о привлечении в качестве обвиняемого.

3. Последующий этап расследования. Данный этап начина­ется с предъявления обвинения и допроса обвиняемого. Цель данного этапа — собирание доказательств для полного, всесто­роннего и объективного установления предмета доказывания по данному уголовному делу. На последующем этапе проводятся очные ставки, следственный эксперимент, проверки и уточне­ние показаний на месте, а также при необходимости повторно проводятся отдельные первоначальные следственные действия. Заканчивается данный этап выполнением требований ст. 215 УПК РФ, то есть объявлением об окончании следственных дей­ствий обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, гражданс­кому истцу.

4. Заключительный этап расследования. В его содержание вхо­дит: ознакомление обвиняемого и его защитника, а также потер­певшего и гражданского истца с материалами дела, разрешение заявленных ходатайств, составление обвинительного заключения и направление его прокурору.

Дифференциация стадий уголовного судопроизводства и чет­кое уяснение сущности каждой из них позволяют определить оптимальную структуру криминалистической методики расследо­вания преступлений и обозначить практически значимые реко­мендации не только процессуального и криминалистического, но также организационно-управленческого характера, учет которых важен в процессе раскрытия и расследования преступлений. Организаторами раскрытия и расследования преступлений являются первые руководители, т.е. министры внутренних дел, начальники УВД, ГУВД, УВДТ, начальники горрайлинорганов внутренних дел, начальники органов дознания и органов пред­варительного следствия, а также следователи, возглавляющие следственные и следственно-оперативные группы.

Первые руководители министерств и управлений внутренних дел организационно обеспечивают криминологическое прогно­зирование, разработку стратегии и тактики борьбы с преступ­ностью, в том числе с участием органов предварительного след­ствия и дознания. Они издают ведомственные нормативно-пра­вовые акты по вопросам организации раскрытия, расследова­ния и предупреждения преступлений и управления деятельнос­тью указанных органов; принимают меры, гарантирующие про­цессуальную самостоятельность и независимость следователей и начальников следственных отделов и органов дознания; орга­низуют проверки соблюдения законности, анализ и обобщение причин ее нарушения в процессуальной, оперативно-розыскной, экспертно-криминалистической деятельности и на этой осно­ве — разработку и осуществление мер по дальнейшему совер­шенствованию функционирования органов предварительного следствия, дознания, экспертно-криминалистических, оператив­но-розыскных подразделений и других служб органов внутрен­них дел.

Руководители органов предварительного следствия и дознания в целях организации раскрытия и расследования преступлений управляют процессами сбора и анализа процессуальной и опе­ративно-розыскной информации, планирования, организации взаимодействия и осуществляют процессуальный и ведомствен­ный контроль за деятельностью органов предварительного след­ствия и дознания, организуют оказание им методической и прак­тической помощи.
ВОПРОС 2. Организация работы следователя на первоначальном этапе расследования по уголовным делам против личности и собственности

Организация раскрытия и расследования преступлений на первоначальном этапе расследования предполагает:

— создание условий для своевременного и активного выявле­ния оперативно-розыскным, процессуальным и иным путем при­знаков преступлений;

— обеспечение готовности подразделений органов внутренних дел к раскрытию подготавливаемых, совершаемых и совершен­ных преступлений;

— организацию деятельности дежурных частей, следственно-оперативных групп для работы на местах происшествий и в це­лом по обеспечению раскрытия и расследования преступлений «по горячим следам» (в течение первых суток после поступле­ния информации об их совершении и далее в течение последу­ющих суток первоначального этапа расследования).

К организационным мерам по созданию условий для успеш­ного раскрытия и расследования преступлений относятся меры, обеспечивающие инициативное выявление оперативно-розыск­ной информации, а также незамедлительное поступление дел иной информации, круглосуточный прием заявлений (сообще­ний) и других данных о преступлениях и происшествиях дежур­ными частями, иными подразделениями и сотрудниками на их рабочих местах.

В целях обеспечения эффективных действий при поступлении сообщений (заявлений) о преступлениях организуются дежурные и специализированные оперативные, оперативно-розыскные и следственно-оперативные группы; система дежурств следовате­лей, дознавателей, специалистов-криминалистов, оперативных работников криминальной милиции и сотрудников милиции общественной безопасности (местной милиции), включаемых в следственно-оперативные группы и специальные наряды, кото­рые осуществляют осмотр мест происшествий; розыск и задержание преступников, в том числе по сигналам, поступающим на пульты централизованного наблюдения за объектами, взятыми под охрану; обеспечение таких групп транспортными и техни­ческими средствами, связью; обучение участников взаимодействия профессиональному выполнению функциональных задач.

Повышенное внимание должно уделяться организации исполь­зования процессуальных и оперативно-розыскных возможностей для выявления, задержания подозреваемых и проведению с их участием первоначальных следственных действий. Особая роль в этом должна принадлежать дежурным частям органов внутрен­них дел, которым необходимо располагать картами, схемами, планами, стендами с отражением на них сведений, характеризу­ющих оперативную обстановку, соответствующими технически­ми средствами; картотеками магазинов, складов и других объек­тов, представляющих оперативный интерес с указанием спосо­бов их защиты, возможных подходов к ним и блокирования, вызова материально ответственных лиц; карточками (алгоритма­ми) перечней неотложных действий при поступлении сигналов о происшествиях и преступлениях.

Организация раскрытия и расследования преступлений при реализации данных оперативной проверки имеет свои особен­ности. Инициатива в реализации оперативно-розыскных матери­алов о преступлениях исходит обычно от оперативных служб. Рас­крытие таких преступлений организуется прежде всего с ориен­тацией на оперативно-розыскные возможности — до и после воз­буждения уголовного дела и процессуальные возможности — после принятия решения о возбуждении уголовного дела. Роль началь­ника органа внутренних дел состоит в обеспечении круглосуточ­ного приема заявлений (сообщений) и иной информации о пре­ступлениях и происшествиях, надлежащей регистрации инфор­мации, ее учете, проверке и принятии правильных решений, в организации необходимого взаимодействия, заблаговременного создания оперативных, следственно-оперативных и оперативно-розыскных групп по выявлению, раскрытию и пресечению от­дельных видов преступлений, снабжении этих групп транспорт­ными и техническими средствами, средствами связи, информа­ционными данными, хранящимися в соответствующих учетах.

Начальник органа внутренних дел обязан организовать выезд (прибытие) на место происшествия дежурной либо специализи­рованной следственно-оперативной группы, а при их отсут­ствии — дежурного следователя и сотрудника криминальной милиции либо оперативной (оперативно-розыскной) группы, кото­рые осматривают место происшествия и проводят другие неотлож­ные процессуальные и оперативно-розыскные действия. В необ­ходимых случаях о совершении преступлений немедленно инфор­мируются дежурные части органов нор ко контроля, федеральной службы безопасности, таможенных органов, дежурные органов прокуратуры, которые могут подключить своих сотрудников к осуществлению соответственно процессуальных и оперативно-розыскных мероприятий по горячим следам.

Сотрудники милиции общественной безопасности принима­ют необходимые меры по охране места происшествия до при­бытия следователя (следственно-оперативной группы) по сохра­нению в неприкосновенности обстановки и следов преступления, задержанию подозреваемых и пресечению им возможности скрыться от органов расследования. Кроме того, они опрашива­ют пострадавших, очевидцев, заявителей о происшествии, выяв­ляют свидетелей и другие относящиеся к делу источники дока­зательственной информации, оказывают необходимую помощь пострадавшим и пр. При необходимости эти же сотрудники при­нимают безотлагательные меры по установлению и закреплению следов преступления.

При невозможности следователя своевременно явиться на ме­сто происшествия оперативный работник криминальной мили­ции либо возглавляемая им оперативная группа, не ограничива­ясь производством оперативно-розыскных мер, действует на ме­сте происшествия как орган дознания, в том числе при наличии признаков преступления принимает решение о возбуждении уго­ловного дела, принимает его к своему производству и выполня­ет неотложные следственные действия. По делам о преступле­ниях, по которым производство предварительного следствия не обязательно, осмотры мест происшествия проводят органы доз­нания.

Начальник органа внутренних дел и начальник следственного отдела или их заместители выезжают на места происшествий при совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также пре­ступлений, характеризующихся коррумпированными связями сотрудников правоохранительных органов с преступным миром. Основная их роль состоит в организации взаимодействия участ­ников осмотра и передачи информации о преступлении в дежур­ные части соответствующих правоохранительных органов и в органы прокуратуры. После проведения осмотра места происшествия и выполнения других неотложных действий организуются обсуждение участниками взаимодействия полученной информа­ции и разработка согласованного плана дальнейших процессу­альных, оперативно-розыскных, организационных и иных мероп­риятий. Если в результате первоначальных мероприятий преступ­ник не установлен, то наряду с возбуждением уголовного дела уполномоченное должностное лицо решает вопрос о заведении оперативно-поискового дела. Работа по этим делам ведется од­новременно и организуется на основе тесного взаимодействия осуществляющих ее следователей и оперативных работников. Они совместно определяют основные направления деятельности по раскрытию и расследованию преступлений; выдвигают и орга­низуют отработку следственных, розыскных и оперативно-розыс­кных версий, проверку и закрепление процессуальным путем добытых фактических данных; принимают меры по пресечению неправомерных попыток заподозренных и иных лиц противодей­ствовать нормальному ходу раскрытия и расследования преступ­лений, обнаружению и изъятию вещественных доказательств и ценностей, добытых преступным путем.

Руководителям необходимо так организовать работу по рас­крытию и расследованию преступлений, чтобы наиболее актив­но и продуктивно она осуществлялась не только в течение пер­вых суток, по горячим следам, но и после, пока виновные не будут установлены. При необходимости следует наращивать силы, делать продуманные замены участников взаимодействия, строго контролировать их работу. Непосредственный контроль по от­дельным направлениям (вопросам) этой работы может быть по­ручен дежурному по органу внутренних дел либо руководителям оперативно-розыскных подразделений, сотрудники которых уча­ствуют в раскрытии преступления.

Начальник органа внутренних дел лично организует взаимо­действие сотрудников оперативно-розыскных подразделений и специалистов со следователями (дознавателями): по всем делам, возбуждаемым по материалам оперативных проверок; по слож­ным и трудоемким делам с большим количеством подозревае­мых и эпизодов преступной деятельности; по делам межрегио­нального характера; по делам об организованной преступной деятельности; по делам о преступлениях, совершаемых с приме­нением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ; при про­ведении массовых операций, связанных с реализацией широко­масштабной оперативно-розыскной деятельности; при попытках подозреваемых и других лиц противодействовать расследованию преступлений; при проведении расследования по делам, имею­щим большое общественное значение и поставленным на конт­роль в МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ и в органах прокуратуры.

Если в течение первых суток преступление остается нераск­рытым, а данные оперативно-розыскных мероприятий нереали­зованными, задача руководителей состоит в том, чтобы не допу­стить спада активности участников взаимодействия. Для этого принимаются меры стимулирующего характера: на оперативном совещании либо на рабочих встречах подводятся итоги проде­ланной работы, анализируются добытая информация и резуль­таты выполнения мероприятий по согласованному плану след­ственных действий, оперативно-розыскных, организационных и иных мероприятий, корректируются версии, уточняются личные планы и задачи каждого участника взаимодействия, дополнитель­но подключаются к работе по раскрытию преступлений сотруд­ники оперативно-розыскных подразделений и милиции обще­ственной безопасности.

В зависимости от обстановки руководители могут обращаться с ходатайствами в УВД, ГУВД, МВД республики, МВД РФ о подключении следователей, оперативных работников, специали­стов, экспертов к работе по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений, об оказании участникам взаимодействия помощи силами специальных подразделений, соседних органов внутрен­них дел, органов безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, оперативных работников уголовно-исполнительной си­стемы и следственных изоляторов, специалистов иных мини­стерств и ведомств.
ВОПРОС. 3 Организация работы следователя на последующем этапе расследования по уголовным делам против личности и собственности.

Инициатива в организации взаимодействия на последующих этапах производства обычно исходит от следователя, в производ­стве которого находится дело, однако она может исходить от на­чальника следственного отдела либо от руководителя оператив­но-розыскного подразделения или начальника правоохранитель­ного органа, заинтересованных в эффективном окончании рас­следования. Организуя взаимодействие, следователь и соответству­ющие руководители должны обеспечивать преемственность мероприятий первоначального этапа, определять организационные формы взаимодействия, его характер и содержание с учетом того, раскрыто или не раскрыто преступление на первоначальном эта­пе, задержан подозреваемый или скрылся от органов расследо­вания.

После установления лица, совершившего преступление, при­нимаются меры для привлечения его к уголовной ответственно­сти в качестве обвиняемого, допроса и применения к нему меры пресечения. Предъявление обвинения конкретному лицу или группе лиц далеко не всегда ведет к прекращению взаимодей­ствия. После этого нередко основные усилия участников взаи­модействия должны быть нацелены на всестороннее и полное установление всех обстоятельств, характеризующих предмет до­казывания по уголовному делу. Информация из расследуемого уголовного дела с ведома органа, в производстве которого оно находится, используется сотрудниками оперативно-розыскных подразделений для активизации оперативно-розыскной деятель­ности на обслуживаемых ими объектах и участках.

Если преступление на первоначальном этапе производства по делу окажется нераскрытым, руководители органов внутренних дел, следственного аппарата и оперативно-розыскных подразде­лений на последующих этапах обеспечивают:

— согласованную работу сотрудников оперативно-розыскных подразделений со следователями и другими участниками взаи­модействия по построению и отработке версий;

— квалифицированное осуществление оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, проведение которых следователем может быть поручено органам дознания;

— применение оперативно-розыскных возможностей для от­работки версий, оперативной проверки подозреваемых, провер­ки показаний потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обви­няемых;

— активное использование оперативно-технических средств, криминалистических методов и достижений науки и техники для раскрытия преступления (преступлений);

— анализ информации о новых преступлениях с тем, чтобы обнаружить противоправные действия преступников, если они будут продолжаться, а также ретроспективный анализ информа­ции о ранее совершенных преступлениях, в том числе на терри­ториях, обслуживаемых другими следственными и оперативно-розыскными аппаратами;

— контроль за деятельностью участников раскрытия преступ­лений, оказание им эффективной практической и методической помощи.

По нераскрытому преступлению составляется план согласован­ных следственных действий и оперативно-розыскных мероприя­тий, копия которого помещается в оперативно-поисковое дело. В развитие этого плана составляется отдельный план оператив­но-розыскных мероприятий. План согласованных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий утверждается начальником следственного отдела и начальником криминальной милиции (либо начальником органа внутренних дел и начальни­ком следственного отдела). План оперативно-розыскных мероп­риятий утверждается начальником криминальной милиции. Ру­ководители, утвердившие данные планы, осуществляют контроль за проведением запланированных мероприятий.

Одновременно с заведением оперативно-поискового дела ру­ководители должны принять решение о следственно-оператив­ной группе, которую в зависимости от сложности преступления, профессиональной квалификации сотрудников, их загруженнос­ти по другим делам и т.п. можно оставить в прежнем составе, либо создать новую следственно-оперативную группу, либо час­тично обновить ранее созданную.

При организации работы по зональному принципу взаимодей­ствие со следователем поручается сотрудникам оперативно-ро­зыскных подразделений, работающим в соответствующих зонах, где совершено преступление, а по линейному принципу — наи­более опытным сотрудникам криминальной милиции и при не­обходимости других оперативно-розыскных подразделений, а также руководящему составу.

Как показывает практика, эффективными являются следую­щие мероприятия, планируемые и проводимые на дальнейших этапах производства по уголовным делам:

— дополнительные и повторные проверки по учетам;

— ориентирование более широкого круга правоохранительных подразделений и органов о нераскрытых преступлениях;

— анализ материалов о других преступлениях (в том числе со­вершенных сходными способами);

— направление заданий в места лишения свободы;

— продолжение активного поиска преступников по приметам их внешности, возможным следам на одежде и теле;

— активный поиск добытого преступным путем имущества;

— дополнительные опросы населения, поиск орудий и следов преступления на местности (если есть сомнения, что раньше это было сделано недостаточно профессионально);

— повторные осмотры мест происшествий и прилегающих к ним территорий;

— использование обнаруженных на месте происшествия ве­щественных доказательств, включая микроследы, для выявления лиц, причастных к преступлению;

— проверка заподозренных и других причастных к преступле­нию лиц, если она на первоначальном этапе производства по делу не проводилась или проводилась поверхностно.

Положительные результаты нередко дает оперативная проверка в установленном порядке подозреваемых (обвиняемых) в совер­шении аналогичных (схожих) преступлений по месту их задер­жания, в том числе не только органами внутренних дел, но и другими правоохранительными органами. В необходимых случа­ях оперативные мероприятия в отношении таких лиц проводят­ся после их этапирования в места производства предваритель­ного следствия по делу о нераскрытом преступлении. При этом работа с лицами, проходящими по другим уголовным делам, возможна и допустима только с разрешения следователей, в про­изводстве которых находятся эти дела.

Взаимодействие должно быть непрерывным до завершения расследования, однако интенсивность согласованных следствен­ных действий и оперативно-розыскных мероприятий, равно как иных мероприятий, регулируется с учетом достигаемых резуль­татов. Взаимодействие не следует свертывать, если не все пре­ступления раскрыты, не все эпизоды преступной деятельности выявлены, если имеются обоснованные предположения о при­частности обвиняемых (подозреваемых) к совершению других преступлений.

Начальник следственного отдела обязан обеспечить исполь­зование следователями помощи сотрудников оперативно-розыс­кных подразделений, милиции общественной безопасности и иных участников взаимодействия строго по назначению. Пору­чения и указания следователя о производстве розыскных и след­ственных действий и по другим вопросам взаимодействия адре­суются начальнику органа дознания, даются в письменном виде и являются для органов дознания обязательными. Наличие в плане согласованных следственных и оперативно-розыскных Мероприятий пункта, предусматривающего проведение тех или иного действия не будут иметь юридического значения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, рассматриваемая научная категория организация расследования преступлений имеет два значения.

Во-первых, оно означает научную организацию в сфере внутреннего управления следственным аппаратом как социальной системой.

Во-вторых, имеется в виду организация конкретного акта расследования, т. е., организация поддержания структуры расследования и управление ею.

Организация расследования неотделима от методики расследования как криминалистической категории и процессуальных условий следственной деятельности. Кроме того, организация деятельности органов предварительного следствия и дознания, оперативно-разыскных и экспертно-криминалистических подразделений в процессе производства по уголовным делам многовариантна, определяется задачами соответствующего этапа расследования.

В целях повышения эффективности расследования преступлений, весь процесс расследования в научно-криминалистической литературе принято дифференцировать на три этапа: подготовительный, последующий и заключительный. Некоторые ученые предлагают включить еще один этап расследования подготовительный. Такая точка зрения имеет объективное объяснение своего аргументированного существования, и мы с этими авторами в этом солидарны.

Под этапом расследования понимается относительно самостоятельная часть процесса расследования, характеризующаяся кругом специфических задач, способов решения и итоговым процессуальным решением.

Подготовительный этап начинается с получения первичной информации о преступлении, содержащейся в поводе к возбуждению уголовного дела, и оканчивается дачей прокурором согласия на возбуждение уголовного дела. На данном этапе устанавливаются обстоятельства составляющие основание к возбуждению уголовного дела. В рассматриваемой нами категории (преступления против собственности). В частности необходимо устанавливать факт совершения противоправных действий в отношении имущественных прав собственника (принадлежность имущества, его стоимостное выражение, место и условия хранения, способ преступного посягательства).

Первоначальный этап расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела и протекает до момента выявления и задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. На этом этапе решается как минимум три задачи:

- установление события преступления;

- установление лица, его совершившего;

-установление места нахождения похищенного имущества.

Последующий этап расследования начинается с момента предъявления обвинения и заканчивается окончанием производства расследования (выполнением требований ст. 215 УПК РФ).



Цель данного этапа установление и доказывания обстоятельств уличающих обвиняемого в совершении и преступления, причины и условия, обусловившие совершение преступления.

Заключительный этап расследования включает в себя работу следователя по составлению обвинительного заключения и всех прилагаемых документов к нему.