Заместители Министра культуры рсфср в. М. Стриганов, Е. В. Зайцев, В. В. Кочетков, Е. Е. Милов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И. И. Кочетков Экономика труда 14 1670.16kb.
Заместители директора, заместители директоров ступеней: Байбурин... 1 54.19kb.
Кочетков Е. С. Теория вероятостей и математическая статистика: К75... 2 379.59kb.
Комплект заданий 5 класса Открытых чемпионатов по математике фтл... 1 80.21kb.
Закон об охране и использовании памятников истории и культуры в ред. 1 48.61kb.
Как министр культуры обнажился перед прессой 1 78.61kb.
Бусыгин Андрей Евгеньевич, заместитель Министра культуры РФ губанков... 1 93.13kb.
Профессор кафедры травматологии Станислав Антонович Линник. 1 32.16kb.
Инструкция о порядке добычи бурых медведей по разрешениям (лицензиям) 1 191.21kb.
«биоразнообразие в европе» 1 220.94kb.
Выступление министра культуры, по делам анциональностей и архивного... 1 36.3kb.
Однако и этот брак оказался недолгим в 1942 году Куксин погиб на... 1 305.09kb.
- 4 1234.94kb.
Заместители Министра культуры рсфср в. М. Стриганов, Е. В. Зайцев, В. В. Кочетков - страница №1/1

Заместители Министра культуры РСФСР В. М. Стриганов, Е. В. Зайцев, В. В. Кочетков, Е. Е. Милов

Воспоминания А. Д. Понько, ветерана Министерства культуры – начальника Главного организационно-инспекторского управления Министерства культуры РСФСР в 1975–1990 гг.


Почти пятнадцать лет в 70–80-х годах прошлого века мне довелось работать в аппарате Министерства культуры начальником Главного организационно-инспекторского управления, членом Коллегии Министерства.
Главк, кроме курирования территориальных органов культуры, выполнял обязанности по планированию работы Министерства, контролировал выполнение планов, занимался подготовкой расширенных коллегий Министерства, был своеобразным штабом. По долгу службы мне приходилось работать в тесном контакте с заместителями Министра, начальниками управлений и отделов, повседневно с ними общаться, консультироваться. Словом, я хорошо их знал, наблюдал их стиль работы, учился у них, перенимал опыт деятельности.
Все эти годы заместителями Министра были Е. В. Зайцев (первый зам), В. М. Стриганов, В. В. Кочетков, Е. Е. Милов. Каждый из них отвечал за определенный участок деятельности Министерства. Все они являлись опытными руководителями, внесшими значительный вклад в развитие культуры России. Вспоминая свою работу в Министерстве, я решил подробнее рассказать о плодотворной деятельности заместителей Министра, не претендуя на всесторонний анализ их работы. О работе Министра культуры Ю. С. Мелентьева я рассказал в статье «Видный деятель культуры», опубликованной в книге «Очерки истории Министерства культуры РСФСР и истории Министерства культуры Российской Федерации» (издание 2010 г.).
Василий Михайлович Стриганов на должности заместителя Министра проработал более 25 лет — с 1959 по 1985 годы. Он родился в 1920 году в Сибири, там же он начал и свою трудовую деятельность. Через некоторое время после окончания Новосибирского института военных инженеров железнодорожного транспорта Стриганов стал секретарем Новосибирского обкома ВЛКСМ. Энергичный, напористый, общительный, он быстро завоевал большой авторитет среди комсомольцев-сибиряков. Имея инженерное образование и склонность к работе с молодежью, он часто бывал в заводских, студенческих и сельских комсомольских организациях, организовывал массовую политическую и воспитательную работу среди молодежи.
Молодой перспективный комсомольский вожак вскоре был выдвинут на работу в ЦК ВЛКСМ, где возглавил отдел пропаганды. Стриганов быстро освоил республиканские масштабы деятельности, посещал многие обкомы и крайкомы ВЛКСМ, знакомился с работой комсомольских организаций и творческой молодежью. Большой интерес проявил он к деятельности культурно-просветительных учреждений: библиотек, клубов, музеев, народного творчества.
В апреле 1953 года создается Министерство культуры РСФСР, первоначально вобравшее многие отрасли культуры, в том числе печать, издательства, кино, общество «Знание», высшее образование и др. Формируется аппарат сотрудников Министерства. В. М. Стриганов становится заместителем Министра. Ему поручается один из очень сложных и ответственных участков работы — курирование самых массовых культурно-просветительных учреждений. Он уже прошел хорошую школу практической, организаторской работы в комсомоле на ответственных постах областного и республиканского масштабов, и эта работа Стриганову по душе. Он со всей ответственностью подошел к подбору кадров в подчиненные ему управления библиотек, музеев и охраны памятников. Начальниками управлений многие годы при нем работали Кудряков, Немченок, Фенелонов, Бачалдин, Бартковская, Евстигнеев, Пруцын, Орешкина, Ермолаев, Дейнеко, Зорина и др.
В. М. Стриганов отличался инициативностью, поиском нового, настойчивостью, глубоко вникал во все дела многогранной и многоплановой работы культпросветучреждений, особенно в содержательную часть этих учреждений.
В. М. Стриганову принадлежит выдающаяся роль в становлении и развитии российских библиотек. В те годы был принят ряд важных правительственных решений о развитии библиотечного дела, в подготовке которых он принимал личное участие. Под руководством Стриганова подготовлена библиотечная классификация (ББК), получившая Государственную премию. Особенно значительна роль Стриганова в подборе кадров как для библиотечной службы Министерства, так на посты руководителей республиканских библиотек, способных вести динамичное и новаторское развитие учреждений. В то время разрабатывались и внедрялись новые принципы и нормативы создания нормальной сети массовых библиотек разных ведомств, велась громадная по масштабам работа по упорядочению сети библиотек для детей и юношества, для обслуживания слепых и слабовидящих, проведению централизации библиотечного дела, внедрению открытого доступа к книгам, бесплатного книгообмена. В новом качестве была создана единая система организационно-методического руководства, научного и информационного обеспечения библиотечного дела. По инициативе В. М. Стриганова было организовано действенное соревнование за лучшую постановку деятельности библиотек. По итогам соревнования и другим переписям за период с 1972 по 1985 гг. общее количество библиотек всех типов и видов выросло примерно на 38 тыс., на 800 млн увеличилось количество книг и других документов в их фондах. Прирост штата составил более 70 тыс. чел. Более чем в два раза стало больше читателей.
На Министерство культуры была возложена функция государственного контролера, координатора, организатора межведомственного взаимодействия и методического руководства. Стриганов лично много занимается этим делом. Библиотечная система находилась на подъеме. То был наиболее плодотворный период в развитии общегосударственной системы общественного пользования книгами. В развитие библиотечного дела государство вкладывало значительные средства. В большой мере уровень управления библиотечным делом зависел, несомненно, от руководителя отрасли. В. М. Стриганов как раз соответствовал предъявляемым высоким требованиям.
Талант масштабного, энергичного и инициативного руководителя Василия Михайловича Стриганова особенно проявился на поприще государственного управления музейным делом. Более двух десятилетий он курировал в Министерстве вопросы крупной подотрасли культуры — музейное строительство в республике, внедрение в управление музеями плановости и систематичности их организации и деятельности.
До 1953 года государственное управление музеями было раздроблено между Наркомпросом, Всесоюзным комитетом по делам искусств и Комитетом по делам культурно-просветительных учреждений при СНК РСФСР, созданным в феврале 1945 г. В связи с образованием в марте-апреле 1953 г. Министерств культуры СССР и РСФСР произошло объединение музейного дела и охраны памятников в единой системе Министерства культуры СССР и РСФСР. Министерству культуры СССР отошли несколько музеев всесоюзного значения — Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и др. Все остальные крупные музеи были переданы Министерству культуры РСФСР. В нем было создано Управление музеев и охраны памятников, взявшее курс на укрепление их материальной базы и упорядочение сети музеев, как республиканских, так и местных. К 1956 г. сеть республиканских музеев составила 22 музея (13 основных и 9 филиалов). Среди них — Музей революции, исторический, литературный с филиалами, биологический им. Тимирязева, Дарвиновский, этнографии народов СССР, Всесоюзный музей А. С. Пушкина в Ленинграде и в Михайловском, Л. Н. Толстого в Москве и в «Ясной Поляне», Театральный им. Бахрушина, Бородинский военно-исторический.
В. М. Стриганов совместно с Управлением музеев Министерства повседневно занимался организаторской работой по восстановлению музеев разных профилей, разрушенных войной, организацией новых музеев, постоянным пополнением музейных коллекций, совершенствованием системы методического руководства музеями, разработкой вопросов истории и теории музейного дела, проблем музейной педагогики, подготовкой и распределением музейных кадров. Особое внимание он обращал на подбор руководителей республиканских музеев, регулярно посещал музеи, встречался с сотрудниками, привлекал к работе в музеях видных ученых различных областей. Его авторитет в сфере музейных работников был очень высок, а чуткость и забота о них вызывали глубокое уважение.
Много внимания Стриганов уделял организации музеев-заповедников на базе архитектурных памятников, в том числе Новгородского, Владимиро-Суздальского, Костромского, Горьковского, Тобольского, Ярославо-Ростовского. Заповедниками были объявлены Троице-Сергиева лавра, Андроников монастырь, Кижи, Музей Суворова в Кончанском и др. С его участием значительно расширилась сеть биографических, мемориальных, художественных музеев в областных и краевых центрах, отдельных городах и районах.
К началу 1960 года музейная сеть РСФСР составляла 519 музеев, в т. ч. в Москве — 58, Ленинграде — 55, на местах — 406. По ведомственной принадлежности: Академия наук СССР — 15 музеев, Минкультуры СССР — 8, Минкультуры РСФСР — 428 (в том числе 34 музея республиканского значения и 387 — местного), другие ведомства — 58 музеев. В музеях работало свыше 2,5 тысяч научных и свыше 8 тыс. технических сотрудников.
В 1960–1980-х гг. происходит дальнейший рост интереса к музеям, так называемый «музейный взрыв». К концу 1982 г. в РСФСР действовало 828 музеев, включая 55 филиалов.
Вклад В. М. Стриганова в развитие музейного дела в РСФСР значителен. Вместе с ним музейными делами в Министерстве плодотворно занимались опытные специалисты — В. С. Шкурко, А. В. Бартковская, В. С. Евстигнеев, Г. И. Бражникова, Г. А. Староторжская, М. А. Кайнова, Э. А. Котлярова, В. Л. Воронцов, Л. И. Колесникова, Т. А. Полякова, А. А. Шумова и др. Заложенные при Стриганове традиции управления музеями продолжают осуществляться новыми поколениями музейных работников.
Одним из ведущих направлений деятельности Министерства культуры в 50–80-е годы прошлого века являлось управление развитием клубного дела и народного творчества. Эта работа координировалась и управлялась в Министерстве В. М. Стригановым. Небывалого размаха достигло развитие сети клубных учреждений и строительство клубных помещений на селе и районных домов культуры. Особенно активно создавались и строились клубы в районах освоения целинных земель, Нечерноземья, на БАМе, в Сибири. Ежедневно в республике вводилось в строй 3–5 новых помещений клубов, 90 % из них — на селе. За 1954–1955 гг. в областях освоения целины открыто около сотни дворцов культуры, 150 сельских клубов, 1 130 изб-читален были реорганизованы в клубы. Сюда направлено свыше одной тысячи клубных работников со специальным образованием. В республике в 1981 году действовало 77,5 тысяч клубов.
Огромного успеха достигли народное творчество, сельская художественная самодеятельность, культурно-просветительская работа. Каждые два года проводились всесоюзные и всероссийские фестивали (смотры, конкурсы) сельской и городской самодеятельности, народного творчества. В них участвовали сотни тысяч коллективов художественной самодеятельности, насчитывающих свыше десяти миллионов участников. В организации масштабных фестивалей, координации этой работы с профсоюзами, комсомолом, творческими союзами, особенно раскрылись организаторские способности и авторитет В. М. Стриганова. Значителен его вклад в организацию системы методического руководства культпросветработой, поиск новых форм работы, централизацию клубного дела, организацию шефства деятелей искусств над народным творчеством, создание Центрального дома народного творчества и Центрального научно-методического кабинета.
Ежегодно Министерством издавались десятки различных методических и нормативных сборников и справочников по клубному делу, репертуарных и информационных сборников по народному творчеству, учебных пособий, сборников пьес, песен, музыкальных сочинений, рекомендуемых коллективам художественной самодеятельности, осуществлялись заказы писателям и композиторам на создание произведений для художественной самодеятельности. В Главном управлении культурно-просветительных учреждений в 1962 г. было создано четыре территориальных отдела. Они действовали до 1974 г.
В. М. Стриганов проводил большую организаторскую работу непосредственно в областях, краях и республиках, особенно в тех местах, где труднее всего решались вопросы культурно-просветительной работы.
В 1970–1980-е годы в стране развернулись колоссальные новостройки — БАМ, Запсибнефтегазовый комплекс, Атоммаш в Ростовской области, военно-промышленные комплексы. При них развертывалось и большое культурное строительство.
В. М. Стриганову принадлежит идея создания специальной межведомственной комиссии по культурному обслуживанию строителей БАМа, в которую вошли представители других министерств, профсоюзов, творческих союзов, концертных организаций и др. Стриганов руководил этой комиссией, а я был его заместителем. В районах строительства БАМа успешно возводились новые библиотеки, клубы, Дома культуры, туда направлялись автоклубы. Ежегодно в августе проводился фестиваль «Огни магистрали», в которых участвовали выдающиеся концертные исполнители, деятели различных концертных бригад, писатели, композиторы, художники.
Первостепенное внимание Стриганов уделял вопросам развития культуры в закрытых городах министерств атомного и среднего машиностроения, а также северных территорий. По его инициативе в Министерстве были созданы методический отдел, курирующий закрытые города, и отдел северных и передвижных клубных учреждений, курирующий вопросы развития культуры малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Было организовано соцсоревнование территорий Нечерноземья по 22 показателям культурного обслуживания населения с вручением солидных денежных премий и переходящих Красных знамен.
Мне импонировал стиль работы Василия Михайловича. Свои поручения он всегда выражал в форме совета, пожелания, рекомендации, рассуждения. Их было нельзя не выполнить. Они были разумны, точны, конкретны, глубоки. Он обладал колоссальным опытом работы с людьми разных категорий, положений, характеров. Из его кабинета никто не выходил раздраженным, неудовлетворенным, обиженным. Не всегда он мог дать положительное решение того или иного вопроса. Но он до конца стремился использовать свои возможности (служебные, личные), чтобы помочь решить проблему того или иного посетителя, особенно если это касалось работников с мест, посещающих Москву.
Он был противник продолжительных совещаний, заседаний, так называемых оперативок, отбирающих немало времени у сотрудников. Мне довелось почти десять лет чуть ли не ежедневно встречаться с ним в кабинете, на коллегиях Министерства, совещаниях у Министра или по телефону и решать многочисленные вопросы, советоваться, вырабатывать те или решения. Он всегда был собран, активен, деловит, организован, требователен, добродушен. Он был личностью творческой, наполненной интересными идеями, планами, причем ни какими-то воздушными, а реальными, деловыми, выполнимыми. Сила его слова, благородство, сдержанность делала его примером для многих.
Готовя этот материал о Стриганове, мне удалось поговорить со многими его бывшими подчиненными. Все они ценили его талант, доброту, безупречную порядочность, чувство собственного достоинства, готовность придти на помощь, его бескомпромиссность, желание брать на себя решение сложных вопросов. Он вполне соответствовал тому времени, не бегал по кабинетам начальства в разные инстанции, не чурался «черновой» работы.
В последние годы жизни он тяжело болел. Мужественно боролся со своей болезнью, по-прежнему полностью отдавался работе, правда, реже выезжал в командировки. В 1985 г. Василий Михайлович ушел из жизни. Прошло более четверти века. Ветераны-культпросветчики и все, кто с ним работал, общался, по прежнему отзываются о нем, как о выдающемся руководителе, человеке высоконравственном, бескорыстном, бесконечно преданном порученному делу. Он оставил после себя светлую память.
Евгений Владимиров Зайцев первый заместитель Министра культуры РСФСР, родился в 1925 г., кандидат исторических наук, прошел большую школу партийной работы — первоначально в Ростовском Обкоме КПСС, затем в отделе культуры ЦК КПСС. В 1967 г. назначен первым заместителем Министра культуры РСФСР. В этой должности проработал до 1983 г. В Министерстве культуры РСФСР курировал три структурных подразделения: управление театров, управление учреждений изобразительных искусств и отдел по подготовке и организации зарубежных гастролей (Управление зарубежных культурных связей).
Зайцев обладал хорошими организаторскими способностями, большой работоспособностью, высокой ответственностью за порученное дело, глубокими и разносторонними знаниями, умением плодотворно работать с творческой интеллигенцией. Он быстро освоил очень сложный участок работы в Министерстве. Не имея специального базового театрального и художественного образования, а также опыта работы непосредственно в театре, в художественном музее или в галерее, очень много самостоятельно занимался изучением театрального дела и изобразительного искусства. Особое внимание Зайцев обращал на подбор хороших специалистов, имеющих хорошую теоретическую вузовскую подготовку и практику работы в театрах, научно-исследовательских учреждениях, профессионалов своего дела в управлении театров и ИЗО-учреждений. В своей работе опирался на них, доверял им и одновременно учился у них.
Значительное внимание Е. В. Зайцев уделял вопросам развития изобразительного искусства, принимал личное участие в подготовке постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства в РСФСР в свете решений XXV съезда КПСС» (октябрь 1976 г.), в котором были определены конкретные меры по увеличению государственных средств на закупку художественных произведений у художников, обеспечению художников мастерскими, открытию новых художественных галерей и музеев… Совместно с союзами художников СССР и РСФСР ежегодно проводились десятки республиканских и сотни региональных выставок художественных произведений, в которых участвовали многие сотни художников. Только в Москве ежегодно проходили более 20 групповых и персональных художественных выставок, а также Недели изобразительного искусства, Дни открытых дверей в мастерских художников. В целом 1970-е годы можно охарактеризовать, как годы существенного подъема деятельности российских художников. В РСФСР ежегодно сооружалось более двух десятков памятников и монументов. Были созданы и успешно развивались республиканские организации «Росизопропаганда» и «Росмонументискусство». Ежегодно по 5–10 художников получали государственные премии, по 10–20 — почетные звания «народный художник» и «заслуженный художник». В центре внимания Е. В. Зайцева и Министерства в целом были вопросы научно-исследовательской и научно-методической работы по изобразительному искусству и деятельности художественных музеев, картинных галерей и выставочных залов. Он любил работать с художниками, многих знал лично, бывал у них в мастерских. Его рабочий день был наполнен встречами с представителями творческой интеллигенции и подготовкой различных документов.
В 1960–1970-е годы успешно развивалась театральная деятельность в РСФСР, создавались новые театры в областях и краях, строились театральные помещения. Особое внимание обращалось на развитие сети национальных театров автономных республик и городских округов, а также кукольных театров. Министерство выделяло значительные суммы на приобретение новых пьес, строго контролировало репертуарную политику театров, много внимания уделяло организации гастролей театров, проведению различных фестивалей и смотров драматургии и театрального искусства. Практически ежегодно проводились театральные фестивали, посвященные крупным общественно-политическим и литературным событиям (110-летие со дня рождения В. И. Ленина, 60-летие образования СССР, 35- и 40-летие Победы в Великой Отечественной войне, 150-летие Л. Н. Толстого, 120-летие А. П. Чехова и др.)
Евгений Владимирович в основном занимался театрами через сотрудников Управления. В те годы в театрах успешно шел показ пьес современных авторов: А. Арбузова, А. Абдулина, А. Вампилова, Н. Думбадзе, Е. Ибрагимбекова, А. Дударева, И. Дворецкого, И. Друце, А. Салынского, В. Розова и др., а также русская и советская проза по произведениям М. Шолохова, К. Симонова, С. Залыгина, В. Шукшина, М. Алексеева, Ф. Абрамова, В. Распутина, Ю. Бондарева, П. Проскурина, Е. Носова, В. Катаева, а также пьесы русских и зарубежных классиков.
Руководство Министерства способствовало раскрытию таланта многих театральных режиссеров, в том числе Е. Симонова, Г. Товстоногова, О. Ефремова, О. Агамирзяна, В. Кузьмина, А. Гончарова, М. Захарова, Н. Сличенко, А. Дунаева, Г. Волчек, П. Монастырского, Г. Дроздова и других. Ежегодно к званиям «Народный артист РСФСР» представлялись по 30–50 артистов и режиссеров, 4–5 режиссеров удостаивались государственной премии РСФСР им. К. Станиславского за лучшую режиссерскую работу.
Е. В. Зайцев много внимания уделял зарубежным культурным связям, направлению театральных и концертных коллективов, а также выдающихся артистов, музыкантов, композиторов в гастрольные поездки в латиноамериканские, европейские и другие страны, в группы советских войск в Германии, Чехословакии, Польше и Венгрии. Культурные связи в различных формах осуществлялись со 120 странами и более 250 международными культурными организациями.
Талант хорошего организатора Е. В. Зайцев особенно проявил, возглавляя культурную программу в дни проведения в Москве летних игр XXII Олимпиады. В рамках культурной программы в Москве прошло 5 500 мероприятий, их посетило 9,5 млн человек. Мне довелось в то время быть одним из его помощников в группе по подготовке и проведению культурной программы.
Е. В. Зайцева как заместителя Министра культуры отличала некоторая педантичность, суховатость в общении с посетителями и сотрудниками, чрезмерная осторожность в принятии тех или иных решений. Он строго проводил линию и требования партийных органов, был требователен и справедлив к подчиненным, чрезмерно дипломатичен, бесконфликтен, поддерживал инициативу, слишком заботился о своем авторитете.
В 1983 году он был назначен первым заместителем Министра культуры СССР. В 1986 — переведен на работу в ЦК КПСС.
С 1988 г. Евгений Владимирович около шестнадцати лет трудился заместителем директора по научной работе научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Не будучи сам художником, он многие годы общался с известными мастерами кисти. Имея склонность к научной работе, Зайцев стремился глубоко познать вопросы теории и особенно истории изобразительных искусств. Его влекла тема участия художников в Великой Отечественной войне. В предисловии одной из книг он писал: «В жизни есть события, которые навечно западают в душу. Таким событием для живущих и грядущих поколений стала Великая Отечественная война. Потеряв память о ней, как, впрочем, и об иных трагедиях XX века, мы превратимся в Иванов, не помнящих родства. И тогда утратим чувство привязанности к родной земле, Родине, ее многострадальной поступи. И прекратится связь поколений. Вот почему я вновь и вновь берусь за перо».
В 1986 году выходит первая крупная работа Е. В. Зайцева «Художественная летопись Великой Отечественной войны». В ней автор собрал и обобщил богатейший материал о художниках — как непосредственных участниках войны, так о тех, кто талантливо отразил подвиг советского народа в разгроме немецко-фашистских захватчиков. В армию были мобилизованы и ушли добровольно на фронт 1 260 художников, в том числе свыше 800 из РСФСР.
Тему Великой Отечественной войны глазами художников он продолжил в своих книгах-альбомах в девяностые годы. В 1995 году выходит исследование «Война и мир глазами художников» в 2000 году — альбом с большой вступительной статьей Зайцева «Этого забыть нельзя», посвященный 55-летию Победы. Автор анализирует и показывает графические, живописные и скульптурные работы ведущих российских художников, посвященные войне.
В 1998–1999 гг. выходят два издания, посвященные Российской академии художеств: «Российская академия художеств и отечественное искусство XX века» (авторы — Зайцев и Ванслов) и CD-ROM «Академия художеств. XX век. Сто имен», созданный под руководством Зайцева.
В 2000 году Е. В. Зайцев издает большой альбом «Гелий Коржев», посвященный 75-летию Г. М. Коржева. В нем автор глубоко анализирует жизнь и творчество крупнейшего художника нашего времени, с которым был хорошо знаком многие десятилетия.
Мне довелось встретить Е. В. Зайцева последний раз на праздничном юбилейном вечере, посвященном его 75-летию. Вечер был организован Президиумом Академии художеств в ресторане академии. Присутствовало более 60 художников и близких юбиляра. Теплые слова в адрес юбиляра выразили президент академии З. Церетели, многие члены Президиума. Мы сидели с ним за одним столом, вспоминали годы совместной работы в Министерстве, делились впечатлениями о днях сегодняшних. Он выглядел несколько усталым и, как всегда, чрезмерно серьезным, педантичным, деловым, задумчивым.
Завершая свои краткие воспоминания о Е. В. Зайцеве, благодаря которому я стал в конце 1975 г. работником Министерства культуры, хочу отметить: безусловно, его вклад в развитие культуры в РСФСР и СССР существенен. Он был одним из видных государственных управленцев культурного строительства в нашей стране.
После тяжелой и продолжительной болезни Е. В. Зайцев скончался в 2004 году. Все, кто с ним работал, встречался, общался, помнят его как весьма ответственного, четкого партийного и государственного работника, патриота России.
Кочетков Владимир Васильевич заместитель Министра культуры РСФСР, принят на работу в Министерство в 1959 году. Некоторое время он был начальником управления учебных заведений и кадров, затем стал заместителем Министра. В Министерстве он проработал более 35 лет.
Значительна роль Кочеткова В. В. в создании и руководстве учебными заведениями культуры и искусства. На этом участке работы наиболее ярко проявились его организаторские способности, профессионализм, высокие нравственные качества. Бурное развитие в 1950–1970-е годы сети учреждений культуры и искусства, культурного строительства в стране, требовало квалифицированных кадров с высшим и средним специальным образованием. В системе Министерства необходимо было создать, по существу, новую подотрасль руководства учебными заведениями, готовящих квалифицированные кадры для учреждений культуры и искусства. Эта задача усилиями руководства Министерства, особенно курирующего этот участок работы заместителя Министра Кочеткова В. В. и Управления учебных заведений, была успешно решена. Уже к 1970-м годам была в основном сформирована сеть учебных заведений, готовящих кадры для учреждений культуры и искусства, и в последующие годы она только наращивалась. В 1976 г. в системе Министерства было 21 высшее учебное заведение и 8 средних специальных училищ. В 1989 г. насчитывалось уже 37 высших учебных заведений и 20 средних специальных учебных заведений. В 1982 г. они выпустили 9 тыс. специалистов с высшим образованием и более 27 тысяч выпускников со средним специальным образованием. Министерство являлось учредителем этих учебных заведений, за ним были закреплены функции управления и методического руководства (единое финансирование, разработка нормативной базы, подготовка учебных пособий, подбор кадров, материально-техническое обеспечение, оперативный контроль и др.)
Разнообразные учебные заведения были размещены по всей республике. Управление и контроль за их деятельностью требовал немалых усилий, знаний и опыта как от курирующего заместителя Министра, так и от сотрудников управления учебных заведений. Управление учебными заведениями и системой профессионального художественного образования являлось одной из составных частей государственной культурной политики. Министерство получило лицензии на подготовку кадров в сфере искусств. Творческие вузы совершили прорыв на международную арену, проведя конкурсы студенческих работ в области музыки, театра, хореографии и т. д. Важное внимание было уделено развитию переподготовки кадров.
Одной из важнейших заслуг В. В. Кочеткова является создание в РСФСР сети внешкольного дополнительного художественного образования для детей. Он выступил не только одним из инициаторов, но и активным организатором детских музыкальных и художественных школ и школ искусств. Они создавались в городах, сельских районных центрах и даже в крупных селах. К 1980-м годам насчитывалось уже более пяти с половиной тысяч этих учебных учреждений с количеством обучающихся 1 млн 300 тыс.
В детских школах разных профилей трудились 110 тысяч преподавателей. Большинство детских школ становилось культурными центрами в районах и селах. Создание детских школ искусств разных профилей — явление выдающееся в культурном строительстве России.
В. В. Кочетков курировал и управление кадров Министерства. Он заботливо и весьма уважительно относился к творческой интеллигенции, преподавательским кадрам учебных заведений. Ему чужд был административно-командный стиль работы с кадрами. Он хорошо понимал психологию творческих работников, регулярно с ними встречался как в рабочем кабинете, так и во время посещения учебных заведений, театров, концертных коллективов, поддерживал предложения управлений Министерства о поощрении творцов званиями, наградами, премиями. Кочетков активно помогал Министру принимать окончательные решения по кадрам. Он был нетороплив в решениях, несколько флегматичен, бесконфликтен, доверял руководителям и сотрудникам подведомственных ему управлений, поддерживал их инициативу и дорожил их авторитетом.
Владимир Васильевич обладал качествами ответственного работника государственного аппарата, хорошо понимал стратегию развития отрасли, активно участвовал в ее разработке, умел анализировать состояние дел, видеть перспективу, исходя из возможностей государства, настойчиво реализовывал принятые Правительством и Министерством решения, постоянно стремился повышать свои знания в области культуры и искусства и совершенствовал свой опыт работы в государственном аппарате.
Он был демократичен, вполне доступен в общении с кадрами отрасли, имел обширную аудиторию знакомых и друзей среди творческой интеллигенции и преподавательского состава учебных заведений и научных учреждений, охотно с ними встречался, в рамках возможного помогал решать их просьбы и предложения.
Последние годы жизни Кочеткова были трагичны. Владимир Васильевич тяжело заболел и в 1994 году ушел из жизни. Прощание с ним прошло в Художественном училище 1905 года.
Евгений Емельянович Милов заместитель Министра, вел в Министерстве экономические, финансовые, производственные, строительные и хозяйственные вопросы. В его ведении находились четыре управления: планово-финансовое, капитального строительства и технического оборудования, планирования материальных фондов и техники, хозяйственное. Круг обязанностей Милова и этих управлений был чрезвычайно широк. Совместно с соответствующими подразделениями Госплана и Минфина РСФСР управления Минкультуры рассматривали ежегодные бюджеты как Министерства, так и местных органов культуры — министерств автономных республик, управлений культуры облисполкомов, крайисполкомов, вели организацию капитального строительства театров, концертных залов, библиотек, клубных учреждений, музеев и др., обеспечивали все учреждения специальным автотранспортом (автоклубами, «библиобусами»), театральным, библиотечным оборудованием, аттракционами, изготавливаемыми на заводах Министерства. В непосредственном подчинении Министерства действовало более 30 производственных предприятий, в том числе 16 механических заводов, производящих сбор автоклубов, библиобусов, производство и установку театрального, библиотечного и нестандартного оборудования, аттракционов и т. д., несколько специализированных управлений (Ростехмонтаж, Росаттракцион, Росреставрация, театрально-производственный комбинат). Все они располагались в различных регионах России.
В 1960–1970-е годы особенно бурно велось строительство новых помещений театров, музеев, концертных залов, библиотек, цирков, клубов. Только в XI пятилетке в РСФСР было построено и введено 24 театра и концертных зала на 22 330 мест (17 театров и 7 музыкальных театров и концертных залов).
Е. Е. Милов обладал хорошими организаторскими способностями, интеллигентностью, большим опытом экономической и хозяйственной работы на должности заместителя председателя Кемеровского облисполкома, откуда он пришел в Министерство. Он постоянно выезжал на стройки, лично принимал участие в завершении сооружения музейно-мемориального комплекса «Сталинградская битва» в Волгограде, рассматривал и утверждал проекты строительства театров, библиотек и других сооружений. У него наладились хорошие деловые связи с обл-, край- и горисполкомами, ведущими строительными организациями. Он был контактен, работоспособен, дисциплинирован, с полной ответственностью относился к своим государственным обязанностям, проявлял заботу о сотрудниках подведомственных организаций, управлений, доверял их руководителям, смело брал на себя решения многих вопросов, входивших в его компетенцию. В Министерстве Милов работал до 1991 года, в котором ушел на пенсию по возрасту. В декабре 2003 г. Евгений Емельянович умер. Все, кто с ним работал, общался, характеризуют его с положительной стороны, как одного из авторитетных руководителей Министерства, профессионала своего дела, большого патриота отрасли культуры, умевшего находить контакты со всеми категориями, в том числе и с творческими руководителями театров, концертных коллективов, учебных заведений и других организаций и учреждений культуры и искусства. Мне довелось это наблюдать во время работы в Министерстве в течение пятнадцати лет. Я постоянно общался с Миловым, решая те или иные вопросы, особенно связанные с территориальными проблемами развития культуры.
В аппарате Министерства культуры по штату было пять заместителей Министра, которые назначались по представлению Министра Советом министров РСФСР. Они входили в номенклатуру ЦК КПСС, и при назначении их на должность требовалось согласие ЦК партии.
Руководство Министерства — Министр и его заместители — размещалось на третьем этаже здания Министерства. Здесь же находился небольшой зал коллегии Министерства и канцелярия, а также спецбуфет, обслуживающий руководство Министерства, начальников управлений и членов коллегии. У каждого из заместителей Министра был секретарь или помощник. Заместители Министра имели некоторые привилегии, были прикреплены к правительственной поликлинике, имели право заказа пошива одежды в мастерских и пользовались набором продуктов в спецмагазине за определенную плату, пользовались автомобильным транспортом ХОЗУ Министерства.
Кроме Е. В. Зайцева, В. М. Стриганова, В. В. Кочеткова и Е. Е. Милова, заместителями Министра, курирующими музыкальные учреждения и концертную деятельность, были Колобков Сергей Михайлович и сменивший его Флярковский Александр Георгиевич, а затем Шкурко Александр Иванович. Вместо ушедшего из жизни В. М. Стриганова заместителем Министра стала Нина Борисовна Жукова, пришедшая из аппарата ЦК КПСС. Вместо Е. В. Зайцева первым заместителем Министра непродолжительное время был Михаил Алексеевич Грибанов.
Усилиями Министра и его заместителей в Министерстве господствовал дух творчества, созидания, энтузиазма, ответственности, оптимистического настроя, взаимной поддержки. Все это передавалось в среду творцов культуры и искусства, во все организации и учреждения отрасли, в местные органы культуры. Министерство тесно сотрудничало с республиканскими творческими союзами и обществами, что помогало успешнее решать стоящие задачи по развитию культуры РСФСР в 50–80-е годы XX века.
Все годы Министерство работало в весьма напряженном режиме. Были подъемы и спады, успехи и недостатки, нередко в адрес Министерства звучала серьезная критика с разных сторон. Министерство воспринимало критические замечания и стремилось максимально устранять недостатки. В целом культура развивалась поступательно вместе с поступательным развитием страны.