1. Исторический источник - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
1. Исторический источник - страница №1/7

1. Исторический источник. Функции истории как науки: познавательная, воспитательная, политическая и мировоззренческая. Познавательная - изучение с различных сторон фактов, событий зарождения и функционирования Российского гос-ва на различных этапах его истории в хронологических рамках. Воспитательная – выражена в афоризме древних: «История-наставница жизни». Политическая - позволяет определить тенденции развития Российского гос-ва и общества, На основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные оптимальные решения политического хар-ра. Мировоззренческая - ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание истории формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития. Методологические принципы исторического познания: Принцип объективности - обязывает выявлять закономерности, определяющие процессы эконом., социальн., пол-кого и культур. развития, рассматривать историческую реальность во всей ее многогранности и противоречивости независимо от нашего отношения к излагаемым фактам и событиям, не искажая и не подгоняя их под заранее заданные схемы. Принцип историзма - предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки, соответствующей эпохи во взаимосвязи и взаимообусловленности событий, с точки того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития. Методы исторического исследования: Общенаучные, собственно исторические и специальные (заимствованные у других наук). Среди них - логические, синхронно-хронологические, ретроспективный, структурно-системный, математического анализа и др. Применение всех этих методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, воспроизводить процесс исторического развития с его общими, особенными и индивидуальными чертами, систематизировать исторические знания. Исторические источники: вещественные (полученные при раскопках), письменные (летописи). Основные этапы развития отечественной историографии Историческая наука в России прошла долгий и сложный путь. Ее становление относится к временам Киевской Руси. Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических памятников является «Повесть временных лет» (XI в. В XVI в. отдельные летописи стали сводить в летописные своды, объединенные какой-либо одной общей идеей). Первым таким сводом была «Степенная книга», которая излагала исторические события по поколениям. В 1674 г. в Киеве появился и первый учебник русской истории «Синопсис», написанный Иннокентием Гизелем. История как наука стала рождаться в России, как и в Европе, в XVIII в. Но в России она становилась на ноги в более трудных условиях: в стране очень долго, по сравнению с Европой, не было светских высших учебных заведений, которые готовили бы научные кадры. Когда Петр 1 издал указ о необходимости написания истории России и обязал Синод собрать по епархиям рукописи, их было представлено лишь 40, причем из них лишь 8 исторического характера. Первая попытка написать систематизированный обзор принадлежала Татищеву (1686—-1750 гг.) Это был первый систематизированный труд по отечественной истории. Кроме того, Татищевым была создана инструкция по собиранию географических и археологических сведений о России, принятая Академией наук. Его история России представляла собой сборник летописных данных. Отсутствие же литературной обработки и тяжелый язык делали труд Татищева сложным для восприятия даже его современниками. Во второй половине XVIII в. в развитии исторической науки в России происходит перелом, связанный с началом эпохи «просвещенного абсолютизма». В этот период сначала по инициативе государей, прежде всего Екатерины II, поднимается интерес к истории России среди образованной части населения. Во второй половине XVIII—начале XIX в. были сделаны значительные шаги в создании источниковой базы для развития исторической науки. Благодаря подвижническим усилиям собирателей и созданию источниковой базы смог появиться знаменитый труд Н. М. Карамзина «История государства Российского». Это был первый цельный взгляд на русскую историю, изложенную с определенных мировоззренческих позиций. Труд Карамзина был связан одной основополагающей идеей, — создание национального государственного могущества России. Поскольку, по мысли Карамзина, к этому могуществу привели Русь ее государственные деятели то внимание было уделено именно русским Великим князьям и царям. В 30—50-е гг. историческая наука в России оказалась под жестким государственным контролем и строгой цензурной опекой. Шаг вперед она смогла сделать в пореформенный период 60—70-х гг. XIX в. Среди виднейших русских историков второй половины XIX в. отметим и В. О. Ключевского (1841—1911 гг.), чей труд оказал решающее воздействие на становление отечественных исторических школ. После октябрьской революции 1917 г., по мере становления тоталитарного политического режима, историческая наука оказалась в сложнейшем, зачастую трагическом положении. Историческая наука была превращена в инструмент политики и средство идеологической обработки народа. Каждый историк обязан был следовать тем концепциям, которые были одобрены сверху. Единственно верным признавался только один, марксистский подход. К концу 30-х гг. под непосредственным руководством И. В. Сталина для обеспечения единого толкования исторического процесса была создана концепция, ставшая для историков нормативной. Она нашла отражение в изданном в 1938 г. учебнике «История ВКП (б). Краткий курс». Отечественная историческая наука была отсечена от общемировой, так как все труды, издаваемые за границей, либо тщательно отбирались, либо вовсе не допускались в страну. После революции многие ученые эмигрировали из России, В 1922 г. из России были высланы около 300 представителей интеллигенции, в том числе и историков. А в начале 30-х гг. среди историков была проведена чистка, в результате которой около 130 из них оказались в числе репрессированных. Среди них были такие крупные специалисты, как С.Ф. Платонов, академики Н. П. Лихачев и Е. В. Тарле, профессора Ю. В. Готье и многие другие. В таких условиях партийной опеки советская историческая наука продолжала по сути находиться вплоть до середины 80-х годов нашего времени. Хотя после смерти Сталина были и периоды некоторого смягчения идеологического диктата, особенно в период «оттепели» 50—60 гг. И тем не менее было бы неверным считать, что в советский период развитие исторической науки было парализовано полностью. Даже в этих тяжелейших условиях появлялись серьезные научные труды, которые и сегодня представляют ценность. В начале 80-х гг. в связи с провозглашенной М. С. Горбачевым политикой перестройки и гласности в исторической науке произошел своеобразный «обвал», последствия которого мы переживаем сегодня. На историков хлынул шквал неизвестных ранее документов и трудов, стали доступны архивы и спецхраны, работы зарубежных коллег. Это явилось для исторической науки не только долгожданным событием, но и испытанием. Сегодня наиболее актуальными для исторической науки являются следующие задачи: во-первых, тщательное, объективное, вдумчивое изучение всех новых источников, как отечественных, так и зарубежных, во-вторых, поиск новых методологических подходов в изучении истории.


2. Древнейшее население Восточной Европы.

По греческим источникам древнейшее население Юго-восточной Европы - киммерийцы (VIII-VIIвв. до н.э. они вторглись в Малую Азию). ВVII-VI вв. они исчезают. Геродот сообщал, что киммерийцев вытеснили племена скифов. Воинственный быт отразился в зверином стиле, т.е. в изображениях определенным образом стилизованных сильных и быстрых животных. Оружие - важнейшая часть прижизненного обихода и погребального инвентаря скифского аристократа и свободного общинника – война. Скиф был конным стрелком. Лук и стрела - его главное оружие. Много выделывалось деревянной посуды. Скифская керамика сделана без помощи гончарного круга. Скифские сосуды плоскодонны и разнообразны по формам. Широкое распространение получили скифские бронзовые котлы высотой до метра. Скифское искусство хорошо известно в основном по предметам из погребений. Для него характерно изображение животных в определённых позах и с преувеличенно заметными лапами, глазами, когтями, рогами, ушами и т.п. Копытные изображались с подогнутыми ногами, хищники - свернувшимися в кольцо. В скифском искусстве представлены сильные или быстрые и чуткие животные. Отмечено, что некоторые изображения связаны с определёнными скифскими божествами. С VIв у скифов известны первые попытки объединения племен (514г-объелинились против Дария) В Северном Причерноморье в процессе греческой колонизации стали появляться небольшие поселения, многие из которых превратились затем в процветающие города-полисы - Ольвия, Херсонес, Феодосия, Горгиппия (Анапа) или мощные греко-варварские гос-ва. Эти города поддерживали торговые связи с соседними племенами, а иногда колонисты нападали на местное население, чтобы добыть рабов и расширить свою территорию. Скоро, в свою очередь, города стали подвергаться нападениям со стороны соседних племен, а для своей обороны им пришлось строить крепостные стены и башни. Некоторые города (Ольвия, Пантикапей) стали ремесленными и торговыми центрами. С конца III- нач.II века до н.э. усилились нападения скифов на Херсонес. Ольвия в сер. I века была разгромлена и опустошена. В 480 году до н.э. образовалось Боспорское царство. В нем вскоре установилась власть династии. С которой усилились влияние и значение местной знати. IV-III вв. до н.э. оно достигло расцвета. Включало в себя: весь Керченский полуостров, области на северо-восточном и восточном побережье Азовского моря и Прикубанья. Во II в до н.э. Боспорское царство значительно ослабело. Греция стала вывозить отсюда меньше хлеба, предпочитая более дешевый хлеб Египта 107 г. до н.э. рабы, жители окрестных деревень, поддержанные скифскими масами, подняли восстание. У части скифских рабовладельческих племен к 4 в до н.э. возникали класы и образовалось гос-во рабовладельцев. Центр-Неаполь. У сарматов в конце 5-нач. 4в до н.э тоже началось разложение первобытного строя. Во 2в до н.э они завоевали Скифию и опустошили ее. Часть скифов была истреблена или попала в плен, другие были подчинены и слились с сарматами. Господство сарматов продолжалось до сер.3 в н.э. Упадок рабовладельческого общ. в Причерноморье и во всей Римской империи, с которыми тесно была связана сарматская верхушка, нанес и ей ущерб, ослабил ее. А между тем все новые племена с севера и востока вторгались на территорию Восточной Европы. Во II-III вв. это были аланы, выступившие из-за Дона и Сев. Кавказа. Затем в III-IV вв. прорвались из Германии в Поднепровье готы, в IV- V вв. – с востока - гунны.

3. Переселение народов.

Великое переселение народов, когда античные города-гос-ва испытали натиск варваров. Скифов в Причерноморских степях сменили воинственные сарматы; во II-III вв. с южных берегов Балтийского на северный берег Черного моря переселились готы. Наконец, в IV в мощный поток варварских вторжений привел Западную Римскую империю к гибели. Сложившийся в Центральной Азии обширный гуннский союз кочевых племен в 370 г. переправился через Волгу, разгромил причерноморские центры, нанес поражения сарматам, готам и вытеснил их вместе с представителями Черняховской археолог. Культуры и другими народами на запад. Гуннское нашествие эпохи Великого переселения народов было остановлено разноязыкими римскими легионами на территории современной Франции в Сражении на Каталаунских полях в 451г. В результате гунны покинули занятую ими Венгрию и, после смерти своего вождя Аттилы в 453г., исчезают. Многочисленные народы, скрытые под общим названием гунны, начали развиваться в самостоятельные пол-кие объединения, их имена появились в византийских и закавказских исторических хрониках и в нашей «Повести временных лет». Она сохранила известия о «примучивании» славянских племен «обрами»- аварской ордой, а в 626г. - аварское войско (куда входили и славянские отряды) осаждало столицу Византии Константинополь. В конце VIII в аварский каганат пал под ударами армии короля франков Карла Великого. В VI в «Великой степи» складывается громадный Тюркский каганат, с которым вынуждены были считаться крупнейшие гос-ва того времени - Китай, Иран, Византия. После кровавой междоусобицы он рухнул, и на его развалинах стали возникать новые образования. В 30-х гг. VII в приазовских степях появилась Великая Булгария кочевников-болгар, тогда же сложилась и Хазария. Под давлением хазар часть болгар откочевала за Дунай, где вместе с оседлым славянским населением положила начало современной Болгарии, другая ушла на север и обосновалась с Поволжье - здесь до XIII в ближайшим соседом северо-восточных русских земель стала Волжская Булгария. В сер. VII в. хозяевами южных степей оставались хазары. Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим все Северное Причерноморье, большую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. В результате многочисленных военных сражений Хазария превратилась в одну из могущественнейших держав того времени. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Великий Волжский путь, путь "Из Варяг в греки", великий шелковый путь из Азии в Европу. Огромная дань, собираемая с многочисленных покоренных народов, обеспечивала процветание и благополучие этого государства. Этнически Хазария представляла из себя конгломерат тюркских и финно-угорских народов, ведших полукочевой образ жизни. Зимой хазары проживали в городах, в теплое же время года кочевали и обрабатывали землю а также, устраивали регулярные набеги на соседей. Во главе хазарского государства стоял каган, происходивший из династии Ашинов, власть которого держалась на военной силе и глубочайшем народном почитании. В глазах простых язычников-хазар каган был олицетворением божественной силы. Он имел 25 жен из дочерей подвластных хазарам правителей и народов, 60 наложниц, и являлся как бы залогом благополучия государства. В случае серьезной военной опасности хазары выводили своего кагана, один вид которого, как считалось, мог обратить врага в бегство. Правда, при каком-либо несчастье - военном поражении, засухе, голоде и т.д., знать и народ могли потребовать смерти кагана, так как бедствие напрямую связывалось с ослаблением его духовной мощи. Далеко идущие планы хазарских правителей оказались разрушены благодаря мужеству, воле и военному

4. Восточные славяне. Расселение Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н. э В VI в. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский народы). Приблизительно к этому времени относится возникновение крупных племенных союзов восточных славян. Наиболее развитыми и культурными среди восточнославянских объединений были поляне. обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями' в природно-климатических условиях, плодородии почвы. У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи. С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей. Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти. Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из варяг в греки". Религия Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Главным богом был, по-видимому, Род, бог неба и земли. Он выступал в окружении женских божеств плодородия — Рожаниц. Важную роль играли также божества, связанные с теми силами природы, которые особенно важны для земледелия: Ярило — бог солнца (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос) и Перун - бог грома и молнии. Кумир его стоял в Киеве на холме, вне двора Владимирова, а в Новгороде над рекою Волховом был деревянный, с серебряною головою и с золотыми усами. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть. Погребение мертвых было также действием священным между языческими славянами. Иногда сооружали памятники: обкладывали могилы дикими камнями или ограждали столпами. Печальные обряды заключались веселым торжеством, которое именовалось стравою и было еще в VI веке причиной великого бедствия для славян: ибо греки воспользовались временем сего пиршества в честь мертвых и наголову побили их войско. Культура. О культуре славянских племен известно мало. Это объясняется крайне скупыми данными источников. Меняясь с течением времени, народные сказки, песни, загадки сохранили значительный пласт древних верований. Устное народное творчество отражает разнообразные представления восточных славян о природе и жизни людей. До наших дней дошло очень немного образцов искусства древних славян. В бассейне реки Рось был найден интересный клад из вещей VI-VII вв., среди которых выделяются серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в типичной славянской одежде с узорчатой вышивкой на рубахе. Для славянских серебряных изделий из южнорусских областей характерны сложные композиции из человеческих фигур, зверей, птиц и змей. Многие сюжеты в современном народном искусстве имеют очень древнее происхождение и мало изменились с течением времени. В древних могилах находили много глиняных урн, весьма хорошо сделанных, с изображением львов, медведей, орлов и покрытых лаком; также копья, ножи, мечи, кинжалы, искусно выработанные, с серебряною оправою и насечкою. Еще в XVII веке найдены медные истуканы славянских богов, работы их собственных художников, которые, впрочем, не имели понятия о красоте металлических изображений, отливая голову, стан и ноги в разные формы и весьма грубо. Любя воинскую деятельность и подвергая жизнь свою беспрестанным опасностям, наши предки мало успевали в зодчестве, требующем времени, досуга, терпения, и не хотели строить себе прочных домов: не только в шестом веке, но и гораздо попозже обитали в шалашах, которые едва укрывали их от непогод и дождя. Славянские города были ни чем иным, как собранием хижин, окруженных забором или земляным валом. Там возвышались храмы идолов, не такие великолепные здания, какими гордились Египет, Греция и Рим, но большие деревянные кровы. Не зная выгод роскоши, которая сооружает палаты и выдумывает блестящие наружные украшения, древние славяне в низких хижинах своих умели наслаждаться действием так называемых изящных искусств. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

5. Предмет отеч.истории. Содержанием истории как науки явл.исторический процес. Он раскрывается в явлениях чел-кой жизни, котор.касаются жизни народов и государств, деят.отдельных лиц, международных отношений. Предметом курса отечественой истории явл.росийский исторический процес от древности до современности. В деле возрождения Отечества наряду с эк.факторами важную роль играет интеллектуальный потенциал общ, А это в некоторой степени зависит от высшей школы, от места и значения в ней гуманитарных наук. В процесе изучения истории у чел. формируется историч. сознание, в содержание котор.входит ряд элементов: знание фактов истории; способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в пр,наст,буд; обобщенный историч.опыт и вытекающие из него уроки истории; соц.прогнозирование на основе изучения общественых процесов. При формировании историч.сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории(объективности и историзма): 1.Принцип объективности означает рассмотрение каждого историч.явления в его многограности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии историч.реальности, во всей полноте историч.правды. Историю следует представлять такой, какой она была в действительности. 2.Принцип историзма означает расмотрение историч.фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой. 3. Принцип соц.подхода предполагает рассмотрение явлений и процесов с учетом соц.интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деят.партий, правительств, личностей.

6. Древнерусское гос-во и общество в 9 – нач. 12 веков. Феодальные отношения. По форме правления на Руси была монархия, но не абсолютная и не ограниченная. Так как в ней присутствовали элементы каждой из монархий, то ее назвали раннефеодальной монархией. Ее признаками явл: Наследственость, юридическ.безответственость, нет постояных институтов, не установлен механизм передачи власти по старшинству (от отца к старшему сыну), сущ. совет при князе, но без статуса, было вече, но он был чрезвычайным органом, городское собрание, котор. могло ограничивать законую власть Но никаких установившихся гос-ных органов, которые решали строго отведеные ему и только ему задачи,в тот период не было.Форма гос.устройства была также чем-то неопределеным. Наиболее близко подходит унитарная (но не строго унитарная). Относительно Киевской Руси употребляется такое название как относительно единое гос-во, т.к. полного единства не было, органов власти на местах не было (кроме местного князя или его наместника,котор.находились в родственой связи с Великим князем),но в то же время сущ. свои князья(наприм. у древлян).Великий князь признавался всеми другими князьями,но отношения между ними не всегда были простыми.Понятно,что единство такого гос-ва сохранялось только за счет сильного Великого князя,а в период слабого правления наступает ослабление гос-ва. Кроме сильной дружины никаких других сплачивающих факторов не было, что и послужило предпосылкой раздробленности в будущем. Полит.режим в Киевской Руси не сущ-ал как таковой,это критерий гораздо более позднего времени. Были известны двухпольный и трехпольный се-вообороты.Двухполье заключалось в том,что вся маса обрабатываемой земли делилась на 2 части.Разводили коров, лошадей,овец,свиней,коз,домашнюю птицу.Довольно значительную роль в хоз.играли промыслы: охота, рыболов-ство,бортничество.С развитием внеш.торговли увеличится спрос на пушнину.Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сел.хоз.Даже в условиях натур.хоз.совершенствуются приемы домашнего ремесла – обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленое пр-во насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевеное. Руское ремесло по своему техническому и художественому уровню не уступало ремеслу передовых европ.стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки. Внутреняя торговля в Древнеруском гос-ве была развита слабо, поскольку в эк-ке господствовало натур.хоз. Расширение внеш.торговли было связано с образованием гос-ва, обеспечивавшего руским купцам более безопас-ные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов:меха,мед,воск,изделия ремеслеников–оружейников и златокузнецов,рабов. Ввозились в основном пред-меты роскоши:виноградные вина,шелковые ткани,ароматные смолы и приправы,дорогое оружие.Ремесло и торгов-ля сосредотачивались в городах,кол-во котор.росло.Процес формирования в Киевской Руси основных класов фео-дального общ.слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев. В результате сокрушения Хазарии произошло слияние большей части восточнославянских племен в единое государство, получившее полную политическую и экономическую независимость. Киевская Русь установила контроль над важнейшими торговыми путями по Волге и Дону, обезопасила свои границы и стала одним из сильнейших европейских государств. Окончательный разгром Хазарского царства был завершен князем Владимиром в конце Х века хозяйственной жизни Руси. Этот же экономический интерес направлял и внешнюю деятельность первых киевских князей. Деятельность эта была направлена к двум главным целям: 1) к приобретению заморских рынков, 2) к расчистке и охране торговых путей, которые вели к этим рынкам. Самым видным явлением во внешней истории Руси до половины XI в., по Начальной летописи, были военные походы киевских князей на Царьград. Высшим классом этого общества, с которым князь делил труды управления и защиты земли, была княжеская дружина. Она делилась на высшую и низшую: первая состояла из княжих мужей, или бояр, вторая из детских, или отроков; древнейшее собирательное название младшей дружины гридь заменилось потом словом двор или слуги. Эта дружина вместе со своим князем вышла, как мы знаем, из среды вооруженного купечества больших городов. ПРЕВРАЩЕНИЕ ПЛЕМЕН В СОСЛОВИЯ. Наблюдается процесс превращения в сословия племен, сведенных судьбой для совместной жизни в одном государственном союзе, с преобладанием одного племени над другими. Можно теперь же отметить особенность: у нас пришлое господствующее племя, прежде чем превратиться в сословие, сильно разбавлялось туземной примесью. Это лишало общественный склад рельефных сословных очертаний, зато смягчало социальный антагонизм. В таких чертах представляется нам состояние Русской земли около половины XI в. С этого времени до исхода XII в., т. е. до конца первого периода нашей истории, политический и гражданский порядок, основания которого были положены старыми волостными городами и потом первыми киевскими князьями, получает дальнейшее развитие. Переходим к изучению явлений, в которых обнаружилось это развитие, и прежде всего изучим факты политические, т. е. порядок княжеского владения, установившийся на Руси по смерти Ярослава.

7. Крещение Руси. Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в полит.жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию. Вдова Игоря Ольга, управлявшая государством по смерти мужа, приняла крещение. Некоторые ученые считают обращение Ольги политической игрой, но это не вполне верно. Конечно, расчет был наверняка, но главным фактором было личное побуждение Ольги. Но когда Константин встретился с княжной, он был восхищен ее красотой, умом, и хотел взять ее в жены и сделать императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью? В X в. Происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой в государстве, но не гос-ной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило, быстрее. Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Этим предпосылкам суждено было сбыться во времена правления св. Князя Владимира-Красное Солнышко. После смерти Святослава (972г.) между сыновьями вспыхнула междоусобица. Усобица завершилась победой Владимира. Владимир в момент завоевания Киева был убежденным язычником. После убийства брата новый князь приехал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где в 980 г. Были поставлены истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др. Так в конце X в. В Киеве была предпринята попытка оживить традиционное язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты (по крайней мере в Киеве). Через несколько лет после вокняжения в Киеве Владимир отказался от язычества и принял крещение, приступив затем к обращению своих подданных. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей, была подготовлена предшествующим развитием русских земель и вызвана к жизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимир руковдсвовался исключительно пониманием гос-ной пользы христианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмысления собственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смок бы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая к крещению жителей огромной языческой державы. Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеи присылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры. Решив, крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: «Где тебе любо». Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир послал к послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты. Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бы такое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал. Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства и помог Василию II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму греческий город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство. По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных. Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде. Куда большее сопротивление оказали жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима (991). В сел.местности сопротивление христианству было не столь активным.Земледельцы, охотники, поклонявшиеся духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего совмещали веру в этих духов с элементами христианства. Двоеверие, существовавшее в селах на протяжении десятилетий и даже веков, лишь постепенно преодолевалось усилиями многих поколений священнослужителей. И сейчас все еще преодолевается. Надо заметить, что элементы языческого сознания обладают большой устойчивостью (в виде различных суеверий). Так многие распоряжения Владимира призванные укрепить новую веру, были проникнуты языческим духом. Одной из проблем после формального (насильственного) было просвещение подданных в христианском духе. Эту задачу выполняли священники иностранцы, в основном, выходцы из Болгарии, жители которой еще в IX в. Приняли христианство. Болгарская церковь обладала независимостью от константинопольского патриарха, в частности избирать главу церкви. Это обстоятельство сыграло большую роль в развитии церкви на Руси. Не доверяя византийскому императору, 1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства. 2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями. 3) Русь была признана как христианское гос-во, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось). Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен. Крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

5. Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIIIIX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено. Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Норманизм и антинорманизм. Это две версии образования Киевского государства. Автор первой версии – Байрон, который сделал свои выводы на основе прочитанных рукописей. Автор второй – Ломоносов. Первая заключается в том, что государство возникло при помощи норманн, а по второй - Рюрики не нормандцы. Позднейшие исследования косвенно подтвердили норманнскую версию (в XIX веке).


8. Распад Древнерусского гос-ва. Особенности феодальной раздробленности. Первыеусобицы. После смерти Владимира Святославовича в 1015 г. началась длительная война между его многочисленными сыновьями, управлявшими отдельными частями Руси. Зачинщиком усобицы был Святополк Окаянный, убивший своих братьев Бориса и Глеба. В междоусобных войнах князья - братья приводили на Русь то печенегов, то поляков, то наемные отряды варягов. В конце концов, победителем оказался Ярослав Мудрый деливший Русь (по Днепр) с братом Мстиславом Тмутараканским с 1024 по 1036 г., а затем после смерти Мстислава ставший "самовластцем". Русь в середине XI в. После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. на Руси оказалось значительное число сыновей, родных и двоюродных племянников великого князя. У каждого из них была та или иная "отчина", свой домен, и каждый в меру своих сил стремился увеличить домен или обменять его на более богатый. Это создавало напряженное положение во всех княжеских центрах и в самом Киеве. Исследователи иногда называют время после смерти Ярослава временем феодальной раздробленности, но это нельзя признать правильным, так как настоящая феодальная раздробленность наступает тогда, когда кристаллизируются отдельные земли, вырастают большие города, возглавляющие эти земли, когда в каждом суверенном княжестве закрепляется своя княжеская династия. Все это появилось на Руси только после 1132 г., а во второй половине XI в. все было переменчиво, непрочно и неустойчиво. Княжеские усобицы разоряли народ и дружину, расшатывали русскую государственность, но не вводили никакой новой политической формы. К внутренним противоречиям добавилось вторжение новых кочевых орд, которые на два столетия стали хозяевами степей. Усобицы конца XI в. В последней четверти XI в. в сложных условиях внутреннего кризиса и постоянной угрозы внешней опасности со стороны половецких ханов княжеские усобицы приобретали характер всенародного бедствия. Объектом раздоров стал великокняжеский престол: Святослав Ярославич выгнал и Киева своего старшего брата Изяслава, "положив начало изгнанию братьев". Особенно страшны стали усобицы после того, как сын Святослава Олег вошел в союзные отношения с половцами и неоднократно приводил половецкие орды на Русь для своекорыстного решения междукняжеских свар. Врагом Олега был молодой Владимир Всеволодович Мономах, княживший в пограничном Переяславле. Мономаху удалось собрать княжеский съезд в Любече в 1097 г., задача которого состояла в том, чтобы закрепить "отчины" за князьями, осудить зачинщика усобиц Олега и по возможности устранить будущие усобицы, чтобы едиными силами противостоять половцам. Однако князья были бессильны установить порядок не только во всей Русской земле, но даже внутри своего княжеского круга родных и двоюродных братьев и племянников. Сразу же после съезда в Любече вспыхнула новая усобица, длившаяся несколько лет. Единственной силой, которая в тех условиях могла реально приостановить коловращение князей и княжеские свары,- это боярство - основной состав молодого и прогрессивного тогда феодального класса. Боярская программа в конце XI и начале XII в. состояла в ограничении княжеского произвола и бесчинств княжеских чиновников, в ликвидации усобиц и в общей обороне Руси от половцев. Совпадая в этих пунктах с устремлениями горожан, эта программа отражала общенародные интересы и была безусловно прогрессивной. В 1093 г., после смерти Всеволода Ярославича, киевляне пригласили на трон незначительного туровского князя Святополка, но значительно просчитались, так как он оказался плохим полководцем и жадным правителем. Святополк умер в 1113 г.; его смерть послужила сигналом к широкому восстанию в Киеве. Народ обрушился на дворы княжеских управителей и ростовщиков. Киевское боярство в обход княжеского старшинства выбрало великим князем Владимира Мономаха, который прокняжил успешно до своей смерти в 1125 г. После него единство Руси еще держалось при его сыне Мстиславе (1125-1132 гг.), а затем, по выражению летописца, "раздрася вся земля Русская" на отдельные самостоятельные княжения. Ослабление страны накануне монголо-татарского нашествия Утрата гос-ого единства Руси ослабляла и разъединяла её силы перед лицом возраставшей угрозы иноземной агрессии и прежде всего степных кочевников. Всё это предопределяло постепенный упадок Киевской земли с XIII- века. На некоторое время при Мономахе и Мстиславе Киев снова возвысился. Эти князья смогли дать отпор кочевникам-половцам. Распад единой державы. После смерти Мстислава вместо единой державы возникло около полутора десятков самостоятельных земель: Галицкая, Черниговская, Смоленская, Новгородская и другие. Причины раздробленности: 1)Развитие производительных сил (Покровский); 2) Спад пассионарности русского народа (Гумилев); 3) Политическая (Платонов)- Господство системы передачи власти от брата к брату сделала государство коллективной собственностью. При данной системе существовали правила: если кто-либо умирал ранее, чем становился великим князем, то вся его мужская линия теряла право занять киевский стол. Так произошло с сыновьями Ярослава Мудрого в 1076 г. Социально - экономическое и политическое системы в княжествах 12-13 в. Феодальная раздробленность содействовала дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию отдельных частей государства, дальнейшему укреплению феодальной формации. Вместе с тем она безусловно ослабляла государство, особенно перед лицом внешней опасности, что трагически сказалось впоследствии, в годы нашествия Батыя, положившего начало монголо-татарскому игу на Руси. В соц-эконом развитии это расцвет вотчинного землевладения (княжеского, боярского, церковного). Государственная форма собственности продолжала играть ведущую роль, но развитие системы боярских вотчин привело к самостоятельности бояр, ослаблению их связи с князьями и распаду дружинной организации на бояр-вотчинников, оставшихся вассалами князя, и княжеский двор. Более широкое применение получило трехполье наряду с перелогом и подсекой. Техника с.х. стала более разнообразной и надежной. Начала применяться водяная мельница. Крестьяне трудились в своем хоз-ве более производительнее, чем на барщине. Оброк сочетался с полевой барщиной. Крестьяне становились более самостоятельными. Получили право продавать излишки. Хозяин продавал оброк и покупал предметы роскоши. Подъем ремесла продолжался до тм ига. Господство натурального хоз-ва ограничивало развитие товарного производства. Сфера сбыта изделии –50-100 км. В XII в. умножилось число городов на Руси. Но общая численность городского населения была по-прежнему невелика. Тем не менее роль горожан в политической жизни княжеств была очень велика, благодаря вечевым традициям. В городах существовала своя вечевая иерархия. Вече имели "старшие" города, служившие княжеской резиденцией. "Младшие" города, считавшиеся пригородами, должны были подчиняться решению старших городов. Иерархия помогала сохранить единство государства. Руководство вечем осуществляли бояре, владевшие городскими усадьбами и землями в сельской округе. Великие князья в разных частях страны считались главами своих княжеств. Оружие разнообразно: меч, сабля, копье, пластинчатые доспехи. Основное оружие дружинника-меч, массовое - копье и топор. шир. распростр. – осадные и метательные орудия.


9. Борьба Руси с монгольским завоеванием и крестоносной агрессией.В 1-ой половине XIII в. русские земли стали объектом монголо-татарского завоевания с востока, а на севере Русь отражала натиск германских рыцарей-крестоносцев, шведов и датчан. Наиболее разрушительным оказалось нашествие монгольских орд. Весной 1223 г. 30-тысячный отряд монголов под предводительством Джебе и Субедея,пройдя вдоль южного берега Каспийского моря,вторгся в Закавказье.Действуя хитрост-ью,они разбили сначала аланов,а затем принялись теснить половецкие орды.Последние попросили помощи у русских князей. В степь выступило крупное руское войско во главе с 3 сильнейшими князьями Южной Руси:Мстиславом Киевским,Черниго-вским и Галицким. В низовьях Днепра оно соединилось с половецкими силами.31 мая 1223г. неподалеку от Азовского моря, на р. Калке, произошло сражение, в котор.руско-половецкое войско в результате несогласованых действий между союзника-ми и внутрикняжеских распрей потерпело сокрушительное поражение. Руские земли после разгрома на Калке были по-прежнему объяты междукняжескими усобицами. Относительное спокойствие сохранялось лишь воВладимирской земле. Завяза-лась упорная борьба за новгородское княжение,увенчавшаяся победой Ярослава в 1229г.Ожесточеная рознь между южнору-скими князьями окончательно подорвала их силы в тот момент, когда монгольское вторжение началось. Нашествие Батыя на РусьВ 1227г. основатель Монгольской империи Чингисхан умер, завещав своим потомкам продолжить его дело и покорить всю землю,вплоть до извесного монголам находящегося на западе«моря франков».Улус старшего сына Джучи, умершего в один год с отцом,достался внуку завоевателя–Бату-хану(Батыю).1-ым княжеством,подвергшимся безжалосному разорению,стала Рязанская земля.Зимой 1237г. полчища Батыя вторглись в ее пределы, разоряя и уничтожая все на своем пути.После 6дн.осады, 21декабря пала Рязань.Город был сожен,а все жители истреблены.Разорив Рязанскую землю,в январе 1238г. монгольские захватчики разгромили под Коломной великокняжеский сторожевой полк Владимиро-Суздальской земли.Двигаясь затем по замерзшим рекам,монголы захватили Москву,Суздаль и ряд других городов. 7 февраля после осады пала столица княжества—Владимир.4марта1238г. за Волгой, на р.Сити, произошла битва между основными силами Северо-Восточной Руси и монгольскими захватчиками.Руское войско было разгромлено, а сам великий князь погиб. Однако приближение весеней распутицы и значительные людские потери заставили монголов, не дойдя до Великого Новгорода около 100 верст, повернуть обратно в половецкие степи. По дороге они разгромили Курск и небольшой городок Козельск. Защитники Козельска оказали врагу ожесточенное сопротивление, обороняясь в течение семи недель. После его взятия в мае 1238 г. Батый приказал стереть с лица земли этот «злой город», а оставшихся жителей поголовно истребить. Осенью 1240г. монгольские рати двинулись на покорение Западной Европы через Южную Русь. В сентябре они переправились через Днепр и окружили Киев. После длительной осады 6 декабря 1240 г. город пал. Южнорусские князья так и не сумели организовать объединенную оборону своих земель. Зимой 1240/1241 г. монголы захватили все города Южной Руси, за исключением лишь Холма, Каменца и Данилова. Весной 1241 г. обрушились на Польшу, Венгрию, Чехию и Молдавию, а к лету 1242 г. вышли к границам Северной Италии и Германии. Однако, не получая подкрепления и неся тяжелые потери в непривычной горной местности, обескровленные затянувшимся походом, завоеватели были вынуждены повернуть из Центральной Европы назад, в степи Нижнего Поволжья.По возвращении в 1243г. Батый образовал самый западный улус — гос-во Золотая Орда. Захваченые руские земли непосредственно в состав Золотой Орды, ставшей в 60-е г. 13столетия самостоятельной державой, не вошли. Их зависимость в основном выражалась в уплате дани—«выхода» и признании рускими князьями верховной власти золотоордынского хана,котор.своими «ярлыками» (грамотами) утверждал их на правление. Над Русью почти на 2 с половиной столетия установилось ордынское владычество. После Батыева нашествия Русь стала страной вассальной по отношению к Золотой Орде. После Батыева нашествия над Русью устанавливается так называемое монголо-татарское иго —комплекс эк. и полит.методов, обеспечивавших господство ЗолотойОрды над той частью територии Руси, котор. оказалась под ее.Основным среди этих методов было взимание различных даней и повинностей–«по-плужное»,корм татарским посла – «почестье» и др. Самым тяжелым из них был ордынский «выход»–дань серебром,котор.начала взиматься еще в 40-е г. XIIIв. Дань собирали с дома-хоз-ва. Для точной раскладки дани была проведена специальная перепись–«число».Сборщиками дани были баскаки, приезжавшие на Русь в сопровождении вооруженной охраны. От дани было освобождено духовенство. Татары, бывшие в это время еще язычниками, отличались. Сбором ордынской дани с этого времени стали заниматься сами князья русских земель. Попавшие в зависимость от Орды русские княжества утратили свой суверенитет. Получение ими княжеского стола зависело от воли хана, который выдавал им ярлыки(грамоты)на княжение. Мерой,закрепившей господство ЗолотойОрды над Русью,стала выдача ярлыков на великое княжение владимирское.Кроме того,отобрав ярлык у очередного великого князя, они отдавали его князю-сопернику, что вызывало борьбу за получение владимирского княжения при ханском дворе. Во 2-ой половине 13в. фактически завершилось разделение Древнеруского гос-ва на северо-восточную и юго-западную части, отношения между которыми все более стали приобретать характер межгос-ых. Объединителем ЮжнойРуси выступала Галицко-Волынская земля. В середине 13в. в ней происходила активная внутреняя консолидация и борьба с боярским сепаратизмом. Процес возглавил великий князь Даниил Галицкий.Ордынские,литовские и венгерские вторжения не смогли помешать этому объединению.Опираясь в основном на мелких и средних землевладельцев,Даниил Романович Галицкий стал присоединять к своему княжеству територии других русс.владений. К концу 13в. Галицкое княжество преврати-лось в одно из сильнейших гос-в ВосточнойЕвропы,с котор.не могли не считаться не только соседние европ.гос-ва,но и ЗолотаяОрда.Набеги ордынцев успешно отражались.В 1212г. крестоносцы подчинили Ливонию и приступили к завоеванию земель эстов,подойдя вплотную к новгородским пределам.В 1234г. новгородскому князю ЯрославуВсеволодовичу удалось нанести Ордену поражение под Юрьевом. Невская битва и Ледовое побоище.В июле1240г. в устье Невы высадился шведский отряд.Получив известие о вторже-нии,19-летний новгородский князь АлександрЯрославич,не дожидаясь сбора ополчения,с одной дружиной и немногочислеными ратниками внезапно напал на шведский лагерь. В ходе ожесточеного короткого боя шведы были разбиты и бесславно бежали.Но опасность для новгородских земель сохранилась.С лета 1240г. ливонские рыцари развернули наступление наРусь, овладели крепостью Изборск,а затем благодаря измене захватили Псков.Для усиления своих позиций орден возвел на новгородских землях крепость Копорье.5апреля1242г.между ливонскими рыцарями и войском АлександраНевского состоялось решитель-ное сражение на льду Чудского озера,вошедшее в историю как Ледовое побоище. Объединенное суздальско-новгородское во-йско нанесло сокрушительное поражение крестоносцам,после котор.Ливонский орден более 10лет не решался предпринимать попытки напасть на русс.земли.В условиях постояного натиска завоевателей с сев. и юга князья Северо-Восточной Руси стремились поддерживать мирные отношения с правителями ЗолотойОрды. АлександрНевский в 1252г. получил ярлык на великое княжение владимирское, чтобы уберечь русские земли от набегов монголов, Александр стремился сохранить любой ценой мирные отношения с Ордой.

следующая страница >>