1. Россия в начале XIX века - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа модуля «б кв4 Историческая наука в России в XIX начале... 2 413.14kb.
I. Россия в начале XVI века (5 часов) 2 414.32kb.
Учебный год Электронные образовательные ресурсы Россия на рубеже... 1 136.04kb.
Железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в конце XIX начале... 1 384.26kb.
Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства... 1 73.86kb.
Россия в конце шестнадцатого начале семнадцатого века 1 93.86kb.
Защита интересов России в Тихоокеанском пограничном пространстве... 1 167.04kb.
I. Соотношение сил на международной арене в начале ХХ века и внешнеполитическая... 2 425.63kb.
«Россия в 16- начале 17 века» 1 42.95kb.
Амурский вопрос в XVIII веке Международные отношения на Дальнем Востоке... 1 134.82kb.
Общественно-политические движения в России в начале XX века 1 112.18kb.
Контрольная работа №1 по предмету «История» для студентов I курса... 1 82.89kb.
- 4 1234.94kb.
1. Россия в начале XIX века - страница №1/1

БИЛЕТ № 1
1. Россия в начале XIX века.

Рост территории Российской империи. Население России. Религии в России. Сословия в российском обществе. Сельское хозяйство. Развитие промышленности. Внутренний и внешний рынок.


2. Прочтите отрывок из документа и укажите название крестьян, о которых идет речь.

« Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость, и сверх того то количество полевой земли, которое определяется в местных положениях. Крестьяне обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами».

_________________________________________________________________________________
БИЛЕТ № 2

1. Реформы Александра I.

Дворцовый переворот 1801 г. Александр I и его ближайшее окружение. Негласный комитет. Министерская реформа. Указ о вольных хлебопашцах. Преобразования в области просвещения и печати. Деятельность М.М. Сперанского. Записка «О древней и новой России» Н.М. Карамзина. Опала М.М. Сперанского.
2. Прочтите отрывок из прокламации «Земли и воли» и укажите имя девушки, о которой идет речь.

«24 января, во вторник, утром было произведено покушение на жизнь петербургского градоначальника Трепова. При подаче прошений молодая девушка, бывшая в числе просительниц, почти в упор выстрелила из шестиствольного револьвера в градоначальника и нанесла ему тяжелую рану в бок. Совершившая покушение, не стараясь скрыться, после выстрела отошла в сторону в ожидании своей…

Она заявила, что взять в руки оружие, чтобы казнить смертию полновластного разбойника, ее заставила зверская расправа Трепова в доме предварительного заключения с пленным социалистом Боголюбовым…»

_______________________________________________________________________________


БИЛЕТ № 3

1. Внешняя политика России в начале XIX века

Участие России в антифранцузских коалициях. Поражение при Аустерлице. Военная кампания 1806-1807 гг. Тильзитский мир. Присоединение России к торговой континентальной блокаде Англии. Русско-шведская война 1808-1809 гг. Присоединение Финляндии. Войны с Ираном и Турцией.
2. . Прочтите отрывок из договора и укажите российского императора, от имени которого он был заключен.

«Ст. 1. Его величество император всероссийский Сим обязуется уступить Соединенным Штатам… всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова.

Ст. 6. На основании вышеустановленной уступки, Соединенные Штаты обязуются заплатить… дипломатическому представителю или иному его величеством императором всероссийским надлежаще уполномоченному лицу, семь миллионов двести тысяч долларов золотою монетою…»

____________________________________________________________________________________



БИЛЕТ № 4

1. Отечественная война 1812 г.

Подготовка России и Франции к войне. Соотношение сил и планы сторон. Вторжение французской армии в Россию. Первый этап войны. Сражение под Смоленском. Бородинское сражение. Оставление Москвы. Последний этап войны. Тарутинский марш-маневр М.И. Кутузова. Сражение под Малоярославцем. Контрнаступление русской армии. Партизанское движение. Переход через Березину. Разгром французской армии.

2. Прочтите отрывок из работы общественного деятеля и укажите, чьи взгляды в нем представлены.

«На социалистической интеллигенции лежит обязанность организации рабочих и посильной подготовки их к борьбе как с современной правительственной системой, так и с будущими буржуазными партиями. Она должна немедленно взяться за организацию рабочих наших промышленных центров, - как передовых представителей всего трудящегося населения России, в связанные между собою тайные кружки с определенной социально-политической программой, соответствующей современным нуждам всего русского производительного класса и основным задачам социализма.

Группа «Освобождение труда» убеждена, что не только успех, но и самая возможность такого осмысленного движения русского рабочего класса в огромной степени зависит от указанной выше работы интеллигенции в его среде».

1) марксистов; 2) народников; 3) декабристов; 4) славянофилов

_________________________________________________________________________________


БИЛЕТ № 5
1. Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.

Военная кампания 1813 г. Создание 5-й антифранцузской коалиции. Сражение при Лейпциге. Военная кампания 1814 г. Взятие союзниками Парижа. Отречение Наполеона. Венский конгресс 1814-1815 гг. и создание новой политической системы в Европе. Образование «Священного союза» европейских монархов в 1815 г.

2. Прочтите отрывок из работы историка С.Г. Пушкарева и укажите название творческого объединения, о котором идет речь.

«Страстная оппозиция классическому, академическому стилю оперного искусства исходила от (этого объединения). Пианист М.А. Балакирев стал вдохновителем и вождем этой группы молодых новаторов, восставших против окостеневших канонов одновременно с «народниками» в литературе и «передвижниками в живописи. В (объединение, возникшее) между 1857 и 1862 гг., входили офицер инженерной службы Цезарь Кюи, армейский поручик М.П. Мусоргский, ученый-химик А.П. Бородин и морской офицер Н.А. Римский-Корсаков. Все они стали выдающимися композиторами. Они стремились к реализму и народности в музыке».


___________________________________________________________________________________
БИЛЕТ № 6

1. Россия в 1815-1825 гг.

Царство Польское в составе России. Конституция Царства Польского 1815 г. Поручение Александра I Н.Н. Новосильцеву подготовить «Государственную уставную грамоту» для России. Проекты отмены крепостного права в России. Учреждение военных поселений. А.А. Аракчеев и его роль во внутренней политике последнего десятилетия царствования Александра I.

2. Прочтите отрывок из работы историка С.Г. Пушкарева и укажите фамилию деятеля культуры России XIX в., о котором идет речь.

«(Он), представитель дворянской интеллигенции, сначала получил известность как редактор оппозиционного журнала «Современник». Он утверждал, «что поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», и разделял распространенное тогда мнение, что искусство существует только ради общества. Как поэт русского крестьянства, он скорбел о его тяжелой доле и его долготерпении. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо», он посвятил свою музу народу и получил не имеющую себе равных популярность среди интеллигенции».

БИЛЕТ № 7

1. Движение декабристов.

Эпоха тайных обществ. Причины возникновения движения декабристов. Ранние декабристские организации: Союз спасения и Союз благоденствия, их организационная структура, программные положения и тактические принципы. Самороспуск Союза благоденствия. Образование Южного и Северного обществ декабристов. Деятельность Южного и Северного обществ в 1822-1825 гг. Основные программные документы декабристов: «Русская Правда» П.И. Пестеля и Конституция Н.М. Муравьева. Подготовка к военному перевороту.
2. Прочтите отрывок из стихотворного обращения поэта Ф.И. Тютчева к министру иностранных дел А.М. Горчакову (1870) и укажите название моря, о котором идет речь.

«Да, Вы сдержали ваше слово:

Не двинув пушки, ни рубля,

В свои права вступает снова

Родная русская земля.

И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной.
__________________________________________________________________________________
БИЛЕТ № 8

1. Декабрьские выступления 1825 г.

Кончина Александра I в Таганроге и обстановка междуцарствия. Восстание 14 декабря 1825 г. и Черниговского полка 29 декабря 1825 – 3 января 1826 г. Следствие и суд над декабристами. Значение движения декабристов.
2. Прочтите отрывок из работы историка В.Г. Чернухи и укажите имя императора, об обстоятельствах воцарения которого идет речь.

«Первые месяцы правления для нового царя были временем, когда ему приходилось заниматься невероятным количеством текущих дел, отодвигавших крупные мероприятия на второй план. Ему нужно было пережить ритуал похорон отца, процедуру вступления на престол, обеспечить интенсивные поиски революционеров и скорую расправу с участниками покушения. К цареубийцам он был безжалостен».


_________________________________________________________________________________
БИЛЕТ № 9
1. Внутренняя политика России при Николае I (1825-1855)

Личность Николая I. Государственная идеология в России второй четверти XIX в. Теория официальной народности. Меры по укреплению самодержавия. Перестройка административного управления. Централизация управления. Образование отделений личной канцелярии Его императорского Величества. II отделение: кодификация законов, III отделение и корпус жандармов: тайная полиция. А.Х. Бенкендорф во главе III отделения. Политика в области просвещения и печати, Цензурные уставы 1826 и 1828 гг. Устав училищ и гимназий 1828 г., университетский устав 1835 г. Крестьянский вопрос. П.Д. Кисилев – министр государственных имуществ. Секретные комитеты. Реформа государственной деревни. Правительственные меры в области торговли, промышленности и финансов.


2. Прочтите отрывок из воспоминаний С.Ф. Ковалика и назовите описанное в нем явление общественной жизни 1870-х гг.

«Весною 1874 г. молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центра в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддевку или вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр…

Таким образом, летом 1874 г. революционеры рассыпались по всему обширному пространству Европейской России… Работа в народе, как и самое начало движения, оставалась неизвестной обществу до времени массовых арестов».
_________________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 10
1. Общественное движение в России в 30-60-е гг. XIX в.

Кружки конца 20-начала 30-х гг. П.Я. Чаадаев и его «Философическое письмо». Консервативное и либерально-оппозиционное направления русской общественной мысли конца 30-40-х гг. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Формирование радикально-демократического направления русской общественной мысли. Кружок петрашевцев. «Русский социализм» А.И. Герцена.


2. Прочтите отрывок из дневника государственного деятеля и укажите его фамилию.

«1 января 1874 г. Его Величество поздоровался со мною так же, как обыкновенно в Новый год: обнял меня, пожелал счастливого года… а затем объявил, что подписал и пометил нынешним числом манифест о новом законе воинской повинности…

Новый закон о воинской повинности – дело великое, мало уступающее другим главнейшим реформам настоящего царствования. Оно велось три года под непосредственным моим руководством…»

_________________________________________________________________________________


БИЛЕТ № 11
1. Протестные выступления в 1830-1850-е гг.

Польский мятеж 1830-1831 гг. «Холерные бунты». «Картофельные бунты».


2. Прочтите отрывок из очерка историка Л.Г. Захаровой и назовите имя императора, о котором идет речь.

«(Император) встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший «уроки» Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы».

_________________________________________________________________________________
БИЛЕТ № 12
1. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.

Основные направления внешней политики России. Восточный вопрос. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Туркманчайский мирный договор. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Андрианопольский мирный договор. Революции 1848-1849 гг. в странах Западной Европы и Россия.


2. Прочтите отрывок из работы военного историка Н.П. Михневича и назовите фамилию полководца, о котором идет речь.

«Любимец Суворова, (он) отличался удивительной храбростью, спокойствием и невозмутимостью в самых трудных положениях. Высшие тактические соображения войны ему не вполне были доступны, но это был лев, не отступавший перед опасностью и не знавший страха. Ему претила тактика отступлений, и хотя он подчинился приказу Барклая-де-Толли, но не понимал его способа ведения войны и постоянно обвинял своего товарища-начальника в нерешительности. Кутузов высоко ценил (его) как доблестного бойца и был удручен известием о его ранении и смерти в Бородинском сражении».


_______________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 13
1. Крымская война 1853-1856 гг.

Причины войны. Первый этап Крымской войны. Выступление коалиции Англии, Франции и Сардинии на стороне Турции против России. Оборона Севастополя. Кавказский фронт. Условия Парижского мирного договора 18 (30) марта 1856 г.


2. Прочтите отрывок из статьи историка А.Н. Сахарова и укажите название комитета, о котором идет речь.

«Его первые заседания прошли в июле 1801 г. В состав комитета вошли молодые люди, близкие и доверенные друзья Александра I – князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Они и прежде, до восшествия на престол Александра I, собирались в его покоях, вели задушевные беседы, жаркие споры, мечтали о реформах для России, об обновлении всей ее жизни. Причем Александр был душой этих бесед, их инициатором.

Четыре с лишним года, до сентября 1805 г., проходили эти тайные встречи под предводительством Александра I».
___________________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 14

1. Кавказская война.

Причины войны. Начало Кавказской войны. Имам Шамиль. Итоги Кавказской войны.

2. Прочтите отрывок из работы экономиста, писателя XIX в. А.П. Заболоцкого-Десятовского и укажите, как назывались крестьяне, положение которых в нем описано.

«Совершенная зависимость от произвола владельца и безнадежность освободиться от этой зависимости убивают в (крестьянине) склонность к бережливости и прочному улучшению своего быта, рождая, напротив, или скупость, или страсть к минутным наслаждениям, к пьянству, праздникам или разврату. Этим легко объясняется, почему крестьяне, даже у попечительных владельцев, живут большею частью дурно, и почему заведомо богатые из них редко пускают в оборот капиталы свои, но прячут их тщательно на черный день. Да и может ли быть иначе, когда помещик может отнять нажитое кровным трудом его (крестьянина)?»
БИЛЕТ № 15
1. Культура России в первой половине XIX в.

«Золотой век русской культуры». Система просвещения. Наука и техника. Литература. Искусство.


2. Прочтите отрывок из воспоминаний Г. Чаплинского и укажите, к какой войне они относятся.

«Огонь неприятеля в течении июня был не силен: особенно выдающимся днем было бомбардирование 28-го июня. И день этот был особенно горестным для Севастополя! Еще одна жестокая потеря! Нахимов смертельно ранен в висок на Малаховом кургане. Это третья невознаградимая жертва на этом кургане, после Корнилова и Истомина. Матросы с искренними слезами узнали о тяжелой для них потере. Нахимов был для них истинным отцом-командиром».

________________________________________________________________________________
БИЛЕТ № 16
1. Отмена крепостного права.

Александр II как реформатор. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Разработка законодательных актов отмены крепостного права. Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г. и их содержание. Правовое положение крестьян. Условия освобождения крестьян (уставные грамоты, временообязанное положение, крестьянский надел, повинности и выкупная операция). Реакция крестьян на реформу. Значение отмены крепостного права.


2. Прочтите отрывок из манифеста и укажите имя императора, который его издал.

«После благословенного долголетнего мира запад Европы внезапно взволнован ныне смутами, грозящими ниспровержением законных властей и всякого общественного устройства. Возникнув сперва во Франции, мятеж и безначалие скоро сообщились сопредельной Германии, и, разливаясь повсеместно с наглостью, возраставшей по мере уступчивости правительств, разрушительный поток сей прикоснулся, наконец, и союзных нам империи Австрийской и королевства Прусского… Мы удостоверены, что древний наш возглас: за веру, царя и отечество и ныне покажет нам путь к победе…»

_____________________________________________________________________________________
БИЛЕТ № 17
1. Реформы 60-70-х гг. XIX в.

Реформы в области местного самоуправления. Судебная реформа. Реформа в сфере народного образования и печати. Военная реформа. Исторические итоги реформ 1861-1874 гг.


2. Прочтите отрывок из мемуаров Б.Н. Чичерина и укажите, о каком споре в нем идет речь.

«Дом Павловых на Сретенском бульваре был в это время одним из главных литературных центров в Москве… Хомяков и Шевырев были его близкими приятелями; с Аксаковым велась старинная дружба. С другой стороны, в таких же приятельских отношениях он состоял с Грановским и Чаадаевым; ближайшим ему человеком был Мельгунов… здесь до глубокой ночи проходили оживленные споры: Редкин с Шевыревым, Кавелин с Аксаковым, Герцен и Крюков с Хомяковым. Здесь появлялись Киреевские и молодой еще тогда Юрий Самарин… Это было самое блестящее литературное время Москвы. Все вопросы, и философские, и исторические, и политические, все, что занимало высшие современные умы, обсуждалось на этих собраниях, где соперники являлись во всеоружии, с противоположными взглядами, но с запасом знаний и обаянием красноречия.

Хомяков тогда вел ожесточенную войну против логики Гегеля… Такие же горячие прения велись и о краеугольном вопросе русской истории, о преобразованиях Петра Великого…»

_____________________________________________________________________________________



БИЛЕТ № 18
1. Освободительное движение 60-х – начала 70-х гг. Русское народничество.

Истоки народничества. Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев. Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. Покушение Д.И. Каракозова. Ответные меры правительства. С.Г. Нечаев. Русское народничество 70-х – 80-х гг. Идеологи народничества – П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев. Хождение в народ. «Земля и воля» (1879-1881). Цареубийство 1 марта 1881 г. Разгром «Народной воли». Группа Г.В. Плеханова «Черный передел».


2. Прочтите отрывок из доклада, составленного в XIX в. и назовите фамилию министра, составившего доклад.

«…Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к… иноземному, распространяя в юных душах радужное уважение к отечественному… оценить… все противоположные элементы нашего гражданского образования… искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности – такова была цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет…»


______________________________________________________________________________
БИЛЕТ № 19
1. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Основные направления внешней политики России во второй половине XIX в. А.М. Горчаков. Отмена ограничительных условий Парижского мира 1856 г. Союз трех императоров. Русско-американские отношения в 60-х гг. XIX в. Ликвидация Россией своих североамериканских владений. Политика России на Ближнем Востоке. Положение балканских народов в составе Османской империи. Национально-освободительное движение на Балканах и отношение к нему России. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс. Отношение России со среднеазиатскими ханствами в середине XIX в. Этапы завоевания Средней Азии.


2. Прочтите отрывок из работы историка В.П. Никольского и назовите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Захваченный всецело сначала идеей ниспровержения европейского тирана Наполеона, а затем ловко увлеченный Меттернихом мыслью искоренить в Европе революционные идеи, Александр I надолго увлекается ролью европейского арбитра, навсегда отвлекаясь от своих прежних светлых идеалов в деле перестройки собственного государства. Бремя внутреннего правления становилось при этих условиях для него все тяжелее и невыносимее. Явилась необходимость часть этого бремени переложить на доверенного и ближайшего своего помощника…

Таким избранником оказался граф… ставший к концу царствования Александра I неограниченным, бесконтрольным правителем всего государства, единственным докладчиком по всем делам правления, человеком столь значительным, что с ним приходилось считаться даже великому князю Константину Павловичу».

_________________________________________________________________________________


БИЛЕТ № 20
1. Социально-экономическое развитие пореформенной России.

Сельское хозяйство. Сельская пореформенная община. Социальное расслоение крестьянства. Пореформенное помещичье хозяйство: отработочная система ведения, переход помещиков к сельскохозяйственному предпринимательству. Промышленность после реформы 1861 г. Завершение промышленного переворота. Формирование промышленной буржуазии и пролетариата. Рост железнодорожной сети.


2. Прочтите отрывок из работы военного историка Н.П. Михневича и назовите фамилию полководца, о котором идет речь.

«Военный министр с 1810 г. и командующий 1-й Западной армией в 1812 г., с 17-летнего возраста служил он в войсках… В должности военного министра он сделал многое в области организации войск и укрепления материальной части армии… Отличный работник, серьезно подходивший к делу, хорошо знавший военное искусство, честный, не бьющий на эффект, но несколько холодноватый в обращении, чем порой отталкивал от себя людей, (он) был незаменим в командовании армией, особенно в трудных условиях начала войны 1812 г. Его мастерски проведенное отступление к Витебску и Смоленску и действия под Смоленском представляют высокий образец военного искусства, а также личного самообладания и выдержки. Он отлично понимал и проводил в жизнь систему оборонительной войны… Приезд Кутузова вывел его из тяжелого компромисса между собственным видением ситуации и горькой необходимостью дать сражение, несвоевременность которого была для него очевидна».


_____________________________________________________________________________

БИЛЕТ № 21
1. Внутренняя политика царизма в 1881-1894 гг. Александр III.

Александр III и его окружение. Поворот к реакции после цареубийства 1 марта 1881 г. К.П. Победоносцев и М.Н. Катков – идеологи и вдохновители нового политического курса. Деятельность министров внутренних дел Н.П. Игнатьева и Д.А. Толстого. Контрреформы 80-х начала 90-х гг. Финансово-экономическая политика правительства. Меры министров финансов Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского по укреплению финансов и экономического развития государства. С.Ю. Витте и его политика индустриализации России.


2. Прочтите отрывок из воспоминаний А.М. Муравьева и укажите монарха, о котором идет речь.

«После краткого и несчастливого царствования (отца) вступление его на престол было встречено восторженными возгласами. Никогда еще большие чаяния не возлагались у нас на наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Лагарпа».



________________________________________________________________________________