2. боевые машины пехоты общее устройство боевых машин боевые и технические характеристики и общая комповка - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
2. боевые машины пехоты общее устройство боевых машин боевые и технические характеристики - страница №1/2

Тема: Общая характеристика бронетанкового вооружения.

Танки Т -72,-80,-90
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ 1.БРОНЕТАНКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ

2.БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ

3.ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БОЕВЫХ МАШИН БОЕВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОБЩАЯ КОМПОВКА

4.ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БМП-2

5.ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БТР-80

6. ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТАНКА Т-72

1. В настоящее время вооружении Сухопутных войск ВС РК состоит различная современная боевая техника, обладающая высокими боевыми свойствами. Она прошла большой и славный путь своего развития- от первого советского танка "Борец за свободу тов. Ленин" до современных танков, обладающих мощным вооружением, надежной защитой от всех средств поражения и высокой подвижностью.

В прошлом к бронетанковому вооружению (технике) Сухопутных войск относились четыре основных вида боевых машин: танки, бронеавтомобили (БА), самоходные артиллерийские установки (САУ) и бронетранспортеры (БТР).

Танк- боевая гусеничная машина высокой проходимости, полностью бронированная, с вооружением для поражения различных целей на поле боя. Боевые свойства танков, а также и других машин бронетанкового вооружения в значительной степени определяются их боевой массой. Исходя из этого в Советском Союзе до конца 50-х годов использовалась так называемая весовая классификация объектов бронетанково! го вооружения. В соответствии с этой классификацией танки делились на четыре типа: малые-до 5 т, легкие-от 5 до 20 т, средние-от 20 до 40 т и тяжелые - больше 40 т.

Бронеавтомобиль - боевая колесная бронированная машина, предназначавшаяся для разведки, боевого охранения, связи, поражения огневых средств и живой силы противника.

По весовой классификации бронеавтомобили делились на тря типа: легкие -до 4 т, средние - от 4 до 8 т и тяжелые - больше 8 т.

Самоходная артиллерийская установка - артиллерийское орудие на самоходной базе, предназначавшееся для непосредственного сопровождения танков и пехоты в бою, выполнения задач артиллерийской подготовки подвижных соединений и борьбы с танками противника. По броневой защите САУ были двух типов: полного или неполного бронирования. Вооружение САУ устанавливалось в корпусе или во вращающейся башне.

В целом для САУ независимо от типа применялась такая же весовая классификация, как и для танков.

Бронетранспортер - боев! ая бронированная колесная или гусеничная машина высокой проходимости, предназначенная для .транспортирования личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою.

В настоящее время одним из главных видов вооружения Сухопутных войск по-прежнему является бронетанковое вооружение я техника.



К бронетанковому вооружению относятся следующие машины:

танки, боевые машины пехоты (БМП), боевые машины десантные (БМД), бронетранспортеры (БТР), боевые разведывательные машины (БРМ и БРДМ), а также базы этих машин для установки (монтажа) других видов вооружения и техники (ракетных, инженерных, химических и других войск).

В бронетанковое вооружение не включены самоходные артиллерийские орудия, состоящие на вооружении нашей армии. Они относятся к ракетно-артиллерийскому вооружению. Не включены и бронеавтомобили, так как они не состоят на вооружении Советской Армии.
К бронетанковой технике относятся: танковые тягачи (ТТ), бронированные ремо! нтно-эвакуационные машины (БРЭМ), машины технической помощи (МТП), подвижные средства ремонта и обслуживания бронетанкового вооружения и техники (МТО), мотоциклы.

Танки. Современные танки предназначены для борьбы с танками и другими бронированными объектами противника, уничтожения огневых средств и живой силы противника, разрушения оборонительных сооружений типа дотов и дзотов.

Таким образом, танки выполняют широкий круг боевых задач, возлагаемых на танковые и мотострелковые войска. Они являются основными машинами бронетанкового вооружения, ударной силой Сухопутных войск.

В первые годы после окончания Великой Отечественной войны ма вооружение нашей армии были приняты как средние, так и тяжелые танки. Однако по боевым свойствам средние танки фактически не уступали тяжелым танкам. Располагая мощным вооружением и надежной броневой защитой, они могли решать все задачи, ранее возлагаемые на тяжелые танки, а по подвижности .превосходили их.

Исходя из этого де! ление танков по весовой классификации не отражало реальных соотношений боевых свойств. Возникла необходимость в создании единого танка, который успешно выполнял бы задачи при ведении всех видов боя. Такие танки разрабатывались, поступали в войска и получили название основных танков.

Основными танками, состоящими на вооружении армии, являются танки Т-55, Т-62 и 1-12.

Танк Т-55 (рис. 1.1) характеризуется высокими боевыми свойствами. В этом танке 100-мм пушка стабилизирована в двух плоскостях, противоснарядное бронирование дополнено системой противоатомной защиты (система ПАЗ), а высокая подвижность обеспечена двигателем соответствующей мощности На танке применены приборы ночного видения, оборудование для подводного вождения.





Рис. 1.1. Танк Т-55

Боевая масса - 36 т; экипаж - 4 чел.; вооружение: пушка - 100 мм, 2 пулемета - 7,62 мм, 1 пулемет-12,7 мм: мощность двигателя- 426 кВт (580 л. с.): максимальная скорость-50 км/ч




Рис. 1.2. Танк Т-62

Танк Т-62 (рис. 1.2) представляет собой дальнейшее развитие танка Т-55. Главным боевым свойством этого танка является огневая мощь. На танке установлена 115-м.м гладкоствольная пушка, стабилизированная в двух плоскостях, из которой можно вести огонь

подкалиберными снарядами и снарядами других типов. Конструктивной особенностью башни является применение механизма выброса гильз через люк в ее кормовой части.

Танк Т-72 (рис. 1.3) превосходит выпускавшиеся ранее машины по трем основным показателям: огневой мощи, защите от всех средств поражения и подвижности.




Рис. 1.3. Танк Т-72

Боевая масса-41 т; экипаж-3 чел.; вооружение: пушка-125 мм. 1 пулемет -7,62 мм, 1 пулемет - 12,7 мм', мощность двигателя - 574 кВт (780 л. с.); максимальная скорость-60 км/ч

На танке установлена 125-мм гладкоствольная пушка, стабилизированная в двух плоскостях. Для повышения скорострельности (до 6 выстр./мин) установлен автомат заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек (командир танка, наводчик и механик-водитель).

Экипаж и внутреннее оборудование машины защищены от воздействия поражающих факторов при ядерном взрыве.

Танк обладает высокой подвижностью. Максимальная скорость движения танка, равная 60 км/ч, достигнута за счет применения многотопливного дизеля мощностью 574 кВт (780 л. с.).

На танке применено встроенное бульдозерное оборудование, предназначенное для самоокапывания.



2.Боевые машины пехоты.

В Советском Союзе впервые в мире был создан новый вид бронетанкового вооружения - боевые машины пехоты.

БМП -! бронированная машина мотострелковых войск, предназначенная для перевозки личного состава и ведения боя.

Десант БМП может вести бой, находясь в машине или в боевых порядках вне машины. В последнем случае экипаж БМП может поддерживать боевые действия десанта, используя для этого стационарное вооружение. В настоящее время на вооружении армии состоят БМП-1 и БМП-2.

Боевая машина пехоты БМП-2 (рис. 1.4) является дальнейшей модернизацией боевой машины пехоты и отличается от БМП-1 вооружением. На БМП-2 установлена автоматическая 30-мм пушка, предназначенная для поражения легко бронированных объектов противника.'

Рис. 1.4. Боевая машина пехоты БМП-2

Боевая масса - 14 т: экипаж - 3 чел., десант - 7 чел.; вооружение: пушка - 30 мм, ПТУР. 1 пулемет-7,62 мм; броня - противопульная; мощность двигателя - 221 кВт (300 л. с.); максимальная скорость-65 км ч (на плаву-7 км/ч)

Боевая машина десантная БМД-1 (рис. 1.5)-гусеничная машина, обладающая такими же боевыми свойствами, как и боевая машина пехоты БМП-1. Она создана на специальной базе.

В отличие от БМП на этой машине установлено три пулемета:

один спарен с пушкой и два курсовых.

Конструктивной особенностью БМД-1 является применение специальной гидропневматической подвески, в которой в качестве упругого элемента используется газообразный азот, а жидкость выполняет функции уплотнительного устройства. Такая конструкция подвески позволяет изменять клиренс машины и использовать складки местности для защиты.



Бронетранспортеры. Опыт применения в войсках первых послевоенных колесных бронетранспортеров показал, что они не обладают д! остаточной проходимостью. В связи с этим были созданы новые восьмиколесные бронетранспортеры, не уступающие по проходимости гусеничным машинам.

В начале 60-х годов уже были выпущены первые плавающие бронетранспортеры БТР-60П. Затем они подвергались модернизации: были выпущены БТР-60ПА с крышей, БТР-60ПБ - с башней, БТР-70.

Бронетранспортер БТР-80 (рис. 1.6) представляет собой дальнейшую модернизацию бронетранспортера БТР-70. Он отличается от последнего в основном тем, что два карбюраторных двигателя заменены на один дизель. Внешнее же отличие БТР-80 от БТР-70 состоит в измененных бортовых люках десантного отделения. На БТР-80 бортовые люки для десанта увеличили по вертикали почти до корпуса крыши. Крышки люков в открытом положении фиксируются, что позволяет десанту покидать машину при ее движении.


Рис. 1.5. Боевая машина десантная БМД-1
Боевая масса - 7,2 т; экипаж - 7 чел.; вооружение: пушка-73 мм, ПТУР 3 пулемета - 7.62 мм; мощность двигателя - 17Ь кВт (240 л. с.); максимальная скорость - 61 км/ч (на плаву - 10 км.ч)


Рис. 1.6. Бронетранспортер БТР-80

Боевая масса - 13,6 т: экипаж - 1 чел., десант - 9 чел.; вооружение: 1 пулемет-145 мм, 1 пулемет-7.62 мм; мощность двигателя - 191 кВт (ЛО л. с.), максимальная скорость-80 км/ч (на плаву - 9 км ч)

Боевые разведывательные машины. В настоящее время на вооружении Сухопутных войск состоят специальные боевые разведывательные машины.

Боевая разведывательная машина БРМ-1К (рис. 1.7) создана на базе БМП и предназначена для ведения войсковой разведки в составе разведывательных групп, действующих на большом удалении от своих войск. Вооружение разведывательной машины аналогично вооружению БМП-1. Машина оснащена различным специальным оборудованием, позволяющим эффективно выполнять боевую разведывательную задачу.




Рис. 1.7. Боевая разведывательная машина БРМ-1К

Боевая масса-13,2 т: экипаж-6 чел.; вооружение: пушка-73 мм. 1 пулемет-7,62 мм; мощность двигателя - 221 кВт (300 л. с.); максимальная скорость-65 км/ч (на плаву-7 км/ч)

Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 (рис. 1.8) является дальнейшим развитием разведывательных машин БРДМ. В этой машине существенно изменена общая компоновка, установлена вращающаяся башня с двумя спаренными пулеметами, а силовое отделение размещено в кормовой части. В передней части корпуса установлена лебедка, на машине имеется навигационная аппаратура, нагнетатель.

Кроме рассмотренных машин к бронетанковому вооружению относятся и базы этих машин, на которых устанавливаются другие виды вооружения или монтируется специальная техника. Приведем для примера одну из таких машин.

Боевая зенитная машина 9ПЗ1 (рис. 1.9). Комплекс, установленный на ней, предназначен для поражения низколетящих средств воздушного нападения противника.


Базой этой машины является модифицированная БРДМ-2 (без дополнительных колес). Вооружением машины является зенитный ракетный комплекс 9КЗ1.





Рис. 1.8. Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2

Боевая масса-7 т; экипаж-4 чел.; вооружение: 1 пулемет-14,5 мм, 1 пулемет-7,62 мм; мощность двигателя - 103 кВт (140 л. с.); максимальная скорость - 95 км/ч (наплаву-10 км/ч)



Рис. 1.9. Боевая зенитная машина 9ПЗ1

Боевая масса - 7 т: экипаж - 2 чел.: вооружение: 4 ракеты - 120 мм; мощность двигателя - 103 кВт (140 л. с.): максимальная: скорость-80 км ч (на плаву - 9 км. ч)

3.ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БОЕВЫХ МАШИН 2.1. БОЕВЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОБЩАЯ КОМПОНОВКА

1. Боевые и технические характеристики

Боевыми и техническими характеристиками боевых машин называется совокупность данных, характеризующих их боевые свойства.

Боевые и технические характеристики можно разделить на пять разделов: общие данные, вооружение, броневая защита, подвижность, средства связи и специальное оборудование (табл. 2.1).

К общим данным БТХ относятся: боевая масса, экипаж (экипаж и десант для БМП и БТР) и основные размеры.

Боевая масса. Боевой массой называется масса полностью укомплектованной машины с экипажем, боекомплектом и заправленными эксплуатационными материалами. Боевая масса выражается в тоннах. Боевая масса современных основных танков составляет примерно 40 т, а боевая масса БМП и БТР находится в пределах 10-15 т.

Экипаж. Экипаж современных танков состоит из 3-4 человек, а экипаж и десант БМП и БТР-из 9-11 человек.

Основные размеры. К основным размерам относятся длина машины (с вооружением и без вооружения), ширина и высота.

Длина современных машин по к! орпусу составляет 5-8 м, а длина с пушкой вперед достигает 10м.

Ширина машин тесно связана с возможностью перевозки их по железной дороге. В каждой стране существуют ограничения по ширине перевозимых грузов. В Советском Союзе предельная ширина грузов, которые могут перевозиться по железной дороге без нарушения двустороннего движения, составляет 3,4 м. Ширина советских боевых машин в общем не превышает величины, допустимой условиями железнодорожных перевозок.

Высота боевых машин в определенной степени определяет их уязвимость от средств поражения противника, а также их устойчивость при движении по косогорам. Чем больше высота машины, тем она больше уязвима и менее устойчива. Естественное стремление при создании боевых машин-уменынение их высоты.

Таблица 2.1



Боевые и технические характеристики

Наименование параметров


БМП-2


БТР-80


Т-72


Общие данные








Боевая масса, т


14


13,6


41


Экипаж, чел.


3+7


1+9


3


Основные размеры, м:








длина


6,7


7,6


6,9; 9,5


ширина


3,1


2,9


3,5; 3,4


высота


2,2


2,3


2,2


Вооружение








Калибр пушки, мм


30


-


125


Боекомплект пушки, шт.


500


-


39


Калибр пулеметов, мм:








спаренный


7,62


14,5: 7,62


7,62


зенитный


-


-


1-12,7


ПТУР, шт.


4


-


-


Броневая защита








Корпус


ПП


ПП


ПС


Башня


пп


ПП


ПС


Подвижность








Максимальная скорость, км/ч


65/7


80/9


60


Запас хода по ;е, км


600


600


500+150


Среднее давление, кПа (кгс/см2)


64 (0,64)


230 (2,3)


83 (0,83)


Двигатель:








Тип


Д;б;

У;Ж



Д;8;

У;Ж



Д;12;У; Ж


мощность, кВт (л. с.)


220 (300)


191 (260)


580 (780)


- запас топлива, л


462


300


1200+390


Трансмиссия:








число передач КП


5+1


5+1


7+1


тип МП


пмп


ПК-

2п


БКП


Ходовая часть:


, ———————






тип подвески


нт


НТ


НТ


расположение ВК


п


8X8


3


Средства связи и специальное оборудование








Дальность внешней связи, км


20


20


20


Средства внутренней связи


ТПУ-

5


ТПУ-

5


ТПУ-4


Специальное оборудование


ПАЗ: ППО;


ПАЗ; ППО;


ПАЗ; ППО:




ТДА


Л; Дг


ТДА;

опвт




Вооружение современных боевых машин состоит в основном из пушки и пулеметов. На некоторых машинах, например БМП, применяются дополнительно противотанковые управляемые ракеты (ПТУР).

Вооружение характеризуется калибром пушки, начальной скоростью снаряда, бронепробиваемостью снаряда, прицельной скорострельностью, количеством и калибром пулеметов, величиной боекомплекта. Эти параметры обычно не полностью приводятся в боевой и технической характеристике.



Броневая защита боевой машины характеризуется толщиной броневых листов и их углами наклона к вертикали. В зависимости от этих параметров броневая защита подразделяется на противопульную и противоснарядную.

Противопульной броней называется такая броня, которая ооеспечивает надежную защиту от ружейно-пулеметного огня Юлщина Противопульной брони достигает 30 мм. Противопульная броня применяется на БМП, БТР и других легких машинах

11ротивоснарядная броня обеспечивает защиту от снаря! дов калибра 20 мм и выше. Противоснарядное бронирование применяется на танках, г

Существенное влияние на защищающую способность брони оказывает угол ее наклона к вертикали. Чем больше угол наклона тем выше снарядостойкость брони. Так, например, при угле наклона в 60 увеличивается снарядостойкость броневого листа в два раза (без учета рикошетирования).



Подвижность боевой машины характеризуется скоростями движения, запасом хода и параметрами проходимости: средним давлением на грунт, углами подъема и крена, шириной преодолеваемого рва, высотой стенки, глубиной брода и клиренсом.

Скорости движения. Необходимо отличать максимальную и среднюю скорости движения.

Максимальной скоростью называется скорость, соответствующая движению одиночной машины на горизонтальном участке асфальтированного шоссе на высшей передаче при максимальных оборотах двигателя.

Средняя скорость движения зависит от большого числа различных факторо! в: от максимальной скорости, дорожных условий

типа коробки передач и механизма поворота, легкости управления и р.

Ориентировочно можно считать среднюю скорость движения равной 0,5 от максимальной скорости.

Запас хода. Запасом хода называется число километров которое может пройти машина, используя полностью запас топтива. Для плавающих машин на плаву запас хода определяется в часах работы двигателя.

Для увеличения запаса хода иногда на машинах МОГУТ применяться дополнительные емкости с топливом, устанавливаемые снаружи корпуса. С учетом дополнительных емкостей запас хода увеличивается в среднем в 1,5 раза.

Среднее давление. Средним давлением называется отношение веса машины к площади опорной поверхности Среднее давление характеризует проходимость машины по мягким грунтам (по пашне, мокрому лугу, болоту). Чем меньше среднее давление, тем выше проходимость машины. Среднее давление измеряется в килопаскалях кПа.

Углы подъема и крена. Максимальная величина ! преодолеваемого машиной подъема зависит от мощности двигателя и сцепных свойств опорной поверхности с грунтом. Обычно угол подъема современных гусеничных и колесных боевых машин составляет 30°.

Примерно такого же порядка (около 25°) будет и угол крена, при котором машина может двигаться без потери управляемости.

Ширина рва. Предельная ширина преодолеваемого рва зависит от длины машины и расположения центра тяжести.

Если центр тяжести расположен посредине машины, то теоретически ширина преодолеваемого рва равна половине длины машины. Практически, с учетом смещения центра тяжести и осыпания краев рва, эта ширина составляет примерно 0,4 от длины машины.

Высота стенки. Предельная высота преодолеваемой стенки для большинства машин равна высоте расположения оси переднего колеса и находится в пределах 0,7-1,0 м.

Глубина брода. Глубина преодолеваемого брода характеризуется высотой расположения воздухопритоков корпуса и для танков составляет 1,2-1,3 м.

Клиренс. ! Клиренсом называется расстояние от опорной поверхности ходовой части до днища машины. Величина клиренса характеризует проходимость машины по мягким грунтам, снегу, вырубленному лесу и др. Чем больше клиренс, тем меньше вероятность посадки машины днищем на припятствие. Клиренс современных гусеничных и колесных боевых машин находится в пределах 0,4-0,5 м.

Перечисленные параметры по проходимости, кроме удельного давления, в общих характеристиках могут и не приводиться. Это объясняется тем, что они для различных современных машин незначительно отличаются от указанных средних значений.

Подвижность машины обеспечивается соответствующими силовой установкой, трансмиссией и ходовой частью. В боевой и технической характеристике в этом же разделе могут приводиться основные данные по двигателю, трансмиссии и ходовой части машины.

Все современные боевые машины оснащаются средствами связи и различным специальным оборудованием, значительно превышающим их боевые свой! ства.

К специальному оборудованию относятся: средства защиты от ядерного, химического и биологического оружия; автоматические системы противопожарного оборудования; оборудование подводного вождения; средства маскировки и др.

В характеристиках указывается наличие на машине того или другого специального оборудования.

2. Общая компоновка боевых машин

Общей компоновкой называется взаимное расположение основных частей машины и мест размещения экипажа (экипажа и десанта).

Основными частями машины являются: корпус, башня, вооружение, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование, средства связи и специальное оборудование.

Корпус и башня являются броневой защитой машины, вооружение характеризует ее поражающее действие, а силовая установка, трансмиссия и ходовая часть обеспечивают подвижность.

В корпусе машины размещаются: силовая установка, трансмиссия, часть вооружения и боекомплекта, средства связи, часть приборов электрооборудования и специального оборудования и некоторые узлы ходовой части. В башне размещаются: основное вооружение, механизмы наведения, часть боекомплекта и часть электрооборудования и специального оборудования.

Экипаж танков размещается в корпусе и башне, а десант БМП и БТР - в корпусе.

Корпус машины внутри условно делится на следующие отделения : управления, боевое, силовое, а для БМП (БТР) -дополнительно десантное отделение. В различных боевых машинах эти отделения располагаются по-разному в зависимости от принятой общей компоновки.

3. Назначение основных узлов и систем

Основными частями любой боевой машины, обеспечивающими их подвижность, являются силовая установка, трансмиссия и ходовая часть.



Силовая установка состоит из двигателя и обслуживающих двигатель систем: питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения и облегчения пуска двигателя.

Двигатель является источником механической энергии. На современных боевых машинах применяются двигатели внутреннего сгорания трех типов: карбюраторные, дизельные и газотурбинные.

Принцип действия карбюраторного двигателя заключается в следующем: рабочая смесь топлива с воздухом приготовляется в специальном устройстве, называемом карбюратором, и засасывается в цилиндры двигателя, где и воспламеняется при помощи электрической искры системы зажигания.

Принцип действия дизеля состоит в том, что рабочая смесь топлива с воздухом приготовляется в цилиндрах двигателя. Для этого чистый воздух засасывается в цилиндры, а топливо при помощи специальных устройств. впрыскивается в цилиндры. Воспламенение рабочей смеси осуществляется за счет повышения ее температуры при сжатии.

Дизели широко применяются на современных боевых машинах, так как они работают на более дешевом топливе и являются более экономичными по сравнению с карбюраторными двигателями.

Система питания топливом предназначена для хранения, очистки и подачи топлива в цилиндры двигателя.

Система питания воздухом служит для забора воздуха из атмосферы, его очистки от пыли и подачи к цилиндрам двигателя.

Система смазки предназначена для хранения, очистки и подачи масла к трущимся поверхностям деталей и узлов двигателя.

Система охлаждения предназначена для отвода избыточного тепла от деталей двигателя и поддержания температуры этих деталей в необходимых пределах. Применяемая охлаждающая жидкость: летом - вода с трехкомпонентной присадкой (присадка предохраняет детали системы охлаждения от коррозии и образования накипи), зимой-антифриз марки "40" или "65".

Система облегчения пуска двигателя предназначена для подогрева двигателя, системы смазки, системы охлаждения при низких температурах окружающей среды.



Трансмиссией называется совокупность агрегатов и механизмов, передающих энергию от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам.

Трансмиссия в общем виде состоит из следующих узлов: главного фрикциона, коробки передач, механизма поворота (для гусеничных машин) и бортовых редукторов (колесных редукторов).

Главный фрикцион размещается между двигателем и коробкой передач и предназначен для отключения двигателя от коробки передач при переключении передач, для остановки машины и плавного трогания с места, для предохранения агрегатов трансмиссии и двигателя от перегрузок при резком изменении нагрузок на ведущих колесах.

Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел между двигателем и ведущими колесами с целью изменения тяговых усилий и скоростей движения машины в больших пределах, чем это может б! ыть обеспечено за счет изменения режимов работы двигателя.

Механизм поворота гусеничных машин предназначен для осуществления поворота за счет изменения скоростей движения гусениц. При этом гусеница, имеющая большую скорость, называется забегающей, а имеющая меньшую скорость - отстающей.

Поворот колесных машин осуществляется за счет изменения положения передних колес по сравнению с прямолинейным движением.

Бортовые редукторы (колесные редукторы) предназначены для постоянного увеличения крутящего момента, подводимого к ведущим колесам, с целью уменьшения габаритов коробки передач и механизма поворота.

Ходовой частью называется группа деталей и узлов, обеспечивающих опору машины на грунт и за счет их взаимодействия с внешней средой - ее движение.

Ходовая часть любой боевой машины состоит из подвески и движителя.

Подвеской называется совокупность узлов и деталей, соединяющих корпус машины с опорными катками. Современные подвески машин включают в ! себя упругий элемент. Подвеска предназначена для смягчения толчков и ударов, передаваемых на корпус, при движении по неровной дороге или местности.

Движитель предназначен для создания тяговых усилий и обеспечения движения машины.

В настоящее время на боевых машинах применяются: гусеничный движитель, колесный движитель, а на плавающих машинах - водоходный движитель.

В качестве водоходного движителя используются или гусеницы машины (БМП), или гидрореактивный движитель-водомет (БТР).



4.ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БМП-2 1. Общая характеристика
Боевая машина пехоты БМП-2 (рис. 1.4) является гусеничной плавающей боевой машиной, обладающей вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Она предназначена для повышения вооруженности, защищенности и мобильности пехоты, действующей на поле боя в обычных условиях или в условиях применения ядерного оружия.

Боевая машина пехоты оборудована десятью посадочными местами для размещения боевого расчета в составе командира отделения (машины), механика-водителя, наводчика и семи мотострслков.

В башне боевой машины пехоты размещены 30-мм автоматическая пушка, спаренный с пушкой пулемет калибра 7,62 мм и пусковая установка для противотанковых управляемых ракет (ПТУР). Десант может вести прицельный огонь из личного оружия через специальные амбразуры, выполненные в корпусе.

На машине применены устройства, предназначенные для защиты экипажа, десанта и оборудования внутри машины от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерны! х боеприпасов, для защиты от химического и биологического оружия, а также для защиты экипажа и десанта от радиоактивной пыли при движении машины по радиоактивно зараженной местности. Эти устройства составляют систему защиты от оружия массового поражения.

Для постановки дымовых завес в целях маскировки машина оборудована термодымовой аппаратурой.

Для тушения пожара в машине имеется противопожарное оборудование.

Боевая машина пехоты приспособлена для авиатранспортирования.

2. Общая компоновка





Рис 2.1 Общая кромпановка БМП-2

По расположению механизмов и оборудования внутри машина условно разделена на четыре отделения (рис. 2.1): отделение управления, силовое отделение, боевое отделение и десантное отделение.

Отделение управления расположено в носовой левой части корпуса. Оно ограничено слева левым бортом машины, а справа - перегородкой силового отделения. В нем размещаются: сиденья механика-водителя (MB) и десантника (Д), органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, средства наблюдения, баллон сжатого воздуха и др.

Силовое отделение расположено в передней правой части корпуса и отделено от всей машины теплозвукоизоляционной перегородкой.

В силовом отделении размещены: двигатель с обслуживающими его системами и агрегаты трансмиссии.



Боевое отделение расположено в средней части корпуса машины непосредственно за отделением управления и силовым отделением. Оно включает башню и часть корпуса до перегородки десантного отделения.

В боевом отделении размещены: вооружение, боекомплект, сиденье командира отделения (справа от пушки) и сиденье наводчика (слева от пушки).



Десантное отделение расположено в кормовой части машины! .

Оно ограничено бортовыми листами машины, кормовыми дверями и ограждением сидений десанта.

В десантном отделении размещены: два трехместных сиденья десанта, три топливных бака, две аккумуляторные батареи (АБ).

2.2.3. Корпус и башня

Корпус и башня служат для размещения и защиты экипажа, агрегатов, механизмов и систем машины.

Корпус (рис. 2.2) - сварной, из катанных броневых листов. В передней части корпуса размещается волноотражательный щиток /. Носовая часть корпуса состоит из нижнего и верхнего наклонных броневых листов. В верхнем наклонном листе имеется большой люк для доступа к трансмиссии, закрытый ребристым листом 2. Бортовые листы корпуса состоят из трех частей: верхних, средних и нижних броневых листов. В кормовой части корпуса размещены двери 3 для посадки и высадки десанта с топливными баками. В корме размещаются гидродинамические решетки 4 водоходного движителя



Рис. .2. Корпус БМП-2

В днище машины сделаны продольные выштамповки 5 для обеспечения ему соответствующей жесткости. Кроме того, в днище сделан специальный люк для обслуживания двигателя, закрываемый крышкой 6. Имеется также ряд отверстий для слива эксплуатационных материалов, закрываемых пробками.

Крыша корпуса в передней части имеет съемный лист 7 для доступа к двигателю. Над жалюзи системы охлаждения размещены защитные сетки 8. В крыше предусмотрены люки для посадки и высадки экипажа и десанта.



Башня машины - конусообразной формы, сварена из стальных броневых листов. Она установлена на шариковой опоре на подбашенном листе корпуса. В передней части башни имеется амбразура для установки пушки и спаренного с ней пулемета. На башне размещается пусковая установка ПТУР, имеются люки наводчика и командира машины.

2.2.4. Техническая характеристика систем и узлов

Силовая установка БМП-2 состоит из двигателя и обслуживающих его систем: питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и запуска.

Двигатель-дизель четырехтактный, 6-цилиндровый, У-образный, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя - 220 кВт (300 л. с.).

Система питания топливом включает пять топливных баков. Общая заправочная емкость - 462 л. Топливные баки размещаются в десантном отделении. Каждый топливный бак имеет заправочную горловину.

Применяемое топливо: летом-дизельное марки ДЛ, зимой- дизельное марок ДЗиДА.

Система питания воздухом включает в себя воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли. Он крепится к днищу короба эжектора, расположенного в силовом отделении.

Система смазки-циркуляционная, комбинированная, под давлением и разбрызгиванием, с "сухим" картером. В систему смазки входит масляный бак емкостью 48 л. Е! мкость всей, системы смазки 58 л.

Применяемое масло-МТ-16п.

Системы охлаждения и подогрева. Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией и эжекционным охлаждением радиаторов (без вентилятора).

Заправочная емкость системы: при заправке водой-52 л; при заправке антифризом - 48 л.

Заправка системы осуществляется через заправочную горловину в расширительном бачке.

Система подогрева предназначена для подогрева двигателя при низких температурах. Основным узлом системы является подогреватель-форсуночный, с жаротрубным котлом. Он установлен в силовом отделении машины.

Система пуска. Основным видом пуска двигателя является- пуск сжатым воздухом. Для этого на машине установлен один баллон со сжатым воздухом. Максимальное давление воздуха в баллоне 15 МПа (150 кгс/см2). Баллон размещается в отделении управления.

Вспомогательной системой пуска является пуск электростартером.

Трансмиссия машины (рис. 2.1) состоит из главного ф! рикциона /, коробки передач 2, механизма поворота 3 и двух бортовых редукторов 4.

Главный фрикцион - двухдисковый, "сухой", с трением стали по фрикционному материалу, с рычажным механизмом выключения. Он размещается в общем картере с коробкой передач. Привод управления - гидравлический или пневматический.

Коробка передач-механическая, ступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен. Она обеспечивает пять передач переднего хода и одну-заднего хода. Привод управления- гидравлический (2, 3, 4 и 5-й передач) и механический (1-й передачи и передачи заднего хода).

Механизм поворота-двухступенчатый, планетарный. Он состоит из двух планетарных механизмов, размещенных в ци-линдрических картерах, прикрепленных с обеих сторон к коробке передач.

Механизм поворота машины обеспечивает ее поворот и кратковременное увеличение тяговых усилий на ведущих колесах. Привод управления -гидравлический.

Бортовые редукторы-однорядные, планетарные с передаточным числом г=5,5. Картеры бор! товых редукторов крепятся к корпусу машины.



Ходовая часть. Гусеничный движитель состоит из двух гусениц, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц, двенадцати опорных катков и шести поддерживающих катков.

Гусеницы - мелкозвенчатые, с резинометаллическим шарниром.

Подвеска-независимая, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Упругим элементом подвески являются торсионные валы. Они представляют собой длинные стальные стержни цилиндрической формы. Одним концом торсионный вал соединяется с балансиром, а вторым - с корпусом машины. Гидравлические амортизаторы служат для гашения колебаний машины, возникающих при ее движении. На машине установлено шесть амортизаторов на первых, вторых и задних опорных катках.


5.ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БТР-80 1. Общая характеристика

Бронетранспортер БТР-80 (рис. 1.6) представляет собой боевую колесную плавающую машину, обладающую вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Он предназначен для использования в мотострелковых подразделениях Сухопутных войск.

Бронетранспортер оборудован десятью посадочными местами для размещения отделения в составе командира отделения (машины), механика-водителя, наводчика и семи мотострелков.

В башне бронетранспортера размещается пулеметная установка, состоящая из 14,5-мм и 7,62-мм пулеметов. В корпусе имеются лючки для стрельбы из автоматов.

На машине применены устройства, предназначенные для защиты экипажа, десанта и внутреннего оборудования от воздействия ударной волны и проникающей радиации при взрыве ядерных боеприпасов, для защиты от химического и биологического оружия, а также для защиты от радиоактивной пыли при движении машины по радиоактивн! о зараженной местности.

Бронетранспортер - четырехосная, восьмиколесная машина со всеми ведущими колесами, способная передвигаться за танками, преодолевать с ходу окопы, траншеи и водные преграды.

Машина оборудована системой запуска дымовых гранат для постановки дымовых завес с целью маскировки.

Для тушения пожара в машине имеется противопожарное оборудование.

Бронетранспортер приспособлен для авиатранспортирования.

2.3.2. Общая компоновка

По размещению оборудования внутри машина условно разделена на три отделения (рис. 2.3); отделение управления, боевое отделение и силовое отделение.

Отделение управления расположено в передней части корпуса. В нем размещаются: сиденья командира и механика-водителя, органы управления машиной, контрольно-измерительные приборы, лебедка, средства наблюдения и связи.

Боевое отделение расположено в средней части корпуса и занимает объем за спинками сидений командира и механика-водителя до перегородки силового отделения. В нем размещаются башенная пулеметная установка с сиденьем пулеметчика, два одноместных сиденья, два трехместных сиденья, боекомплект, ЗИП машины.

Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса и изолировано от боевого отделения герметичной перегородкой. В нем размещены: двигатель, агрегаты трансмиссии, радиаторы в блоке с вентилятором, топливные баки и другие ! узлы. Часть агрегатов трансмиссии размещается под листами пола машины.

Снаружи машины размещаются: приборы освещения и сигнализации, пусковые устройства для запуска дымовых гранат, ящик с ЗИП.



Рис. .3. Общая компоновка БТР-80 .3. Корпус и башня

Корпус и башня машины служат для размещения экипажа и десанта, вооружения, агрегатов и механизмов и для защиты их от поражения огнем стрелкового оружия.

Корпус представляет собой жесткую конструкцию (рис. 2.4), сваренную из стальных броневых листов. Он состоит из носовой части, бортов, кормовой части, крыши и днища.

В носовой части расположены: люк лебедки /, волноотражательный щит 2, смотровые люки 3.

По бортам корпуса имеются: амбразуры 4, бортовые двери десанта 5, люк доступа к ФВУ 6.

В кормовой части корпуса расположены: заслонка водометного движителя 7, крышки заправочных горловин топливных баков 8.

На крыше корпуса имеются: люк командира 9, люк механикаводителя 10, вырез башенной установки 11, верхние люки боевого отделения 12, люки над силовой установкой 13.

В днище машины имеются входное отверстие водометного движителя и отверстия для слива эксплуатационных материалов из систем двигателя и узлов транс! миссии.

Башня бронетранспортера - конусообразной формы, сварена из стальных броневых листов. Она установлена на шариковой опоре над вырезом в подбашенном листе крыши корпуса машины. В передней части башни имеется амбразура для установки спаренных пулеметов.

2.3.4. Техническая характеристика систем и узлов

Силовая установка представляет собой комплекс агрегатов и узлов, состоящий из двигателя и обслуживающих его систем - питания топливом, питания воздухом, смазки, охлаждения и облегчения пуска двигателя.

Двигатель-дизель, четырехтактный, 8-цилиндровый, У-образный, с турбокомпрессорным наддувом, жидкостного охлаждения. Мощность двигателя-191 кВт (260 л. с.). На машине может быть установлен такой же двигатель, но без турбокомпрессорного наддува мощностью 154,5 кВт (210л. с.).

Система питания топливом. В системе питания БТР-80 применяется дизельное топливо. В зависимости от условий эксплуатации используется четыре марки топлива: летнее и три марки зимнего-зимнее до температуры воздуха -20° С, зимнее до -30° С и арктическое до -50° С. В систему питания входят два топливных бака, размещенные в корме .машины, общей емкостью 300 л.

Система питания воздухом. Основным узлом системы является воздушный фильтр с автоматической эжекционнои очисткой его от пыли.

Система смазки-комбинированная, под давлением и разбрызгиванием, с "мокрым" картером (т. е. нижняя часть картера двигателя является емкостью для масла). Масло в систему заправ! ляется через заливную горловину картера двигателя и проверяется щупом. Заправочная емкость системы - 28 л. Применяемое масло: летом - М-ЮГаК, зимой - М-8ГгК.

Система охлаждения-жидкостная, вентиляторная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Заправочная емкость: при заправке водой - 50 л, при заправке антифризом -49л.

Заправка системы осуществляется через заливную горловину радиатора.

Система облегчения пуска двигателя состоит из двух частей: электрофакельного устройства и подогревателя. Электрофакельное устройство предназначено для подогрева воздуха во впускных трубопроводах двигателя во время его пуска.

Подогреватель служит для подогрева охлаждающей жидкости в условиях низких температур. Подогреватель смонтирован на двигателе машины.



следующая страница >>