Занятие Соколова Наталья Анатольевна Тема занятия : Хороводы на Руси Цели занятия: Раскрыть особенности жанрового многообразия русск - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическая разработка занятия «Встречай с любовью стаи птиц» 1 83.05kb.
Урока: Введение. История хорового искусства Первый год обучения Возраст... 1 123.73kb.
План-конспект занятия Тема занятия: «Велосипед мой друг!» 1 190.29kb.
Урок по теме: Нашествие с Востока. Цели 1 126.05kb.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема... 1 47.4kb.
Конспект мастер класса. Тема: Достопримечательности стран Ход занятия. 1 31.79kb.
Конспект занятия исследования "Что может герб нам рассказать" в подготовительной... 1 76.94kb.
Конспект занятия по аппликации III год обучения Тема: «Подснежник»... 1 44.98kb.
Цели и задачи занятия 1 162.63kb.
Занятие с вопроса? С какой целью Вы задаете вопросы в начале занятия? 1 248.7kb.
Предмет литература и информатика Класс 10 класс Тема Музы Некрасова. 1 133.88kb.
Положение о Всероссийском конкурсе детского художественного творчества... 1 94.92kb.
- 4 1234.94kb.
Занятие Соколова Наталья Анатольевна Тема занятия : Хороводы на Руси Цели занятия - страница №1/1

Кружковое занятие по краеведению «Живая старина» по программе М.Новицкой «Введение в народоведение. Родная земля» с использованием ИКТ, 1 год обучения, 1 группа.

Подготовила и провела занятие Соколова Наталья Анатольевна

Тема занятия: Хороводы на Руси

Цели занятия:

1. Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных хороводов.

2. Увлечь учащихся традициями русского народа, способствовать развитию интереса и любви к народным играм, формировать способность ценить их историческое значение, вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных хороводов, движения под музыку и ее пластическое интонирование.

4. Воспитывать музыкально – эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной культуре родного края.

Формы учебной деятельности: индивидуальные, парные, групповые.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование:

для учителя: компьютер, проектор, экран, презентации в программе Pover Point, для детей: народные костюмы, куклы детей, русские народные инструменты (можно игрушечные)


I.Оргмомент: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам! И все вдруг становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера



- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно, ребята, для вас. Ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.

А мы сегодня снова возвращаемся в прошлое – древнюю Русь. Узнаем, как отдыхали русские люди после тяжёлого трудового дня? Как и где веселились? И какие игры оставили нам в подарок наши предки?



II.Вступление ведущего: Хоровод - народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. «Словарь русского языка С. И. Ожегова». Слайд 1

Русские хороводы, украшая собою нашу семейную жизнь, представляются столько же древними, сколько древна наша жизнь. Важность русских хороводов для нашей народности велика. Занимая в жизни русского народа 4годовые эпохи: весну и лето, осень и зиму, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг. Мы в них открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни. Этим-то отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира. Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Слайд 1

Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные. Слайд 3

III.Объяснение новой темы:

1.Ведущий: Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание о прошлом, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Слайд 4

2. Ведущий: Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Первые весенние хороводы начинаются со Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники—люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские. Слайд 5



Ведущий: Особо хороводная пора - это поздняя весна, лето, когда хозяйственные работы были ещё не в разгаре. В хороводе была возможность не только время провести, но и на людей посмотреть и себя показать. Девушки демонстрировали свои наряды, яркие вышивки на сарафанах. Там же и женихов приглядывали. Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы. В городских хороводах, совершаемых на дворах и площадях, редко участвуют мужчины; там можно видеть братцев и родных, будущих суженых.

Русская народная игра "Кострома" в музыкальном сопровождении группы «Иван Купалы» Слайд 6

Ведущий: Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя? -Дома Кострома? Дети: -Дома! Ведущий: -Что делаешь? Дети: Нитки пряду!

(Дети ходят в хороводе и пальчиками показывают, как-будто прядут)

Ведущий: Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя? -Дома Кострома? Дети:-Дома! -Что делаешь? Дети:-Клубки мотаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как мотают клубки - как наши большие вьюшки)

Ведущий: Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя? -Дома Кострома? Дети: -Дома! Ведущий: -Что делаешь? Дети: -Поработала - пообедаю!

(Дети ходят в хороводе и показывают, как едят ложкой)

Ведущий:Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя? -Дома Кострома? Дети:-Дома! Ведущий:-Что делаешь? Дети:-Легла, да уснула...

(Дети ходят в хороводе, сложили ладошки и как-будто спят)

Ведущий: (Тихо) Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя? -Дома Кострома? Дети:-Дома! Ведущий:-Что делаешь? - Дети: Проснулась - попрыгаю!

(Все дети прыгают)

Ведущий:Ах, где ты моя, Кострома, Ах, где государыня моя? -Дома Кострома? Дети:-Дома! Ведущий:-Что делаешь? Дети:-Сейчас догонять вас будем!

(Все разбежались кто куда).

3. Ведущий:Летние хороводы начинаются с Троицкой недели и бывают веселее и разнообразнее весенних. Поселянки закупают наряды: платки и ленты. К этому дню мужчины рубят березки, женщины красят желтые яйца, готовят караваи, сдобники, драчены, яичницы. С рассветом дня начинались игры и песни. Троицкие хороводы продолжаются всю неделю. Всесвятские хороводы продолжаются три дня и соединены с особенными местными празднествами. На Петров день оканчиваются наши летние хороводы. Слайд 7

Игра - хоровод «Огород»

Есть у нас огород, в нем морковка (капуста, свекла) растет, вот такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой низины. Огород, огород, что еще там растет?



4. Ведущий: Осенние хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы бывают покровские, и отправление их зависит от времени года. Слайд 8

Игра - хоровод «Ветер»

Дует ветер на всем белом свете, сильный ветер на всем белом свете. (Хоровод расходится и сходится). Ветер дует, задувает, осенью ветер листики сдувает. Листики от веточек отцепились и закружились (хоровод расцепился и детки кружатся, как листики).



Ведущий: Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми. Игры хороводные содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Однако поэтические достоинства обрядовых игр и песен продолжали пленять своей красотой наших предков. А.Терещенко писал: «Хороводы наши, душа увеселений девушек, слились с русской жизнью. Нет деревни, где бы не совершались они». Хороводы называли также «круговыми», игровыми песнями, они тесно связаны с трудовыми процессами сельчан. Игровые песни – особый жанр заклинательной поэзии.

Хоровод- это не только игра, это картина народной жизни.

5. Ведущий: Виды хороводов: по построению хороводы бывают круговыми, когда пение и действие идёт по кругу, круг - всегда имел у русских магическое значение, круг – это солнце, круг – это движение времён годового цикла, круглыми пекли ритуальные блины на масленицу. Когда люди вставали в круг, они старались задобрить солнце. Показывали в движениях как нужно, чтобы вырос лен или рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим. Слайд 9

Не менее распространёнными были линейные хороводы, когда играющие шли линиями навстречу друг другу, обычно пение велось в виде диалогов, в вопросно-ответной форме («А мы просо сеяли», «Бояре», «Кондалы»). Водили ещё и улиточные, завивательные хороводы, когда ведущий вёл за собой всю единую линию зигзагом, или, завивая в «улитку, капустку». («Плетень», «Капустка» и т.п.) Примером орнаментального хоровода послужит «Заплетися, плетень». Слайд 10



IV.Закрепление. Слайд 11-13

Ведущий: А вы, дети, какие хороводы знаете? ( Каравай, Новогодний, Берёзка)

V.Практическая часть

Ведущий: вы ещё дети, наверняка, приходя из школы, играете в куклы. Вот мы сейчас и посмотрим, как куклы могут хоровод водить. Выходи честной народ на лужок, поиграем в хоровод! Слайд 14

1 ученик: Куклы водят хоровод.
Вот петрушка в пляс идёт,
А за ним матрёшка
В руках бубен с ложкой.

2 ученик: Балалаечник идёт, Балалаечка поёт. Три струны её звенят, Всех в округе веселят

3 ученик: В хороводе кукла пляшет И задорно бубном машет, Ручкой по нему стучит, Бубен радостно звенит

4 ученик: Куклы встали в хоровод, Гармонист гармонь берёт. Весело поёт гармошка, Куклы хлопают в ладошки

5 ученик: Платье вышито цветами, А корона с бубенцами, Алые банты в косицах, Кукла пляшет, веселится

6 ученик: У Ивана есть дружок Деревянный скакунок. Он Иванушку катает И усталости не знает.

7 ученик: «Тук-тук-тук», играют ложки У Алёнушки в ладошках. Отбиваем ритм такой, Сразу в пляс пойдём любой

8 ученик: Танцор в рубахе расписной Весёлый, статный, удалой. Всех приглашает танцевать, Нельзя танцору отказать

9 ученик: Треугольник зазвенел, Песню радостно запел. Приглашает танцевать, Веселиться и играть

10 ученик: Бубен весело звенит, Кукол звоном веселит. Скоморох дудит на дудке, Дарит куклам смех и шутки

11 ученик: Тонко дудочки поют, Их кувилками зовут. Словно звонкий ручеёк, Их хрустальный голосок

12 ученик: Пляшет куколка-краса, Ниже пояса коса. В косу вплетены банты, А на платьице цветы

13 ученик: Кукла танцевать пошла, Словно лебедь поплыла, Щёчки словно маков цвет, Куколки прекрасней нет.

7.Современные хороводные игры (проводятся игры с детьми)

«Куколка». Все участники стоят в кругу в очередности мужчина – женщина. Вы достаете голенького пупсика и говорите: «Я поцелую пупсика в правый глазик, а ты?». И с этими словами передаете пупсика своему соседу. Следующий игрок говорит также, куда он целует пупсика и затем действительно целует его в это место. Повторяться нельзя. Для начала скажите гостям, что в том то конкурс и заключается, чтобы найти столько мест, чтобы они не повторялись, а тот, кто не сможет найти такое место первом, тот проигрывает. Но когда каждый участник поцелует пупсика, скажите, что правила игры изменились, и теперь надо поцеловать своего соседа справа именно туда, куда он целовал пупсика. Очень забавно выглядит, когда девушка целует парня, к примеру, в пятку. В качестве дополнительного варианта вы можете предлагать участникам целовать пупсика не один раз, а по нарастающей, т. е., вы – один раз, следующий – два раза и так далее. Затем своего соседа им придется также целовать по несколько раз.



Игра называется «Цветик семицветик». Игроки стоят по кругу. Ведущий называет цвет, например, оранжевый. Все должны схватиться за оранжевый предмет одежды какого либо игрока. Причем за один и тот же предмет двум игрокам хвататься нельзя. Проигрывает тот, кто не успел схватиться. Он выбывает, так продолжается до тех пор, пока не выявляется окончательный победитель.

VI .Итог:

- Что такое хоровод? Когда водят хороводы? Где проводят хороводные игры? Какие бывают хороводы? С какими русскими и современными хороводными играми вы познакомились? О чём можно узнать, играя в русские хороводы?



Литература:

1. Некрылова А.Ф. «Круглый год». М.1991.

2. «Энциклопедия обрядов и обычаев». Сп.б. 1996.

3. Науменко Е.«Этнография детства» М. 1999.



4. «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание Забылина М. М.1880

5. «Месяцеслов». Собрание Сахарова. М. 1991