1. История философии. Ее предмет и задачи Философия и мировоззрение. Философия как специфическая форма мировоззрения. Философия и сп - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
1. История философии. Ее предмет и задачи Философия и мировоззрение. Философия как - страница №1/5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

_____________ С.Р. Деркач

«___» _______________2014 год

ПРОГРАММА
Вступительных испытаний в аспирантуру по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.
Направление: 47.06.01 « Философия, этика, религиоведение»

Направленность (профиль): «История философии»

Кафедра-разработчик: философия

Факультет: правовой

Лист согласования

1. Разработчик


2. Программа вступительных испытаний рассмотрена и одобрена на заседании кафедры__________ протокол №_______ от ____________________.


Заведующий кафедрой_________________________
__________________ ____________________ ____________

дата подпись



Программа вступительных испытаний

Тема 1. История философии. Ее предмет и задачи

Философия и мировоззрение. Философия как специфическая форма мировоззрения. Философия и специальные науки о природе и обществе. Проблема возникновения философии. Соотношение философии с мифологией, религией и наукой. Социокультурные предпосылки генезиса философии. Соотношение философии и ее истории. Предмет истории философии. Изменение предмета философии в ходе ее развития. История философии как история решения философских проблем. Условность дисциплинарных границ истории философии как науки. Прогресс и преемственность философских знаний. Проблема метода в истории философии. Аналитический и оценочный подходы к осмыслению историко-философского процесса. Системное изложение и интерпретация. Специфика историко-философской рефлексии.


Тема 2. Философия Древнего мира

Особенности происхождения философии в различных странах древнего мира. Мифология и зачатки научного знания как предпосылки философии. Предфилософские, переходные от Мифа к Логосу формы мировоззрения. Историческая реальность как основание и мотив возникновения философии. Выделение философии из религиозно-мифологического комплекса в самостоятельную область знания. Рождение философии в акте самосознающей мысли. Взаимоотношения восточной и западной философских культур. Синхронное происхождение философии на Востоке и Западе. Понятие «осевого времени».


Философия в Древней Индии

Соотношение понятий: «история индийской философии» и «индийское философское наследие». Особенности философского наследия Индии. Периодизация истории индийской философии. Ведический комплекс. Мифомагическое мировоззрение и предфилософия Вед. Интерпретации ведической литературы. Предфилософский статус брахманизма.

Постведическая литература. Текстуальная разнохарактерность и многослойность Упанишад. Основные философемы в Упанишадах. Различные толкования Брахмана-атмана. Натуралистические тенденции. Познавательные установки. Проблема идентификации философского содержания Упанишад («парафилософия» или «гиперфилософия»?).

Эпический период истории индийской философии. Литература классического периода и философские школы: локаята, джайнизм, вайбхашика, саутрантика, йогачара, мадхьямика, санкхья, йога, ньяя, вайше-шика, миманса, веданта. Основные онтологические тенденции. Полемика вокруг достоверности различных праман (источников познания) в индийской гносеологии. Антиномичность индийской мысли: виджняна-, шунья-, майя-вады, с одной стороны, и параману-, пракрита-, бхута-, свабха-ва-вады - с другой.

Сопряжение религиозных и философских элементов в буддизме. Роль религиозно-мистического мировоззрения в индийской философии. Проблема атеизма в индийской мысли. Соотношение понятий «атеизм» и «богоборчество» в контексте древнеиндийской мысли.

Исторические судьбы духовного наследия Древней Индии. Основные направления индийской философии Нового времени. Современная индийская философия в ее отношении к традиции. История индийской философии и современность.


Философия в Древнем Китае

Особенности древнекитайского социума и мифологии. Культ пер-вопредков и Неба. Древнейшие литературные памятники Китая «И цзин» («Книга перемен»), «Ши цзин» («Стихотворный канон»), «Шу цзин» («Канон предания»). Их предфилософская значимость. Своеобразие перехода древнекитайской мысли от религиозно-мифологического комплекса к философской рефлексии. Культурно-исторический контекст этой трансформации. Типология древнекитайской рациональности.

Начало китайской философии. Этико-социальная доктрина Конфуция (551-479 гг. до н. э.). Исходная мировоззренческая ориентация Конфуция - архаизирующий консерватизм. «Лунь юй» («Суждения и беседы») как первоисточник конфуцианской философии. Проблематика конфуцианства. Имплицитный характер конфуцианской онтологии. Аксиома Неба (тянь) как верховой и непостижимой мироуправляющей силы. Предопределение обусловленных ею вещей и событий. Ее непознаваемость. Этизация конфуцианской гносеологии: знать - значит справедливо поступать. Антропологический аспект конфуцианского мировидения. Идеал человеческого совершенства. Образ «благородного мужа» в конфуцианстве. Этическое содержание понятия «дэ» в учении Конфуция. «Благородный муж» как предпосылка и орудие «гуманизации» Поднебесной. Этический принцип конфуцианства - «золотая середина». Приоритет моральных ценностей сравнительно с политико-правовыми нормативами регуляции общественной жизни.

Конфуцианские школы. «Ортодоксальная» доктрина Мэн-цзы: обоснование тезиса об изначальной доброте человеческой природы. «Неортодоксальная» доктрина Сюнь-цзы: обоснование тезиса об изначально злом в человеческой природе. Систематизация учения Конфуция в эпоху Хань (II в. н. э.). Неоконфуцианские вариации в истории китайской культуры.

Философия даосизма. Лао-цзы (VI-V вв. до н. э.) - протогонист учения даосов. Философские и религиозные начала в даосизме. Генезис-ные истоки даосской философии. «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы» - канонические памятники даосской письменности. Исходные методические установки даосизма: отказ от рационального дискурса как средства обретения истины; эмансипация от всех условностей социокультурной жизни как искусственных и извращенных; приоритет природно-естественного над искусственно-человеческим. Доктринальные убеждения даосской философии. Дао - фундаментальное понятие - символ даосизма. Этическое (человеческое) и онтологическое (небесное) измерения Дао. Преобладание онтологической ипостаси Дао в учении даосов. Дао как аналог древнегреческого «архэ». Сходство и различие Дао и античного Логоса. Словесная и понятийная невыразимость Дао. Смысловая антиномичность Дао: Дао как запредельное небытие (сверхбытие) и как источник (семя) проявленного мира вещей. Циклическая модель Дао (порождение вещей и возврат последних к породившему их началу) как гармонизация этой антиномичности. Познавательное отношение к Дао. Постижение Дао как сверхсознательное приобщение к нему (включая аскезу и психосоматическую практику). Практическое отношение к Дао. Даосская доктрина «недеяния». Исторические судьбы даосской философии.

Философская школа легизма («законничества»). Культурно-исторические предпосылки формирования школы. Предметная ориентация легизма: общество, государство, закон. Монархическая модель государства легистов. Концепция неограниченной власти правителя. Сведение сословной структуры общества к упрощенной схеме: правитель-подчиненный (народ). Преобладание закона над моральными нормами в государственном проекте легистов. Легизм в функции официальной идеологии империи Цинь (III в. до н. э.). Рецидивы легистского учения в истории Китая.


Тема 3. Философия Древней Греции и Рима

Античное общество и его характерные признаки (начиная с VI в. до н. э.). Эллинская культура и ее связь с культурами стран Ближнего Востока: Лидии, Вавилона, Ирана, Финикии, Египта. Автохтонные истоки эллинской духовности. Мифопоэтические предпосылки античной философии. Предфилософия древних греков. Эпос Гомера. Поэма Гесиода «Труды и дни». Орфическое мировоззрение. Этика и религия «семи мудрецов». Соотношение философии и зачатков естествознания. Зарождение культуры самосознания и нормативного мышления. Важнейшие этапы научной разработки истории античной философии.


Древнегреческая философия


Милетская школа. Роль Милета в развитии греческой культуры ионийского побережья. Связи с Востоком и первые шаги греческой философии и научной мысли. Милетская натурфилософия. Космоцентрическое мировосприятие милетцев. Учение об «архэ».

Фалес (624-547 гг. до н. э.): соединение практической деятельности с теоретической, философии с опытной наукой. «Вода» как «архэ». Астрономические, математические, физические воззрения Фалеса. Учение о живом характере вещества (гилозоизм). Анаксимандр (610-546 гг. до н. э.) -ученый и философ. Космология и космогония Анаксимандра. «Беспредельное» (апейрон) как вселенское первоначало. Обособление вещей из «беспредельного» и возвращение в него. Идея о постепенном происхождении форм органической жизни. Натурфилософия Анаксимена (585-526 гг. до н. э.). Воздух Анаксимена как первопричинное основание (архэ). Новые идеи в его космологии. Учение о «вдыхании» миром воздуха. Воздух как мировая душа. Изоморфизм микрокосмоса и макрокосмоса в натурфилософии Анаксимена. Общие черты космогонии и антропологии в милетской школе. Значение милетской школы для становления философии в Древней Греции.

Гераклит Эфесский (530- 470 гг. до н. э.): личность и мировоззрение. Социальный и интеллектуальный аристократизм Гераклита. Философия мирового процесса. Учение об огне как вещественном первоначале. Несотворенность мирового порядка. Ритмика вселенских процессов. Циклический генезис бытия. Антиномизм гераклитовского мышления: а) относительность всего сущего; б) переход всякого свойства в свою противоположность; в) борьба и единство противоположностей. Учение Гераклита о Логосе, отражение в нем первых представлений об имманентном характере природных процессов. Связь учения о Логосе с мифологическими представлениями. Человеческое познание. Различие между «многознанием» и умом. Познание как «вслушивание» в ритм бытия. Отношение мышления к традиционным представлениям: критика Гераклитом мифопоэтики Гомера и Гесиода.

Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) и ранние пифагорейцы. Пробуждение религиозных настроений в VI в. до н. э. и его причины. Распространение мистерий орфиков и культа Вакха-Диониса. Переселение Пифагора из Самоса в Южную Италию и организация там пифагорейского союза. Религиозно-этическое учение раннего пифагореизма. Представления о душе, ее предсуществовании и перевоплощении. Религиозно-эсхатологические истоки философского умозрения. Занятия математикой и их влияние на мировоззрение Пифагора. Учение о «числах» как о первоначалах. Характеристика числа как «архэ». Учение о мире, об окружающей мир «пустоте» и о «дыхании мира». «Гармония сфер», ее культовые и эстетические предпосылки. Категориальный лексикон пифагорейцев.

Ксенофан из Колофона (ок. 565-473 гг. до н. э.). Критика политеистической мифологии древних греков. Элементы философского монотеизма у Ксенофана. Концепция единого божества. Пантеистические черты в натурфилософии Ксенофана. Единый Бог в его отношении к миру и к человеку. Космогония Ксенофана. Биологические наблюдения и догадки Ксенофана.

Элейцы: Парменид (р. ок. 515 г. до н. э.), Зенон (ок. 490-ок. 430 гг. до н. э.), Мелисс (V в. до н. э.). Возникновение философской школы в Элее. Влияние идей Ксенофана на возникновение элейской школы. Парменид и его учение о бытии. Бинарная оппозиция бытия и становления, знания и мнения, времени и вечности. «Апории» Зенона и их философская значимость. Современное прочтение зеноновских парадоксов. Кризис раннегреческой натурфилософии и возможности его преодоления.


Философия классического периода


Расцвет древнегреческого общества после греко-персидских войн. Утверждение гражданского миропорядка. Прогресс в области культуры, науки, философии. «Младшие физики».

Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н. э.): жизнь и деятельность. Связь Эмпедокла с пифагорейцами и Парменидом. Четыре вещественных начала Эмпедокла. Учение о физических элементах и Сфайросе. Мировой процесс по Эмпедоклу, его периодичность и повторяемость. Основные фазы и движущие силы космогонического процесса. Судьба души в мировом процессе. Эсхатология Эмпедокла. Биологические гипотезы Эмпедокла. Идея макро- и микрокосмоса и решение вопроса о познаваемости природы человеком.

Анаксагор (ок. 50СМ28 гг. до н. э.): учение о гомеомериях и движущей силе («Уме»). Космогония Анаксагора. Направление и судьба мирового процесса. Аллегорическое объяснение мифов. Просветительское толкование наблюдаемых небесных и метеорологических явлений. Новые черты в учении Эмпедокла и Анаксагора сравнительно с натурализмом ионийских ученых: 1) рационализация мифа; 2) обоснование мотивов мирового процесса; 3) плюрализация представлений об «архэ».

Древнегреческий атомизм. Левкипп (ок. 500-440 гг. до н. э.) - основатель атомистической школы. Исходные постулаты Левкиппа об атомах и пустоте, о бесконечности Вселенной и бесчисленности миров. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) из Абдер. Источники его учения. Общность учения Демокрита и Левкиппа. Атомы и пустота как онтологическая антиномия бытия и небытия. Физические (объективные) свойства атомов. Космогония и космология Демокрита. Учение о познании. Два рода знания. Истина и ее критерий. Чувства как основа опытного знания. Умозрение и подлинное знание. Понимание Демокритом качественного многообразия вещей. Отрицание беспричинности и случайности. Логика Демокрита и ее математическая тенденция. Взгляды Демокрита на общество и государство. Представления о развитии общества. Учение о языке и искусстве. Этика Демокрита.

Пифагорейцы второй половины V-IV вв. до н. э. Новая фаза в развитии пифагореизма. Филолай и Архит, их учение о сопряжении «беспредельного» (неоформленного вещества) с «пределом» (началом оформления). Числовая метафизика пифагорейцев. Число как законодательствующий принцип вселенной. Вопрос о соотношении геометрических и арифметических величин. Объяснение числами любых свойств вещей и явлений. Теологическое и психологическое измерения чисел. Познавательная функция числа. Учение о гармонии противоположностей. Астрономия пифагорейцев и отрицание ими геоцентрических представлений. Музыкальная акустика и «гармония сфер». Прекращение в IV в. до н. э. деятельности пифагорейцев.

Софистика как умственное течение классической эпохи. Развитие политической жизни и просвещения. Возникновение профессионального преподавания. Этимология и генезис термина «софисты». Философия софистов. Старшие софисты. Протагор из Абдер. Учение Протагора о текучести сущего и об относительности познания и оценок. Горгий и его рассуждение о небытии сущего. Аргументы против бытия и познания сущего. Общественно-политические взгляды старших софистов. Учение софистов о праве. Религиозный скептицизм и натуралистическое истолкование мифов. Младшие софисты. Выступление Ликофрона и Алкидаманта против социальных различий и учение Антифонта о преимуществе природы над установлениями культуры. Учение Фразимаха о природе государственной власти.

Сократ (469—399 гг. до н. э.) и сократические школы. Возникновение оппозиции против софистов в Афинах. Сократ как продолжатель и как критик учений софистов. Жизнь и деятельность Сократа. Круг учеников Сократа. Сократ и вожди афинской демократии. Процесс над Сократом. Источники учения Сократа. Этика и теория познания в философии Сократа. Учение о знании как искусство определения общих понятий. Сократический метод и его составные элементы. Диалектика и ирония Сократа. Понимание Сократом назначения философии. Философия как опыт самопознания. Отрицание традиционного натурализма. Рационализм и утилитаризм этики Сократа. Последователи и ученики Сократа. Имплицитная онтология (теология) Сократа.

Мегарская школа (IV в. до н. э.). Учение Эвклида из Мегар о высшем благе или добре как о едином и неподвижном бытии. Элидо-эритрейская школа (IV—III вв. до н. э.). Взгляды Менедема на общие свойства вещей.

Киническая школа (вторая половина V - первая половина IV вв. до н. э.). Основатель школы Антисфен и его полемика против учения о постигаемых умом «видах» или «идеях». Отрицание реальности общего и невозможность применения общих понятий к отдельным предметам. Этика киников. Мудрость как познание блага. Мораль аскетизма и проповедь опрощения. Диоген из Синопа, его отношение к религии и государству. Космополитизм Диогена. Развитие кинической школы в III в. до н. э.

Киренская школа (IV - начало III вв. до н. э.). Ее основатель Аристип и его продолжатели. Учение о наслаждении как критерий блага. Свобода как средство к достижению счастья. Господство мудреца над удовольствиями.

Формирование умозрительной метафизики. Платон (427-347 гг. до н. э.): жизнь и деятельность. Основание школы в Афинах (Академия). Сочинения Платона. Социальные и теоретические источники философии Платона. Понимание Платоном сущности и назначения философии. Учение Платона о бестелесных «видах» («идеях»). «Бытие» («идеи»), «небытие» («становление сущего») и мир чувственных вещей. Теологический характер учения Платона об идеях и его противоположность физическому детерминизму. Учение о чувственном мире как о промежуточной инстанции между миром бестелесных «видов» и миром «небытия». Учение Платона о знании. Теория «припоминания» как форма эпистемологического априоризма. Диалектика Платона. Истинное познание как «припоминание». Метод проверки гипотез. Диалектика познания в диалоге «Парменид». Космология и космогония Платона. Учение о душе. Эсхатология Платона. Учение о государстве и воспитании. Аналогия между разрядами граждан и частями души. Социальное учение Платона в различных интерпретациях.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Пребывание в школе Платона. Организация Аристотелем в Афинах собственной школы (Ликей). Аристотелевская классификация наук. Понятие 1-й и 2-й философии. Критика Аристотелем платоновской теории идей. Проблема первоначал. Учение о четырех причинах, «действительности» и «возможности». Телеология Аристотеля. Учение о перводвигателе. Космология Аристотеля. Теория познания и логика как наука о доказательстве. Психология Аристотеля. Структура души и место в ней разумной способности. Общественно-политические и экономические воззрения Аристотеля. Этика Аристотеля. Учение о добродетели. Виды добродетели.



следующая страница >>